Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика (2)

Курсовая работа

Оригинальность работы более 85% по программе антиплагиат ВУЗ …

Тема моей курсовой работы «Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика».

Я считаю, что эта тема и в настоящее время очень актуальна, так как реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является о дной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает важное место в экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, вовлечением всего населения в процесс обсуждения хода приватизации и результатов.

В 1991 году Россия встала на демократический путь, путь реформ и превосходства человеческих прав. А всякое демократическое государство основывается на превалировании частной собственности, переход к которой от государственной возлагает на себя правительство, выполняющее всю программу приватизации. Причем с завершением приватизационной программы реформа частной собственности не завершается, но получает мощный старт, потому что только после первичной приватизации начинается формирование системы прав собственности и открываются возможности, чтобы реализовать экономически эту систему.

Приватизация — передача государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств в широком масштабе.

Приватизация является важнейшим звеном политики разгосударствления. Приватизация в широком смысле слова — это преобразование государственной собственности в другие формы собственности. Приватизацией в узком смысле слованазывают передачу собственности в частную (индивидуальную) собственность. Именно такое определение звучало в российском Законе о приватизации 1991: «Приватизация – это приобретение государственных предприятий и их имущества в частную собственность, и частное управление». Однако исторически этот термин используетсяв основном, для обозначения любых изменений государственной формы собственности – также для акционирования, когда новым коллективным собственником становится акционерное общество (корпорация), т.е. не одно лицо, а тысячи или десятки тысяч совладельцев.

15 стр., 7135 слов

Особенности и этапы приватизации в России

... в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную. В ... программа приватизации 10. Итоги приватизации в России и мнения очевидцев Заключение Список литературы приватизация акционирование разгосударствление собственность россия ...

Целью данной курсовой работы является проведение исследования приватизации собственности в России и в мире. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические основы рынка капитала;

2) изучить особенности приватизации и разгосударствления в развитых странах;

3) провести анализ правовых основ приватизации в России;

4) изучить итоги и проблемы приватизации в России;

5) рассмотреть все стороны приватизации России.

Для решения поставленных задач использовалась литература многих авторов и различные методы исследования, такие, как аналитический, классификационный, индуктивный, а также метод аналогии.

  • сохранить профиль предприятия в течение определенного периода и т. п.

Конечно, безвозмездная передача сопровождается некоторыми поте­рями для государственного бюджета. Но при разумном подходе эти по­тери могут оказаться ничтожными по сравнению с теми поступлениями, которые будут возможны в случае сохранения и успешной работы пред­приятия. В отечественной практике данная форма приватизации приме­няется в модифицированном виде. Это означает, что при приватизации всех видов предприятий, при использовании всех форм приватизации и при участии всех типов инвесторов 50 % фондов должно быть продано за именные приватизационные чеки.

Целью безвозмездной передачи части государственной соб­ственности только гражданам республики является обеспечение социального равенства в процессе приватизации наэтапе перехода к рыночной экономике.

Долю государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам в процессе приватизации, определяет парламент республики. Безвозмездно в размере квот, приходящихся на каждого гражданина, пе­редается 50 % имущества приватизируемых объектов.

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государ­ственной собственности определяется двумя квотами:

  • жилищной квотой;
  • квотой на имущество государственных предприятий.

Гражданин имеет право объединить квоты для их реализации. В этих случаях для объединения квот используются коэффициенты их эквива­лентного перевода.

Не использованные в процессе приватизации квоты погашаются го­сударством.

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

2.1 Особенности приватизации во Франции.

По окончании второй мировой войны в результате национализации «первой волны» (1945 – 1948 гг.) и параллельного создания новых предприятий во французской экономике был создан мощный государственный сектор, охвативший энергетику, транспорт, кредит и страховое дело. Инвестиции этого сектора, обеспечивавшие до 1954г. свыше 40% национальных капиталовложений, позволяет достичь двойной цели: реконструкции экономики и стимулирования ее развития.

11 стр., 5469 слов

Приватизация и ее формы в России

... открыть Россию, ее рынок для инвестиций других стран. В одно время в процессе приватизации и работы частных, приватизированных фирм государством и местными органами ... в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов ...

