13 LINK \l «_Toc355560113» 14СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 13 PAGEREF _Toc355560113 \h 14291515
15
ВВЕДЕНИЕ
Для наибольшей части России самой острой признана проблема нарушения земель в процессе хозяйственной деятельности и невыполнения обязательных работ по их рекультивации, а также и её нерациональное использование. Следовательно, нужно уделить особое внимание охране земель.
Охрана земель — это комплекс организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования.13 QUOTE 1415
Земля не является продуктом человеческого труда — она продукт самой природы. Земля пространственно ограничена и ничем не заменима. Её использование связанно с постоянством места, она не перемещаема. Земля вечное средство производства, она постоянно улучшается, если с ней правильно обращаться.
Актуальность темы обусловлена тем, что земля есть основа жизни и деятельности человека, а также важнейший компонент окружающей среды и проблема её нерационального использования ведёт к истощению земли, которая приносила главный доход до развития промышленных производств, да и в настоящее время имеющую немалое значение в развитии любой страны.
Целью данной работы является подробное изучение современной проблемы охраны земель, рассмотрение федеральных, региональных и местных программ их охраны, а также проведение анализа состояния земель России.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
Выявить актуальность проблемы охраны земель.
Рассмотреть способы и меры, направленные на эффективность использования и охрану земельных ресурсов.
Анализ состояния земельного фонда Российской Федерации.
Объектом курсового исследования является качественное состояние земель.
Предмет исследования – состояние земельного фонда России, необходимость и направления совершенствования земельного законодательства в области охраны земель Российской Федерации.
Курсовая работа написана при использовании учебника по земельному праву, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, а также специализированных исследований, раскрывающих затронутую в работе проблему.
Земля — объект охраны окружающей среды
... которым предоставлены земли. Осуществление ими управления, как правило, не зависит от территориального размещения земель. Задачи перед отраслевым управлением ставятся органами общего государственного управления. Задача сохранения окружающей среды стоит перед ...
Данная курсовая работа состоит из 2 глав. В первой главе раскрывается сущность и возникновение проблемы рационального использования и охраны земель, а во второй проводится анализ категории земель сельскохозяйственного назначения РФ и рассматриваются пути и способы охраны земель России. Также дано заключение и библиографический список в конце работы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
1.1.История возникновения проблемы рационального использования и охраны земель
Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов России является и в охране окружающей среды, да и в земельном праве одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы — почвы, ее плодородия.
Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
В современный период в условиях научно-технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений. Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, все же не нашли замены земле. Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса.
Одновременно в современных условиях возникли опасения относительно сохранения устойчивой способности земель отвечать общественным потребностям. Существует предположение, что в дальнейшем общество не только не утратит потребности в использовании земель, но и в своем развитии создаст угрозу возникновения дефицита земельных ресурсов.
Писатель и агроном Сергей Залыгин писал, что уникальный плодородный слой земли — едва ли не главное чудо нашей планеты.
А основоположник науки о почве — почвенник — великий русский ученый В.В.Докучаев, говоря о русском черноземе, отмечал, что он (чернозем) дороже каменного угля, нефти, дороже золота.
Почва — основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.
По существу почва является невозобновимым природным ресурсом. Для восстановления 1 кв. см. почвы требуется в зависимости от природно-климатических условий от нескольких до нескольких тысяч лет. Однако при правильном использовании почва, в отличие от других природных невозбновляемых ресурсов, может не только не стареть, не изнашиваться, а даже улучшаться, возрастать, повышать свое плодородие.
Следовательно, стоит вопрос о правильном рациональном использовании земель, прежде всего сельскохозяйственных угодий, пашни, где вопросы почвы, ее плодородия имеют первостепенное значение.
Почва — неотъемлемый компонент всех надземных экологических систем и важнейший компонент биосферы.
Вместе с тем, площади плодородных почв катастрофически сокращаются.
Почвы загрязняются, разрушаются воздушной и водной эрозией, заболачиваются, засоляются, опустыниваются, выводятся из сельскохозяйственного оборота вследствие отчуждения (отвода их под строительство) и другие цели несообразные их (почв) главному предназначению.
Охрана почвенных ресурсов от антропогенного воздействия
... около 30% орошаемых земель. Площадь засоленных почв в России составляет 36 млн. га (18% общей площади орошаемых земель). Засоление почв ослабляет их вклад в поддержание биологического круговорота ... промышленностью, военным делом. Земли, подвергшиеся разрушению в процессе эрозии, называют эродированными. Эрозия оказывает существенное негативное влияние на состояние почвенного покрова, а во ...
Необходимо отметить, что большая часть потерь почв, их плодородия носит антропогенный характер, то есть обуславливается неразумной нерациональной деятельностью человека.
Таким образом, постановка вопроса о решении проблемы рационального использования земельных ресурсов и охране их вполне правомерна и требует скорейшего разрешения.
Темпы и масштабы деградации почв достигли таких размеров, что это создает угрозу нашей национальной безопасности на перспективу.
В настоящее время проблемы эффективного социально-экономического использования природных ресурсов стоят перед современным российским обществом особенно остро.
1.2. Нормативно – правовая база, регламентирующая охрану земель
Для современных условий характерна широкая трактовка понятий рационального, полного и эффективного использования земли. Эти понятия заложены во многие законодательные акты России и символизируют нормы и правила землепользования, которые следует неукоснительно соблюдать. В результате, помимо чисто научного значения, чёткое формулирование понятий и критериев оценки использования земли имеет очевидное практическое значение, поскольку связано с необходимостью планирования и перераспределения земельных ресурсов, их охраны и контроля со стороны государства.
Отдельные нормы по регулированию отношений в сфере охраны и использования земель, в том числе почв содержится в ряде федеральных законов, таких как «Об охране окружающей природной среды», «О недрах», «Основы лесного законодательства РФ», «Об обеспечении единства измерений», «О плате за землю», «Об особо охраняемых природных территориях» и другие.
Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ) сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако решение проблем охраны земельного фонда страны как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Земля и верхний слой почвы, являясь неотъемлемой, и составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связаны с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли и почвы практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить не только к разрушению поверхностного слоя земли — почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому и радиоактивному загрязнению, но и сопровождаться экологическим ухудшением всего природного комплекса. Именно поэтому, в частности, охрана земель рассматривается как обеспечение (сохранение) основы жизни и деятельности населения и создание условий для устойчивого развития общества.
Следовательно, охране подлежат все категории земель, как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного использования. Приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.).
Охрана почв от загрязнения
... забирает из магазинов для повторного использования. Таким образом, достигается существенная экономия ... бытовыми отходами, а также потребность восстановления плодородия земель. 1. Утилизация отходов - опыт развитых ... земель Значительную часть суши занимают пустыни, тундра и горы. Плодородные почвы повсюду в дефиците, и, поскольку больше половины населения миря занимается фермерством, пахотные земли ...
Режим использования и охраны особо охраняемых земель определен Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях»
Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статья 56 ЗК РФ устанавливает специальные ограничения прав на землю в целях обеспечения рационального использования и охраны. В частности, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
- особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
- особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
- условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта и содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
- иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ и другими федеральными законами.
Земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конкретные требования охраны земель (почв) сформулированы в ст. 13 ЗК РФ, они представляют собой сложный комплекс мероприятий, которые обязаны выполнять в процессе хозяйственного использования земель все их правообладатели: собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы.
В составе этих мероприятий ст. 13 ЗК РФ называет:
- сохранение почв и их плодородия;
- защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
- ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
- сохранение достигнутого уровня мелиорации;
- рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот;
- сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Для обеспечения эффективной охраны земель разрабатываются, как уже было сказано и еще раз упоминается в ст. 13 ЗК РФ, федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Правовая охрана Конституции Российской Федерации
... данной работе со следующими задачами: Разобраться в задачах и раскрыть само понятие Конституции Российской Федерации. Раскрыть механизм охраны конституции и показать главные формы охраны данной конституции. Сделать анализ состояния правовой охраны Конституции Российской Федерации в ...
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
Статья 13 ЗК РФ предусматривает также, чтобы внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещались в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых устанавливается требование ст. 13 ЗК РФ, чтобы плодородный слой почвы снимался и использовался для улучшения малопродуктивных земель.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных
микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, имеет свои особенности. Они должны учитываться, как сказано в ст. 13 ЗК РФ, в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Одной из важных мер по охране земель является экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности лиц, использующих земли, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, осуществлении мер по защите земель от негативных последствий хозяйственной деятельности; подразумевает побуждение собственников земли, землепользователей, арендаторов к активным действиям.
Экономическое стимулирование включает выделение и использование средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а так же средств, поступающих в порядке штрафов и из иных источников, на восстановление плодородия почв, проведение почвозащитных мероприятий и др.
Кроме того, экономическое стимулирование включает компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесонасаждения и другие природоохранные объекты.
