О ценностях в праве и праве как ценности — раздел Образование, Аксіологія права 26. В Этой Главе Объединяются Несколько Не Затрагивавшихся Д…
26 . В этой главе объединяются несколько не затрагивавшихся до сих пор вопросов правовой аксиологии: о правовых ценностях и их иерархии, о праве как ценности и его ценностном критерии. Так мы логически продолжим изложение относительно оценок и норм в праве и придадим ему относительно завершенный вид. Ведь оценки в сфере права ведут к квалификации оцениваемых фактов как ценностей в праве. А юридико-нормативное закрепление этих оценок и ценностей уже предопределяет в значительной мере ценность (неценность) самого права.
27. Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера — материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты[31]*. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они порождают в качестве идеального обоснования нормы права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов. Поэтому они, как правило, входят (отражены) в действующее право2. «Как правило» потому, что они могут и не быть достоянием какой-то национальной правовой системы, а могут выдвигаться лишь в качестве программной цели политической борьбы (правовой политики) данного социального класса или группы в данном обществе.
Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие, как идея права, идея стабильной законности и т. д. Эти ценности одновременно являются идеалами и реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в некоторых случаях общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.
Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеком, с человеческой личностью. Не свобода, справедливость, демократия, мир вообще как самостоятельные и независимые от человека данности, а свобода, справедливость, демократия, мир для людей, для человеческих личностей. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Правовая форма становится их наличной или потенциальной формой. Так сами права человека приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной сущности. В своей диалектической совокупности они обрисовывают человека как высшую ценность. Человек есть центр, средоточие всех ценностей и сам является ценностью в последней инстанции. Этот фундаментальный тезис марксизма действует и в сфере права, и здесь не может быть ценности выше, чем ценность человека. Конкретная же историческая реализация указанного принципа — это другой вопрос, являющийся частью более общего вопроса о социальном, в том числе и правовом, прогрессе.
Правовые ценности, как и остальные духовные ценности,— это диалектически противоречивые средства объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретно-исторического и общечеловеческого. Оценочный акт, входящий в генезис правовых ценностей, объективно обусловлен материальными условиями жизни и социальными интересами оценивающего субъекта. —Отсюда и объективная социально-классовая обусловленность ценностей в праве. Но социально-» классовым не исчерпывается все содержание этих ценностей. В них имеются и общечеловеческие элементы. Но они не являются независимыми от классовых и конкретно-исторических элементов. Сами по себе они не существуют. Они конкретизируются в данную эпоху и в данных условиях. Следовательно, они возможны только в их связи с классовым и конкретно-историческим. С этих теоретических позиций становится возможным увидеть рациональное зерно в естественно-правовых теориях — всеобщие правовые ценности, о которых в них идет речь (гарантирование человеческой жизни, порядка, безопасности, мира и т. д.), действительно существуют. Но существуют не как надвременные, неизменные и независимые от конкретной исторической действительности данности. Общечеловеческое в правовых ценностях неотделимо от конкретно-исторического и от классового. Как правило, оно подчиняется классовому.
Диалектика правовых ценностей предполагает как отрицание, так и преемственность, трансформацию в их содержании. Ценность (или элементы содержания ценностей), связанные лишь с данной эпохой или с данным обществом, при переходе к новой эпохе и новому обществу изменяются или отменяются. Появляются новые ценности, ценности превращаются в неценности, и наоборот и т. д. Так, например, в буржуазном правосознании и праве общественная форма собственности не возводится в правовую ценность. Такой ценностью для них является частная собственность. В социалистическом же обществе все происходит наоборот. Или другие примеры общепланетарного значения: в прошлом ценностные (положительные и отрицательные) аспекты техники не выступали так, как теперь, сегодня они на общем основании приобретают правовой характер; отношение к природной среде и ее охране в прошлом находилось почти вне сферы ценностей, теперь же в силу изменившихся условий человеческой жизни отношение к природе среде приобрело ярко выраженные аксиологические аспекты, в том числе и правовые.
Ценности в праве развиваются прогрессивно. Это результат (и элемент) прогрессивного развития общества. Как отмечает А. Нашиц, они постепенно освобождаются от ограничений господствующей в эксплуататорском обществе классовой морали, от религиозных предрассудков, от отсутствия ясной исторической перспективы[32].
В конечном итоге прогресс в правовых ценностях выражается прежде всего в том, что все более императивно обрисовывается и утверждается взгляд на человека как на высшую ценность. К этому приходят уже в классовых обществах, и в первую очередь в буржуазном обществе,— речь идет о переменах в общественном правосознании и в особенности о правовых идеалах прогрессивных классов, которые находят известное отражение в праве в виде деклараций, принципов и т. д. Однако в классовом обществе, включая и буржуазное, прогресс в правовых ценностях в значительной мере остается «идеальный» и формальный. Возможность подлинной реализации он получает в социальной действительности, в практике людей после социалистической революции, в условиях строительства и дальнейшего совершенствования подлинно социалистического общества, т. е. общества, которое практически претворяет принципы научного социализма и коммунистические идеалы. Только в таких условиях правовые ценности не остаются в сфере идеалов и должного, а реализуются и в существующем, становятся его аспектом. А все это предполагает фактическую реализацию права и его принципов. В противном случае и это право останется «формальным», каким бы социалистическим его ни объявляли.
Правовые ценности и правовые нормы господствующего касса взаимно обусловлены и находятся в соответствии между собой. То, что норма закрепляет и охраняет, есть ценность, а то, что она ограничивает или запрещает,— неценность. Системе правовых ценностей отвечает система правовых норм. Правовая ценность является по отношению к правовой норме одновременно основой (идеальной, аксиологической), целью и объектом охраны. Иерархия правовых ценностей предопределяет иерархию правовых норм и т. д. Поэтому, как пишет А. Пойезна, способ, каким правовая норма включается в жизнь, не может находиться в противоречии с ценностью, которую она охраняет и которую преследует как цель’.
Вес это, по нашему мнению, означает, что правовая система соответствует (или должна Соответствовать) ценностной системе не только в своем бытии закона, не только формально, .но и в своем бытии функционирующей, реально регулирующей системы. Если соответствие нормы и ценности держится только на институциональном (законодательном) уровне, в таком случае нельзя говорить и о праве в собственном смысле слова, или по меньшей мере право не будет соответствовать (полностью или частично) своему понятию. Другой вопрос, каково содержание, каков характер ценностей, которые в определенную эпоху и в данном обществе официально объявляются правовыми, закрепляются правовыми нормами — соответствуют ли они общественному прогрессу и т. д.
