Ревизия расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Актуальность темы. Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении Эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспеченности сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту и ревизии. Как показывает практика, предприятия остро нуждаются в оперативной методологической информации, помогающей оптимизировать результаты налогового учета, определять и устранять ошибки при определении налогооблагаемой базы и сумм налогов. Используемая на предприятиях традиционная система учета и контроля расчетов ориентирована , прежде всего, на представление информации внешним пользователям.

Актуальность данной темы обоснована не только значимостью платежной дисциплины для субъектов хозяйствования, но и первоочередной ролью налоговых поступлений в бюджет государства. Поэтому авторы экономической литературы уделяют большое значение освещению вопросов, связанных с налогами и сборами в бюджет. В литературе описаны не только методики исчисления налоговых платежей и порядок их перечисления, но и методы и приемы ревизии расчетов по налогам и сборам в бюджет.

Цель и задачи работы. Целью данной курсовой работы является изучение действующих методик ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам и разработка на их основе рекомендаций по совершенствованию учета и ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

  • изучение нормативного и информационного обеспечения для проведении ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
  • закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков методики проведения ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
  • приобретение навыков по документальному оформлению результатов ревизии;
  • определить основные направления совершенствования учета и ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
  • разработать рекомендаций по совершенствованию учета и ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам на основании изученного материала.

Основной задачей курсовой работы является ознакомление с ходом проведения ревизии, в частности расчетов с бюджетом по налогам и сборам, на примере конкретного субъекта хозяйствования.

25 стр., 12049 слов

Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками

... бухгалтерского учета и ревизии расчетов с покупателями и заказчиками; изучение организационно-экономической характеристики деятельности исследуемого предприятия; организация предплановых мероприятий по ревизии расчетов с покупателями и заказчиками; проведение ревизии расчетов с покупателями и заказчиками. Предметом курсового проекта является ревизия расчетов с покупателями и заказчиками. Объектом ...

Перечень методов исследования. При выполнении курсовой работы использованы общенаучные методы и способы исследования, такие как синтез, сравнение, системность, обследование и др.

Исходные данные для разработки темы. Для выполнения курсовой работы была изучена и использована теоретическая и информационная база. К ней относится современная экономическая литература ведущих отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области бухгалтерского учета, налогообложения, ревизии и аудита (И.Н.Белый, Г.М.Пупко, Н.Е.Заяц, М.С. Шидловская, А.Роджер и др.), Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства, инструкции министерств и ведомств и т.д.

Представленная курсовая работа по теме «Ревизия расчетов с бюджетом по налогам и сборам» выполнена на материалах ОДО «Продснабтехсервис». Данное предприятие имеет статус негосударственного юридического лица, на основании заявления организация поставлена на учет в качестве плательщика в Инспекцию Министерства по налогам и сборам, что подтверждается учредительными документами и Уставом. Основным видом деятельности является оптовая торговля. Цифровые данные организации для написания курсовой работы использовались за период с 4.03.2005 г. по 1.10.2005г.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, 20 литературных источников, 9 приложений и включает 4 таблицы.Таким образом, планомерный и последовательный подход к написанию курсовой работы, а также расчленение ее на логически взаимосвязанные части должны способствовать решению поставленных задачи достижению конкретно указанной цели.

1.Сущность, значение и задачи ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Основные цели ревизии:

а) установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

б) установление соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РБ.

Таким образом проводя аналогию с основными целями ревизии, при проведении ревизии налогов можно выделить следующие основные цели:

  • установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций;
  • подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

В соответствии с целями определяются и основные задачи при проведении ревизии налогов:

  • проверка системности учета и правильности формирования налогооблагаемых баз;
  • правильность применения налоговых ставок и льгот;
  • анализ корректности заполнения налоговых деклараций и своевременности уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды;
  • проверка степени информированности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты, о текущих изменениях в налоговом законодательстве и правильность понимания нормативно-правовых актов.

В современных условиях хозяйствования большое значение имеет своевременность расчетов, повышение ответственности субъектов хозяйствования за выполнение обязательств и обеспечение платежей перед бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами.

