1) принципы организации и проведения выборов;
2) принципы участия граждан России в выборах;
3) принципы, дополняющие (сопутствующие) две предыдущие группы.
Первую группу принципов образуют базовые начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с обязательностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью, состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов, подлинностью (несфальсифицированностью) выборов, федеративной основой российского избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса, запретом одновременного проведения выборов и референдума РФ.
Ко второй группе принципов участия граждан России в выборах следует отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.
К третьей группе принципов избирательного права относятся: гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ.
При этом все принципы избирательного права взаимосвязаны.
Развитие российского избирательного законодательства базируется на нормах Конституции РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иных законах о выборах. Следовательно, в основу организации и проведения всех уровней федерального, регионального и муниципального выборов положены следующие базовые начала.
1.1 ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ
Выборы являются обязательным и единственным законным способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Все другие варианты формирования органов власти противоречат Конституции РФ и действующему федеральному законодательству и являются нарушением основ конституционного строя России.
Обязательность выборов означает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от принятия решения об их и проведении в установленные законом сроки, отменять назначенные выборы или переносить их.
Международное воздушное право: принципы, конвенции, организации
... основные принципы играют роль критерия законности двусторонних норм. Рассмотрим основные принципы международного воздушного права. Принцип ... условия коммерческой деятельности авиапредприятий; в) функции и компетенцию исполнительных авиатранспортных органов государства. В ст. ... территорией. Принцип суверенитета над воздушным пространством является исходным при определении многих положений двусторонних ...
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определен механизм назначения региональных выборов. Выборы указанных в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В соответствии с п. 1 ст. 8 срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (ст. 9 и ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях»).
В случае, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, установленные ч. 7 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях» (в совокупности со ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» уставами и законами субъектов РФ), а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, они назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией: в органы государственной власти субъекта РФ — избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления — соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного ч. 7 ст. 10 срока официального опубликования решения о назначении выборов.
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п. 8 ст. 10 срок выборы указанных в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном ФЗ «Об основных гарантиях», соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на ЦИК России или избирательную комиссию субъекта РФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 — 24 и 29 ФЗ «Об основных гарантиях», а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица — также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Административно-правовые методы в осуществлении функций исполнительной ...
... Например, в зависимости от реализации основных (предметных) функций всего процесса управления (общие методы) или на его отдельных стадиях (специальные методы). Особенностью методов деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ является то, что ...
Кроме того, законодатель счел важным дополнить принцип обязательности выборов рядом гарантий. Так, положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» было закреплено, что «органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов».
Для решения вопроса о досрочных выборах в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Принцип обязательности выборов тесно соприкасается с принципом запрета одновременного проведения выборов с проведением референдума РФ.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и законодательством субъектов РФ официально установленные соответствующими избирательными комиссиями итоги выборов и принятые на основании их решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 12 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях»).
1.2 ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫБОРОВ
Данный принцип непосредственно связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, — гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц.
Принцип периодичности проведения выборов является одним из необходимых и обязательных условий их демократичности и законности. В нормах международного права закреплено, что проводимые через различные промежутки времени свободные выборы относятся к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех людей.
Избирательное право: понятие и принципы реализации
... выборов в конкретные органы власти или конкретных должностных лиц. Так, к общей части избирательного права относятся нормы Федерального закона № 67 от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав ...
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8 ФЗ) прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов РФ, но не должен превышать пяти лет. Эта норма совместно с указанием законодательства на фиксированные сроки назначения как очередных, так и внеочередных выборов способствует созданию надлежащего правового обеспечения периодичности выборов.
Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (ч. 1 ст. 8 ФЗ).
На этот день и назначаются выборы.
1.3 СВОБОДА ВЫБОРОВ
Значение этого принципа организации и проведения избирательных кампаний является универсальным. Поэтому Конституция РФ (ч. 3 ст. 3) прямо закрепляет данный принцип. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.
Реализация принципа свободы выборов устанавливает, что при определении их результатов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал. Если хотя бы один избиратель проголосовал, то выборы состоялись. Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Реализация принципа свободы выборов и определению результатов голосования закреплена в законодательстве ряда субъектов РФ.
Ранее в большинстве субъектов РФ законодательство было ориентировано на установление обязательного критерия явки избирателей на голосование в силу того, что в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1993 года (ст. 58) предусматривается необходимость определения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в РФ. В 2006 году минимальный порог явки избирателей был отменен, что соответствует основному содержанию принципа свободных выборов.
1.4 АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВ
Принцип альтернативности выборов впервые получил конституционное обоснование в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1996 г. № 91-0. В соответствии с данной правовой позицией альтернативность относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов, обеспечивая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления.
