Учреждения создаются для выполнения образовательных, социально-культурных, оздоровительных, управленческих и других функций. Все учреждения по правовому статусу являются юридическими лицами. Их деятельность носит некоммерческий характер. Финансирование учреждений полностью или частично осуществляется учредителем на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9 федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года.
Все учреждения можно отнести к трем основным типам:
1. Учреждения, которые обладают властными полномочиями. Такие учреждения имеют право на издание нормативных актов, введение правовых норм и другие права в области права. Финансирование такого типа учреждений может осуществляться только за счет средств государственного бюджета. К такому типу учреждений относятся местные органы власти;
2. Учреждения, которые не наделены властными полномочиями, а предназначены для удовлетворения социально-культурных потребностей населения. Финансирование такого типа учреждений осуществляется преимущественно из государственного бюджета, но вместе с тем имеет место собственное финансирование за счет оказание платных услуг населению. К такому типу учреждений относятся: поликлиники, больницы, библиотеки и другие учреждения сферы здравоохранения и социально культурной сферы.
3. Образовательные учреждения. Деятельность этого типа учреждений регламентируется Федеральным законом «Об образовании» № 318-ФЗ с изменениями и дополнениями от 16.11.2011 года.
В настоящее время в Российской Федерации идет реформирование бюджетной системы. Федеральным законом № 83-ФЗ от 10 мая 2010 года определено, что все учреждения госсектора экономики становятся либо казенными, либо бюджетными, либо автономными. Одним из основных отличий между указанными типами учреждений является порядок финансирования их деятельности.
Актуальность выбранной темы курсового проекта обусловлена важностью учреждений, как хозяйствующих субъектов РФ. Так в основном их деятельность связана с решением социальных, образовательных и других проблем населения Россию, а значит и социальный фон в стране. Поэтому особенное значение имеет, какой правовой статус будет иметь этот вид хозяйствующих субъектов. Целью курсового проекта является изучение учреждений, как формы хозяйствования, различий которые учреждения будут иметь в зависимости от статуса и других правовых аспектов.
Учреждения как юридические лица
... благотворительной организацией (ст.7 Закона о благотворительной деятельности); общественное учреждение — гражданами и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями (ст.6 Закона об общественных объединениях); духовное религиозное учреждение (академия, семинария, училище, медресе, ешибот ...
Для достижения сформулированной выше цели курсового проекта можно выделить следующие задачи, требующие решения:
- изучить общие положения деятельности учреждений;
- изучить видов учреждений и их особенности;
- изучить особенности правового положения учреждений.
В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: Анализ, это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений. Обобщение, определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса и другие. Информационную основу исследования составили Налоговый кодекс Российской федерации, Конституция Российской федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы и законы РФ, инструкции, разъяснения и аналитические документы уполномоченных министерств и ведомств РФ, а также работы специалистов в области права, статьи и публикации на тему правовых аспектов деятельности учреждений, применяющихся в России.
1. УЧРЕЖДЕНИЕ как объект Хозяйствования
1.1 Сущность и общая характеристика учреждений
В статье 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации учреждение характеризуется следующим образом. Государственное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Государственное учреждение, в силу того, что оно является некоммерческой организацией, не имеет в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, как это свойственно коммерческим организациям и соответственно не производит распределение прибыли между участниками.
К основным целям, для которых может создаваться государственное учреждение является:
- Образовательные, культурные, благотворительные, научные;
- Охрана здоровья граждан и развитие культуры и спорта;
- Защита прав и интересов граждан;
- Осуществление управление;
- Другие цели, направленные на достижение общественных благ.
Большинство учреждений, функционирующих сегодня на территории России являются государственными учреждениями. Учреждение как гражданско-правовая форма является наиболее эффективной для введения в гражданский оборот субъектов, которым для обеспечения собственной деятельности необходим лишь ограниченный объем прав, используемый ими для материально-технического обеспечения собственной деятельности. Учреждения не владеют имуществом на основании права собственности, а обладают правом оперативного управления имуществом. Такая ситуация с имущественным комплексом организации не типична для некоммерческих организаций, государственное учреждение является единственным видом среди некоммерческих организаций. Этим фактором обуславливается имущественная связь между учреждением и учредителем. В случае если государственное учреждение имеет непокрытую кредиторскую задолженность, то взыскание может быть обращено только на имущество, самостоятельно приобретенное учреждением или денежные средства, находящиеся на банковских счетах. Соответственно, на имущество, которое было передано, учреждению учредителем взыскание наложено быть не может.
