Формы (источники) права

а)»То, из чего исходит, возникает, проистекает что-нибудь; исходная причина, основа происхождения чего-нибудь»;

  • б)»Письменный памятник, подлинный оригинал, на основе которого строится научное исследование».

Понятие «форма» является философской категорией и определяется как «способ существования, организации и выражения содержания», содержание же трактуется как «единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций».

В соответствии с данными определениями можно охарактеризовать термин «источник права» с двух сторон. Во-первых, как явление, которое по своей сути является правообразующим, первичным по отношению к праву, обуславливает его, является «источником» формирования норм права. Во-вторых, как внешнее выражение, форма существования правовой нормы, источник, на основе которого возникают правоотношения.

Исходя из этого, иногда выделяют источники права в материальном смысле (социальные, экономические отношения, условия жизни), в идеальном смысле (правовое сознание, культура) и в формально-юридическом смысле (способ выражения и закрепления нормы права).

То есть в зависимости от контекста, термин «источник права» понимается, либо как причины возникновения, становления права как явления, либо как формально выраженные правовые нормы, сами по себе взятые. Следует заметить, что в российской правовой науке «формально-юридическое» представление об источнике права является наиболее распространенным.

Что же касается «формы права», то, как категория, она отражает всё то, что существует в обществе, все общественные отношения. Под формой права подразумеваются способы выражения права. Существуют внутренняя и внешняя формы права. Внутренняя форма это структура права, вся система элементов. Внешняя форма это комплекс юридических источников, которые закрепляют правовые явления и позволяют ознакомиться с их содержанием.

Наряду с понятием «форма права» в юридической литературе можно встретить понятие «правовая форма». Если под формой права понимают способ существования, внешнее выражение самого права, то правовая форма рассматривается как «форма организации неправовых — экономической, социальной, политической и других сфер жизни общества с помощью права».

Две категории: «источник права» и «форма права» довольно тесно связаны между собой, и очень часто они либо отождествляются, либо различаются. Выделяют два основных решения данного вопроса.

4 стр., 1509 слов

КОЛЛИЗИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ...

... 541 с. 25. Матузов Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения/ Матузов Н. И. // Правоведение. ... - 823 с. 15. Кузнецов А.П. Коллизии в праве: теоретическое исследование / Кузнецов А.П. // ... Коллизии в уголовном праве: дис. ... д-ра юрид. наук / Незнамова З.А. - Екатеринбург, 1995. - 372 с. 28. Некрасов С. И. Федеральные и региональные средства и способы преодоления юридических коллизий ...

Первое решение заключается в полном отождествлении данных понятий. Источник права сводится к форме права и наоборот. В этом случае обычно «под формой (источником) права понимаются определенные способы (приемы, средства) выражения государственной воли общества».

Суть второго решения вопроса о соотношении источника права и формы права заключается в рассмотрении данных понятий как полностью несовпадающих друг с другом. В этом случае понятие «форма права» понимается как способ существования, организация, внешнее оформление содержания общеобязательных правил поведения, а понятие «источник права» как система правообразующих факторов, предопределяющих содержание и форму права.

Очевидно, что данные подходы страдают некоторой односторонностью в рассмотрении вопроса. Представляется оптимальным такой вариант, когда понятия «источник права» и «форма права» следует рассматривать в одних случаях как тождественные, а в других нетождественные. Все зависит от того какое конкретное значение исследователь вкладывает в данные термины. Так, нередко предпринимаются попытки классификации источников права по различным критериям, их подразделяют на реальные и формальные, первичные (материальные) и вторичные (формально-юридические) источники права. В данной классификации под первичными, материальными источниками права понимаются социально-экономические, политические причины, условия возникновения, зарождения права. Вторичные источники права выступают в виде нормативно-правовых актов, являются внешними формами выражения права, и исторически обуславливаются первичными источниками права. Исходя из этого, по мнению М.Н. Марченко «Совпадение формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о вторичных, формально-юридических источниках права».

Когда же речь идет о первичных источниках права, то их совпадения с формами права быть не может, поскольку в этом случае данные понятия относятся к разным сферам жизни общества, представляют собой два взаимосвязанных, но разных явления.

Так же различение понятий «источник права» и «форма права» достаточно определенно прослеживается в общетеоретических, научных работах, в юридической практике данные понятия практически повсеместно отождествляются.

Таким образом, вопрос о соотношении данных понятий, также как и вопрос об их понимании, толковании в современной юридической науке остается открытым, хотя и достаточно разработанным. Большую роль в данном случае играет теоретическая позиция ученого, подход к пониманию права вообще, источников и форм права в частности.