Однако избирательное законодательство допускает проведение голосования по одной кандидатуре, например, на выборах президента (п. 5 ст. 77 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
Такой подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах. Данный принцип взаимосвязан с принципом прямого избирательного права и право на прямое волеизъявление на референдуме (ст. 6 ФЗ «Об основных гарантиях»)
Введение в современную модель российской избирательной системы принципа альтернативности способствовало нарастанию демократических процессов, отвечало зарождению действительного гражданского общества, послужило катализатором развития российского парламентаризма.
Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство ...
... проведения муниципальных выборов на примере муниципального образования город Новошахтинск; 5. провести исследование нормативно правовой базы по выбранной теме 1. Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство и практика проведения выборов 1.1 Понятие и виды избирательных систем ...
К сожалению, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит исчерпывающего ответа на вопрос, можно ли и при каких условиях проводить выборы на безальтернативной основе, тем самым допускается голосование в условиях отсутствия в избирательных бюллетенях альтернативных кандидатур как на общих выборах, так и при повторном голосовании не только на муниципальном, но и на федеральном и региональном уровнях. Однако ФЗ «Об основных гарантиях» предусматривает форму бюллетеня (п. 8.1 ст. 63 ФЗ «Об основных гарантиях»), что если голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «За» и «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты (п. 8.1 введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 107-ФЗ).
Если в связи с обстоятельствами, предусмотренными п. 33 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях, в одномандатном или едином избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта РФ) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании (п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных п. 35 ст. 38 (см. выше).
В этом случае голосование проводится в ближайший установленный ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях» день, на который могут назначаться выборы (п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях»).
1.5 ДОПУСТИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Основной закон и федеральное законодательство не содержат ограничений в использовании при проведении федеральных, региональных и местных выборов различных избирательных систем.
Мировой опыт проведения выборов указывает на существование и применение следующих избирательных систем: мажоритарной системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства; системы пропорционального представительства политических партий. Кроме того, применяются смешанные избирательные системы. Все применяемые системы имеют свои достоинства и недостатки; имеют особенности применения на национальных выборах и чаще всего вызывают неоднозначное отношение специалистов и многочисленные общественные дискуссии.
В 2003 г. на выборах региональных парламентов в РФ осуществлен переход от преимущественно мажоритарной к смешанной избирательной системе, а в настоящее время в некоторых регионах — уже и к исключительно пропорциональной системе. На федеральных парламентских выборах в 2007 г. также осуществлен переход от преобладавшей в четырех избирательных циклах 1993-2003 годов смешанной избирательной системы к исключительно пропорциональной системе, т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым политическими партиями.
Избирательная система РФ
... демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера. Избирательный процесс является технологической инфраструктурой и формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках ...
12 октября 2008 г., в единый день голосования, выборы депутатов региональных парламентов в четырех субъектах РФ (Забайкальском крае, Иркутской, Кемеровской и Сахалинской областях) прошли по смешанной избирательной системе, т.е. одновременно по одномандатным округам и единому избирательному округу по партийным спискам. И только в Чеченской Республике 41 депутат избирался исключительно по пропорциональной избирательной системе.
В Забайкальском крае и Иркутской области распределение мандатов по округам имеет общие черты, то есть часть депутатов избирается по единому избирательному округу, часть — по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам и еще часть депутатов — по многомандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом (в Забайкальском крае — это Агинский Бурятский автономный округ, в Иркутской области — Усть-Ордынский Бурятский автономный округ).
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с особенностями, установленными в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены правила определения вида избирательной системы на муниципальных выборах. Эти особенности определены в ч. 3 ст. 23 и в п. 2 ч. 4 ст. 35 закона. Вот некоторые:
- а) законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов;
- б) законом субъекта РФ устанавливается порядок применения этих избирательных систем;
- в) законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств;
— г) при формировании представительного органа муниципального района посредством выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Наличие в законе субъекта РФ правового регулирования проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по нескольким избирательным системам с предоставлением самим муниципальным образованиям возможности выбора одной из них, предполагает также наличие специальной нормы, определяющей какая именно система должна применяться, если уставом муниципального образования эта система не была определена.
Как указывает М.В. Гришина (Член ЦИК России) «к сожалению, законодательство ряда субъектов РФ не приведено в соответствие с вышеперечисленными требованиями».
