Особенности международной торговли лицензиями и патентами

В современных условиях торговля изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, моделями и товарными знаками на внешнем рынке имеет огромное значение для экономического развития любого государства. Часто экспорт технологий становится одним из наиболее значительных источников получения валютных средств.

Лицензионная торговля играет все возрастающую роль с зарубежными инвестициями и экспортом наукоемкой продукции. Международная торговля лицензиями и «ноу-хау» стала важной составной частью современной мировой торговли. Экспорт лицензий и «ноу-хау» стимулирует расширение традиционных товарных потоков. Лицензирование технологии воздействует на развитие торговли объектами капитального строительства и инжиниринговыми услуга ми.

В этой связи тема лицензионной торговли становится очень актуальна в мире, и в отдельности для каждой страны, в частности России. У нашей страны огромный научный потенциал. Однако отсутствие достаточных нормативных актов, поддержки научных кадров делает невозможным развиваться данному виду торговли.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении торговли лицензиями как одного из видов международной торговли и особенностей ее организации.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать основные виды международной торговли;
  • рассмотреть особенности организации торговли лицензиями;
  • оценить организацию международной торговли лицензиями в России.
  1. Сущность и виды международной торговли

1.1 Сущность международной торговли

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

4 стр., 1515 слов

Роль и место лицензий в международном технологическом обмене

... торговли в последние десятилетия; рассмотреть современное состояние и, возможно, определить некоторые перспективы данной отрасли. 1. Роль и место лицензий в международном технологическом обмене 1.1. Формы и методы обмена технологией Технологический обмен ... В сферу технологического обмена вовлечены все важнейшие формы человеческой деятельности (наука, техника, производство, управление), начиная с ...

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или

1.2 Виды международной торговли

Международная торговля представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые секторы национальных экономик. Однако это не чисто механическое, а органическое единство, имеющее собственные закономерности развития, особые органы регулирования. Выделяют следующие виды международной торговли:

  1. Торговля товарами:
  • продовольственное и непродовольственное сырье;
  • минеральное сырье;
  • готовая продукция;
  1. Торговля услугами:
  • инжиниринговые услуги;
  • лизинговые услуги;
  • информационно — консалтинговые услуги;
  1. Торговля лицензиями и ноу-хау;
  1. Встречная торговля:
  • сделки на основе натурального обмена:
    • бартерные сделки;
    • операции с давальческим сырьем — толлинг;
  • коммерческие сделки:
    • встречные закупки;
    • выкуп/откуп устаревшей продукции;
    • сделки коммерческой компенсации;
    • авансовые закупки;
  • торговля в рамках промышленного сотрудничества или кооперируемой продукцией:
    • компенсационные сделки;
    • встречные поставки. [1]

1.3 Торговля лицензиями как один из видов международной торговли

Рассмотрим такой вид международной торговли, как торговля лицензиями.

Лицензионная торговля – форма международной торговли технологией, включающая сделки с «ноу-хау», патентами и лицензиями на изобретение.

18 стр., 8728 слов

Нетарифные ограничения внешней торговли

... Экспортное кредитование субс.кредиты экспортерам гос.кредиты импортерам страхование эксп. рисков 1.2.1. Меры финансового воздействия. 1. Количественные ограничения Страны используют при распределении лицензий ... ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой ... инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, ...

Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и т.д.

Продажа за границу лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.

Наибольшее распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау».

Анализ мировой практики обмена научно — техническими достижениями, изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами и товарными знаками между странами свидетельствует о том, что в основе возникновения и развития современной международной торговли лицензиями лежат объективные экономические факторы.

Одной из причин закономерностями. [9]

2 Международная торговля лицензиями

2.1 География международной торговли лицензиями

На протяжении многих десятилетий США занимают ведущее место среди стран капиталистического мира по обороту лицензионной торговли, однако с 1960 по 1989 год их доля снизилась с 38,6 до 27,9%. Это произошло главным образом за счёт уменьшения удельного веса США в экспорте лицензий с 70,8 до 47,0%.

В указанные годы наиболее высокими темпами росли экспорт и импорт лицензий в странах

этот регион занимает первое место на капиталистическом рынке лицензий.

