Коррупция и государство

Коррупция как социально-правовое явление зародилась и существует с момента образования первых государств. Однако ее корни уходят дальше, к тому времени, когда появились первые законы (запреты, табу) и соответственно лица, которые их контролировали, и те, кто хотел любыми способами обойти эти запреты. Именно желание отдельных людей обойти закон толкает их на всевозможные ухищрения, вплоть до подкупа лиц, стоящих на страже этого закона. Коррупция в той или иной степени проявляется во всех государствах мира. Вместе с тем в разных странах ее уровень различен: в одних она сведена к минимуму, в других — носит почти официальных характер. Масштабы ее распространенности и степень общественной опасности возрастают в периоды социальной и экономической нестабильности.

Проблема коррупции в современном мире является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и политических задач, подрывающих авторитет власти в глазах народа, мешающих эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей. Коррупция прямо или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и устои государственности. По масштабам распространенности коррупции в том или ином обществе или государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени развития гражданского общества.

Острота коррупции состоит в том, что она грозит суверенитету государства, подрывает его политические и экономические основы, становится в разряд вопросов национальной безопасности. На сегодняшний день коррупция проникает в той или иной степени во многие органы государственной власти и управления и представляет угрозу национальной безопасности государства, подрывает авторитет страны на международной арене.

Так, например, в Российской Федерации коррупция, поразившая значительную часть российских государственных служащих, внедрилась в сознание масс и стала фактором, препятствующим проведению социально-экономических реформ. Она разъедает госаппарат и государство. По примерным подсчетам, общая сумма взяток, выплат, взимаемых в России в течение года, равна 319 млрд. долларов Сладкая бессонница чиновника//Вечерняя Москва. 2005. 1 августа. Это обусловливает настоятельную необходимость совершенствования механизмов, используемых в борьбе с коррупцией, но, прежде чем разобраться в данных механизмах, следует определиться с природой этого опасного социального явления.

Для того чтобы эффективно противостоять коррупции, нужно знать, что она собой представляет, ее сильные и слабые стороны. Разработка эффективных антикоррупционных мер является одним из приоритетов современной правовой политики правового государства.

12 стр., 5638 слов

Анализ коррупции в сфере высшего образования

... явление. Актуализация проблемы коррупции в России и осознание обществом необходимости ограничения ее негативных последствий связано с перестройкой, а затем с политическими и экономическими реформами 90- ... лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, ...

1. Определение коррупции

1.1 Понятие «коррупция»

С вопросом коррупции сталкиваются все страны, где есть государственный аппарат. Суть коррупции заключается в совершении действий, приводящих к нарушению равенства прав и свободы экономической деятельности, неисполнению государством обязанности по поддержанию добросовестной конкуренции.

Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. «Коррупция — это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица» Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств — членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. № 7.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дается такое определение термина «коррупция»: «Коррупция — это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 264; Словарь русского языка: В 4-х томах. Т. 2. М., 1986. — С. 108..

Модельный закон «О борьбе с коррупцией», принятый на XIII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 03.04.1999, дает следующую формулировку (ст. 2): «Коррупция (коррупционные правонарушения) — не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ Коррупция как механизм социальной деградации./Голик Ю.В., Карасев В.И. СПб. Изд. Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. — С. 224.».

Особую актуальность в этой связи представляет формулирование понятия коррупции, определение которого в национальном законодательстве является неоправданно вариативным. В Российской Федерации законодательное определение коррупции сформулировано в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами…». Кроме того, в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 31.07.2008 (Пр-1568), коррупция определена как социально-юридическое явление.

20 стр., 9709 слов

Управление безопасностью труда

... и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов ... нормативных правовых требований по охране труда; предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; определение основных функций и ...

Российские криминологи и криминалисты в своих книгах дают следующие понятия «коррупции».