2. Основные формы права

2.1 Правовой обычай

Исторически первой формой права являлся правовой обычай.

«Правовой обычай — это правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое государством».

Большинство ученых возникновение правового обычая связывает с общим процессом становления государства.

В результате разложения первобытнообщинного строя веками формировавшаяся система социальных норм, не исчезает бесследно, а находит свое выражение и продолжение в правовой системе государства, формируется так называемое обычное право, фиксируемое в письменных сборниках (Законы Хаммурапи в Вавилоне, Русская Правда в Древней Руси и т.п.).

3 стр., 1130 слов

По теории государства и права : Правовая сис понятие и элементы

... правовых систем (семей) современности.. Целью данной работы является определение понятия и выявления признаков правовых систем и правовых семей. Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задания: определить понятие правовой системы; охарактеризовать структуру правовой системы; изучить правовые системы. Методом, используемым в работе, ...

В процессе общественной практики могут вырабатываться и новые обычаи. В ходе дальнейшего развития обычай может либо закрепиться в позитивном праве, как самостоятельная правовая норма, либо остаться не писанным, но при этом признаваться государством в качестве источника права.

В настоящее время правовой обычай охватывает достаточно узкие сферы общественной жизни, но, тем не менее, ссылка на него может отражаться в законе. Так, Кодекс торгового мореплавания гласит, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, «обычно принятого в порту погрузки».

Важно отметить, что правовой обычай как источник права в разных правовых системах используется неодинаково. В Российской Федерации, правовой обычай находит свое применение главным образом в сфере гражданского права.

2.2 Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт является самой распространенной формой права в современном мире и основным источником позитивного права вообще. Нормативно-правовой акт понимается как «акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права». Другими словами нормативный акт это официальный документ содержащий норму права, обладающий общеобязательной силой, принятый компетентным государственным органом и обеспечивающийся аппаратом принуждения государства.

Нормативно-правовой акт как источник права имеет длительную историю. В период зарождения государственности нормативное регулирование общественных отношений распространялось лишь на те сферы жизни, которые были непосредственно связаны с государственной властью, частные, семейные, имущественные отношения долгое время регулировались обычным и прецедентным правом. Роль нормативно-правовых актов в эпохи рабовладения и феодализма также не была всеохватывающей. По мере развития общества, становления буржуазного права, вовлечения все большего числа общественных отношений в сферу правового регулирования, формирования системы позитивного права значение нормативно-правового акта увеличивается. Рост роли нормативного акта в общественном регулировании также связан с совершенствованием юридической техники, поскольку данная форма права в отличие от казуистичного обычного и прецедентного права предполагает высокую степень абстрагирования при изложении правовой нормы. На сегодняшний день, нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе, и в частности в системе права Российской Федерации.

Нормативный акт имеет свои существенные черты, которые отличают его от других форм права. В.В. Лазарев, характеризуя нормативно-правовой акт, отмечает, что, во-первых он «издается по общему правилу компетентным государственным органом», то есть право издания нормативно-правовых актов находится в исключительном ведении государства, а также негосударственных органов, которым государство делегировало правотворческие полномочия. Во-вторых «нормативно-правовые акты принимаются в определенном процедурном порядке». Это означает, что процесс правотворчества регламентирован, перед тем как законопроект воплотится в нормативно-правовом акте, он проходит определенные стадии рассмотрения, доработки, фиксируемые в законе.

3 стр., 1199 слов

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения ...

... области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а поэтому необходимость в обязательном правовом, нормативно-техническом и организационном регулировании данной ... принципов, положенных в основу международного экологического сотрудничества. Декларация провозгласила право человека на жизнь ... экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении ...

В-третьих «нормативно-правовой акт содержит нормы права». Это обязательное условие, в случае отсутствия нормы права в издаваемом государством документе, он не является нормативно-правовым актом. Норма права составляет содержание нормативного акта. В-четвертых «нормативный правовой акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты: официальное название и наименование, номер, указание на орган, принявший данный акт, на время принятия и время вступления в действие, на место официального опубликования». Также нормативный акт имеет упорядоченную внутреннюю структуру. Первичный элемент этой структуры — статья, статьи объединяются в главы, те, в свою очередь, в разделы. В объемных нормативных актах встречается деление на общую и особенную части. В-пятых, «нормативный правовой акт обладает юридической силой», то есть имеет свойство оказывать реальное действие, порождать юридически обязательные последствия. Вся совокупность нормативно-правовых актов образует целостную систему, в которой элементы находятся во взаимосвязи и соподчинении, определенной иерархии.

