Принципы оперативно — розыскной деятельности

1. Под принципами оперативно — розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно — правовой формы борьбы с преступностью.

Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.

2. В комментируемой статье закреплены четыре основных принципа оперативно — розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.

Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам. Их закрепление в комментируемой статье обусловлено: а) специфичностью правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только ведомственными нормативными актами; б) тем, что сущность ОРД предполагает возможность некоторых ограничений конституционных прав и свобод граждан, попавших в ее сферу.

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам.

3. Принцип законности заключается прежде всего в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.

С момента принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об оперативно — розыскной деятельности в Российской Федерации» оперативно — розыскная деятельность всех правоохранительных служб России может осуществляться только на основании закона. Комментируемый Закон сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах).

11 стр., 5254 слов

Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

... носит не выжидательный пассивный характер, а представляет собой активную целенаправленную деятельность, систематически осуществляемую оперативно-розыскными органами. Другими словами, для возникновения оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий в ряде случаев необходимы поводы, которыми являются поступившие к ...

Принцип законности, провозглашенный в комментируемой статье, получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно — розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.

4. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.

Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 комментируемого Закона — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. При этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом ОРД. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 и 9), а с другой — регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5).

Таким образом, указанный принцип материализуется в ряде статей комментируемого Закона.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время Конституционный Суд в п. 7 своего определения от 14 июля 1998 г. указывает на допустимость распространения оперативно — розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача ОРМ заключается в установлении связей проверяемого лица.

Особо важное значение имеет защита прав и свобод граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам государства, в том числе на конфиденциальной основе. Статьи 16, 17 и 18 комментируемого Закона наделяют их дополнительными правами: правом на вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам при правомерном осуществлении своего общественного долга (ч. 4 ст. 16); правом на сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17); на правовую (ч. 2 ст. 18) и физическую (ч. 3 ст. 18) защиту в случае возникновения реальной угрозы жизни, здоровью или их собственности; правом на освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18) и рядом других специальных прав (см. комментарий к ст. 18).

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод, как уже было отмечено, распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции комментируемый Закон допускает возможность ограничения некоторых конституционных прав таких лиц: на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 6).

6 стр., 2972 слов

Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации

... прав и свобод; 3. верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными; 4. принадлежность основных прав и свобод каждому гражданину; 5. всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, ...

Эти ограничения могут применяться только на основании судебного решения при соблюдении условий, перечисленных в ст. 8 и 9 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 8).

Вместе с тем следует иметь в виду, что ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции РФ носят неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относится право на достоинство личности (ст. 21 Конституции), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции), право частной собственности (ст. 35 Конституции) и некоторые другие.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более детальное закрепление получил в ст. 5 комментируемого Закона. В ней предусмотрена обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина при проведении ОРМ; заложен механизм реализации конституционной нормы о праве граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы; регламентируется порядок защиты нарушенных прав граждан; устанавливаются запреты в поведении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (см. комментарий к ст. 5).

5. Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно — розыскной деятельности, поэтому в теории ОРД он традиционно относится к группе специальных. Конспирация — основной специальный принцип ОРД, отличающий ее от других государственно — правовых форм борьбы с преступностью. Названный принцип означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.

Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. В-третьих, сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав, определенных в ст. 17 и 18 комментируемого Закона.

В определении Конституционного Суда от 14 июля 1998 г. (п. 2) было отмечено, что оперативно — розыскная деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности. В связи с этим осуществление негласных оперативно — розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно — розыскной деятельности сами по себе не нарушают прав человека и гражданина.

4 стр., 1752 слов

Понятие источники и основные принципы международного экологического права

... 3. Принципы международного экологического права Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права ...

Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно — розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно — служебными документами.

Порядок и правила конспирации закреплены в ряде статей комментируемого Закона. К их числу следует отнести, например: ограничение пределов предоставления собранных сведений по требованию реабилитированного лица на основании ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона; ограничение судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9); использование помощи должностных лиц и отдельных граждан на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 17, п. 2 ст. 15); требование создания условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно — служебных документах (ч. 7 ст. 9); определение перечня сведений об оперативно — служебной деятельности, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 12); вменение в обязанность органов, осуществляющих ОРД, соблюдать правила конспирации при проведении ОРМ (п. 5 ст. 14); использование документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств (п. 4 ст. 15); возможность создания легендированных предприятий и организаций (п. 5 ст. 15).

