Актуальность темы исследования предопределена высокой степенью общественной опасности такого деяния как пиратство, а также стремительным возрастанием количества зарегистрированных пиратских нападений на воздушные и морские суда.
Компании, осуществляющие перевозки грузов, вынуждены разрабатывать маршруты, обходя места, где часто нападают пираты. Это, естественно, приводит к увеличению стоимости фрахта.
Необходимо отметить, что действия пиратов нередко приводят к смерти членов экипажа и пассажиров, причинению имущественного ущерба, материальных убытков собственнику судна, загрязнение окружающей среды.
Такая ситуация настоятельно требует своевременного и полного решения. Принимаемые мировым сообществом меры в настоящее время недостаточны и не в полной мере эффективны.
Это обусловливает необходимость дальнейшего изучения данной сферы и выработке новых методов и путей решения рассматриваемой проблемы.
В юридической науке можно найти достаточно много работ по рассматриваемой теме.
Однако необходимо отметить, что аспект международной проблемы пиратства в данных работах не затрагивался. Они были посвящены правовому регулированию борьбы с пиратством именно в Российской Федерации. Невозможно выделить исследования, рассматривающего в комплексе защиту от пиратства в международном праве.
Цель работы — исследование международно-правовых проблем регулирования борьбы с пиратством.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать основы правового регулирования борьбы с пиратством, выявив характерные черты пиратства.
- Выявить проблемы и перспективы международно-правового регулирования пиратства.
Объектом исследования является общественные отношения в сфере международного морского пиратства.
Предметом исследования выступают международные и отечественные нормы в области защиты от пиратства.
При исследовании применялись различные методы. Среди основных следует отметить общие для науки методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, а также специальные, к которым относят структурно-функциональный, системный анализ, метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический.
Структура работы предопределена целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Правонарушения, борьба с которыми возлагается на государство
... и административные. Ее целью является исследование правонарушений, борьба с которыми возложена на государственные службы безопасности. Нормативной базой исследования являются нормы Уголовного Кодекса Российской ... дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную ...
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ
1.1 Современное пиратство: понятие, основные характеристики и виды
История борьбы с морским пиратством восходит к древности. Многие учены говорят, что пиратство возникло вместе с судоходством. Еще в древние времена пиратством занимались финикийцы. Позднее пиратами стали и греки. С течением времени пиратство в бассейне Средиземного моря достигло таких масштабов, что начало угрожать существованию Римской империи. Не ограничиваясь морским разбоем, пираты высаживались на берег и грабили на дорогах. Однажды почти у самых ворот Рима они захватили в плен с целью получения выкупа двух преторов вместе с сопровождающими их ликторами.
В период правления диктатора Суллы Юлию Цезарю пришлось столкнуться с пиратами, быть захваченным ими, пробыть в плену тридцать восемь дней, быть выкупленным за большую по тем временам денежную сумму и, что самое значимое, — расправиться со своими обидчиками, действуя быстро, четко, не сообразуясь даже с отсутствием у него права на вынесение смертных приговоров. Триста пятьдесят захваченных им в плен пиратов были казнены, а тридцать главарей были распяты на крестах. После этого Цезарь продолжил свой путь к острову Родос для отбывания ссылки по приказу Суллы и успел вовремя в это великолепное урочище риторики.
С падением Римской империи пришла в упадок торговля. Следовательно, исчезло и пиратство. Только в Средние века торговля оживляется и вместе с ней возобновляется морской разбой.
До конца XVIII в. пиратский флот незначительно отличался от торгового. Торговый корабль не гнушался взять на абордаж торговое судно.
Со временем отношение к пиратству изменилось, появилась фраза: «Pirata hostis humahi generis», что означает: «Пират — враг человеческого рода».
Достаточно долго пиратство считалось международным уголовным преступлением по обычному праву, и в разных странах оно трактовалось по-разному. Например, когда состав корабля «Санта-Мария» в Португалии в 1961 г. примкнул к повстанцам, захвативший корабль, их объявили пиратами.
