Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов
... завода, а значит их деятельность была неправомерно приостановлена. Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов. Состояние атмосферного воздуха непосредственно отражается на состоянии здоровья ... выявить такие средства и принять решение о запрете. Запрет на использование транспортных и иных передвижных средств, не соответствующих требованиям Закона, затрагивает ...
В свободе, равенстве, справедливости, ответственности в равной мере для каждого человека проявляется глубинный смысл права как общечеловеческой ценности, соответствующей самой природе личности, без которой нет и не может быть цивилизованного общества.
При проведении исследования были использованы следующие методы: системного анализа, формально-юридический, логический, метод диалектического познания.
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА
Как известно, в юридической науке существует несколько концепций правопонимания. В самом широком смысле они сводятся к двум подходам: естественно-правовому и позитивистскому. С позиции первого из названных подходов (jus naturale) право является неким идеалом, которому необходимо следовать. «Естественное право, — пишет В.С. Нерсесянц, — нередко обозначается как право по природе, как неизменное право, как подлинное право, как разумное право, как философское право, как идея права, как право в собственном смысле, как правильное право и т.д.» Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2008. С. 23.
Иными словами, право — это то, что провозглашает и защищает высшие ценности человечества; речь идет о неотчуждаемых от рождения правах: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др. Естественное право имеет специфическую объективную основу, исходит не от власти либо организации, а существует само по себе в виде «лучшего» представления о том, как надо жить. Такому подходу противопоставляется другое понимание права — позитивистское (jus positivum), или легистское. С точки зрения позитивизма (легизма) право представляет собой в самом широком смысле то, что установлено властью (государством).
В.Н. Жуков пишет: «Считается, что позитивное право не обладает собственной природой, поскольку выражает и оформляет волю государства».
Для позитивистского (легистского) типа правопонимания характерны отрицание определенной объективной сущности права, независимой от воли и произвола официальной власти, отождествление права и закона, трактовка права как принудительно-обязательного установления власти. То есть право — это некий приказ, который имеет общеобязательный характер и обеспечивается в случае неисполнения в принудительном порядке. Основное преимущество этого подхода заключается в том, что он исходит из существующей реальности, т.е. той системы нормативно-правовых актов, которая имеет место в данном обществе в данный момент. В отличие от позитивизма (легизма), естественно-правовая норма «борется» со всем искусственным, руководствуясь принципом разумности и справедливости, которые сами по себе не поддаются однозначной трактовке. Тем самым такое понимание права уходит в русло морали, нравственности, религии. Но в этом, собственно, и заключается его преимущество, тогда как с точки зрения позитивного права необходимо признать и тоталитарное право, и любое другое право, явно расходящееся с тем высоким нравственным смыслом, который «по природе» принадлежит любому праву. Более того, по мнению В.С. Нерсесянца, «право в целом нельзя сводить только к одному из его проявлений или определений, в том числе к такой властно-официальной конкретизированной его форме, как закон».
Понятие и признаки права (2)
... работы является право, как социальный феномен. Предмет исследования - признаки и сущность права. Цель курсовой работы - исследование понятия права относительно его признаков ... право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл обнаруживается в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» ...
Следует отметить, что позитивистский (легистский) подход исключает смешение права с другими сферами общественной жизни. Г. Кельзен в своем «Чистом учении о праве» (1934) указывал, что «теория позитивного права требует различать право и мораль вообще и право и справедливость в частности, а не смешивать одно с другим». В самом широком смысле Г. Кельзен ставит себе задачу отделить право от неправа, «очистить» право от всего неправового. «Смысл «чистоты» этого учения, — указывает В.С. Нерсесянц, — согласно Кельзену, состоит в том, что оно занимается одним только правом и «очищает» изучаемый предмет от всего того, что не есть право» Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2008. С. 764. Разумность такого подхода заключается в том, что его последователи понимают и указывают на издержки и риск того, что, размышляя о праве через мораль, религию и т.п., мы как бы теряем правовую почву и уходим за рамки собственно права. Тем не менее такой анализ необходим, поскольку помогает выявить сущностные черты права.
