Функции, формы и модели демократии

Проблема демократии — одна из самых актуальных для современного общества. Современный этап развития нашего общества характеризуется серьезными преобразованиями в российском государстве и его правовой системе. Идет активный процесс становления России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.

За последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов привлек внимание юристов, политиков, политологов, социологов и представителей других гуманитарных профессий.

Актуальность темы обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, парламенту, к проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая, ибо в Конституции РФ указано, что источник власти народ России и никто иной).

Объектом исследования курсовой работы является демократия как политическое, историческое и правовое явление.

Целью исследования в курсовой работе является выявление сущности демократии как основы современного государственного устройства и как важнейшего фактора динамики современного общества в условиях глобализации, создающего гарантии защиты личных прав и реализации индивидуальных возможностей личности и оказывающего противодействие нарушению гражданских прав граждан со стороны государства. Чтобы продемонстрировать, что в современной России есть перспективы развития демократических основ государства, реализуются различные формы демократии и работают демократические институты, без которых невозможно построение подлинно демократических отношений.

Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи исследования:

  • рассмотреть историко-философские и политические представления о демократии и на основе изучения и сопоставления различных трудов ученых политологов и правоведов дать определение демократии как формы государственного устройства;
  • осмыслить и дать анализ современных концепций и теорий демократии;
  • выявить особенности определения демократии как политического режима;
  • рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством;
  • изучить виды демократических политических режимов;
  • проанализировать современный демократический процесс в Российской Федерации.

В процессе создания данной работы, был исследован довольно большой объём различных учебных пособий, но использованы только самые общепризнанные и доступные, например таких известных авторов как, Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В. и др.

6 стр., 2558 слов

Курсовая работа формы соучастия рб

... предоставления различной информации, которая облегчит совершение преступления. Глава 2. Формы соучастия 2.1. Понятие форм соучастия Форму соучастия в совершении преступления можно определить как способ совершения ... убийства и другие преступления. В групповом преступлении как форме соучастия признаки, характерные для соучастия в целом, дополняются некоторыми особенностями, которые придают этому ...

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, которое обосновывает актуальность темы курсовой работы, характеризует степень научной изученности темы, устанавливает цели и задачи курсовой работы. Основная часть курсовой работы состоит из двух разделов, разделенных на параграфы, которые последовательно раскрывают содержание курсовой работы. В заключение делаются общие выводы об исследованиях, проведенных в курсовой работе. К курсовой работе прилагается список использованной литературы.

1. Понятие, функции, формы и модели демократии

1.1 Демократия: понятие, функции и принципы

Слово » демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» — народ и «kratos» — власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V-IV вв. до н.э.), где демос — крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства — полиса через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц.

Демократию следует отличать от охлократии ( греч. — «власть толпы»).

Охлократия противопоставляется государственным институтам, закону, она подменяет принцип гражданской свободы принципом свободы, произвола. При оклократии толпа действует как хозяин ситуации, организует беспорядки, погромы и беспорядки.

Термин «демократия» используется с различными смысловыми оттенками и может обозначать:

а) особую форму организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);

б) форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству;

в) мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;

г) социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демократии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связано с таким явлением, как власть. Демократия есть способ ( один из способов) организации власти. Демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллектива в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, государстве, общественной организации и т.п.) власти.

12 стр., 5557 слов

Дипломные, курсовые, контрольные работы и ы для студентов

... потребителей в торговом обслуживании. Теоретической базой в работе послужили труды следующих авторов: Алешина, И.В., Антонова, В.В., Борисова, А.Б. , Пиляева, В.В., Ткачева, В.Н., Федько, Н.Г. и др. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ...

Рассмотрим основные признаки демократии.

Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в участии народом в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

Демократия носит политический характер: она предполагает политическое разнообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это проявляется в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. Демократия учитывает разнообразие политических взглядов — партий и других идеологических подходов к решению социальных и государственных проблем.

Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан — экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно — и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).

Демократия рассматривает верховенство закона как режим социальной и политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу — ко всем субъектам политической системы (они же — и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам — учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый государственный орган, каждое должностное лицо должны иметь все полномочия, необходимые для создания условий для реализации прав человека, их защиты и защиты.

Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, выражающуюся в необходимости воздерживаться от совершения действий, нарушающих взаимные права и обязанности.

Функции демократии — это основные направления ее воздействия на общественные отношения, цель которых — повышение общественно-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

5 стр., 2467 слов

Реферат учение фомы аквинского о праве и государстве

... основные взгляды Фомы Аквинского на государство и на его правовое устройство. раздел 1 Учение о происхождении и сущности государства Представления Фомы Аквинского о государстве - первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». Фома считает, что государство необходимо ...