В настоящее время пиратство является разветвленной и динамичной системой, насчитывает около 100 группировок пиратов. Обслуживанием этих группировок занимаются не менее 20 крупных банков, имеющие филиалы в Азии и Африки. Ряды пиратов пополняются лицами, завербованными крупными компаниями международного значения, количество которых приближается к 40 компаниям.
Пиратство — это вид криминального бизнеса, создавая опасность торговому мореплаванию, воздушным перевозкам.
Считается, что самый опасный регион, где очень часто происходят нападения морских пиратов, является Юго-Восточная Азия, район Малаккского пролива и побережье Африки. Именно на этой территории пиратство носит характер настоящего бедствия. Добычей пиратов являются сухогрузы, небольшие пассажирские суда, рыболовные суда, частные яхты. В Малайзии создали при поддержке Международной морской организации при ООН Аналитический центр по проблемам пиратства.
В международном праве вопросы пиратства изучались уже давно. Но до настоящего времени не выработано ни одного специального договора о борьбе с пиратством. Эти вопросы рассматриваются непосредственно в комплексе с другими проблемами использования открытого моря, изложенными в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Морское право. Сходства и различия режимов открытого моря и свободной ...
... по их правовому режиму. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем согласно ст.86 положения ч.7 Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко ... связи (ИНМАРСАТ).[4.,83]. Открытое море, Открытое море В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года открытое море свободно для всех ...
До принятия Женевской конвенции об открытом море пиратство признавалось преступлением по обычному международному праву. А обычай легко поддается противоречивому толкованию, поэтому в юридической литературе встречались самые разнообразные определения пиратства.
Статья 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. аналогично определению пиратства, закрепленного в Конвенции об открытом море 1958 г., и описывает его как «противоправный акт насилия и захвата… совершенный в личных целях… в открытом море или в другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства».
Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, принятая в 1988 г., и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, не урегулировали в полной мере выявленные недостатки в определении пиратства.
Римская конвенция не распространяет свою юрисдикцию на территориальные воды государств, исходя из уважения к их суверенитету. Участники Римской конвенции приняли Протокол, носящий только факультативный характер. Он указывает, что местом морского разбоя могут быть платформы на континентальном шельфе.
Если пиратство было совершено в территориальных водах государства или в другом пространстве, на которое распространяется его суверенитет, то действия оцениваются по национальному законодательству.
Любое государство может принимать собственную норму о запрете пиратства. При этом норма должна носить универсальный характер и реализуя возможность привлечь к уголовной ответственности за пиратские действия, совершенные в любом месте и при любых ситуациях.
1.2 Характерные особенности пиратства по Уголовному кодексу Российской Федерации
Ответственность за пиратство предусмотрена статьей 227 УК РФ, закрепленной в главе 24 «Преступления против общественной безопасности».
Непосредственным объектом пиратства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности морского и речного судоходства. С учетом корыстной направленности данного преступного посягательства дополнительным объектом выступают отношения, возникающие в сфере собственности. Кроме того, насильственный характер пиратства, очевидно, предполагает наличие дополнительного объекта в виде общественных отношений, складывающихся по поводу охраны права на жизнь и здоровье.
Пиратство определяется в УК РФ как нападение на морское или речное судно, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Нападение как общественно опасное деяние представляет собой явно выраженное насильственное воздействие на судно, его экипаж либо пассажиров с целью завладения чужим имуществом.
Необходимо отметить, что определение пиратства в УК РФ значительно отличается от трактовок данного действия, содержащихся в международных актах. Если в международных конвенциях пиратство означает любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажами частновладельческих судов в открытом море или в ином месте за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, то УК РФ определяет пиратство как «нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения». Приведенное определение хотя и основано на определении пиратства в международном праве, но является более узким.
Кража чужого имущества: понятие, состав и виды. Отличие от грабежа и разбоя
... имущества у собственникаили иного владельца (как законного, таки незаконного); б) его обращение в пользу самоговиновного или других лиц.Субъективная сторона кражи характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.Разграничение кражи, разбоя и грабежа ...
В качестве предмета посягательства в ст.227 УК РФ названы только морское и речное судно. Не охватывается составом пиратства, предусмотренного этой нормой, корыстное нападение на воздушное судно, находящееся в пределах национальной юрисдикции. Чрезмерно узко обозначена цель пиратского нападения.
