Вопросы борьбы с преступностью всегда находились в центре повышенного внимания со стороны, как государственных органов, так и ученых-юристов. Эффективность и результативность борьбы с преступностью во многом зависит от построения системы органов предварительного следствия, от степени подчиненности следственных подразделений центральному аппарату и в то же время от уровня их организационной самостоятельности, полномочий следователя.
За последние годы в Республике Беларусь проведен ряд реформ в области следствия.
Следствие осталось в системе органов государственной безопасности Республики Беларусь. Кроме того, прокуроры имеют право самостоятельно возбуждать и расследовать уголовные дела, пользуясь при этом полномочиями следователя. Перспективы сохранения следствия в этих государственных органах в настоящее время не ясны. «Национальный исторический и мировой опыт показывают, — пишет российский исследователь А.О.Бозоян, — что полицентризм следственного аппарата, наделение функцией предварительного следствия различных государственных структур являются наиболее эффективной современной формой организации следственного дела, предполагающей адекватное распределение между ними подследственности». Другой точки зрения придерживаются белорусские ученые и практики в области уголовного процесса. «По нашему мнению, — пишет И.Бранчель еще в 2008 году, — целесообразным представляется создание отдельного ведомства, на которое следует возложить обязанности по производству предварительного расследования уголовных дел с осуществлением контроля за предварительным.
Исходя из актуальности темы курсовой работы и степени ее разработанности, с учетом имеющихся потребностей в работе была поставлена следующая цель: исследование вопросов, касающихся деятельности предварительного расследования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.исследовать понятие, задачи и значение предварительного расследования;
2. определить формы предварительного расследования;
3. охарактеризовать общие условия предварительного расследования.
Поставленная цель и задачи исследования разрешаются на основе использования комплекса общенаучных, частных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений, а также применения в процессе исследования были использованы частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический, метод логического анализа, метода правового моделирования, аналитической обработки нормативного материала, его комментариев и иных методов научного исследования.
Органы предварительного расследования
... задачи: 1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения органов предварительного расследования; 2. Охарактеризовать особенности органов предварительного расследования. Объект исследования – органы предварительного расследования в Российской Федерации. Предмет исследования – совокупность общественных отношений, возникающих вследствие осуществления действий органами предварительного следствия ...
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Предварительное расследование — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела. В этой стадии органы предварительного расследования принимают меры к установлению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, выясняют все обстоятельства его совершения; виновность обвиняемого в совершении преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и т.д. (ст. 89 УПК).
В ходе предварительного расследования не только создаются необходимые условия для правильного рассмотрения дела в суде, но решаются и частные задачи, а именно: раскрытие преступления; выявление обстоятельств, способствовавших его совершению; всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела с целью изобличения виновных, создания необходимых предпосылок для подготовки, назначения и проведения судебного разбирательства.
Стадия предварительного расследования является обязательной для большинства уголовных дел. Исключение составляют лишь дела частного обвинения и ускоренного производства. Однако в предусмотренных законом случаях предварительное расследование может быть произведено и по этим делам.
Именно на этой стадии происходит уголовное преследование виновных и отказ от уголовного преследования невиновных, привлечение лица в качестве обвиняемого и определяются пределы последующего судебного разбирательства.
Стадия предварительного расследования заканчивается направлением уголовного дела прокурором в суд либо прекращением предварительного расследования.
Таким образом, предварительное расследование представляет собой одну из стадий уголовного процесса, содержание которой заключается в деятельности органов предварительного расследования и прокурора по уголовному преследованию виновных и отказу от уголовного преследования невиновных, обеспечению обоснованного привлечения лица в качестве обвиняемого и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.
ГЛАВА 2
ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
УПК предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
К общим чертам этих форм предварительного расследования относятся:
- единые задачи — ст. 7 УПК;
- равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 27 УПК);
- соблюдение единой процессуальной формы при производстве по уголовным делам;
- равное доказательственное значение установленных по делу фактов;
- как следователь, так и лицо, производящее дознание, наделены необходимыми процессуальными полномочиями, которые носят властный характер (ст.