Гражданство в Российской Федерации
... для государства и его граждан. В ст. 6 Конституции РФ установлено: «1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является ... другие функции. Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, оказываются неэффективными, Российской Федерацией для защиты интересов граждан могут быть предприняты и иные ...
Создание учреждения осуществляется по решению собственника (или органа, им уполномоченного) или нескольких собственников. Учреждения осуществляют свою деятельность на основании утвержденного ими и зарегистрированного в установленном законом порядке положения, устава или общего (типового) положения. Примером может служить, типовое положения о Высшем учебном заведении.
Собственник имущества учреждения определяет условия пользования имуществом в уставе или в ином документе на основании, которого это учреждение действует. Также собственником определяет задачи и цели деятельности учреждения, назначает единоличный или коллегиальный исполнительный орган.
Финансирование учреждения обычно осуществляется по смете, в смете строго регламентированы статьи расходов и размер средств на них выделяемый.
1.2 Типы учреждений, Как уже упоминалось выше у
- Образовательные учреждения;
- Учреждения, обладающие властными полномочиями;
- Учреждения, не обладающие властными полномочиями.
Образовательным учреждением является некоммерческая организация, которая создается с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. Определение образовательного учреждения сформулировано в статье 12 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Вид образовательного учреждения зависит состава его учредителей. В состав учредителей образовательного учреждения могут входить:
- органы власти РФ, органы власти субъектов РФ или органы местного самоуправления;
- российские и зарубежные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации или союзы);
- российские и зарубежные частные и общественные фонды;
- общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
- граждане РФ и граждане других государств.
В двух случаях состав учредителей образовательного учреждения может быть ограничен.
1. Если создаваемое учреждение, планирует реализовывать военные образовательные программы. Такие учреждения могут создаваться Правительством Российской Федерации.
2. Если создаваемое учреждение, будет являться специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Такие учреждения могут быть созданы только федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и (или) субъектов России.
Сегодня существует три основных вида образовательных учреждений:
- государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);
- муниципальные;
- частные
Функционирование образовательных учреждений осуществляется на основании устава. Пунктом 1 статьи 47 Федерального Закона «Об образовании», предусмотрено, право образовательных учреждений осуществлять деятельность, приносящую доход. Коммерческая деятельность должна быть предусмотрена уставом и служить достижению целей, для которых данное учреждение было создано и соответствовать указанным целям.
К учреждениям, обладающими властными полномочиями можно отнести государственные и муниципальные органы исполнительной власти. Примером данного типа учреждений служат: налоговая служба, таможенный комитет, следственный комитет и другие. Функционирование таких учреждений регламентируется законами и положениями, в которых определяется их полномочия и ответственность. Данный вид учреждений наделен правотворческими полномочиями. Финансирование такого типа учреждений осуществляется из государственного бюджета. Занятие коммерческой деятельностью для данного типа учреждений запрещена.
Прохождение государственной службы в судебных учреждениях Российской Федерации
... лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности. Президента РФ Глава 2. Прохождение государственной службы в судебных учреждениях Российской Федерации 2.1 Государственные должности судебной власти
Учреждения, не обладающие властными полномочиями, создаются для удовлетворения различных потребностей населения. Примерами данного типа учреждения являются: театры, больницы, библиотеки. Их финансирование осуществляется преимущественно за счет государственных, региональных ил местных бюджетов. Документами, на основании которых данные учреждения осуществляют свою деятельность, являются: устава и положения.
Учреждения, не обладающие властными полномочиями, имеют право взимать плату за результаты своей деятельности и в некоторых случаях заниматься деятельностью, приносящей доход.
