Особенности конституционно-правовых отношений

Актуальность. Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. Изучением такого вида правоотношений, как конституционные правоотношения занимались и занимаются многие ученые-юристы, в частности Варламова, Виноградов, Козлова, Баглай, Кутафин и другие. Ученые-правоведы высказывают различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей, конституционных правоотношений. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к её пониманию.

В отечественной правовой литературе поставлено множество проблем, связанных с конституционно-правовыми отношениями. Наиболее актуальными на данный момент являются вопросы о понятии, видах и особенностях конституционных правоотношений, чему, в частности, посвящена данная курсовая работа.

Объектом данной курсовой работы является конституционно-правовое отношение в целом, его виды, структура и особенности.

Задачей работы является раскрытие содержания понятия конституционно-правовых отношений, установить субъекты конституционно-правовых отношений. Поэтому первостепенное внимание уделено понятию конституционного правоотношения. Освещение других теоретических вопросов, связанных с исследуемой проблемой, приводится попутно и лишь в том объеме, который необходим для нахождения ответа на основной вопрос работы: «Что есть конституционно-правовое отношение?».

И. Е. Фарбер

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т. д.

3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.

Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

4 стр., 1820 слов

Способы защиты прав и свобод человека Предмет: Конституционное право

... во БЕК, 1996. Бойцова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина. М., 1996. С. 353. Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан, Москва, 1972. ... Диплом 80 стр. Судебная защита прав и свобод личности Правоведение Курсовая работа 28 стр. Экономические преступления Право и экономика Диплом 54 стр. Курсовая работа Все образцы работ, которые созданы сотрудниками "Студенточки" ...

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа. Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк.

Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Цель работы заключается в раскрытии сущности вопроса связанного с конституционно-правовыми отношениями, а так же субъектом и объектом конституционно-правовых отношений.

конституционный право юридический

Глава 1. Понятие конституционно-правового отношения в конституционном праве Российской Федерации

1.1 Понятие и особенности конституционно-правовых отношений Уже отмечалось, что назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

  • Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
  • Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
  • Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
  • Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
  • Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.

д.

  • Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
  • Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.
    6 стр., 2756 слов

    Конституционное право России как отрасль права

    ... за рамки налоговых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения.1.4. Структура конституционного права как отрасли праваВнутри конституционного права с учетом ...

    М.

В. Баглая

Своеобразие конституционных правоотношений, прежде всего, в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

М. В. Конституционное

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий — юридических актов и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума.

1.2 Виды конституционно-правовых отношений Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений. Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм — правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм — правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т. д. ).

Их реализация не порождает конкретных правоотношений — возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм — правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

8 стр., 3712 слов

Конституционно-правовые отношения

... Конституцией правомерными. 2. Виды конституционно-правовых отношений, их структура. Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы. конкретные конкретные конституционно-правовые отношения правоотношений общего характера В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в ...

Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.

В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Козлова Е. И.

Глава 2. Структура конституционно-правовых отношений

2.1 Субъекты конституционно-правовых отношений Субъекты конституционно-правовых отношений — те лица, объединения, органы, территориальные образования, за которыми признается возможность быть участником правоотношений, носителем субъективных прав и юридических обязанностей, причем такая их возможность закрепляется нормами права.

М. В. Конституционное

Все субъекты конституционно-правовых отношений условно можно подразделить на следующие группы:

1) социальные общности: многонациональный народ, население, нация, народы, проживающие на соответствующе территории, этнические общности, национальные меньшинства;

2) Российская Федерация как государство;

3) органы государственной власти.

Президент РФ

На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных правоотношений выступают высшие должностные лица (главы исполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, — избирательные комиссии субъектов РФ, уполномоченные по правам человека, счетные (контрольно-счетные) палаты и др.;

4) органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.

5) должностные лица, структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (например, депутаты представительных органов, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии);

9 стр., 4467 слов

Адмнистративно-правовые нормы в современном российском праве

... отличии от многих других отраслей российского права. Этими средствами защиты являются административная и дисциплинарная ответственность. 6. Административно-правовые нормы могут выступать в роли регулятора общественных отношений. 7. Административно-правовые нормы устанавливаются довольно часто непосредственно ...

6) участники избирательных правоотношений (субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления; сами кандидаты; их доверенные лица; избирательные объединения; избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса; сотрудники аппаратов избирательных комиссий; наблюдатели; избиратели, участвующие в этом своем качестве в мероприятиях избирательных кампаний и в голосовании;

7) граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, российские соотечественники за рубежом;

8) Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов РФ;

9) общественные объединения, в том числе политические партии, религиозные группы и религиозные организации.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства — Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных, субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

М. Б. Конституционное

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

2.2 Объекты конституционно-правовых отношений Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п. ; социально-экономические блага — собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага — жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

1) Государственная территория и её границы.

В. О. Особенности

2) Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

Конституции РФ

  • каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);
  • достоинство личности охраняется государством (ч.

1 ст. 21) и др.

3) Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).

В. К. Бабаева

4) Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т. д. )

10 стр., 4969 слов

Конституционное (государственное) право России : Гражданство ...

... права республик в вопросах гражданства. Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 01.01.01 года. В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного ... освобождается от ответственности. Российская Федерация, как это предусматривается в Международных договорах о правовой помощи, обязана ...

в Конституции РФ

5) Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей.

6) Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.

Конституционный Суд РФ являясь непосредственным субъектом конституционно-правовых отношений, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ 1994. № 13. ст. 1447. (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ, от 02.06.2009 N 2-ФКЗ)

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, нормативно-правовые акты являются непосредственным объектом рассмотрения Конституционного Суда РФ .

