Выборы и избирательные процедуры занимают особое место среди достижений цивилизации. Каждый прошел исторический путь к политической свободе и демократии. Россия не была исключением. На протяжении столетий она накапливала опыт демократического государственного
В своей работе я рассматриваю выборы как социокультурный феномен, который красной нитью пересекает историю человечества.
Вечевые собрания занимают особое место среди политических институтов Древней Руси. Они не только решали вопросы местного и государственного значения, но и действительно гарантировали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. На мой взгляд, зародились первые электоральные традиции, были заложены основы представительной и прямой демократии. Этот процесс был особенно живым на Новгородской земле, где в XII веке образовалась феодальная республика. Здесь были созданы выборные органы власти, просуществовавшие до 15 — 15 — начала 17 веков — это второй этап в развитии избирательного права.
Судебник 1497 ню установил полномочия выборных органов самоуправления. В частности, чиновники местного населения получили гражданское право контроля над судебной деятельностью кормушек.
В период правления Ивана Грозного учреждаются губные и земские избы. Первые выполняли судебные и карательные функции по отношению к «очаровательным людям», вторые регулировали финансовую, экономическую, судебную и полицейскую деятельность выборного земского управления.
Земские советы — органы власти, представляющие наследие, — занимают особое место среди органов государственной власти. Но, по мнению исследователя А.И.Заозерского были больше похожи на «парламент чиновников», чем на представительные учреждения в здравом смысле. Люди Выбонья не были делегатами от лагеря, но это было особое офицерское звание государственной службы.
В период беспорядков эти семена избирательности также, как правило, были утрачены.
Наиболее многолюдным и представительным стал собор 1613 г., избравший «на царство» Михаила Федоровича Романова. Земские советы периодически собирались для решения наиболее важных вопросов. Во II половине XVII в. институты сословного представительства теряют свое значение, а земские соборы перестали созываться.
Очевидно, что в условиях абсолютной монархии XVII — XIX веков о формировании избирательного права не могло быть и речи. В этот период Екатерина II, Александр I, Николай I пытались ввести элементы конституционализма, но сопротивление феодальных консерваторов оказалось решающим. Да и сами императоры не готовы были к этим переменам.
Принцип разделения властей в Российском Государстве
... ми исполнительной власти. Основной целью данной работы является изучение проблемы принципа разделения властей, каково содержание принципа разделения властей, каковы исторические корни принципа разделения властей, как осуществляется данный принцип на практике. Введение Тема «Принцип разделения властей» в истории ...
Краткая историческая справка показывает, что до середины XIX в. понятие «выборное право» в основном относилось лишь к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы были сформированы исключительно на основе представления переписи. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» императрицы Екатерины II (1785 г.) дворяне получили право объединяться в общества и собрания. Для членов дворянских собраний были введены возраст, имущество и социальная квалификация: в «дворянское общество» допускались только подданные благородного происхождения, владевшие вотчиной, достигшие 25-летнего возраста в звании первого офицера.
До середины 40-х годов XIX в., при выборах органов городского самоуправления действовали правила, установленные в 1785 г. Екатериной II в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи». Раз в три года «горожане» избирали Думу в составе гласных и мэра города. К участию в выборах допускались жители, владевшие капиталом и достигшие 25 лет. Среди них могли быть дворяне-землевладельцы и даже иностранные купцы.
В середине 40-х годов XIX в. правительство изменило принципы организации городского самоуправления столиц Москвы и Санкт-Петербурга. Отныне избиратели городской думы делились на 5 разрядов: потомственные дворяне – владельцы недвижимости; личные дворяне, почетные граждане и разночинцы, владевшие недвижимостью; купцы всех гильдий; цеховые ремесленники; мещане, на записанные в цехи.
Условия получения избирательных прав оставались прежними. Это лишало избирательных прав прочие категории населения. Поэтому избирательное право в дореформенной России носило классовый характер и имело узкую сферу применения.
Поэтому у меня лично возник интерес к пореформенной эпохе XIX века, когда активно начался процесс формирования избирательного права. Эта тема тем более актуальна, так как 2003-2004 г. ознаменовались выборам депутатов в Государственную Думу, выборами Президента России, выборами многих губернаторов и депутатов Законодательных собраний.
Работая над этой темой я изучила ряд документов:
- Конституция Российской Федерации 1993 г.;
- Высочайшее утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждения от 1 января 1864 г.;
- Высочайшие утвержденные основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.;
-
Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г.;
-
Положение о выборах в Учредительное Собрание.
Учреждение Государственной Думы. Закон от 20 февраля 1906 г.;
Кроме этого, я изучила целый ряд документов о деятельности Думы, включенных в сборник, воспоминания Милюкова П.Н. переизданные в 1999 г.; документы из хрестоматии «Политическая история России» и т.д.
Работа над темой потребовала и изучения монографий ученых-историков, таких как Демина В.А., Ерошкина Н.П., Леонтовича В.А. и др. В этих работах представлены проблемы становления думской монархии в России. К сожалению, историография абстрактной темы имеет такой существенный недостаток, как роль личности в формировании парламентаризма.
Конституционное право России : Избирательное право в РФ
... до дня выборов. 2.2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. 9 - Подготовку и проведение выборов в Российской ... избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран- ным независимо ...
Цель моей работы — продемонстрировать прямую связь между избирательным правом и функционированием государства.
Задачами работы является:
-
изучение документов Российского государства II половины XIX – начала XX вв.;
-
изучение Российской Конституции 1993 г. и ее сопоставление с различными факторами: человеческим, политическим, культурными и т.д.
Глава I Основные черты избирательного права второй половины XIX — начала XX века (земская и городская реформы)
Крестьянская реформа 1861 г и последующие земские, судебные и военные реформы стали важными событиями в истории России и во многом определили развитие страны. Они дали мощный импульс формированию избирательной законодательной системы в России и предоставлению избирательных прав широким слоям населения.
Освобождение огромной массы крестьян от крепостного права, отмена родовой власти дворян, разрушение важнейших институтов феодального права — все это потребовало изменений в системе местного самоуправления. Эти предпосылки вызывали к жизни земскую (1864 г. ) и городскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве.
Начало земской реформы было положено указом Александра II от 1 января 1864 г и «Положением о губернских и уездных земских учреждениях». Император предписывал: «…призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от онаго лиц…» (Политическая история России. Хрестоматия. Сост. В.И. Коваленко и др. М., 1996. С. 488).
Земские органы самоуправления должны были быть сформированы в 34 губерниях России в течение трех лет.
В выборах участвовали все сословия тогдашнего российского общества. Избирательная система основывалась на принципе избрания по классам. Избиратели были разделены на три курии: местные помещики, крестьянские общества и граждане — собственники собственности, а также торговые и промышленные предприятия. В крестьянскую курию входили представители крестьянского сословия, другие же деревенские жители (землевладельцы) и горожане объединялись на основании имущественного ценза.
Выборы земских уездных канцлеров проводились раздельно на трех избирательных съездах курий в каждом уезде. Первую курию составляли землевладельцы (независимо от сословий), владевшие имениями размером от 200 до 800 десятин. Земельный ценз в разных уездах был различен. Граждане для участия в выборах должны были иметь недвижимость стоимостью от 500 рублей в уездных городах до 3 тысяч в столице, либо иметь торгово-промышленные предприятия с годовым оборотом не менее 6000 рублей, либо принадлежать купеческим обществам. Избранные ими представители голосовали за сельчан и граждан, не имеющих необходимой квалификации. Крестьяне на волостных собраниях делегировали избирателей на съезд крестьянской курии из расчета не менее одного избирателя на каждые 300 глав семей.
Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой курии избирали фиксированное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласные губернского земского собрания. Количество представителей одной курии не могло превышать общее количество представителей двух других. На практике это приводило к тому, что помещики и зажиточные граждане составляли от 50 до 80 процентов от общего числа земских гласных.
Избирательное право России
... о выборах органов земского и городского самоуправления не претерпело изменений. В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года, лежал старый принцип выборов по сословиям. Конституционное право России. ...
К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Иностранцы, лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом, не могли участвовать в выборах. Избиратели могли голосовать по доверенности или уполномочию. Гласными не могли быть избраны губернские чины (губернаторы и вице-губернаторы), члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры, судебные чиновники, чины местной полиции. «Правила» предусматривали, что гласные не получали обширных служебных льгот и не имели права на денежное пособие.
Законодательство о выборах в земские учреждения было довольно сложным. Вскоре после его публикации МВД разъяснило практику применения закона. Особенно это касалось определения цензов.
Организация первых земских выборов требовала долгой и серьезной подготовки. В отчете одного из губернаторов правительству отмечалось, что «эта тема с точки зрения новостей и по широте, видимо, еще недостаточно осознана в умах будущих покровителей дела». Выборы 1865 года не отличались активностью избирателей. Особенно слабый интерес проявили представители первых двух курий. Причины этого исследователи объясняют тем, что многие крупные землевладельцы и торговцы не проживали постоянно в провинции, а также безразличием населения к общественной деятельности. Сказывалось и отсутствие социального опыта. Активность крестьян также была невысокой, но многочисленные факты свидетельствуют об их очевидном безразличии к избранию среди них земских гласных.
Вслед ли созданием земских учреждений правительство в 1870 г. пробрело реформу городского самоуправления, которое к этому времени фактически перестало функционировать. В соответствии с новым «Городским регламентом» для всех активов создана система городского самоуправления. Выборные органы — думы — получили значительные права в решении многих проблем святой жизни. Гласные Думы избирались налогоплательщиками сроком на четыре года. «Городовое положение» определяло избирателей: владельцы торговых и промышленных заведений; держатели купеческих, промысловых и приказчичьих свидетельств, вносившие налоги в городскую казну. Различные департаменты, учреждения, общества, ассоциации, монастыри и церкви, которые владели недвижимостью в городе, также имели право голоса от лица своих представителей. Избиратели должны были иметь российское подданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, были лишены права голоса. Кроме них, к выборам не допускались осужденные за ряд преступлений и проступков, отрешенные от должности (в течение трех лет со времени отрешения), находившиеся под следствием или судом, объявленные несостоятельными, а также лишенные духовного сана или звания за пороки или исключенные из среды сословных корпораций (например, дворянских собраний) по решению сословных судов. Кроме того, в выборах не участвовали губернаторы, члены провинциальных советов и представительств, а также сотрудники местной полиции.
Все избиратели в соответствии с размером уплачиваемых ими городских налогов, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков; каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным, каждый отдавал свой балл за того или иного кандидата. Допускалось и голосование по доверенности.
Конституционно-правовой статус государственной думы РФ
... Актуальность темы: реализация на практике конституционно-правового статуса Государственной Думы как главного выразителя воли населения (граждан), представляющего собой мало исследованную область. Цель работы: подвергнуть анализу конституционно-правовой статус Государственной Думы. Задачи работы: обосновать структуру ...
Любой гражданин, имеющий право голоса, мог быть избран представителем городской думы, если он выразил желание или был предложен кем-либо из избирателей. Кандидаты, набравшие более половины голосов на выборах, считались избранными, а количество избирателей, присутствовавших на собрании, должно было превышать количество избранных голосов.
В 1892 г правительство решило изменить систему выборов в органы городского самоуправления: состав выборщиков был ограничен повышением родового ценза, ликвидирована куриальная избирательная система.
Несмотря на неравномерный и цензурированный характер, а также ограничения, введенные государством в избирательное законодательство, выборы в органы земства и городского самоуправления сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие реформ 60-70-х гг. XIX века способствовали зарождению в России элементов гражданского общества и складыванию правового самосознания. Участие в выборах значительной части населения, участие в общественной деятельности, участие в органах местного самоуправления. Сама избирательная практика, атмосфера вокруг выборов стали свидетелями глубоких изменений в сознании и социальной психологии русского обывателя. Земские и городские выборы, деятельность вокалистов — все это во многом подготовило население России к последующему участию в думских выборах.
Глава II. Избирательное право в 1905-1917 гг.
а) Законодательство о выборах и его эволюция в 1905-1907 гг.
В начале 20 века в государственной и политической жизни России произошли значительные изменения. Революционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан национальный представительный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийность. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сформировалась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. Действующее законодательство о выборах органов земства и городского самоуправления не изменилось.
социалдемократов
Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общества. 18 февраля императором Николаем II был издан рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором объявлялось о намерении «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1906. 1997. С. 30).
Исполняя царский рескрипт, министерство внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина разработала ряд проектов, которые затем были подвергнуты специальной встрече. Его председательствовал Николай II во второй половине июля 1905 года в Петергофе. В нем участвовали великие князья, Государственного Совета, другие высшие сановники, а также некоторые специально приглашенные лица, в частности, выдающийся русский историк В.О. Ключевский и известный юрист, сенатор Н.С.Таганцев. По итогам заседания 6 августа были опубликованы «Манифест об учреждении Государственной Думы», «Об учреждении Государственной Думы», а также «Положение о выборах в Государственную Думу».
Деятельность депутата Государственной Думы
... права и обязанности, гарантии и ответственность. Сам правовой статус депутата является составной частью правовой модели депутатской деятельности. Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата, которым наделаются депутаты в результате выборов и ...
В «Манифесте» от 6 августа говорилось: «Ныне настало время … призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.
В этих формах, сохраняя незыблемость основного закона Российской Империи о сущности самодержавной власти, мы навсегда признали создание Государственной Думы и утвердили Положение о выборах в Думу…» (Учреждение Государственной Думы. М., 1995. С. 1-2).
В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года, лежал старый принцип выборов по классам. Выборы планировались многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредственно избирателями, а посредством выборщиков. Из-за высокой квалификации собственности не все жители России получили право участвовать в выборах. В частности, избирательных прав лишались рабочие. Как известно, «булыгинская дума» так и не была созвана. Если бы выборы в эту Думу состоялись, то в губернских собраниях избирателей, избравших депутатов, 43% представляли бы крестьянскую курию, 34% — помещичью курию и 23% — городскую курию.
события свидетельствовали о возросшем недовольстве общества маневрами самодержавия. Всероссийская политическая забастовка, начавшаяся в октябре 1905 года, а также консолидация оппозиционных сил заставили монархию пойти на серьезные уступки. 17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Он, в частности, содержал следующие положения:
«2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшем развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностию действий постановлений от Нас властей» (Там же. С. 64-65).
Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об измени положения о выборах в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).
Избирательная система, установленная указом от 11 декабря 1905 года, была самой прогрессивной в истории России до 1917 года. Новый закон провозгласил снижение квалификационных требований к собственности, что позволило фабричным рабочим участвовать в выборах. По данной системе были проведены выборы в I-ю (февраль-март 1906 г.) и II-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы.