Право является социальным институтом, который имеет свою собственную природу. Специфика права заключается в его признаках. Эти признаки заключаются в следующем:
1) волевой характер права. Это выражается в том, что право является проявлением воли и сознания людей, но не любой воли, а, в первую очередь, государственно-выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
2) общеобязательность. Суть данного признака в том, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3) нормативность права. Нормативность права проявляется в том, что оно, в первую очередь, состоит из норм — общих правил поведения, которые регулируют значительный круг общественных отношений;
4) связь с государством. Общеизвестно, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, дабы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
5) формальная определенность права. Суть принципа — нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
6) системность права. Данный признак проявляется в том, что право представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, в котором каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, в котором юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
Право — это, прежде всего, средство социального регулирования. Исходными моментами для понимания права в указанном качестве являются его особенности как институционального образования. Именно благодаря своей институциональности, право обладает рядом особых свойств: общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию как носителя значительной социальной энергии — социальной ценности.
По административному праву «Административно-правовые нормы»
... и структура норм административного права Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение ...
Правовые идеи, представления о праве образуют гуманитарную сущность права, в значительной степени характеризуют его потенциал как социального регулятора. Роль правовых ценностей в структуре социально-гуманитарного познания огромна. Выступая в качестве эффективного социального регулятора, право активно воздействует на поведение граждан: если право в иерархии ценностных ориентаций человека занимает высокую позицию, то и уровень его правосознания также будет высоким.
Рассматривая право как средство общественного согласия, можно увидеть фундаментальные идеи в праве, т.е. идеи свободы, равенства, справедливости. Указанные идеи уверенно ведут нас к ценности самого права, т.е. характеризуют положительную роль права для отдельной личности и общества в целом.
Все это отражено в основополагающих принципах права. Принцип гуманизма, требующий уважения достоинства любого лица, в том числе и признанного виновным в правонарушении, имеет собственно правовое и морально-нравственное содержание. Принципа гуманизма, например, раскрывается на примере проблемы допустимости смертной казни. Современная международная и российская правовая практика стоят на позиции отмены смертной казни, при этом в качестве обоснования используется принцип гуманизма в его морально-нравственном понимании, когда смертная казнь рассматривается как жестокое наказание, посягающее на высшую ценность — жизнь человека. С точки зрения права смертная казнь является соразмерным наказанием за умышленное убийство. В случае нарушения права (прав и свобод других лиц) правонарушитель должен быть подвергнут неблагоприятным последствиям, соразмерным совершенному им противоправному деянию, только в таком случае ответственность будет справедливой. Право на жизнь образует основополагающее право, без которого невозможно существование других прав; ответной и справедливой реакцией на посягательство на это право является смертная казнь. Как отмечал академик В.С. Нерсесянц, смертная казнь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах — это выражение и подтверждение силы права и правового принципа равноценной ответственности; отказ от смертной казни является уступкой «твердого и уверенного в себе правопорядка в пользу более мягких общественных нравов».
Исходя из изложенного, можно предложить следующее определение права, которое разделяется большинством правоведов, как ученых, так и практиков:
Право — это совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.
1.2 Позитивное право как нормативная конструкция поведения
моральный ценность право общественный
Человеческое поведение относится к феноменам существования социального субъекта, которые требуют координации, регулирования и контроля. Действия, поступки и все другие социально значимые поведенческие проявления людей нуждаются в упорядочении, подчинении определенным правилам, системе норм и требований. Установлено, что влияние на общественные отношения, а значит, и на поведение конкретного лица — это одна из основных функций права. Государство, являясь «автором» позитивного измерения права, разными способами пытается воздействовать на общественные отношения, в том числе путем создания модели правового регулирования (нормы права) и в процессе реализации этой модели. Именно поэтому, норму можно уверенно назвать ядром позитивного права, в контексте выяснения сущности и значения которой актуален анализ соотношения права и закона.
