Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе29 :
- запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
- контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента;
- проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
- привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
- вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента30 .
Структура Судебного департамента включает следующие подразделения: 3 главных управления, 4 управления и 2 отдела. Положения о подразделениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона разрабатываются под руководством Генерального директора и представляются им на утверждение в Судебный департамент31 .
Структура Судебного департамента установлена ст. 7 Закона «О Судебном департаменте». Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.
Судебный департамент состоит из ряда подразделений, в т.ч.: 32
- главного управления
организационно-правового обеспечения деятельности судов; - главного управления
обеспечения деятельности военных судов; - главного финансово-
экономического управления; - управления государственной службы и кадрового обеспечения;
- управления капитального
строительства, эксплуатации зданий и сооружений и др.
В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения33 .
Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента
... деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента; обеспечение доступа граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента; интеграция информационных ресурсов. Заключение Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента является ...
Помимо общего полномочия осуществлять руководство деятельностью Судебного
К числу внутренних полномочий (по организации собственной жизнедеятельности Судебного департамента) относятся полномочия, предусмотренные п. п. 1, 3, 5, 6, 7, 9 ч. 1 ст. 10 Закона, к числу внешних полномочий (по выполнению публичных функций) — полномочия, перечисленные п. п. 2, 4, 8, 10 ч. 1 ст. 10 Закона.
Срок (месяц) представления ежегодного отчета о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ и Совету судей Российской Федерации не оговорен.
Что касается полномочий, оговоренных п. 11 ч. 1 ст. 10 Закона, к их числу относится принятие правовых актов: приказов, распоряжений и инструкций. Данные акты обязательны для судей и работников судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности.
Кроме того, Генеральный директор представляет в государственных и иных органах и организациях как собственно Судебный департамент (п. 10 ст. 10 Закона), так и суды при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента.
Коллегия Судебного департамента состоит только из штатных работников Судебного департамента. Положение о коллегии утверждено Председателем Верховного Суда РФ от 15 февраля 1999 г. Решения коллегии могут служить основанием для принятия решений Генеральным директором. Основными задачами коллегии являются: коллегиальное обсуждение и выработка принципиальных решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментам и его учреждениями; определение направлений и форм взаимодействия Судебного департамента с органами государственной власти и общественными объединениями в решении вопросов, связанных с развитием и совершенствованием судебной системы, проведением судебной реформы, а также сотрудничества с международными организациями, исследующими проблемы правосудия; разработка мер по укреплению кадрового потенциала судебной системы, усилению дисциплины и ответственности государственных служащих в системе Судебного департамента34 .
По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений. Так, Приказом Генерального директора Судебного департамента от 17 мая 1999 года № 48 создан Научно-экспертный совет при Судебном департаменте и утверждено Положение о нем. Научно-экспертный совет является совещательным органом, призванным обеспечивать экспертную оценку проектов решений, подготавливаемых Судебным департаментом, по основополагающим вопросам организационно-правового, финансового, кадрового обеспечения судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ.
Судебная власть в Российской Федерации
... этих действий». Конституция РФ, и другие законы основанные на ее положениях, указывают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к ... политических свобод» Особое внимание Монтескье уделял судебной системе в своих работах: - «И снова не может быть свободы, если судебная власть не разделена на законодательную и исполнительную. Если он ...
Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.
В субъектах РФ действуют управления и отделы Судебного департамента, являющиеся его органами. Они подчиняются Генеральному директору Судебного департамента и подотчетны совету судей соответствующего субъекта РФ. Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и советом судей субъекта РФ35 .
Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ: разрабатывает и утверждает структуру и штатное расписание управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ; распределяет и утверждает в соответствии с приказом Судебного департамента лимиты численности судей, работников аппаратов и персонала по охране и обслуживанию зданий районных (городских) судов соответствующего субъекта РФ (лимиты численности гарнизонных военных судов устанавливаются приказом Судебного департамента); ведет учет штатной и фактической численности работников управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ, районных (городских) судов и гарнизонных военных судов соответствующего субъекта РФ; осуществляет контроль за соблюдением государственной штатной дисциплины в районных (городских) судах и гарнизонных военных судах.
При разработке штатного расписания председатели федеральных судов общей
Развитие судебной власти в Российской Федерации
... основываться на обоснованном, фундаментальном научном знании. Попытка понять процесс эволюции и возможной необходимости совершенствования судебной системы и является целью курсовой работы. Объектом изучения является судебная власть Российской Федерации. Предметом изучения является эволюция судебной власти ...
Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации — федеральный
Правовое положение Судебного департамента определяется Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
В соответствии с этим Законом Судебный департамент осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и в этой связи: разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов; разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей; изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по их совершенствованию; вносит в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов; определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; и т.д.
В структуру Судебного департамента входят: главное
Однако до сих пор в научной среде и среди юристов-практиков
I. Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // Российская газета от 6 января 1997 г. № 3.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. № 13. — ст. 1447. — 25 июля.
- Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. — №26. — Ст. 3170.
- Федеральный закон от 08 января 1998г. № 7-ФЗ (ред. от 25 декабря 2008г.) «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 14 января. — № 6.
- Федеральный закон от 14 марта 2002г. № 30-ФЗ (ред. от 25 декабря 2008г.) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. – 2002. – № 48. — 19 марта.
- Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 5 апреля 2005 г.) // Российская газета от 29 июля 1992 г. № 32.