В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 год) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных мер уголовно – правового характера.
Принятие Уголовно–исполнительного кодекса позволило не только расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. До 1 июля 1997 года исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных сил СССР, Исправительно–трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно –трудового воздействия на осужденных и другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и ведомств.
Характеризуя новый Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и то, что он разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов. При противоречии между ратифицированными Российской Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с договорами.
К числу важнейших международных актов, касающихся обращения с осужденными, относятся, в частности: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, 1955 год; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 год; Концепция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979 год; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 год; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 год; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. ...
... возлагается на исправительные учреждения, входящие и соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Для исполнения наказания в виде ареста ...
Уголовно–исполнительный кодекс закрепил важнейшее положение уголовно – исполнительной политики Российского государства о направленности законодательства и практики его применения не решение задач первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности гарантировать правопослушное поведение осужденного во время отбывания наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодекс расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании.[1] На этом понятии основывается и перечень основных средств исправления осужденных. К их числу относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достижения основной задачи правосудия в широком смысле — превращение бывшего преступника в члена общества, который не будет совершать новых преступлений.
Важное значение в Уголовно – исполнительном кодексе РФ придается охране прав осужденных. Подробно регламентируется их правовое положение, которому посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены как обязанности осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личную безопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени в течение многих десятилетий вообще были лишены.
Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих наказание, обусловливается необходимостью повышения эффективности процесса исполнения уголовного наказания, применения мер исправительного воздействия. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который необходим для достижения стоящих перед ним целей.
Таким образом, тема моей курсовой работы является весьма своевременной и актуальной.
Целью данной курсовой работы является — исследовать такой вопрос как,
структуру правового статуса осужденных к лишению свободы, определить характер и сущность его элементов
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Изучить природу правового положения лиц отбывающих наказание.
2. Раскрыть содержание правового статуса лиц, отбывающих наказание.
3. Раскрыть особенности правового положения осужденных отбывающих наказание.
Объект исследования: правовое положение лиц отбывающих наказание.
Предмет исследования: права, законные интересы лиц отбывающих наказание.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.
Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.
Основные средства исправления осужденных (уголовно-исполнительное право)
... режима – это правовая основа использования, в отношении осужденных, мер исправительного влияния. Нормами режима определяется порядок привлечения осужденных к трудовой деятельности и ее организация, ... новых преступлений осужденным. О.Г.Перминов считал, что исправление и ресоциализация осужденных является приоритетной целью исполнения наказания. Преимущественно следует сделать акцент на работах И. ...
В курсовой работе использованы труды известных отечественных ученых-криминалистов, законодательные и нормативные акты РФ, комментарии законодательства, материалы судебной практики, материалы периодической печати.
Тема «Основы правового положения лиц, осужденных к лишению свободы» стала предметом глубочайшего анализа в рамках проводимых исследований таковых видных представителей юридической науки, как В.И. Селиверстов, Г.Л. Минаков, И.Л. Трунов. Ими были разработаны очень суровые концепции, дозволяющие получить довольно объективное представление о сущности, характере и видах ограничений прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.
Глава 1. Понятие правового положения лиц, осужденных
к лишению свободы
Лица, попадающие в сферу регулирования уголовно-исполнительных правоотношений, возникающих при исполнении наказания, имеют определенное правовое положение (статус).
Оно представляет собой совокупность правого положения осужденного, правовое положение его близких родственников, правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, свободы человека и гражданина как приоритетный объект уголовно-правовой охраны">свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации">права и свободы человека являются высшей ценностью, поэтому и лица, отбывающие наказание, как граждане государства, тоже обладают определенными правами и свободами. Это обуславливает наличие особых требований к нормативно правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничению на общегражданских прав и свобод. Дает гарантию обеспечения законности в деятельности персонала при исполнении уголовных наказаний.
Поэтому, по мнению А.И. Зубкова[2], закрепление правового положение осужденных в законе необходимо оценивать именно с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая существенно изменила требования к источникам ограничений прав и свобод человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прежде всего следует обратить внимание на конституционное требование установления ограничений прав и свобод гражданина только федеральным законом. Это вполне объяснимая позиция; объяснимая тем, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе законодательным актом. Что же следует из данного положения для правового статуса осужденных к уголовному наказанию?
Материально-бытовое обеспечение и медико-санитарное обслуживание ...
... Федерации проблема материально-бытового обеспечения и медико-санитарного обслуживания осужденных к лишению свободы остается весьма актуальной. Материально-бытовое обеспечение и медико-санитарное обслуживание осужденных в местах лишения свободы. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы представляет собой определенные условия отбывания наказания, ... прав человека и основных свобод. ...
«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Поэтому в настоящее время идет пересмотр ведомственных актов с точки зрения исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина. Необходимые из них следует предусмотреть в законе.
Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами субъектов
Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ уголовно- исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания наказания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.
В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным основаниям. Это — защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде международных актов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»[5].
В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо правосудие.
Российская Федерация является участником Многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений международных организаций. Правовые основы правового положения осужденных к уголовному наказанию содержатся Конституции РФ, в международных нормативно правовых актах ( Всеобщая декларация прав человека ( принята на третей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), в гл. 2 УИК РФ («Правовое положение осужденных»); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г. ; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/111 от 14 декабря 1990 г. « Основные принципы обращения с заключенными»; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.); Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Принята Комитетом министерств Совета Европы 19 ноября 1996 г.) и в ведомственных нормативных актах (например, приказ МЮ РФ от 27 августа 2004. №142 «о внесении изменений и дополнений в приказ МЮ РФ №136 от 4 мая 2001 «Об объявлении норм питания осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах УИС МЮ РФ»).
Развитие правового статуса осужденных, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства, влияет на международный авторитет.
Право на свободу передвижения в Российской Федерации
... правовыми нормами способностью быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях. Субъектом основного права на свободу передвижения является любой человек, законно находящийся на государственной территории Российской Федерации. Субъектами права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства ...
В настоящее время при исполнении наказания в центре внимания стали права человека. Это подчеркивается на Всероссийских совещаниях по проблемам исполнения наказания. Первоначальными задачами в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание, являются защита прав и свобод гражданина, судебный контроль за законностью и обоснованностью действий органов следствия, дознания и прокуратуры на всех стадиях уголовного процесса, а также должностных лиц Федеральной службы исполнения наказания. За соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов ФСИН в составе МЮ РФ создано управление по контролю. Помимо этого, в ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено:
1. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законное применение средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказания.
2. При исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации С изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным и иным законодательствами России.
3. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.
4. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами России, законодательством Российской Федерации и правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно0исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
5. Права и обязанности осужденных определяется настоящем Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Правовое положение, отбывающих наказание, в общем виде можно определить, по мнению В.И.Селиверстова[3], как основанное на общем статусе граждан России и устанавливаемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.
Правовое положение осужденных – это разновидность специального правового статуса, подразделяющегося на правовые статусы лиц, отбывающие различные виды наказания (исправительные работы, лишение свободы и др.).
Оно базируется на общем правовом статусе граждан России. Осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России, не влечет лишения общего правового статуса граждан нашей страны. Это подтверждает ст. 6 Конституции, в которой говорится о том, что граждане Российской Федерации не могут быть лишены своего гражданства или право изменить его. Согласно этому, в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. лишение свободы по мотивам осуждения к уголовному наказанию не предусмотрено, а согласно ст. 20 этого Федерального закона, отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.