2.3 Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений

2.3.1 Юридический факт Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.

Юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.

4 стр., 1664 слов

Религиозное право: влияние индуизма на правовую систему государства

... технике индийское право, бесспорно, родственно семье общего права. В этом отношении характерен пример индийского Уголовного кодекса. Макалей, автор этого кодекса, считал английское уголовное право своего времени ... обращения в Верховный суд в случае нарушения конституционных прав и свобод. На протяжении ХХ в. правовая система Индии развивалась, опираясь одновременно на ценности традиционного ...

Авдеенко М. П.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают — инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т. д.

Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.

В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:

  • принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков;
  • составление списков избирателей;
  • включение в списки данного гражданина;
  • наступление срока, установленного для начала голосования.

Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.

Наибольшее значение для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений имеют юридические действия как волевое поведение субъектов конституционного права. Законодатель, определяя эти действия и связывая с ними юридические последствия, стремится побуждать к правомерному поведению (действию или бездействию) и предупреждать, сводить к минимуму неправомерные действия. Тем самым обеспечивается регулирующая и профилактическая роль права.

Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

С. С. Алексеев, Енгибарян Р. В., С. С. Алексеев, Конституции РФ

События занимают не столь значительное место в системе конституционно-правовых юридических фактов. Среди явлений реальной жизни, с которыми нормы конституционного права связывают возникновение и динамику конституционно-правовых отношений, рождение или смерть физического лица, достижение определенного возраста (ст. 38, 81, 97, 119 и др.), истечение срока полномочий государственного органа (ст. 81, 96, 121 и др.) и т. д. Далеко не все юридические события фиксируются непосредственно в тексте Конституции. Часть событий, имеющих юридическое значение, предусмотрены в Федеральных законах РФ «О гражданстве РФ», Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и др. Так, факт рождения лица от родителей, являющихся гражданами РФ или от лиц без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, согласно Федеральному Закону РФ «О гражданстве РФ», является основанием для признания данного лица гражданином РФ. Такие юридические события, как рождение, достижение определенного возраста имеют значение для реализации предоставленных гражданам прав. Однако, как правило, этих событий недостаточно для возникновения конституционно-правовых (а на их основе — и других) правоотношений по реализации установленных Конституцией прав и свобод. Нужны еще действия заинтересованных лиц (обращение с заявлением), государственных или общественных органов, должностных лиц (приказ о зачислении в штат, решение о назначении пенсии, решение общего собрания общественной организации и т. д. ).

2 стр., 941 слов

Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов

... завода, а значит их деятельность была неправомерно приостановлена. Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов. Состояние атмосферного воздуха непосредственно отражается на состоянии здоровья ... экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Это требование адресовано как юридическим и физическим лицам, в процессе деятельности которых образуются отходы ...

Так, для возникновения правоотношений по реализации гражданами РФ пассивного избирательного права, помимо достижения установленного Конституцией возраста, необходимо выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, согласие выдвинутого лица баллотироваться, регистрация лица окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

Хотя юридические события не зависят от воли людей, нельзя отрицать их государственно-волевого характера, ибо истечение времени оказывает определенное воздействие па поведение людей, а мера этого воздействия установлена в нормах права, выражающих волю народа. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) — М.: КОНТРАКТ; ИНФРА — М, 2003.

В юридической литературе дискутируется вопрос о том, является ли состояние юридическим фактом. Ряд ученых наряду с событиями и действиями предлагают выделить состояние — состояние в гражданстве, в браке, членство в организации и т. д. Это мнение не разделяется теми, кто полагает, что юридическим фактом является не состояние само по себе, а его возникновение или прекращение. Не подвергается сомнению правильность данного утверждения, полагаем, что состояние, возникнув, действует как длительный фактор, обеспечивающий стабильность правоотношения на все время, пока существует это состояние. Поэтому, видимо, прав С. С. Алексеев , рассматривающий состояние как звено в особой классификации юридических фактов, исходя из характера их действия, а не наряду с событиями или действиями как третий вид. Причем одного состояния чаще всего недостаточно для динамики правоотношения, поскольку состояние — составная часть сложного юридического состава. Алексеев С. С. Теория государства и права: Учебник — Изд.: Норма, 2005 — с.145-с. 158.

Заключение

В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

7 стр., 3290 слов

Контрольная работа: Норма права: понятие, признаки, виды. Структура ...

... правовых актов. Она складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих, или обычных, законах и в подзаконных актах. Наконец, в числе специфических особенностей норм права, ... или неправильности, точнее, правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определителя соответствия воле ...

Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

  • Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
  • Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей. Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей.

Таким образом, в этой работе я постаралась раскрыть наиболее интересную для меня тему в Конституционном праве России. В будущем постараюсь не останавливаться на достигнутом и продолжать глубокое изучение конституционно-правовых отношений. Наиболее интересным представляется сравнение данного вида отношений с отношениями других отраслей права (уголовного, гражданского, финансового и т. д. ).

библиографический список Нормативно-правовые акты

Конституция РФ

от 11.11.2003

от 08.02.2001

от 30.12.2006

Президента РФ, Собрания РФ, Собрания РФ

Книги

1) Баглай М.

А. Н. Кокотов, Козлова Е. И., В. О. Особенности, В. К. Бабаева, Козлова Е. И., М. В. Конституционное

Рябко А. И.

Авдеенко М. П.

10) Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) — М.: КОНТРАКТ; ИНФРА — М, 2003.

А. Б. Теория, Енгибарян Р. В., С. С. Теория