Новое избирательное законодательство вызвало широкие дискуссии в обществе. Одни называли его антидемократичным, считая, что выборы при этой системе не могут быть всеобщими и равными. Их оппоненты утверждали, что всеобщего и равного избирательного права вообще реально не существует, так как оно всюду ограничено многочисленными цензами (имущественным, возрастным, образовательным, оседлости), от участия в выборах лиц, не способных сделать свой выбор осознанно. Правительство же видело в избирательном законодательстве правовую базу, призванную обеспечить поддержку преобразованиям, начатым 17 октября 1905 года.
Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство ...
... муниципальных выборов на примере муниципального образования город Новошахтинск; 5. провести исследование нормативно правовой базы по выбранной теме 1. Избирательные системы на муниципальных выборах: ... В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на основе смешанной избирательной системы: ... большинства, К преимуществам Так в 1996 году выборы президента РФ проходили в два тура. ...
Первая избирательная кампания по выборам в Государственную думу имела широкий общественный резонанс. Она показала, сколь разнообразны мнения о выборах. Введение буржуазных либеральных правовых институтов, пусть даже существенно ограниченных, с трудом воспринималось патриархальным сознанием русского человека, особенно крестьянина. Если прозападнически либералы с удовлетворением восприняли создание представительного органа и новое избирательное законодательство, то монархисты придерживались иного мнения. Они заявляли о неприемлемости для России парламентаризма, считали, что он разрушит вековые устои русской государственности. Один из видных государственных деятелей России К.П. Победоносцев, слывший в обществе олицетворением консерватизма, считал думские выборы повторением западного образца, называя их «роковой, гибельной ложью». В 1906 году он писал: «Чего иного ожидать в бескультурной массе, где ни один человек не стоит на своих ногах и не имеет своего твердого мнения, где люди посреди общинного быта говорят: «Как люди, так и мы», — где под каким угодно письмом можно собрать сразу сколько угодно чьих угодно подписей. Очевидно, здесь всяким выбором управит любой крикун, любой кулак или мошенник. Но вот явилась Государственная Дума, и можно было закрыв глаза сказать заранее, как дважды два четыре, кого присылают в Думу эти quasi народные выборы. А все кричали, что будут лучшие люди!» («Мать мою, родимую Россию уродуют». Письма К.П. Победоносцева С.Д. Шереметеву// Источник. 1996. № 6. С. 19).
некоторой части российского общества того времени отражает и сатирическое стихотворение «Плач», принадлежавшее перу известного думского депутата В.М. Пуришкевича. Герой стихотворения, русский мужик, обращается к Думе с горьким плачем:
Ох! Высокая палата,
Чтоб те пусто было!
Нет житья от депутата:, Продувное рыло!, Что ни день — с трибуны брешет,, Деньги получая,, И давно затылок чешет, Русь от них святая!
(Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. С.328).
Взгляды, подобные этим, не были редкостью. Но нельзя обойти и другие мнения о Думе. Лидер партии кадетов П.Н. Милюков приводит в своих воспоминаниях слова историка В.О. Ключевского: «Я вынужден признать два факта, которых не ожидал. Это какой сложился в народе взгляд на Думу, как на самый надежный орган законодательной власти, и потом — бесспорная умеренность господствующего настроения, ею проявленного. Это настроение авторитетного в народе учреждения умереннее той революционной волны, которая начинает нас заливать, и существование Думы — это самая меньшая цена, какою может быть достигнуто бескровное успокоение П.Н. Воспоминания. Т.1. М., 1999. С. 405).
Пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим
... принципы назначения, порядок начисления пенсий федеральным государственным служащим; совершенствование порядка предоставления пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Фрагмент работы для ознакомления Изучение природы оборотного ... 1 января 2002 года. В настоящее время в России полным ходом идет реформа пенсионного обеспечения: меняется тип пенсионной системы, существенные изменения ...
Левые партии призывали к бойкоту выборов и блокировали их. Они называли избирательные законы реакционными, поскольку в них отсутствовали принципы всеобщности и равенства, и призывали к свержению царского режима. Немало надежд возлагали они на подъем новой революционной волны.
Наибольших успехов на выборах в I Государственную думу добилась конституционно-демократическая партия — ее фракция насчитывала 153 депутата. Весьма представительной была и крестьянская группа (трудовики) — 107 депутатов. Правые партии потерпели сокрушительное поражение, не проведя ни одного из своих кандидатов. Ожидания правительства получить управляемую Дум) не оправдались. Не стала таковой и II-я Дума.
С весны 1907 года, когда революционное движение явно пошло на убыль, правительство приступило к разработке нового избирательного закона. Оно руководствовалось прежде всего политическими мотивами — желанием сохранить произошедшие за время революции перемены в государственном и сформировать более лояльную по отношению к правительству Государственную думу. При таких политических перспективах избирательное законодательство могло эволюционировать лишь в сторону консерватизма. 3 июня 1907 года был обнародован манифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу» и вместе с ним новое «Положение о выборах в Государственную думу». Этот документ содержал целый ряд более консервативных норм по сравнению с действовавшим до этого избирательным законом. Новые законодательные акты способствовали формированию более лояльного и управляемого состава парламента. Именно по этой системе избирались III и IV Государственные думы.
б) Правовой статус Государственной думы и ее членов
В отличие от ряда европейских государств, где традиции парламентаризма насчитывали века, первому российскому парламенту историей было отведено всего 12 лет:
I-й созыв: 27 апреля — 8 июля 1906 г. (524 депутата).
II-й созыв: 20 февраля — 2 июня 1907 г. (518 депутатов).
III-й созыв: 1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г. (442 депутата).
IV-й созыв: 15 ноября 1912 г. — 12 марта 1917 г. (формально продолжала существовать до 6 октября 1917 г. (442 депутата).
Деятельность нового общероссийского представительного учреждения определялась документами, утвержденными Николаем II 20 февраля 1906 года: «Манифестом об учреждении Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной думы», а также Указами «О переустройстве учреждения Государственного Совета» и «Учреждение Государственной думы». Представительный и законодательный орган России состоял из двух равноправных палат — Государственного Совета и Государственной думы. Обе палаты созывались и распускались указами императора. Срок полномочий депутатов Государственной думы длился 5 лет, однако Дума могла быть распущена императором и до истечения этого срока. Законы определяли, что одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственного Совета и Государственной думы.
Государственная дума имела право принимать законы, отменять или изменять их, за исключением Основных Государственных Законов, право пересмотра которых принадлежало только императору. Проекты законов, одобренные Думой, поступали на обсуждение Государственного Совета. Принятые обеими палатами, они направлялись на утверждение императора. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной думой, признавались отклоненными. Свод Основных Государственных Законов устанавливал равенство обеих палат в процессе законотворчества. В компетенцию Государственной думы входили законодательная деятельность, утверждение бюджета и контроль за его исполнением, установление налогов и повинностей.
Государственное управление в годы гражданской войны
... ” системы управления Советского государства во время гражданской войны и иностранной интервенции. Соответственно этому и будет построена структура предлагаемой работы, все ее главы. “Военный коммунизм” как основная форма осуществления государственного управления в годы гражданской войны ...
