Правовой нигилизм и правовой идеализм: теоретические аспекты

2.2 Формы проявления правового идеализма

3. Негативное влияние правового идеализма и правового нигилизма и пути их преодоления Заключение Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Развитие современного общества неразрывно связано с необходимостью развития права как главного регулятора общественных отношений и построения правового государства.

Конституцией 1993 г. Российская Федерация была провозглашена правовым государством. «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». (Конституция Российской Федерации. — Эксмо, К 65 2010. — 32с. (законы и кодексы).) Но в настоящее время это еще не вошло в практику, то есть государство еще не является той политической властью, которая признает безусловное верховенство закона, единого для всех членов общества, учитывает их интересы, обеспечивает защиту прав и свобод. Причем данная ситуация характерна не только для России, где она проявляется более остро и наглядно в силу еще «молодой» демократии, в той или иной степени она проявляется и в других странах.

Причины данного явления связаны, прежде всего, с уровнем развития правовой культуры в обществе и с особенностями правосознания, имеющего существенное влияние на организацию общественной жизни.

Наиболее важной и актуальной в этом плане видится проблема отношения людей к праву, которое подчас принимает крайне противоположные формы. От положительного, когда человек понимает необходимость и важность права, до отрицательного, когда человек полностью его отвергает, считая бесполезным и ненужным. Отношение к праву может быть основано на разумном, рациональном подходе, либо эмоциональном, возникшим под влиянием каких-либо идей, чувств или настроений. В настоящее время наиболее остро проявляется отрицательное, неуважительное, а порой и пренебрежительное отношение людей к праву, приводящее к тому, что законы игнорируются, не исполняются или вовсе откровенно нарушаются. Это явление носит название правового нигилизма. Оно оказывает серьезное влияние на формирование правосознания широких масс населения, что, в свою очередь, негативно отражается на процессах развития экономики и юриспруденции.

3 стр., 1143 слов

Применение права как основная форма реализации права

... формы его реализации Охарактеризовать применение права как форму его реализации Проанализировать стадии применения норм права Для достижения цели, которую мы поставили перед исследованием, для решения задач, выдвинутых нами, мы использовали в работе ...

Противоположностью правового нигилизма является правовой идеализм, своеобразная переоценка возможностей права, излишнее идеализированное отношение к юридическим средствам, вера в то, что приняв «правильные» законы, можно решить все социальные проблемы в обществе.

Правовой нигилизм и правовой идеализм происходят из одних и тех же проблем общества — низкого уровня политико-правовой культуры, искаженного правосознания и юридической безграмотности.

В настоящее время проблемы правового нигилизма и идеализма, особенно порожденные современными условиями, сферой имеющихся на сегодняшний день исследований, полностью не охвачены. По большей части эти исследования имеют фрагментарный характер, без комплексного системного подхода и изучения конкретных форм проявления данных феноменов. К тому же по ряду вопросов у представителей юридико-правовой науки отсутствует единая точка зрения на эти явления, а порой их мнения кардинально расходятся.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопросов о понятии правового нигилизма и правового идеализма, изучить их происхождение, формы выражения, а затем определить их влияние на систему общественных отношений и пути борьбы с этими формами деформации правового сознания.

Задачами, которые определяются поставленной целью работы, являются:

— раскрытие и уточнение основных понятий, характеризующих данные явления;

— анализирование их истоков;

— рассмотрение форм проявления правового нигилизма и правового идеализма;

— выявление взаимосвязи между правовым нигилизмом и правовым идеализмом;

— определение их негативного влияния и путей их преодоления.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, пяти параграфов и заключения.

1. Правовой нигилизм

1.1 Понятие правового нигилизма и его источники

Термин «нигилизм» происходит от латинского nihil — «ничто», и выражает отрицание, негативное отношение субъекта (или группы субъектов, сформировавшейся под влиянием некоторой идеи или общности интересов, класса) к определенным идеалам, нормам, взглядам, системам ценностей либо всем сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения, главной идеей которой является полное отрицание норм, правил, общественных устоев и традиций.