Целью ревизии расчетов с бюджетом является соблюдение правил платежной дисциплины, проверка реальности и обоснованности как дебиторской, так и кредиторской задолженности, числящейся на балансе; разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, достоверности исчисления налогооблагаемой базы, соблюдению сроков, избежанию переплат и штрафных санкций.

Основной целью ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов хозяйствования и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам.

Задачами ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам является:

  • проверка сокрытия или занижения объектов налогообложения;
  • своевременности и точности исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
  • своевременности уплаты в бюджет причитающихся налогов и платежей;
  • своевременности предоставления в ИМНС расчетов, отчетов и других необходимых документов;
  • правильности отражения в учете и отчетности.

Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет и во внебюджетные фонды правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.

2. Нормативное и информационное обеспечение ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Информационные обеспечение — это целенаправленная работа по сбору информации, ее регистрации, передаче, обработке, хранению и использованию.

Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом будут являться: справки и расчеты по отдельным видам платежей; декларации; выписки учреждений банка и приложенные к ним документы о перечислении причитающихся сумм в бюджет; акты проверок, произведенных налоговыми инспекциями; бухгалтерские записи по счету 68»Расчеты по налогам и сборам»; журналы — ордера.

Совокупность документов, регистров, отчетов, на основании которых устанавливается законность, целесообразность и достоверность совершенных финансово-хозяйственных операций, приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Информационное обеспечение

Формы учета

Первичные документы (ПД)

Сводные документы (СД)

Учетные регистры (УР) и формы отчетности

1

2

3

4

Книжно-журнальная

ПД

v

ПП, расчеты, справки и др.

СД

v

Выписки банка, реестры

АС СС

Кн.ф.К-17>ОВ — ОВ, ГК, ББ

Журнально-ордерная

ПД

v

ПП, расчеты, справки и др.

СД

v

Выписки банка, реестры

ОВ

В-7>ЖО-8>ГК>ББ

Автоматизированная

ПД на ЭВМ

СД на ЭВМ

МГ6 синтетического и аналитического учета; «ГК»; «СОВ»; ф.1 «ББ» и др.

Кроме того, используются учредительные документы, акты проверок Инспекций Министерства по налогам и сборам и других контролирующих органов, заключения аудиторов о подтверждении правильности расчетов и реальности задолженности с целью избежания финансовых убытков.

Чтобы правильно ориентироваться в налоговой системе, пользователю необходимо иметь оперативную справку, включающую:

  • ь Налоги, сборы и обязательные платежи;
  • ь Ставки налогов, сборов и обязательных платежей;
  • ь Корреспонденцию счетов;
  • ь Налогооблагаемую базу;
  • ь Дату представления расчетов;
  • ь Дату платежа;
  • ь Регулирующие документы.

Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

1. Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие закон налогообложения;

2. Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3. Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового Кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь;

4. Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и Постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Налоговый Кодекс — это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве и упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере.

Декреты и Указы Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения регламентируют механизм взимания отдельных налогов и сборов.

Постановления Правительства Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения, призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат разъяснительный материал, который детализирует механизм практической реализации того или иного направления налоговых отношений.

Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления являются по своей сути инструкциями по расчету и взиманию налогов.

Инструкции разработаны по каждому налогу, сбору, пошлине и четко определяют объект налогообложения, сроки их уплаты и процедуру взимания.

Применяются следующие нормативные акты:

— Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г., № 3321 — ХII (в ред. Законов от 25 июня 2001 г., № 42-3, от 17 мая 2004 г., № 278-3)// Нац. экон. газ.- 2001.- 20 июля (№53).- с.5-10.- (прил. «Информбанк НЭГ»).

  • Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г., № 3373 — ХII (в ред. закона от 18 дек. 2002 г., № 164-3)// Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь.-2003. — 8 янв.(№2).- с. 17-25.
  • Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19 дек.

1991., №1319-ХII. (с изм. и доп.) // Вестн. М-ва по налогам и сборам Респ. Беларусь.-2002.-№59 (февр.).- с.67-77.

— Инструкция о порядке взыскания налогов, сборов, других обязательных платежей и экономических санкций, дополнительно начисленных органами финансовых расследований: утверждена Постановлением Государственного комитета финансовых расследований, Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь от 32 мая 2000г., № 23/38.