Так, Мишин Г.К. отмечает, что коррупция — это явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных (в широком смысле — индивидуальных и групповых, материальных и иных) целях Коррупция: понятие, сущность, меры, ограничения / Мишин Г.К. М., 1991. — С. 13..

По мнению Комисарова В.С., «коррупция — это использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией//Комиссаров В.С. — Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1993, № 1. — С. 30..

Борзенков Г.Н. считает, что «коррупция как социальное явление -это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения для личного обогащения» Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией//Борзенков Г.Н. — Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1993, № 1. — С. 30.

Коррупция от латинского corruption — «подкуп». В римском праве это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» — несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета, «rumpere» — ломать, повреждать, нарушать. В результате образовался самостоятельный термин, обозначающий участие нескольких лиц, цель которых порча, разрушение, повреждение нормального хода управления делами сообщества, судебного процесса и т.д. Это комплексное общественно опасное явление в сфере политики, государственного управления, выражающееся в преступном умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий в целях обогащения или получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме.

В самом общем виде коррупция предстает перед нами как своеобразная сделка, в которой принимают участие, с одной стороны, субъект, имеющий право или возможность распоряжаться определенным ресурсом, с другой — человек, заинтересованный в принятии определенного решения или совершении действия. Первая сторона (субъект), игнорируя общественные интересы или закон, предоставляет свои услуги за определенную плату или получая какие-то льготы.

В самом общем виде коррупция представляется как злоупотребление служебным положение в частных целях. Она охватывает широкий диапазон правонарушений, включая: воровство или незаконное присвоение общественного имущества или капитала; патронаж в рекрутировании на государственную службу или в распределении государственных доходов; «торговлю влиянием» (обеспечение за деньги принятия выгодных решений, заключение правительственных контрактов в интересах своего клиента и т.п.) и взятки. Мелкая коррупция (также называемая административной коррупцией) включает в себя главным образом взятки. Ведущий исследователь проблем коррупции и власти профессор С. Роуз-Аккерман различает следующие их виды: взятки, которые очищают рынки от избыточного спроса (в случае нормированной «карточной» системы); взятки как материальные вознаграждения для должностных лиц; взятки как способ снижения затрат; взятки, разрешающие преступную деятельность (полицейская защита, запугивание и организованная преступность).

4 стр., 1624 слов

Административно-правовые методы в осуществлении функций исполнительной ...

... стандартизация, сертификация, квотирование и оказание других административных услуг физическим и юридическим лицам. Метод убеждения является основным методом в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, что предполагает повседневную ...

1.2 Виды, формы и сферы проявления коррупции

Коррупция как явление многогранна, требует учета разных точек зрения и постоянно меняется. Поэтому сформулировать исчерпывающий перечень форм и видов существования, проявления и расширения коррупционного поведения в обществе невозможно. Однако в определенных временных рамках постановка такой задачи вполне корректна.

Обозначенные рамки научных направлений на сегодняшний день позволяет выделять, анализировать и изучать разнообразные виды, формы и сферы проявления коррупции и коррупционных преступлений в современной России и за ее пределами.

В зависимости от инициатора коррупционных проявлений отечественные специалисты выделяют «коррупцию снизу», которая инициируется подчиненными в отношении своих руководителей. Параллельно с ней уживается «коррупция сверху», когда первый шаг в отношении подчиненных делает руководитель.

Российские и иностранные исследователи в зависимости от основных функций, которые выполняют государственные и муниципальные органы, в которых коррупция активно существует, выделяют:

  • А) административную (в исполнительных правительственных и муниципальных органах власти);
  • Б) парламентскую (в законодательных органах власти);
  • В) судебную (в судебных органах).

Отечественные специалисты по национальному составу участников коррупционных отношений различают, во-первых, транснациональную коррупцию, которая связана с участием в коррупционных отношениях иностранных физических и юридических лиц.