При пиратском нападении объектом насилия не обязательно является физическое лицо. Нападение может состоять, например, в обстреле судна, его таране, взятии на абордаж и т.д.
В качестве способов совершения пиратства он назвал, например, «потопление судна, обстрел, бомбардировку с воздуха, убийство членов экипажа или пассажиров подвергнувшегося нападению корабля». Цель насилия всегда заключается в психическом воздействии на экипаж и пассажиров атакуемого судна, в стремлении парализовать их волю и желание оказать сопротивление действиям пиратов по завладению имуществом.
Как и разбой, бандитизм, законодательная конструкция пиратства сформулирована по принципу усеченного состава, поэтому пиратство будет считаться оконченным преступлением с момента совершения нападения. Таким образом, оконченным преступлением следует считать уже сам факт насильственного задержания судна, не учитывая даже то, что оно может быть впоследствии отпущено, а также преследование судна, сопровождаемое применением физического или психического насилия.
Пиратство совершается с прямым умыслом, кроме того, в субъективную сторону входит специальная цель — завладение чужим имуществом. В качестве чужого имущества может выступать само судно, отдельные его узлы и агрегаты, в том числе вооружение и оборудование, груз, личные вещи членов экипажа и пассажиров. Нападения, совершенные с иными целями, например для провоцирования военных действий, осложнения отношений между государствами, захвата заложников, не сопряженными с захватом имущества, образуют составы иных преступлений. При этом возможна квалификация по совокупности преступлений.
Субъект пиратства — это вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. С учетом введения в УК реального принципа действия уголовного закона в пространстве лица, совершившие пиратские нападения на российские суда, подлежат ответственности по УК РФ. Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве впервые закреплен в уголовном законодательстве России (ч. 3 ст. 12 УК РФ).
Он заключается в возможности привлечения любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление, совершенное за границей, если оно направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Под интересами России следует понимать не только государственные интересы, но и интересы российских граждан.
Вопросы, связанные с содержанием и применением состава пиратства, не ограничиваются сказанным. Неудачной является сама конструкция указанного состава преступления. Во-первых, формулирование пиратства как разновидности разбоя предполагает, что нападения всегда осуществляются с целью завладения чужим имуществом (самим судном, его грузом, имуществом пассажиров и т.д.).
Однако указанная Конвенция предписывает относить к пиратским действиям и нападения без намерений завладеть чужим имуществом (например, с намерением потопить судно).
Правовой статус экипажа морского судна
... обязанностью капитана судна является управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и ...
С учетом того, что международное право имеет приоритет над национальным, вызывает недоумение факт ограничения отечественным законодателем сферы применения ст. 227 УК РФ.
Во-вторых, сущность пиратства как вида преступной деятельности не отображается в его составе. Исходя из содержания указанной нормы пиратская деятельность может осуществляться одним лицом, так как признак организованной группы является квалифицированным. Такой подход абсурден. Пиратство — это высокоорганизованный вид преступной деятельности, требующий вовлечения в него значительного числа самых разных лиц. Кроме тех, кто нападает, необходимы лица, которые будут сбывать похищенное, договариваться о выкупе, осуществлять вооружение пиратов, снабжать их информацией и т.д. Именно поэтому Конвенция 1982 г. относит к пиратству не только сами нападения, но и подстрекательство к ним, и оказание любой помощи в пиратской деятельности. На этом основании полагаем, что пиратство — это преступление, уже изначально относящееся к организованной преступности. Поэтому пиратская деятельность возможна только в составе организованной группы или преступного сообщества.
В-третьих, содержание состава преступления не соответствует целям введения в УК РФ ст. 227. Обозначая состав пиратства в главе преступлений против общественной безопасности, законодатель учитывал то, что данный вид преступной деятельности создает затруднения для морского судоходства. Целью указанной нормы, представляется, было исполнение международных обязательств России по борьбе с пиратством как явлением. И в этом смысле действие нормы должно быть направлено на борьбу с наличием пиратских группировок, а не на защиту конкретных судов от пиратских атак.