Понятие этики и морали в деловом общении
... этики: Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения. Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в ... этика делового общения.: Учебное пособие для студентов, 2004.- 71 с. не сложно Важно! Все представленные Рефераты для ...
Обладая качествами норм социального регулирования, правовая норма имеет специфические признаки, свидетельствующие о возможности ее влияния на поведение лица:
- содержит описание основных признаков акта поведения (так называемое материальное содержание);
- предусмотренная в норме модель поведения сформулирована не пассивно: правовая норма указывает на отношение государства к данной модели и поэтому приписывает, позволяет или запрещает описанную в ней модель поведения (т.е. определяет юридическое содержание);
— почти каждая из норм закрепляет не одну, а несколько моделей поведения, что регулируется правом. Таким образом, в норме закреплена модель не столько индивидуального акта, а сколько взаимодействия лиц и коллективов. Следует отметить, что процесс действия правовой нормы на поведение лица (нормативное регулирование) рассмотрен в юридической литературе достаточно тщательно. В нем выделяют два основных компонента:
- закрепленная в норме модель желаемой (допустимой) формы поведения осознается и реализуется субъектом без принуждения;
— диспозиция нормы не соблюдается (нарушается), как следствие, возникают охранительные правоотношения по поводу наказания правонарушителя и восстановления нарушенных интересов Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1992. — С. 137..
С учетом этого специфические задачи нормы в механизме действия права заключаются в том, чтобы:
- обозначить круг лиц, на которых она распространяется;
- установить содержание общественных отношений (содержание поведения субъекта), а также объекты правоотношений;
- определить обстоятельства, при которых лицо должно руководствоваться этим правилом поведения;
— раскрыть само правило поведения указанием на права и обязанности участников регулируемых отношений, характер их связи между собой, а также государственно-принудительные меры, применяемые к лицам в случае невыполнения ими юридических обязанностей.
С целью достоверного анализа всех возможностей влияния нормы права на поведение лица необходимо рассмотреть правовую норму с текстологической, физической и психологической точек зрения.
Важно заметить, что право намечает нормативную границу, своеобразную демаркационную линию, которая отделяет цивилизованность от нецивилизованности, надлежащее от недопустимого. Эта нормативная грань содержится в юридических текстах. Следовательно, речь закона — не произвольная и вспомогательная форма правового вещания, не закостенелый текст, а посредник правоотношений, выражения правовой позиции государства, возбудитель правового мышления, регулятор правового поведения и т.д. Утверждение, что закон является текстом, позволяет нам рассматривать его как вербальный координатор, регулятор и контролер общественных отношений в целом и правового поведения социального субъекта в частности. При этом следует подчеркнуть, что язык, которым написан закон, отличается абсолютной функциональностью, ориентированностью исключительно на сферу правоотношений. Язык закона обеспечивает убежденность в его непогрешимости, отсутствии недостатков и пороков, делает невозможной любую полемику относительно высказанных в нем правовых требований, что способствует стабилизации и поведенческой рефлексии правового окружения социальным субъектом.
О ценностях в праве и праве как ценности
... праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в некоторых случаях общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность ... в эксплуататорском обществе классовой морали, от религиозных предрассудков, от отсутствия ясной исторической перспективы[32]. В конечном итоге прогресс в правовых ценностях выражается прежде ...
Норма права является первичной клетка материи позитивного права, механизма его действия, правовой системы в целом. Норма права является некой мозаикой, спектром, диффузией рецептированых государством культурных и моральных норм, которые направлены на поведение человека. Как объект познания, как явление, как макрофактор социального регулирования норма права едина. В действительности же не существует ни природного, ни позитивного аспектов нормы права — дихотомии, предлагаемой противоречием доктрин; есть норма в противоречии ее характеристик, в единстве желаемого и реального. Феномен данной категории обосновывается и тем, что норма права — сердцевина и для закона (позитивное измерение), и для юридически значимых поступков людей (природное измерение); она выступает посредником между деятельностью государства и организацией общественных отношений; является основным средством в структуре механизма правового регулирования и ключевым звеном связи в системе «право — сознание — поведение». Данные суждения дают основания понимать закон в качестве нормативной модели и регулятора поведения лица.