Понятие и состав земель специального назначения
... земель специального назначения, т.е. земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны и безопасности; 2. Изучить государственную кадастровую оценку земель специального назначения; ... к ним относятся карьеры и земли, нарушенные производственной деятельностью. Большую часть территории промышленных ...
Другим примером экономического стимулирования в области охраны земель может быть предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основой для разработки норм и положений, касающихся экономического стимулирования, служат нормы в природоохранном законодательстве, а также нормы бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах.
1.3.Структура земельного фонда Российской Федерации.
Земельный фонд РФ — это вся территория РФ, все земли, включая водопокрытые в пределах государственной границы РФ.
Категории земель, входящих в государственный земельный фонд России подразделяются:
Земли сельскохозяйственного назначения, которые служат главным средством производства в сельском хозяйстве, наиболее важная категория земель в земельном фонде России, которые могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 79 Земельного кодекса РФ изъятие сельскохозяйственных земель с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается только в предусмотренных законом исключительных случаях.
Земли поселений (городов, поселков городского типа — дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения) — предназначаются для обслуживания городов, поселков городского типа и сельских поселений. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий.
Земли специального назначения. К этой категории относятся земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 Земельного Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения — природные и биосферные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты);
— Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.) Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным Кодексом и лесным законодательством.
Земли сельскохозяйственного назначения РФ в гражданском обороте
... 1 ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1.1 Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения Для организации рационального использования и охраны земель в нашей стране все земли поделены на категории, к одной из которых принадлежат земли сельскохозяйственного назначения. ...
Земли водного фонда — водопокрытые земли, т.е. такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (вечно или большую часть времени года) и которые заняты естественными водоемами. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным Кодексом и водным законодательством.
Земли запаса — это резерв государства, все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено.
По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га.
Со временем структура земельного фонда страны существенно преобразилась «табл.1». Так, площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась практически на треть. Обращает на себя внимание и тот факт, что только за последние три года (с 2007 по 2010 г.) площадь таких земель сократилась на 10 млн. га.
Таблица 1
Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель
Категории земель
1990 год
2007 год
2010 год
млн. га
%
Млн. га
%
Млн. га
%
РФ в целом
1707,4
100,0
1709,8
100,0
1709,8
100,0
Земли с/х. назначения
637,7
37,3
403,2
23,6
393,4
23,0
Земли населённых пунктов
7,5
0,4
19,2
1,1
19,6
1,2
Земли промышленности и иного специального назначения
15,5
0,9
16,7
1,0
16,8
1,0
Земли лесного фонда
895,0
52,4
1105,0
64,6
1115,8
65,3
Земли особо охраняемых природных территорий
17,4
1,0
34,4
2,0
34,9
2,0
Земли водного фонда
4,0
0,2
27,9
1,6
28,0
1,6
Земли запаса
130,3
7,6
103,4
6,0
101,3
5,9
В отличие от других средств производства, которые в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли способна увеличиваться при правильном обращении с ней и рациональном использовании. Вследствие этого земля представляет собой практически вечное средство производства. Однако земли могут выходить из сельскохозяйственного оборота, истощаться, деградировать качественно и количественно.
Подобная тенденция соответствует общемировым процессам глобализации и урбанизации. Рост городов, численности городского населения, увеличение промышленного производства приводят к увеличению общей площади земель населенных пунктов, промышленных и иных.
Зато положительной тенденцией можно считать увеличение в РФ земель особо охраняемых природных территорий с 17,4 млн. га в 1990 году до 34,9 млн. га в 2010 году, а также увеличение земель лесного фонда с 895,0 млн. га в 1990 г. до 1115,8 млн. га в 2010 г.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ОХРАНА
Цели, задачи, содержание и порядок охраны земель
... цели правового регулирования земельных отношений: обеспечение рационального использования и охраны земель; соблюдение прав собственников, пользователей и арендаторов земельных участков. В частности, право сельскохозяйственного землепользования включает систему правовых норм, регулирующих порядок предоставления земли ...
2.1.Значение и важность земель сельскохозяйственного назначения.
Сельское хозяйство — базис всякого общества. От состояния развития земледелия и животноводства зависят возможности повышения благосостояния народа, осуществление рыночной программы во всех сферах народного хозяйства, бездефицитность экономики и сбалансированность потребительского рынка.
Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе вытекает из того, что здесь главным средством производства, материальной основой служит земля — часть живой природы, всеобщее народное достояние. Исторические традиции, психология, мировоззрение, и весь уклад народа во многом предопределяются характером земледелия, своеобразной взаимосвязью людей при коллективном использовании земельных ресурсов
Землям сельскохозяйственного назначения придается такой большой аспект: ограниченность (неизменность количества); неперемещаемость; невоссоздаваемость; неуничтожаемость; практически неисчерпаемость производительной силы.
Издревле земли сельского хозяйства давали человечеству все самое необходимое. И не случайно они ставятся законодателем на первое место среди выделяемых в законодательстве семи категорий земель земельного фонда страны.
Основное их назначение — производство сельскохозяйственной продукции. Иначе говоря, здесь земля выступает не только в качестве базиса для производственной деятельности, но и, прежде всего в качестве главного средства производства. Поэтому при характеристике этих земель выделяется такое важнейшее их свойство, как плодородие. При отсутствии плодородия невозможно производство сельскохозяйственной продукции.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В связи особенностям правового режима земель сельскохозяйственного назначения, их ценностью для народа законодателем предусмотрены гарантии, устанавливающие приоритет землепользования.
Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Строго ограничена возможность изменения целевого назначения этих земель, и их изъятие из сельскохозяйственного оборота.
При предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения законодатель не предусматривает первостепенность предоставления земельного участка в зависимости от того, для каких сельскохозяйственных форм ведения хозяйства собирается использовать эту землю претендент.
Утрата значительных площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий обусловлена, в основном, недостатками их хозяйственного использования, сложной экономической ситуацией, не позволяющей в полной мере осуществлять комплекс работ по сохранению и повышению плодородия почв и улучшению культурно-технического состояния земель, а также продолжающимся их изъятием для несельскохозяйственных нужд.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (3)
... 2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения Статья 78 Земельного кодекса РФ конкретизирует цели использования земель сельскохозяйственного назначения и перечисляет субъектов, которые вправе использовать земли данной категории. В некоторых случаях особенности правового режима земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения ...
Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья, пашни, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения.
Это деление имеет правовое значение, так как землепользователи имеют по отношению к каждому угодью определенные права и обязанности по производственному их использованию. Кроме того, то или иное соотношение угодий характеризует состояние использования всех земель в хозяйстве (процент распаханности, наличие заброшенных участков, обеспеченность кормовыми угодьями, наличие улучшенных сенокосов и культурных многолетних насаждений).
Почва в значительной степени поддается целенаправленному изменению её состава и свойств путем хорошей обработки, внесения удобрений, мелиорации, а также благодаря другим культурно-техническим мероприятиям.
Следовательно, плодородие сельскохозяйственных угодий зависит не только от естественных качеств почвы, но и от того, как она используется непосредственно в хозяйствах. В соответствии с этим различают естественное и искусственное (экономическое) плодородие почвы. Естественное плодородие образовалось в результате длительного процесса почвообразования, без прямого воздействия человека на природу. Искусственное плодородие, наоборот, создается трудом и существует помимо него. Оно — результат хозяйственной деятельности человека и поэтому называется экономическим плодородием.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся не только земли, занятые под угодьями, используемые для общественного производства, но и приусадебные земли колхозных дворов, а также рабочих и служащих, проживающих в сельской местности и ведущих небольшое подсобное хозяйство. На землях сельскохозяйственного назначения размещаются единоличные крестьянские хозяйства, имеющиеся в отдельных районах нашей страны.
2.2.Состав и структура земель сельскохозяйственного назначения России
К землям сельскохозяйственного назначения относят территорию, предоставленную сельскохозяйственным товаропроизводителям и предназначенную для ведения сельского хозяйства. Их основу составляют сельскохозяйственные угодья. В них входят также площади, занятые лесами, кустарниками, болотами, усадьбами и другими угодьями, без которых ведение сельского хозяйства невозможно. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 393,4 млн. га, или более 23% земельного фонда страны.
По хозяйственному использованию земли подразделяют на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.
Сельскохозяйственные угодья — земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. Они включают пашню, залежи, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища.
Пашня — это сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая многолетние травы и чистые пары. По естественно — историческим и другим свойствам пашню подразделяют на следующие подвиды: орошаемая и осушенная, избыточно увлажненная, подверженная эрозии, засоренная камнями.
К залежам относят земельные участки, которые ранее были пашней, но по различным причинам не засеваются (более года) сельскохозяйственными культурами.
Многолетние насаждения — это сады, ягодники, виноградники, цитрусовые, чайные и другие плантации.
