Права профессиональных союзов в сфере труда

Перемены в экономике и, как следствие, в политике Российского государства не могли не коснуться профсоюзного движения. Переход к рыночной экономике, многообразие форм собственности, утверждение конституционно-правовых основ Российской государственности требуют от профессиональных союзов поиска иных форм и методов работы, переосмысления приоритетных направлений деятельности, совершенствования организационной структуры.

В настоящее время осуществление профсоюзами главной задачи по защите прав и интересов трудящихся, ведет к ослаблению, потере авторитета профсоюзов. Если на крупных государственных и частных предприятиях профсоюзные организации имеют определенный опыт работы по защите прав и интересов своих членов, а также располагают для этого средствами, то коллективы малых предприятий, особенно частных, таковыми возможностями не обладают.

Наблюдается стойкое снижение численности членов профсоюзов в первичных профсоюзных организациях. Профсоюзам становится некого защищать, что еще больше актуализирует вопрос об эффективности реализации защитной функции профсоюзов.

к Президенту РФ

Зачастую работники малых частных предприятий не знают своих прав и, как следствие, их права ущемляются работодателями. Более того, собственники не заинтересованы в создании профсоюзного органа на своих предприятиях. Кроме того, на государственном уровне приняты законодательные акты, ущемляющие права профсоюзов. В частности, из ведения профсоюзов изъято управление социальным страхованием, практически изъяты функции контроля за соблюдением норм охраны труда и трудового законодательства.

Все это, на наш взгляд, обуславливает потребность в комплексном научном анализе правового регулирования деятельности профсоюзов и правовых форм, с помощью которых они защищают права работников по действующему законодательству. Осуществляя при этом свою основную, защитную функцию.

Цель работы заключается в исследовании трудового законодательства в области прав профессиональных союзов в сфере труда, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по данному вопросу.

Для того чтобы поставленная цель была раскрыта были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать историю развития и эволюцию прав профсоюзов;

2. Изучить нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов;

3. Рассмотреть общую характеристику правового статуса профсоюзов;

4. Рассмотреть классификацию прав профсоюзов;

15 стр., 7034 слов

Право собственности в международном частном праве

... и форму сделок о вещных правах на недвижимость. Более сложным является решение вопроса коллизионного регулирования движимого имущества. Цель данного курсового исследования—рассмотреть особенности правового регулирования собственности в международном частном праве. В ...

5. Изучить основные современные проблемы развития и защиты прав профсоюзов в России.

Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся прав профессиональных союзов в сфере труда.

Предметом исследования выступают:

  • Международные нормы и принципы, о правах профсоюзов
  • Конституция РФ
  • Нормы трудового законодательства РФ
  • ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ
  • Точки зрение и мнения ученых по данной теме.

    Гусовым К.

Н.

Методологическую основу исследования составляют

  • статистический — при рассмотрении вопросов о судебной практике по трудовым спором;
  • исторический — при раскрытии особенностей деятельности профсоюзов в условиях переходного периода к рыночной экономике;
  • сравнительно-правовой — при характеристике законодательства России и США в области регулирования профсоюзной деятельности и некоторые другие.

Структура работы включает в себя введение, две главы, пять разделов, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Правовое положение профсоюзов в сфере труда

1.1 История развития и эволюция профсоюзных прав Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.

Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства.

С целью подавления профсоюзов стала вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов, антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX века.

В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.

С. В. Трудовое

Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали исполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы — лицом к производству». Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции: производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации, что способствовало падению их авторитета.

13 стр., 6122 слов

Деятельность антимонопольной службы России по контролю и надзору ...

... также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. В соответствии с нормами Положения о ФАС России Федеральная антимонопольная служба: осуществляет контроль и ... государственного контроля и надзора рекламной деятельностью 1.1 Государственный контроль рекламной деятельности антимонопольный реклама россия Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы является ...

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего, профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

12 января 1996 г. был принят Закон о профсоюзах N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав и обязанностей этих общественной организации.

