Дипломатическое право

В юридической науке в настоящий момент нет единого подхода относительно места дипломатического права в системе международного права. Так Моисеев Е.Г. считает, что «дипломатическое право наряду с консульским правом являются подотраслями одной из старейших отраслей права — права внешних сношений». 1 Сфера действия «права внешних сношений», по мнению Е.Г. Моисеева гораздо шире и полнее отражает тот смысл, который вкладывается некоторыми авторами в термин «дипломатическое право». Е.Г. Моисеев отмечает, что «дипломатическое право» не способно сферой своего применения охватить широкую область общественных отношений, которая регулируется нормами права внешних сношений, хотя при этом оговаривается, что «дипломатическое право» можно трактовать и понимать в широком и узком смысле. «Дипломатическое право» как, подотрасль «права внешних сношений», с точки зрения Моисеева Е.Г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих статус и функции только дипломатических представительств, в то время как под «правом внешних сношений» понимается система международно-правовых норм, определяющих статус и функции органов внешних сношений государств, в частности нормы о дипломатических представительствах и консульских учреждениях, специальных миссиях, представительствах государств при международных организациях, иммунитетах и привилегиях дипломатов и консулов.2 В рамках «права внешних сношений» Моисеев Е.Г. выделяет следующие подотрасли: право внутригосударственных органов внешних сношений; право зарубежных органов внешних сношений, в том числе дипломатическое и консульское право; право специальных миссий; право постоянных представительств государств при международных организациях; право дипломатического протокола.

Бирюков П.Н. автор учебного пособия по международному праву, не употребляет термин «дипломатическое право». При этом данный автор выделяет одну большую отрасль «право внешних сношений», под которой понимается отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности. 3 Исходя из данного П. Н. Бирюковым определения не трудно заметить, что оно похоже на определение Моисеева Е. Г., данное им касательно «дипломатического права», как подотрасли «права внешних сношений». Таким образом, Бирюков П. Н. несколько сужает сферу регулирования «права внешних сношений», в сравнении с тем, что под этим же термином понимает Моисеев Е. Г. По сути Бирюков П. Н. применят лишь другой термин, считая, по-видимому, термин «дипломатическое право» узким лишь со стороны лексического его толкования, а не со стороны содержания и сферы правового регулирования отрасли как таковой.

8 стр., 3910 слов

Дипломатическое и консульское право

Таким образом, дипломатическое и консульское право — это одна из важнейших составляющих международного права. Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, ...

Авторы учебника по международному праву Ю. М. Колосов и В. И. Кузнецов выделяют дипломатическое право в самостоятельную отрасль — международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений, 4 имеющую свою систему, источники и сферу правового регулирования. При этом система «дипломатического права», по мнению вышеуказанных авторов, соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии, многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях. В то же время авторы выводят в отдельную отрасль консульское право охарактеризованную ими, как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.5 Ю. М. Колосов и В. И. Кузнецов считают, что «консульское право» имеет право на самостоятельное существование как отрасль, так как имеет собственные исторические корни развития, связанные прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием, что обусловило её специфику по отношению к «дипломатическому праву» выраженную главным образом в источниках правового регулирования, основная масса которых двусторонние и многосторонние договоры, в сфере экономического сотрудничества.

Другие авторы – Р. А. Каламкарян и Ю. И. Мигачев, говоря о «дипломатическом праве» отмечают самостоятельное становление и рост «консульского права», в связи с этим используют термин «дипломатическое и консульское право» под которым понимают отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической (консульской) деятельности. 6

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в связи с бурным ростом международных отношений как таковых, «дипломатическое право» как отрасль международного права терпит большие изменения, прежде всего связанные с качественным ростом международных отношений в мировом сообществе, расширением сферы правового регулирования отрасли. Такое укрупнение отрасли позволяет говорить о процессе выделения дипломатических отношений в самостоятельную отрасль «дипломатическое право».

На мой взгляд, включение некоторыми авторами «дипломатического права» в крупную отрасль «право внешних сношений» несколько не оправдано, и связано, прежде всего, с некоторой неопределенностью в выборе названия несколько «разросшейся» отрасли «права внешних сношений». Кроме того, сам термин «право внешних сношений» настолько широк, что позволяет говорить о некотором смешении определений «права внешних сношений» и «международного права» вообще, так как международное право, в общем, и регулирует взаимоотношения, в разных их проявлениях, происходящие в мировом сообществе.

13 стр., 6192 слов

ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

... государства в области внешних сношений. Федеральный конституционный суд ФРГ, например, определил, что Основной закон обеспечивает федеральной исполнительной власт и доминирующую позицию в области внешней политики. Дипломатическое право Дипломатическое право представляет собой ...

Основными источниками «дипломатического права» являются: международный договор и международный обычай. Первым многосторонним договором права внешних сношений, в котором приняли участие восемь европейских государств, был Венский протокол 1815 г. (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г.

В общей теории права под обычаями принято понимать правила поведения общего характера, исторически складывающиеся в силу данных фактических отношений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Среди обычаев принято выделять «правовые обычаи», т.е. обычаи, санкционированные государством, посредством отсылки к ним в законе или восприятия их судебной или арбитражной практикой.

Все международные обычаи можно разделить на две категории. Во-первых, те, которые сложились в практике взаимоотношений между государствами и являются источниками международного публичного права. Во-вторых, те, которые сложились в практике международной торговли между частными лицами. Это так называемые международные торговые обычаи.

Рассмотрим такие понятия как правила международной вежливости и правила дипломатического протокола.

Международная вежливость касается всего, что символизирует государство или его представляет. Преднамеренное нарушение международной вежливости рассматривается как оскорбление государства и нанесение ущерба его престижу.

Международная вежливость, в частности, регламентирует определенное отношение к государственному флагу, гербу, гимну и к официальным лицам. Международная вежливость регламентирует также определенное реагирование на те или иные события: национальный праздник, избрание главы государства, стихийное бедствие и т.д.

Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815).

Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основой стабильно и неизменно остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет — это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Общение дипломатов со своими коллегами в правительственных, общественных и деловых кругах производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях.

6 стр., 2939 слов

Дипломатический этикет

... дипломатических приемов достаточно разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, ... этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг ... правами и привилегиями. Большое значение в дипломатической практике имеет принцип взаимности. Строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил ...

Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями.

Правила международной вежливости не являются юридически обязательными, это их отличает от норм международного права. Вместе с тем несоблюдение их часто рассматривается как акт недружелюбия, хотя и не влечёт за собой международно-правовой ответственности и не может служить основанием для реторсий или предъявления каких-либо претензий.

Частичная кодификация права внешних сношений впервые была предпринята в региональном масштабе в 1928 г. в Латинской Америке. 20 февраля 1928 г. двадцатью латиноамериканскими странами и США, подписана Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, которая действует в отношении этих стран и в настоящее время.