. Организационно-политическая — организация политической власти на демократической основе. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

. Нормативный компромисс — гарантия плюрализма деятельности субъектов демократии в гражданских рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации различных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

. Защитные — обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, защита и защита прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение преступлений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии — непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Признание основополагающих принципов демократии международным сообществом объясняется желанием усилить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

) политическая свобода — свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение — на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

) равноправие граждан — означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

11 стр., 5236 слов

Разделение властей как принцип правового государства

... соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов. Высшую юридическую силу имеет основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение ...

) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения — предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

) разделение властей — означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;

) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства — означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве — этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;

) плюрализм — означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм — множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна, когда она основана на принципе плюрализма, но не всякий плюрализм обязательно демократичен. Только в сочетании с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

1.2 Основные формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты. Форма демократии — это ее внешнее выражение.

По формам народного участия в осуществлении власти различают прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

Главная особенность прямой демократии — это противостояние между волей народа и властью, которую она формирует, а также регулирующая функция в системе социального управления, построенной на принципах представительного правления и народного суверенитета.

Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.

Демократия означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление этой власти народом в полном соответствии с его суверенной волей и фундаментальными интересами.

Субъектами прямой демократии являются не только граждане и организации, наделенные субъективными правами и обязанностями. В этом случае упор делается на права, а не на обязанности, и права этих субъектов реализуются только в политической сфере.

16 стр., 7675 слов

Демократия: сущность и основные понятия

... в управлении делами государства. В афинском полисе господствовала прямая демократия. Главным институтом власти служило Народное ... либеральная, или конституционная демократия. В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической ... году: «правление народа, избранное народом и для народа». Производным от этимологического понимания демократии является ее более ...

Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивид или коллектив), который путем непосредственного властного изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть.

Плебисцитная демократия — еще один способ завоевать волю народа. Практика плебисцитарной демократии имеет место в древнем полисе, где важнейшие решения по вопросам государственной и общественной жизни принимались народными собраниями с голосованием всех граждан. В Европе ХХ в. плебисциты неоднократно использовались для решения вопросов территориального размежевания (например, отделение Норвегии от Швеции).

Оценивая теорию и практику плебисцитной демократии, современная политология обнаруживает, что эта система может функционировать более или менее успешно только при определенных условиях.

Первое из них — общественная стабильность. В условиях сильной социальной напряженности и даже более глубоких политических и экономических кризисов немногие граждане способны сохранять здравый смысл и делать свой выбор осознанно.

Второе условие — развитие демократической традиции. Только лидер, который впитал уважение к закону и правам граждан, получив большую власть на выборах, будет вообще воздерживаться от ее узурпации. Только граждане, воспитанные в тех же традициях, не позволят своему избранному лидеру сделать это.

Третье условие — сильная политическая оппозиция с доступом к СМИ. В противном случае общественное мнение часто может быть направлено в сторону, выгодную властям.

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив от народа «мандат доверия», должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между представителями народа и теми, кого они представляют, устанавливаются авторитетные и доверительные отношения. У представительной демократии есть свои значительные плюсы. На смену некомпетентности обывателя приходит профессионализм депутатов, которые имеют возможность подготовиться к принятию решений, могут использовать экспертов для оценки этих решений.

Итак, представительная демократия это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Формы демократии находят проявление в ее институтах. Институты демократии являются легитимными и правовыми элементами политической системы общества, непосредственно создавая демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление и признание общественностью; предпосылкой легальности — его юридическое оформление, узаконение.

11 стр., 5426 слов

Договорная дисциплина и демократия

... в досоветское и советское время. демократия государство дисциплина общество Ведь ... властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия ... и народов. Разумеется, можно спорить о критериях деления государств на демократические и ...

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:

) Структурные — сессии парламентов, депутатские комиссии, народные контролеры и т.п.

) Функциональные — депутатские запросы, наказы избирателей, общественное мнение и т.п.

По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:

) Императивные — имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.

) Консультативные — имеют совещательное, консультативное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги; анкетирование и др.

В системе институтов прямой демократии выборы играют важную роль. Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении государством через формирование высших представительных органов, органов местного самоуправления и их персонального состава. Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя достигается тайным голосованием и требует установления гарантий против давления на него.

Особым институтом демократии является референдум как один из методов демократического управления государственными делами.

Референдум — способ решения путём голосования кардинальных проблем общенационального и местного значения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в них изменений, а также других решений по важнейшим вопросам).

Референдум — один из важных институтов прямой демократии, он проводится с целью гарантировать демократию — прямое участие граждан в управлении государством и местными делами.