Возможность выбрать одну из избирательных систем предусмотрена в законодательстве Республики Саха (Якутия) (для выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, для поселений — только мажоритарная система относительного большинства), Республики Хакасия (мажоритарная, пропорциональная, смешанная), Алтайского края (смешанная система закрытых списков на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов), Красноярского края (мажоритарная система относительного большинства, смешанная система), Приморского края (для городских округов с численностью избирателей не менее 100 тысяч — пропорциональная или смешанная система; для остальных — мажоритарная, пропорциональная или смешанная система) и Хабаровского края (мажоритарная, пропорциональная), Новосибирской (мажоритарная, пропорциональная), Сахалинской (мажоритарная, пропорциональная), Свердловской (мажоритарная, пропорциональная или смешанная система), Томской (мажоритарная, пропорциональная или смешанная система), Челябинской областей (мажоритарная, пропорциональная или смешанная система), Чукотского (мажоритарная, пропорциональная, смешанная) и Ямало-Ненецкого автономных округов (мажоритарная, пропорциональная, смешанная).
Особенности проведения муниципальных выборов в России
... избирательного процесса, учитываемые в практике правого регулирования муниципальных выборов. На федеральном уровне правового регулирования закрепляются основные принципы организации и проведения муниципальных выборов, основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах органов и ...
В законодательстве Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Камчатского края, Забайкальского края (закон Читинской области), Амурской, Иркутской, Кемеровской, Курганской и Тюменской областей, Еврейской автономной области и Ханты-Мансийского автономного округа предусмотрена возможность проведения выборов исключительно по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. В законодательстве Магаданской и Омской областей при формальном наличии возможности выбора одной из двух избирательных систем предлагается выбор между мажоритарными системами относительного и абсолютного большинства, что не вполне соответствует требованиям федерального законодательства.
В законодательстве многих субъектов РФ, предусматривающем возможность выбора из нескольких избирательных систем, отсутствуют положения о том, какая именно система должна применяться на выборах депутатов в случае, если уставом муниципального образования она не определена. Соответствующие положения содержатся лишь в законах Республики Саха (Якутия), Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Магаданской, Новосибирской, Сахалинской, Томской и Челябинской областей.
Установление в законе субъекта РФ возможности выбора из большого количества избирательных систем на муниципальных выборах, вовсе не означает обязательного усложнения порядка проведения соответствующих выборов. Например, хотя в Законе Республики Саха (Якутия) предусмотрена возможность выбора одной из семи избирательных систем, на выборах 2 марта 2008 г. во всех 8 муниципальных образованиях (городской округ «город Якутск», муниципальные районы Верхневилюйский улус, Верхнеколымский, Вилюйский улус, Нюрбинский район, Сунтарский улус, Усть-Майский улус, Хангаласский улус) применялась мажоритарная система. На выборах 12 октября 2008 года в 6 из 14 муниципальных районов выборы проводятся по мажоритарной системе, в 7 районах применяется смешанная система с открытыми списками и в одном районе — пропорциональная система. В Чукотском автономном округе на выборах 2 марта 2008 г. в 5 из 7 муниципальных районов представительные органы избирались по мажоритарной системе, в одном — по пропорциональной и в одном — по смешанной системе.
Следует также отметить, что устанавливаемая в законодательстве субъектов РФ возможность проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов по смешанной или пропорциональной избирательной системе, является в ряде случаев единственным легитимным способом обеспечить соблюдение требования о недопустимости превышения установленного ФЗ числа депутатов, избираемых от одного поселения. В этой связи стоит отметить законы Республики Саха (Якутия) и Новосибирской области, в которых прямо предусмотрено проведение выборов по смешанной избирательной системе в случаях, если численность избирателей в поселениях не позволяет соблюсти это требование при применении мажоритарной системы.
Избирательное право России
... ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой ...
Высказываются мнения об отказе от пропорциональной составляющей избирательной системы при выборах федерального парламента либо максимального ограничения масштабов ее использования.
Предпочтение мажоритарной системе обусловлено тем, что на региональном и муниципальном уровнях реально не сложились политические партии и общественные движения, вследствие чего проведение выборов с элементами пропорциональной системы представляется несколько искусственным и преждевременным. При мажоритарной системе избирательные объединения, пользующиеся поддержкой избирателей, вполне могут рассчитывать на значительную долю мест в представительном органе власти.
Характерно, что принцип допустимости различных избирательных систем, во-первых, предусматривает поиск наиболее оптимальных вариантов проведения различных выборов, во-вторых, дополняет принцип свободы выборов.
1.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ
право избирательный выборы
Данный принцип устанавливает, что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы — избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
ЦИК России — государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. ЦИК России хоть и является государственным органом, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти. ЦИК России имеет контрольно-ревизионную службу, аппарат, совещательные и консультативные органы.