В классово антагонистическом обществе общая система ценностей не едина. У каждого класса есть свои ценности, имеются и ценности общего значения, но они несамостоятельны в том смысле, что не существуют вне воздействия соответствующей классовой ценностной системы. Правовые нормы и их иерархия соответствуют ценностям экономически и политически господствующего класса. Посредством права в господствующие, общезначимые возводятся ценности господствующего класса. Право отражает также и общечеловеческие ценности, но сквозь призму классового интереса. Оно отражает и некоторые ценности подчиненного класса, но только в той мере, в какой это не затрагивает коренных интересов господствующего класса и в какой подчиненный класс борется за их закрепление и реализацию юридическими средствами. Так единая система правовых ценностей господствующего класса обеспечивает единство правовой системы, но она не в состоянии устранить противоречия в ней, порожденные на ценностной основе. Эти противоречия возрастают, когда общество вступает в период кризиса, что и влечет за собой быстрые перемены и в общей системе ценностей.
28 . Иерархия правовых ценностей строится по различным критериям. Но в конечном счете все они находятся в оценивающем субъекте, в классах и социальных группах. Это их потребности, интересы и цели, на основе которых они формируют свое отношение к ценностям, соотносят их, выстраивают по значению (с учетом их объективной способности удовлетворять этим потребностям, интересам, целям) и соответствующим образом закрепляют их (или стремятся закрепить) юридически. Из этого следует, что субъект не распределяет ценности по порядку произвольно. Правовая система соответствует правовым ценностям господствующего класса. Поэтому в ней отражается иерархия этих ценностей. Сквозь призму нормативной иерархии можно проследить охраняемую правом ценностную иерархию[33]’.
Некоторые из правовых ценностей имеют значение основных. Основными считаются те ценности которые обусловливают существование оценивающего субъект, в данном случае господствующего класса (всего народа при социализме) — его положение экономически и политически (государственно) господствующей силы. Основными являются и некоторые ценности общего значения — сохранение человеческой жизни и человеческого общества в целом. Сохранение человеческого общества — это не просто основная ценность всеобщего значения; она имеет и абсолютный характер. Как уже говорилось, в классово антагонистическом обществе эти общечеловеческие ценности носят на себе печать классового деления. Развитие социалистического общества постепенно ведет к совпадению классового и общечеловеческого — ценности рабочего класса и других трудящихся, возведенные в правовые, не противоречат общечеловеческим ценностям и постепенно сливаются с ними.
Самой основной и главной ценностью в онтологическом смысле слова является человек. Поэтому самой основной и главной является норма (нормы) права, которая охраняет человека и человеческое общество. В классово антагонистических обществах ценность человека не относится к человеку вообще: в иерархии правовых ценностей ведущее место занимает человек, принадлежащий к экономически и политически господствующему классу. В рабовладельческом и феодальном обществе это открыто было выражено в праве. В буржуазном обществе юридически провозглашаются равенство людей и, следовательно, их равноценность с юридической точки зрения. Это немалый шаг вперед в понимании человека как самой основной и высшей ценности для права. Однако объективные условия капиталистического способа производства мешают превращению человеческой личности вообще в реальную ценность правовой действительности, то есть фактически политико-юридических общественных отношений. Необходимость создания экономических, социальных, политических и духовных предпосылок того, чтобы человек вообще, человек как представитель своего рода был возведен в ранг высшей ценности, ценности-самоцели, впервые обосновал марксизм. Путь к созданию этих предпосылок открывает социалистическая революция и созидание социалистического и коммунистического общества[34]’.
Иерархизация правовых ценностей — это прежде всего факт общественного (правового) сознания. Уже здесь, в структуре правосознания, происходит соотнесение правовых ценностей друг с другом, а затем правовых ценностей с правовыми нормами. Соотношение и соответствие правовых ценностей и правовых норм получают первое свое проявление (свое первое бытие) в правосознании, поскольку, как мы уже установили, оценки, ценности, правовые нормы относятся к сфере правосознания (или, говоря более широко, общественного сознания), образуют его сложную структуру. Затем две соответствующие друг другу иерархии (ценностей и норм) закрепляются в структуре закона (законодательства): в разных по рангу правовых источниках закреплены разные по рангу правовые нормы, за которыми в свою очередь стоят в качестве основания, объекта и цели разные по рангу ценности. И наконец, на социологическом уровне — иерархия правовых ценностей и соответствующая ей нормативная иерархия объективируются и проявляются в правовом поведении, в реальной правовой активности субъектов права (лиц, организаций, государственных органов)[35]’. Эти три сферы, три проявления (три вида «бытия») обеих иерархий и их соотнесенность разграничиваются условно — в реальной действительности грани между духовным и практическим стираются. К тому же, как уже отмечалось по другим поводам, закон как формальный акт существует в правовой эволюции не всегда.
Иерархизация правовых ценностей, соответственно и правовых норм, предполагает понимание тех и других как системы, в которой одни звенья обслуживают другие, одни из них являются высшими, другие — низшими. Это означает, что одни правовые ценности играют роль целей, а другие — средств. Представления об одних ценностях как целях и о других как средствах уже характеризуют ценностную систему как иерархию, поскольку ценности-цели стоят над ценностями-средствами и обусловливают их. Но ценности-средства тоже воздействуют на ценности-цели. Это не следует понимать в том смысле, что одни ценности являются только целями, а другие—только средствами. Иерархичность, системы означает, что данная ценность является средством по отношению к стоящей над ней ценностью и целью по отношению к ценности, расположенной под нею. Или, что одно и то же, ценность является целью для обслуживающей ее, стоящей под нею ценности и вместе с тем средством для реализации ценности, стоящей над нею. Отношение цель — средство существует не только между основными ценностями, с одной стороны, и остальным — с другой. Оно существует в самой ценностной системе, между различными ее элементами, т.е. наряду, с основными ценностями-целями есть и промежуточные ценности-цели. Само собой разумеется, что самая основная или главная ценность, занимающая в иерархии ценностей место высшей ценности, играет роль только цели и, следовательно, высшего идеала.
Приведенная точка зрения предполагает мысль, что, чем выше стоят ценности в ценностной пирамиде, тем они ярче обрисовываются как цели, а чем ниже, тем больше выступают как средства — их значение целей становится все более условным и относительным и может вовсе сойти на нет. Высокими общественными целями, в том числе и целями для права, считаются именно основные ценности.
Для марксиста эта целесообразность ценностной иерархии не является каким-то самостоятельным духовным феноменом, образующимся по своим собственным законам, нет, она является отражением, проекцией реальных практических целей общества, класса, социальной группы. Ценностная целесообразность — это отражение, точнее, проявление, форма социальной целесообразности.
Всякая ценностная иерархия, включая правовую, носит конкретно-исторический характер. Меняются цели человека и человеческого общества — меняется и значение отдельных ценностей. Но цели человека и общества наряду с изменчивостью отличаются и относительной устойчивостью. Этим и объясняется не только изменчивость, но и устойчивость ценностной иерархии.