Современные требования демократического развития требуют сбалансированного баланса между прямой и представительной формами демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. современные ее формы не являются идеальными.

1.3 Теоретические модели демократии

Есть разные способы классификации моделей и концепций демократии. В зависимости от того, как понимается воля людей, политология различает теории демократии и теории конкуренции.

Идентитарные теории (от лат. identitas — тождество, «идентичность») исходят из того, что существует единая воля народа, которая должна быть выражена без опосредованных звеньев. Отрицается принцип представительства, и акцент переносится на прямую демократию. Суверенитет понимается как осуществление общей воли. Это направление берет начало в теории демократии Ж.Ж. Руссо, нашло продолжение в марксизме и реализовано в социалистической практике (социалистические тоталитарные режимы).

4 стр., 1592 слов

Местный референдум

... качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст.130). Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32). Формы непосредственной демократии, такие, как референдум, сход, собрание, конференция в ...

Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации).

Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного расхождения интересов разных групп и права выражать свое мнение. Признается легитимность существования противоречий и конфликтов в обществе, благодаря чему формируется политическая воля. Принцип большинства считается основой соглашения, но право быть выслушанным за меньшинством признается. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

В зависимости от того, как понимается участие индивида в политике выделяют либеральные (индивидуалистические), плюралистические и коллективистские теории демократии.

Либеральные теории опираются на следующие идеи:

автономность личности и ее первичность по отношению к народу;

политический порядок должен обеспечить саморазвитие индивида;

главной ценностью признается свобода индивида, корни которой лежат вне политики — в частной жизни, в предпринимательстве;

основная функция государства заключается в ограничении внешнего давления на индивидуальную свободу, что дает максимальную возможность для саморазвития;

индивидуальные свободы требуют закрепления в конституции;

вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей;

народный суверенитет — это формирование власти с согласия народа и право каждого гражданина участвовать в управлении.

Слабые стороны либеральной модели — это абсолютизация возможностей участия всех граждан в управлении государством, в то время как оправдание патримониальной поляризации населения затрудняет эту возможность для низших слоев общества.

Плюралистические теории включают в себя следующие идеи:

главным субъектами политики являются группы;

индивид может выразить свою волю только через группу;

в обществе существуют самые разнообразные центры власти (фирмы, университеты, партии и др.);

политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;

государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов.

Уязвимым местом плюралистических теорий является представление о том, что решения принимаются с учетом интересов всех групп; что отдельные группы лишены возможности доминирования при принятии решений; абсолютизируется нейтральность государства; игнорируется тот факт, что экономически сильные группы интересов лучше организованы, более активны и имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.

29 стр., 14275 слов

Принцип разделения властей в Российском Государстве

... разделения властей в российской федерации и других странах и институт главы государства. Исследователями рассмотрены отдельные аспекты темы, которые дают в совокупности представления о законодательной исполнительной и судебной власти, а так же в целом о принципе разделения властей в Российском государстве. ...

Коллективистские теории демократии совпадают по содержанию с теориями идентичности. С 60-х гг. среди идеологов левых партий и движений особой популярностью пользуется теория партисипаторной демократии (демократия участия).

Его идеологи настаивают на достижении политического равенства через расширение политического участия всех слоев общества, особенно низших слоев. Основные положения теории: вовлечение масс в политический процесс от принятия решений до их осуществления; распространение принципа участия на неполитические сферы: семья, образование, экономика (самоуправление и рабочий контроль на производстве);

децентрализация принятия решений (по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии); упрощение процедуры выборов.

Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания.

В веберовской теории плебисцитарной демократии демократия — это способ избрания лидеров и способ узаконить их власть. Формы политического участия масс — лишь участие в выборах. Однако классическая формула элитарных теорий демократии была определена Шумпетером: демократия — это соперничество элиты за голоса. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Теория Шумпетера получила дальнейшее развитие и дополнена чертами либерализма. Наибольшую известность среди «доработанных» трактовок получила теория «полиархии» американского политолога Р. Даля. По мысли автора, то, что называют демократическими режимами, являются полиархиями (с греч. arhe — суверенитет, начало, poly — много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия — это идеал, за который нужно бороться, но он не может быть полностью достигнут, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия как политический режим включает в себя политическую конкуренцию и участие, политический плюрализм, политические свободы, право оппозиции оспаривать решения правительства, свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

1.4 Демократическое государство. Демократия в России. Понятие и сущность демократического государства

Демократическое государство — это государство, структура и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство является важным элементом демократии гражданского общества, основанного на праве людей на свободу. Источником власти и легитимности всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно провозгласить государство, важно обеспечить его структуру и деятельность адекватными юридическими институтами, реальными гарантиями демократии. Концепция демократического государства неразрывно связана с концепциями правового государства и правового государства; в некотором смысле мы можем говорить о синонимии всех трех терминов. Демократическое государство может быть только конституционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристикам демократического государства только в условиях устоявшегося гражданского общества. Гражданское общество это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).

Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

демократия модель демократическое государство

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на «содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это, прежде всего демократический политический режим и политико-правовая культура.

Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.

Демократическое государство в России, его основные институты

В Конституции Российской Федерации указывается (ст.3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого).

Для Российской Федерации как государства присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.

Разделение властей — один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст.10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. делами.

Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия. Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции. Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения.

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч.2 ст.130 Конституции РФ).

К субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации.

Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы — это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них — выражение воли народа. Субъектный состав — граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.

Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.

Рассмотрим одну из форм народного участия в управлении делами Российского государства — референдум.

Институт референдума в России был известен и Конституции РСФСР 1978 года, однако стал применяться недавно. Надо отметить то, что он имеет достаточно древние российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси — символом государственной самобытности Новгородской земли и ее основой было вече. На федеральном уровне было проведено три российских референдума.17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о введении поста Президента Российской Федерации, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза.25 апреля 1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту Российской Федерации и социально-экономической политике Президента и Правительства Российской Федерации, о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. проводился референдум о принятии новой Конституции Российской Федерации.

Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст.92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.

Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие является свободным и добровольным.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума.

На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

На референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:

изменения статуса субъектов Российской Федерации;

досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

амнистии и помилования;

Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование.

Подготовку и проведение референдума осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, которая действует в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые действуют в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума; территориальные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по проведению референдума. Комиссии действуют на основе коллегиальности, открытости, гласности.

Для проведения голосования и подсчета голосов образуются участки референдума, составляются списки граждан. По вопросам, вынесенным на референдум, проводится агитация: через средства массовой информации; путем проведения собраний, встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов и в иных не запрещенных законом формах. Референдум Российской Федерации признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым на референдуме, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Рассмотрим вторую не маловажную форму народного участия в управлении делами Российского государства — выборы.

В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основополагающие начала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Полная свобода воли в избирательной кампании является правовой основой демократических выборов, непременным условием правомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей. Отсюда и задача федерального закона — закрепить основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию представительных органов государства показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов, пассивность избирателей.

Заключение

В ходе написания курсовой работы было дано определение понятия и выявление сущности демократии как основы современного государственного устройства и как важнейшего фактора динамики современного общества в условиях глобализации. А также были рассмотрены основные формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.

Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.

Проведённое исследование позволяет нам сделать некоторые выводы в отношении Российской демократии и таких её основных институтов, как — референдум и выборы. Прежде всего, надо отметить то, что, на наш взгляд, демократический режим для Российского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и это обусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны. Народ действительно должен принимать реальное участие в управлении государством, поскольку, как мы помним ещё из истории древней Руси, нередко важные государственные вопросы решались всенародным голосованием на вечевых собраниях, поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие должно быть непременным атрибутом Российского государства, вместе с основными формами его реализации: референдумом и выборами.

Конечно, существующая в Российской федерации система демократии не идеальна, но в дальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство народа станет более эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и гораздо меньшее количество нареканий со стороны народа будет высказываться в адрес его представителей.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/demokratiya-ponyatie-suschnost-politiko-pravovyie-garantii/

Нормативные правовые акты

.Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237; 1996 № 7; 1996 № 31; 2001. № 111.

2.ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.) // РГ. 2002.15 июня; СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.

Монографии, учебные пособия

.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. — М.: НОРМА, 2006.650 с.

4.Григонис В.П., Григонис Э.П. Конституционное право России: Курс лекций. — СПб.: Питер, 2004.350 с.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2008.283 с.

.Коваленко А.И. Конституционное право России: Учебник. — М.: Право и закон, 2007.174 с.

.Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. — М.: Феникс, 2007.228 с.

.Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. — М.: Юристъ, 2007.689 с.

.Малько А.В., Колесников Е.В. Конституционное право РФ: Учебно-методическое пособие. — М.: НОРМА, 2006.340 с.

Научные статьи

.Казанцев А.А. Суверенная демократия: противоречия и концепции // Политический журнал. 2007 № 7-8. С.150-151

11.Международный опрос: Принципы демократического правления. Пресс-выпуск Лаванда-Центра от 25.09.2009

12.Что важнее, демократия или порядок? Пресс-выпуск № 1469 ВЦИОМ от 12.04.2010