Экономические, политические и социальные изменения в современном российском обществе актуализируют вопросы воплощения нормативных правовых предписаний в жизнь. Учитывая возросшую гражданско-правовую активность граждан нашей страны, желание наиболее полно использовать свои права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, вопрос об эффективном применение норм права становится исключительно важным направлением как научных исследований, так и практики.
В обществе созрело понимание того, что укрепление правовой основы одинаково зависит как от разработки проблем правотворчества, так и от правореализации и правоприменения. Отмечая необходимость формирования уважения к порядку в стране и эффективного правоприменения, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев среди основных направлений внутренней политики государства называет радикальное изменение ситуации в правоприменении: улучшение работы судебной системы, обеспечение ее подлинной независимости от исполнительной и законодательной власти, обеспечение справедливой и равной доступности правосудия для всех. Важным, как отмечает Д.А. Медведев, являются также искоренение практики решений «по звонку» или «за деньги», разработка системы мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от «неправосудных» решений, дальнейшая гуманизация правосудия, развития процедур досудебного и внесудебного порядка разрешения споров.1 Понятно, что сбои при исполнении законов, отказ от их применения или неправильное применение не позволяют в полной мере эффективно решать задачи современного общества.
Роль и значение применения права столь велико в жизни права, что многие ученые выделяют эту форму реализации права в самостоятельную, полагая, что правоприменение, как и правотворчество, – это два особых направления функционирования правовой системы.
Причина выбора данной темы и ее актуальность
В настоящее время не завершено полностью формирование правового поля деятельности участников гражданского оборота. Сложность вопроса заключается еще и в том, что законодательство постоянно обновляется, отсутствует единство в правоприменительной практике.Актуальность данной темы обуславливается как общая проблема юридической науки, так как важность недостатков, а порой и трудностей не только в плане права, но и в его применении являются порой недочетами, устранение которых является важной задачей. Устранение же трудностей и причин препятствия применения права является основной чертой гарантированного правоприменения. Таким образом, исходя из понимания важности улучшения работы по применению норм права, интерес к данной проблеме вполне закономерен.
Избирательное право и избирательные системы
... праву - праву быть избранными: более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и ... Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться ... данной сфере. 1. Избирательное право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права. Избирательное право обычно понимается в двух значениях. 1. Объективное избирательное право - система ...
Цель курсовой работы
Задачи работы
- Понятие правоприменения и его признаки;
- Рассмотрение стадий правоприменения;
- Анализ и рассмотрение актов применения права, их видов; отличие их от нормативных актов;
- Рассмотрение требований к правоприменительной деятельности.
Структура работы
1.Понятие применения права и его характерные черты., Применение права
Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это – «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя».
Правоприменение – организующая деятельность. Действия правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развития отношений между людьми и их объединениями шло в русле закона. Применение права, как одна из форм государственной деятельности, составляет основное содержание (по удельному весу и значимости) деятельности органов внутренних дел при осуществлении как внешнего, так и внутреннего управления и осуществляется от имени государства .
Объединяя все эти виды определений «применения права» можно сделать вывод, что более конкретным определением будет
Применение права
Анализ содержания, назначения, круга субъектов, сущности такого многостороннего явления, как правоприменение, показывает, что авторы по- разному понимают и раскрывают данные категории. Существуют различные точки зрения по вопросу государственно — властного характера правоприменения и круга субъектов, применяющих нормы права. Анализ теоретических источников и современной практики применения норм права показывает, что нельзя однозначно говорить о государственно-властном характере правоприменения и полностью исключать из этого процесса граждан и негосударственные организации. Ведь сегодня применяют право и третейские суды, работодатели, комиссии по трудовым спорам, гражданин, в ситуации необходимой обороны, наделяется правомочиями активно препятствовать противоправному поведению другого лица, что тоже может квалифицироваться, как применение права.
Филин Д.В. Уголовный процесс Украины: система и структура права, ...
... права, например, админи-стративного. Вместе с тем система уголовно-процессуального законодательства Украины не ограничивается только Уголовным процессуальным кодексом. ... уголовно-процессуального права; 2 систему и структуру уголовно-процессуального законодательства; 3 систему и структуру уголовно-процессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право, как и любая отрасль права, ... применение ...
Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме:
- соблюдение;
- исполнение;
- использование.
Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы невозможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:
- когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).
- когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).
- когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).
- когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).
Но юридическое решение конфликта еще не означает его ликвидацию в социальном плане. Например, применение права при призыве на военную службу призывников-отказников может породить более серьезный конфликт между конкретным лицом и государством. Поэтому перед субъектами правоприменения всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.
С помощью правоприменительной деятельности устраняются противоречия не только во всех сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе.3 Например, при столкновении компетентного органа с той или иной проблемой в области применения права, внимание должностных лиц обращается на несовершенство законодательства в данном вопросе, на опыте правоприменительной деятельности базируются законодатели при разработке новых и доработке действующих правовых норм. Материалы правоприменения говорят об определенных недостатках в работе самих компетентных органов и показывают пути их устранения.
Применение права как основная форма реализации права
... самостоятельность применения права как формы его реализации Охарактеризовать применение права как форму его реализации Проанализировать стадии применения норм права Для достижения цели, которую мы поставили перед исследованием, для решения задач, выдвинутых нами, мы использовали в работе ...
Применение права обладает рядом характерных черт:
- Применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права).
К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации.4
- Применение права носит государственно-властный характер.5 Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения.
- Правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах6 . «Значение внутренней процессуальной формы определяется тем, что она представляет собой «технологию» достижения истины. Она служит средством наиболее рациональной организации элементов содержания и внешней формы правоприменения, их взаимодействия между собой»7 . Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах).
Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Но развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения.
- Результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права. «Указанные акты в концентрированной форме выражают суть юридического дела, содержат все необходимое для поднормативного, казуального регулирования общественных отношений».8
- Правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней.