Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды

Более двадцати лет в России идет процесс становления местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти в стране. Этот процесс сопровождается постоянной реформой его организации. Формирование эффективных правовых механизмов ответственности и контроля деятельности субъектов, осуществляющих муниципальную власть, является самостоятельным направлением реформы организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.

Институт ответственности является одним из самых проблематичных и вместе с тем «нестабильных» институтов муниципального права. Спустя 18 лет после установления соответствующей правовой конструкции в Законе от 28 августа 1995 г. уже неоднократно изменялся, причем существенно, механизм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Наряду с этим наблюдается крайняя непоследовательность в реформировании данного правового института.

Основными причинами такого положения дел являются новизна для России конституционной модели организации местного самоуправления, а также отсутствие необходимого отечественного опыта его организации. Двигаться в этом направлении приходится заново (после длительного перерыва — периода существования советской системы власти и управления государством) в условиях общих преобразований в сфере государственно-правового строительства в России. Следствием этого является отсутствие на общегосударственном уровне концепции правового регулирования ответственности субъектов, реализующих право на местное самоуправление, и соответствующей теории, которая могла бы стать основной данной концепции.

Таким образом, проблема ответственности в сфере местного самоуправления, являясь самостоятельным направлением муниципальной реформы на современном этапе, актуализируется не только в практике правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в России, но и в теории муниципального права. Данная проблема требует всестороннего и глубокого исследования с целью формирования теории ответственности в муниципально-правовой науке.

Из вышеизложенного следует, что актуальность избранной темы определяется объективного и субъективного характера:

4 стр., 1557 слов

Правовое государство в истории и политико-правовой мысли России

... правового государства и его формирование в России; мнения великих философов о правовом государстве; идеи правового государства. Краткий обзор используемой литературы по выведению сносок данной курсовой работы: 1. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории ...

  • важностью создания необходимых правовых основ и условий для стабильного функционирования местного самоуправления как одного из уровней осуществления публичной власти в российском обществе и государстве;
  • новизной для России конституционной модели организации местного самоуправления, отсутствием достаточного опыта в этой сфере деятельности;
  • содержанием проводимой в России реформы организации местного самоуправления;
  • нестабильностью законодательства о местном самоуправлении и основных правовых институтов;
  • необходимостью разработки на общегосударственном уровне концептуальных основ правового регулирования ответственности субъектов, осуществляющих муниципальную власть;
  • целью повышения эффективности правового регулирования соответствующих общественных отношений и обеспечения потребностей правоприменительной практики в этой сфере;
  • объективной необходимостью формирования системы теоретических знаний об ответственности в сфере местного самоуправления и отраслевого учения об ответственности в муниципально-правовой науке.

Таким образом, ответственность органов, должностных лиц МСУ является важной проблемой, требующей изучения и разработки.

Несмотря на очевидную новизну и сложность, проблема ответственности в муниципальном праве до настоящего времени не вызывает у правоведов особого интереса. На сегодняшний день отсутствуют фундаментальные научные исследования по данной проблематике, хотя в процессе развития муниципально-правовой науки постепенно формируются теоретические взгляды и представления об ответственности в муниципальном праве.

В научной литературе имеются попытки теоретического осмысления проблемы ответственности населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления. Это нашло отражение в работах С.А. Авакьяна, К.И. Амирбекова, В.И. Бабичева, О.В. Берга, Н.С. Бондаря, Н.А. Вагановой, А.Н. Широкова, Е.С. Шугриной и др.

Идеи названных ученых представляют значительный интерес. Однако процесс формирования научного знания носит пока «стихийный характер», поскольку никто из авторов не ставил перед собой специальной задачи разработки теории ответственности в муниципальном праве.

Перечисленные обстоятельства обусловили цель курсовой работы – изучить формы и виды ответственности субъектов муниципального управления.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические аспекты ответственности органов, должностных лиц МСУ;
  • выяснить специфику ответственности органов, должностных лиц МСУ;
  • изучить виды ответственности органов и долж ностных лиц МСУ;
  • охарактеризовать формы ответственности органов и должностных лиц МСУ.
  • проанализировать проблемы правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Объектом исследования данной курсовой является местное самоуправлнение.