Нормативно-правовые акты по юридической силе подразделяют на законы и подзаконные акты. Законы в свою очередь подразделяются на основные законы (конституции), конституционные законы, и обычные законы. Подзаконные акты также имеют свою иерархию. В Российской Федерации к числу наиболее важных подзаконных нормативно-правовых актов относятся указы президента РФ, далее идут постановления правительства РФ, затем нормативные правовые акты министерств и ведомств.

Наряду с нормативно-правовым актом судебный прецедент является довольно распространенным источником права в современных государствах. В то время как нормативно-правовой акт служит основным источником права в романо-германской правовой семье, судебный прецедент используется в качестве основной формы права в странах англо-саксонской правовой семьи.

Судебный прецедент — «это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образом толкования закона (прецедентного толкования)».

Судебные прецеденты вырабатываются в ходе судебной практики, решения по конкретным делам принятые ранее служат правовыми нормами при рассмотрении аналогичных дел в дальнейшем.

Как форма права судебный прецедент обладает своими специфичными чертами, В.В. Лазарев к их числу относит казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

Поскольку судебный прецедент вырабатывается на основе судебной практики, ему свойственна казуистичность (от лат. casus — случай), в своем изложении он всегда конкретен, приближен к фактической ситуации, основывается на решении конкретных, единичных случаев.

Множественность, огромный объем прецедентного права обуславливается большим количеством инстанций вырабатывающих прецеденты, а также длительной историей формирования прецедентного права.

Противоречивость прецедентного права выражается в существовании прецедентов противоречащих друг другу, это неизбежное следствие многочисленности инстанций, вырабатывающих прецеденты, выносящих по аналогичным делам различные, а зачастую даже противоположные решения. С другой стороны такая ситуация определяет гибкость судебного прецедента как источника права, возможность судей в разрешении конкретных дел руководствоваться одним из нескольких прецедентов.

3 стр., 1071 слов

Правовое качество закона

... из важнейших критериев оценки его правовой законности вообще. Технико-юридические свойства закона - это правовые свойства качества техники его ... Республики от 9 июня 2004. №23 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - Ст. 3670 4. О прожиточном ... права: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с. 7. Васильев, А.Л. Экономический анализ качества ...

Судебный прецедент — древнейший источник права. История прецедентного права берет свое начало еще в Древнем Риме. Так в качестве норм права рассматривались постановления (эдикты) римских магистратов — преторов, выполнявших как административные, так и судебные функции, такие постановления признавались обязательными при решении аналогичных дел. Широко использовался судебный прецедент и в средние века.

В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников в странах с англосаксонской системой права, к числу которых принадлежат Великобританий, США, Канада, Австралия и др.

В странах романо-германской правовой семьи, где основным источником права является нормативно-правовой акт, роль судебной практики в последнее время возрастает.

В Российской Федерации, которая принадлежит к романо-германской правовой семье, судебный прецедент официально не признается в качестве источника права, но, тем не менее, судебная практика оказывает определенное влияние на принятие правовых решений. «Так, нижестоящие судебные инстанции следят за деятельностью вышестоящих судебных инстанций и стараются следовать ей при разрешении аналогичных дел, поскольку в противном случае их приговоры и решения могут быть отменены вышестоящими в кассационном или надзорном порядке. В конечном счете, суды всех уровней ориентируются на разрешение конкретных дел высшей судебной инстанцией».

В отечественной юридической литературе в последнее время вопрос о признании судебного прецедента в качестве полноценного источника российского права активно обсуждается. Однако говорить о его включении в российскую правовую систему в настоящий момент рано.

Судебные прецеденты вырабатываются в ходе судебной практики, решения по конкретным делам принятые ранее служат правовыми нормами при рассмотрении аналогичных дел в дальнейшем.

2.4 Нормативный договор

В юридической учебной литературе нормативный договор определяется как «соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права».