Национализации «второй волны» (1981 – 1982гг.), в результате которых в состав госсектора вошло около 50 французских компаний «первой величины», превратили его в настоящую финансово-промышленную империю. Госсектор стал контролировать почти 90% национальной банковской системы. В промышленности удельный вес утроился по всем показателям. В 1982 году на него приходилось около 1/5 всех занятых, свыше 1/4 добавленной стоимости, не менее четверти оборота и треть инвестиций и экспорта французской промышленности. Немаловажным было и то, что вошедшие в госсектор промышленные группы отличала высокая степень интернационализации. Из 10 главных промышленных групп, перешедших под контроль государства в 1981-1982 годах , 4 реализовали за границей более двух третей оборота, а остальные шесть – 40%. В итоге всех национализаций госсектор охватил шесть основных сфер деятельности: энергетику, промышленность, транспорт и связь, услуги, страховое и банковское дело.

Приход к власти в 1986 году правительства Ж.Ширака открыл путь для проведения в жизнь курса на либерализацию экономики. Принятый парламентом летом 1986 года закон предусматривал постепенную в течение 5- летнего периода, передачу частному сектору 65 банков, страховых компаний и промышленных предприятий в конкурентных областях. Осуществление программы приватизации началось в ноябре 1986 года. К осени 1987г., когда в связи с изменение политической ситуации в стране оно прекратилось, в частный сектор были переданы активы 12 промышленных компаний и банков, представлявших 29 из указанных 65 предприятий.

Приватизации во Франции имели ряд существенных особенностей по сравнению с другими странами. Их отличали, во-первых, беспрецедентный масштаб и быстрота осуществления, что объяснялось высокой долей госсектора накануне приватизаций: если в Великобритании в 1980 году он производил 11% ВНП, то во Франции в 1986 году – свыше 30%. Во-вторых, приватизация охватила лишь предприятия конкурентных отраслей – в отличие опять-таки от Великобритании, где денационализации подверглись и отрасли энергетики и транспортной инфраструктуры. Наконец, оригинальной была сама схема приватизации. Акционерный капитал приватизируемых компаний был разделен на 4 пакета. От 20 до 80% акций продавались блоку стабильных акционеров («твердому ядру») по 2-5% капитала на акционера, иностранные держатели могли получить не более 20%, служащим данной компании предлагалось около 10% капитала по льготной цене, широкой публике через свободные торги реализовывалось остальное. Выбор стабильных акционеров был прерогативой министра финансов. В итоге в силу высокого уровня концентрации французского финансового капитала в их число попали компании – члены ведущих промышленных и финансовых групп. Не удалось избежать перекрестного членства компаний одних и тех же групп в блоках стабильных акционеров разных приватизируемых компаний.

Первая и непосредственная цель приватизаций – уменьшение дефицита государственного бюджета – к осени 1987г. была достигнута. За реприватизируемые компании были выручены суммы, в несколько раз превысившие те, которые были уплачены при их национализации: «Сен-Гобэн», например, была продана за 12 млрд.фр., «Париба» — за 18, тогда как правительство уплатило за них соответственно 6 и 5 млрд.фр. В итоге приватизации принесли в госбюджет совокупный доход в размере 71 млрд.фр. (около 11 млрд. долл.), и подавляющая часть этих средств (около 2/3) была направлена на погашение государственного долга. Впечатляют масштабы распространения мелкого акционариата во Франции вследствие приватизаций. К середине 1987 года число прямых акционеров в ней возросло в 4 раза по сравнению с началом 1987 года и превысило 6 млн.чел., то есть акционером стал каждый шестой француз старше 18 лет. Это стало свого рода гарантией против возможных ренационализаций по политическим мотивам.

13 стр., 6108 слов

Приватизация: западный опыт

... приватизации в развитых странах: 1) продажа предприятий непосредственно в частные руки; 2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами; 3) продажа акций работникам предприятий; 4) распространения акций предприятия среди населения; 5) сдача государственных предприятий в ... приватизации, принципы, модели и сроки приватизации 3. Приватизация в странах Западной Европы - во Франции, в Германии, в ...

Надо иметь в виду, что и после проведения приватизаций Франция по прежнему принадлежит к группе стран ЕС с очень существенным влиянием госсектора. Последний охватывает 75% активов таких отраслей, как почта и телекоммуникация, электроэнергетика и газовое хозяйство, угледобыча, авиалинии, 50% активов автомобилестроения и дорожного хозяйства, 25% судостроения. Годичная добавленная стоимость, производимая предприятиями госсектора французской экономики, соизмерима с годовым валовым продуктом Бельгии.

Госсектор Франции складывался под воздействием волн национализации (1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (вторая половина 60-х и начало70-х г., 1986-1988, 1993-1996 гг.).