Одним из важных центров капиталистической лицензионной торговли является Япония. Наряду с ФРГ эта страна в течение всего послевоенного периода занимала ведущие позиции в капиталистическом мире по импорту лицензий. Приобретаемые лицензии японские фирмы используют не только для перевооружения ведущих отраслей своей экономики, но и как потенциал для развития собственных научно- технических исследований.

Заметное место в лицензионной торговле капиталистических стран занимают Австралия и Новая Зеландия. Географическая отдалённость этих стран от промышленно развитых районов мира создаёт предпочтительные условия для активной лицензионной торговли по сравнению с экспортом и импортом товарных грузов. Сравнительно высокий научно-технический и производственный потенциал этих стран позволяет постоянно расширять операции по закупке и продаже лицензий.

Наиболее многочисленную группу в капиталистическом секторе лицензионной торговли составляют развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Важным критерием для их объединения в сфере лицензионной торговли являются не географические, а экономические признаки. Для этих стран характерен сравнительно низкий уровень развития национального экономического и научно-технического потенциала, существенно ограничивающий не только продажу, но и покупку и возможности использования иностранных лицензий.

Развивающиеся страны занимают значительное место в импорте лицензий, покупка которых осуществляется преимущественно в составе комплектных предприятий, поставляемых в экономически более сильные развивающиеся страны (Индию, Бразилию, Мексику, Аргентину, Иран и др.).

Значительная часть лицензий приобретается развивающимися странами через функционирующие здесь филиалы и дочерние фирмы международных монополий. Несмотря на некоторый рост закупок иностранных лицензий развивающимися странами, объём которых с

12 стр., 5765 слов

Промышленность производство : Роль международной сертификации ...

... ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ, В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования Конкурентоспособность в современной рыночной экономике во многом определяется соответствием продукции международным стандартам качества. Соответственно уровень конкурентоспособности и товара, и предприятия напрямую ...

В международной статистике нет данных, свидетельствующих о размерах производства и торговли товарами, изготавливаемыми по лицензиям, за исключением лишь отдельных сведений об уровне производства по лицензиям некоторых видов продукции. [3]

2.2 Отраслевая структура международной торговли лицензиями

Для характеристики мирового рынка лицензий несомненный интерес представляет его отраслевая структура. Формирование отраслевых рынков определяется тенденциями развития и структурными изменениями в мировой экономике, специализацией производства и концентрацией НИОКР и изобретательской деятельности в наукоёмких отраслях производства, где производятся товары с высокими потребительскими свойствами.

Для мирового рынка характерно преимущественное развитие лицензионной торговли в электротехнической и электронной промышленности, общем машиностроении, приборостроении, автомобильной, авиаракетной промышленности, химии и нефтехимии, биотехнологии, в области ресурсосберегающих технологий и др. В 70-80-е годы получил быстрое развитие коммерческий обмен изобретениями в области окружающей среды. Активный процесс насыщения научно- техническими достижениями прогрессивных отраслей промышленности оказывает прямое воздействие на рынок лицензий, укрепляет его материальную базу, значительно ускоряет темпы роста лицензионной торговли и ведёт к интенсивному формированию международных отраслевых рынков лицензий. На долю отдельных отраслевых рынков лицензий приходится: электротехника и электроника – 19%, общее машиностроение – 18,8%, химия и нефтехимия – 17,4%, транспортное машиностроение – 10,2%, текстильная и пищевая промышленность – 6,2% всего объёма коммерческих операций на мировом рынке лицензий. Замедленными темпами происходит

ивает качественные изменения в характере и путях использования нововведений в мировом хозяйстве. С развитием НТР непрерывно растёт динамизм, активность международного рынка лицензий. Ускоренный процесс создания и замены научно-технических достижений в производстве ведёт к интенсификации международного лицензионного обмена. Этому в немалой степени способствуют качественные изменения в действующем рыночном механизме обмена лицензиями. Его совершенствование происходит посредством создания международной системы информации о спросе и предложениях на базе ЭВМ (банка лицензий), упрощения порядка патентования объектов промышленной собственности, типизации и стандартизации лицензионных сделок и, что особенно важно, расширения объёма услуг и технической помощи при внедрении нововведений на предприятиях покупателей лицензий. Рынок лицензий тем самым всё более избавляется от присущей ему замедленности операций по сравнению с другими товарными рынками, а по срокам и эффективности внедрения нововведений получает дополнительные преимущества перед их разработкой на базе собственных НИОКР.