Нормативный договор есть одна из разновидностей договорных актов, поэтому его важно отличать от других видов договоров, в частности от индивидуального договора. В отличие от индивидуальных договоров, имеющих частноправовой характер, нормативный договор регулирует отношения в сфере публичного права, одной из сторон в таком договоре, как правило, является государство или его часть. Отличительной особенностью нормативного договора является то, что он содержит в себе нормы права, правила общего характера и рассчитан не на отдельное разовое применение, а на применение многократное, на неопределенный круг лиц. В связи с этим, по мнению М.Н. Марченко «нормативно-правовой договор является в отличие от других договорных актов, актом правотворчества, а не актом правоприменения». Вообще источником права договор может стать при наличии трех условий, во-первых «прямой санкции государственных органов на принятие норм права в форме нормативного договора», во-вторых «добровольном согласии всех лиц, которые его подписали», в-третьих «взаимной ответственности за невыполнение закрепленных им норм права».

20 стр., 9738 слов

Источники конституционного права РФ. Проблема структуризации ...

... -правовых отношений, нужно обратиться к источникам конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Цель курсовой работы - рассмотреть источники конституционного права и их виды. Выявить проблемы структуризации источников КП. Задачи курсовой работы: ...

Наиболее широкое распространение нормативный договор получил в международном праве, а также используется при регулировании внутригосударственных отношений, например Федеральный договор о разграничении предметов ведения полномочий между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации от 31 марта 1992 г.

2.5 Другие формы права

Выше были рассмотрены самые распространенные, признаваемые большинством ученых юристов источники права. Однако наряду с ними в юридической науке часто выделяются такие формы права как правовая доктрина, религиозные тексты, правовое сознание и др., они требуют отдельного изучения и будут рассмотрены ниже.

Правовая доктрина — это «юридическая наука, акты толкования, данные учеными юристами». Ученые, рассматривающие правовую доктрину в качестве источника права, утверждают, что правовая наука всегда оказывала сильное влияние на законодателя и правоприменительные органы, играла большую роль в формировании права. Однако большинство ученых юристов считает, что правовая доктрина в современных условиях носит скорее рекомендательный, чем обязательный характер, а «правом становятся лишь нормы, принимаемы компетентными органами государства».

В некоторых государствах источником права могут выступать религиозные тексты, так в настоящее время правовые отношения в исламских государствах регулируются шариатом, представляющим собой совокупность таких религиозных книг как Коран, Сунна и Иджма. В развитых, правовых, демократических государствах религиозные тексты в качестве источников права не рассматриваются.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляет собой системы взглядов, оценок, теорий, идей, представлений, убеждений в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, общества к существующему и желаемому праву. В этом смысле правосознание может рассматриваться как идейный источник права. Так, например, в первые годы советской власти в качестве источника права рассматривалось революционное правосознание, то есть все, что служит делу осуществлению делу революции и является правом.

3. Соотношение типов и форм права

3.1 Рабовладельческий тип права

Историю человеческого общества можно схематично представить в виде сменяющих друг друга стадий развития. Марксистский подход к пониманию истории выделяет такие стадии как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Данные стадии именуются общественно-экономическими формациями, и выступают как типы государств. Каждой формации соответствует определенный тип права.

Эпоха рабовладения охватывает историю стран Древнего Востока (некоторые современные марксисты относят их к азиатской формации) и Древней Греции с Древним Римом. В правовой системе Древнего Востока имело место максимальное подчинение личности государству, бюрократическому аппарату, преобладание государственной формы собственности, для античного рабства характерна определенная свобода личности от государства, большое распространение частной собственности. Сохранение пережитков первобытнообщинного строя обуславливало большую роль правового обычая в качестве источника права. Правовая система была тесно связана с религией, освящалась ей, источником права нередко выступали религиозные тексты. Правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников эпохи рабовладения (законы Хаммурапи, Ману, XII таблиц) носили казуистический характер, вследствие низкого уровня юридической техники большую роль в качестве источника права играл прецедент.

4 стр., 1660 слов

Нормативный правовой акт – понятие и характеристика

... нормативно-правовых актов; исследовать толкование нормативных правовых актов; изучить планирование подготовки проектов нормативных правовых актов. Глава 1. Нормативно-правовые акты: понятие и виды 1.1. Общие сведения Основной формой, посредством которой государство придает норме права юридическую силу, является нормативный правовой акт ... территории РК. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РК не ...

Вершиной рабовладельческого права является право Древнего Рима. Источниками римского права являлись систематизированные своды законов (Законы XII таблиц, позднее — Дигесты Юстиниана), большое значение имела правовая доктрина (учения римских юристов Гая, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Павла).

В дальнейшем римское право оказало огромное влияние на правовые системы стран Европы.

