Данная курсовая работа посвящена исследованию Конституционного суда Российской Федерации, его места в системе органов государственной власти, порядка формирования и деятельности.
Актуальность данной работы заключается в том, чтов последнее время в российском обществе происходят существенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением такого развития нашей страны, особенно в сфере построения и совершенствования законодательства является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, вся деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активно защищать свои права и свободы с помощью правовых процедур. В этих условиях очень важной является проблема формирования и развития способов, средств и органов правовой и судебной защиты населения Российской Федерации, а, следовательно, особенно актуальной становится роль Конституционного Суда Российской Федерации, как органа, осуществляющего конституционный контроль и как одной из важнейших гарантий конституционности, законности, и правопорядка в стране. Конституционный Суд – это единственный источник, который может на законных основаниях толковать Конституцию Российской Федерации, а также призван быть важнейшим органом, который может эффективно и реально стать гарантом формируемых демократических институтов.
Предметом исследования является структура Конституционного суда, порядок его формирования и деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые регулируются и определяются Конституционным Судом, как органом, осуществляющим конституционный контроль и как одной из важнейших гарантий конституционности, законности и правопорядка в стране.
Цель работы- исследовать порядок формирования Конституционного суда и совокупность факторов, влияющих на его деятельность.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
-собрание материала по теме исследования, его изучение и вычленение необходимой информации, которая касается тех аспектов, что указаны в оглавлении работы.
Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения ...
... Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции. С. А. История В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений. Актуальность ...
-рассмотрение понятия конституционного контроля, истории развития института конституционного контроля.
-определение места Конституционного Суда в системе органов государственной власти и судебной системе.
-рассмотрение порядка формирования, состава и структуры Конституционного суда, принципов и порядка его работы.
— изучение основных стадий конституционного судопроизводства.
-сделаем общий вывод по завершению работы.
Для решения поставленных нами в курсовой работе задач, использовался комплекс методов исследования:
-метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
-методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики исследования Конституционного суда Российской Федерации.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 20 наименований. Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи и методы исследования, показана практическая значимость работы.
Главным правовым актом, содержащим основные положения о Конституционном Суде, является Конституция Российской Федерации, в которой вопросам, связанным с Конституционным Судом РФ посвящена статья 125, находящаяся в главе 7 «Судебная власть». В данной статье содержатся основные положения, касающиеся состава, полномочий, компетенции Конституционного Суда и некоторых других вопросов. Еще одним из важнейших актов, касающихся Конституционного Суда, является Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской федерации». Данный конституционный закон конкретизирует положения Конституции РФ и регламентирует следующие базовые вопросы:
1. Понятие и место Конституционного Суда в системе органов государственной власти
2. Порядок формирования и деятельности Конституционного суда
Детальное положение данных правовых актов будет рассмотрено в последующих главах.
Данная тема активно исследуется с момента создания органа конституционного контроля такими авторами как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, В.Д. Зорькин, Е.И.Козлова, О.Е.Кутафини др.
1. Конституционный суд Российской Федерации: понятие и место в системе органов государственной власти , Понятие конституционного контроля. Развитие института конституционного контроля в СССР и России.
Понятие «конституционный контроль» часто употребляется в одном смысле с таким понятием как «конституционный надзор», хотя контроль и надзор — термины не идентичные. Надзор сводится к наблюдению, позволяющему указать на недолжным образом принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить.
В отличие от надзора конституционный контроль – это проверка, включающая и право отмены неконституционного акта.
Конституционное право России : Принятие Российской Конституции 1993г
... 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента. Работа Конституционного совещания 12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции ... дел, иностранных дел, обороны, безопасности. Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады ...
Процесс введения конституционного контроля был нелегким и трудным в нашем государстве. С появлением Конституции как главного документа, определяющего основы общественного строя и государственной организации, сталвопрос о соответствии ей всех иных правовых актов в государстве. Отсюда неизбежной стала оценка этих актов на предмет их соответствия конституции. Сразу же возникли ключевыевопросы: кто осуществляет конституционный контроль; пределы и средства конституционного контроля. В непростой борьбе с “единоначалием” исполнительной власти зародились парламенты, как главные правотворческие органы. Охраняя высшую силу и авторитет законов, добиваясь их соответствия конституции, парламенты предпочитали видеть в конституционном контроле средство обеспечения соответствия иных — подзаконных — актов как конституции, так и законам. Естественно, что они хотели, а зачастую и брали на себя задачи конституционного контроля. В такой ситуации конституционный контроль, по существу, выражался в парламентском.
Таким образом, этот способ специальногоконституционного контроля заменялся параллельной ему деятельностью главного представительного органа государства. Такой вариант конституционного контроля, если его можно назвать таковым, существовал и в нашем государстве. Это не позволяло усомниться в качестве законов государства и заподозрить их в несоответствии конституции. Официально это был контроль за соответствием конституции и законам иных нормативных правовых актов
С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области Конституционного Суда, конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами. Советские конституции не играли никакой существенной роли в жизни общества, т.е. в течение почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть нарушены. А если отдельные положения конституций 1936 и 1977 гг., могли быть истолкованы как угрожающие институтам существующего режима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик из состава Союза ССР), то по неписаным правилам советской политики, подобные «угрозы» не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться.