  • Инструкция по проведению выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: утверждена Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 1 декабря 2000г., № 111.
  • Положение о порядке организации и проведении проверок налоговыми органами: утверждено Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 31 декабря 1999г., № 326.
  • Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991г., № 1323-XXII с изменениями и дополнениями;
  • Закон Республики Беларусь от 16.11.1999 г.

№ 343-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость».

  • Закон Республики Беларусь «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» от 10 января 2000г., № 359-3.
  • Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» от 22 декабря 1991г. с изменениями и дополнениями.

— Инструкция о порядке взыскания налогов, сборов, других обязательных платежей и экономических санкций, дополнительно начисленных органами финансовых расследований: утверждена Постановлением Государственного комитета финансовых расследований, Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь от 32 мая 2000г., № 23/38.

  • Инструкция по проведению выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: утверждена Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 1 декабря 2000г., № 111.
  • Положение о порядке организации и проведении проверок налоговыми органами: утверждено Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 31 декабря 1999г., № 326.
  • Положение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999г., № 87 с дополнениями от 20 декабря 2000г., № 1963.
  • Положение о применении экономических санкций: утверждено Постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 31 мая 2000г., № 50.

— Положение о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер экономической ответственности за нарушение в области бюджетных отношений: утверждено Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 26 июня 2000г., № 63.

— Правила передачи налоговыми органами материалов о нарушении налогового законодательства в сфере предпринимательства и налогообложения в органы финансовых расследований, в соответствии с которыми налоговые органы передают материалы проверок в 10-дневный срок со дня принятия по акту проверки при установлении фактов причиненного ущерба государству в крупных (от 250 до 1000 МЗП) и особо крупных (от 1000 и более) размерах: утверждены Постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь и Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь от 11 октября 2000г., № 91/43.

— Методические указания по исчислению и уплате подоходного налога с физических лиц: утверждены Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 6 апреля 1999г., № 62, с изменениями и дополнениями от 10 августа 1999г., № 199, от 23 октября 2000г., № 95.

Порядок проведения проверок субъектов хозяйствования по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет должен найти отражение в налоговом Кодексе Республики Беларусь. Аудиторской палатой (в настоящее время Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь) разработан примерный перечень вопросов, подлежащих аудиторской проверке соблюдения действующего законодательства юридическими лицами негосударственной формы собственности.

ревизия бюджет налог

3. Методика ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам

3.1 Планирование, организация и методика проведения ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Государственный бюджет — централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения субъектов хозяйствования различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления сумм платежей и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.

Законодательством республики предусмотрены широкие права Министерства по налогам и сборам. В частности, оно имеет право применять к предприятиям финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы; при повторном нарушении — штрафа в двойном размере, а также взыскание определенных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода), ведение этого учета с нарушением установленного порядка, за непредставление либо несвоевременное предоставление налоговых деклараций отчетов, расчетов, и других документов, необходимых для исчисления и уплаты обязательных платежей.

В силу этого при проверке расчетов с бюджетом ревизор должен помочь предприятию избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим особенно тщательно необходимо проверить правильность составления соответствующих расчетов платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления в соответствии с существующим в республике законодательством.

Платежи и отчисления в бюджет производятся согласно инструкциям, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (инструкция о порядке ведения налогового учета от 16 декабря 2003 г., №173/114).

Для того чтобы получить аудиторские доказательства при проведении ревизии расчетов с бюджетом по налогам и сборам ревизор использует ряд специальных приемов документального контроля. При проверке документов ревизор должен провести формальную проверку, т.е. проверить последовательность и правильность заполнения реквизитов документа, наличие соответствующих подписей; арифметическая проверка включает правильность подсчета итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документа; экспертная проверка направлена на выявление подделок в документах. Кроме вышеперечисленных проверок ревизор должен провести логическую, экономическую и нормативно — правовую проверки для того чтобы выяснить целесообразность совершенной операции, ее обоснованность, взаимосвязь с различными событиями и явлениями, а также устанавливается соответствие совершенной операции действующим правилам, требования, законам т.п.

