Нормативно-правовой акт-основной источник права Республики Беларусь

Нормативность — свойство права, выявляющее его смысл и предназначение; в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищённого статуса автономной личности, её прав и свободы поведения. 1

Праву как особому институту общества присуща совокупность строго определённых свойств, выделяющих его из других общественных явлений и позволяющих реализовать его предназначение в обществе, его миссию как явления цивилизации и культуры.

К основным свойствам права относятся : нормативность, формальная определённость, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность.

Нормативный правовой акт является главным источником права в современных государствах. Это в полной мере относиться и к Республике Беларусь.

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума , с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение 2 .

Нормативным правовым актам присущи следующие черты:

Во-первых, это акты правотворческой деятельности государственных органов (в некоторых случаях — непосредственно народом (при референдуме), которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. В них содержится и через них преломляется государственная воля. Нормативными актами, например, являются конституции, законы, указы, постановления правительства, решения, принимаемые местными органами государственной власти.

Во-вторых, это официальные документы, в которых содержаться общеобязательные правила поведения для неопределённого круга лиц. Данным признаком нормативные правовые акты отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных видов как их часто называют. Если первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, то вторые содержат лишь предписания индивидуального характера. К тому же нормативные правовые акты адресованы неопределенному кругу лиц, а индивидуальные — конкретным лицам и издаются по определенному поводу (например, приказ назначении на новую должность, о премировании, распоряжения органов по конкретным вопросам ,судебные решения и т.д.) Нормативные правовые акты следует также отличать от интерпретационных, актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. Они не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

4 стр., 1662 слов

Метод гражданского права

... метод гражданского права. Задачами выступают: гражданское права как отрасль права; гражданское право как наука и учебная дисциплина; понятие имущественных отношений; понятие личных неимущественных отношений; понятие метода гражданского права; особенности метода гражданского права. При написании своей работы я ...

В-третьих, нормативные правовые акты применяются в установленном законом порядке, что позволяет тщательно обработать содержательную часть норм нравственности">правовых норм, сделать ее понятной доступной для населения. 3

Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в Республике Беларусь (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права.

Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции. Имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).

Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Нормативно-правые акты создаются с целью урегулирования определённых общественных отношений, что бы придать им системный характер, организованность, устойчивость, способствую их к прогрессивному развитию.

Чтобы выполнить своё предназначение нормативно-правовой акт просто обязан иметь в своём функциональном содержании определённые качества, признаки, свойства которые смогли бы обеспечивать его способность вызывать, порождать предусмотренные в нём юридические последствия.

Новый нормативно — правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа либо должностного лица.

Нормативно — правовой акт принятый ,либо изданный, государственным органом или должностным лицом, имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа либо должностного лица одного уровня, если государственный орган (должностное лицо),принявший либо издавший такой акт, специально уполномочена регулирование определённой области общественных отношений.

В статье 8 Конституции Республики Беларусь закреплено положение, согласно которому « Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствием законодательства». С учетом общепризнанных принципов международного права должно осуществляться так называемое, «наполнение» конституционных норм, определение их содержания. Законом от 23 октября 1991 года « О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» в редакции от 15 ноября 2004 года ( в настоящее время – Закон «О международных договорах Республики Беларусь») предусмотрена определённая процедура имплементации международных договоров во внутреннее законодательство. Так, в соответствии со статьей 15 указанного Закона подлежат ратификации, следующие межгосударственные и межправительственные договоры в которых предусмотрена их ратификация.

3 стр., 1402 слов

Источники семейного права Республики Беларусь

... -семейного законодательства. 2. Кодекс о браке и семье как основной источник семейного права Основным источником семейного права, «сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Кодекс о браке и семье РБ. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (КоБС) - кодифицированный нормативный правовой акт, закон, обеспечивающий полное ...

В Законе «О нормативных правовых актах» в статье 20 и в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.

Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи, пункты, части, абзацы и т.п.).

Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. Никто, кроме органов государственной власти, не вправе принимать или отменять законы. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.) и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности. Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией (Основным Законом).

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Фактическое функционирование акта слагается из овладения качествами, свойствами которые могли бы обеспечивать его способность овладевать предусмотренные в нём юридические последствия. Непосредственно, в этом предусматривается юридическая сила норм нормативно-правового акта, и существования его как объективной реальности.

  • Нормативно-правовые акты исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (то есть уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.
  • Основное содержание нормативно-правовые акты составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.
  • Нормативно-правовые акты имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.
  • Нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.
  • Реализация нормативно-правовых актов обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Таким образом, нормативно-правовые акты можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Существенное значение имеет деятельность Национального центра правовой информации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учета всех нормативных актов республики, является единым банком правовой информации и одновременно его издание выступает источником официального опубликования актов и официальным инкорпоративным сборником действующего законодательства. Опубликование нормативно-правовых актов осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

5 стр., 2324 слов

Конституция России в системе нормативных актов, ее достоинства и недостатки

... подчеркивал, что возможность оспаривания именно нормативных актов, нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, непосредственно вытекает из содержания и смысла части 2 статьи 46 Конституции РФ . Действующая в Российской Федерации система ...

Нормативно-правовые акты:

  • дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
  • иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
  • конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.