На основании сказанного необходимо сказать, что ст. 227 УК РФ должна содержать состав преступления, который описывает пиратство как вид организованной преступной деятельности, направленной на осуществление вооруженных нападений на морские суда. В этом случае наиболее близким по конструкции и содержанию к пиратству будет состав бандитизма (ст. 209 УК РФ).
Таким образом, пиратство уместнее называть «морским бандитизмом», а не «морским разбоем».
Вывод: пиратство уголовный криминальный бизнес Формулирование пиратства аналогично бандитизму устранило бы все ранее указанные недостатки ст. 227 УК РФ. В этом случае норма учитывала бы организованный характер пиратской деятельности, намерение нападать на суда и была бы направлена на борьбу с наличием пиратских преступных групп. Кроме того, предложенная формулировка решает проблему разграничения пиратства и разбоя. Состав пиратства предусматривал бы создание преступной группы или членство в ней, но не само пиратское нападение. Таким образом, для квалификации пиратских нападений следовало бы вменять по совокупности ст. 227 УК РФ и ст. 162 УК РФ.
Также важно обратить внимание на то, что для усиления уголовной репрессии за нападение на суда следует ввести в ст. 162 УК РФ квалифицированный признак, предусматривающий разбойное нападение на эти объекты.
Необходимо отметить, что в настоящее время обсуждается в Государственной Думе проект, по внесению изменений в УК РФ, а именно в ст. 227.
Однако в международном праве под действия пиратства попадают действия, которые совершены в открытом море. Кроме того, действующий закон не учитывает принадлежность флага судна, формы собственности, вид и тип судна.
Контрольная работа: Вопросы безопасности мореплавания и предотвращения ...
... технических проблем развития международного судоходства, обеспечения безопасности человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения моря с судов. Основная форма деятельности ИМО – разработка ... членов ИМО. КЗМС рассматривает меры по предотвращению загрязнения моря с судов и по борьбе с загрязнением, способствует развитию сотрудничества с региональными организациями, занимающимися этими ...
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПИРАТСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1 Международная система борьбы с пиратством
Борьба с пиратством на море — эта одна из основных проблем мирового масштаба, решение которой напрямую зависит от системы, разработанной и реализуемой государствами. Особое место в такой системе занимают организации международного характера.
В настоящее время основная организация, созданная с целью укрепления мира и поддержания безопасности в мире, является организация Объединенных Наций (ООН), которая насчитывает представителей от 193 государств.
Генеральная Ассамблея была создана в 1945 году, представляя собой совещательный, директивный и представительный орган. На повестке заседаний Ассамблеи все чаще стали появляться вопросы, связанные с пиратством. В ходе обсуждений принимаются меры борьбы с ним. Необходимо отметить принятие положений Женевской конвенции об открытом море 1958г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982г.
Следует отметить принятую Генеральной Ассамблеей Резолюцию 1985г., которая рекомендует Международной морской организации подробно изучить вопросы, связанные с терроризмом и как результат принять конкретные меры. Этот акт появился в результате нападения пиратов на лайнер «Ахилле Лаура». Чем активнее становятся пираты, тем активнее начинает действовать международные организации, тем чаще вносятся предложения и проекты на рассмотрение Генассамблеи. Так, на 65-й сессии Ассамблеи обсуждались инновационные положения по квалификации действий, попадающих под определение морского пиратства, а также создание единого международного органа.
Достаточно часто упрекают в декларативности и малой эффективности принимаемых мер ООН. М.Войтенко сказал, что «лучший способ попасть в плен к пиратам — следовать направлениям ООН». Михаил Дмитриевич Войтенко — российский журналист в области морской тематики. Играл существенную роль в спасении экипажа теплохода Фаина, освобождении сухогруза Lehmann Timber и событиях, связанных с захватом Arctic Sea. Это утверждение родилось из-за того, что ООН не поощряет использовать оружие против пиратов и приветствует решение проблем мирными целями, хотя, практика показывает, что мирными переговорами не решить проблему пиратства. LEHMANN TIMBER — немецкий грузовой сухогруз Lehmann Timber . Получило известность в связи с захватом сомалийскими пиратами летом 2008 года. По словам главного редактора «Морского бюллетеня-Совфрахт» Михаила Войтенко эта ситуация была из ряда вон выходящей. Это был первый случай в истории сомалийского пиратства, когда в результате затянувшихся переговоров экипаж судна испытывал нехватку пресной воды, продовольствия и топлива.
