Правовые основы современной Российской государственности

1. Процессы реформирования российского общества, изменения его уклада, политической организации, отношений собственности, а также изменение приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере заставляют задуматься о путях и перспективах развития современной российской государственности. Происходящие изменения общественной жизни во многом носят позитивный характер. Можно констатировать общую демократизацию политической жизни страны, внедрение в практику демократических государственно-правовых институтов, идей и ценностей, определенную степень демократизации деятельности государственной власти и ее органов, постепенное формирование юридического режима компромисса, согласия, обязательных консультаций, поиска взаимоприемлемых решений тех или иных вопросов. Этим изменениям присущ ярко выраженный радикальный характер, что позволило некоторым государствам оценить их как демократическую, антитоталитарную революцию, совершенную в основном мирными способами. Однако нельзя не замечать и негативных, деструктивных процессов, которые серьезно деформируют позитивный потенциал реформ и способны вызвать и в определенной мере вызывают стремление к возврату старых порядков.

В ряде сфер эти негативные явления приводят к социально-политическим конфликтам внутри российского общества, к его расколу, а в целом к кризисному состоянию, выход из которого требует мобилизации всех усилий для государства, общества и связан со значительными потерями материального, социально-политического и нравственно-духовного характера. Более того, может быть поставлен вопрос о судьбе российской государственности, возможности ее деградации и в конечном счете потери самостоятельности России в мировой системе. В этих условиях в последние годы усилилось внимание к анализу современной российской государственности в трудах политологов, юристов, философов, историков, а также публицистов. При этом отмечается резкое ослабление государственности, которым ознаменовано последнее десятилетие политической истории России. Указывается также заметное снижение эффективности государственной власти в стране. Объяснение этому явлению дается разное и одной из причин называют отсутствие доверия и поддержки со стороны граждан существующей власти, ее институтов, политических деятелей, стоящих во главе государства. Отсюда утрата государством социальной базы, снижение престижа и способности вести за собой.

23 стр., 11418 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. К. С. Законодательная «Термин «законодательный» применительно к характеристике органа государственной власти ... вопросов на юге России. Политическая нестабильность и затянувшаяся ... между различными чеченскими обществами, с соседними народами ... жизни региона. Термин «представительный» означает лишь то, что этот орган ...

Еще одна причина — неспособность российского государства в его нынешнем состоянии обеспечить порядок и законность, в том числе защищать и охранять права и свободы людей, воспринимать свое назначение как служение человеку. Только слабое государство не в состоянии добиться строгого соблюдения законов, наладить работу правоохранительных органов на основе общедемократических, гуманистических принципов. К числу такого рода причин можно было бы отнести и практическое неисполнение принимаемых законов, устойчивость правового нигилизма не только в низовых звеньях государственного аппарата, среди его должностных лиц, но и в высших эшелонах власти. Безусловно важной причиной нынешнего состояния в России надо считать отсутствие научно обоснованной программы поэтапного системного реформирования общества. Несмотря на обилие различных программ, надо отметить их большую декларативность, неконкретность, а в ряде многих случаев нереальность из-за недостатка материальных средств. Наконец, существенный ущерб развитию российской государственности наносит некритическое заимствование западного опыта и моделей чуждых российскому менталитету, неспособность выработки самостоятельного пути реформирования России.

Эта тенденция особенно ярко проявлялась на первых этапах осуществления реформ. При этом господствовало убеждение: стоит перенести апробированный опыт западной демократии на российскую почву и успех любых преобразований гарантирован, а западные страны окажут необходимую поддержку проводимым мероприятиям. Проблемы формирования и развития новой российской государственности относятся к фундаментальным по своей теоретической и практической значимости. Вместе с тем они настолько обширны, многообразны, многоаспектны, что их невозможно охватить лишь одной какой-либо наукой. Здесь нужны усилия представителей разных общественных наук и в первую очередь юристов, политологов, экономистов, философов, историков, этнологов и др. Несмотря на разнообразие прогнозов относительно пути развития российского общества и страны в целом, представляется аксиоматичным положение о том, что именно на государство возлагается главная обязанность реформирования общества и проведения всех мероприятий, связанных с созданием нового образа жизни и облика самого государственного механизма. А это, в свою очередь, диктует необходимость глубокого анализа взаимоотношений государства и общества, функциональной характеристики государства, что позволит выявить степень модификации его деятельности, целей и задач в условиях перехода к рыночной экономике, к новому общественному строю.