Закона РФ

В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ N 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921) и N 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

РФ Трудовой

Если социальное назначение профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе. Такую правовую базу имел только один профсоюзный орган — профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации. Юридические нормы определялась нормативным актом — «Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.

Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п. 2 ст. 5 Закона о профсоюзах).

Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными, которые не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства. Вместе с тем, в том случае, если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.

Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон «регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами». Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148., Ст. 1.

63 стр., 31498 слов

Повышение безопасности труда в строительстве на основе анализа ...

... лицами и гражданами обязательных требований в строительной сфере экономической деятельности; провести апробацию разработанных рекомендаций по повышению безопасности труда в строительстве. 1. Нормативные ссылки В настоящей выпускной квалификационной работе использованы ссылки на следующие ...

Одновременно с этим Законом были приняты: Закон об общественных объединениях, Закон о занятости населения и ряд других.

Рыженков А. Я.

1.3 Правовой статус профсоюзов Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи — представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда.

Профсоюзы вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148., глава 2.

Профсоюзы участвуют в разработке государственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение работника — члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

С. Б. Трудовое, М. В. Правовая

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

1) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации;

3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5) защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

6) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

7) направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами в соглашениями, а также с изменениями условий труда;

— Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. Ст. 148., ч.3 ст. 19.

6 стр., 2570 слов

По охране труда:»Организация охраны труда в учебных заведениях»

... организации охраны труда в учреждении образования является четкое дегелирование функциональных обязанностей и полномочий работников, которые занимаются обеспечением безопасности труда и учебы. Для хорошей организации системы охраны труда в учреждении образования разрабатываются методики, программы и инструкции по охране труда. ...

По-новому осуществляют профсоюзы защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

М. В. Правовая, Б. Р. Отношения

Многообразная деятельность профессиональных союзов требует определенной системы гарантий обеспечения нормального функционирования профсоюзных организаций, реального использования имеющихся возможностей для защиты прав и законных интересов работников. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и принуждения как средство воздействия на субъекта общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Закон о профсоюзах и ТК РФ установили систему гарантий прав профсоюзов. Необходимость подобных гарантий связана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий.

В систему таких юридических гарантий входят:

  • а) имущественные;
  • б) личные (гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы;
  • освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы;
  • гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа);
  • в) обязанность работодателей по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа;
  • г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;
  • д) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица.

Гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов и условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансовый контроль за средствами профсоюзов со стороны органов исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается, а имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов. Титова Г. Профсоюзы и работодатели // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. — N 11. — С. 12.

Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, фонды обучения к подготовке кадров, а также другие фонды, вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

2 стр., 997 слов

Учет расчетов по возмещению материального ущерба с работниками организации

... - отражена сумма потерь по частично испорченным материальным ценностям; Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", Кредит счета 94 " ... которых отказано судом вследствие необоснованности исков. Рассмотрим особенности учета недостач, выявленные организацией в результате инвентаризации. В результате естественных физико-химических ...

Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденных от основной работы. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, пп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ, руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений, не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ.

Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 7.01.2002 г. N 1 (часть I) ст. 3., ст. 374.

Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы. Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 7.01.2002 г. N 1 (часть I) ст. 3., ст. 375.

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

Рыженков А. Я.

Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 7.01.2002 г. N 1 (часть I) ст. 3., ст. 377 (21, «https:// «).

Рыженков А. Я.

Как установлено ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций):

4 стр., 1766 слов

Роль профсоюзов в защите прав работников

... ПРОФСОЮЗОВ Профессиональный союз – это общероссийская, добровольная, общественная, самоуправляемая, некоммерческая организация, объединяющая работников, связанных общими профессиональными, социальными и трудовыми ... поводу защиты профсоюзами прав работников. Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие и регулирующие деятельность профсоюзов по защите прав работников. Методологической ...

  • общероссийский профсоюз — объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на всей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
  • общероссийское объединение (ассоциация профсоюзов) — объединяет общероссийские профсоюзы, территориальные объединения (ассоциации), организации профсоюзов, действующие на всей территории РФ или на территории более половины субъектов России;
  • межрегиональный профсоюз — объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на территории менее половины субъектов Российской Федерации;
  • межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — состоит из межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и действует на территории менее половины субъектов РФ;
  • территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — объединяет организации профсоюзов и действует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.