Депутаты Думы имели право запроса к должностным лицам. 11л основании закона от 6 июля 1908 года депутатам Думы устанавливалось ежегодное казенное довольствие в размере 4 200 рублей. Оно выдавалось ежемесячно но 350 рублей. Любопытно, что в случае отсутствия депутата на заседании палаты без уважительных причин из его месячного жалования производился вычет за каждый пропущенный день. Для доказательства присутствия в Думе каждый из депутатов расписывался в специальной ведомости присутствующих. Член Думы, не принявший участие в поименном голосовании, также считался отсутствующим, даже если его имя обнаруживалось в ведомости. Каждому члену Государственного Совета полагалось суточное довольствие в размере 25 рублей.
Для избрания депутатом требовалось личное согласие кандидата. Чиновники, состоявшие на государственных должностях и избранные в Думу, были обязаны оставить службу. Депутатами не могли быть избраны лица, не владеющие русским языком.
Вновь избранные члены Государственной думы, вступая в должность, приносили торжественное обещание: «Мы, нижепоименованные, обещаем перед Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Государственной Думы но крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся» (Учреждение Государственной Думы. М., 19Л5. С. 10).
в) Избирательная система, основные принципы избирательного права
Остановимся на характеристике основных черт избирательного права Российской империи 1905-1907 гг. В нем отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Женщины права голоса не получили. Кроме того, избирательных прав лишались военнослужащие, студенты, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. народы, ведущие кочевой образ жизни), иностранные подданные. Не допускались к выборам и осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности. Не могли участвовать в них должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, а также служащие полиции.
Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, дополнительно не допускавший к ним некоторые слои общества, например, рабочих.
Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия.
«Положение» от 6 августа 1905 года устанавливало выборы двоякого рода — по городам и губерниям. 26 крупнейших городов Российской империи (Санкт-Петербург, Москва, Баку, Варшава, Вильно, Казань, Киев, Лодзь, Нижний Новгород, Тифлис, Тула, Ярославль и другие) выделялись в особые избирательные округа. Их население избирало депутатов Думы, минуя выборы на губернских съездах. В этих городах применялась двухступенчатая система, при которой избиратели, обладавшие цензом, должны были вначале делегировать выборщиков (160 в столицах, 80 — в других городах), а последние уже избирали самих членов Думы.
Другой, более сложный порядок устанавливался для губерний. Здесь создавались губернские избирательные собрания, состоявшие из выборщиков. Последние избирались тремя съездами: городских избирателей, уездных землевладельцев и уполномоченных от волостей и станиц. Выборы в городах были двухступенчатыми. Съезды городских избирателей состояли из лиц, обладавших определенным имущественным цензом.
На съездах уездных землевладельцев собирались лица, владевшие в уезде землей в размере от 100 до 800 десятин или недвижимым имуществом (кроме торгово-промышленного) стоимостью не ниже 15 000 рублей. Более мелкие собственники также были представлены здесь своими уполномоченными. Последние также избирались на особом съезде. Таким образом, для мелких землевладельцев предписывались трехступенчатые выборы.
Наконец, для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Крестьянский сельский сход избирал уполномоченных на волостной сход. Тот, в свою очередь, выдвигал из своей среды двух уполномоченных на новый съезд, который избирал выборщиков в губернское избирательное собрание. Таким образом, выборы для крестьян включали четыре ступени:
I — сельский сход,
II — волостной сход,
III — съезд уполномоченных от волостных сходов (по два от каждого),
IV — выборщики, избранные этим съездом в губернское избирательное собрание.
В губернском избирательном собрании сначала выборщики от крестьян должны были выдвинуть из своей среды одного члена Думы, а затем уже все собрание избирало остальных депутатов. Число представителей от каждой губернии было определено «Расписанием числа членов Государственной думы по губерниям, областям и городам».
Закон от 11 декабря 1905 года, сохраняя основы избирательниц системы, установленной «Положением» от 6 августа, расширил состав электората. Право голоса получили фабрично-заводские рабочие и демократические слои городского населения. Для них закон вводил новую, четвертую курию. Рабочие отдельных фабрик и заводов избирали из своей среды делегатов на губернский съезд уполномоченных. Этот съезд, в свою очередь, должен был делегировать выборщиков в губернское избирательное собрание. Их число в каждой губернии заранее определялось законом. В выборах могли участвовать представители фабрик, заводов и железнодорожных мастерских с общим числом рабочих не менее 50-ти человек. Рабочие таких предприятия получали право избирать одного уполномоченного на каждую полную тысячу рабочих-мужчин. Предприятия, насчитывавшие от 50 до 2000 рабочих, — одного уполномоченного на каждое предприятие. Таким образом, для четвертой курии устанавливалась трехступенчатая избирательная система. Благодаря ей на первый план выдвигались мелкие предприятия и меньшинство рабочих могло получить на выборах перевес над большинством.
Итак, закон устанавливал сложную систему косвенных выборов: двух-, а для мелких землевладельцев, крестьян и рабочих, -трех- и четырехступенчатую. Разное количество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики от курий представляли различное число избирателей. Так, в землевладельческой курии один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в единой городской — 7 тысяч, в крестьянской — 30 тысяч и 90 тысяч — в рабочей.
«Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин Российской империи: Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Якутской областей. Представительство других окраин было существенно ограничено: вся азиатская Россия могла теперь избирать только 15 депутатов; Кавказ вместо прежних 29 депутатов отныне посылал в Думу только 10; Царство Польское — вместо прежних 37 — 14. Из этих 14 депутатов два избирались в Варшаве, причем один из них теперь избирался выборщиками от жителей русского происхождения. Такой же порядок устанавливался для Виленской и Ковенской губерний, где русское население отдельно от прочего избирало из общего числа депутатов от этих губерний по одному члену Думы.
Наряду с представительством окраин сокращалось и представительство от городов. Только семь из них сохранили право посылать в Думу депутатов отдельно от населения своих губерний: Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Лодзь, Киев, Рига, Одесса.
Законодательство от 3 июня 1907 года существенно сужало электорат низших сословий. Теперь в земледельческой курии один выборщик избирался от 230 человек (ранее от 2 тысяч).
Городская курия была разделена на две категории: в первой (состоятельные граждане) один выборщик избирался от 1 тысячи избирателей, а во второй — от 15 тысяч. До этого в единой городской курии один выборщик избирался от 7 тысяч населения. Крестьянская курия посылала одного выборщика от 60 тысяч (ранее от 30 тысяч), а рабочая — от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч).
В Государственной думе резко сокращалось представительство малоимущих слоев населения. С введением «Положения» от 3 июня 1907 г. избирательным правом могли воспользоваться лишь 15 процентов населения Российской империи.
г) Порядок формирования Государственного Совета
Государственный Совет был учрежден Манифестом Александра I (январь 1810 г.) в качестве законосовещательной при императоре. Он состоял из нескольких департаментов и Государственной канцелярии. Государственный Совет рассматривал законопроекты, внесенные министерствами, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы и т.д. Назначение членов Совета осуществлялось непосредственно императором.
В 1906 г. его функции заметно изменились. Из законосовещательной монархе он превратился в верхнюю палату представительного органа с законодательными функциями. При этом Государственный Совет получил право налагать вето на решения Думы. В соответствии с Указом от 20 февраля 1906 года. Совет состоял из двух равных частей: одна его часть избиралась на основе косвенных выборов, члены другой ежегодно назначались императором.