1.3 Характеристика автономных, бюджетных и казенных учреждений
В соответствии с Федеральным
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
К основным отличиям автономного учреждения от бюджетного учреждения можно отнести:
- увеличение объема прав, связанных с распоряжением имуществом учреждения;
- упрощение порядка распоряжения бюджетными средствами и предоставление более широких полномочий по их распределению;
- расширение возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников для деятельности учреждения
- повышение ответственности учреждения перед внешними партнерами;
- изменение системы взаимодействия с учредителем (учредителями) и системы административного управления.
Автономное учреждение, как и любое государственное учреждение не является собственником имущества, которое использует для осуществления своей деятельности. Это свидетельствует о полной подконтрольности таких учреждений учредителем или собственником. Однако при этом автономное учреждение несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, но не может отвечать всем своим имуществом по взятым на себя обязательствам.
К имуществу, которым автономное учреждение отвечает по своим обязательствам можно отнести:
- все денежные средства, находящимися на банковских счетах и в кассе автономного учреждения;
- все имущество, включая недвижимость, приобретенное на доходы от коммерческой деятельности, разрешенной уставными документами учреждения;
- средствами, полученными от учредителя или приобретенными за счет выделенных учредителей средств движимыми вещами, не относящимися к особо ценным вещам.
В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетным учреждением — называется организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Создание бюджетных организаций может преследовать следующие цели: осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетных организаций финансируется за счет бюджета, соответствующего уровня или средств государственного внебюджетного фонда. Основой финансирования бюджетных организаций в соответствии со статьей 161 бюджетного кодекса Российской Федерации является смета доходов и расходов.
Реализация расходных обязательств в бюджетном процессе
... бюджетными учреждениями договоров и соглашений. В соответствии с видами расходных обязательств осуществляются бюджетные ассигнования. Бюджетные ... К таким расходным обязательствам можно отнести субвенции из Федерального фонда компенсаций, ... бюджетную систему РФ; — возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности; 1.2. Предоставление субсидий автономным учреждениям, ...
Бюджетное учреждение, как и автономное учреждение, является некоммерческой организацией.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения отражает все доходы бюджетного учреждения, которые учреждение получает из государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, и осуществления коммерческой деятельности. К доходам от коммерческой деятельности относятся доходы от оказания платных услуг, от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления (сдача в аренду), и другой деятельности, разрешенной нормативными документами учреждения.
Основываясь на прогнозируемых объемах предоставления государственных или муниципальных услуг и финансовых нормативах на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год. Данная заявка подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.
Бюджетное учреждение должно использовать выделенные бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации или иной орган, отвечающий за исполнение бюджета, вместе с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по возможному перераспределению расходов по статьям и видам расходов при фактическом исполнении сметы.
Бюджетное учреждение может самостоятельно расходовать только средства, полученные из внебюджетных источников. В случае если бюджетное учреждение, находиться в подчинении федеральных органов исполнительной власти, оно может использовать бюджетные средства только с использованием лицевых счетов бюджетного учреждения. Счета бюджетного учреждения, через которые проходят средства бюджета, ведутся
Реформа бюджетной сферы не может осуществиться одномоментно. Законодательно определена продолжительность переходного процесса реформирования, и он продлиться до 1 июня2012 года.
До тех пор, пока учреждениям не выделены субсидии на выполнение государственных заданий, они работают по правилам казенных учреждений и финансируются по схеме «смета-ЛБО-ассигнования».
Бюджет как категория финансового права
... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 1.1 Бюджет как основная категория финансово-правовых отношений Бюджет -- это ... расход. Рассматривается бюджет и в материальном смысле. По своему материальному содержанию бюджет это государственный централизованный фонд денежных средств. Целью моей работы является исследования бюджетного права в системе финансового права ...