Сенокосы — сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для сенокошения. Сенокосы подразделяют на заливные, суходольные, заболоченные, заросшие кустарником и лесом, засоренные камнями и кочками, чистые, улучшенные (коренного улучшения).
Пастбища — земли, на которых систематически пасут животных, и такое использование является для них основным. Существуют подвиды пастбищ: суходольные и заболоченные, чистые и заросшие кустарником и лесом, каменистые, летние, весенне-осенние, зимние, круглогодичные, культурные, улучшенные (коренного улучшения).
Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств России составляет 210 млн. га, или около 13 % земельного фонда.
Структура сельскохозяйственных угодий представляет собой процентное соотношение отдельных видов угодий в общей их площади.
В значительной степени структура сельскохозяйственных угодий зависит также от специализации хозяйств. Так, в садоводческих предприятиях на долю многолетних насаждений приходится до 30 % сельхозугодий.
Основными землепользователями в Российской Федерации являются коллективные предприятия (акционерные общества, товарищества, кооперативы и др.).
На их долю приходится до 90 % земельных угодий. Доля личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств составляет около 10 %.
Земля при использовании претерпевает структурные и качественные изменения, которые в настоящее время носят негативный характер. За сравнительно небольшой период (с 1985 по 1998 г.) по различным причинам из сельскохозяйственного использования выбыло свыше 18,6 млн. га, в том числе 10,2 млн. га пашни.
Значительная часть сельскохозяйственных угодий неблагоприятна для возделывания сельскохозяйственных растений. Более половины из них излишне увлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, подвержены водной и ветровой эрозии. Три четверти площади пашни расположены в районах рискованного земледелия, с недостаточной влагообеспеченностью. Наибольшую опасность для плодородия почвы представляет эрозия. Различным ее видам подвержена четвертая часть всех сельскохозяйственных угодий, в том числе почти треть пашни. Наибольшая доля приходится на земли, подверженные водной эрозии (18,6 %).
В большинстве основных сельскохозяйственных регионов расспаханность территории превышает экологически допустимые пределы, что усиливает процесс деградации почв и ухудшения гидрологического режима водосборных бассейнов, снижает способность природных комплексов к саморегулированию и продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Поэтому, всё больше обостряется проблема рационального использования и охраны земель всех категорий, а особенно, земель сельскохозяйственного назначения.
2.3.Пути повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий
Главная роль в повышении эффективности использования земли принадлежит государству, которое должно, во-первых, разрабатывать и осуществлять целевые программы по сохранению размеров и состояния земельных угодий, недопущению их сокращения и нецелевого использования, а во-вторых, способствовать изменению общеэкономических условий, создающих основу для расширенного воспроизводства и интенсификации сельского хозяйства, реализации преимуществ новых отношений собственности и механизма хозяйствования.
Мероприятия, способствующие более полному и эффективному использованию главного средства производства в сельском хозяйстве, можно объединить в следующие группы:
1группа — Включение в производственное использование каждого гектара закрепленной за хозяйством земли;
— Нельзя допускать, чтобы земля выпадала из хозяйственного оборота. Например, в фермерских хозяйствах в 1999 г. было засеяно только 60 % площади пашни. Это свидетельствует о нерациональном ее использовании и наличии значительного резерва увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
Правильное применение органических и минеральных удобрений в научно обоснованных пропорциях и оптимальные сроки обеспечивает не только повышение урожайности сельскохозяйственных культур, но и способствует устойчивости их к неблагоприятным условиям, улучшению качества продукции.
2 группа — Повышение экономического плодородия почв. Это, прежде всего орошение и осушение, химическая мелиорация, применение удобрений, освоение севооборотов, поверхностное и коренное улучшение лугов и пастбищ.
3 группа — Сохранение плодородия и охрана почв: полезащитное лесоразведение, почвозащитные технологии и севообороты, система мер по борьбе с водной и ветровой эрозией.
Важным направлением в работе по защите почв от эрозии является установление оптимального соотношения между пашней, естественными кормовыми угодьями, лесом и водной поверхностью. Такая работа должна проводиться на основе противоэрозионной контурно-мелиоративной организации территории и должна быть направлена на формирование эрозионно-устойчивого и экологически сбалансированного агроландшафта, составными звеньями которого должно стать облесение неиспользуемых в сельском хозяйстве малопродуктивных земель, заложение сильно и среднеэродированных крутосклонов, прибрежных полос рек и днищ болот, внедрение почвозащитной системы земледелия на основе минимализации обработки почвы и компенсации потерь питательных веществ почвы на урожай.