Выборная часть Государственного Совета (98 членов) формировалась групп:
- от православного духовенства — 6 (избирались Синодом — по 3 человека от монашествующего и белого духовенства);
- от Императорской Академии наук и университетов — 6;
- от губернских земских собрании — 34 (по одному от губернии);
- от дворянских обществ — 18;
- от торговли и промышленности, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ — 12 (по 6 от промышленности и торговли);
- от съездов землевладельцев неземских губерний — 22 (из них 6 — от царства Польского).
Выборные члены Государственного Совета избирались сроком на 9 лет с тем, чтобы через каждые три года представительство каждой из групп обновлялось на одну треть. Очередные выборы назначались императором.
д) Избирательная кампания, организация выборов
В законодательстве Российской империи не было конкретных положений о проведении избирательной кампании. В нем практически отсутствовали нормы, касающиеся предвыборной агитации. О возможности агитации на селе закон умалчивал. В городах разрешалось за месяц до начала выборов проводить участковые собрания избирателей. Такие собрания должны были проходить в присутствии представителя полиции, который имел право и прерывать и закрывать. Все это делало ведение предвыборной агитации невозможным.
Для организации выборов и проведения голосования создавались избирательные участки. В каждом из них имелись избирательные комиссии в составе председателя и двух членов. Избрание выборщиков происходило путем тайного голосования через баллотировку шарами. Таким же образом избирались депутаты Государственной думы в губернском избирательном собрании.
Выборы в городское собрание проводились с помощью избирательных записок (бюллетеней).
Специально изданные «Правила о порядке производства выборов в городское избирательное собрание» определяли процедуру голосования: каждый избиратель лично вручал свой бюллетень председателю избирательной комиссии. Он содержал имя, отчество и фамилию кандидата, за которого голосовал избиратель. Число кандидатов в бюллетене не должно было превышать число необходимых для избрания по каждому участку. Бюллетень не должен был содержать никаких отметок, знаков, исправлений и подчисток ни на лицевой, ни на оборотной стороне. В противном случае он признавался недействительным. Получив заполненный бюллетень, председатель комиссии в присутствии избирателя опускал его в особый ящик с отверстием на крышке.
Выборы проводились в течение одного дня с 9-ти часов утра до 9-ти вечера одновременно на всех участках. Подсчет голосов производился избирательной комиссией на и это же время. При этом могли присутствовать избиратели.
Таковы в общих чертах основные положения и особенное и российского избирательного законодательства конца XIX — на чала XX в. Революция 1905-1907 гг. внесла в его содержание существенные перемены. Вырванные революционным движением у самодержавия политические права, несмотря на всю их ограниченность, способствовали приобщению к выборам широких слоев населения. Хотя в российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство, сформированный на его основе представительный орган — Государственная дума — стал одним из важнейших элементов российском политической системы начала XX века.
Глава III Российское избирательное право в 1917 г. (период Временного правительства)
Февральская революция положила начало принципиально новому этапу в истории российского избирательного права. Правда, его временные рамки были очень коротки, но принятые тогда правовые акты, регулировавшие избирательную практику, были невиданными в российской истории. На их основе впервые демократическим путем были избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное собрание, которому отводилась роль «хозяина земли Русской
Временное правительство
21 мая 1917 года были изданы «Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении» и «Наказ о производстве выборов волостных земских гласных». Сословные и имущественные ограничения, присущие прежнему земскому законодательству, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. От участия в выборах лица недееспособные, осужденные но приговору суда и монашествующее духовенство. Аналогичные нормы содержало и новое законодательство о выборах органов городского самоуправления.
В конце марта 1917 года было образовано Особое Совещание для подготовки проекта «Положения о выборах в Учредительное собрание». 25 мая оно приступило к работе. Над проектом работало более 100 человек: специалисты по государственному праву, статистике, представители Советов, различных политических партий (от октябристов до большевиков), кооперации, женских организаций, этнических групп населения. Председателем Совещания стал Ф.Ф. Кокошкин — известный юрист, публицист, специалист в области государственного права, один из лидеров партии кадетов. Авторы проекта ответственно подошли к своим обязанностям. Они особенно настаивали «…на соблюдении всех формальностей процедуры по организации выборов. В особенности требовали.., чтобы списки избирателей были составлены не какими-нибудь «самочинными органами народной власти», возникшими на местах, но правильно избранными новыми демократическими органами самоуправления» (Цит. по: Страна гибнет сегодня. Воспоминания о Февральской революции 1917 г. М.,2001. С. 357).
Все это затягивало подготовку проекта, и сроки выборов в Учредительное собрание откладывались.
Создатели избирательного законодательства пришли к единому мнению о том, что выборы должны быть всеобщими, равными, прямыми. Но сама система выборов (пропорциональная или мажоритарная), способ их проведения в действующей армии, на флоте, в удаленных регионах страны вызывали мною споров. Существенные разногласия возникли и по вопросу о возрастном цензе. Представители кадетов предлагали его ограничить 21 годом, Петроградский Свет настаивал на снижении ценза до 20 лет, а большевики предложили предоставлять избирательные права с 18-летнего возраста. Немало трений возникало и по поводу лишения избирательных прав различных групп населения. Тем не менее к сентябрю 1917 года работа над проектом была завершена. 2 октября 1917 года Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание», а также инструкцию по его применению и роспись числа членов Учредительного собрания. Сами выборы предстояло провести 12 ноября 1917 года. Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени и даже превосходил их по некоторым положениям. Так, статья 1 гласила: «Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщих, без различия пола и равного избирательного права посредством прямых выборов и тайного голосования с применением начала пропорционального представительства» (Учредительное собрание. Россия, 1918 г. / Стенограмма и другие документы. М.,2001. С. 13).
Таким образом, этим документом предусматривало введение системы выборов но спискам, выдвигавшимися политическими партиями.
Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Законом предусматривался ряд гарантий для участия в выборах нерусского населения. Например, статья 60 «Положения» устанавливала возможность перевода избирательного бюллетеня на язык любой национальности.
Существенно расширен был состав избирателей. Впервые право голоса было предоставлено женщинам (вслед за Новой Зеландией, и скандинавскими время как в подавляющем числе государств женщины были лишены этого права. Уникальным явлением было предоставление избирательных прав военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные к лишению свободы, каторжным работам, ссылке и т.д., несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.
Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа (в том числе особые округа в Петрограде и Москве).
Повсеместно создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссии всех уровней: от Всероссийской по делам о выборах в целительное собрание («Всевыборы») до участковых; правила составления списков избирателей и т.д.
Голосование проводилось подачей избирательных записок (бюллетеней).
Избирательный бюллетень, единая форма которого устанавливалась окружной комиссией, содержал один из списков кандидатов, номер этого списка и название предложившей его партии. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проводилось в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускалось присутствие вооруженных лиц, а также пьяных. Выборы проводились в течение трех дней. Каждый избиратель должен был проголосовать лично. Предъявив именное удостоверение одному из членов комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, а затем удалялся в закрытую кабину. Там он должен был вложить в конверт избирательный бюллетень с тем кандидатским списком, которому отдавал свой голос. Затем заклеенный конверт передавался председателю участковой избирательной комиссии. Последний в присутствии ее членов опускал конверт в специальный ящик. По окончании голосования ящики с бюллетенями опечатывались и оставлялись в этом же помещении, у дверей которого выставляюсь охрана.
При подсчете голосов прежде всего определялось количество конвертов. Затем они вскрывались и подсчитывались бюллетени. Те из них, которые не отвечали установленным правилам, содержали помарки, подчистки или другие знаки, либо подписанные избирателями, признавались недействительными. Если в конверте обнаруживалось более одного бюллетеня, они также признавались недействительными.