Целесообразное взаимное расположение правовых ценностей обуславливает систему правовых норм как целесообразно построенную систему. Внутренняя целесообразность правовой системы соответствует внутренней целесообразности ценностной системы, закрепляемой и охраняемой правовыми нормами. Это предопределяет и ценность отдельных правовых норм и институтов. В конечном счете за целесообразно выстроенной нормативной правовой иерархией стоят общественные цели, которые приняли образ целей-ценностей и в качестве таковых входят в правовые нормы, также возводя их в ранг ценностей. «Связь норм права с целями общества,— пишет М. Михайлова,— придает правовым нормам значение социальной ценности. Социальная ценность норм права зависит от того, в какой мере нормоустанавливающему органу удалось придать им качество пригодного средства для достижения тех социальных целей, во имя которых и существует право»[36]’.
Правовые нормы служат средствами реализации социальных целей. Одними пппгл-ние осмысливаются аксиологически в ценностной системе, с которой они связаны с помощью соответствующих им средств. В рамках этой системы сами цели, как мы уже выяснили, в других связях и отношениях оказываются средствами, и наоборот — средства занимают положение целей. Поэтому и правовые нормы в своей собственной внутренней иерархии занимают по отношению друг к другу положение норм-целей и норм-средств. Выше упоминалось, что в нормативных актах встречаются так называемые нормы-цели или нормы-задачи, определяющие результат, которого надо добиться. В качестве норм-средств некоторые авторы указывают нормы, предусматривающие необходимое для достижения результата поведение (нормы-поведение).
Для нас же последние являются собственно правовыми нормами, которые именно и иерархизируются на нормы-цели и нормы-средства.
Как известно, правовые ценности формируются как антиподы правовых неценностей. Поэтому иерархия правовых ценностей тоже является антиподной категорией иерархии правовых неценностей. Основным ценностям соответствуют основные неценности и т. д. Поэтому правовые нормы, охраняющие правовые ценности в зависимости от их всеобщности и значимости, т. е. от их ранга, имеют целью ограничивать, вытеснять и ликвидировать правовые неценности по степени их отрицательного воздействия на интересы, цели и идеалы господствующего класса и общества, которым этот класс руководит на данном этапе. Так что за иерархией правовых норм стоят как антиподы иерархии правовых ценностей и правовых неценностей. Нормативная система находится в определенном отношении одновременно как с одними, так и с другими. Но знак у этого отношения различный: в первом случае — положительный, во втором – отрицательный. В зависимости от места ценности (неценности) в данной иерархии создаются соответствующие правовые средства для закрепления и охраны одной, вытеснения и ликвидации другой, определяется вид правового регулирования, характер и степень юридического поощрения или юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной).
В международно-правовой области соотношение ценностей и норм отличается некоторыми особенностями. Здесь, безусловно, выступают ценности всеобщего, всечеловеческого значения. Более того, если говорить о современном (общепризнанном) международном праве, оно служит и должно служить охране основной (и всеобщей) ценности — сохранению человеческого общества. Сама по себе эта ценность не имеет классового характера. В ее сохранении Ленин видит основную задачу, а значит, и цель, людей[37].
Однако нормы международного права создаются государствами, которые являются организациями классовых обществ, а ныне и противостоят друг другу. Нормы эти выражают воли разных социальных классов, вот почему они, хотя и неявно, таят в себе разные, а нередко и противоположные классово обусловленные подходы к ценностям в сфере международного права. Классовая сторона норм выявляется в процессе международного правотворчества и особенно после него, т. е. при реализации норм, в международном поведении государств[38]’. Именно здесь неоднородные в классовом отношении государства зачастую показывают реально неодинаковое отношение к всеобщим и демократическим ценностям человечества. Это, конечно, не означает, что при принятии норм государства не исходят из согласованной, общей оценки определенных фактов и отношений. Согласование воль означает также согласование оценок, выработку согласованной оценки, которая и кладется в основу нормы. Классово-эгоистический интерес, которому следуют некоторые государства, нередко ведет к расхождению между согласованной (общей) оценкой и конкретными оценками и соображениями при реализации нормы, которыми руководствуются в данный момент эти государства. Это предпосылки искажения смысла нормы, ее нарушения, следовательно, и подрыва всеобщих международных ценностей. Вот почему главной силой, обеспечивающей соблюдение общепризнанных международно-правовых норм, являются социалистические страны, демократическая и прогрессивная общественность. Единство и соответствие между ценностью и нормой на качественно новом уровне может быть достигнуто лишь в международном праве социалистического типа, характеризующегося единой социально-классовой природой.
Ценностная система, официально закрепленная и охраняемая правом, составляет часть более обширной ценностной системы господствующего класса и общества. Эта целостная система охватывает, с одной стороны, ценности различных «Классов, социальных групп, индивидов, всего общества в целом, а с другой стороны — разные виды ценностей: моральные, правовые и т. д. Если между различными ценностями господствующего класса в целом существует единство, то в рамках всей ценностной системы имеются противоречия, нередко отражающие антагонистические общественные противоречия. | На этой основе возможны острые противоречия (конфликты) между охраняемыми и не охраняемыми правом ценностями. Классическим примером является противоречие, выражаемое вопросом: нужно ли подчиняться несправедливому закону? Здесь требование справедливости как ценности, как ее понимает данная Социальная группа или большинство общества, сталкивается, с одной стороны, с официально охраняемой (законом} ценностью, и с другой — с ценностью, состоящей в требовании уважать принцип законности. Подобные противоречия могут иметь место и в социалистическом обществе, но они не носят антагонистического характера. Они могут быть вызваны недочетами в правотворческом процессе, недостаточной демократизацией его форм и т. д., то есть в тех случаях, когда ценности, являющиеся таковыми в глазах трудящихся, включая требования социалистической справедливости, не получают последовательного и беспротиворечивого закрепления в законодательстве. Они могут быть вызваны и просчетами в реализации права, когда правовые нормы применяются, выполняются и т. д. в несоответствии с закрепленными законом ценностями. Что же касается противоречий или несоответствий между юридически охраняемыми ценностями, то они разрешаются на основе их ранга в официальной (юридически закрепленной) иерархии ценностей. Таков, например, случай, когда надо дать ответ на вопрос: за какое преступление может быть оправданным лишение человека (кара )жизни?
29. Ценности в праве ведут нас к ценностям самого права.
а) Мы установили, что правовые нормы и право по преимуществу формируются как ценностные явления, а содержание правовых норм и институтов получает ценностные аспекты посредством оценок и ценностных отношений. Ценностное содержание норм права и ценностные аспекты права вообще объясняются в конечном счете телеологическим характером человеческой деятельности и альтернативностью человеческих действий и поступков. Человек (социальная группа) ставит перед собой в своей деятельности цели и руководствуется целями, для осуществления которых выбирает средства. Он решает, что для него полезно или вредно, намечает цели и средства после множества оценок, ставя себя во множество ценностных отношений. На этой основе он выбирает и варианты действия. Оценка приводит его к вариантам поведения и вместе с тем определяет его выбор. В правовых нормах, как и во всех нормативах, моделируются типичные телеологические действия и предусматриваются альтернативы (поступков, поведения).