Нигилизм как течение общественной мысли уходит корнями в далекое прошлое. Впервые нигилистические идеи в отношении права выдвинули конфуцианцы в Китае. В отличие от античных философов классического периода (Платон, Аристотель), рассматривавших проблемы выбора и ответственности человека, подчеркивая тем самым роль права и законов, конфуцианцы обращались к совести человека, добродетели, человеколюбию и т. д. Они утверждали, что обществом следует управлять не при помощи законов, а на основе системы нравственных установлений.

в XIX—XX вв.

А. И. Володина, Г. А. Васильев

Достаточно вспомнить, насколько широко было распространено движение по организации так называемых «добровольных народных дружин». В этом плане привлечение общества к борьбе с правонарушениями принесла положительный эффект, тогда как другие попытки активного вмешательства в эту сферу, такие как создание товарищеских судов или когда преступники отдавались «на поруки», имели абсолютно противоположный результат. Причиной этого служило привлечение некомпетентных, юридически безграмотных людей, совершенно не способных решать подобные задачи, попытка подмены права идеологией. Как следствие — вело к формированию нигилистического отношения к праву и законности.

3 стр., 1496 слов

Актуальные проблемы международного публичного права. Проблема ...

... актуальной – это проблема эффективности и справедливости правосудия в рамках Международного суда ООН. Как известно, правосудие во всех странах мира призвано защищать тех, чьи права ... г 6 Каламкарян Р.А. «Международный суд ООН как административно –правовой орган мирового сообщества по мирному разрешению международных споров», журнал «Международное право и международные организации» , №2, 2011 ...

В годы «перестройки» в нашей стране еще острее встала проблема так называемого социального нигилизма, когда переоценивались, переосмыливались и осуждались многие события исторического масштаба, происходившие в эпоху социализма. С другой стороны, проведение курса реформ, смена уклада жизни с появлением рыночных отношений также вызывало неприятие и негативное отношение у некоторых слоев населения. Все это не могло не отразиться и на отношении к праву, законам, государственным институтам и власти в целом.

1.2 Формы проявления правового нигилизма

нигилизм правовой анархист Различают две разновидности, или формы правового нигилизма — теоретическую (идеологическую) и практическую. К первой относится теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, выраженное в создании теорий и учений, отрицающих либо умаляющих как роль права вообще, так и прав отдельного человека. На первое место выдвигаются какие-либо моральные ценности (пример — конфуцианство) или идеологические постулаты, согласно которым общество само в состоянии решать стоящие перед ним задачи (например, посредством «всемирного голосования» в коммунистическом обществе).

Либо в качестве главной цели ставится решение какой-либо глобальной проблемы (например, построение коммунизма или «освобождение личности» по М. Бакунину. В соответствии с идеологией формируются идеи, эмоции, убеждения.

Во втором случае происходит практическая реализация указанных взглядов и учений. Это может выражаться в крайне уродливых формах — террора государства против собственного народа, приводящего к многомиллионным жертвам среди населения и, в итоге, превращения правящей элиты в преступную клику.

Правовой нигилизм способен быстро видоизменяться в соотвествии с процессами и изменениями, происходящими в обществе приспосабливаться к новым условиям. Его конкретное проявление имеет множество различных форм и граней.

Н. И. Матузов

а) прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных актов, составляющие огромный массив уголовно наказуемых деяний и гражданских, административных и дисциплинарных проступков, среди которых наиболее грубым и опасным видом правового нигилизма является корыстный уголовный криминал, наносящий неисчислимый физический, материальный и моральный вред обществу.

А. В. Теория

б) Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, органы государственной власти, общественные организации) не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать в соответствии со «своими правилами». Это признак бессилия власти.