Правовой статус избирательных комиссий — вызывает много вопросов и единой позиции не выработано. Статус избирательных комиссий по отношению к государству определяет их политико-правовое положение в структуре и механизме функционирования государственных органов в РФ. Правовой статус избирательных комиссий как самостоятельных полномочных органов характеризуется тем, что они в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обладают собственной компетенцией, установленной федеральными и региональными законами; осуществляют свои полномочия на постоянной основе либо в течение установленного срока; финансируются за счет средств государственного или местного бюджета; формируются в установленном законом порядке уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления (либо вышестоящими избирательными комиссиями) на основе предложений политических партий, избирательных объединений, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства; наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; могут нести ответственность за законность своих действий и решений.
Законодательные (представительные) органы государственной власти ...
... России право субъектов РФ решать вопрос об одобрении принятых Федеральным Собранием поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. К. С. Законодательная «Термин «законодательный» применительно к характеристике органа ...
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» упрочил статус избирательных комиссий всех уровней: ЦИК России имеет право непосредственно влиять на деятельность избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих избирательных комиссий.
Вместе с тем, в соответствии со п. 16 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях» предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Формирование избирательных комиссий реализуется на основе предложений политических партий, избирательных объединений, общественных объединений в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уставами (положениями) о местном самоуправлении. Избирательные комиссии состоят из нескольких членов с правом решающего голоса, формируются представительными и исполнительными органами соответствующего уровня или вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений политических партий и иных общественных объединений. Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ с учетом предложений ЦИК России. Избирательные комиссии муниципальных образований формируются представительными органами муниципальных образований с учетом предложений избирательной комиссии субъекта РФ. Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями. При формировании избирательных комиссий любого уровня обязательно должны учитываться предложения партий, представленных в Государственной Думе по итогам предыдущих выборов.
В федеральном и региональном законодательстве установлены положения о досрочном прекращении полномочий избирательных комиссий. Например, (п. 5 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях») полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта РФ о преобразовании муниципального образования.
2.1 ВСЕОБЩНОСТЬ ВЫБОРОВ
Всеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ — быть избранным в органы государственной власти и органы МСУ. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Избирательное законодательство РФ закрепляет существование лишь возрастного ценза для активного и пассивного и ценза оседлости только для пассивности избирательного права (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Все остальные цензы не могут признаваться законными. Дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год — на выборах в органы МСУ. Максимальный возраст кандидатов не установлен. Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться Конституцией Российской Федерации. Характерно, что с всеобщим избирательным правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. Федеральный закон «Об основных гарантиях» (ст. 17) впервые в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах в органы МСУ в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими ФЗ, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы.
2.2 РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации.
Данный принцип предусмотрен в ФЗ «Об основных гарантиях» ст. 5. граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
ФЗ «Об основных гарантиях» ст. 38 прямо предусматривает, что кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.
2.3 ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Прямое избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, — за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно (ст. 6 ФЗ).
Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов МСУ, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.
Проведение многостепенных выборов противоречит не только прямому избирательному праву граждан России, но и расходится с тем, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Говоря о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 64 ФЗ «Об основных гарантиях» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.
2.4 ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в ФЗ «Об основных гарантиях». За нарушение тайны голосования предусматривается уголовная (ст. 141 УК РФ) ответственность. Нельзя забывать и о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.
2.5 ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ
Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Не случайно Конституция РФ (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.
Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.06.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2009) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)
4. Закон Омской области от 07.07.2003 г. N 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» (принят Постановлением ЗС Омской области от 17.06.2003 N 162) это положение приведено в соответствие федеральному законодательству.
5. Областной закон Ленинградской области от 01.08.2006 N 77-оз (ред. от 04.05.2009) «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» (принят ЗС ЛО 05.07.2006)
6. Определение Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1996 года № 91-0 об отказе в принятии к рассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». // Архив КС РФ. 1996
7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборах Президента Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
8. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/printsipyi-izbiratelnogo-prava/
1) Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. — М.Норма, 2009 — 352 с.
2) Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. — 104 с.
3) Материалы http://www.cikrf.ru — Центральная избирательная комиссия (27.03.2010)
4) Гришина М.В. «Законодательное регулирование и практика проведения выборов в органы местного самоуправления в 2007-2008 годах: основные проблемы и предложения по их разрешению» — http://www.cikrf.ru/actual/konf_krasnoyarsk_110908_grishina.jsp (27.03.2010).
5) Выступление Председателя ЦИК России В.Е. Чурова «Введение в избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Единый день голосования — 12 октября 2008 года» http://www.cikrf.ru/program/lek_1/vist_churov.jsp (27.03.2010).
6) Материалы http://ru.wikipedia.org/wiki/ (27.03.2010)
7) Князев С. Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. N2. С. 21-22; Яшин А. А. Выборы и партии в регионах России: Сб.учебных материалов по курсу Политическая регионалистика. — М., СПб, 2000. С. 44.