Ревизор составляет следующую вспомогательную ведомость по каждому налогу, который уплачивает проверяемый субъект хозяйствования (табл.3.1).

Таблица 3.1.

Ведомость проверки правильности и полноты уплаты налога на добавленную стоимость

Наименование

налога

Начислено

согласно расчету на предприятии

Следовало начислить согласно расчету аудитора

Отклонение

(+/-)

Срок перечисления

Фактически перечислено

Отклонение

(+/-)

НДС

633400

633400

0

до 22-го

633400

0

Перечень платежей в бюджет регламентируется действующим законодательством республики, а порядок осуществления расчетов с бюджетом по отдельным видам платежей — соответствующими методическими указаниями и инструкциями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам.

Поскольку местные налоговые инспекции систематически проверяют состояние расчетов предприятий с бюджетом, то в процессе ревизии следует обстоятельно изучить акты проверок, проведенных налоговой инспекцией, выяснить у нее, имеются ли претензии к проверяемому предприятию.

В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале — ордере и Главной книге. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним первичных платежных документов. При расхождениях в записях и выявлении случаев допущения неточности расчетов с бюджетом нужно установить их характер и принять меры к их устранению; выяснить, уплатило ли предприятие штрафы, пени налоговым инспекциям за неправильное определение размера платежей или их просрочку. Особо следует выделить случаи, когда взыскание средств в бюджет было связано с необоснованным их включением в себестоимость затрат или с перерасходом материальных ресурсов сверх потребности, определенной проектно- сметной документацией, или с использованием таких ресурсов не по назначению.

Для обобщения информации о расчетах с государственными органами по уплачиваемым платежам в бюджет предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Важным участком проверки является изучение ревизором правильности составления корреспонденции счетов по счету 68( табл.3.2).

Таблица 3.2.

Корреспонденция счетов

По дебету с кредитом счетов

По кредиту с дебетом счетов

18 Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам

50 Касса

51 Расчетный счет

52 Валютные счета

08 Вложения во внеоборотные активы

10 Материалы

11 Животные на выращивании и откорме

15 Заготовление и приобретение

55 Специальные счета в банках

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

66 Расчеты по краткосрочным кредита м и займам

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

86 Целевое финансирование

92 Внереализационные доходы и расходы

материальных ценностей

16 Отклонение в стоимости материальных ценностей

18 Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам

20 Основное производство

23 Вспомогательные производства

25 Общепроизводственные расходы

26 Общехозяйственные расходы

28 Брак в производстве

29 Обслуживающие производства и хозяйства

41 Товары

44 Расходы на реализацию

51 Расчетный счет

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

70 Расчеты с персоналом по оплате труда

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

75 Расчеты с учредителями

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

90 Реализация

91 Операционные доходы и расходы

92 Внереализациооные доходы и расходы

94 Недостачи и потери от порчи ценностей

97 Расходы будущих периодов

98 Доходы будущих периодов

99 Прибыли и убытки

Виды налоговых нарушений:

  • Ш Нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах;
  • Ш Уклонение от постановки на учет в налоговых органах;
  • Ш Нарушение порядка представления в налоговые органы сведений, необходимых для ведения учета налогоплательщиков;
  • Ш Нарушение порядка представления информации об открытии счетов в банке;
  • Ш Уклонение от представления информации;
  • Ш Нарушение порядка представления налоговой декларации;
  • Ш Уклонение от подачи налоговой декларации;
  • Ш Нарушение порядка ведения учета;
  • Ш Уклонение от ведения учета;
  • Ш Нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением;
  • Ш Действия, направленные на неоправданное уменьшение налогов, сборов и платежей;
  • Ш Действия, направленные на неправомерный зачет либо возврат налогов, сборов и платежей;
  • Ш Воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • Ш Отказ от выдачи документов или иных сведений;
  • Ш Уклонение от налогообложения;
  • Ш Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
  • Ш Нарушение порядка перечисления налога, сбора и платежа;
  • Ш Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика;
  • Ш Неисполнение банком решения налогового органа о взимании налога или сбора;
  • Ш Несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое возложен арест;
  • Ш Непредставление налоговому органу информации о налогоплательщике;
  • Ш Отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства по делу о налоговом нарушении;
  • Ш Незаконное воздействие на налоговый орган;
  • Ш Нарушение порядка хранения товарно-материальных ценностей, а также установленного порядка отпуска их в розничную торговую сеть;
  • Ш Нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);
  • Ш Нарушение порядка занятия видом деятельности, на которое требуется получение специального разрешение (лицензии).