Таким образом, право представляет собой глубинный элемент общественной жизни, вбирающий в себя ценности цивилизации и культуры. Право как часть социальной культуры определяет один из её видов — правовую культуру. Формирование правовой культуры происходит одновременно с развитием других видов культуры — политической, моральной, эстетической.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРАЛИ
2.1 Понятие и сущность морали
В русском языке, как известно, имеются два слова, очень часто употребляемых как синонимы, — мораль и нравственность. В этике наблюдались прецеденты разведения этих понятий, однако, в большинстве случаев этому не придавалось принципиального значения. В тех учениях, где эти понятия разделялись, как, например, у Гегеля, обращалось внимание на простой, но чрезвычайно важный для морального бытия факт различия бытующей, сущей нравственности и долженствующей, идеальной. Это разделение, очевидно, связано определённым образом с противоречием слова и дела, сущего и должного, «официально-идеологического» и повседневно психологического.
Этот факт несомненный. А, с другой стороны, конкретные моральные феномены всегда представляют собой единство должного и сущего, поэтому при жёстком разделении морали и нравственности, как обозначенных сфер должного и сущего, трудно оценить нравственно или морально подобные явления. В дальнейшем мы будем придерживаться традиции русскоязычной этики и употреблять понятия «мораль», «нравственность» и производные от них как синонимы.
Мораль ее сущность и специфика
... общества при приоритете последнего. Он подчеркивает человеческий характер моральных ценностей. В социологических теориях морали нравственные ценности подменяются интересами общества ... жизни высшей ценностью, где представители одного и ... среде чрез взаимодействие с нею». [6] 1.2. Специфика морали Мораль ... морали во многом пересекаются воззрения Гегеля и.т.д. Гегель рассматривал мораль наряду с правом, ...
Мораль — это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.
Содержание и само понимание терминов «мораль» и «нравственность» в большой степени зависят как от историко-культурных факторов, традиций, так и от идентификации источников.
В морали выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, — познает. Вот то необычное распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в самых разных сферах их жизни. Мораль признается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов общественного бытия. Коренная проблема морали — регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.
Современная наука о морали приходит к такому убеждению, что совокупность переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой все они вытекали бы, как выводы из логической посылки. Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать то, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни.
Совокупность моральных идей и чувств можно свести только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый из последних служит внутренней основой целой массы явлений морали и дает начало особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от друга уже не зависят и потому не обосновывают один другого.
2.2 Функции морали
Мораль не имеет объективной реальности, она существует лишь в нашем воображении, в нашей голове. Так, с точки зрения субъектно-объектной науки мир представляет собой совершенно бесцельное пространство, которое не имеет цены. Смысла нет ни в чем. Нет ничего верного и нет ничего неверного. Все лишь функционирует, как механизм. Нет ничего морально неправильного в лености, во лжи, краже, самоубийстве, убийстве, геноциде. Ничего морально неправильного нет, так как никакой морали не существует, есть лишь функции.
Роли морали в жизни общества и отдельной личности достаточно многочисленны, ведь очень трудно объяснить, почему существует мораль, зато всем понятно, для чего она существует.
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.:
— регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));
- воспитательной, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную);
- познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);
- оценочно-императивной,
- ориентирующей,
- мотивационной,
- коммуникативной (обеспечивает общение людей),
- прогностической и др.
Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и др., следует отличать моральную регуляцию от всякой иной, и, в первую очередь, от правовой.
Курсовая работа мораль и право
... В сближении права и морали иные стремились найти оправдание права, прикрывая его жестокий, принудительный характер этическою идеей. Я выбрал данную тему для написания курсовой работы, потому что ... Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса. Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, ...
