На страницах настоящей курсовой работы исследована тема «Свободные экономические зоны: сущность, проблемы, сложившаяся практика».
Тема курсовой работы актуальна по следующим причинам. Во-первых, свободные экономические зоны представляют собой новый механизм государственно-частного партнёрства, и как всё новое приковывает к себе пристальное внимание общественности. Во-вторых, свободные экономические зоны являются мощным стимулом для развития отечественной экономики, что придаёт настоящему исследованию особо актуальный характер.
Цель курсовой работы – изучить сущность, проблемы и сложившуюся практику формирования и развития свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические основы свободных
2) проанализировать современное состояние и перспективы развития свободных экономических зон в России;
3) изучить проблемы развития свободных
Предметом курсовой работы является сложившаяся практика формирования и развития свободных экономических зон в Российской Федерации.
Объект курсовой работы – свободные экономические зоны Российской Федерации.
При подготовке курсовой работы были использованы следующие методы:
- метод сопоставления единиц наблюдения;
- метод экономико-
статистического анализа; - метод прогнозирования.
В основу курсовой работы были положены ведущие труды известных отечественных авторов в
Информационной базой курсовой работы стали статьи журналов и газет за последние 3 года. Кроме того, при подготовке и проведении исследования были задействованы нормативно-
ГЛАВА 1. ТеоретическИЕ ОСНОВЫ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие ОЭЗ, их виды и значение
Свободная экономическая зона представляет собой ограниченную территорию с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, созданную для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории.
Курсовая работа вменяемость и невменяемость в уголовном праве
... урегулирования возможных правовых пробелов в этой области. При написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи: 1. Изучить общие характеристики, а также особенности проблематики вменяемости и невменяемости в уголовном праве России. 2. Проанализировать ...
Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ термин «свободная экономическая зона» заменён термином «особая экономическая зона», который и будет использоваться для целей настоящей курсовой работы.
В соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» «Особая экономическая зона (ОЭЗ) – определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности» (ст. 2).
Нормами ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определяются основные цели создания ОЭЗ (ст. 3).
Это:
1) развитие инфраструктуры и обрабатывающих отраслей экономики;
2) развитие высокотехнологичных отраслей;
3) производство новых видов продукции;
4) развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
К задачам создания ОЭЗ в России можно отнести следующее:
- а) создание территории новой экономики;
- б) создание комфортных условий для работы и отдыха;
- в) создание высокорентабельных инновационных производств;
- г) привлечение инвестиций в основные фонды, оборудование и человеческий капитал;
- д) создание благоприятных условий для инвесторов (налоговые льготы, таможня, администрирование);
- е) выбор территории, определение границ, строительство инженерной, транспортной и иной инфраструктуры.
Характерными чертами ОЭЗ в Российской Федерации являются:
- а) наличие локальной, обособленной системы управления, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком спектре;
- б) всесторонняя поддержка со стороны государственной власти;
- в) применение различных видов льгот и стимулов, характеристика которых представлена в таблице 1. [15]
Таблица 1
Характеристика льгот и стимулов, применяемых в ОЭЗ
Виды льгот и стимулов |
Характеристика льгот и стимулов |
Внешнеторговые |
Снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций |
Фискальные |
Налоговое стимулирование конкретных видов деятельности. Могут затрагивать налоговую базу, отдельные ее компоненты, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения |
Финансовые |
Различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде, так и косвенно |
Административные |
Упрощают процедуры регистрации предприятий, режимы въезда – выезда иностранных граждан |
Такие страны, как Германия, Япония, Англия и США, первыми заинтересовались свободными экономическими зонами и способствовали их росту. Первыми СЭЗ, размещенными в стратегических местах и ставшими международной лабораторией, были: остров Дельфос в Средиземном море, Гамбург, Марсель (Испания), Гонконг, Сингапур, Шанон, Колон (Панама), Икике (север Чили), Барранкилья (Колумбии).
В настоящее время свободные экономические зоны существуют по всему миру и страны осознают, насколько они важны как центры экономического развития. В США действуют 260 зон, в них размещены более 2000 фирм с годовым оборотом 230 миллиардов долларов США, 70% из которых предназначены для внутреннего рынка. В Китае размещены 124 особые зоны с более чем 10000 инвестиционных проектов, со 120 миллионами долларов США годового дохода, 8 % которого предназначается на экспорт. Великолепным примером роста и конкурентоспособности может послужить СЭЗ Тянжин — Теда: ее площадь равна 33 км 2 , в ней размещены 128 предприятий, инвестируется 10 млрд. долл. США, 1350 млрд. долл. США получаются за счет экспорта.
В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. [11]
Российское законодательство определяет возможность создания в России четырёх типов ОЭЗ:
а) промышленно-производственных (ПП ОЭЗ);
- б) технико-внедренческих (ТВ ОЭЗ);
- в) туристско-рекреационных (ТР ОЭЗ);
- г) портовых (ПО ЭЗ).
В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35 %, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40 % прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений.
ОЭЗ могут стать гибким инструментом, легко адаптирующимся к экономической политике, способным быстро создавать преимущества, эффективные для экономического развития регионов, как центров развития прогрессивных технологий.
1.2 Нормативно-правовая база создания и функционирования ОЭЗ в России
Основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс создания и функционирования ОЭЗ в России перечислены в таблице 2. [23]
Таблица 2
Нормативно-правовая база создания и функционирования ОЭЗ в России
Категории нормативно-правовых документов |
Нормативно-правовые документы |
Федеральные законы |
ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ |
ФЗ РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 03.06.2006 № 76-ФЗ |
|
ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.10.2007 № 240-ФЗ |
|
Постановления и распоряжения Правительства РФ |
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны» от 13.12.2005 № 758 |
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» от 13.09.2005 № 564 |
|
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» от 13.09.2005 № 563 |
|
Приказы Минэкономразвития РФ |
Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны» от 31.03.2006 № 84 |
Центральное место среди нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ОЭЗ, занимает ФЗ «Об особых экономических зонах в
Основная цель создания зон с особым правовым режимом – активизация международной торговли и привлечение инвестиций путем освобождения товаров, помещаемых в данные зоны, от импортных таможенных пошлин и налогов.
В Российской Федерации долгое время не существовало унифицированных правил, определяющих правовой режим особых экономических зон. Законодательство в данной области было представлено небольшим количеством нормативных актов, касающихся создания свободных экономических зон в конкретном географическом районе, причем не только не согласующихся между собой, но и противоречащих во многом федеральному законодательству в области таможенного и налогового регулирования. Более того, не были разработаны основные цели и принципы функционирования данных зон, система управления и контроля, что фактически превратило все созданные свободные экономические зоны в нерегулируемые территории, на которых регулярно применялись схемы ухода от уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» внес кардинальные изменения в российское законодательство.
Как было указано выше, на территории Российской Федерации могут быть созданы два вида особых экономических зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Площадь этих зон строго ограничена. Таким образом, было прекращено функционирование экономических зон в размере региона, что позволило упростить процедуру обустройства территории и создало дополнительные возможности для осуществления более эффективного управления и контроля за деятельностью предприятий уполномоченными органами государственной власти.
В пределах ОЭЗ устанавливается особый правовой режим предпринимательской деятельности, однако он распространяется только на резидентов особой экономической зоны – коммерческие организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности и внесенные в реестр резидентов особой экономической зоны. Основным принципом приобретения и использования статуса резидента ОЭЗ является обоснованность деятельности, осуществляемой на ее территории. Для выполнения данного условия разработан механизм представления и рассмотрения заявок на получение статуса резидента, а также особые требования к инвестиционным проектам заявителей.