3.2 Феодальный тип права

Феодализм — общественно-экономическая формация, возникшая в результате взаимовлияния разлагающегося рабовладельческого строя Древнего Рима с раннеклассовым общественным строем германских племен. Целью феодального права было юридическое закрепление права собственности феодалов на землю, господствующего политического и экономического положения в средневековом обществе, крестьянской зависимости. Европейский феодализм в своем государственно-правовом развитии прошел несколько этапов. Обычно выделяют раннефеодальную монархию, период феодальной раздробленности, сословно-представительную монархию и абсолютизм, каждый период различался не только по содержанию правовых норм, но и по их формальному выражению (источникам права).

Вплоть до эпохи абсолютизма феодальное право отличалось низким уровнем юридической техники, казуистическим характером правовых норм, феодальная раздробленность обуславливала отсутствие единой правовой системы, партикуляризм права. Источниками права в этот период были главным образом местные обычаи, соглашения феодалов, грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, определенное значение имела судебная практика. Роль закона была незначительна, Право имело прочные связи с религией, традициями, так в европейском феодальном праве в качестве самостоятельной ветви выделялось каноническое право, в определенной степени регулировавшее брачно-семейные отношения.

С укреплением экономических и политических связей, переходом к абсолютизму в XVI-XVII вв. начинается кодификация права, в качестве источников права большое значение приобретают акты монархов (королевские ордонансы на Западе, царские указы в Московской Руси).

Также издаются единые законодательные акты, свод «Каролина» 1552 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. в Русском государстве и др. С развитием капитализма в Европе связано возникновение нового, буржуазного права, большую роль в этом процессе сыграла рецепция римского права.

3.3 Буржуазный тип права

Развитие производительных сил, товарно-денежных отношений в рамках феодального общества ведет к возникновению принципиально нового экономического уклада — буржуазного, его постепенное развитие приводит к ломке феодального строя и становлению капиталистической общественно-экономической формации. Вместе со сменой общественного строя происходит кардинальное изменение правовых систем стран Европы. Для буржуазного права характерны такие принципы как юридическое равенство всех граждан, священность и неприкосновенность частной собственности, защита прав и свобод личности и т.д.

3 стр., 1252 слов

Нормативно-правовой акт-основной источник права Республики Беларусь

... нормы права. Существенное значение имеет деятельность Национального центра правовой информации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учета всех нормативных актов республики, является единым банком правовой информации ...

В ходе развития капитализма происходит преодоление феодальной раздробленности, партикуляризма, идет ломка ограничений в области права собственности, производства, торговли, формируется буржуазный тип права, и соответственно меняются его формы. Упразднение правового партикуляризма ведет к образованию национальных правовых систем, право все больше отделяется от религиозных норм, принимает светский характер. Все большую роль начинает играть позитивное право как олицетворение принципа законности. В связи с необходимость урегулирования договорных, обязательственных отношений происходит рецепция римского права (Гражданский Кодекс Наполеона 1804 г. и др.).

Правовой обычай, религиозные нормы теряют свою роль в качестве источников права, основным источником права становится закон (позитивное право).

Возрастает уровень юридической техники, право постепенно утрачивает казуистический характер, становится более абстрактным.

В этот период окончательно складываются романо-германская правовая семья, где основным источником права является закон и англосаксонская правовая семья, где основным источником права является судебный прецедент.

Буржуазный тип права является закономерным этапом в развитии общества и в своих основных чертах существует до сих пор.

3.4 Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья объединяет в себе правовые системы стран континентальной Европы и является одной из крупнейших правовых семей. Она формировалась на основе рецепции римского права и в своем развитии прошла три этапа.

Первый этап длился до XIII века, в этот период основным источником права формировавшейся романо-германской правовой семьи являлся правовой обычай. «Широко использовались кодекс, дигесты и институции Юстиниана, а также другие приспособленные к новым условиям источники римского права. На территории нынешних европейских стран применялись разнообразные обычаи, а также «законы» германских, славянских, нордических и иных племен — законы варваров».

Второй этап развития романо-германской правовой системы длился с XIII по XVIII в. Данный период связан с эпохой Возрождения, в ходе которой происходило обращение к наследию античности, в частности к римским правовым традициям и к самой правовой системе Древнего Рима. В этот период основными источниками права являлась правовая доктрина и кодексы церковного, канонического права.

Третий этап длится с XVIII века по настоящее время. В этот период происходит окончательное утверждение буржуазного права и выдвижение закона в качестве основного источника права.