Во-вторых, международную, т.е. коррупционную деятельность физических и юридических лиц в первую очередь транснациональных корпораций, которая направлена на монополизацию отношений в той или иной сфере деятельности в рамках всего мирового сообщества, континента или региона. В-третьих, выделяется внутригосударственная или национальная коррупция. Двадцать принципов борьбы с коррупцией. Приняты Комитетом Министров Совета Европы 06.11.1997 на 101-й сессии. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Сб. документов/ Сост.Овчинский В.С. М., ИНФРА-М, 2004. — С. 334.

Некоторые отечественные исследователи, в зависимости от глубины поражения правосознания правящей политической элиты, формы проявления коррупции условно разделяют на следующие разновидности:

1) «Светлая», которая предполагает коррупционное поведение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, не связанное с нарушением обязанностей по службе. Оно проявляется в виде взятки — благодарности за оказанную услугу, иногда называемой специалистами термином «коррупция по правилам».

2) «Серая» — коррупционное поведение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, сопряженное с совершением правонарушений по службе.

3) «Черная» — коррупция, сопряженная с таким коррупционным поведением должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, которое связано с совершением служебных преступлений или с соучастием в организованной преступной деятельности, иногда именуемой криминальной коррупцией.

В перечень форм и видов коррупционного поведения отдельные зарубежные специалисты, изучающие феномен проявления и распространения коррупции в различных сферах общественной деятельности, в зависимости от степени активности поведения субъектов правонарушения или преступления включают следующее.

8 стр., 3925 слов

Борьба с коррупцией в России

... Российской юридической энциклопедии коррупция определяется как «использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими ... незатронутым или мало исследованным. Среди работ, затрагивающих проблемы дипломного исследования можно выделить несколько ... угрозу социальной и экономической безопасности. Коррупция в России остается сегодня одним из главных ...

«Активная коррупция» — активный подкуп национального или иностранного должностного лица, члена международной организации, руководителей коммерческих, общественных и других организаций со стороны заинтересованного лица или лиц, либо вымогательство незаконного вознаграждения указанными лицами в связи со своей профессиональной деятельностью.

«Пассивная коррупция» или пассивный подкуп, предполагающий получение незаконного вознаграждения национальным или иностранным должностным лицом, членом международной организации, руководителем коммерческой, общественной или другой организации за правомерное или общественно полезно поведение по службе.

Коррупция может проявляться и иметь распространение в различных сферах внутри общества. Поэтому российские исследователи с учетом данного обстоятельства выделяют следующие виды коррупции.

Бытовая или вымогательство чиновником денег либо материальных ценностей с населения.

Деловая коррупция — плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы.

Административная коррупция означает вымогательство денег или имущества чиновниками государственными или муниципальными служащими) у предпринимателей за различные виды услуг, связанных с занимаемой должностью.

Определенную опасность представляют коррупционные модели поведения, получившие названия «захват бизнеса» и «захват государства». Эти заявляющие о себе тенденции проявляются во «встречном движении».

«Захват бизнеса» заключается в противоправном корыстном установлении чиновниками над коммерческими предприятиями, их филиалами, в создании искусственных монополий для «своих» фирм, участии в борьбе за собственность на стороне этих фирм. Цель — теневой контроль над бизнесом для получения основного или дополнительного источника дохода. Как показывает анализ, «захват бизнеса» интенсивнее там, где имеется больше возможностей для контроля над бизнесом.

«Захват государства» — ответная реакция бизнеса, который стремится к покупке у должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления властных решений в собственных интересах или интересах своих предприятий, к установлению коррупционного контроля над политиками, политическими партиями и институтами государственной власти и управления.

Усилия предпринимателей по «захвату государства» распределяются следующим образом: 54% — исполнительная власть, 18 % — правоохранительные органы, 15 % — законодательная и 13 % — судебная власть Коррупция как механизм социальной деградации / Голик Ю.В., Карасев В.И. СПб. Изд. Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. — С. 227, 228.. Нацеленность бизнесменов на исполнительные органы объяснима, т.к. почти все предпринимательские проблемы связаны именно с этой ветвью власти, и лишь в меньшей степени — с правовыми отношениями между предпринимателями, где арбитром выступает суд.