36, 39 УПК);
Задачи и полномочия органов дознания
... роль органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации 1.1 . Понятие и сущность дознания в уголовном процессе Российской Федерации Предварительное расследование в форме дознания, согласно ... преступлении (за исключением необходимости установления по уголовному делу дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств; необходимости проверки выводов специалиста, ...
- как следователь, так и лицо, производящее дознание, наделены в основном процессуальной самостоятельностью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное, своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;
- правила, закрепленные в гл.
22 УПК, распространяются как на предварительное следствие, так и на дознание.
Вместе с тем между предварительным следствием и дознанием имеются отличия:
- по органам (предварительное следствие производят следователи СК, КГБ, а дознание – органы дознания, перечисленные в ст. 37 УПК);
- по объему расследования (органы дознания осуществляют производство только неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам, дальнейшее расследование по которым вплоть до окончания проводит следователь);
- по срокам (ст. 186, 190 УПК); [5, с.288]
— по степени процессуальной самостоятельности (постановления лица, производящего дознание, о производстве процессуальных действий, перечисленных в ч.5 ст. 38 УПК, подлежат утверждению начальником органа дознания. Кроме того, лицо, производящее дознание, не обладает правом, предусмотренным ч. 4 ст.36 УПК, которое предоставляется следователю. Следователь может приостановить исполнение ряда указаний надзирающего прокурора и начальника следственного подразделения в случае их обжалования соответственно вышестоящему прокурору и вышестоящему начальнику следственного подразделения).
При наличии признаков преступления орган дознания передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки по подследственности, определенной ст. 182 УПК, или возбуждает уголовное дело. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По возбужденному уголовному делу лицо, производящее дознание, проводит неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.
Следует иметь в виду, что указанный перечень неотложных следственных и других процессуальных действий является исчерпывающим.
Рассматриваемая деятельность органа дознания должна быть осуществлена в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, после чего уголовное дело подлежит передаче следователю. По переданному делу орган дознания может производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, а также обязан производить оперативно-розыскные мероприятия, если не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, до его установления.
ГЛАВА 3
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Общие условия предварительного расследования — это установленные уголовно-процессуальным законом и основанные на принципах уголовного процесса правила, которые выражают специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней.
Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений
... заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую конкретизацию с учетом местных условий. Взаимодействие также можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность следователя с органами дознания, базирующуюся ...
Условно можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования, связанные: 1) с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением; 2) обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования; 3) обеспечением прав и законных интересов участников расследования.
Первая группа общих условий включает:
1. Органы, уполномоченные законом осуществлять предварительное следствие и дознание (ст. 180 УПК).
Предварительное расследование по уголовным делам производится следователями Следственного комитета, органов государственной безопасности, а также органами дознания. К органам дознания относятся государственные органы и должностные лица, перечисленные в ст. 37 УПК. Прокурор вправе принять к своему производству возбужденное им уголовное дело.
В условиях проходящей в настоящее время реформы предварительного расследования основное внимание уделяется следствию, что обусловлено образованием нового государственного органа — Следственного комитета Республики Беларусь, первой задачей которого согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О Следственном комитете Республики Беларусь» (далее — Закон о Следственном комитете) является всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством. В то же время в определенной степени в стороне от профессиональных интересов специалистов осталось дознание, производство которого также является формой предварительного расследования (п. 26 ст. 6 УПК).
Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2011 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь» оно подверглось серьезным изменениям, требующим научного осмысления сквозь призму своего развития. «В области общественных наук, где непосредственный эксперимент, как правило, невозможен, история изучаемых явлений представляет важную часть доказательств для теоретических обобщений и выводов, дает наилучший материал для их иллюстрации».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, Таким образом, предварительное расследование, Предварительное расследование -, Предварительное расследование проводится
предварительное расследование определяется
Предварительное расследование преследует
1. Андрейчик, Н.И. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РБ /Н.И. Андрейчик и др. – Минск: Академия МВД , 2014.-1230 с.