Важно также проследить, как развиваются отношения государства и собственности, т.е. ключевые, основополагающие отношения, которые определяют тип государственности на конкретном этапе ее развития. Перспективы развития многонациональной государственности невозможно оценить без учета национального фактора, в том числе исторических, социокультурных и иных различий населяющих страну народов. Следует оценить роль современной формы государственного устройства России в выполнении двух взаимосвязанных задач — сохранении территориальной целостности Российской Федерации и одновременно укреплении статуса ее субъектов. Не менее значимы государственно-конфессиональные отношения, накладывающие особый отпечаток на систему ценностей конкретной государственности и диктующие необходимость глубокого и всестороннего осмысления отношений церкви и государства. Невозможно оценить государственность с точки зрения ее прогрессивности, правовой ориентированности без учета взаимоотношений личности и государства, личности и общества, положения дел с соблюдением прав человека, их гарантированностью и реальными возможностями использовать эти права. Права и свободы человека стали высшей ценностью современного общества и приоритетным интересом, более значимым, чем благосостояние и материальная обеспеченность.

11 стр., 5004 слов

Гражданское общество и государство

... и признаки гражданского общества; сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство; Так же, в данном исследовании предпринята попытка проследить развитие учения о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени. “Взаимоотношения государства и гражданского общества ...

Они приобрели огромную значимость в условиях усиления межгосударственных интеграционных связей и стремления построить правовое государство в нашей стране. Реалии современной государственности дают основание именно для такого подхода к анализу современной российской государственности в целях выявления юридически значимых тенденций и закономерностей ее развития. Государственно-правовому развитию российского общества присущи общие закономерности, свойственные любому обществу. Но оно обладает особенностями, характерными только для России. Отсюда настоятельная потребность в изучении такого своеобразия с тем, чтобы установить причины и факторы, воздействующие на процессы жизнедеятельности российского общества, сформировать отношение к новым ценностям и идеалам, возникающим при переходе к новому общественному строю. Цель и задачи курсовой работы: Исходя из актуальности обозначенной темы, недостаточного количества разработок данной проблемы в юридической литературе, я ставлю в качестве цели настоящего исследования изучение практики и теоретическое осмысление процессов формирования новой российской государственности на нынешнем этапе; их научной оценки, выявление тенденций, закономерностей, особенностей развития российской государственности; обобщение различных аспектов проведенного анализа, формулирование выводов и некоторых прогнозов относительно перспектив развития государственности России.

Учитывая обширность и многоплановость выбранной для курсовой работы темы, я ограничила свои исследовательские задачи анализом основополагающих, ключевых сфер государственности, чем определяется выбор подходов и круга анализируемых проблем. Я исходила из того, что главная направленность коренного реформирования российского общества, сущность проводимых переустройств прежде всего в экономической и политической сферах обусловлена стратегической задачей — добиться стабильной всеохватывающей демократизации общества и государства в их устройстве, функционировании, формах, методах, средствах деятельности, в установлении политико-правового режима, территориальной организации, во взаимоотношениях центра и мест, в межгосударственных связях и т.д. Приоритетным ориентиром, главным критерием решения указанной стратегической задачи является отношение к человеческой личности, ее правам и свободам как высшей ценности, защита и охрана прав и свобод человека, их реальность и гарантированность, соответствие международным стандартам. Я попыталась поставить и непосредственно решить следующие конкретные исследовательские задачи:

12 стр., 5678 слов

Правовое государство: состояние и развитие прав человека

... и правовой государственности. В данной работе я раскрою историю возникновения идей правового государства, рассмотрю развитие учений и концепций, построение правового государства в СССР и России, его основные принципы и признаки, а также проанализирую современную правовую культуру, ...

