17 декабря 2002 года Палатой представителей был принят Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь, 2 апреля 2003 года одобрен Советом Республики, а с 21 апреля 2003 года вступил в действие. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.
Целью моей работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена на основе Настоящего Кодекса. Основные задачи работы:
- Выявление основных признаков административного правонарушения. Рассмотреть сущность административного правонарушения и отграничение его от преступления.
- Рассмотрение состава административного правонарушения, его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
- Определить критерии классификации и виды правонарушений.
Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. Кроме того, изучения правонарушения важно потому, что правонарушения преступают интересы, обусловливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов.
В курсовой работе я использовал разные учебники российских и белорусских авторов их взгляды по некоторым вопросам. Также в работе приведены примеры из действующего законодательства Республики Беларусь.
1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Поведение людей в обществе может быть правомерным и неправомерным. Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений. Понятие административного правонарушения сформулировано в статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП).
В соответствии с ним административное правонарушение – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.[1]
Изменения, внесенные в налоговый кодекс Республики Беларусь в 2009 году
... тех пор, пока статус физического лица не определен, лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на ее территории более 183 дней ... первом из приведенных пунктов нашли отражение нормы п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), в соответствии с которым учредитель (участник) юридического лица или собственник ...
Под административным правонарушением, как основанием административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Следует отметить, что понятия » административное правонарушение» и » административный проступок» отождествляются, то есть административный проступок не является особой разновидностью административных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как и деликт.
Анализ сказанного позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и других).
Исходным в характеристике признаков является деяние . Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие .
Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета например, статья 9.2 КоАП Республики Беларусь “ Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений ”.[1]
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности например, статья 9.4 КоАП Республики Беларусь “Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста”.[1]
Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Статья 9.10 КоАП Республики Беларусь “Нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата и ореализации права законодательной инициативы граждан”.[1]
Общественная опасность
администрат
административная наказуемость.
виновность
Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности описанных выше признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является правонарушением. В таком случае оно может являться иным правонарушением или правомерным деянием.
степень общественной опасности
В теории и на практике при выявлении и квалификации правонарушения часто возникает вопрос о его соотношении с преступлением.
Административные правонарушения в области связи и информации
... конфискация и административное приостановление деятельности. Правом привлечения к административной ответственности в области связи и информации обладают специальные органы и должностные лица в пределах их компетенции, а также судьи. В результате решения задач достигнута цель реферата - исследование административных правонарушений в области связи и информации. ...
В литературе высказывались различные мнения относительно социально-правовой сущности административного
КоАП Республики Беларусь не содержит указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административное правонарушение является противоправным деянием, но не представляет общественной опасности.
по степени такой опасности.
наличие или отсутствие тяжких последствий.
размер имущественного ущерба
Особый вопрос в рамках социально-правовой проблемы административных правонарушений – это вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений.
Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться как к объекту, объективной стороне состава соответствующих
Административное правонарушение отличается от общественно опасного дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признаётся административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название “административно-
Общественная опасность административного
Таким образом, нет оснований подвергать сомнению общественно опасный «статус» административных правонарушений. Всякое административное правонарушение в той или иной степени является общественно опасным.
2 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Понимание состава административного
Состав преступления как основание уголовной ответственности
... неоднозначного решения проблемы уголовной ответственности в науке уголовного права. Таким образом, закон имел в виду два основания уголовной ответственности: фактическое - наличие общественно опасного деяния и юридическое - наличие признаков состава преступления в этом общественно опасном поступке человека. ...