Конституционный контроль в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. 1 Конституция РФ, ст. 10 Судебная власть представляет собой систему специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие.

В соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации: ”Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами”, которые образуют единую систему: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные Суды, Дисциплинарное судебное присутствие. Каждый суд призван защищать и восстанавливать права, свободы и законные интересы граждан.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Моя работа представляет собой анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль и принципы организации Конституционного суда России. В работе поставим следующие задачи:

  • определить понятие Конституционного контроля;
  • изучить историю формирования конституционного судопроизводства в России;
  • рассмотреть принципы деятельности Конституционного Суда РФ;
  • рассмотреть особенности судопроизводства Конституционного Суда РФ.

    Глава 1.

История становления Конституционного контроля в России

1.1 Модели конституционного контроля

Наряду с рядом функций судебная власть осуществляет и конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц. Особое значение и преимущества этого контроля обусловлено специальной судебной процедурой его осуществления в виде судопроизводства и обязательной юридической силой его результатов. Конституционный контроль осуществляется как судами общей юрисдикции, так и специализированными, конституционными судами. В зависимости от того, какие суды осуществляют конституционный контроль, различают две основные модели судебного конституционного контроля: американскую и европейскую. 2 Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие под ред. Н.В. Витрука; Российская академия правосудия, 2012 г. -592 с. Американская модель основана на прерогативе высшего судебного органа общей юрисдикции — Верховного суда выносить решения о не конституционности законов. При этом суд может объявить неконституционным любой закон, подлежащий применению в конкретном деле.

65 стр., 32228 слов

Судебная власть в Российской Федерации

... работах: - «И снова не может быть свободы, если судебная власть не разделена на законодательную и исполнительную. Если он сочетается с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвергаться произвольному контролю, ...

Такая система конституционного контроля действует в США, Канаде, Японии, Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских странах и др. Формально, закон, признанный Верховным судом неконституционным, продолжает действовать. Но действие его блокировано судом: ни один суд применять его не станет. Таким образом, неконституционный закон лишается судебной защиты, фактически он утрачивает юридическую силу. В таких случаях законодатель, как правило, вскоре отменяет подобный закон. Законодательное определение полномочий общих судов по реализации конституционного контроля осуществляется с разной степенью полноты. В одних странах такое полномочие является результатом самой судебной практики (присваивается самими судами) на основе толкования своей компетенции, в других — регламентируется в общей форме либо путем перечисления конкретных правомочий в защите прав и свобод юридических и физических лиц.

Европейская модель основана на том, что специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом.

Такая модель конституционной юстиции характерна для Российской Федерации. При этом в Российской Федерации органы конституционного контроля, как и в других странах, Германии, Турции, Украине и др., включены в систему судебной власти.

В иных странах, Франции, Италии, Испании, Польше и др., в судебную систему такие органы не входят.

В конституционную систему РФ входят Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. В то же время органы конституционного контроля субъектов РФ не образуют с федеральным Конституционным Судом единой системы. Объединение этих органов в рамках конституционной юстиции страны обусловлено характером осуществляемых ими задач. 3 Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник под ред. В.П. Божьева, 4-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2002 г. — 400 с.

Конституционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать в качестве признака демократичности государства.

Основным назначением конституционного контроля в широком смысле этих слов признается, прежде всего, выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться от подписи принимаемых парламентами законов (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям. 4 .Правоохранительные органы: учебник под ред. Гуценко К.Ф., Ковалева М.А. 8-е изд. — М.: Зерцало, 2007 г. — 440 с.

5 стр., 2240 слов

Контроль таможенных органов

... методической помощи таможенным органам. Основные задачи контроля деятельности таможенных органов: Контроль за соблюдением таможенными органами законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур. Контроль за осуществлением таможенными органами единого подхода к организации производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, ...

1.2 История возникновения и развития Конституционного контроля в России, История создания Конституционного суда РФ.

Проблема конституционного контроля в нашей стране впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик.

В до перестроечный период в Советском Союзе подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Советская юридическая наука дружно критиковала западную конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов. Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР. Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения.

Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов; в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя: С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева. Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование. 5 Сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. 6 Детство, Отрочество, Юность Конституционного суда: под ред. Бланкенагеля М. 1996 г., 122 с.

Конституционный Суд был создан 6 мая 1991 года законом РСФСР «О Конституционном Суде» в составе 13-ти судей Первый период российского Конституционного Суда, который внес определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего, в конце концов, прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ.

Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР».