  • проанализировать значимые для развития современной российской государственности факторы и тенденции, проследить изменение состояния государственности под воздействием тех или иных условий и процессов;

сравнить развитие современной российской государственности с общими мировыми тенденциями и практикой формирования новой государственности в постсоциалистических государствах:

обозначить главные изменения в функционировании Российского государства, его роль в формировании нового типа общества:

определить понятие государственности, его элементный состав, специфику проявления:

исследовать влияние особенностей российской ментальности на выбор путей и средств утверждения новой модели российской государственности:

  • раскрыть соотношение важнейших институтов собственности и государства в создании многообразия форм собственности, установить главные принципы соотношения государства и собственности, возможные пределы ограничения государством частной собственности;

раскрыть национальные аспекты российской государственности, в том числе специфику федеративных отношений на нынешнем этапе, установить факторы конфликтности в межнациональных отношениях, средства разрешения конфликтов, оценить договорную практику в государственно-правовом развитии Российской Федерации;

изучить особенности государственно- конфессиональных отношений на различных стадиях развития российской государственности и в современной России, проследить содержательность и тенденции в данных отношениях;

исследовать проблему прав человека в нашей стране, способность и возможности государства обеспечить их охрану и защиту;

сформулировать выводы, рекомендации и положения, способствующие созданию целостной концепции государственно-правового развития российской государственности на нынешнем этапе.

При этом я попыталась выделить наиболее актуальные проблемы формирования и развития современной российской государственности, анализируя их под углом зрения реального действия отдельных факторов и сложившихся условий, ориентируясь главным образом на юридические аспекты и общий юридический фон проводимых в стране преобразований.

2. В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система. В самом общем виде конституцию можно определить как » основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного слоя и государственной организации соответствующей страны». Вне всякого сомнения, конституция — явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

14 стр., 6620 слов

Гражданское государство и правовое общество

... многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу. Из этого следует, что необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею, процесс и ...

Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Конституция 1993 года, прежде всего, вносила порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяла основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права. Необходимо понять, как принятые Конституции РФ 1993 г. изменило дальнейшую жизнь общества. Поэтому основной целью курсовой работы является изучение Конституции и ее влияния на становление правового демократического государства.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

1. СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Разрушение в декабре 1991 г. СССР, прекращение его существования как единого союзного государства остро поставило проблему обеспечения самостоятельного государственного существования и становления новой российской государственности, четкого конституционного определения и закрепления формы правления — республики и демократической формы политического режима в стране.

В условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к » суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований — перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.

Это была, и остается, сложнейшая задача построения государства, которое не является собственностью исключительно одной политической силы и потому не диктует обществу, как ему жить, а лишь надежно и эффективно служит ему: устанавливает и гарантирует в нем порядок, охраняя от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ и прежде всего тем, кто сам не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 — начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

5 стр., 2342 слов

Конституция — основа правовой системы республики башкортостан

... принятия Конституции Республики Башкортостан (декабрь 1993 года),конечно, не могло не оказатьсвоего влияния на ее содержани Принятие Конституции Башкортостана способствовало не только развитию государственности самой республики, но и становлению россий­ского федерализма, обретению российским государством ...

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли, друг другу два несовместимых начала. Новое — президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое — строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т.е. безответственностью) за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология, согласно которой, как пелось в песнях, «сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня», «прежде думай о Родине, а потом о себе», когда утверждалось, что не государство должно служить человеку, а человек — государству.

В связи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Важными шагами в правовом оформлении новой российской государственности стали начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности.

Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.

Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контр реформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.

В целях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке народом курса реформ, конституционного совещания. Хотя большинство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б.Н. Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.

21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Указ формально противоречил ряду статей действующей Конституции. Срочно собравшийся в этот же день Конституционный суд РФ во главе с его Председателем В.Д. Зорькиным посчитал это достаточным основанием для импичмента Президента РФ.

3 стр., 1148 слов

Статус президента по Конституции США 1787 года

Статус президента по конституции США 1787 года Конституция наделяет президента США значительной властью. Президент США по Конституции 1787 года - является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства. Ему же ...