Несмотря на многочисленность профсоюзов, все они создаются по производственному, отраслевому, территориальному либо иному учитывающему профессиональную специфику признаку.

Профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство, являются профсоюзными представителями (доверенными лицами).

Профсоюзы (их объединения) осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими же уставами, а первичные профсоюзные организации — согласно положениям, разработанным на основе этих уставов.

В. И. Трудовое

Глава 2. Специальное положение профсоюзов в сфере труда, их классификация и соотношение в правах

2.1 Классификация прав профсоюзов Классификация прав профсоюзов возможна в зависимости от того, в каких отношениях они реализуются, например, содействие в зависимости и трудоустройстве.

Права профсоюзов можно классифицировать в зависимости от того, идет ли речь о применении уже действующих норм трудового законодательства или об установлении или изменении каких-то новых условий труда работников. Например, в области применения права можно привести пример, касающийся приема на работу и установления испытательного срока. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Кроме того, профсоюзы, которые прошли процедуру уведомительной регистрации, в настоящее время являются полноценным субъектом трудового права. Это связано с тем, что на профсоюз, который организовал незаконную забастовку, может быть возложена материальная ответственность в виде возмещения работодателю причиненных ее проведением убытков.

Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:

1) по их положению в системе прав данной организации.

Позволяет соотнести каждое право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или коллективном договоре.

7 стр., 3045 слов

Основные трудовые права и обязанности работников

... трудоспособности и в иных установленных законом случаях; на судебную защиту своих трудовых прав. Работник обязан: добросовестно выполнять трудовые обязанности; соблюдать трудовую дисциплину; бережно относиться к ... выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Принудительный труд запрещен. Каждый работник имеет право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и ...

2) по степени общности.

Позволяет выделить общие для всех профсоюзов права и права, предоставленные определенным профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотнести принцип единства в регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации. Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права, предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на предприятиях — профсоюзным комитетам (профкомам).

3) по степени самостоятельности.

Позволяет подразделить их на права: а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением трудом (регулированием трудовых отношений); б) по решению вопросов на паритетных началах или самостоятельно принимать решения.

4) по формам реализации.

Позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов. Это — выражение мнения, согласование акт, согласие, разрешение на определенные действия работодателя, требование определенных действий от работодателя (администрации).

5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их участием).

Права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы:

  • а) трудового договора;
  • б) обеспечения занятости;
  • в) рабочего времени;
  • г) времени отдыха;
  • д) оплаты и нормирования труда;
  • е) гарантий и компенсаций;
  • ж) дисциплины труда;
  • з) охраны труда;
  • и) контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда;
  • к) разрешения трудовых споров.

По содержанию права делятся на права:

а) по участию в регулировании трудовых отношений,

б) по контролю за соблюдением трудового законодательства,

в) по участию в разрешении трудовых споров.

г) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать профсоюзы.

Права подразделяются на права по защите:

  • а) членов профсоюза;
  • б) работников, вне зависимости от членства в профсоюзе.

В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы представляют и защищают интересы членов своей организации.

Спор между профсоюзом и работодателем, не перечислившим или перечислившим несвоевременно на счет профсоюза удержанные из заработной платы работника — члена профсоюза членские профсоюзные взносы, имеет экономическое содержание и является по существу экономическим. С учетом этого данный спор, согласно ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ, подведомствен арбитражному суду.

от 07.12.05

Профсоюз рабочих местной промышленности обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к заводу «Метапласт» о взыскании членских профсоюзных взносов, удержанных с работников ЗАО и не перечисленных истцу, по состоянию на 1 сентября 2011 г. в сумме 75 071 руб. 98 коп.

16 стр., 7571 слов

Трудовое право – профсоюзы

... и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников-членов профсоюза*. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. ... высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества. Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший ...