3 стр., 1337 слов

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации: состав, структура, полномочия

... статус аналогичен статусу президиума федерального арбитражного суда округа. Судебные коллегии и судебные составы арбитражных судов субъектов Российской Федерации Так же, как и в федеральных арбитражных судах округов, в арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться: судебная коллегия ...

Новый Закон внес значительные изменения в компетенцию и структуру Суда: был установлен предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет, полномочия судьи не ограничены определенным сроком (до 2005 г. действовал срок в 15 лет).

Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается.

В отличие от прежней однопалатной структуры Суда в нем образовывались две равноправные палаты (по 9 и 10 судей).

Конституционный Суд стал более самостоятельным в организационном и финансовом отношении, а также в кадровых вопросах.

Существенному изменению подверглась компетенция Конституционного Суда. Суд теперь не может действовать по собственной инициативе, что в прежнем Законе допускалось в процедуре дачи заключений о конституционности действий и решений Президента и ряда других высших должностных лиц государства.

Из полномочий Суда исключена оценка правоприменительной практики; она теперь может исследоваться только для того, чтобы уяснить, какой смысл придается тому или иному закону в процессе его применения. Наряду с этим Конституционный Суд приобрел некоторые новые полномочия: право давать официальное толкование Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между органами государственной власти, а кроме того, по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

После завершения полного комплектования (февраль 1995 г.) Конституционный Суд РФ возобновил свою деятельность. 7 Конституционное право России: учебник под ред. Червонюка В.И, М.: Термика, Инфра-М, 2004 г. — 432 с.

Глава 2. Современный статус Конституционного Суда РФ

2.1 Принципы деятельности Конституционного суда РФ

В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

Рассмотрим каждый из них в соответствии с ФЗ «О Конституционном суде РФ».

1. Независимость.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве, и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации. Конституционный суд сегодня, в отличие от ранее действовавшего законодательства, независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного суда производится за счет федерального бюджета, что обеспечивает возможность осуществления независимого конституционного судопроизводства в полном объеме. Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих функций, является федеральной собственностью. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных законом, не допускается.

4 стр., 1871 слов

Конституционно-правовой статус судей в РФ

... возможных направлений его развития. Цель этой работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса судьи Российской Федерации. 1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ Основы конституционно- правового статуса судьи в Российской Федерации Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние». Конституция РФ - основной источник права, регламентирующий основы ...

2. Коллегиальность.

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Гласность.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

5. Непрерывность судебного заседания.

Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

6. Состязательность и равноправие сторон.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. 8 ФЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»

2.2 Состав Конституционного суда, избрание членов Суда, их полномочия и обязанности

Судьи конституционного суда.

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

4 стр., 1770 слов

Конституционно-правовой статус судей в РФ (2)

... Российской Федерации, ничему и ни кому более» (ч. 2 ст.10 Закона о Конституционном Суде). Установленный в ст. 128 Конституции РФ порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей. В ...

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Судья Конституционного Суда РФ несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. 9 Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ Печников Н.П., 5-е изд., перераб. и доп. — Тамбов: ТГТУ, 2009. — 140 с.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

1. Было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2. Судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

1. Нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;

2. Достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3. Предъявление личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4. Утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5. Вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6. Совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7. Продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8. Неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9. Признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10. Признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

8 стр., 3670 слов

Конституционный строй Российской Федерации

... либо разработать проект новой Конституции (принимается Конституционным собранием или выносится на всенародное голосование). 1.Политические основы конституционного строя Российской Федерации с Конституцией РФ В Конституции (ст.3) ... в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав ...

11. Объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12. Смерть судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. 1 ФЗ «О Конституционном Суде РФ»0

2.3 Председатель Конституционного суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ

Председатель Конституционного суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ — это выборные должности в Конституционном Суде РФ.

Процедура избрания на данную должность потерпела значительные изменения.

Во-первых, если ранее председатель Конституционного Суда РФ выбирался на Пленарном заседании путем тайного голосования, то теперь, согласно изменениям, Председатель Конституционного Суда РФ выбирается Советом Федерации по представлению президента. «C одной стороны, привести к единообразию процедуры назначения председателей высших судов, а с другой — перевести процедуру в публичную плоскость.»- так пояснил данное изменение бывший Президент РФ Д.А. Медведев. Так же подчеркивалось и то, что данная процедура назначения является аналогичной процедуре избрания в ряде европейских стран и САША и приводит к единообразию процедуры назначения председателей высших судо. 1 http://ppt.ru/1

Данные изменения были встречены оппозицией. Например, Владимир Жириновский считал, что благодаря такого рода изменениям независимость суда исчезнет в силу вмешательства Президента РФ в его деятельность. Судья Конституционного Суда РФ Гадис Гаджиев считает, что для достижения юридической гармонии процедуру необходимо дополнить предварительным выяснением мнения судей Конституционного Суда РФ, которое и должно стать своеобразным рейтингом кандидатов в председатели. Только в этом случае в избрании Председателя будут участвовать все три ветви власти», — отмечает судья.