Таким образом, в настоящее время, основным источником права в романо-германской правовой семье является закон (нормативно правовой акт), важную, но не определяющую роль играют подзаконные акты, обычаи и правовые доктрины, определенное значение предается также судебной практике. В научной литературе при характеристике романо-германской правовой семьи обращают внимание на то, что на ее формирование оказало большое влияние римское право, это во многом определило как содержание континентального права, так и его основные источники.

3.5 Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская правовая семья наряду с романо-германской является одной из наиболее распространенных правовых семей современности. К англосаксонской правовой семье принадлежат такие государства как Англия, США, Канада, Австралия и др.

9 стр., 4171 слов

Понятие нормативных правовых актов

... дипломной работы. Целью данной дипломной работы является проведение комплексного анализа иерархии нормативных правовых актов в Республике Казахстан. Для достижения цели требуется решение следующих задач: определение понятия и видов источников права; определение понятия нормативных правовых актов ...

Римское право, которое стало основой для романо-германской правовой семьи, не оказало значительного влияния на право стран принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Возникла англосаксонская правовая семья в Англии, в истории ее формирования можно выделить четыре этапа.

Первый этап хронологически предшествовал нормандскому завоеванию Англии в 1066 г. Источником права в этот период был правовой обычай. Общего для всей страны права не существовало.

Второй этап определяется во времени с 1066 по 1485 г. В этот период происходит преодоление местных обычаев и широкое распространение прецедентного права, связанного с деятельностью королевских судов, основным источником права в этот период являлся судебный прецедент, постепенно развивается законодательная деятельность короля и парламента.

Третий этап длился с 1485 по 1832 г. В связи с развитием капитализма параллельно с общим правом формируется «право справедливости», основным источником права также оставался судебный прецедент.

Четвертый этап хронологически определяется с 1832 г. и вплоть до настоящего времени. В этот период происходит систематизация законодательной и нормативной базы, наблюдается сближение англосаксонской правовой семьи с романо-германской. Все большую роль играют законодательные акты принимаемые парламентом (парламентские статуты).

Таким образом, в отличие от романо-германской системы, где правотворчеством целенаправленно занимались, главным образом, законодательные органы, в англосаксонской правовой семье правовые нормы в основном вырабатывались в ходе судебной практики, что и отразилось на формах выражения права.

4. Система нормативных правовых актов в РФ

4.1 Общая характеристика системы нормативно-правовых актов РФ

Поскольку Российская Федерация принадлежит к романо-германской правовой семье, основным источником права в РФ является нормативно-правовой акт. Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Как уже говорилось, нормативно правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченным государственным органом, содержащий нормы права и рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

К видам нормативно-правовых актов относят Конституция Российской Федерации (Основной Закон), федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Совокупность нормативно-правовых актов образует сложную систему, построенную на принципах иерархии, соподчиненности ее элементов. Юридическая сила, место нормативно-правового акта в системе права зависит от разновидности нормативного акта, места государственного органа, принявшего его, в системе государственной иерархии, а также от того, принят ли он на федеральном уровне, или же уровне субъекта РФ.

Нормативно-правовые акты действуют по-разному во времени, в пространстве и по кругу лиц. Так нормативные акты могут быть постоянными или временными, иметь или не иметь обратной силы, распространяться на всю территории РФ или на определенные субъекты, действовать в отношении всех граждан или адресоваться лишь некоторым из них.

Принципы иерархической соподчиненности, виды нормативных актов будут рассмотрены ниже.

4.2 Закон в системе нормативно-правовых актов РФ

Закон — это «обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения».

Законы классифицируются по их юридической силе.

Высшую юридическую силу в Российской Федерации имеет Конституция (основной закон).

Была принята 12 декабря 1993 года, она устанавливает основные принципы общественного и государственного устройства, закрепляет охраняемые государством права, свободы, и обязанности человека и гражданина, имеет прямое действие и верховенство на всей территории РФ, фактически является основой законодательства, ей не может противоречить ни один нижестоящий нормативно-правовой акт.

Нижестоящими по юридической силе являются Федеральные Конституционные Законы, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, ФКЗ о судебной системе РФ).

Ниже по иерархии находятся Федеральные Законы. Они являются основной частью всей системы законодательства РФ, их основная функция заключается в уточнении и развитии Конституции и Федеральных Конституционных Законов. Эти законы подразделяются на две группы: кодифицированные (например, ГК РФ, УК РФ) и текущие (все остальные).

Процедура принятия законов закреплена в Конституции РФ (ст.104-108).

В соответствие с Конституцией, субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) осуществляют правовое регулирование по вопросам своего ведения, и в частности принимают законы, действующие на территории данного субъекта.