Надо отметить, что процессы реформирования сельскохозяйственных предприятий и переход к эффективно хозяйствующим субъектам по использованию земель осуществляется медленно. Учитывая все эти изменения в пользовании земель, возникает необходимость проведения комплекса работ по землеустроительному обеспечению, сплошного почвенного обследования, ведения государственного земельного кадастра, регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, усиления контроля за использованием и охраной земель и совершенствования государственного управления земельными ресурсами
4 группа — Рациональное использование экономического плодородия почв: применение наиболее урожайных сортов, улучшение семеноводства, совершенствование схем размещения растений, соблюдение оптимальных сроков проведения сельскохозяйственных работ и выполнение их с высоким качеством, борьба с болезнями растений, вредителями и сорняками. Мероприятия этой группы непосредственно не влияют на агрохимические свойства почв, но способствуют лучшему использованию растениями их питательных веществ.
Организационно-экономические мероприятия: совершенствование структуры посевных площадей с учетом конъюнктуры рынка, углубление специализации, применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, совершенствование форм хозяйствования и др.
Земельным законодательством Российской Федерации разработаны виды стимулирования рационального использования и охраны земель, которое включает:
- Выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижении доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эту землю;
- Освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;
- Компенсацию убытков, причинённых снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты;
— Поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв.
Требование рационального использования земли неотделимо от её охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению её природных свойств.
Консервация деградированных и загрязненных земель является одной из мер защиты земель. Под консервацией земель понимается исключение и из хозяйственного оборота и перевод в категорию земель запаса. Цель подобной меры — предотвращение развития и устранение процессов деградации почв, восстановление их плодородия и реабилитация загрязненных земель.
Консервации подлежат сельскохозяйственные угодья, сильно подверженные эрозии, опустыниванию, заболачиванию, а также те, которые при дальнейшем использовании по назначению вызовут развитие негативных процессов и ухудшение экологической обстановки. Под консервацию попадают и земли, загрязненные токсичными промышленными отходами или радиоактивными веществами выше предельно допустимых уровней.
Осуществление земельных преобразований, изменение форм собственности и хозяйствования не привели к улучшению землепользования, повышению плодородия почв.
С учетом сложившейся ситуации политика земельных отношений должна быть направлена не столько на смену земельной собственности, сколько на создание условий для эффективного экологически безопасного землепользования, повышения плодородия почв и роста сельскохозяйственного производства, современной и качественной рекультивации нарушенных и загрязненных земель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа была выполнена с целью подробного изучения проблемы охраны земель, её нерационального использования на территории нашей страны. В работе рассмотрен Земельный фонд России, подробнее изучены все категории земель, проведён анализ состояния земель и рассмотрены способы повышения их качества.
В процессе данного исследования было выявлено, что в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учётом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Использование земли и её состояние зависит от землепользователей. Проблема охраны земель является не только государственной, но и общественной и требуется помимо того, что нужно сохранить её плодородие и качественное состояние, следует улучшить её состояние и не привести к истощению.
Пользователи земли должны принимать в расчет экологическую эффективность землепользования как основополагающий элемент построения производственной деятельности. В результате практики нерационального использования сельскохозяйственных и других земель продолжает увеличиваться их деградация. Рациональный подход к использованию земель экономически и социально выгоден для сельхозпроизводителей, так как это позволяет получать долговременный и устойчивый эффект за счет научно обоснованной эксплуатации качественно сохраняющихся и постоянно обновляющихся земельных ресурсов. Это, в конечном итоге, скажется и на эффективности использования земельных ресурсов.
Рациональное использование земель является главной задачей земельно-правового регулирования, достижению которой посвящена практически каждая норма российского земельного права, что существенно помогает контролировать качественное состояние земельного фонда нашей страны.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/problemyi-sanitarnoy-ohranyi-zemel/
Земельное право: учебник.-2-е изд. перераб. и доп. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2009.-400 с. — (Профессиональное образование).
Конституция Российской Федерации. – М. : Приор, 2007. – 32 с
«Земельный кодекс Российской Федерации» (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др. — М.: Колос, 2000. — 328 с.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002// СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3018.
Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей природной среды».
ГОСТ 26640-85: Земли. Термины и определения.
Земельный кодекс РФ. Глава 14 статья 79.
Конституция РФ. Глава 1 статья 9.
13PAGE 15
13PAGE 14215
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Root Entry