Дополнительная поправка заключалась в продлении сроков полномочий Председателя Конституционного Суда РФ с 3-х до 6-ти лет в соответствии со сроком, на который избираются главы Высшего арбитражного и Верховного судов.

В соответствии с изменениями, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации также сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

В случае если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Эти положения сохраняются без изменений.

16 стр., 7847 слов

Конституционный суд Украины

... Назначение Верховной Радой Украины Верховная Рада Украины назначает судей Конституционного суда Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного суда Украины вносит Председатель Верховной Рады Украины, а также может ...

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. В данном положении изменяется субъект, отстраняющий Председателя до занимаемой им должности: ранее Судьи Конституционного Суда РФ имели такие права, теперь же отстранение осуществляется Советом Федерации по представлению Президента РФ.

2.4 Полномочия Председателя, Заместителя и Секретаря Конституционного суда РФ

Председатель Конституционного суда РФ:

1. Руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;

2. Вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;

3. Представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;

4. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;

5. Осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации также издает приказы и распоряжения. 1 ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации. ст. 232

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

1. Когда наступает его очередность председательствовать на заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные заседания и председательствует на них;

2. Участвует в заседании палаты как член суда, когда председательствует другой судья Конституционного Суда РФ;

3. Участвует в пленарном заседании;

4. По уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ

осуществляет отдельные его функции;

5. Выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом РФ;

6. Временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ, когда последний не в состоянии сам исполнять таковые.

Как председатель, так и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования при обсуждении и принятии Конституционным Судом РФ решения.

Непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

2. Организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;

10 стр., 4536 слов

Задачи и статус адвоката в Конституционном суде

... вопросы деятельности адвоката, касающиеся порядка обращения в Конституционный Суд РФ и участия в рассмотрении дел в этом суде. Адвокаты объяснят, что основное значение имеет составление обращения в Конституционный Суд РФ. При составлении обращений в Конституционный Суд РФ важно знать: когда можно обращаться в Конституционный Суд ...

2. Доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;

3. Организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;

4. Контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;

5. Контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;

6. Организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;

7. Визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда;

8. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ. 1 § 4 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации3

2.5 Аппарат Конституционного Суда РФ

Аппарат Конституционного Суда РФ, состоит из:

1.Секретариата;

2.Управлений конституционных основ частного права, конституционных основ уголовной юстиции, конституционных основ федеративного устройства и управления территорий, конституционных основ административного права, международного права, хозяйственного и социально-бытового обслуживания, финансового;

3. Общего отдела, отдела конституционного права, прав человека и правоприменительной практики, отдела гражданского права, гражданского процесса и хозяйственного законодательства, отдела судебных заседаний, отдела трудового права и социального обеспечения, отдела экологического и земельного права, отдела административного права, отдела Федерации и ее составных частей, отдела правовой информации, информационно-аналитического отдела, отдела контроля и исполнения решений, канцелярии, пресс-службы, приемной, Научно-консультативного совета и иных подразделений.

Функциями Секретариата Конституционного Суда РФ являются:

1. организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

2. прием посетителей;

3. рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда.

РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ;

4. содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

5. изучение и обобщение деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Численность, структура и штатное расписание аппарата в пределах своей сметы расходов Конституционный Суд РФ устанавливает сам. Им же утверждается Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ.

3. Компетенция Конституционного суда

Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1. Разрешение дел о соответствии конституции:

  • а) федеральных законов и нормативных актов президента РФ, Совета Федерации, государственной думы и правительства РФ;
  • б) Конституции и уставов субъектов федерации, их законов, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;
  • в) договоров между органами власти и субъектами РФ, а также договоры между органами власти субъектов РФ;
  • г) Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенции:

  • а) между федеральными органами государственной власти РФ;
  • б) между органами государственной власти РФ и ее субъектов;
  • в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ;

3. Толкование Конституции РФ;

4. Дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента;

5. Разрешает вопросы:

  • а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
  • б) по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законами.

Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указанных полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел. 1 Конституционное право Российской Федерации: учебник/ М. В. Баглай, 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — 784 с.4

4. Конституционное судопроизводство (конституционный процесс)

Юридические процедуры и принципы конституционного судопроизводства определены Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ». В этом заключена особенность конституционного судопроизводства, поскольку уголовное, гражданское, административное судопроизводство осуществляются на основании соответствующих процессуальных кодексов.

В соответствии со ст. 53 Закона «О Конституционном Суде РФ» сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1. Заявители — органы и их лица, направившие в Конституционный Суд обжалование;

2. Органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого оспаривается;

3. Государственные органы, компетенция которых оспаривается. Участниками процесса выступают свидетели и эксперты (ст. 63-64 Закона).

Конституционное судопроизводство охватывает ряд стадий.

Совокупность последовательно сменяемых друг друга таких стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство.

В конституционном судопроизводстве выделяют несколько стадий:

1. Внесение обращения в Конституционный Суд;

2. Предварительное рассмотрение обращений;

3. Принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;

4. Подготовка к разбирательству;

5. Непосредственно разбирательство;

6. Принятие итогового решения;

7. Опубликование и вступление в силу решения Конституционного Суда;

8. Исполнение решения Конституционного Суда.

Действия Суда применительно к каждой из стадий должны укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее 2 месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда.

На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

4.1 Обращение в Конституционный Суд

Обращение в Конституционный Суд преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела, за исключением тех случаев, когда возбуждение разбирательства осуществляется по инициативе самого Конституционного Суда. Конституционный Суд РФ не вправе по собственной инициативе начинать процедуру конституционного судопроизводства.

По Закону РСФСР от 12 июля 1991 г. (ст. 74) Конституционный Суд имел такую возможность. Он был правомочен по своей инициативе давать заключения о соответствии Конституции действий и решений Президента, других высших должностных лиц, если не конституционность их действий и решений служит основанием для их отрешения от должности или привлечения к иной форме ответственности; о конституционности международных договоров Российской Федерации, внутри федеральных договоров и др.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. не сохранил такое несвойственное органам судебного конституционного контроля полномочие Конституционного Суда РФ рассматривать дела по собственной инициативе. Обращение заявителя, отвечающее требованиям закона, является поводом к возбуждению и рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. 1 Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук; Российская академия правосудия. — 4-e изд., перераб. и доп. — М. : Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 -592 с.5 Обращение в Конституционный суд представляет собой выраженный в форме запроса, ходатайства или жалобы повод обращения определенных законом органов и лиц в Конституционный Суд РФ. Обращения — это своего рода судебный иск, с которым заявители обращаются в Конституционный Суд.

В соответствии со ст. 37 Закона «О Конституционном Суде РФ» в обращении должны быть указаны необходимые реквизиты заявителя, позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование, перечень прилагаемых документов и др. Соответственно Регламенту Конституционного Суда обращение и прилагаемые к нему документы представляются с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют такие документы с копиями в количестве 3 экземпляров.

Поступившее в Конституционный Суд обращение подлежит обязательной регистрации.

Зарегистрированное обращение подлежит предварительному рассмотрению — вначале аппаратом Суда, а затем судьями. При этом должен быть решен вопрос о подведомственности и допустимости обращения. Если вопрос о подведомственности разрешается Секретариатом Суда, то вопрос о допустимости решается судьями.

Обращение не является допустимым, если:

1. Заявителем поставлен политический, а не правовой вопрос;

2. Данный вопрос не конституционного уровня и не нашел разрешения в Конституции РФ;

3. Оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина.

Кроме того, не признаются допустимыми обращения, в которых речь идет о пробелах в Конституции, законе либо об их несовершенстве, и перед Конституционным Судом поставлена задача об усовершенствовании либо изменении данного закона.

Определение допустимости поступившего обращения осуществляется также с учетом двух обстоятельств:

1. Компетенции Конституционного Суда;

2. Ранее выраженной им при рассмотрении конкретного дела правовой позиции.

В процессе предварительного изучения обращения судья вправе давать поручения специалистам аппарата Суда по анализу отдельных правовых вопросов, а также поручать экспертам произвести необходимые экспертизы или специальные исследования. В необходимых случаях судья может воспользоваться консультацией специалиста. По результатам предварительного изучения обращения судья делает заключение, которое может быть как устным, так и письменным. Заключение судьи докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда.