Необходимо упомянуть еще одну разновидность коррупции — «захват номенклатуры». В данном случае речь идет о формулировании уже целых кланов для монополизации сферы коррупционных услуг в различных отраслях социального управления Кланирование коррупции // Панина Т. — Российская газета, 27.10.2004..

3 стр., 1104 слов

Организационно-правовые основы профилактики коррупции на государственной ...

... коррупции (профилактика коррупции); — выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); — минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. профилактика коррупции Президента РФ Так, в соответствии с п. 3 Указа для органов государственной власти ...

Широкое распространение получила корпоративная коррупция, т.е. корпоративное или коммерческое взяточничество, при котором для решения вопросов внутри хозяйствующих субъектов или между хозяйствующими субъектами внутри одного государства нужно предложение, принятие или передача незаконного вознаграждения руководителями или иными лицами этих субъектов.

Глубокое изучение этого явления позволяет выделить несколько уровней его проявления, где могут принимать активное участие государственные служащие.

По мнению Г.А. Сатарова, в качестве первого уровня можно выделить бытовую (низовую) коррупцию, преимущественно представленную ситуацией, когда физическое и юридическое лицо выполняет услуги небольшой стоимости за решение определенной проблемы Современная российская политика / Под ред. В. Никонова. М.: СПМА-ПРЕСС, 2003. — С. 135 — 136.. Низовая коррупция свойственна и для сферы деловых отношений, представленной ситуацией, когда государственные чиновники вступают в сделку небольшой стоимости с юридическими лицами с целью лоббирования их интересов или решения определенных проблем.

Более опасной является деловая, или верхушечная, коррупция, характеризуемая высокой стоимостью сделок, заключаемых между высокопоставленными чиновниками и большими фирмами, финансово-промышленными группами. Например, плата за выигрыш в конкурсе на поставку большого объема продукции или получение лицензии на экспортные поставки. По приблизительным расчетам, деловая коррупция составляет 316 млрд. Число общих взяток в год 2,3 млн. Их платят 1,3 млн. физических и юридических лиц. Средний размер одной «деловой» взятки 136 тыс. долларов.

Особую опасность для общества несет политическая коррупция, представленная влиянием отдельных личностей, которые, пользуясь своим положением в обществе, за отдельную плату, благо или выгоду начинают действовать с целью удовлетворения каких-либо корыстных интересов.

2. Коррупция в Российской Федерации

2.1 Причины возникновения коррупции в России

Коррупция в России проникла во все сферы общественной жизни. В свое время Карл Маркс весьма четко выразил сущность бюрократии, подчеркнув, что она рассматривает государство как свою частную собственность.

Бюрократия является одной из причин возникновения коррупции в государственных органах Российской Федерации. По степени закрытости, отдаленности от народа современный бюрократический аппарат превзошел своих предшественников Бюрократия в российском государстве: историко-теоретический аспект // Воротников А.А. — Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2005.. «Это всесильный, замкнутый круг, действующий по законам иерархии, жесткий механизм власти, стоящий над законом и волей членов общества» Бюрократия / / Смольков В.Г. — Социологическое исследование. 1999. №2. — С. 4.. В конце концов, эта власть, если с ней не бороться цивилизованно, превращается в самодовлеющую организацию, ставящую во главу угла лишь собственные интересы, игнорируя общественные.