С законами не считаются, их блокируют и саботируют. Для многих закон становится весьма условным понятием. Указы Президента России порой не признаются местными властями или истолковываются ими на свой лад. Многие федеральные и региональные чиновники, целые коллективы и даже субъекты Федерации отказываются выполнять те или иные законы, так как они, по их мнению, «неправильные».

3 стр., 1460 слов

Проблема формирования правового государства в России

... диктатура представляет собой власть, которая не связана законами. В этих условиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался правовой нигилизм, который сочетался с ...

Все это является результатом крайне низкого и деформированного сознания, отсутствия должной правовой культуры, следствием общей расхлябанности и безответственности.

А. В. Теория

в) война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов как бы нейтрализуют друг друга, теряя при этом свою силу и становясь бесполезными. Принимающиеся в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы, что приводит к возникновению острейших коллизий.

С другой стороны, обширные области общественных отношений, объективно нуждающиеся в правовом регулировании, не охвачены правовыми нормами, тогда как отдельные стороны жизни общества перенасыщены регламентацией. Все это создает правовой беспорядок, неразбериху, войну законов и властей. Запутанность законодательства дает простор для волюнтаристских действий властных структур и должностных лиц.

г) подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, стремление различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве». При этом целесообразность может выступать в виде государственной, региональной, местной, партийной и даже личной.

Умами многих чиновников высокого ранга владеет установка на то, что «ради дела» или «здравого смысла» можно поступиться законом. Законность зачастую противопоставляется так называемому «здравому смыслу», от которого один шаг до произвола и правовой «самодеятельности».

д) Конфронтация на всех уровнях представительных и исполнительных структур власти, личные амбиции и соперничество лидеров, при котором на первый план выходили престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание.

В итоге в нашей стране ветви (органы) власти постоянно воюют и конфронтируют друг с другом как антиподы. Возникший дисбаланс властей является питательной средой для правового нигилизма.

В результате «подковерной борьбы», войн компроматов, столкновения различных олигархических групп и кланов, проникновения криминала в государственный аппарат правовая ситуация в обществе остается неустойчивой.

е) нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон и способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе. Бессилие права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает недовольство, раздражение и протест. Человек перестает ценить и уважать право, так как не видит в нем гаранта и надежной опоры, что даже у законопослушных граждан вырабатывает нигилизм и недоверие к существующим институтам. Признание и конституциональное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. Невозможность осуществить свое право порождает у личности разочарованность, скепсис, отчужденность от него.

ж) Теоретическая форма правового нигилизма проистекает из старых и новых постулатов, связанных с догматизацией и вульгаризацией известных положений марксизма о государстве и праве наряду с рядом неверных, искаженных, идеализированных представлений о государственно-правовой действительности (отмирание права, замена правового регулирования общенормативным или моральным, верховенство политики над правом, власти над законом, жесткий экономический детерминизм и т. д. ).

3 стр., 1464 слов

Понятие права. Роль права в жизни государства и общества

... через правовую систему (в пределах правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В РФ В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и ...

«Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его „измерения“ и модификации (правотворческие экспромты, декларативность и многословие законов, неуважение к суду, ведомственность, неконтролируемые процессы суверенизации и сепаратизма, разбалансированность правовой системы, несогласованность в управлении, неплатежи, сшибка полномочий и юрисдикции различных органов, вседозволенность и т. д. )». (Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2004, 269с. http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/132.htm)

2. Правовой идеализм

2.1 Понятие и источники правового идеализма

Правовой идеализм, или романтизм — явление, противоположное правовому нигилизму. Оно выражается в идеализации права, переоценке роли права и его возможностей играть определяющую роль в реальном поведении людей, убежденности в том, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы общества.

Н. И. Матузовым

Причину возникновения государства он видел в потребности людей к объединению с целью облегчения своего существования. При разработке концепции идеального государства Платон исходил из соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Три начала в государстве — совещательное, защитное и деловое, соответствует трем началам человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему. В соответствии с этим государство формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев).