Элементами морального регулирования являются:
— идеал, который выражает представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
— система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
— особые формы социального контроля, которые обеспечивают реализацию моральных норм, в том числе сюда относится и общественное мнение.
Охарактеризуем основные функции морали.
Регулятивная. Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание. Специфической функцией морали является оценочно-императивную, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной, вне моральной. В моральном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).
Познавательная. Суть данной функции проявляется в следующем: мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Данная функции дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Воспитательная. Мораль делает человека человеком. Именно поэтому моральное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Мораль не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать определенную линию поведения, но к тому же постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно-воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, но сохраняя при этом свою автономию. Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.
2.3 Виды моральных ценностей
Моральные ценности определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Приведенное определение ценности ориентируется на некоторые её существенные свойства, которых, конечно, значительно больше у реальных ценностей. Мир ценностей, естественно, не сводим только к моральным ценностям. Что составляет сущность, содержание моральных ценностей, отличающих их от иных видов ценностей — это одна из первых «логически» проблем, связанных с аксиологическим анализом морали.
Право в системе социальных норм общества
... и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Задачи курсовой работы: 1. Продолжить научный поиск действительного места права, традиций и обычаев в системе социальных норм общества, выяснить сущность и особен-ности видов социальных норм, структурное ...
Ценности можно проклассифицировать различным образом, положив в основание разные критерии, как это демонстрируют уже классические теории аксиологии. В марксистской этике также существовали различные типологизации ценностей. Было предложение исходить из различия их функций, когда выделяются ценности жизни и культуры, которые, в свою очередь, подразделяются на материальные и духовные, а к последним присовокупляются ценности социально-политические.
Примером духовных ценностей являются ценности моральные, эстетические, научные. Существовало предложение системной классификации ценностей на основе деятельностного подхода, очень популярного в марксистской философии в своё время, когда выделялись различные виды ценностей в зависимости от определённых сфер и аспектов человеческой деятельности.
В работе В. Брожика «Марксистская теория оценки» приведено семь примеров типологизации ценностей. Во-первых, ценности подразделяются по функциям на материальные и духовные. Во-вторых, в зависимости от субъективных представлений ценности делятся на «действительные» и «воображаемые», или «концептуальные», или, как модификация данной типологии, производится деление ценностей на оперативные, воображаемые и объективные (предложение Ч. Морриса).
В-третьих, ценности делятся на первичные (или ценности блага), вторичные (или ценности продуктов деятельности человека) и третичные (ценности средств коммуникаций) в зависимости от происхождения и характера выполняемых функций. В-четвёртых, исходя из генезиса потребностей, ценности можно подразделить на априорные и апостериорные, которые, в свою очередь, допускают более дробное членение. В-пятых, существует типология ценностей «временная», разделяющая их на «настоящие», « прошлые» и «будущие». В-шестых, с точки зрения цели ценности можно выделить как финальные и инструментальные, когда последние выступают как средства создания финальных ценностей. В-седьмых, по предмету ценности можно подразделить на утилитарные, эстетические, моральные, правовые, религиозные и т.п.
Предметные ценности, в свою очередь, отличаются друг от друга: а) по природе, б) по сущности, в) по содержанию, г) по форме существования, д) по способу реализации, е) по уровню, ж) по системно-структурной организации. Сущность и специфика того или иного вида ценностей и определяется отмеченными выше их особенностями. По своей природе ценности добра и зла являются особыми качествами, не тождественными природным свойствам, сущностям, отношениям.