Бюрократия не делится и не собирается делиться своей властью ни с кем, за исключением владетельного класса. Доходы чиновников, получаемые ими сверх официальных зарплат (нелегально и противозаконно), огромны по объемам своим, порядка нескольких десятков миллиардов долларов в год. По заключению экспертов, объем коррупционного рынка составляет 240 — 316 млрд. долларов, а средний размер взятки чиновникам вырос с 10 до 130 тыс. долларов Антикоррупция: Президент Медведев предложил программу против коррупции // РГ. 2008. 5 июня.. Однако положение дел ухудшается, несмотря на то, что некоторых чиновников привлекают к уголовной ответственности. По данным Генерального прокурора России, из всего класса российских чиновников около 90% коррумпировано Юридическая практика как критерий эффективности управления обществом: Монография / Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. Калининград, 2008. — С. 34.. На заседании координационного Совета правоохранительных органов РФ 20 декабря 2007 г. в Ростове-на-Дону заместитель Генпрокурора РФ И. Сыдорук вынужден был констатировать, что все органы государственной власти пронизаны коррупцией.

4 стр., 1517 слов

Коррупция в государственном аппарате

... организационного характера, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в государственном аппарате. И прежде всего необходимо совершенствование законодательства об органах исполнительной власти, государственной службе Российской Федерации, а также совершенствование законодательства об административной ...

Сложившееся положение с бюрократизацией современной России имеет свою предысторию. В «перестроечные» годы бюрократия нередко отождествлялась лишь с партноменклатурой, и казалось, что с уходом КПСС с политической арены не стало и самой бюрократии, рассматриваемой в тот период как абсолютное зло. Подобная узость подхода к проблеме не соответствует реальности Бюрократия в российском государстве: историко-теоретический аспект // Воротников А.А. — Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. — С. 49.. Нынешнее чиновничество все так же тесно связано с политической деятельностью.

Изменение политической системы в стране стало возможным благодаря появлению массового слоя бюрократии, не имеющего прямого отношения к партии, которую (в широких кругах ее членов) как раз и не устраивал номенклатурный способ формирования структур власти. Именно для этого слоя бюрократии такой демократический институт, как свободные выборы, стал единственной возможностью пробиться «наверх», не учитывая мнения вышестоящего начальства. Пришедший на смену коммунистической номенклатуре в первые годы после развала союзного государства аппарат, именующий себя демократическим, оказался, по данным социологов, на 75% аппаратом, не только работавшим в эпоху так называемой перестройки, но и состоявшим из людей, трудившихся еще во времена застоя Крыштановская О. Финансовая олигархия в России // Известия. 1996. 10 янв..

По меткому выражению российских исследователей, рыночные реформы в России состоялись как совместные предприятия посткоммунистической бюрократии и новорусской буржуазии. Причем главным реформаторским действием был раздел государственной (общенародной) собственности. Он выразился в союзе госчиновника и предпринимателя. При этом оба партнера по негласным условиям игры имели равные материальные выгоды. В данном случае даже уместнее говорить не о союзе чиновника и бизнесмена, а о некоем симбиозе, буржуазной бюрократии. К тому же в России никогда не было развитого гражданского общества, и народ не контролировал исполнительную власть. Не было таких демократических традиций, которые сложились в Европе и США за 200 лет эволюции демократии.

6 стр., 2852 слов

Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах ...

... Правовые проблемы противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации : Материалы межвузовской ... 9. Григорян, Д.К. Пути повышения эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации: элитарный подход / Д.К. Григорян, А.А. ...

Еще одной из причин распространения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации является сложность и бессистемность структуры исполнительной власти, наличие множества недостаточно четко определенных административных процедур (регламентов), которые подчас созданы самими государственными служащими. К тому же в настоящее время отсутствуют административно-правовые механизмы внешнего и внутриорганизационного контроля за деятельностью государственных служащих. Положение усугубляется и тем, что отсутствует комплексный учет и контроль за служебной деятельностью государственных служащих, не создано четкого распределения компетенции между государственными служащими различных органов исполнительной власти, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей государственных служащих различных ведомств.