По мнению Платона, государство может считаться справедливым только в том случае, если каждое из его сословий выполняет свое дело и не вмешивается в дела других при наличии иерархической соподчиненности во имя сохранения целого.

По Платону, в государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия, каждая из которых может выступать в двух разновидностях. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть немногих и просвещенных — аристократия, немногих думающих только о себе — олигархия. Так же законной и незаконной может быть демократия, то есть власть всех (https:// , 11).

В обществе идеального государства Платона преобладает средний достаток, чрезмерные богатство и бедность осуждаются.

Ученик и критик Платона Аристотель разработал свою концепцию создания «среднего» и идеального государства. Несмотря на то, сто рассматриваемые исторические формы государства у Аристотеля были разными и имели те или иные недостатки, наилучшим государственным строем, по его мнению, был тот, где господствовали люди и не очень богатые, и не очень бедные. Элементы этого «среднего» строя можно находить в самых разнообразных государствах: монархии, аристократии, олигархии, демократии.

Государство, по Аристотелю, должно быть фактическим осуществлением добродетели, которую он понимает как серединную гармонию между двумя крайностями. При этом он считает, что высокая мораль и разум свойственны только высшему классу, ремесленники, рыночные торговцы и тому подобное, ими не обладают.

4 стр., 1755 слов

Анализ нравственных и правовых норм

... характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества. Сравнительный анализ нравственных и правовых норм В теории права соотношение права и ... норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание ...

В качестве идеального государства Аристотель обрисовал такое, которое является нерушимой автаркией, то есть системой замкнутого воспроизводства с минимальной зависимостью от внешней среды и экономической системой обеспечения, осуществляющей высшую моральную ценность эвдаймонию.

Крупнейший политический философ Ренессанса Николо Маккиавелли подчеркивает наличие свободной воли у людей, определяющей их поступки. Однако, по его мнению, от воли, способности и энергии человека зависит лишь часть результата деятельности людей. Остальное определяется фортуной, удачей, везением, способными вознести человека к вершинам власти, и наоборот.

Н. Макиавелли оправдывает диктаторскую суть власти государя, которая, якобы нужна правителю не ради самой власти, а ради процветания государства.

Самые известные ренессансные проекты идеального общества — «Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Томазо Кампанеллы.

Т. Мор источником всех бед современного ему общества считает неправильное общественное устройство и необузданность страстей власть имущих. В идеальном государстве у него отсутствует индивидуальная свобода, все члены общества участвуют в трудовой деятельности (ремесленной, сельскохозяйственной, интеллектуальной), переходя от одного вида деятельности к другому, нет частной собственности, а золото не имеет никакой цены. Самые грязные работы выполняют превращенные в рабов преступники, высшие должности занимают освобожденные от физического труда интеллектуалы.

Т. Кампанелла изображает общество, которым управляют ученые-жрецы. В нем также отсутствует частная собственность. Кроме того, в нем нет семьи, а все дети воспитываются в государственных учреждениях. Каждый член общества «соляриев» должен трудиться по четыре часа в день.

В качестве обобщения, можно сказать, что всем ранним утопическим теориям присуща строгая регламентация всех сторон жизни общества и отрицание права человека на частную жизнь, которая в этих идеальных обществах проходит под жестким контролем его руководителей, даже отношения между полами строго регулируются законодательством.

В России правовой идеализм получил особое развитие и распространение в правовом сознании на уровне аппарата государственной власти в период расцвета коммунистической идеологии и плановой экономики. Изобиловали всевозможные постановления, решения, планы, которые провозглашались «великими», «эпохальными», «судьбоносными» и проходили под лозунгами о дальнейшем развитии, об укреплении, повышении и т. д. Насаждалась вера в роль партии (КПСС), в светлое будущее. Однако все эти иллюзии рано или поздно развеивались.