Ценность нельзя отождествлять с оценкой, в том числе одноимённой, ибо если ценность объективна, то оценка субъективна. А, с другой стороны, ценность нельзя отождествлять с конкретным предметом, хотя здесь также наблюдается омонимия. Во-первых, конкретный предмет есть явление особенное, а ценность — это общее, это — универсалия, хотя и единственная в своём роде. Во-вторых, с любым конкретным явлением связано много других общих, особенных, и единичных свойств, в том числе противоположных. В-третьих, отождествлять натуральные, социальные и интеллигибельные свойства, значит, совершать натуралистическую ошибку. Конкретную вещь можно увидеть или услышать и т. д., то есть непосредственно ощутить. Ценность же как интеллигибельное свойство не отражается непосредственно нашими ощущениями.
3. ПРАВО И МОРАЛЬ
3.1 Единство права и морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в следующем: право и мораль входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.
Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Единство данных норм, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Общее между правом и моралью можно представить следующим образом:
- являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
- имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
- общая цель — утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
— состоят из общих правил поведения, которые выражают определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
— имеют нормативный характер: и в тех, и в других присутствуют санкции, которые обеспечивают негативные последствия для нарушителей нормы;
- представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.
Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. — С. 108..
Важно, что и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.
Следует заметить, что право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда исходит общность, точное взаимодействие норм права и морали. Тесная связь права и морали, которая определяется едиными сферами общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» в одном направлении, взаимно дополняя друг друга. Реальная картина соотношения права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа.
Общность права и морали, которая порождена едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального значения, право и мораль формируют эталоны и стандарты, которые включаются в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, образуя некий «связный ряд общения», приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей.
Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих моральных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения является подтверждением повышения идеалов и моральной ценности права.
Правовые и моральные нормы имеют одно целевое назначение, которым является воздействие на поведение людей.
Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.
Следует отметить, что право и мораль выступают как мерила свободы индивида, определяют ее границы. Право является формально конкретно исторически обусловленной мерой свободы. Следует отметить, что речь идет не о какой-то абстрактной свободе, а о тех ее масштабах, которые детерминированы конкретным способом производства, социальной структурой, культурным развитием общества. Социальные функции права отражают «человеческое измерение» установленных в обществе нормативных регуляторов. В современной правовой доктрине все большее распространение приобретает понимание социальной функции права в собственном, так сказать узком смысле этого слова, основанное на подходе к праву как к разновидности социальных норм, имеющей с момента своего появления социальный (общественный) характер.
Вместе с тем не только собственно социальная сфера служит основой для проявления социальных начал права. Важнейшими функциями признаются социальная, воспитательная, идеологическая и др. С их помощью аккумулируются прогрессивные воззрения членов общества на право, правомерное поведение и др. Они имеют немалое значение с точки зрения общей и частной превенции правонарушений, направлены на решение задачи нахождения оптимального сочетания права и морали, господствующей в обществе, и др.
Их объединяет общность задачи — создание такого морально-правового климата в обществе, который гарантировал бы личности реальную свободу поведения в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивал бы ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства
3.2 Взаимосвязь права и морали
Право и мораль взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.
Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется следующим: правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. То есть другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
В ряде нормативных документов подчеркивается необходимость соблюдения эстетических правил и норм. Так, в ст. 17 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 24.12.2008 N 1138, к грубым нарушениям профессионально-этических принципов и норм в сфере неформальных отношений между сотрудниками относится демонстрация приверженности моральным антиценностям, таким как культ денег, власти, силы, цинизм, пошлость, разврат Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1138 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Кроме того, не допускается использование СМИ для размещения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»), поскольку это приводит к нарушению культурных устоев гражданского общества. В регламентах различных публичных органов специально оговаривается указанный запрет.
К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относятся мораль и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность. В частности, к преступлениям, посягающим на общественную нравственность, УК РФ отнес: «Вовлечение в занятие проституцией» (ст. 240), «Организацию или содержание притонов для занятий проституцией» (ст. 241), «Незаконное распространение порнографических материалов и предметов» (ст. 242), «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» (ст. 243), «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» (ст. 244), «Жестокое обращение с животными» (ст. 245).