Данную ситуацию провоцирует волокита, связанная как с организационными, так и системными проблемами организации системы государственной службы и управления, а также с низким профессионализмом определенной части государственных служащих. В этой связи провести разграничение между организационными проблемами функционирования аппарата исполнительной власти и обстоятельствами, стимулирующими коррупционное поведение физических и юридических лиц со стороны государственных служащих, достаточно сложно Административно-правовые проблемы предупреждения коррупции в государственном управлении / Колодкин Л.М. — М., 2002. — С. 188..

Росту коррупции в системе государственной службы Российской Федерации способствует нестабильность служебного положения определенной части государственных служащих.

Низкое денежное содержание государственных служащих и государственных гражданских служащих не обеспечивает эффективности их служебной деятельности.

Одной из важных причин возникновения коррупции является господствующая в России теневая экономика. С одной стороны, предприниматели теневой сферы для извлечения прибыли вынуждены использовать незаконные услуги чиновников как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти, вознаграждая их услуги. Тем самым теневая экономика подпитывает чиновников-коррупционеров, создавая спрос на их услуги, что в условиях объективной ограниченности предложений приводит к росту равновесной цены на данный вид услуг. Повышается привлекательность данного коррупционного бизнеса и растет число коррумпированных чиновников. С другой стороны, недобросовестные чиновники увеличивают издержки для предприятий легального сектора, ставя их в условия, когда они вынуждены давать взятки. Тем самым они снижают конкурентоспособность предприятий легального сектора, стимулируя их к уходу в теневой сектор Регионы России: основные социально-экономические показатели городов. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006; Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 2001 — 2006 гг.. Таким образом, создается положительная обратная связь между коррупцией и теневой экономикой, которая делает неустойчивой всю национальную экономику.

Не менее значимой причиной возникновения коррупции является терроризм. В свою очередь, так же как и разрастание теневой экономики, живучесть терроризма тесно связана с коррупцией и в определенной мере обусловливается наличием приближенности террористов к властным структурам, использующим в своих политических или иных целях ту или иную террористическую организацию и не заинтересованным в реальном раскрытии своих технологий. Такой подход прослеживается, например, в докладе Международной организации по вопросам социальных наук и их роли в борьбе с насилием и экстремизмом в исламских обществах (Каир, 1998 г.).

12 стр., 5691 слов

Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах ...

... ·федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба); ·государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации). Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по ...

Коррупция и некоторые проявления теневой экономики «создают благоприятную среду для разворачивания террористических операций» Письмо Генерального секретаря от 1 августа 2002 г. на имя Председателя Генеральной Ассамблеи и Председателя Совета Безопасности. ООН. ГА. СБ. A/57/273-S/2002/875., подчеркивается в 24-й Рекомендации, содержащейся в письме Генерального секретаря ООН на имя Председателя Генеральной Ассамблеи ООН и Председателя СБ ООН от 1 августа 2002 г.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых показано, что рост масштабов коррупции непосредственно связан с процессами, происходящими в странах с переходной экономикой. В результате возник некий мутант, соединяющий остатки государственного социализма, олигархический капитал, зачатки корпоративизма, рыночных структур и обширный массив криминального предпринимательства. Все это опутано паутиной теневых и криминально-мафиозных отношений права и связано с коррумпированным государственным аппаратом Самоопределение России. Аналитический анализ. М., Международный фонд социальных и политических исследований. 2000.- С. 36 — 37..

2.2 Формы и методы антикоррупционной деятельности России

Эффективная борьба с коррупцией рассматривается мировым сообществом в качестве важнейшего показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям.

Готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям.

Международным и национальным опытом доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. Снизить ее уровень можно, лишь реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях. Слишком взаимосвязаны многие проблемы. Нужен только комплексный подход в решении проблем, острота которых не спадает, а, напротив, в последнее время многократно возрастает.

Выработка целостной государственной стратегии противодействия коррупции и осуществление последовательной и скоординированной политики в этой сфере являются одними из насущных задач правовых преобразований на современном этапе. От их решения зависит реализация национальных интересов России практически во всех сферах общественных отношений Государственная политика в сфере противодействия коррупции (международно-правовые аспекты) // Козлов В.А. — Справочно-правовая система Консультант..