Принцип конспирации ОРД проявляется, в частности, в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 к сведениям, составляющим государственную тайну, отнесен довольно обширный перечень информации, включающий в себя данные об организации и тактике проведения ОРМ (см. комментарий к ст. 12).

Организация и тактика ОРД регламентированы ведомственными нормативными актами, с которыми могут знакомиться лишь должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В этих нормативных актах принцип конспирации получил наибольшую конкретизацию.

6. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно — розыскной деятельности, сформулированное в ст. 1 комментируемого Закона.

Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно — розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания (см. комментарий к ст. 11).

Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.

Сочетание гласных и негласных методов позволяет проверять достоверность полученной оперативно — розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно — розыскных и процессуальных решений. Оно обеспечивает также необходимую конспирацию и зашифровку конфиденциальных источников информации, гарантируя таким образом конституционное право граждан на личную тайну.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств нашел отражение в п. 1 ст. 15 комментируемого Закона, закрепившем право оперативных аппаратов проводить оперативно — розыскные мероприятия как гласно, так и негласно (см. п. 2 комментария к ст. 15).

13 стр., 6447 слов

Задачи, принципы и законы развития криминалистики

... преступлений. Объектами криминалистики являются факты, процессы, явления, в которых проявляется действие рассмотренных закономерностей: преступная деятельность, материальныеобъекты (вещественные доказательства), деятельность по раскрытию ... с предшествующим криминальным, криминальным и последующим от криминальных деятельностью преступников закона, да и еще с поведенческими установками лиц, которые ...

7. Кроме перечисленных в комментируемой статье существует ряд принципов, базирующихся на Конституции РФ и являющихся основополагающими началами оперативно — розыскной деятельности.

Принцип равенства граждан перед законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции, нашел отражение в ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона, где говорится о том, что гражданство, национальность, имущественное, должностное, социальное положение и другие особенности статуса отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно — розыскных мероприятий (см. комментарий к ст. 8).

Принцип подконтрольности оперативно — розыскной деятельности заключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля. Судебный контроль включает в себя, во-первых, выдачу разрешений на проведение оперативно — розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища (см. комментарий к ст. 9), а во-вторых, рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав должностными лицами органов, осуществляющих ОРД (см. комментарий к ст. 5).

Парламентский контроль за ОРД предусмотрен ст. 20 комментируемого Закона и осуществляется постоянными комитетами и комиссиями в составе палат Федерального Собрания (см. комментарий к ст. 20).

Прокурорский надзор за ОРД (см. комментарий к ст. 21) осуществляется на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) и в соответствии со ст. 21 комментируемого Закона (в ред. Федерального закона от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ).

Ведомственный контроль осуществляется на основании ст. 22 (см. комментарий к ст. 22).

Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативно — розыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью означает, что оперативно — розыскные мероприятия могут проводиться только тогда, когда иным путем достичь поставленной цели невозможно. Данный принцип имеет весьма важное значение, поскольку ОРД по своему содержанию в определенной степени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. Часть третья ст. 55 Конституции гласит, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства». Оперативно — розыскные мероприятия, ограничивающие ряд конституционных прав граждан, могут проводиться только в целях защиты от наиболее опасных преступных проявлений, по которым обязательно производство предварительного расследования.

Принцип наступательности оперативно — розыскной деятельности состоит в направленности оперативно — розыскных мероприятий на поиск сведений о признаках преступной деятельности и выявление не известных ранее лиц, намеревающихся совершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно — розыскные меры должны, как правило, носить упреждающий, превентивный характер, быть направленными на предупреждение и пресечение преступлений (см. комментарий к ст. 2).

4 стр., 1736 слов

Принципы организации и деятельности Прокуратуры в Российской Федерации

... с его различными нарушениями; вторая – в охране субъективных прав и защищаемых законом интересов организаций и граждан. В деятельности прокуратуры принцип законности имеет двойную направленность: внешнюю, устанавливающую назначение прокурорского надзора, внутреннюю, определяющую законность ...

Принцип разделения полномочий имеет важное значение в организации оперативно — розыскной деятельности. В соответствии с этим принципом органы, осуществляющие ОРД, решают определенные законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 13).