Непосредственным объектом этих преступлений является общественная нравственность, то есть совокупность общественных отношений, определяющих представление о добре и зле, о пристойности и непристойности, о гуманном и негуманном, о справедливом и несправедливом. УК РФ не ограничивается только этими статьями, охраняющими мораль и общественную нравственность. Такие составы преступлений, как «Клевета» (ст. 129), «Оскорбление» (ст. 130), «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (ст. 157), «Хулиганство» (ст. 213) и другие, также предусматривают наказание за нарушение норм общественной нравственности.
Признаваемую в обществе мораль защищает административное и гражданское законодательство России. Например, КоАП РФ содержит ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» требует соблюдения норм морали и предусматривает административную ответственность (в том числе и за аморальность такого поведения).
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации (ст. 151 «Компенсация морального вреда»).
Гражданин имеет право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, распространенных и средствах массовой информации или содержащихся в каких-либо документах (ст. 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации»).
В стадии разработки и обсуждения в Государственной Думе РФ находится проект Закона о государственной политике в области сексуальной культуры и охраны общественной нравственности.
Проблема моральности права является актуальной и для уголовного процесса. Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с применением насилия в отношении обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали.
Обеспечение свободы личности, в том числе и в уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы вероисповедания можно расценивать как подтверждение реального гуманизма в юридической практике. Согласно действующему законодательству Российской Федерации тайна исповеди охраняется законом. Свидетель не может допрашиваться и давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди гражданина.
Право имеет чрезвычайно важное значение для развития морали. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. Только организация твердого правового порядка вносит в общество прочное и устойчивое замирение различных общественных элементов. Но когда достигается эта цель более прочного внешнего замирения, создается и лучшая почва для развития нравственных отношений. Под охранительной сенью закона, обеспечивающего общественный порядок, утверждаются и упрочиваются моральные связи.
С другой стороны, запрещая и карая злые проявления человеческой воли, право имеет известное воспитательное значение: оно уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека оставляет следы своего воздействия Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. — С. 124..
Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление — морально-правовое воздействие.
Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику.
На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и морального сознания. Активную роль в воспитании моральной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.
Таким образом, если право и мораль, отделившись друг от друга, избирают для себя самостоятельные пути развития, то они все же не утрачивают своего взаимодействия: там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями мораль; там, где мораль бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения.
3.3 Противоречия между правом и моралью
Между правом и моралью имеются противоречия, которые отражают отсутствие их должной согласованности. Вопрос о порождающих их причинах решается по-разному: некоторые объясняют это изменениями в экономической жизни, другие — влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Однако следует отметить тот факт, что эти противоречия устранимы.
Указанные противоречия преодолеваются несколькими путями: путем выработки новых моральных принципов и норм в ходе развития общества, а также путем внесения корректив в действующее законодательство.
И для права, и для морали их тесная связь оказывается с течением времени неудобной. Это обусловлено тем, что обе сферы отношении стремятся к отдалению друг от друга. Отделение права от морали вызывается развитием общественной жизни, когда более сложные отношения и более частые столкновения отдельных лиц заставляют позаботиться об установлении более твердых основ юридического оборота. Обособление морали от права обусловливается развитием личности, когда пробудившиеся сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.
Право должно рано или поздно выработать для себя такие формы, которые ставят его в известное противоречие с началом нравственной свободы и к тому же способствуют его обособлению от нравственности. И первым шагом к этому обособлению должно быть установление правил, которые определяют отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу.
Мораль также имеет свои законы и свои правила, однако эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя нравственному чувству каждого отдельного человека избрать меру исполнения нравственных велений. Высказывая заповедь любви к ближним, мораль не определяет точно способов и размеров проявления этой любви. Все это предоставляется нашей нравственной свободе. Отсюда вытекают некие колебания в исполнении морального закона, который у одних вызывает лишь слабую дань признания к его требованиям, у других — пожертвование всех своих сил и средств на служение нравственным целям Лукашева, Е. А. Право, мораль, личность. /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. М.: Наука,2006. — С. 98..