«Арктик-Си» (англ. Arctic Sea, «Арктическое море») — судно типа «Углегорск», лесовоз ледового класса с двойным корпусом. Получило большую известность в связи с похищением в июле 2009 года.
Многие негативно относятся к практике выплаты выкупа пиратам.
В сфере безопасности реализует направления деятельности ООН Совет Безопасности ООН. Именно этот орган принимает и разрабатывает конкретные меры, направленные на противодействие пиратству.
Организация пожарной безопасности
... (ППЧ) МВД. Разработку противопожарных мер и контроль за их осуществлением, организацию мер пожарной профилактики на действующих предприятиях осуществляет Государственный пожарный надзор, задачи которого определены «Положением о государственном пожарном надзоре». Персональная ответственность за пожарную безопасность предприятий всех уровней возложена ...
В резолюциях Совбеза содержаться осуждение действий пиратов и предлагаются конкретные меры, направленные на борьбу с ними. Особо значимое событие стало принятие Резолюции Совета Безопасности ООН от 02.06.2008 №1816, в которой содержались предложения по проведению антипиратских операций относительно сомалийских пиратов, указывались меры, принимаемые к пиратам. Например, замораживание счетов тех лиц, которые сотрудничали с пиратами; входить военным кораблям в территориальное море Сомали с разрешения правительства, введение эмбарго на ввоз оружия на территорию Сомали.
На основании Резолюции 1373 Совета Безопасности был учрежден комитет по безопасности на море (КТК) и Исполнительный директорат комитета по безопасности на море. Высшим органом организации является Ассамблея государств-членов. Имеется также Совет ИМО, состоящий из 40 государств, в число которых входит и Россия. Помимо Ассамблеи в рамках ИМО действуют 5 комитетов:
- Комитет по безопасности на море(Maritime Safety Committee, MSC — КБМ);Комитет по защите морской среды (Marine Environment Protection Committee, MEPC — КЗМС);Юридический комитет (LEG — ЮРКОМ);Комитет по техническому сотрудничеству (КТС);Комитет по облегчению формальностей судоходства (FAL), а также 9 подкомитетов (в составе КБМ или КЗМС) и секретариат во главе с Генеральным секретарем. Указанные органы принимали меры по противодействию международного терроризма, который как уже указывалось выше, имеют очень тесную связь с пиратством.
С возрастаем угрозы судоходству было принято решение о создании Международной морской организации ИМО (англ. International Maritime Organization, IMO) — международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. образована 6 марта 1948 года в Женеве с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО)., которая представляет собой координационный центр, объединяющий усилия мирового сообщества в борьбе за безопасность морского судоходства.
В состав ИМО входят Совет и пять комитетов, один из которых (Комитет по морской безопасности) напрямую занимается проблемами безопасности на море. ИМО занимается изучением причин пиратства, предлагает меры по борьбе с ним.
Так были приняты «Меры по предотвращению незаконных актов против пассажирских судов», а в марте 1986 г. Состоялось совещание в Сан-Хосе, где были разработаны конкретные меры против терроризма. Например, создание системы с целью получения информации о готовящихся терактах.
В 1988г. В Риме была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. В ней проведена квалификация действий, которые посягают на свободу мореплавания. К ним относят, например, нанесения ранения лицу, захват судна, разрушение морского навигационного оборудования.
Самым главным актом ИМО является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), основной задачей является определение минимальных стандартов, которые отвечают требованиям безопасности, предъявляемым судам.
Международное морское право
... которые являются в значительной мере прогрессивным развитием международного морского права. К тому времени по ... прибрежного государства, преступлением не затрагиваются его безопасность и общественный порядок в нем, преступление ... морскому праву. На Первой конференции ООН по морскому праву, которая состоялась в Женеве в 1958 году, были приняты следующие четыре конвенции: Конвенция об открытом море, ...
Если судно не отвечает предъявляемым требованиям, то оно может быть задержано или не допущено в порт.
В настоящее время ИМО координирует деятельность ее членов в сфере разработки, принятия и реализации мер и способов борьбы с актами, которые посягают на свободу мореплавания. Организация ведет и статистику.
Особая роль в системе органов и учреждений, занимающихся вопросами борьбы с пиратством, занимает Интерпол, международная организация, объединяющая национальные правоохранительные органы в борьбе с преступностью на международном уровне. В сфере борьбы с пиратством Интерпол строит свою работу по трем направлениям:
- Повышение эффективности механизма по формированию доказательной базы.
- Ускорение и облегчение обмена информацией между государствами.
- Улучшение качества работы правоохранительных органов на национальном уровне.
Необходимо отметить, что вопросами борьбы с пиратством занимаются не только межправительственные организации, но и неправительственные.
Среди основных таких организаций следует отметить Международное морское бюро. В структуре это организации создан Центр по вопросам пиратства. Этот центр обеспечивает информацией об актах пиратства на море, терроризма, грабежа. Деятельность Центра будет рассматриваться ниже в работе. Бюро имеет статус обозревателя при Интерполе.
Международная палата судоходства объединяет интересы представителей всех отраслей перевозок по морю. Эта Палата сотрудничает с ИМО и другими неправительственными организациями.
Международная ассоциация независимых владельцев танкеров Интертанко, чье мнение достаточно весомое при разрешение вопросов, связанных с пиратством. Именно эта Ассоциация является инициатором различных мер, направленных против пиратства (например, блокировка прибрежных вод Сомали силами НАТО).
Балтийский и международный морской совет (БИМКО) занимается вопросами единообразия морской политики, объединяет владельцев судов, судовых брокеров и агентов.
Владельцы сухогрузов создали свою организацию Интеркарго, которая тесно взаимодействует с правительственными и неправительственными организациями по решению проблем с пиратством. Входит в неформальную организацию «Круглый стол», которая в самом общем виде представляет позицию неправительственных организаций в борьбе с морской преступностью.
Уникальным является движение, которое объединило организации, органы и различные структуры международного и регионального значения, — «Спасите наших моряков». Это организация делает упор на социально-экономическое сущность пиратство и, защищает права не только моряков, но и членов их семей, которые стали пострадавшими в результате действий пиратов. Это движение занимается и агитационной работой, посылает петиции к правительствам государств о применении каких-либо мер по пресечению пиратства.
Значительные программы и мероприятия по борьбе с пиратством разрабатываются на уровне регионов. Среди региональных организаций, которые борются с пиратством следует отметить Агентство по борьбе с пиратством в Южно-Китайском море (тайланд), Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в сфере безопасности, Контактную группу по борьбе с пиратством у берегов Сомали, Региональный центр по борьбе с пиратством (Малайзия) и др.
Правовые основы применения сотрудниками милиции физической силы, ...
... Правовой основой для применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельное оружие являются ... огнестрельное оружие в отношении правонарушителя и ранившему его, следует соблюдать следующие меры безопасности: ... применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники милиции имеют право применятьфизическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, ...
Особое внимание следует обратить на мероприятия, применяемые НАТО, крупнейшим военно-политическим блоком, являющимся активным членом по борьбе с пиратством.
НАТО организует патрулирование военными кораблями тех зон, которые страдают от нападения пиратов.
Следует отметить основную операцию НАТО «Океанский щит», которая начала действовать в 2009г. В этой операции принимают активное участие военные корабли ВМС, в основном США, и оказывают патрулирование региона Африканского рога, оказывая и помощь тем судам, которые стали жертвой пиратов.
В пределах европейской части большую роль в борьбе с пиратами играет Европол, которая насчитывает 27 членов. Европол признает в приоритете те вопросы, которые связаны с обеспечением безопасности. Совместно с Интерполом разработал программы «Морское пиратство».