Не миновали этого феномена и периоды «перестройки» и реформирования. Например, считалось, что принятие «сухого закона» должно было избавить общество от такого порока, как пьянство. Его претворение в жизнь, в лучших традициях еще не изжитой окончательно коммунистической идеологии, сопровождалось созданием огромного количества «обществ трезвости», проведением широко пропагандируемых «трезвых свадеб» и массовой вырубкой виноградников в южных регионах страны. В итоге порок так и не был искоренен, тогда как экономике был нанесен огромный ущерб. Еще одним ярким примером может служить программа реформирования экономики «500 дней», в которой предусматривалось осуществить переход с плановой экономики на рыночную, начало приватизации государственных предприятий, систему мер по облегчению социальных последствий реформ. В итоге попытка провести реформы в столь ускоренном темпе имело тяжелейшие социальные последствия для большей части населения.

3 стр., 1231 слов

Соотношение правовых норм и норм нравственности

... других норм, действующих в обществе и выполняю¬щих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и ...

Таким образом, правовой идеализм советского, «перестроечного» и реформистского периода выражался в вере в то, что принятием определенных правовых норм можно в короткие сроки решить глубоко укоренившиеся проблемы общества.

2.2 Формы проявления правового идеализма

Правовой идеализм, как и правовой нигилизм, может иметь различные проявления. Он может проявляться в рамках государственного аппарата, во взглядах ученых-правоведов, в отношении к праву населения. Можно выделить следующие формы правового идеализма:

  • а) безоговорочная вера граждан в то, что «правильные» законы могут быстро изменить жизнь;
  • б) идеалистичное отношение к возможностям права со стороны законодателей.

Обычно это выражается в создании правовых норм без учета отношений, сложившихся в обществе, опережающих свое время, так как ни один закон не может работать, если ему еще нечего регулировать;

— в) неверное понимание возможностей правовых норм со стороны государственных органов и должностных лиц, их буквальное восприятие, преувеличение их значимости, без учета жизненных реалий, конкретных обстоятельств. Закон не может предусматривать все особенности отношений в обществе, образа жизни, сложившихся в силу традиций, обычаев, местных условий.

г) отношение ученых-правоведов к праву, как к некой абстракции, оторванность от реальности. Она выражается в отсутствии при создании правовых норм учета всех условий той среды, в которой она будет реализовываться — экономических, политических и социальных;

  • д) отсутствие реалистичного подхода со стороны законодателей при создании правовых норм, когда при принятии нового закона не предусматриваются механизмы для его реализации.

3. Негативное влияние правового идеализма и правового нигилизма и пути их преодоления

Несмотря на то, что правовой идеализм и правовой нигилизм имеют противоположную направленность, оба эти явления носят негативный характер и отрицательно влияют на процессы, происходящие в обществе.

Хотя проявления правового идеализма менее заметны, не стоит недооценивать тот вред, который он наносит обществу и государству. Этот феномен, пожалуй, даже более коварен, чем правовой нигилизм, так как его последствия видны не сразу, а проявляются по прошествии длительного времени.

Так, слепая вера в «хорошие» законы, а с ними и в быстрые перемены жизни в лучшую сторону в итоге порождают у людей разочарование, а затем и недоверие у людей к праву и государству в целом. Создание правовых норм, которые по своей сути, возможно, и являются прогрессивными, но опережают свое время, также не несет в себе ничего хорошего. Между тем, вера законодателей в то, что достаточно разработать и принять «умные» и «правильные» законы, и общество начнет жить и развиваться по новым принципам, приводит к появлению массы правовых норм, пытающихся охватить все новые сферы жизни. Но, к сожалению, одними законами изменить жизнь в одночасье невозможно. Законы же, которые не работают, могут вызывать только иронию и раздражение. Обилие нереализованных правовых норм приводит к неверию в их возможности, к тому, что закон превращается в «пустой звук».

3 стр., 1391 слов

Административно-правовые нормы

... работы состоит из следующих положений: понятие и особенности административно- правовых норм, виды административно- правовых, реализация и действие административно- правовых норм. Актуальность исследования данной темы обусловлена необходимостью изучения и исследования административно- правовых норм права, с целью правильного применения норм права ...