Общий подсчет голосов производился окружной избирательной комиссией, которая определяла поименный состав членов Учредительного собрания в своем округе.
Особый раздел «Положения о выборах» допускал некоторые исключения из общего порядка избирательной кампании. В ряде округов: Аму-Дарьинском, Архангельском, Закаспийском, Камчатском, округе КВЖД, Олонецком, Ордынском, Прикаспийском, Якутском, а также в Финляндии и русской армии, действовавшей во Франции и на Балканском полуострове, выборы проводились по мажоритарной системе. На окраинах России разрешалось в случае необходимости проводить голосование посредством баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками. Допускалось продление сроков голосования. «Положение» содержало также особые правила о порядке выборов в действующих армии и флоте. Очевидно, что все эти меры должны были обеспечить подлинно демократический характер выборов, дать возможность проявить свободное волеизъявление наибольшему числу избирателей.
Глава IV Избирательное право современной России
Политико-правовая реформа в нашей по сценарию развития любого переходного процесса, а именно в ситуации одновременного и параллельного поиска новой организации государственной власти и становления демократических институтов и форм политического участия граждан в ее осуществлении на федеральном, региональном уровнях и уровне местного самоуправления. Совмещение двух аспектов государственно-правового — рационально-бюрократического и социально-политического — в едином процессе реформирования и совершенствования системы публичной власти актуализирует проблему поддержания режима стабильности, непрерывности и преемственности в ее деятельности и последовательного и целенаправленного освоения нетрадиционных подходов и решений в практике государственно-правового развития и функционирования.
Содержание данного исторического этапа заключено в его переходности, когда старые институты сохраняют свое влияние на выработку и принятие решений, а новые институты еще не обладают необходимыми качествами адекватного воздействия и регулирования политики будущего развития. Это означает одновременное присутствие в системе и процессах власти носителей прямо противоположных общественных тенденций — модернизации и реставрации — и представляющих их технологий социального управления — авторитарной (олигархической) и демократической (гражданской), что обнаруживает себя в перманентных институциональных кризисах и конфликтах. Их разрешение и преодоление возможно на пути нахождения приемлемого компромисса между ведущими социально-политическими силами и группами, что предполагает, в свою очередь, наличие механизма согласования интересов и позиций по конкретному спектру общих проблем, структурных вызовов и yгpoз.
Действительная возможность блокирования негативных тенденций в социально-экономической и социально — политической сферах переходных политических обществ заложена в идеологии и практике выборной и представительной демократии. Для подобного предположения есть известные основания как объективного, так и субъективного свойства. Характерная черта российского исторического опыта взаимоотношений между обществом и государством состоит в их взаимном недоверии друг другу. Этим двум антагонистам отечественной политической сцены так и не удалось найти нормальный, публично-правовой язык урегулирования требований и претензий. Фактически и юридически обоим субъектам исторического процесса было свойственно желание превратить другую сторону прежде всего в объект решения собственных проблем, что и привело к полному истощению и деградации составляющих их институтов, норм и ценностей.
Разумеется, отношения между обществом и государством, властью и гражданином в условиях демократической формы их организации не являются безупречными. Политический гражданский контроль за деятельностью государственных институтов обладает собственным набором конфликтогенных качеств. Демократия порождает свои тупиковые линии поляризации общественных групп и интересов. Реальные ловушки и дилеммы демократии также несут в себе негативные тенденции развития, провоцируют кризисы и даже электоральные Такие ее превращенные или иррациональные формы, как люмпен-демократия или маргинальная демократия, нагружены таким же разрушительным потенциалом развития, как и тоталитарное или бюрократическое государство.
В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего, юристами, историками, политологами и практическими политиками. И хотя каждый находит здесь свой предмет теоретических или прикладных интересов, проблема власти, как и проблема собственности, продолжает оставаться неисчерпаемым источником разнообразных переживаний и действий, оценок и теорий. У каждой профессиональной группы не только своя роль и но свой смысл в соприкосновении с властью, ее агентами, объектами и итогами деятельности.
И сегодня, как и вчера, политики не только выстраивают конкретные схемы общественного но и реализуют абстрактные тактики изменения существующих институтов государственной власти и управления; юристы не ограничиваются вопросами формулирования норм позитивного нрава и законодательства, регламентирующего власть в ее необходимых проявлениях, но и активно включаются в обоснование политической практики превращения желаемого образа государства и права в реальность. И лишь историки довольствуются тем, что есть, — руинами политического и юридического быта, которые после восстановления их первоначального облика подтверждают одну элементарную истину. Современные государственно-правовые институты не абсолютные категории, а относительные и преходящие воплощения повседневных интересов конкретных социальных групп, сменяющих друг друга в историческом времени и
Конечно, потребность использования на отдельных фазах общественно-исторической эволюции выборных технологий в процессах и системах власти и управления обнаруживала себя с различной степенью полноты и эффективности. Она то исчезала из общественно-государственной жизни и исторической памяти, то восстанавливалась в новых социально-экономических условиях и социокультурных контекстах.
Для отечественной социально-политической практики интерес к такому институту народовластия, как демократические, конкурентные и периодические выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, закономерен, исторически обусловлен и нравственно мотивирован. долго пребывала в состоянии политического отчуждения населения от власти и своих собственных гражданских потребностей и интересов, чтобы отказаться от освоения накопленного в этой области общественных изменений опыта правового общения общества и государства, гражданина и власти.
Социальная ценность выборов в том и состоит, что они по своему внутреннему смыслу являются одним из существенных моментов нравственного и политического самоутверждения граждан и осознания себя в качестве таковых. Это одновременно и способ политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающий его автономию, и юридически признанная за гражданами и их политическими объединениями возможность быть субъектами государственной власти и управления.
Разумеется, формально-юридическая возможность быть субъектом избирательного политического права не означает наличие действительной способности им быть. Но для этого и существуют выборы как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, публичного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и их объединений в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и контролируемой гражданами.
Современное понятие выборной демократии и законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом.
Переходное состояние политической системы определяет не только содержание и эволюцию действующего конституционного права и законодательства в целом, но и современный политико-правовой словарь, применяемый для описания и объяснения будущей демократической модели государственной власти, основанной на юридически гарантированном участии граждан в политическом процессе ее организации и осуществления.
Правовой документ, который, наряду с Конституцией Российской Федерации, формально устанавливает свободное и независимое положение граждан и их политических объединений в избирательных публично-правовых отношениях, — Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Он ввел в оборот комплекс понятий и определений в совокупности дающих достаточно полное представление и содержании политического права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Избирательное право, как и любое право, существует в двух измерениях — формально-юридическом и политико-правовом.
В формальном смысле национальное избирательное право представляет собой кодификацию юридически признанных условий и гарантий становления и развития политической свободы граждан и публично-правовой сфере общественных отношений, то есть отношений между населением, проживающим на определенной территории, и властью, в чьей юрисдикции оно находится. Юридическое значение его заключается в том, что оно вносит определенность в их взаимные отношения и ставит границы вмешательства государства в жизнь политического общества и, наоборот, защищает само государство от несанкционированных действий граждан в процессе формирования и осуществления власти.