Для России вопросы пиратства также актуальны. Россия занимает активную позицию в решении проблем. Так глава МИД в целях борьбы с пиратством у берегов Сомали, запросил у правительства Сомали статус «сотрудничающего государства». Росси и Украина готовят совместный договор о совместной борьбе с пиратством. Москва предложила Киеву использовать свои военные корабли для размещения на них украинских сил. Это связано с тем, что очень часто украинские моряки становятся жертвами нападений со стороны пиратов.
Корабли Военно-Морского Флота России также принимают активное участие в международной миссии по борьбе с пиратами. В состав отряда под командованием капитана I ранга Ильдара Ахмерова, который совсем недавно завершил выполнение задач у берегов Африки, входили большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», танкеры «Ижора» и «Иркут», а также морской буксир МБ-37. В начале 2009 года, борьбу с пиратами вел отряд в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов», буксира «Фотий Крылов», танкеров «Печенга» и «Борис Бутома». А первой российской боевой единицей, осуществлявшей еще с октября прошлого года охрану торговых судов и операции против морских разбойников в Индийском океане и Аденском заливе как в одиночном режиме, так и в координации с кораблями других стран, был сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». Российские моряки достойно выполняют меры по защите от нападений пиратов. Высокую оценку получили и морские пехотинцы, находившиеся на наших кораблях и решавшие задачи по борьбе с морскими разбойниками.
2.2 Меры по борьбе с пиратством
Мировые морские пути по-прежнему являются основным средством международной торговли. Статистика, свидетельствующая об участившихся пиратских нападениях, указывает на необходимость выработки мер правового, организационного и технического характера по предотвращению пиратства, поэтому правительства прибрежных государств и судоходные компании разработали различные меры по борьбе с пиратством, такие как:
1. Правовые меры.
В настоящее время международными организациями пиратство рассматривается как составляющая часть терроризма.
Охрана морских путей превращается в приоритетное направление деятельности правоохранительных органов прибрежных государств и в первую очередь стран, которые контролируют деятельность основных каналов и проливов. Наиболее вероятными объектами атаки со стороны террористов рассматриваются регион Сомали, Суэцкий и Панамский каналы, Малаккский, Сингапурский и Аденский проливы, а пиратские нападения классифицируются как реальная подготовка или прикрытие подготовки к проведению масштабного террористического акта. Основанием для этого служит следующее:
- пиратство превратилось в главную угрозу для судоходства в проливных зонах и каналах, что затрудняет функционирование системы мировой торговли;
- при нападении на суда нельзя сразу определить цели, которые преследуют нападающие;
- не исключено, что пиратские нападения предпринимаются для решения материальных проблем террористических организаций.
Необходимо также отметить, что многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН, которые, по мнению ученых, обычно именуют политическими, имеют все возрастающее значение. Большой интерес и актуальность имеют те из резолюций, которые относятся к событиям в Аденском заливе 2008 — 2010 годах. Например, велика роль принятой Советом Безопасности ООН на 502-м заседании 2 июня 2008 года Резолюции 1816 (2008).
В данной Резолюции Совет Безопасности выносит революционное решение:
входить в территориальное море Сомали в целях пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права, и
использовать в пределах территориального моря Сомали все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя.
Международная морская организация (ИМО), учрежденная в 1948 году, также внесла свой вклад в дело борьбы с морским пиратством.
Комитет по безопасности на море, созданный в 1998 г., разработал модель национального законодательства по борьбе с пиратством и насильственными преступлениями на море.
В разработке этого документа приняли участие судоходные международные организации и клубы взаимного страхования. В основу нового законодательства легли:
- законопроект «Региональное соглашение по сотрудничеству в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов»;
- кодекс «Правила расследования случаев пиратства и вооруженных ограблений судов».
Неудовлетворенные эффективностью мер по противодействию пиратам в водах Малайзии, Индонезии и Сингапура, судовладельцы выступили с заявлением о том, что эти государства должны в кратчайшие сроки реализовать соглашения о сотрудничестве в этой области, в случае невозможности разрешить противоречия обратиться за международной помощью.