Излишний бюрократизм, стремление исполнять каждую букву закона, преувеличивая их значимость, со стороны государственных органов и должностных лиц на общем фоне высокого уровня социального неравенства способствует нарастанию раздражения в адрес чиновников и государственной власти в целом.

В итоге, все эти факторы в совокупности, приводят к негативному, отрицательному отношению к праву и государственным институтам в целом у широких масс населения. То есть правовой идеализм с течением времени приводит к противоположному явлению — правовому нигилизму, своеобразно «подпитывая» его.

Правовой нигилизм уже в самом своем названии отражает свою сущность — отрицательное, негативное, неуважительное отношение к праву, законам и нормативному порядку. Степень выражения правового нигилизма может варьироваться от безразличного отношения к праву, его явной недооценки до полного его отрицания, враждебного, протестного неприятия.

В нашей стране в последние годы создавались многочисленные предпосылки для развития проявлений этого феномена. Ими пронизано все общество, от высших эшелонов власти до рядовых граждан. Пренебрежительное отношение к законам, неверие в возможности права порождает ощущение безнаказанности, что приводит к увеличению числа правонарушений, росту преступности. Бессилие власти, проникновение правового нигилизма в среду государственных структур, когда сама власть пытается не следовать духу и букве закона, а подогнать правовые нормы «под себя», вызывает повышение социальной напряженности в обществе, что особенно опасно.

Тем не менее, пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма существуют, хотя это длительный процесс, затрагивающий различные сферы общественных отношений. Он должен быть направлен не только на изменение законодательства, но и объективных условий жизни. Для этого необходимо возродить и утвердить у людей веру в право, действуя по следующим направлениям:

  • а) привести всю законодательную базу как на федеральном, так и региональных уровнях, в соответствие Конституции;
  • б) ликвидировать противоречивые, взаимоисключающие позиции из нормативных актов;
  • в) при разработке новых законов четко и взвешенно подходить к их содержанию, оценивая их взаимосвязь, механизмы и рычаги их реализации, их возможности в применении к существующим условиям с учетом отношений, сложившихся в обществе;
  • г) привлечение к законотворческой деятельности высококвалифицированных специалистов в области права, а также, при разработке правовых норм, регулирующих какую-либо конкретную сферу деятельности — специалистов-профессионалов в этой области;
  • д) обеспечение обязательности исполнения законов путем совершенствования механизмов реализации правовых норм, опираясь, прежде всего, на правовые процедуры;
  • е) направление усилий общества на повышение уровня общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что для того, чтобы преодолеть такие формы деформации общественного сознания, как правовой нигилизм и правовой идеализм , необходимо, прежде всего, изучить глубинные причины, которые мешают нормальному ходу правовых процессов в нашей стране и установлению верховенства права. И на первом месте здесь выступает низкий уровень правовой культуры общества, доставшееся нам в наследство пренебрежение к правовому порядку. Повышение этого уровня современные ученые-правоведы видят в смене типа правопонимания.

2 стр., 934 слов

Информационные Правовые Системы (2)

... т. д. Эти системы занимают промежуточное положение между собственно правовыми и отраслевыми системами. Следующим и, пожалуй, наиболее интересным направлением является создание новых информационных ресурсов на базе аналитической обработки первичных ...

По их мнению, в настоящий момент право понимается как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает абсолютный государственный интерес. Только сменив традиционную парадигму правопонимания, перестроив систему ценностей и принципов социального устройства, направив их на воплощение свободной автономности личности, выведя на передний план недооцениваемое до сих пор «человеческое» содержание права, можно двигаться к праву и правовой культуре.

А вместе с ними и к построению действительно правового государства.

Список использованных нормативных актов и литературы

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, К 65 2010. — 32 с. — (Законы и кодексы).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 1 февраля 2009 года. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 537 с.

М. И. Теория, М. А. Бакунин

antihristianin.txt