Как указал истец, ответчик — завод «Метапласт» на основании письменных заявлений своих работников — членов профсоюза ежемесячно удерживал из заработной платы данных работников профсоюзные взносы в размере 1% от начисленных к выдаче сумм. Но обязанность по перечислению этих взносов профсоюзу не выполнялась, в результате чего возникла задолженность.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил. Арбитражный суд посчитал возможным рассмотреть спор в отсутствие ответчика по имеющимся в деле материалам в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 156 АПК РФ.

от 12.01.96

Как установил суд, данная обязанность ответчиком не выполнялась. Так, «Метапласт» до времени рассмотрения дела в суде необоснованно удерживал сумму профсоюзных взносов в размере 75 071 руб. 98 коп., сложившуюся по состоянию на 1 сентября 2011 г., что подтверждалось двусторонним актом сверки задолженности истца и ответчика по состоянию на 1 сентября 2011 г. и истцом в судебном заседании.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Учитывая то, что судом установлен факт безосновательного удержания ответчиком профсоюзных взносов, размер которых подтверждался материалами дела, а также то, что исковые требования ответчиком не оспорены, Арбитражный суд Пензенской области посчитал, что требование истца подлежит удовлетворению в полном объеме.

Исковые требования Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий в лице Пензенской областной организации удовлетворить в полном объеме, расходы по госпошлине отнести на ответчика.

Взыскать с ЗАО «Завод «Метапласт» «в пользу Профсоюза рабочих местной промышленности профсоюзные взносы в сумме 75 071 руб. 98 коп., удержанные из заработной платы работников, а также расходы по государственной пошлине в сумме 2751 руб. 16 коп.

Действия работодателя в данном случае следует расценивать как нарушение прав профсоюзов.

от 12.06.96

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Специальных норм, предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушение прав профсоюзов, законодателем не предусмотрено. Однако КоАП РФ содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока его заключения (ст. 5.28. КоАП РФ); непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29. КоАП), необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (5.30 КоАП РФ) и т. д.

Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда, когда работник является членом профсоюза. Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работников, то профсоюзы, как правило, действуют независимо от того, состоят ли они все членами профсоюза.

Деятельность профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов граждан проводится по нескольким направлениям. В частности, профсоюз может осуществлять деятельность по защите трудовых прав конкретных работников. При защите прав и интересов конкретных работников профсоюз связан действием принципа диспозитивности, закрепленного в ст. 39 ГПК РФ. Принцип диспозитивности означает, что права и свободы гражданина не могут быть реализованы без его волеизъявления. Поэтому обращение в органы, имеющие полномочия по защите прав и свобод граждан, может состояться только при наличии волеизъявления каждого представляемого профсоюзом работника. Следовательно, при защите прав конкретных граждан профсоюз в силу требований ст. 39, п. 4 ст. 131, ст. 132 ГПК РФ обладает лишь общими полномочиями. Включение в устав профсоюза положения о том, что в силу факта членства в профсоюзе у него возникают специальные полномочия при представительстве работников, вступает в противоречие с перечисленными нормами. Поэтому такое положение не может применяться.

К числу специальных полномочий ст. 54 ГПК РФ относит права представителя на подписание заявления от имени представляемого, предъявление его в суд и иные полномочные государственные органы, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречных требований от имени работника, к которому предъявлены претензии о привлечении к ответственности, полный или частичный отказ от заявленных требований, уменьшение их размера, признание предъявленных гражданину требований, заключение от его имени соглашения, изменение предмета или основания заявленных работником требований, на передачу полномочий другому лицу (передоверие), на предъявление исполнительного документа к взысканию, получение взысканного в пользу гражданина имущества или денег. Перечисленные специальные полномочия могут быть переданы гражданином профессиональному союзу только путем составления доверенности или подачи письменного заявления в суд. В соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ перечисленные полномочия могут быть переданы гражданином профсоюзу на основании письменного заявления, адресованного суду. Данное заявление может быть непосредственно передано гражданином судье в ходе гражданского процесса. В этом случае подпись гражданина на заявлении заверять не требуется, так как подлинность заявления проверяет непосредственно судья, проверив личность подавшего заявление гражданина. Гражданин может направить соответствующее заявление с перечислением в нем специальных полномочий, передаваемых профсоюзу, непосредственно в суд. Подпись гражданина на таком заявлении может быть удостоверена жилищными органами или органами местного самоуправления по месту его жительства либо по месту работы. Аналогичным образом может быть удостоверена и доверенность, выдаваемая гражданином профсоюзу, наделяемому перечисленными специальными полномочиями. Таким образом, при осуществлении защиты конкретных членов профсоюз может получить права на специальные полномочия путем оформления доверенности гражданином либо подачи им соответствующего заявления непосредственно в суд. Без оформления специальных полномочий при защите конкретных граждан профсоюз обладает исключительно общими полномочиями.