Как подчеркивает В. Пешка, правовые нормы могут выполнять свое назначение лишь в том случае, если они относятся к фактам и общественным ситуациям, при которых существует возможность альтернативных действий, выбора.
Содержание правовых норм определяется (является его отражением) альтернативным характером ситуации, с одной стороны, а с другой — оно в свою очередь воздействует на будущее поведение при возникновении конкретной альтернативной ситуации, влияя таким образом на человеческие отношения. Все это означает, что норма является результатом выбора альтернатив, получивших в силу оценки статус ценностей и неценностей: она по необходимости содержит в себе решение (выбор) из числа альтернатив (ценностей и неценностей), которое она сообщает и предписывает своим адресатам[39]’. Ведь правовой субъект не всегда выбирает то, что является ценностью для субъекта нормотворчестра (социальной группы, общества).
Он готов выбрать субъективно ценное. Посредством гарантированной государством нормы он идет к выбору, соответствующему тем оценкам и ценностям, какими они являются для нормотворческого субъекта’
Итак, правовые нормы и право в целом входят в круг ценностных явлений, они становятся предметом ценностного отношения, объектом оценки. Это не означает, что они всегда, во всех случаях выражают, воплощают в себе ценности и сами являются ценностями, Но это служит предпосылкой получения ими статуса ценностей, занятия места в ценностной иерархии общества. Далее остановимся на факторах, определяющих право (в целом или же отдельные правовые институты и нормы) как ценность, наметим его исторически сложившиеся ценностные аспекты.
б) Право как социальное явление, призванное регулировать общественные отношения, имеет характер ценности, ибо оно отражает, вбирает в себя и закрепляет ценности. Французский аксиолог Л.Лавель отмечает, что «право можно рассматривать как объективацию ценностей в данном обществе»’. Это ценности, о которых мы только что говорили (политические, моральные, культурные и т. д.).
Посредством права они приобретают также значение правовых ценностей. Право придает им практическую силу, обеспечивает условия для их осуществления и развития становится средством их достижения. Таким образом оно само включается в «мир ценностей», аксиологизируется. В его сфере возникают и специфические правовые ценности (идея о праве, о законности, о порядке и безопасности), путем реализации которых обеспечиваются другие ценности. Важнейшие социальные ценности, отраженные в праве, взятом в его историческом развитии, пронизывают его «изнутри» и как бы находят в нем свое «второе рождение», превращаясь в правовые принципы (демократии, гуманизма и т. д.)[40]’. Нет необходимости снова повторять, что ценности в праве неоднозначны в классовом отношении: наряду с чисто классовыми есть в нем и общечеловеческие, наряду с изначальными — конкретно-исторические. Вынужденный считаться с общечеловеческими ценностями (или с общечеловеческим в ценностях), господствующий класс, придавая им правовые аспекты, придает им в то же время и классовые аспекты. Из этого еще раз следует, что классовый характер правовых ценностей не исключает общечеловеческого в них, хотя при ценностях этого вида он выходит на первый план. Это логически относится и к ценности права, которую оно получает через посредство ценностей в праве.
Эту ценность права можно определить как непрямую, опосредованную. Она привносится в него как бы «извне», являясь отражением, отпечатком разнообразных социальных ценностей. Но у права есть и своя собственная, непосредственно связанная со своей природой, структурой и назначением социальная ценность.
в) Речь идет о возможностях права обеспечивать в высокой степени устойчивость, порядок и организованность в обществе, в общественных отношениях. Оно по самой своей природе несовместимо с произволом, с отсутствием порядка, с анархией. «В настоящее время,— пишет С. С. Алексеев,— становится все более ясным, что право как социальная ценность — это такое общественное, объективно-реальное явление, которое своим содержанием отрицает произвол и беззаконие»’. Конечно, этот аспект ценности права проявляется не автоматически, а лишь в соответствующих объективных и субъективных условиях. Но опыт истории свидетельствует о том, что диктаторские политические режимы питают неприязнь к праву и постоянно впадают в противоречия с принципом законности. Не случайно люди питают большее доверие к судебному институту, чем к административным и другим органам, в тех случаях, когда возникает спор о правах, когда попирается общественный и правовой порядок. Объясняется это тем, что в деятельности суда указанное свойство права проявляется более типично. Собственную ценность правовых форм подтверждают некоторые факты политической борьбы прогрессивных сил, хотя и единичные. С. С. Алексеев приводит в качестве примера оправдание буржуазным судом присяжных русской революционерки Веры Засулич в 1878 году и в новое время — американской коммунистки Анджелы Дэвис. Никто не отрицает, что решающую роль здесь сыграли общественные протесты и народное негодование. И все же, добавляет Алексеев, неизвестно, получился бы результат таким же, если бы эти дела расматревались в судебном порядке.[41]
Указанные примеры не должны подводить нас к узкому, ограниченному пониманию отмеченной «собственной» ценности права, ее проявления в классово-политической борьбе. Это проявление служит лишь ее особым выражением, причем вряд ли самым характерным. Право вообще обладает свойством поддерживать порядок и организованность в обществе и социальных институтах (семье, трудовом коллективе, государстве и т.д.).
Оно является фактором социального сцепления, развития общества, особенно в тех случаях, когда оно (общество) покоится на плановых началах, существенном элементе социального (классово-политического) управления. Оно регулирует процессы изменения, оберегая общество от дезорганизации. Оно, как выражаются некоторые авторы, обеспечивает гомеостазис общества. Вследствие всего этого право является мощным фактором социального развития'[42].
И не только с учетом отдельного национального общества, но и международного сообщества. Это объясняется особыми, характерными для одного лишь права регулятивными свойствами, его органической связью с государством.
Появление права явилось гигантским шагом вперед в социальном регулировании. По выражению С.С.Алексеева, оно было значительным социальным «изобретением», открывшим возможность активного и целесообразного функционирования человечества как единого организма[43].
Будучи сознательно, рационально (а позднее и научно) созданной нормативной системой, оно располагает уникальными регулятивными возможностями. В отличие от других социальных регуляторов, формирующихся стихийно или отражающих бессилие человека перед лицом законов природы и социальных законов, оно связано со стремлением человека и общества господствовать над этими законами. В гораздо большей степени, чем другие виды социальных норм, оно непосредственно следует, отражая ее, за эволюцией человеческого мышления — от конкретного к абстрактному, от эмпирии к обобщению, и становится таким образом фактором рационального (позднее — научного) управления обществом, которое представляет собой этап на пути у его плановому научному самоуправлению при коммунизме.
Возможности права как социального регулятора нельзя, конечно, переоценивать, в противном случае правовое регулирование приведет к отрицательным последствиям.