Предметом — формы и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Глава 1. Теоретические аспекты ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления.

1.1 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

В современном правовом обществе для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов, помимо организационных мер, используются правовые средства, с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона.

8 стр., 3811 слов

Правовой статус органов местного самоуправления

... обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; 7. принятие и организация ...

Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством, предполагает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций 1 .

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления служит — обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

Определимся с понятием «юридической ответственности». В отечественной, да и в зарубежной юридической литературе еще не выработано общего подхода к понятию юридической ответственности. Одними авторами она определяется как «мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка», другими — как «регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение» или как «применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке» и т.д. 2

В конечном итоге под юридической ответственностью можно понимать как неблагоприятные последствия, наступающие для субъекта права при произведении им определенных действий и выраженные в санкциях правовых норм. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов и федеральных конституционных законов и других правовых актов, невыполнение возложенных на них населением муниципального образования обязанностей.

Ответственность принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном).

Ученых-юристов, рассматривающих вопросы ответственности в публичном праве, условно можно разделить на две группы: сторонников только негативной ответственности и сторонников ответственности »двуаспектной», включающей как негативную, так и позитивную. Позитивная ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга. 3

Таким образом, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

10 стр., 4907 слов

Правовые основы местного самоуправления

... деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Итак, это деятельность, а не орган, не организация. Муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления, поэтому она не может ...

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. выделяет три формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

  • перед населением муниципального образования;
  • перед государством;
  • перед физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. 4

Следует отметить, что в науке муниципального права дискутируется вопрос о существовании так называемой муниципально-правовой ответственности. Сторонники ее выделения в самостоятельный вид ответственности относят к муниципально-правовой, в частности, ответственность перед населением муниципального образования 5 . Е.С. Шугрина производит разграничение между конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственностью следующим образом: конституционно-правовая ответственность, по ее мнению, является ответственностью за ненадлежащее осуществление государственной власти, а муниципально-правовая ответственность — за ненадлежащее осуществление муниципальной власти6 .

Муниципально-правовая ответственность может выполнять не только карательную, но и восстановительную, предупредительную и воспитательную функции. Она представляет собой обусловленную нормами Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований необходимость органов местного самоуправления отвечать за свое юридически и политически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения — претерпевать определенные лишения.

Муниципально-правовая ответственность применяется и в тех случаях, когда нельзя найти четко выраженных критериев для оценки поведения нарушающего закон субъекта муниципально-правового отношения. Основанием применения такой меры в подобных ситуациях является несоответствие действия субъекта более высокому интересу, нецелесообразность действия, нежелательное поведение, недостижение необходимого результата. Более того, такие основания определяет сама жизнь. Конечно, четкость, исчерпывающая полнота в описании состава преступления или административного проступка несвойственна конституционным и муниципальным деликтам. Однако неопределенные, по существу размытые основания муниципально-правовой ответственности нежелательны, так как они открывают путь к произволу и противопоставлению принципа целесообразности принципу законности, что недопустимо для общества.

Однако более верным представляется понимание конституционной (конституционно-правовой) ответственности как ответственности за ненадлежащее осуществление всякой публичной власти. В соответствии с этим в качестве субъектов конституционной ответственности выступают органы и должностные лица местного самоуправления, полномочные принимать важные решения, которые затрагивают интересы всего муниципального образования. 7

Таким образом, ответственность в муниципальном праве представляет собой возникновение и реализацию в установленном законом (уставом) порядке обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления претерпеть меры принуждения, предусмотренные санкцией правовой нормы, в виде лишений (ограничений) личного, имущественного или организационного характера за нарушение условий деятельности по реализации собственной компетенции в решении вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий.

8 стр., 3636 слов

Местное самоуправление. Муниципальные права и свободы гражданина

... обоснования института муниципальных прав и свобод граждан. Анализ комплексного по своему содержанию конституционного права на осуществление местного самоуправления позволяет выявить несколько уровней конституционного обоснования муниципальных прав и свобод граждан как нормативно-правовой основы осуществления местного самоуправления. Первый ...

1.2. Специфика ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления

Охарактеризовав теоретические аспекты ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, рассмотрим ее специфику.