В политико-правовом смысле национальное избирательное право представляет собой каталог прав и обязанностей, которыми наделяются индивидуальные и коллективные участники избирательного процесса на отдельных стадиях его организации и проведения. субъективного избирательного права в зависимости от его содержания различают два правовых режима — режим активного и режим пассивного избирательного права. Объединяющим оба юридических режима началом является принцип формального равенства, вокруг которого собственно реальная картина и драматургия избирательного процесса, связанная, с одной стороны, с формальными гарантиями свободы волеизъявления, а с другой, возможностью неполноценного использования его участниками своих политических прав или злоупотребления ими.
Совершенно очевидно, что выборы — политический институт и процесс — и избирательное право — его юридическая система, взаимозависимые, но не рядоположенные понятия и явления. Первое относится к фактической стороне организации власти, точнее, осуществления принципов политической свободы в области организации и функционирования власти. Второе связано с ее конституционно-правовыми определениями, включающими в себя четыре основные юридические характеристики: субъект и объект политического избирательного права, содержание политических избирательных отношений, представленных в виде правоотношений. В их системе и организуется все разнообразие существующих в этой области норм и институтов, избирательных действий и процедур, но уже как юридических категорий и событий, выраженных в форме взаимокорреспондирующих прав и обязанностей, полномочий и ответственности участников избирательного процесса.
Под избирательным процессом здесь понимается регламентированная нормами избирательного законодательства деятельность по передаче и приобретению власти путем организации и проведения выборов. Эта деятельность включает в себя ряд стадий, на каждой из которых участниками избирательного процесса осуществляется набор избирательных действий, призванных в конечном итоге обеспечить полную и последовательную реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
В свою очередь, избирательное право представляет собой отрасль публичного права, самым непосредственным образом связанную с политической деятельностью. Разумеется, избирательное право предметно регулирует только определенный аспект этой деятельности, затрагивающий вопросы участия граждан в приобретении и передаче государственной власти. В полном объеме своего содержания вопросы ее организации и осуществления регулируются нормами конституционного и административного права.
Политические выборы и регулирующее их избирательное законодательство принадлежат к основным институтам и процессам, формирующим легитимную в социальном и правовом отношениях власть. Именно поэтому в избирательном праве, как ни и какой другой отрасли политического права, существенный момент его содержания и применения составляет доверие граждан. Гражданское доверие, являясь неотъемлемым элементом демократической политической и правовой культуры, определяет смысл современного избирательного права и процесса. Новое в избирательном праве состоит не столько в содержании материальных и процессуальных норм и институтов, пассивного и активного избирательного права, а сколько в освоении демократических политико-правовых ценностей и ориентации, ожиданий и предпочтений, то есть в становлении нового источника избирательного права и законодательства — гражданского демократического правосознания.
Понадобилась целая эпоха кризисного развития российской государственности, чтобы по-новому взглянуть на исходные политико-правовые определения и институты, характеризующие в целом различные аспекты организации и функционирования публичной политической власти. Это прежде всего касается двух базовых для демократической государственности доктрин — теории разделения властей и политической ответственности государственной администрации перед гражданским обществом, конституируемым на период избирательной кампании в электоральный корпус — особый субъект политических и государственно-правовых отношений. Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является неполной. В ее классических определениях должно быть найдено место для избирательной власти, через которую только и опредмечивает себя суверенитет гражданского общества. Избирательная власть выражает фундаментальное разделение между обществом и государством функций политического господства и управления, а избирательное право фиксирует политико-правовые границы и гарантии их взаимодействия и взаимозависимости.
Избирательное право является базовой юридической внутри и в рамках которой через избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляется становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конституирование в качестве публично-правовой формы организации народовластия. Именно избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии — рассеянный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) — только по итогам периодически проводимых выборов. Основное назначение избирательных технологий в любой их модификации — собрать отдельные частички народного суверенитета, носителями которого является каждый гражданин в отдельности, и в концентрированном виде делегировать его законно избранным представителям, уже как политической публично-правовой корпорации.
Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с использованием важнейших политических ресурсов — времени пребывания у власти и методов ее перемещения в неоднородном социальном Его природа двойственна. С одной стороны, оно должно обеспечить нормальное развитие и демократическое воспроизводство выборных законодательных и исполнительных институтов государственной власти. С другой стороны, оно должно защищать само государство как от притязаний на монопольное использование государственных институтов любыми политически активными социальными (этноконфессиональными, бюрократическими) группами, так и периодическую смену и ротацию власти по итогам демократических конституционных выборов.
Исключительно важная роль в политической трансформации системы властеотношений и регулировании демократического перехода к современным формам государственности принадлежит избирательным технологиям — правилам и процедурам становления системы ответственной власти, в самой себе заключающей в качестве безусловного политико-правового императива ее периодическую ротацию и смену.
Ведущими элементами политико-правового механизма становления политической демократии являются институты (правила и процедуры), обеспечивающие организацию и проведение референдумов и выборов в представительные и исполнительные органы государственной власти. Выборная демократия — первичное звено в комплексном и многоаспектном про-ut’cce реформирования однопартийной системы власти, в котором закладываются исходные социальные, политические и правовые условия перехода от этатистской (административной) модели к действительно открытой, конкурентной, самоуправленческой, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан модели властеотношений.
Конституция Российской Федерации, определяя в качестве принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации — народ, по существу, ввела в юридический обиход новые для качественной политико-правовой теории и практики категории избирательный корпус и избирательная власть.
Именно здесь и лежит реальный источник более или менее безболезненного и согласованного перехода к системе политической демократии. Именно через избирательный процесс, организованный в институты избирательной власти, могут быть сбалансированы и приведены к социальному знаменателю возможные и желаемые политико-правовые преобразования наличной системы государственной власти и управления и, самое главное, последовательно и постепенно решена важнейшая проблема современного государства — проблема правовой рационализации взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей и их политической ответственности перед гражданами. Фундаментальный смысл российского конституционного процесса, несмотря на весь его драматизм и издержки, в том и состоит, что вопреки всему впервые в практике государственно-правового развития страны, параллельно собственно бюрократическим основаниями и источниками ее жизнедеятельности и преобразований, активно формируется (юридизируегся и институционализируется) новый гражданский источник и основание ее жизнедеятельности и преобразований.
Избирательный корпус и его юридическая избирательное право (каталог электоральных прав и обязанностей граждан), законодательство (совокупность юридических источников данного права) — выступают активным инструментом социально-политических и социально-экономических перемен, а борьба за избирательное право, ту или иную модель электоральной системы — ведущим мотивом политической и государственной деятельности. Суть наблюдаемых и переживаемых событий в разворачивании на наших глазах и с нашим участием (хотим мы или не хотим, осознаем или не осознаем) процесса отделения общества от государства и превращение его в полноценного и полноправного субъекта политических отношений, реального участника политического процесса, действительного носителя функции развития и преобразования политической системы, а в конечном итоге — выбора форм организации государственной власти и способов ее функционирования.
Отныне любой политический режим, если он хочет сохранить себя на долгосрочную перспективу, не сможет не считаться с конституционно-демократическими (электоральными) условиями и основаниями своей жизнедеятельности, какими бы хрупкими они ни казались на первый взгляд. И даже если фактическая конституция власти и ее юридическая конституция не найдут общего языка, взаимная корреляция реальных политических отношений и конституционно-правовых форм их организации через электоральный процесс и электоральные предпочтения граждан становятся существенным аспектом понимания действительного содержания, динамики и логики развития российской государственности. Значение граждан-избирателей в разрешении этой дилеммы сегодня уже очевидно.