Права и обязанности налогоплательщиков в области налоговых отношений определены в Налоговом кодексе Республики Беларусь. В нем обозначены ряд прав и обязанностей , а также предусмотрены экономические санкции, применяемые к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства (табл.1.2).

Таблица 3.3.

Экономические санкции

п/п

Вид налоговых

нарушений

Размер санкции

на юридическое лицо

Срок

Размер санкции на должностное

физическое лицо

Срок

1

2

3

4

5

6

1

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

10-70 базовых величин

1 год

Предупреждение или штраф да 5 базовых величин

2

Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе

20% доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 17 базовых величин

3 года

5-20 базовых величин

3 года

3

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой информации об открытии (закрытии) счета в банке

10-17 базовых величин

1 год

10-20 базовых величин

4

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган декларации (расчета)

% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, но не менее 10 базовых величин

3 года

2-10 базовых величин

3 года

При повторном нарушении в течение года после привлечения к экономической ответственности за то же нарушение

25%, но не менее 10 базовых величин

4-20 базовых величин

5

Нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения: если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату налогов, сборов (пошлин); если эти деяния повлекли сокрытие, занижение налоговой базы

10-80 базовых величин

10-120 базовых величин

3 года

4-20 базовых

величин

20-50 базовых величин

3 года

6

Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком суммы налога. Этот вид экономических санкций не применяется в случае своевременного направления плательщиком поручения банку на перечисление причитающихся сумм и не исполненного банком по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для исполнения этого поручения сумм в полном объеме

20% от неуплаченной суммы, но не менее 10 базовых величин

3 года

4-20 базовых величин

7

Неуплата налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы

470% от неуплаченной суммы, но не менее 10 базовых величин

3 года

10-30 базовых величин

3 года

8

Непредставление в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, а также представление недостоверных сведений

10-50 базовых величин

1 год

9

Отказ от подписания акта налоговой проверки

Предупреждение или штраф до 5 базовых величин

1 год

10

Неисполнение, а также ненадлежащее или несвоевременное исполнение требования, выраженного в установленной законодательством форме должностным лицам налогового органа, либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений

Предупреждение или штраф до 20 базовых величин

2 года

11

Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу налогового органа в проведении проверки или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению

10-15 базовых величин

2 года

В случае нарушения законодательства о налогах, повлекших увеличение одних налогов, сборов в бюджет и одновременно уменьшение других налогов, сборов за один и тот же период, штрафы взыскиваются с суммы превышения исчисленных налогов, сборов в бюджет.

Своевременно неуплаченные в бюджет суммы налогов взыскиваются с плательщиков с начислением за каждый день просрочки (включая день уплаты) пени в размере учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, действующей на момент взыскания средств. При этом учитываются переплаты по другим налогам.

Уплата экономических санкций, доначисленных по акту проверки, производится за счет средств, остающихся в распоряжении юридического лица после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Серьезность экономической ответственности предприятий и должностных лиц за нарушение налогового законодательства подчеркивается еще тем, что налоговые органы имеют право налагать на имущество плательщика — нарушителя закона арест. Он заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им либо в изъятии описанного имущества и передачи его на хранение плательщику или иному лицу с предупреждением об ответственности за сохранность описанного имущества.

Особенно тяжелым бременем экономические санкции налоговых органов кладутся на малорентабельные и убыточные предприятия, в нередких случаях они забирают всю заработанную прибыль и даже часть оборотных средств предприятия.

3.2 Проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам на ОДО «Продснабтехсервис»

ОДО «Продснабтехсервис» уплачивает следующие виды налогов:

1. Налоги, относимые на себестоимость продукции:

  • чрезвычайный и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости — 4%;

2. Платежи в бюджет из выручки: