Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что если власть сосредотачивается в руках одного правителя, то это неизбежно ведет к нежелательным и отрицательным последствиям. Чем больше власть концентрируется в руках одного человека, тем больше появляется желания руководить так, как это угодно ему одному. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества. Когда в руках одного человека (правителя, монарха и т. п.) концентрируется вся власть во всех ее проявлениях, то он рано или поздно становится тираном. Такой человек свой авторитет ставит выше, он не считается с неотъемлемыми правами другого человека, он может посягнуть на чужую свободу. Или, говоря простым языком, «идет по головам» для достижения своих целей, потому что ему можно все и за это не будет ничего. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой, основные направления (ветви) государственной власти должны разделяться, и вверяться в «разные руки». Это будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу. Теория разделения властей исторически известна давно, ее использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений. Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Последний придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид.
Принцип разделения властей предполагает функционирование трех самостоятельных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной при соответствующем их взаимодействии. А также позволяет разграничить компетенцию государственных органов, предоставляет им самостоятельность в принятии решений, обеспечивает их нормальное функционирование, предотвращает произвол и злоупотребление властью. В России принцип разделения властей получил конституционное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, где провозглашена самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Таким образом, судебная власть – одна из трех ветвей власти, самостоятельная, независимая от законодательной и исполнительной властей.
Разделение властей как принцип правового государства
... становлении теории разделении властей стали работы Ш. Монтескье, которые оформили положение о трех властях. Разумное государство, по Ш. Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, сосредоточенных в различных органах и взаимно ...
Термин «судебная власть» употребляется в различных
Актуальность темы. В условиях развития социальных отношений, роль государства и его органов в жизни общества влекут за собой необходимость переосмысления этой роли. Значимость судебных органов в современном государстве, как органа осуществляющего правосудие, охраняющего права, свободу и интересы граждан, организаций возрастает с каждым днем, дабы исключить произвол и беззаконие. Качественное, стабильное законодательство, эффективное правосудие, способное реально обеспечить надежную защиту прав и свобод человека, интересов общества и государства — важнейшие предпосылки для «правильного» развития современного российского государства.
Цель курсовой работы: определить место судебных органов в механизме современного государства.
Задачи:
- рассмотреть научную литературу по изучаемой теме;
- изучить понятия «суд», «судебная власть»;
- дать характеристику структуры судебной власти;
- определить место судебных органов в механизме современного государства.
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/mesto-sudebnyih-organov-v-mehanizme-sovremennogo-gosudarstva/
Используя различные источники, необходимо выяснить, такие вопросы как сущность судебной власти, его структуру, функции. Так как в условиях развития современного государства все чаще приходится обращаться к судебным органам для установления справедливости, необходимо определить какую роль в жизни общества играют судебные органы.
Основная часть
1. Роль судебных органов в современном государстве.
Конституция РФ первой из российских конституций использовала понятие «судебная власть».
Началом становления судебной власти в современной России считается 24 октября 1991 года — день принятия Концепции судебной реформы в РФ Верховным Советом РСФСР. Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные положения Концепции судебной реформы получили свое отражение в Конституции РФ, в главе 7 — «Судебная власть»1.
Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть – это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки принципа разделения властей, судебная власть – это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.
Понятие и классификация судебных экспертиз. Органы судебной экспертизы ...
... . Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, ...
Таким образом, основной задачей судебной власти является разрешение различных правовых конфликтов между членами общества, между человеком и государством. Или говоря иными словами, защита прав и свобод граждан, осуществление правосудия, охрана правопорядка, обеспечение законности и общественной безопасности.
Судебная власть как основополагающий государственно-правовой институт российского судоустройства получила многообразное нормативное утверждение в ходе судебной реформы не только в Конституции РФ, но и в ряде федеральных конституционных и федеральных законов. К их числу относятся, прежде всего, Закон «О судебной системе РФ»2, а также федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ»3, «Об арбитражных судах в РФ»4, «О военных судах РФ»5 и Закон РФ «О статусе судей в РФ»6.
Признание и закрепление в Конституции РФ политико-правовой концепции судебной власти лежит в основе развития и совершенствования всего российского законодательства о судоустройстве. Утверждение этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократической правовой государственности. Используемый Конституцией РФ термин «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из установления разделения властей в правовом государстве и определяющей место органов правосудия в системе государственного механизма.
Статус носителя одной из трех — судебной — властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами. Судебная власть стоит в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти.
Судебная власть в отличие от других ветвей власти характеризуется следующими основными признаками7.
1. Судебная власть — вид государственной власти. Она — одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.
2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд — орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ).
Судебная система России: проблемы современного развития
... защиты прав и свобод граждан. В Конституции РФ термин «судебная власть» раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. ... гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др. Под судебной системой понимают совокупность всех судов России. Общая схема судебной системы Российской Федерации Конституционные суды ...
4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом «О судебной системе». Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.
5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе).
Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство, в какой бы то ни было форме, в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ).
Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению, и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.
6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона «О судебной системе». Судопроизводство — это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного — разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского — рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного — рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного — досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство — разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
7. Процессуальный порядок деятельности — еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (гл. 7, 8, ст. 43—83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное — по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5).
Конституционные основы судебной власти
... правовое государство с системой разделения власти, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, законность и федерализм, равенство всех перед законом и судом, относятся в равной мере и к основам организации и функционирования судебной власти. ...
Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, — важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.
8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. 1, 2 ст. 5 Закона «О судебной системе»).
Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.