Однако официальные представители правительств Малайзии и Индонезии категорически отказались от любого иностранного военного присутствия в проливных зонах, за исключением ВМС прибрежных государств, и выразили готовность принять помощь по следующим основным направлениям:
- финансирование проведения совместных учений ВМС Малайзии, Индонезии и Сингапура по патрулированию проливных зон;
- модернизация средств навигации в проливах;
- подготовка квалифицированных специалистов по борьбе с пиратством и терроризмом.
В итоговой декларации форума отмечено, что введение в 2004 г. совместного патрулирования проливных зон военно-морскими силами Сингапура, Малайзии и Индонезии оказалось неэффективным и не привело к сокращению числа инцидентов на море.
Помимо правовых мер странами региона применяются также меры силовые.
2. Силовые меры.
Наиболее эффективным средством борьбы с пиратством служат военно-морские силы.
Однако за последние пятнадцать лет российский ВМФ практически свернул свое присутствие в районе Юго-Восточной Азии и не участвует в борьбе с пиратством. При этом ВМС США и Великобритании сократили количество своих боевых походов в этот регион на 50 %.
В Морской доктрине РФ прямо отмечается, что «активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» является одним из направлений деятельности государства. На самом деле Россия лишь декларирует свое участие в этой борьбе, полагая, что сегодня данная угроза для нее несущественна. Более того, она пока даже не стремится обозначить свой интерес к деятельности уже существующих международных структур по борьбе с пиратством.
На Филиппинах береговая охрана начала достаточно успешно противодействовать пиратским нападениям на суда в территориальных водах страны и ее портах. Принимаются меры для более тесного сотрудничества с ассоциациями моряков. В ноябре 2003 г. подписано соглашение о сотрудничестве с морской полицией Южной Кореи. В его рамках предполагается осуществлять обмен персоналом, что должно повысить уровень его подготовки.
Рассматривается возможность более тесной координации усилий вооруженных сил и морской полиции.
Руководители служб безопасности стран ЮВА высказываются за необходимость усиления сотрудничества в регионе для борьбы с международным пиратством. В этом отношении большую роль могут сыграть обмен разведывательными данными и организация патрулирования пограничных вод. Эти меры могут препятствовать перемещению бандитов, а также контрабанде оружия и наркотиков.
В Малайзии была создана новая служба береговой охраны — с численностью личного состава около 500 человек. С 30 ноября 2005 г. силы нового подразделения начали патрулирование вод Малаккского пролива по маршруту общей протяженностью 885 км. До 2010 г. в состав новой службы предполагалось передать 72 корабля, принадлежащих флоту полиции и ВМС, численность личного состава довести до 4000 человек, а финансирование должно составить 154 млн. долларов США. В настоящее время корабли патрулируют воды только Малаккского пролива (между материковой частью Малайзии и островом Суматра).
3. Меры судоходных компаний.
Из-за неэффективности борьбы с пиратством ряда прибрежных государств некоторые судовладельцы начали принимать собственные меры безопасности. В том числе:
судоходные компании, осуществляющие проводку барж с грузами в Малаккском проливе, обращаются в частные охранные агентства. Однако против использования подобных мер безопасности резко выступили Малайзия и Индонезия. В конце апреля 2005 г. руководитель службы внутренней безопасности и общественного порядка Малайзии отдал приказ всем кораблям морской полиции задерживать вооруженные суда эскорта и арестовывать их членов экипажей за использование тяжелого оружия, если они обнаружены в водах Малайзии. Услуги по эскортированию торговых судов в этом регионе оказывает частная компания «Background Asia Risk Solutions».
Исполнительный директор компании заявил, что они продолжат сопровождение торговых судов в Малаккском проливе и других районах опасных от пиратов, так как предоставление таких услуг основывается на праве безопасного прохода проливом и праве ношения оружия для самообороны; судоходная голландская компания «Smit» начала размещение на борту своих судов вооруженных охранников.
Кроме этого, на суда выдаются технические средства обнаружения объектов и приборы ночного видения, а вдоль борта устанавливается ограждение под высоким напряжением. Эти меры были приняты руководством компании после нападения в Малаккском проливе на один из ее буксиров, когда экипажу пришлось обороняться от пиратов с помощью ракетниц.