Перечень общих полномочий профсоюза в законодательстве исчерпывающим образом не определен. Поэтому в уставе профсоюза могут фигурировать общие полномочия, которые возникают у профсоюза в силу факта членства гражданина при защите его прав. К числу общих полномочий могут быть отнесены выражение профсоюзом позиции при защите прав конкретных работников, представление им собственных доказательств с целью защиты прав конкретных работников, присутствие представителей профсоюза при рассмотрении заявлений конкретных работников полномочными органами и организациями. Подчеркнем еще раз, что при защите прав конкретных граждан профсоюз может использовать общие права, предусмотренные законодательством и его уставом, а также использовать специальные полномочия на основании выданной ему гражданином письменной доверенности либо письменного заявления в суде.

В связи с изложенным профсоюз, например, не вправе без оформления специальных полномочий требовать сложения штрафа с работника, совершившего дисциплинарный проступок. Данное явное нарушение прав работника может быть устранено профсоюзом только при наличии у него документов, подтверждающих специальные полномочия по защите этого работника. Но при этом профсоюз не лишен права высказать представителям работодателя собственное мнение по поводу данного нарушения, профсоюз также может потребовать рассмотрения такого обращения с участием его представителей. Однако штраф с работника не может быть сложен по требованию профсоюза до тех пор, пока работник не оформит передачу профсоюзу специальных полномочий, в частности, на обращение в органы, полномочные сложить штраф, на получение и передачу ему суммы штрафа.

Вторым направлением деятельности профсоюзов по защите социально-трудовых прав и интересов является предъявление профсоюзом требований в интересах неопределенного круга граждан. Предъявление указанных требований не связано с указанием конкретных граждан, права которых защищает профсоюз. Деятельность по защите неопределенного круга лиц профсоюз осуществляет, участвуя в разработке нормативных правовых актов, требуя отмены нормативных правовых актов, умаляющих социально-трудовые права и интересы граждан, гарантированные в вышестоящих по юридической силе нормативных правовых актах. Данное направление деятельности профсоюзов имеет свои особенности. К их числу следует отнести отсутствие предусмотренных законодательством неблагоприятных последствий за отказ от учета мнения профсоюзов при издании нормативных правовых актов. При обжаловании таких актов особенностью является нежелание судов общей юрисдикции допускать профсоюз к защите прав и интересов неопределенного круга лиц.