г) Сказанное выше нуждается в некоторых замечаниях и дополнениях.
Во-первых, ценность права неравностепенна в различных общественно-экономических формациях. В классово-антагонистических обществах она в большой мере противоречива, находится в соответствии с противоречивым общественным развитием, при котором прогресс не исключает регресса, а сам прогресс осуществляется за счет миллионов угнетенных, бесправных и обездоленных человеческих существ. Его ценность увеличивалась, когда оно выражало интересы, цели и ценностные представления прогрессивных классов, когда обеспечивало прогрессивное развитие общества, служило демократии и гуманизму.
Во-вторых, ценность права неодинаково проявляется при всех правовых нормах и правовых институтах, так как в каждой и каждом из них классовое и общечеловеческое находятся в разном соотношении, различны их функции и т. д. Ценность каждой правовой нормы, каждого правового института определяется конкретно.
В-третьих, ценность права сложилась исторически. Она ярче выступает и может легче наблюдаться на развитых этапах права, в его более высоких и «цивилизованных» формах, в условиях развитых законодательств. Речь идет о более высоком развитии одновременно в социальном и в техническом отношении. Как и всякое явление, ценность права можно изучать всесторонне, в ее многочисленных аспектах в обществе, достигшем высшего этапа развития (экономического, политического, духовного и правового).
В-четвертых, ценность права невозможна вне деятельности субъектов права, организованных социальных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.
В-пятых, так называемой собственной ценности права не существует отдельно от ценностей в праве. На второй аспект его ценности (его непосредственную ценность) в значительной мере оказывает влияние то, какие социальные ценности, сколько их оно обеспечивает и как обеспечивает их в жизни. С другой стороны, правовые ценности мыслимы лишь на основе свойств, которые присущи праву как регулятивной системе,— нормировать, предписывать, служить масштабом оценки. Они закрепляются в качестве правовых посредством этих свойств[44]’. 3 марксистской юридической литературе распространение и признание получило следующее высказывание В. А. Туманова о ценности права, в котором он синтезировал два ее аспекта: «Право как ценность противостоит режиму произвола и беззакония. Хотя на протяжении веков в действовавшее право отнюдь не всегда вкладывалось содержание, отвечающее нуждам социального прогресса, но вместе с тем в условиях классового общества без права нельзя утверждать принципы демократии, равенства, свободы личности т. д. И в этом ценность права и законности» 2 .
д) Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Распространено определение права как социальной ценности. Этот самый общий взгляд на ценность права весьма часто уточняется в том смысле, что речь идет в основном о социально-политической ценности. Но эти верные в своей основе квалификации не являются единственно возможными — их можно дополнять другими, исходя из различных критериев, на основе которых подразделяются ценности. По В. Момову, основной критерий состоит в потребностях, взятых в их общественной и индивидуальной форме (материальных, духовных, регулятивных и т.д.).
Остальные критерии являются его производными. Если принять во внимание типологию (классификацию), данную этим автором[45]’, то право как ценность можно определить, по нашему мнению, следующим образом.
В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится, ко вторым, т. е. является духовной ценностью. К духовным, право относится политические, моральные, эстетические, научные и другие ценности. Сюда относятся право как ценность и отдельные правовые ценности. 2 В рамках духовных ценностей правовые относительно самостоятельны. Большинство из них имеет смешанную природу. Чисто правовых ценностей среди духовных немного — идея о праве, идея о законности и некоторые другие, но и они не первичны, а в большой мере производны, связаны с необходимостью утверждения и развития первичных, основных ценностей. Поэтому у правовых ценностей есть свои политические, моральные, культурные и др. аспекты, в разном соотношении и в разной степени в каждой из них. Можно, сказать и по-другому: чисто правовые аспекты этих ценностей связаны главным образом с их формой, с юридическим закреплением, организацией, упорядочением, а остальные аспекты — с их содержанием. Это можно распространить и на право в целом. Однако здесь отчетливо выступают (и даже преобладают) политические аспекты права как духовной ценности, что обусловлено его тесной связью с политикой, и в частности с государственной властью. Следовательно, то, что действительно для ценности права в целом, как системы (формальной и реальной, законодательства и правопорядка), не в той же, мере действительно для остальных охраняемых правом ценностей или даже для ценностей отдельных правовых институтов, правовых источников и т. д. Кроме того, соотношение различных видов аспектов правовых ценностей права меняется исторически: увеличиваются, например, научные аспекты (эта тенденция характерна для социалистического права).
Право социалистического типа характеризуется также углубляющейся связью правовых норм с моральными, правовых ценностей с моральными, что отражается и на характеристике его общей социальной, и в частности духовной, ценности. Некоторые правовые системы в целом вообще лишены научного характера, другие имеют религиозный характер и т. д. Однако политический характер неизменно присутствует во всех из них.
Ценности делятся также на существующие (или экзистенциальные, наличные, актуальные) и целевые (или желательные, потенциальные, возможные).
С точки зрения такого деления право и правовые ценности не имеют, на наш взгляд, однозначной характеристики. Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, завоеванных, другие являются целями, идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности обычно никогда не понимаются как достаточные, завершенные в абсолютных границах — человеческий дух (сознание), особенно в его ценностных (духовно-практических) формах, минует существующее, устремляясь к будущему, к изменению, усовершенствованию действительности. Так и правовые ценности, как бы ни были они наличны, всегда содержат в себе потенциальный элемент, то есть как бы ни были они включены в реальную человеческую практику, они не вполне удовлетворяют людей, классы, а значит, не перестают быть и ценностями-целями.
Целевые ценности делятся, в свою очередь, на ценности-идеалы, ценности-желания, ценности-обязанности (деонтические ценности в собственном смысле слова)3. В сфере права целевые ценности тоже различны. Хотя деонтические и преобладают, в ней также имеются и ценности-идеалы (правовые идеалы).
К тому же высокие правовые идеалы лежат даже в основе правовых обязанностей, т. е. деонтических правовых ценностей. Ценностную систему в области права (имеется в виду официальная, государственно охраняемая ценностная система), пожалуй, можно сравнить с пирамидой, в верхней части которой расположены правовые цели и идеалы, а в нижней — обширная и развитая система юридических прав и обязанностей, различных предписаний, постановлений, разрешений, запретов и т. д. Сами правовые цели не остаются лишь фактом господствующего правосознания, а закрепляются в нормативных актах, конституциях и законах. Они входят в правовую нормативность как ее ведущий элемент.