Законы субъектов являются еще одной разновидностью законов, они не могут противоречить федеральным законам.

4.3 Подзаконные акты в системе нормативно-правовых актов РФ

Правовое регулирование в Российской Федерации не исчерпывается только законами. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются органами государственной власти в пределах их компетенции, они конкретизируют, детализируют законы. Исходя из самого названия, подзаконные нормативно-правовые акты по юридической силе находятся ниже законов и не должны им противоречить.

В иерархии подзаконных актов высшее место занимают нормативно-правовые акты президента РФ (указы и распоряжения), по юридической силе они следуют непосредственно после законов, и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (например, Указ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»).

Следующими в иерархии подзаконных актов являются нормативно-правовые акты Правительства. Осуществляя исполнительную власть, Правительство Российской Федерации принимает постановления (носят нормативный характер, имеют наибольшее значение) и издает распоряжения (решения по текущим и оперативным вопросам).

Нормативно-правовые акты Правительства могут быть приняты на основании законов и указов Президента РФ и не могут им противоречить.

Ниже по юридической силе находятся нормативно-правовые акты (приказы, инструкции, положения, уставы и др.) министерств, ведомств и иных федеральных органов государственной власти. Они издаются на основе Законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства для реализации функции государственного управления в разных сферах общественной жизни, они обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц. (Например, Приказ Федеральной таможенной службы от 31 января 2011 г. № 169 «Об утверждении формы предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий).

Нормативно-правовые акты подлежат регистрации в Министерстве Юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

Поскольку Россия является федеративным государством, наряду с нормативно-правовыми актами федерации, действующими на всей территории РФ, большую долю в системе законодательства составляют нормативно-правовые акты субъектов РФ, распространяющиеся лишь на территорию соответствующего субъекта, принимаемые органами власти субъектов в пределах их компетенции.

Высшей юридической силой обладает конституция (устав) субъекта, в этом документе закрепляется административно-территориальное устройство, система органов власти, основы экономической, политической деятельности субъекта РФ (Например, Устав Хабаровского Края).

Далее следуют конституционные законы (в некоторых республиках), затем законы субъекта, ниже по юридической силе находятся указы глав республик (высших должностных лиц), затем идут постановления глав администраций (высших должностных лиц) областей, за ними следуют постановления правительств республик и некоторых областей, ниже по иерархии находятся постановления, приказы, инструкции и другие виды нормативных правовых актов органов исполнительной власти (министерств, комитетов, ведомств) субъектов РФ. То есть в общих чертах повторяется иерархия нормативно-правовых актов уровня федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта, не могут противоречить нормативно-правовым актам федерального уровня. Нормативно-правовой акт субъекта, противоречащий нормативно-правовому акту федерации, применяется в том случае, если он принят вне пределов ведения Российской Федерации. Данный принцип обеспечивает определенную самостоятельность субъектов РФ в решении местных вопросов.

Заключение

Исходя из поставленных во введении задач, в курсовой работе были рассмотрены общетеоретические вопросы определения источников (форм), права, проанализированы основные подходы к их соотношению и пониманию, исследованию этих вопросов посвящена первая глава.

Во второй главе в соответствии с поставленной задачей, были охарактеризованы основные источники права.

Третья глава, являясь продолжением первой, фактически отразила существование, изменение форм права в контексте исторического и социального развития человеческого общества. В ней было охарактеризовано соотношение источников с типами права, существовавшими в различные стадии исторического процесса. Завершается третья глава рассмотрением двух крупнейших правовых семей современности, романо-германской и англосаксонской, и форм права, являвшихся для них основными.

Четвертая глава полностью посвящена анализу системы нормативно-правовых актов в Российской Федерации (основного источника права в РФ) и является логическим завершением курсовой работы.

Исходя из текста курсовой работы, можно сделать следующие выводы по теме.

Категории источник и форма права являются одними из центральных категорий правовой науки.

Определение понятия источник права в юридической науке неоднозначно. Некоторые ученые считают, что понятие источник права означает то же самое, что и форма права, другие же, рассматривают источник права как явление, порождающее право, а форму, как внешнее воплощение правовой нормы, своеобразный «контейнер норм». Исходя из этих представлений, также решается вопрос о соотношении источника и формы права. Точка зрения автора работы заключается в отказе от категорического отождествления или разграничения источников и форм права, поскольку оба понятия близки и выражают лишь разные стороны одной и той же правовой реальности.