Как только принято решение о субсидировании, бюджетное учреждение становится полноправной организацией нового типа и финансируется посредством субсидий через своего учредителя. Учредителями, как правило, становятся бывшие распорядители (главные распорядители) бюджетных средств. Бюджетные учреждения нового типа уже не должны составлять смету доходов и расходов и на смену этому документу приходит План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) государственной организации, в котором подробно расписываются поступления и выплаты на планируемый период. Автономные учреждения теперь также финансируются в соответствии с Планом ФХД. Все доходы от предпринимательской деятельности, в отличие от казенных учреждений, остаются в распоряжении бюджетных и автономных организаций. Оплата денежных обязательств таких учреждений санкционируется в казначейских органах, которые контролируют расходы в рамках сумм целевых субсидий.
Таким образом, финансовая самостоятельность бюджетных учреждений и автономный учреждений в результате реформирования хотя и выходит на более высокий уровень, но весомее становится и уровень финансовой ответственности.
Порядок подготовки плана определен приказом Министерства финансов РФ № 81н от 28 июля 2010 года. План только Федеральным казначейством Российской Федерации. составляется на финансовый год, либо на финансовый год и перспективный (плановый) период. В содержательной части Плана выделяют три раздела.
В первом описательном разделе отражаются общие сведения о деятельности учреждения, его цели и основные виды деятельности в соответствии с уставом; перечень работ и услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц производится за плату; сведения об общей балансовой стоимости недвижимого государственного имущества в разрезе объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств, приобретенных учреждением за счет доходов от приносящей доход деятельности. Также в первом разделе указывается общая балансовая стоимость движимого имущества, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества, а также иная информация по решению учредителя.
Во втором (табличном) разделе указываются показатели финансового состояния учреждения, представляющие собой данные о нефинансовых и финансовых активах, а также об обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.
В третьем (табличном) разделе отражаются планируемые показатели по поступлениям и выплатам учреждения. Эти данные рассчитываются исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств. Указанные обязательства включают субсидии на возмещение нормативных затрат, целевые субсидии, бюджетные инвестиции и публичные обязательства, передаваемые в установленном порядке учреждению.
Казенными учреждениями являются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Система командной деятельности в организации и управление командами
... характеристики групп можно выделить следующие проблемы в их деятельности: Недостаточная мотивация персонала в особенности характерная для постовой охраны и оперативных групп. Это приводит к текучести кадров, ... распаду сложившихся групп, что в свою очередь снижает качество деятельности сотрудников и эффективность ...
По своим функциям и финансовому обеспечению казенные учреждения аналогичны бюджетным организациям «старого» типа. Согласно бюджетной смете для них устанавливаются лимиты бюджетных обязательств по направлениям предстоящих расходов (КОСГУ).
Государство через распорядителей (главных распорядителей) бюджетных средств выделяет ассигнования для этих организаций, не превышая при этом лимиты. Доходы от предпринимательской деятельности казенных учреждений полностью зачисляются на единый счет бюджета и сами организации не вправе распоряжаться этими средствами. Все расходы казенных учреждений строго санкционируются казначейскими органами по объемам и принадлежности к запланированным экономическим кодам. Самостоятельность организаций в финансовых вопросах предельно ограничена. Зато есть «уверенность в завтрашнем дне» и надежда на государство, что оно подставит плечо в трудную минуту.
Системообразующее значение для определения особенностей юридической личности и правовой природы казенных учреждений имеет их организационно-правовая форма, так как именно организационно-правовая форма определяет наиболее существенные отличия одних юридических лиц от других. Следует отметить что «учреждение» — это организационно-правовая форма, а «казенное» — тип.
На федеральном уровне создание казенных учреждений осуществляется на базе существующего юридического лица путем изменения типа действующих учреждений без использования реорганизационных процедур. Такая процедура регламентируется подпунктом 1 пунктом 1, пунктом 10 статьи 31 Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений»,
Изменение правового статуса федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 83-ФЗ должны:
- а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
- б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
- в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральная Миграционная Служба, Федеральная Таможенная Служба, Федеральная Служба Безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
- д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения в соответствии с пунктом 2 статьи 17.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ редакции от 16.11.2011 года осуществляется в порядке, устанавливаемом:
Обеспечение исполнения государственного контракта
... -ФЗ, существуют два способа обеспечения исполнения контрактов, заключаемых по итогам проведения государственными и муниципальными органами закупок товаров, работ, услуг за бюджетные средства: 4 Проблемы обеспечения исполнения государственного контракта В настоящее время нормами Федерального ...