Подбор стратегии правительством в отдельно существующий исторический момент определен многими идеологическими, экономическими, политическими и другими основами. Но определяющую роль во Франции, первостепенную причину изменения в политики в отношении госсектора сыграли экономические императивы.

Приватизация 1986 года не смогла стать единым актом, который связан только с приходом к власти правоцентристского правительства. Приватизация получила характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто.

У данной приватизации имеется внутренняя несогласованность: приватизация совсем не означает сто государство «уходит» из экономики, однако юридически уменьшает размеры государственной собственности. При выполнении приватизации правительства разных политических ориентаций все время пытались сохранить и увеличить рычаги контроля и управления экономическими процедурами. В соблюдении законов проведения приватизации это имеет важную роль, потому что соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации очень велик. Мероприятия по проведению приватизации требовательно и достаточно долго подготавливались, рассматривались разные возможности и варианты, а в послеприватизационный период государство продолжало следить за деятельностью переданных в частные руки предприятий, чтобы их не перепродали. Государство принимало такие меры, которые ограничивают объединение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивают вхождение в их капитал иностранных инвесторов.

У приватизация во Франции имелись как плюсы так и минусы. Совсемне всегда, как говорят многие факты, она помогала увеличению эффективности и довольно часто приходила к обострению социальных конфликтов. По-этому вопрос неэффективности хозяйственного механизма, который пробовали решать с помощью приватизацию, совсем не зависит от масштабов государственной собственности, а также от степени административного вмешательства и регулирования.

10 стр., 4624 слов

Приватизация в польше

... 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в ...

За 5 лет во Франции приватизировали 29 промышленных компаний и банков. Данная приватизация охватила конкурентные, высокодоходные отрасли. Работники предприятий, которые приватизировали, получили по льготной цене лишь 10 % капитала.

Приватизация во Франции имела конкретно фискальный характер. Государство продавало свою собственность по завышенным ценам в сравнении с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство получило доход в виде 71 миллиардов франков, большая часть этой суммы пошла на уменьшение суммы государственного долга. Приватизация во Франции привела к увеличению числа акционеров – во второй половине 80-х годов она достигла 6000000, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель Франции, который был старше 18 лет.

2.2 Особенности приватизация в Германии.

Становление предпринимательского дела после Второй мировой войны происходило в нескольких формах. Во-первых это создание новых организаций, и реприватизация, а также осуществление кооперативов при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходным механизмом является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате этого предыдущие государственные организации действуют как свободные производители в рыночной среде.

Когда произошло объединение Германии, подано было примерно 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на совершенствование получали по линии «Программы возрождения Европы».

Хозяйство ГДР структурно организовывалось в 250 комбинатов, в которых входило около 8000 предприятий. После объединения Германии они были переданы в управление ведомства по реорганизации и приватизации, который называется Попечительским или опекунским советом. Не все предприятия можно было приватизировать. Поэтому одновременно с приватизацией искали другие пути эффективного управления.

Сначала распустили комбинат:предприятия, которые входили в него стали самостоятельными,они сами назначали директоров и действовали на свой страх и риск. Вторым путем было преобразование комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятие выгодно делегировало такому центру. Третьим путем было формирование холдингов взамен прежних производственных предприятий.

В марте 1990 года в ГДР создали закон «об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале», в котором были определены условия приватизации.

Позже, как обозначились временные рубежи объединения, нужно было около 4 месяцев, чтобы завершилось формирование правовой базы для приватизации восточногерманских объединений. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в таком объеме, в каком они могли бы погасить будущими доходами от реализации государственного имущества. А задолженность, которая осталась, распределяется между новыми восточными землями.

10 стр., 4546 слов

Достижения в охране труда на предприятиях в Германии

... охраны труда на предприятиях в Германии. Цель работы - изучение достижений в охране труда на предприятиях в Германии. Поставленная цель определяет задачи исследования: рассмотреть теоретические подходы охране труда в Германии; показать достигнутые результаты по безопасности и охране труда на предприятиях в Германии. 1 СУЩНОСТЬ ГЕРМАНИИ, ...