Право как целостную нормативную систему, закрепленную законодательством государства, можно рассматривать как нечто существующее, наличное, данное объективно, функционирующее в действительности. Право отчетливо выступает как нечто наличное и в его социологических измерениях — правовом поведении, правопорядке. Но отдельные правовые нормы и их совокупность — это раг ехсеllenсе деонтические ценности. Они являются формой должного. Система правовых корм, и в этом смысле правив целом, также раскрывает черты деонтической ценности, поскольку является средоточием обязанностей, воплощает в себе, говоря вообще, правовой долг как абстрактное выражение юридически должного в его многочисленных конкретных проявлениях. Право требует, обязывает и как целое. Более того, отдельная правовая норма как элемент целого является деонтической ценностью в ее связи с другими нормами-ценностями. Ценность права как регулятора проявляется посредством регулятивных свойств его элементов, т. е. посредством конкретной и индивидуализирующейся в практике ценности отдельных норм, институтов права. Но их собственная ценность не может превосходить ценность права как системы (в данном обществе, в данной общественно-экономической формации).
На основе всего сказанного выше можно прийти к заключению, что ценности в праве и право как ценность обладают сложной, многоаспектной (многовидовой) ценностной характеристикой; однако отчетливо проступают их политические и деонтические черты[46].
Деонтические по характеру ценности в области права представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности классового общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основными ч специфическими функциями являются регулятивные. Служат они для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общественного организма в интересах политически господствующего класса. Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. По сравнению с ценностями других типов у них ярко выраженные классово-политические черты. Как и все деонтические ценности, они отличаются четко выраженным императивным характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.
Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью — имеют вероятностный характер. Эта особенность, как мы выяснили выше, связана с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенчиских вариантов. Непосредственная цель нормы — определенный вариант поведения — может и не реализоваться в действительности или же реализоваться частично. Ценность нормы в том и состоит, что она предписывает общественно полезый варинт поведения. Эта ценность лучше всего раскрывается тогда, когда, персонифицированная, конкретизированая, она станет наличествовать в поведениии людей, а посредством его совокупности — в общественных отношениях и целом. Но как раз в общественных отношениях полностью добиться этого трудно. А к тому же достигнутое, которое на данном этапе времени было удовлетворительным, на другом, следующем этапе уже оказывается неудовлетворительным, поскольку конкретное содержание целей, стоящих перед обществом, а следовательно и перед правом в целом, меняется, обогащается, хотя основные его параметры остаются такими же. С правовой нормой могут иметь дело новые — и разные — поколения и т.д. Поэтому правовая норма никогда не перестает быть целевой ценностью вероятностного характера.
Говоря о системе правовых ценностей как деонтических ценностей, надо помнить, что основным компонентом этой системы являются правовые нормы. Не воплощенные и нормы официальные правовые ценности могут иметь место лишь в виде исключения, причем временно. Это ценности, относительно которых признается, что они должны быть закреплены в праве, т. е. ценности, которые являются элементом официального ненормативного правосознания, выраженного в государственных документах (программах, декларациях).
Правовые нормы воплощают в себе ценности, которые приобретают характер правовых, обусловливая также ценность самой нормы.
е) Известно, что к социальным нормам для выяснения их основания обычно применяются два подхода — аксиатический (ценностный) и деонтический. В первом случае нормы извлекаются из их связи с какой-либо ценностью, благом, идеальной целью — они являются должным по отношению к действию, но сами вытекают из ценности. Во втором случае нормы понимаются как лишние, поскольку являются должным по отношению к действию и сами вытекают опять-таки из должного в его более общем и абстрактном виде. (Речь здесь идет не о глубинных, материальных основах норм, а о специфической форме, принимаемой объективными потребностями, объективной необходимостью-являются ли они формой блага, ценности, идеальной ценности-цели или безусловного должного).
В правовой теории, особенно в ее позитивистско-нормативистских течениях, преобладает объяснение нормы как безусловного должного, основания которого стремятся найти в государственной силе, в государственной воле. На этом поиск прекращается. Что касается ценности нормы, то ее ищут в ее этатическом происхождении. По мнению Кельзена, вообще нельзя говорить о ценности права. Если допустить это в отношении отдельной правовой нормы, то понимать это следует в том смысле, что норма ценна сама по себе, как логическая форма и как элемент нормативной системы, т. е. оправдана априори. Подобный ограниченный, весьма упрощенный деонтический подход к правовым нормам и к праву мешает их пониманию как сложных, многоаспектных духовно-практических явлений. Он, безусловно, оправдывает любое юридическое статус-кво, дает пищу отождествлению права с законом. Его рецидивы иной раз встречаются и в социалистической правовой теории. Д. А. Керимов пишет: «Не является ли узконормативная трактовка права результатом того, что мы явно недостаточно исследуем его как социально-политическую ценность…»[47]’
При изучении права нельзя разрывать эти два подхода — деонтический и аксиатический, их надо применять в единстве. Во всем нашем изложении мы стремились доказать, что ценностное и деонтическое идут бок о бок, переплетаются, что ценностное предшествует деонтическому, порождает его, но и деонтическое тоже стремится к ценностному и переходит в ценностное. Само по себе деонтическое никакой ценностью не является. Оно становится ею лишь в связи с другими фактами, явлениями, оцениваемыми положительно. Если деонтические феномены не выражают объективную необходимость, общественный прогресс, они не являются ценностями[48]’. Правовые нормы и право — не просто должное, но аксиатически обоснованное должное. В основе их лежат ценности, они реализуют цели-ценности и т. д. Юридически должное соединяет в себе ценностное представление с императивом. Только ценностное выходит здесь из сферы чисто субъективного (духовного) и стремится к практической реализации.
При историческом генезисе права в самые ранние («варварские») периоды его развития его ценностные основания не обозначались четко или не осознавались. Правовые нормы не были свободными от мифическо-религиозных представлений о мире. Поэтому они воспринимались как должное, безусловное должное, как выражение веления богов или мифической заповеди прадедов. Объективные (природные и общественные) необходимости получали форму неосознанно, нерационально воспринимаемого должного. Прогресс в праве выразился, помимо всего прочего, и в том, что его нормы постепенно освобождались от мифического, стихийного, нерационального. А это открывало путь его ценностному осмыслению и оправданию. Правовые обязанности связывались с ценностями общества и класса, располагавшего политической властью. Так развивалось во все более совершенных формах и идеологическое оправдание права.
Говоря об аксиологическом и деонтическом подходах к праву, нельзя забывать о том, что для марксистской правовой науки обязателен классовый подход. Исходя из его требований, мы знаем, что в классово-антагонистических обществах правовые нормы закрепляют и охраняют ценности экономически и политически господствующего класса. Они охраняют и некоторые всеобщие ценности, но в соответствии с интересами этого класса. А интересы эти не всегда созвучны общественным потребностям, требованиям общественного прогресса. Потому и нормы права не всегда ценностно обоснованы с точки зрения этих потребностей и прогресса. Однако господствующие классы и государство всегда стремились оправдать их идеологически, т. е. связать их со всеобщими ценностями — «общим благом», «пользой для народа», «свободой» и т. п. Но не всегда добивались успеха в этом направлении. Некоторые правовые нормы и институты (вместе с охраняющими их государственными органами), в неприкрытой форме выражавшие грубые эгоистические интересы эксплуататоров, воспринимались широкими массами трудящихся как зло, направленное против действительных ценностей общества. Поэтому они добровольно не выполнялись. Таким образом классово-угнетательские и реакционные правовые институты всегда воспринимались как лишь статическое должное, как «голое должное», как неценность. Вспомним здесь слова Энгельса о том, что «рабочие не почитают закона, а лишь подчиняются ему, когда они не в силах изменить его»[49]’.