- в отношении федеральных казенных учреждений Правительством РФ;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования;
- в отношении муниципальных казенных учреждений.
В целях создания федерального казенного учреждения, на основании пункта 15 Порядка № 539, решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения, которое должно содержать:
- а) тип и наименование существующего федерального учреждения;
- б) тип и наименование создаваемого федерального учреждения;
- в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
- г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
- д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
- е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
В соответствии с пунктом 19 Порядка № 539 проект вышеупомянутого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Министерством Финансов и Минэкономразвития.
С проектом распоряжения в Правительство Российской Федерации должны быть предоставлены следующие документы:
- пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;
- информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).
Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы, эта информация должна быть включена в записку в соответствии с пунктом 22 Порядка № 539.
В целях составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ в соответствии с Указаниями о порядке ее применения, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. Назначение кодов бюджетной классификации РФ осуществляется согласно Указаниям и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов.
При этом необходимо учитывать, что при составлении и исполнении бюджетов данные Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (за исключением перечня и кодов подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов) применяются к правоотношениям, возникшим начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).
В 2014 году применяются перечень и коды подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов единые для бюджетов бюджетной системы РФ согласно положениям Указаний. Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов. В Указаниях приводится перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов. В соответствии с бюджетным законодательством казенные учреждения осуществляют операции по исполнению соответствующего бюджета на основе утвержденной бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения регламентированы приказом от 20.11.2007 № 112н, к которым относятся:
Проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, ...
... силу новый Федеральный закон, регулирующий отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от ...
- установление годового объема и направления расходования средств бюджета, на основе доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
- показатели расходов формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией целевых статей и видов расходов;
- смета составляется казенным учреждением по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета;
- смета составляется на основании установленных главным распорядителем средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
- допускается при ведении сметы внесение изменений в пределах, доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.
В настоящее время разрешение многих вопросов и проблем исполнения бюджета казенным учреждением зависит от правильно принятой учетной политики.
Необходимость разработки и применения учетной политики казенным учреждением определяется следующими аргументами:
- Инструкция по бюджетному учету и другие применяемые нормативные акты не раскрывают всех аспектов учета, связанных со спецификой деятельности казенного учреждения, а отражают только методологию бюджетного учета;
- казенные учреждения, оказывающие платные услуги, в целях 160.1 статьи БК РФ признаются администраторами доходов бюджета, поэтому необходима учетная политика для целей отражения процедуры администрирования доходов бюджета;
— Инструкция по бюджетному учету не предусматривает организационную и методическую части для формирования учетной политики казенного учреждения для деятельности, связанной с оказанием платных услуг. Если казенное учреждение наряду с деятельностью, связанной с исполнением бюджета осуществляет деятельность в рамках оказания платных услуг, а также деятельность за счет целевых средств (гранты, благотворительные средства и другие), то одним из основных элементов его учетной политики должен быть раздельный учет доходов и расходов.
Степень хозяйственной самостоятельности учреждения определяется его статусом. Согласно введенным в действие нормативным актам наибольшая самостоятельность предусмотрена для автономных учреждений и наименьшая для казенных учреждений. Из вышесказанного становится понятным, что порядок финансирования и расходования средств зависит от статуса учреждения.
Введенные в действия законодательные и нормативные акты, касающиеся деятельности государственных учреждений, еще не заработали в той степени, в которой это было задумано законодателями. Это произошло в силу того, что вступившие в силу законодательство требует дополнительно разработки целого ряда документов, таких как: нормативы оплаты государственных услуг, предоставляемых в объеме превышающей государственной задание, критерии и механизмы оценки полученных результатов. После определения статуса каждого учреждения и преодоления организационных трудностей, в отношении каждого учреждения должно было быть сформировано государственное задания. Это положение не относится к казенным учреждениям.
Общее число учреждений, переходящих на новую систему финансирования, по данным Минфина превышает 245 000 единиц.