Многогранность проблем, порождаемых коррупцией, диктует необходимость системного подхода к организации противодействия ей. Правомерно ставить вопрос не просто об усовершенствовании отдельных институтов и направлений деятельности государственных органов, а о концептуальном оформлении новых подходов в нормативном, ресурсном, информационном, организационном обеспечении борьбы с этим явлением.

В связи с этим разработан Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закрепляющий принципы и основные направления осуществления государственной политики по предупреждению коррупционных проявлений и борьбе с коррупцией, определяющего надзорные и координирующие функции государства в сфере осуществления такой политики, предусматривающего нормативное закрепление дефиниции «коррупция», имеет первостепенное значение.

Согласно указанному закону Основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Указанным законом определено, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях: установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Повышение эффективности борьбы с коррупцией требует разработки такой антикоррупционной политики, которая сформировалась бы «в соответствии с объективными процессами жизни и решением актуальных задач общества и государства» Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики / Клюковская И.Н. — Ставрополь: Сервисшкола, 2004.- С. 59.. Профилактика коррупции является одной из главных задач в борьбе с ней. Предупредить появление коррупции легче, чем бороться с ней, когда она укрепилась.

В Российской Федерации профилактика коррупции будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Неотъемлемую помощь в антикоррупционной деятельности может оказать систематизация различных видов ответственности государственных служащих с учетом возможных форм конституционной ответственности.

Проблема предотвращения и пресечения коррупции в системе государственной службы является одной из наиболее актуальных. В настоящее время можно отметить 4 основных правовых акта, имеющих существенную антикоррупционную составляющую:

1. «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, определяющий правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

2. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

3. «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

4. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Указанные Федеральные законы, а также Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», определяющий основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей, создают предпосылки для предупреждения коррупции в сфере государственного и муниципального управления.

Реализация требований и рекомендаций этих документов в российском законодательстве является необходимым и важным этапом на пути создания национального антикоррупционного права.

Одной из основных мер в рамках осуществляемой Российской Федерацией государственной политики и разработки антикоррупционной стратегии является обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов власти, их прозрачности.

В целях реализации данного направления в борьбе с коррупцией были приняты федеральные законы, направленные на повышение открытости и прозрачности власти, такие, как Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 02.08.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме рассмотренных механизмов по борьбе с коррупцией, необходимо применение различных дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции. Так, снижению рисков возникновения коррупции и мошенничества в государственных и муниципальных органах должна способствовать хорошо организованная система внутреннего контроля. Наиболее распространенным среди механизмов является максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности, путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией, широко применяемой в последние годы в ряде государственных структур, наиболее уязвимых с точки зрения коррупции: органы милиции, налоговые службы, службы ЖКХ и др.

Наряду с указанными мерами необходимо воспитывать у граждан такие ценности и установки, которые противостояли бы криминализации их жизни, утверждали гуманизм и правопослушание, активную жизненную позицию, отвергали экономическое паразитирование.

Следует отметить, что обозначенные проблемы являются далеко не единственными, которые предстоит решить Российской Федерации. Однако в последнее время созданы необходимые предпосылки для того, чтобы деятельность государства в этом направлении была более динамичной и скоординированной.

Перед Российской Федерацией стоит задача формирования системной антикоррупционной стратегии, приоритетным направлением которой должны стать задачи, направленные на предотвращение коррупционных проявлений во всех сферах жизни, для практической реализации которых необходимо соблюдение принципа верховенства права и реального обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, являющихся одними из ключевых при построении информационного общества.

Заключение

Коррупция — явление вредоносное, многоаспектное, непрерывно мутирующее в своем стремлении приспособиться к постоянно меняющимся условиям.

Нормальной реакцией на возрастающую активность коррупционной деятельности становятся меры по противодействию ей, причем многостороннего характера.