Какое содержание вкладывается в понятие «избирательный корпус», какое место занимает данный общественно-политический институт в процессе организации и поддержания системы властеотношений, какие функции выполняет в механизме политической демократии вообще и в процессе обновления и перехода к новому конституционному правопорядку в частности, какое положение занимает в системе разделения государственной власти, какие органы и институции призваны фактически и юридически осуществлять избирательную власть граждан, каковы их полномочия, порядок формирования и деятельности и, наконец, самое главное, политико-правовая природа и сущность электоральных прав и обязанностей граждан, субъективного активного и пассивного избирательного права — все это в совокупности составляет новое проблемное поле науки конституционного и административного права и, шире, публичного права.
Актуальность исследования данного политико-правового феномена мотивируется соображениями не только и не столько сколько сугубо прикладного характера. Активизация законопроектной работы в области избирательного права, конкуренция альтернативных законопроектов, политические дискуссии по широкому комплексу вопросов избирательной политики и права, в том числе вокруг проблемы рационального выбора избирательной системы, отвечающей особенностям переходного этапа в развитии российской государственности, — это одна, и не самая важная, сторона ситуации, складывающейся вокруг будущих выборов в представительные и исполнительные органы государственной власти. Важно юридически и институционально определить место избирательных технологий в механизме формирования и функционирования переходной к системе политической демократии это делает необходимым выяснение политико-правовой природы избирательной демократии и выборной власти и составляющих ее административно-правовых институтов, которые отвечают ее внутреннему смыслу — обеспечить полную и безусловную реализацию права граждан избирать и быть избранным.
Конкретные политико-правовые источники данного объективного политического права и формы реализации субъективного (активного и пассивного) электорального права могут быть самыми разнообразными. Однако очевидно, что при всех своих особенностях избирательная власть может быть только правовой и властью — властью, основанной на конституционных полномочиях, реализуемых через демократические правила и процедуры. Представляется, что теоретическое осмысление проблематики избирательно власти и ее практических потребностей на современном этапе может быть раскрыто через определение реального, а не декларируемого политического механизма организации и функционирования государственной власти, его положительных и отрицательных черт, а также через выявление состава и структуры, функций и полномочий органов избирательной власти, оптимальных для данной ситуации и программных целей развития на такой основе предложение рациональных процедур осуществления избирательной власти, а также правил и регламентов взаимодействия органов избирательной власти на федеральном, региональном и местном уровнях ее организации будет адекватно тенденциям и конкретным условиям перехода к системе выборной, представительной и конкурентной демократии.
Хотя полномасштабное исследование электорально-правовой культуры россиян — это вопрос будущего, но уже сегодня есть все основания утверждать, что для значительной части из них участие в выборах стало рассматриваться как способ отбора политических лидеров, публичной оценки деятельности политических партий, инструментом коррекции официального правительственного курса. Граждане начинают воспринимать участие в выборах как безусловную форму реализации своих политических и гражданских прав.
В политико-правовом смысле выборы становятся процессом кодификации электоральных прав граждан и электоральных обязанностей государства, фиксирующих границы их взаимоотношений в ситуации движения к обществу, управляемому на основе публичного согласия граждан.
Новая политическая идеология, отвечающая долговременным интересам развития российской государственности, заключается в идее выборной гражданской демократии. Это действительная, а не мнимая альтернатива идеологии и практике корпоративного, бюрократического или этнократического господства и контроля. Системная суть наблюдаемых и переживаемых российским переходным обществом событий именно и состоит в разворачивании весьма запоздавшего для нашего времени процесса выделения политического общества из административного государства и превращения его в действительного субъекта политико-экономических трансформаций, полноправного носителя функции развития и изменений. Фундаментальная роль в решении этой действительно исторической задачи принадлежит современному демократическому избирательному праву.
Заключение
Работая над темой реферата, я пришла к следующим выводам:
1).
Выборы и избирательное право напрямую связаны с функционированием государства.
2).
Избирательное право в период Временного правительства представляло собой высшее достижение государственно-правовой практики всей монархической России.
3).
Современное избирательное право России – это абсолютно новый этап в истории этого права. Россия государство и эта область права, очевидно, продвинулась самыми прогрессивными темпами.
Избирательное право и избирательный процесс самым непосредственным образом связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
Новое в избирательном праве и избирательном процессе заключено в освоенных ими демократических политико-правовых ценностях и становлении нового источника избирательного права и законодательства — гражданской политической культуры. Это и культура поведения граждан в избирательном процессе, и культура законотворческой и правоприменительной деятельности. Поэтому проблематика взаимодействия культуры, демократии и права приобретает сегодня особый смысл для понимания перспектив развития российской государственности и фундаментальной роли такой сферы публично-правовых отношений, которая связана с ротацией и передачей власти по итогам выборов. Речь идет о формировании новой нормативной модели организации и проведения выборов, включая тип избирательной системы, которая обеспечивает и гарантирует легитимный процесс свободного, равноправного и основанного на Конституции и законах волеизъявления граждан. Мы снова стоим перед дилеммой: либо через избирательное право, демократические правила и процедуры выйти из замкнутого неполитических форм организации власти, либо рассеяться в корпоративной модели ее организации. В первом варианте появляется реальный шанс жить в нормальном государстве с нормальными институтами, которые зависят от граждан и ответственны перед ними. Во втором варианте открывается возможность сочетаться политическим браком с таким государством, в котором отдельные социально-корпоративные группы навязывают остальному населению свои собственные решения и ценности.
Положительное разрешение этой дилеммы заключено в идеологии и практике свободных демократических конституционных выборов. Именно поэтому вокруг избирательного права и регулирующего его законодательства, избирательной системы в целом не утихают дискуссии, возникают институциональные конфликты и разворачивается весь спектр общественно-политических сил, заинтересованных в том или ином варианте ее юридического определения.
И хотя публичные выборы — первичная форма народовластия, а сама по себе возможность периодически, в установленные законом сроки, голосовать за право тех или иных лиц, принимать государственные решения составляет лишь один из моментов в становлении и организации демократической системы власти, именно в них заключены действительное содержание и смысл демократии как гражданской формы организации политической свободы — исходного условия и основания формирования гражданского общества и правового государства.
Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istoriya-razvitiya-izbiratelnogo-prava-v-rossii/
-
Государственная дума в России. Сборник документов и материалов. М., 2001 г.
-
Законодательные акты переходного времени: 1904 – 1906. СПб., 1997 г.
-
Милюков Н.П. Воспоминания. Т.1. М., 1999 г.
-
Политическая история России. Хрестоматия. М.. 1996.
-
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Отд. 1. Т. 39.
-
Российское законодательство Х-ХХ веков в 9-ти томах. Том 9: Законодательство эпохи буржуазных революций. М., 1994.
-
гибнет сегодня. Воспоминания о Февральской революции 1917г. М., 2001 г.
-
Учредительное собрание. Россия, 2001 г.
-
Стенограмма и другие документы. М., 1991.
-
Учреждение Государственной Думы. М., 1995 г.
-
Демин В. А. Государственная Дума России: механизм функционирования. М.. 1996.
-
Ёрошкин Н. П. История государственных учреждений в дореволюционной России. М., 1983.
-
Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика М., 1906.
-
Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.
-
Леонтович В. В. История либерализма в России (1762-1914).
М., 1995.
-
Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т. 2: Д — К. М., 1996.
-
Скрипилев Е.А. Всероссийское Учредительное собрание. Историко-правовое исследование. М., 1982.