При исследовании деятельности организаций получается, что всего 8 % рабочих мест были рентабельными, а производительность труда в ГДР составила меньше чем 30 % от западногерманского уровня. Но все равно, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство закончило свое существование, получилось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, в основном производственных. При этом в обязательном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показала текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

После Попечительского совета сформировались другие организации, которые занимались приватизацией которая осталась в руках государства производственных предприятий и контролирует выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

В Восточной Германии прошла беспрецедентная в мировой практике приватизация самых различных видов собственности и в самых разных отраслях хозяйства. Объединение Германии в 1990 году послужило катализатором преобразования экономики бывшей ГДР и обусловило некоторые принципиальные отличия от опыта восточноевропейских реформ. При всей уникальности стартовых условий и хода реформ отдельные подходы и моменты имеют универсальное значение, а некоторые прецеденты в решении спорных вопросов заслуживают внимание.

К особенностям восточногерманского варианта можно отнести:

  • определенность политического выбора направления реформ — возврат к капиталистическому варианту развития, решительная приватизация;

— возможность опереться на сформированную правовую базу и институциональные структуры (в виде налоговых служб, системы социального обеспечения, ведемства по приватизации).

При всем при этом в новых восточных землях Германии ощущается нехватка квалифицированного персонала для соответствующих служб и институциональных структур, который мог бы компетентно действовать в рамках новых “правил игры”. Это замедляет процесс принятия решений, сопровождается нерешительностью и тем самым сдерживает преобразования.

В 70-80-ые годы технологический разрыв между Западом и Востоком казался основной проблемой. Но наше время высветило именно разрыв в законодательной сфере и институтах, организующих хозяйственную жизнь. Эти базовые основы нарабатываются годами, и такого рода отставание не может быть преодолено в короткие сроки.

Определенность параметров рыночной среды, важнейший среди которых цены, также можно отнести к числу благоприятных условий для проведения экономических преобразований. Бывшей ГДР не пришлось тратить время на определение верных уровней и структуры цен, проходить через период хаоса, связанного с поиском приемлемых для всех экономических субъектов цен.

Поведение экономических субъектов формируется не только базовыми условиями (частная собственность, свободные производители, свободное ценообразование), но и всей национальной экономической средой, которая складывается столетиями под влиянием национальной истории, культуры, системы ценностей.

Различия между странами, развивающимися в рамках рыночной экономики, в силу этого весьма существенны: от американского капитлизма с наиболее выраженными принципами свободы предпринимательства до шведской и австрийской моделей социального государства, со значительным вмешательством государства в процесс перераспределения национального дохода.

9 стр., 4270 слов

Приватизация государственного (муниципального) имущества

... закон „О приватизации государственного и муниципального имущества“». Согласно поправкам, внесенным этим законом, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий ... год. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе ...

Переход бывшей ГДР к рынку стал наиболее “шоковым” вариантом трансформации командно-административной системы. За радикальность пришлось заплатить структурным кризисом восточногерманской промышленности, которая в один день оказалась перед лицом глобальной и жесткой конкуренции. Разорение предприятий, лавинообразный рост безработицы, социально-психологическая напряженность в связи с возникновением комплекса “немцев второго сорта” — таковы сопутствующие явления начального этапа реформ. Заказы обеспечивали загрузку мощностей восточногерманских предприятий в первом полугодии 1991 года лишь на 45-48%. К началу 1992 года сокращение ВНП в восточных землях составило 22%, число занятых сократилось с 10 млн. в 1989 году до 6,4 млн.

Однако изменение ситуации наметилось уже летом 1991 года. Объемы производства стабилизировались, а в во второй половине 1992 года начался рост ВНП.

По прогнозам германских экспертов, к началу XXI века различия в уровне производительности и доходов между западными и восточными землями будут не больше, чем до объединения Германии. Этот оптимизм базируется на позитивной оценке технического и кадрового потенциала предприятий бывшей ГДР.

Концепция, динамика и формы приватизации.

Процесс приватизации в восточных землях Германии, в отличии от России, с самого начала был введен в четкие правовые и институциональные рамки. На формирование правовой базы приватизации восточногерманских предприятий ушло примерно четыре месяца.

18 мая 1990 года между ФРГ и ГДР был заключен Договор о создании валютного, экономического и социального союза. Этим договором учреждалось Попечительское ведомство по приватизации и управлению государственным имуществом. 17 июня 1990 года был принят Закон о приватизации и реорганизации народного имущества. Некоторые его положения были уточнены в Законе об объединении Германии от 31 августа 1990 года.

В основу реформирования хозяйства Восточной Германии была положена концепция ускоренной и всеобъемлющей приватизации. Каких-либо государственных программ — с этапами, регламентацией, ограничениями по отраслям и категориям инвесторов — не существовало.