Одним из важнейших факторов являлась разработка порядка предоставления субсидий, и факторов оценки качества предоставления государственных услуг. Властям субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо рассчитать нормативы для взимания платы за предоставление услуг сверх государственного задания и другие многочисленные проблемы.
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Процедура создания и управления учреждением
Учреждение
Срок деятельности учреждения, как и любого юридического лица не ограничен, если иное не установлено учредительными документами организациями. Учреждение имеет самостоятельный баланс или смету доходов и расходов. Также учреждение имеет право в установленном законе открывать счета в банках Российской Федерации и зарубежных стран. Учреждение располагает правом иметь собственные бланки и наименованием организации, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, штампы и другие атрибуты юридического лица. Также учреждение имеет круглую печать, с полным наименованием учреждения на русском языке.
Путями создания учреждения являются: учреждение или реорганизации. Любая некоммерческая организация может быть реорганизована в учреждение.
При создании нового учреждения, необходимо провести собрание учредителей, на котором должно быть принято решение о создании учреждения.
Учреждение должно иметь следующие учредительные документы:
- устав, который должен быть утвержден собственником;
- решение собственника о создании учреждения.
Соблюдение положений и норм, закрепленных в уставных документах учреждения обаятельны для учреждения.
Как и для юридических лиц осуществляющих коммерческую деятельность, в учредительных документах учреждений должно содержаться наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения учреждения и другие существенные положения о деятельности учреждения.
Если учреждение создается двумя и более собственниками, то между учредителями должен быть заключен учредительный договор. В учредительном договоре должны содержаться положения, в которых говориться об обязанностях учредителей при создании учреждения, утверждают порядок совместной деятельности по созданию учреждения, условия на которых учреждению передается имущество собственника и участия собственников в деятельности учреждения, а также условия и порядок выхода участников из состава создаваемого учреждения.
Помимо вышеизложенного в учредительных документах учреждения могут додержаться и иные положения, которые не противоречат действующему российскому законодательству.
По решению высшего органа управления учреждения в устав учреждения могут вноситься изменения. Учредителями, могут выступать государство, юридические лица или граждане.
Ограничения по числу учредителей для учреждения отсутствуют, но только в том случае, если другое не установлено нормами действующего законодательства. Высший орган управления учреждения — это собрание учредителей.
Главной функцией высшего органа управления учреждением является контроль за соблюдением учреждением целей и задач, для которых данные учреждения были созданы.
Решение следующих вопросов относиться к компетенции высшего органа управления учреждением:
- внесение изменений в устав учреждения;
- установление основных направлений деятельности и формирование принципов использования имущества учреждения;
- утверждение состава исполнительных органов учреждения и прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана учреждения и его изменение;
- создание филиалов и открытие представительств учреждения;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация учреждения.
Исключительной компетенцией высшего органа управления некоммерческой организацией является:
- изменение устава учреждения;
- определение приоритетных направлений деятельности учреждения, принципов формирования и использования его имущества;
- образование исполнительных органов учреждения и досрочное прекращение их полномочий;
- реорганизация и ликвидация учреждения.
Кворумом общего собрания членов учреждения или заседания коллегиального высшего органа управления учреждением признается присутствие на заседании более половины его членов.
Все решения принимаются простым большинством голосов.
Решения по вопросам, относимым, к исключительной компетенции высшего органа управления учреждением могут быть приняты только единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Выплата вознаграждения членам высшего исполнительного органа учреждения не предусмотрена действующим законодательством. Исключение составляет компенсация расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
2.2 Осуществление деятельности учреждения и источники формирования его имущества
Для учреждений предусмотрено право заниматься один или несколькими видами деятельности, которые регламентируются законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Для казенных и автономных учреждений перечень видов деятельности является закрытым, бюджетные организации могут выбрать любой вид деятельности. Виды деятельности, которые планирует осуществлять учреждение должны соответствовать целям и задачам, установленным в его учредительных документах. Как и для коммерческих организаций, некоторые виды деятельности учреждений подлежат лицензированию, то есть могут осуществляться только при наличии соответствующих лицензий. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, закреплены в действующем законодательстве Российской Федерации.