В качестве источников права, рассматриваемых большинством ученых, можно выделить правовой обычай (исторически первый источник права), нормативно правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, также к числу источников права некоторыми учеными относятсярелигиозные нормы, правовая доктрина, принципы права, правосознание, естественное право.

На различных этапах исторического развития, в различных правовых семьях, основные источники права могут очень сильно различаться.

Рабовладельческому и феодальному типу права присуща низкая юридическая техника, казуистичность, высокая степень влияния религии на общество и как следствие, основными формами в них являлись обычное право, судебный прецедент, религиозные нормы.

Для буржуазного, капиталистического типа права характерен высокий уровень юридической техники, уменьшение роли религии, распространение идей защиты прав и свобод личности, построения правового государства, гарантий законности, основным источником права здесь становится нормативно правовой акт, позитивное право.

К числу основных правовых семей современности относятся романо-германская и англосаксонская (мусульманская правовая семья рассмотрена не была).

Для романо-германской правовой семьи, к которой относятся государства континентальной Европы, в том числе и Российская Федерация, основным источником права является нормативно-правовой акт. Для англосаксонской правовой семьи, к которой относятся Англия и ее бывшие колонии, основным источником права является судебный прецедент, за что очень часто англосаксонское право характеризуют как архаичное и запутанное.

Основные источники права Российской Федерации (нормативно-правовые акты) образуют сложную систему иерархически подчиненных элементов с учетом федеративного устройства.

На федеральном уровне высшей юридической силой обладает Конституция, ниже по иерархии следуют Федеральные Конституционные и Федеральные Законы. После законов по иерархии находятся подзаконные акты. Среди них высшей юридической силой обладают нормативно-правовые акты президента, за ними следуют нормативные акты органов исполнительной власти (правительства РФ, затем федеральных министерств и ведомств).

На уровне субъектов принцип иерархического построения нормативно-правовых актов такой же, но имеет свои специфические особенности, обусловленные некоторой свободой субъектов в образовании органов власти, предоставленной им Конституцией. Принципы соотношения нормативно-правовых актов федерации и субъектов отражены в Конституции. По общему правилу нормативно-правовые акты субъектов не должны противоречить нормативным актам федерации. В случае противоречия нормативного акта по предметам совместного ведения федерации и субъекта, нормативному акту федерации, применяется акт федерации, если противоречащий акт принят по предмету ведения субъекта, то применяется нормативный акт субъекта.

Развитие России настойчиво требует построение эффективной, непротиворечивой системы законодательства, всемерного развития юридической науки, повышения уровня правовой грамотности среди населения, только при этих и других условиях возможно построение социально-ориентированного, правового государства.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istochniki-formyi-prava/

1.Абдулаев, М. И Теория государства и права: учебник / М. И Абдулаев // Москва — 2009 — 240 с. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для вузов / С.С. Алексеев. — М: Норма, 2011. — 496 с. Байтин, М.И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М.И. Байтин. — М.: Право и государство, 2010. — 544 c. Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / К.И. Батыр. — М.: Проспект, 2009. — 496 с. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А. Б Венгеров. // Юриспруденция — 2009 — 528 с. Иванюк, О.А. Источник права: проблема определения // Журнал российского права. — 2010. — № 9. — С.142-150. Кашанина, Т.В. Основы российского права: Учебник для вузов / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. — М.: Норма, 2009. — 784 с. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Издательство Юрайт, 2010. — 634 с. Марченко, М.Н. Источники права: учеб. пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2011. — 768 с. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2010. — 640 с. Матузов, Н.И. Теория Государства: учебник / Н. И Матузов, А.В. Малько // Юристъ — 2009 — 270 с. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А. В Мелехин // М.: Маркет ДС — 2009. — 633 с. Морозова, Л. А Теория государства и права: учебник / Морозова Л. А // Москва — 2011 — 414 с. Петров, А.А. Как соотносятся понятия «источник» права и «форма» права [Электронный ресурс] / А.А. Петров. — Режим доступа: http://www.pravo.ru/faq/view/235/ 16.Соколова, Н.С. Типология нормативных правовых актов и основных правотворческих связей субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Н.С. Соколова. — Режим доступа: <http://www.centrlaw.ru/publikacii/Sokolova/chaptertwo/index.html >

  • Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2009. — 704 с.
  • Ушаков, Д.Н.

Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. — М.: Альта-Пресс, 2010. — 1216 с.

  • Философский энциклопедический словарь / Гл. Редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. — М.: Сов. Энциклопедия, 2009. — 840 с.