По мнению должностных лиц Верховного Суда РФ , в настоящее время отсутствует федеральный закон, позволяющий общественным организациям, к числу которых относятся и профсоюзы, обращаться в суд с заявлениями о защите прав неопределенного круга лиц. В связи с чем профсоюзам предлагается представить доказательства того, что оспариваемый ими нормативный правовой акт применен и данное применение повлекло нарушение прав члена профсоюза. Подобная позиция исключает возможность защиты профсоюзами прав неопределенного круга лиц путем оспаривания нормативных правовых актов, она вынуждает профсоюзы переходить и при оспаривании указанных актов на защиту прав конкретных граждан, права которых нарушены при их применении. Однако следует иметь в виду, что данная позиция судебных органов противоречит действующему законодательству. В Определении Конституционного Суда РФ N 265−0 от 11 октября 2002 года об отказе в принятии жалобы местного органа общественной самодеятельности «Реформа» на нарушение конституционных прав и свобод статьями 42 и 115 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и статьей 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» дан правовой анализ рассматриваемой позиции по отказу общественным организациям в заявлении требований по защите неопределенного круга лиц. Напомним, что ст. 42 ГПК РСФСР позволяла обращаться в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом. В п. 1 ст. 46 ГПК РФ также сказано о том, что в случаях, предусмотренных законом, организации, в том числе общественные, вправе обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В указанном Определении Конституционный Суд РФ отмечает, что ч. 1 ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что для осуществления уставных целей общественная организация, в том числе и профсоюз, имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Очевидно, что суд является органом государственной власти. Поэтому названный Федеральный закон и гражданское процессуальное законодательство позволяют общественным организациям обращаться в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц. Право на защиту интересов неопределенного круга лиц общественными организациями вытекает из перечисленных норм Федерального закона и ГПК РФ, а также из природы общественного объединения и его уставных целей. На данное обстоятельство также обращено внимание в названном Определении Конституционного Суда РФ . Право профсоюзов на защиту неопределенного круга лиц закреплено помимо перечисленных норм в ст. 23 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В связи с изложенным следует сделать вывод о том, что действующее законодательство позволяет предъявлять профсоюзам требования в защиту социально-трудовых прав и интересов неопределенного круга граждан.

Причем данное направление деятельности может быть обозначено в качестве цели создания и функционирования профсоюза. В уставе профсоюза вполне может быть дан не исчерпывающий перечень вопросов, по которым профсоюз может осуществлять защиту неопределенного круга лиц. Профсоюз, обращаясь в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, реализует как специальные, так и общие полномочия. И если профсоюз не может без согласия работника добиться вынесения решения о сложении с него штрафа, то он наделен полномочиями требовать отмены локального нормативного правового акта, позволяющего применить к работникам штрафные санкции. Признание судом данного акта недействующим впоследствии может стать основанием для отмены работодателем приказа о наложении на конкретных работников штрафных санкций и возврата им незаконно удержанных сумм. Очевидно, что должны существовать особые правила исполнительного производства при реализации судебных решений о незаконности локальных нормативных правовых актов. Если такой акт издан представителями работодателя с превышением имеющихся у них полномочий, то он должен признаваться недействительным, то есть не порождающим правовых последствий с момента издания.

В этом случае в ходе исполнительного производства должны быть устранены нарушения прав и свобод граждан, возникшие в связи с применением признанного незаконным нормативного правового акта. В рассмотренном нами случае представители работодателя превысили полномочия при издании акта о привлечении работников к ответственности в виде штрафа. Полномочиями по принятию таких актов обладают исключительно законодательные органы. Поэтому суд вправе признать такой акт не порождающим правовых последствий с момента его издания. После чего в ходе исполнительного производства должны быть устранены нарушения прав конкретных граждан, ставшие следствием применения данного акта.

В. И. Защита

2.2 Основные проблемы современных профсоюзов Накопленный опыт реформирования российских профсоюзов, в частности, в регионах, нуждается в изучении, систематизации и практическом использовании.

Сегодня профсоюзы — это самые крупные общественные объединения в России, один из важнейших социальных институтов, включенных в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В деятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы располагают большими материальными и финансовыми ресурсами влияния на социальные процессы.

Башмаков В. И.

Забастовки, захлестнувшие еще недавно практически всю Европу и парализовавшие крупнейшие мегаполисы — яркое свидетельство огромного влияния профсоюзов, которое они приобрели во второй половине 20 века.

Профсоюзы — когда мы произносим это слово, перед глазами вспыхивают борьба за свои права, противостояние государству, мощные социал-демократические партии, основной опорой которых они являются. В истории мы неоднократно видели, как подобные союзы добивались многого путем протестов и переговоров.

Примеры США, Западной Европы и даже ряда стран Латинской Америки говорит о медленном, поступательном развитии профсоюзного движения, началом которому послужили серьёзные социально-экономические изменения в XX веке. Именно развитию профсоюзов обязаны жители многих стран мира достаточно комфортными условиями труда и спокойствием за завтрашний день. То есть сильные, независимые профсоюзные организации — одна из основ нормального демократического государства.