2. Басецкий, И.И. Дознание в уголовном процессе / И. И. Басецкий, Л. И. Василевский, С. И. Довгун; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД, Белорусский институт правоведения. — Минск : НО ООО «БИП-С», 2012. — 330 с.
3. Борико, С. В. Уголовный процесс: учебник / С. В. Борико. — Минск: Амалфея, 2012. — 400 с.
4. Всеобщая декларация прав человека, 10 дек. 1948 г. // Права человека: сб. междунар. — правовых док. / сост. В. В. Щербов. — Минск: Белфранс, 1999.
Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь
... определяются законодательными актами Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 утверждено Положение о Департаменте охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в котором определено, что Департамент охраны МВД является структурным подразделением ...
5.Данько, И.В. Уголовный процесс. Общая часть /И.В. Данько.-Минск: Академия МВД, 2012.-478 с.
6. Данько, И.И. Дознание в контексте реформы Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь / Игорь Данько // Юстыцыя Беларусі ― 2013. ― № 6. С. 30―33.
7. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, 29 нояб. 1985 г. // Судовы весник. — 2011. -№ 1. — С. 50.
8. Довгун, С.И. Теория и практика дознания в уголовном процессе: Дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.09: Защищена 29.05.03: Утв. 29.10.03 / Довгун Светлана Ивановна. — Мн., 2013.
9. . Конституция Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. -№ 1. — 1/0; 2004. -№ 188. — 1/6032.
10. Крылов И. Ф., Бастрыкин А. И. Розыск, дознание, следствие. Л.: Изд-во ун-та, 2009.-. 88 с.
11. Кукреш, Л. И. Уголовный процесс. Общая часть: учеб. пособие / Л. И. Кукреш. — Минск: Тесей, 2005. — 352 с.
12. Линовский В. Опыт исторических розысканий о следственном уголовном судопроизводстве в России. Одесса, 2009.-. 123 с.
13. Матвейчев, Ю.А. Правовое регулирование производства предварительного расследования групповым методом: монография / Ю. А. Матвейчев; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Учреждение образования «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь». — Могилев : МГУ, 2012. – 146 с.
14. Матвейчев, Ю. Производство дознания несколькими дознавателями: правовое регулирование, возможности совершенствования / Юрий Матвейчев // Законность и правопорядок ― 2011. ― № 4. ― С. 24―29.
15. Мичурина, О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: монография / О.В.Мичурина. — М.: МосУ МВД России, 2008. — . 98 с.
16. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь, 15 июня 2015 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
17. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 января 2014 г. № 123-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2015
18. Об органах государственной безопасности Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012. № 390-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015
19. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012г., № 426-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015
20. О международной правовой помощи по уголовным делам: Закон Респ. Беларусь, 18 мая 2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь — 2004 -№ 87. — 2/1033; 2015.
21. О Следственном комитете Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь,13 июля 2012 г., №403-З// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015
22. Постников, О.С. Комментарий к главе 29 «Прекращение и возобновление предварительного расследования по уголовному делу» Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (часть I) // Консультант Плюс.
Исследование социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь
... др. Цель курсовой работы заключается во всестороннем исследовании социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить понятие и значение социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь; рассмотреть социальные права граждан Республики Беларусь; охарактеризовать экономические права граждан Республики Беларусь. ...
26. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. // Ведомости Нац. Собр. Респ. Беларусь. — 1999. — № 28 29. — Ст. 433; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 47. -2015г.
27. Шостак, М. А.Уголовный процесс: учебное пособие / М. А. Шостак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 630 с.
28. Швед, А. И Актуальные вопросы возбуждения уголовного дела в Республике Беларусь / А. И. Швед. — Минск: Харвест, 2007. — 432 с.
29. Шейфер, С. А. Следственные действия. Система и процессуальная форма / С. А. Шейфер — М.: Юрлитформ, 2011. — 206 с.
30. Юбко, Ю.М. Производство предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья: лекция / Ю. М. Юбко; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». — Минск: Академия МВД, 2010. – 38 c.