Право учреждения на осуществление коммерческой деятельности может быть реализовано лишь по стольку, поскольку это отвечает достижению целей, ради которых данное учреждение было создано. К таким видам деятельности можно отнести:
- производство товаров и услуг, приносящих прибыль, если они отвечают целям и задачам создания учреждения;
- приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
- участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика;
- иные разрешенные законодательством виды деятельности, приносящие прибыль.
Учреждение, в соответствии с действующим законодательством должно вести учет доходов и расходов по приносящей закон деятельности.
С целью достижения целей, установленных уставом или положением, на основании которого действует учреждение, учреждением может создаваться другие некоммерческие организации. Также учреждение может вступать в ассоциации и союзы.
- поступления от учредителей регулярные и единовременные;
- добровольные имущественные взносы и пожертвования;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности учреждения;
- другие, не запрещенные законом поступления.
Порядок регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами учреждения.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Если казенное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность, предусмотренную Уставом, то в этом случае учреждение действует не от имени публично-правового образования, а от своего имени.
Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Полученная учреждением прибыль не подлежит распределению между учредителями учреждения.
В соответствии с положениями законодательных актов Российской Федерации казенное учреждение, как российская организация, является плательщиком налога на прибыль.
С учетом изложенного исполнительные органы власти субъекта РФ, включенные в ЕГРЮЛ, являются налогоплательщиками, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
Закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (далее — Перечень), определен в статье 251 Налогового кодекса РФ.
Однако не все доходы, получаемые учреждениями, подлежат налогообложению, в частности входят в налоговую базу для расчета по налогу на прибыль.
Ниже приведены необлагаемые доходы, которые могут получать исключительно казенные учреждения.
В частности, не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями:
- от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
- от исполнения иных государственных (муниципальных) функций.
При практическом применении положений подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации у казенных учреждений зачастую возникает ряд вопросов.
В соответствии с пунктом 2 письма Минфина РФ от 2 августа 2012 года № 02-03-09/3040 любые доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг (выполнению работ), в том числе от деятельности по сдаче имущества в аренду, не учитываются при налогообложении прибыли, если эта деятельность предусмотрена Уставом казенного учреждения. Существует другая официальная позиция, заключающаяся в том, что при налогообложении прибыли не учитываются только доходы казенного учреждения от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Перечень государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) должен определяться по Реестру государственных (муниципальных) услуг и Перечню услуг и (или) работ в соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ соответственно.
В письме ФНС России от 21 сентября 2011 года № ЕД-4-3/15432@ разъясняет, что Закон № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Положения Закона №83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках, определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов).
Таким образом, нормы подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, в рамках, определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. В этой связи, по мнению ФНС России, сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственной (муниципальной) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Министерство Финансов Российской Федерации в письме от 29 сентября 2011 года № 12-08-25/4392 в отношении формирования перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями (далее Перечень услуг) дает следующие разъяснения:
В связи с тем, что государственные (муниципальные) учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (статья 6 БК РФ, ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
В перечень услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с такими полномочиями.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 году № 314 под функции по оказанию государственных услуг заключаются в предоставлении федеральными органами исполнительной власти услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Услуги могут предоставляться самим учреждением или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации. Услуги должны предоставляется безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам.
С учетом изложенного, если оказание услуг предусмотрено уставом учреждения как одна из целей его создания и напрямую связано с полномочиями (функциями) соответствующих органов власти, то оказание этих услуг может быть отнесено к выполнению иных государственных (муниципальных) функций. В этом случае доход от оказания платных услуг подпадает под действие подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В целях исключения налоговых рисков доходы казенного учреждения от оказания услуг (выполнения работ) признаются в качестве необлагаемых налогом на прибыль доходов, если оказываемые услуги (выполняемые работы) поименованы одновременно:
1) в Уставе казенного учреждения;
2) в Реестрах (перечнях) государственных (муниципальных услуг);
3) в Государственном (муниципальном) задании (в случае его формирования).
При этом формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.