Внести сюда какие-нибудь точные требования — означает извратить самую сущность морали, которая необходимо предполагает свободу каждого в исполнении морального закона. Это, безусловно, не значит, что в моральной области не должно быть общих норм поведения. Это значит только, что моральные заповеди не должны связывать свободы человека какими-либо определениями его действий, а также навязывать ему при посредстве актов принуждения и насилия. Указанные нормы поведения должны лишь руководить его свободной деятельностью и давать опорные точки для его собственных решений. Коренные моральные заповеди навсегда и для всех должны сохранить свое категорическое значение, однако в отношении к осуществлению их человеку должна быть предоставлена полнейшая свобода.
Совершенно обратно с этим находится право: как только право достигнет известного развития, оно должно усвоить для себя твердые и определенные нормы, принудительно господствующие в жизни. Будучи призвано к тому, чтобы устранять споры, возникающие в обществе, право должно выработать точные и подробные правила, которые определяют устои общественной жизни. В то время, когда судебные приговоры постановляются по свободному усмотрению судей, они находятся в полной зависимости от всех колебаний их нравственного чувства. Не связанные в своих решениях ничем, кроме своей совести и своих моральных воззрений, судьи могут постановлять разные приговоры в сходных случаях в зависимости от своего настроения и чувства. Однако этого не может (и не должно) допускать современный юридический оборот. Предназначенное для того, чтобы создавать надежную почву для разрешения споров, право обязано быть бесспорным. Имея своей целью охранять отдельных лиц от произвола, оно не может зависеть от субъективного усмотрения судей. Право обязано быть свободным от изменчивых и временных колебаний личного чувства, так как только в этом случае может оно служить задаче установления общественного мира. Право должно установить определенные нормы, которые наделены авторитетом непререкаемостью и с неизменной последовательностью применяющиеся ко всем случаям, которые под них подходят. Именно в этих качествах — твердости и определенности — заключается главный залог успешного действия права в жизни; без данных качеств право лишается своего существенного значения. Эти свойства организованного правового порядка и составляют то, что называется положительным характером. Стремление к усвоению этого характера составляет самую основную черту в развитии права Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 2004. — С. 162. .
Интересен тот факт, что чем больше право приобретает черты положительного и принудительного порядка, тем живее сказываются потребности в обособлении морали от тесного с ним союза. Эта потребность возникает обыкновенно в случаях, когда личное нравственное сознание отказывается следовать авторитету общественного мнения и заявляет притязания на свободу нравственных действий. С постепенным усложнением общественных отношений и с постоянно возрастающим разнообразием положений и мнений сама собой открывается возможность столкновения между моральным сознанием отдельных лиц и убеждениями среды, к которой они принадлежат. Если в случаях подобных столкновений общество рассматривает все свои этические требования как нормы, подлежащие принудительному осуществлению, это должно вызывать протесты и противодействие со стороны лиц, не согласных с этими требованиями. Поступать сообразно с общей нормой, но вопреки своему моральному решению для нравственно развитой личности представляется таким невыносимым внутренним противоречием, что рано или поздно она должна потребовать и завоевать для себя свободу в этом отношении. Принудительная система нравственности в случае несогласия лица с общими требованиями не оставляет иных выходов, как лицемерие для слабых и мученичество для сильных. Отнимая у человека возможность делать добро по собственному побуждению и постичь истину силой собственного внутреннего развития, она, в сущности, преграждает доступ к высшему нравственному совершенствованию.
Разграничивая мораль и право, утверждая практическую необходимость разделения их сфер, нельзя также отрицать тесной связи их между собой. Жизнь приводит к их обособлению, но она не может устранить их взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, По итогам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы:
Выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С помощью норм права государство добивается утверждения прогрессивных норм морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета права, который воспринимается как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания повышается авторитет норм права, совершенствуются и нормы морали, и нормы права. Право должно способствовать утверждению идеалов добра, справедливости и гуманности в обществе. Судебные, а также другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, тем самым усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.