В случае если судья придет к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению Судом, то вместо заключения (либо наряду с этим) готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению.

4.2 Разбирательство в Конституционном Суде

Стадия конституционного судопроизводства, связанная с рассмотрением всех обстоятельств дела и уяснением на этой основе правовой позиции сторон — как правило, данная стадия имеет форму устного разбирательства.

Судебное разбирательство, согласно ст. 60 Закона «О Конституционном Суде РФ», начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к рассмотрению дела, существа вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых в связи с подготовкой дела к рассмотрению. При этом судья-докладчик не должен в какой-либо форме излагать собственную позицию по рассматриваемому делу. Затем, после доклада судьи, Суд заслушивает предложения сторон, устанавливает порядок исследования вопросов дела.

Составными частями последующего разбирательства являются: объяснения сторон, заключение эксперта, показания свидетелей, исследование документов, заключительное выступление сторон. По завершению исследования вопросов дела председательствующий в судебном заседании объявляет об окончании слушания дела. Конституционный Суд вправе отложить разбирательство, если сочтет рассматриваемый вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, не предоставления необходимых Суду документов и др.

5. Решение Конституционного Суда

конституционный контроль судопроизводство россия

Правовой акт, принятый Конституционным Судом или его палатой на основе рассмотренного им дела, т.е. рассмотрение вопроса, имеющего конституционное значение.

Решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа (19) судей. 1 Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Под ред. В. П. Божьева. — 4-е изд., испр. и доп М.: Спарк, 2002. — 400 стр.6

Решение Конституционного Суда принимается на основе оценки, как буквального смысла рассматриваемого акта, так и смысла, придаваемого ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Судья Конституционного Суда имеет право на опубликование своего особого мнения, которое приобщается к материалам дела. Согласно Закону «О Конституционном Суде РФ» (ст. 79) решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. В определении Конституционного Суда от 13 января 2000 г. отмечается, что статус Конституционного Суда не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его высокому предназначению как органа конституционного контроля. В то же время Закон о Конституционном Суде (ст. 73) предусматривает корректировку правовых позиций, формулируемых Судом при осуществлении им конституционного судопроизводства. Так, выраженная ранее одной из палат Суда правовая позиция может быть изменена впоследствии в пленарном заседании Конституционного Суда. Поводом для этого может послужить обращение в Конституционный Суд любого из управомоченных на это субъектов, инициатива самих судей, а также и жалоба гражданина.

Решения Конституционного Суда в зависимости от их специфики могут быть трех видов:

  • постановление — итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ;
  • заключение — итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • все иные решения Конституционного Суда именуются определениями.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в течение 2 недель со дня подписания направляются Президенту РФ, палате Федерального Собрания, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции.

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в законную силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта не конституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта. В случае если признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.

Решения Конституционного Суда публикуются в «Вестнике Конституционного Суда», «Собрании Законодательства РФ» и «Парламентской газете». Решение Конституционного Суда согласно ст. 83 Закона «О Конституционном Суде РФ» может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, других органов и лиц, которым оно направлено. 1 Конституционное право России: учебное пособие под ред. Червонюка В.И., М.: Термика, Инфра-М, 2004. — 432 с.7

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что институт Конституционного судопроизводства в Российской Федерации прошел длительный путь развития. На ранних этапах Конституционный суд Российской Федерации получил ряд полномочий, которые реализуются и в настоящее время.

Полномочия и правовые средства суда позволяют в полной мере реализовывать его главную задачу — защиту конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан Российской Федерации.

Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от Cудов Общей Юрисдикции и Арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ — это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/modeli-konstitutsionnogo-kontrolya/

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007 г. —784 с.

2. Бланкенагель А. Детство, отрочество, юность Российского Конституционного Суда: книга/ М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1996. — 123 с.

3. Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ 4-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2002 г. — 400 стр.

4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учебное пособие / Российская академия правосудия. — 4-e изд., перераб. и доп. — М. : Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 -592 с.

5. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник/ М.: Издательство, 2007 г. — 440 стр.

6. Конституция РФ.

7. Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник/ 3-е изд., перераб. и доп. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 136 с.

8. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник/ М.: Инфра-М, 2004. — 447 с.

9. Регламента Конституционного Суда Российской Фередации.

10. Сайт Конституционного Суда Российской Федерации www.ksrf.ru

11. ФЗ « О Конституционном Суде Российской Федерации»

12. Червонюк В.И. Конституционное право России: учебник/ М.: Термика, Инфра-М, 2004. — 432 с.