Если же у казенных учреждений возникает обязанность по уплате налога на прибыль (например, при сдаче казенными учреждениями в аренду закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества), уплата данного налога производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
По общему правилу доходы от реализации казенными учреждениями имущества (товаров) или имущественных прав подлежат налогообложению в установленном порядке.
Однако в отдельных разъяснениях контролирующих органов сформулировано мнение о возможности не учитывать в целях налогообложения прибыли доходов от реализации имущества (имущественных прав).
Но только тогда, когда соответствующие операции являются неотъемлемой частью деятельности казенного учреждения по исполнению государственных (муниципальных) функций в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов и учредительных документов казенного учреждения.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1 Особенности правового положения казенных учреждений
Действующим закон
Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует взаимодействие главного распорядителя бюджетных средств и казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя данного вида финансирования.
Финансирование деятельности казенного учреждения производится за счет средств государственного бюджета соответствующего уровня. В основе финансирования лежит бюджетная смета.
Если в учредительные документы казенного учреждения содержат ссылку на возможность осуществлять деятельность, приносящую доход, то казенное учреждение может осуществлять коммерческую деятельность. Доходы, полученные казенным от коммерческой деятельности, не остаются в распоряжении учреждения, они поступают в бюджет соответствующего уровня. Обычно уровень бюджета, из которого финансируется казенного учреждения и куда перечисляются доходы от коммерческой деятельности казенного учреждения, совпадают.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации содержит положения о том, что операции казенного учреждения с бюджетными средствами должны производится только через лицевые счета, открытые в Федеральном Казначействе для данного казенного учреждения. Если иное не предусмотрено Бюджетным Кодексом, РФ Российская Федерация или ее субъекты являются Лицом, заключающим контракты и осуществляющим оплату контрактов и иных договоров казенного учреждения, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств.
Основанием для признания судом контрактов и иных договоров, заключенных казенным учреждением, недействительными может являться нарушение казенным учреждением требований по осуществлению оплаты контрактов и договоров только через счета, открытые ему в Федеральном казначействе. Такой иск могут подать органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
В случае если из-за недостатка бюджетных средств или по иным причинам казенному учреждению был уменьшен лимит бюджетных средств, приведший к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств по ранее заключенным им государственным контрактам и иным договорам, казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий контрактов. То есть, провести новое согласование с поставщиками и подрядчиками по цене поставки и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов и (или) иных договоров.
Вторая сторона государственного контракта или иного договора, заключенного и не исполненного казенным учреждением, вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба. Фактически понесенным ущербом, считается ущерб, непосредственно обусловленный изменением условий государственного контракта или иного договора.
Если у казенного учреждения недостаточно лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему для исполнения его денежных обязательств, то по таким обязательствам отвечает орган государственный орган, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Положениями бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение должно самостоятельно выступать в суде как истец и ответчик. А также обеспечивать исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе.
В соответствии с полученным статусом казенное учреждение не наделено правом получения и предоставления кредитов и займов, а также правом приобретения ценных бумаг. Предоставление субсидий и бюджетных кредитов для казенного учреждения также не предусмотрено.
Все положения, установленные 161 статьей Бюджетного Кодекса Российской Федерации для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
3.2 Особенности правового положения бюджетных учреждений
П оложениями Бюджетного Кодекса регламентирующие деятельность бюджетного учреждения определяют, что бюджетное учреждение должно осуществлять операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые ему в Федеральном Казначействе.
Все операции бюджетного учреждения, относящиеся к расходованию бюджетных средств должны строго соответствовать бюджетной смете. Бюджетная смета формируется и ведется в соответствии со статьями Бюджетного Кодекса.
Государственные контракты, и иные заключенные учреждением договора, которые должны исполняться за счет бюджетных средств. Такие договора и контракты оплачиваются в пределах фиксированных сумм, доведенных бюджетному учреждению по кодам классификации расходов соответствующего бюджета. Также они должны соответствовать лимиту бюджетных обязательств. При заключении контрактов и их оплате необходимо принимать в расчет принятые, но неисполненные бюджетным учреждением обязательства.