В нормативной логике нормы делятся на аксиологически обоснованные и тетически обоснованные. Тетически обоснованными являются те нормы, которые исходят из какого-нибудь авторитета. К ним относятся и правовые нормы[2].
Но, как подчеркивает А. Ф. Черданцев, нормы права имеют не только тетическую, но и аксиологическую обоснованность. Чем выше степень их аксиологи-ческой обоснованности, тем выше их социальная ценность и эффективность. В обществах с классовыми антагонизмами, в особенности когда устанавливаются различного рода диктаторские и фашистские режимы, реакционные хунты, законы становятся выражением норм, являющихся «голым должным» для народа, т. е. они обоснованы лишь государственно-тетически — посредством авторитета государственной власти, путем принуждения. Так создаются объективные и субъективные (духовные, психологические) предпосылки для утверждения и распространения правового нигилизма среди трудящихся, который не сразу исчезает после совершения социалистической революции в политической области. Несовпадение ценностного (ценности) и деонтического (юридические обязанности или, более обще, юридически должное) в сознании большинства людей — вот психологический корень правового нигилизма. В условиях империализма право в какой-то мере «обесценивается» и в глазах господствующего класса. Он теряет веру в возможности права обеспечивать сохранность капиталистической организации общества. В этом смысле и говорят, что империалистическая буржуазия нарушает свою собственную законность. В сущности, острые классовые противоречия, глубокий кризис капиталистической системы подрывают ценность не права вообще, а права буржуазного типа, и это симптом того, что исторически оно исчерпало себя.
ж) С развитием социалистического общества, когда его формы становятся все более зрелыми, роль и значение права в корне меняются. Оно связывается с действительными ценностями общества (свободой и свободным трудом, коллективизмом, народовластием, гуманизмом, патриотизмом и пролетарским интернационализмом и т.д.), с его прогрессом, становится выразителем этих ценностей. Классовое и общечеловеческое постепенно сливаются в нем, грани между ними стираются. В основе этого процесса лежат уничтожение антагонистических классов и сближение трудящихся классов, исчезновение существенных различий между ними. Человеком как высшей ценностью в праве и для права становится труженик, свободная и творчески развивающаяся личность. Конечно, и в социалистическом обществе эта ценность не утрачивает своего значения идеала, но важно то, что создаются предпосылки для ее постепенного претворения в реальность, в наличную ценность. Все это обусловливает высокую социальную ценность права социалистического типа и открывает простор широкому применению ценностного подхода к нему.
В юридической литературе социалистическое право обычно опредиляют как « рычаг», «инструмент», «орудее» в деле решения определенных социальных задач, достижении определенных социальных целей. Это говорит о том, что право при социализме воспринимается как средство, что его ценность сводится к ценности средства. В недавнем прошлом даже существовала тенденция определять его не более и не менее как средство государства. А. Ф. Черданцев определенно считает, что социалистическое право, как и всякое право, является лишь инструментальной ценностью. Оно служит средством (очень важным, конечно) достижения целей социалистического общества, социалистического государства, общественных организаций, людей. Но оно не является безотносительной ценностью. Оно ценно в той мере, в какой помогает реализации признанных в социалистическом обществе ценностей. И в этом своем качестве оно является вторичной по отношению к ним ценностью. Вот почему право может проявляться лишь как средство, но не как цель государственных органов, общественных организаций, людей. Стремясь выделить значение социалистического права, А. Ф. Черданцев отмечает, что, будучи связанным с многочисленными ценностями социализма, оно выступает как многоаспектная социальная ценность, а не только как этатическая ценность[50]’.
Не со всем в рассуждениях советского ученого можно согласиться. Верно то, что значение права как средства выделяется наиболее ярко, оно доминирует, но его вряд ли можно определить единственно как инструментальную, праксеологическую ценость. И в этом тем более относится к социалистическому праву. Верно то, что право в качестве социальною регулятора не есть ценность-самоцель, оно является вторичной ценностью, поскольку подчиняется как средство высоким ценностям социализма, имеющим по отношению к нему первичный характер. Но тем не менее его ценностную характеристику как средства не следует упрощать и абсолютизировать.
Прежде всего, в праве воплощены высокие правовые идеалы, идеальные цели. В качестве целевых ценностей элементы правовой нормативности, как мы увидели, не являются только деонтическими ценностями. То, что правовые принципы, идеалы вошли в право и стали его внутренними ценностями, не лишает их значения целей-ценностей. Они влияют на всю правовую нормативность, органическим звеном которой являются. И если право в целом (нормативная система для регулирования общественных отношений) представляет собой вторичную ценность, ценность-средство, то отдельные его звенья (правовые принципы, цели) могут восприниматься субъектами права как ценности с более высоким статусом — ценности-цели.
Во-вторых, цели ценностного значения могут быть и промежуточными. Тогда они вызывают к жизни соответствующие им средства. Как уже упоминалось, иерархию ценностей образуют ценности-цели и ценности-средства. Это относится и к праву как промежуточной ценности, обладающей чертами цели. В этом своем качестве оно тоже имеет свои средства, способствующие его реализации в жизни, т. е. достижению высоких правовых принципов, идеалов. В системе государственного аппарата имеются органы — суд, прокуратура, задача которых (а значит, и цель, так как задачи представляют собой вид целей) состоят в охране законности и правопорядка, защите прав и свобод личности. Другой задачи у них нет.
Но изложенный здесь взгляд предполагает и более широкий многоаспектный подход к самому праву. А. Ф. Черданцев допускает, что право может появиться как цель, но лишь в процессе правотворчества. Целью же, говорит он, и здесь является создание права как средства утверждения определенных ценностей. Стремление к осуществлению права — это стремление к достижению целей с помощью права'[51].
По-видимому, автор исходит из узкого понимания права как системы конкретных норм, объективированных в юридических источниках, отрывает правовые ценности-идеалы от чисто деонтических ценностей-средств (юридических ценностей).
Идеальная цель, правовой идеал и императив образуют единый ценностный сплав в сознании и в поведении людей, субъектов права вообще. Стремясь реализовать норму, субъект права стремится реализовать соответствующую ценность, и наоборот. Эту ценность он видит в норме. Ясно, что в этом отношении нормы отличаются между собой. Есть правовые нормы, в которых особо закреплены правовые ценности (цели, идеалы), в том числе и высшие, самые далекие. По отношению к ним другие нормы занимают положение средства. Однако характеристику права в целом нельзя извлечь лишь из вторых, которые, хотя и многочисленны, в определенном смысле подчинены первым.