Концепция приватизации исходила из трех возможных в рыночной ситуации стратегий:

1) скорейшая приватизация в форме продажи наиболее эффективных, конкурентоспособных предприятий;

2) санация “проблемных” предприятий как шаг на пути к приватизации, если нет инвесторов, готовых взять ее на себя;

3) ликвидация предприятий, не имеющих шансов на выживание, но по возможности превращение их в ядро “кристализации” новых видов деятельности.

Итоги приватизации сильно различаются в зависимости от отрасли. Она практически завершена в розничной торговле и гостиничном бизнесе. Менее чем за год (к апрелю 1991 г.) в торговле, общественном питании и гостиничном хозяйстве было продано более 17 тысяч фирм. Это стало мощным стимулом для развития мелкого бизнеса.

В других отраслях было продано 4500 предприятий, из них 40% в сфере услуг, строительстве, лесном и сельском хозяйстве. С конца 1990 года процесс приватизации был ускорен. К маю 1991 года было продано частным лицам 1596 промышленных фирм (1/8 общего числа), из них 2/3 за январь-апрель 1991 года, а к сентябрю около 3000.

4 стр., 1713 слов

Правовые основы приватизации и национализации имущества

... Законе способы приватизации могут быть сведены к: преобразованию крупных и средних государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО; аукционной продаже; иным формам продажи; внесению имущества, ... с конкретной биржей 3 . Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. ... что национализация может проводиться как на возмездной основе (в денежной форме или в виде ...

Среди приватизированных промышленных фирм примерно 40% составили предприятия машиностроительной, автомобильной и металлобрабатывающей промышленности, 30% — пищевой, 17% — электронной и оптико-механической. Большие трудности, как и во всем мире, возникли при приватизации химической и резинотехнической промышленности (12% от общего числа проданных фирм).

Очень активно шел процесс выкупа в строительстве и торговле стройматериалами.2

2.3 Российская приватизация и ее особенности.

Приватизационные реформы происходили и происходят в большинстве странах — как в развивающихся так в развитых. Однако наиболее масштабными являются реализованные в России и в Восточной Европе, проведенные в 90-х.

Процесс приватизации в России был начат с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определили цели, задачи и методы приватизации.

Основными целями приватизации в России являются:

  • формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
  • создание конкурентной среды;
  • помощь в демонополизации экономики;
  • финансовая стабильность экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);
  • повышение эффективной деятельности предприятий;
  • вовлечение иностранных инвестиций;
  • социальная защита населения, а также совершенствование объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Когда формировалась приватизационная политика, выработка путей приватизации государственной собственности, тогда определились 3 основных способа приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

Официальные документы:

1) Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

2) Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»

4) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

5) Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года»

6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»

7) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

8) Борисов Е.Ф. «Экономическая теория: // Учебник -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010, — 544 с.

9) Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. — 2007.

19 стр., 9144 слов

Порядок наследования недвижимого имущества по законодательству ...

... далеко не все спорные вопросы, возникающие в процессе наследования названного имущества.Большая часть проблем наследования имущества крестьянских (фермерских) хозяйств связана не столько с пробелами ... сыновей.Накопившиеся правила о наследовании были подвергнуты систематизации в Своде законов Российской империи, составленном на основе Полного собрания законов Российской империи, который был ...

10) Гальперин В.М. Микроэкономика//ТТ. 1, 2. — 2008.

11) Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика — 2009.

12) Грязнова А.Г. и Юданов А.Ю. Микроэкономика: практический подход. – 2013.

13) Ивашутин А. Л. Микроэкономика//Учебное пособие для вузов – 2008.

14) Максимова В.Ф. Микроэкономика//Учебник. 4- издание, переработанное и дополненное. – 2007.

15) Плотницкий М.И. Микро- и макроэкономика//Учебное пособие – 2009.

Статьи из периодических изданий:

16) Актуальные проблемы российской экономики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2002. — № 7 (163) . — стр. 38

17) «Бюллетень иностранной коммерческой информации» № 84, 23 июля 1996 г., с. 4.

18) ИТАР-ТАСС, Компас № 38, 19.09.96, с. 63.

Интернет-ресурсы:

19) Н.В. Черноризова, Е.М. Нефедова. Опыт приватизации в постсоциалистических и капиталистических странах: сравнительный анализ. Режим доступа: =content&task=view&id=317&Itemid=48