Для эффективной борьбы с этим злом крайне нужна системная, наступательная и напряженная работа всех здоровых сил российского общества, основой которой и должен быть Национальный план противодействия коррупции.

Антикоррупционная стратегия должна строиться и основываться на всеобъемлющей административной реформе. Если не реформировать чиновничий аппарат и систему управления, не будут убраны основные причины коррупции.

  • Избавление государственных чиновников от избыточных функций. Вычленение тех функций, которые могут осуществлять не чиновники, а другие субъекты: саморегулируемые, самоокупаемые, общественные организации.

— Поиск и анализ оптимального соотношения политических и информационных начал. Развитие аналитических, прогностических, контрольных, оценочных функций с целью повышения качества подготовки и принятия решений. Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий. Прозрачность при обратной связи с гражданами. Обязательное законное реагирование правоохранительных органов на разоблачительные антикоррупционные публикации СМИ и оперативное судебное разбирательство.

  • «Прозрачность» и общественный контроль, т.е. подконтрольная гражданам государственная служба с возможностью знакомиться с широким кругом государственных документов. Прозрачная система регистрации бизнеса.

— Прекращение миграции профессионалов между государственной службой и бизнесом. Необходимо законодательно ограничить переход в течение нескольких лет после отставки без разрешения правительства в фирмы, с которыми чиновник ранее был связан по службе.

Проблема противодействия коррупции и ее последствий организованной преступности — одна из первоочередных задач общества и государства.

Однако данная задача решаема только при условии единства и преодоления разобщенности действий всех здоровых сил государства, мобилизации их усилий в противостоянии грозной опасности.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/korruptsiya-v-sng/

1. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

2. Федеральный закон РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

3. Федеральный закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

4. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

5. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

6. Федеральный закон от 02.08.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

7. Письмо Генерального секретаря от 1 августа 2002 г. на имя Председателя Генеральной Ассамблеи и Председателя Совета Безопасности. ООН. ГА. СБ. A/57/273-S/2002/875

8. Практические меры по борьбе с коррупцией: Руководство, подготовленное Секретариатом ООН // A/CONF/144/8.29. 1990.

9. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупции в государственном управлении // Колодкин Л.М. — М., 2002.

10. Двадцать принципов борьбы с коррупцией. Приняты Комитетом Министров Совета Европы 06.11.1997 на 101-й сессии. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Сб. документов / Сост. Овчинский В.С. М., ИНФРА-М, 2004

11. Коррупция как механизм социальной деградации./Голик Ю.В., Карасев В.И. СПб. Изд. Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

12. Коррупция: понятие, сущность, меры, ограничения / Мишин Г.К. М., 1991.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 264; Словарь русского языка: В 4-х томах. Т. 2. М., 1986.

14. Самоопределение России. Аналитический анализ. М., Международный фонд социальных и политических исследований. 2000.

15. Современная российская политика / Под ред. В. Никонова. М.: СПМА-ПРЕСС, 2003.

16. Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики / Клюковская И.Н. Ставрополь: Сервисшкола, 2004.

17. Юридическая практика как критерий эффективности управления обществом: Монография / Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. Калининград, 2008.

18. Антикоррупция: Президент Медведев предложил программу против коррупции // РГ. 2008. 5 июня.

19. Бюрократия // Смольков В.Г. — Социологическое исследование. 1999. №2.

20. Бюрократия в российском государстве: историко-теоретический аспект / Воротников А.А. — Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2005.

21. Государственная политика в сфере противодействия коррупции (международно-правовые аспекты) // Козлов В.А. — Справочно-правовая система Консультант.

22. Планирование коррупции // Панина Т. — Российская газета, 27.10.2004.

23. Регионы России: основные социально-экономические показатели городов. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006; Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 2001 — 2006 гг.

24. Сладкая бессонница чиновника // Вечерняя Москва. 2005. 1 августа

25. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств — членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. № 7