Ценность социалистического права можно искать в разных направлениях. Раскрыть ее можно применительно к разным социальным субъектам: применительно к обществу в целом, к политической системе общества, к отдельным общественным образованием (организациям) , к гражданам, к государству. Ее можно раскрыть с точки зрения отдельного национального государства или с точки зрения системы (содружества) социалистических государств.
Для юриста особенно интересно установить, что социальная ценность социалистического права растет и с точки зрения его воздействия на государство на всех его уровнях и при всех его проявлениях. Если данное государство не развивается как правовое в глубоком смысле этого слова, то трудно будет говорить и о ценности права (государства) в социалистическом обществе. Если какое-либо государство, называющееся социалистическим, не обладает характеристикой правового государства, то возникает вопрос, является ли оно вообще социалистическим, ибо социализм и бесправие — антиподы. Если право не упорядочивает и не регулирует отношений между государством и личностью в соответствии с объективными потребностями, если эти отношения (в их основных и принципиальных составных частях) развиваются как неправовые, то социальная и личностная ценность права будет низкой. Характеристика данного социалистического государства как правового говорит нам о высокой социальной ценности и государства, и права, т. е. целого, образуемого ими. Правовое социалистическое государство означает, говоря вообще, что оно устроено и функционирует в строгих рамках права, выражающего волю рабочего класса и всех остальных трудящихся, что принцип законности является основным (и стоящим высоко) его принципом; что существуют реальные (т. е. гарантированные всей экономической, политической и идеологической системой общества) правовые возможности защиты субъективных прав и свобод личности, борьбы с правонарушениями, затрагивающими признанные законом общественные и личные интересы. Если таких возможностей не существует или же они только провозглашены, но не гарантированы и вместо них изискиваются внеправовые средства защиты и боротьбы, то государство не может считатся правовым. В социалистическом правовом государстве закон и правосудие доданы отличаться особенно высоким престижем.
Разделяемый многими учеными (В. М. Чхиквадзе, А. Ф. Черданцевым, Л.С.Яви-чем. М. И. Пискотиным и др.) и воспринятый в руководящих документах некоторых коммунистических партий[52]’ взгляд о том, что социалистическое государство может и должно определяться как правовое в глубоком смысле этого слова, следует толковать правильно. Во-первых, этот взгляд принципиально отличается от ненаучных концепций о «правовом государстве», которые исходят из идеи о праве как совершенно независимой от государства силе, как ценности-самоцели. Во-вторых, не нужно думать, что в странах реального социализма сделано уже все для наполнения содержанием характеристики социалистического государства как правового. В этой характеристике есть и элементы идеала. Это социалистическое государство законности, которое развивается в перспективе как подлинно правовое государство. И в области права и законности у социалистических стран наряду с крупными, историческими успехами тоже есть нерешенные задачи, а также проблемы, доставшиеся в наследство от прошлого. Идея о ценности права по отношению к государству, последовательно развитая, заставляет нас отвергнуть точку зрения, согласно которой государство имеет примат над правом. Она логически приводит к выводу, что целесообразность тоже имеет примат над законосообразностью.
Имея в виду всестороннюю социальную ценность права при социализме (здесь мы не ставим перед собой задачу ее выявления) и признавая высокое место, которое отводится ему в иерархии ценностей в, обществе, мы с твердой уверенностью установим, что перед ним открыты далекие перспективы. Правовые начала будут сохранять свою объективно обусловленную ценность еще долгое время.
Социалистическое право, несомненно, будет меняться по сущности и по содержанию наряду с развитием социалистического общества. Но, во-первых, этот процесс будет относительно продолжительным, и, во-вторых, право, перерастая в неполитические общественные нормы, сохранит многие свои черты и свойства сознательно установленного применяемого нормативного регулятора, элемента научного социального управления. И в бесклассовом коммунистическом обществе тоже будут существовать право и права в неюридическом смысле слова, которые, ‘как бы они ни были пропитаны моралью и как бы ни переплетались с моральными нормами, сохранят свою самостоятельность во всей. нормативной системе общества. С этой точки зрения социалистическое (общенародное) право имеет будущее, на его развитие надо смотреть с оптимизмом. Из такой установки следует исходить в нашем практическом отношении к праву, в деятельности по укреплению права и законности, по повышению престижа права при социализме.
Ценностный подход к социалистическому праву предопределяет и новый подход к правовому воспитанию трудящихся в социалистическом обществе.
Среди юристов и других деятелей в этой области, включая государственные органы, распространено мнение, которое, даже можно сказать, укоренилось, что уровень правосознания находится в прямой зависимости от знания (познания) права, его источников. Задачи правовой пропаганды воспринимаются как просветительские, как разъяснение содержания правовых источников, комментирвание действующего законодательства.
Правовое воспитание сводится к «пропаганде правовых знаний». Такая постановка вопроса лежит и в основе соответствующей практической деятельности, проводимой различными специализированными государственными и общественными органами.
Указанное ограниченное мнение является следствием ограниченного понимания правосознания, да и самого права.
Уровень правосознания не находится в прямой зависимости от знания права и его источников. Можно знать правовые нормы, законы и тем не менее иметь низкое правосознание. И наоборот, при незначительных правовых знаниях можно обладать достаточно высоким правосознанием. Социология показывает, что в большинстве случаев причиной правонарушений отнюдь не является незнание конкретных предписаний правовых норм. Гораздо важнее прививать уважение к закону, к праву в более общем виде.
Главная функция правовой пропаганды — это убеждение, воспитание, а не просто просвещение. Она должна вести к повышению престижа права в качестве важной социальной ценности социалистического общества. Правовую пропаганду, следовательно, надо понимать в контексте чего-то большего — правового воспитания, которое в свою очередь составляет часть гражданского воспитания. От знания (информации), даваемого о законе, надо перейти к более высокой степени — воспитанию убеждения, правильного ценностного отношения к закону. Нужно развивать те элементы правосознания, которые связаны с идеей и чувством права (понимаемыми научно), повышать морально-психологические и ценностные аспекты правосознания, а не только познавательные. В этом свете большее значение приобретают знание и ценностное осмысление принципов права, чем его конкретных норм и институтов. Все это не означает недооценки деятельности по разъяснению содержания конкретных норм[53]’.
Правовое сознание состоит не только из знаний о правовых явлениях, но и из отношения к ним. За правовыми нормами стоят определенные ценности, сами нормы обладают ценностной характеристикой. Именно это и надо показывать людям, раскрывать им справедливый и гуманный характер социалистического права, отдельного правового института, можно будет создать нормативную основу столь важной общественной и государственной деятельности, правопорядка в целом. Недостаточно повторять, что правовые нормы обязательны, что нарушение законов влечет за собой наказание и т. д. Недостаточно повторять, что социалистичес