Новые подходы к организации конституционного контроля связаны с началом перестройки. В данном случае законодатель пошел на создание органа, устанавливающего нарушение, однако не имеющего права отмены акта, такое право возлагалось на тех, кто его издал. когда возникли предпосылкик поиску путей создания того, что принято называть правовым государством. М. С. Горбачевым и его сподвижниками была осуществлена попытка придать целому ряду конституционных положений важное политическое значение. Он и его сторонники надеялись, что широкие слои народа поддержат их усилия сделать советскую систему более эффективной и в сфере экономики, и в политике. Когда дело дошло до практики, то запланированный уровень контроля со стороны центра снизился, а это, с свою очередь, привело к определенным угрозам позиций и Горбачева, и коммунистической партии. Если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы стали одними из объектов противоречий, возникших в конце 80-х гг. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики. Значение конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием в СССР (1990г.) института президентской власти. Благодаря этому набору конституционных поправок, вводивших институт президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную монополию на политическую власть. И теперь настоящая конституционная политика появилась на советской политической арене уже не столь формально.
Конституция СССР 1977 года
... этап советской конституционной истории связан с Конституцией СССР 1936 года. Ее принятие вызывалось тем, что в СССР было ... Советов СССР, Центральный Исполнительный Комитет СССР, его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, Верховный Суд СССР, наркоматы, верховные органы власти ... Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: ...
Законом СССР от 23 декабря 1989 г. “О конституционном надзоре в СССР” был образован Комитет конституционного надзора СССР. Это был внесудебный орган, частично прикрепленный к парламенту. Комитет функционировал менее двух лет. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны союзных республик. Но, несмотря на эти ограничения новый институт привлек к себе значительное внимание как в СССР, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты личных и политических прав.
Среди в наибольшей мереважных решений в этой области, следует отметить, что Комитет прекратил практику издания секретных законодательных актов, оказывающих влияние на права и свободы граждан СССР. Комитет конституционного контроля постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещающий проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции; признал, что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека. Комитет также установил, что министерские постановления, ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребителей.
В то же время некоторые решения Комитета, особенно, касающиеся взаимоотношений между союзными республиками и центром, не были встречены с энтузиазмом. Так, например, когда в РСФСР был принят закон, запрещающий руководителям государственных органов одновременно руководить и общественными организациями, президент Горбачев обратился с просьбой к Комитету рассмотреть данный закон на предмет его соответствия Конституции. Очевидно, что этот закон ставил цель предотвратить одновременное пребывание на важных государственных постах лидеров КПСС. Комитет постановил, что такой закон нарушает конституционные права государственных служащих и членов общественных организаций.
Попавший в волну чрезвычайно важных вопросов, связанных с попытками центра сохранить свои позиции в отношении союзных республик, стремившихся к большей автономии, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что,разумеется, нанесло уронего репутации в определенных кругах. Принимая во внимание, что по условиям того времени, напрасно было ожидатьот Комитета иных действий, так как Конституция СССР не была отменена.
Дальнейшая критика Комитета конституционного надзора была направлена на недостатки в обосновании мнений и тем, что некоторые решения Комитета, в сущности, остались невыполненными, апопытка Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его члены стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами Комитета.
Конституционно — правовой статус человека и гражданина Республики Беларусь
... правах, Конституцию Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие, которые послужили ориентиром для более полного рассмотрения данного вопроса. ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, основан ...
Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991г.
Хотя этот закон не являлся образцовым актом,он содержал ряд действительно важных положений, регламентировавших внутренний распорядок и организацию деятельности суда (в частности, обеспечение безопасности помещений суда, охрану судей и членов их семей — ст. 86).
В то же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах не нуждаются в законодательном закреплении (например, положение о том, что все расходы суда покрываются из республиканского бюджета — ст. 85), это свидетельствует об отсутствии у авторов этого проекта опыта создания подобных актов, хотя вероятно, это сделано с целью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.
Началом деятельности Конституционного Суда послужило избрание на съезде народных депутатов СССР воктябре 1991 г. 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. Через два года две вакансии так и остались свободными. При этом закон позволял суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце октября 1991 г13 судей принесли присягу и избрали В. Д. Зорькина своим председателем.
21 июля 1994 г. после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.
1.2 Место Конституционного суда в системе органов государственной власти и судебной системе.
Особое место Конституционного суда РФ определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. В мировой государственно-правовой практике проблема конституционного контроля возникла с появлением конституций и необходимости правовой защиты основного закона, как акта высшей юридической силы. На пути своего исторического развития конституционный контроль осуществлялся в различных конституционных формах: от обязанности самой законодательной власти обеспечивать конституционность принимаемых ею актов, до создания специальных органов, выполняющих судебные функции в этой сфере общественных отношений.
Создание конституционных судов или органов, имеющих другое название (конституционный совет, арбитражный трибунал и.т.д.), но выполняющих судебную функцию, по большому счету, было обусловлено недостатками парламентского самоконтроля. Множество принимаемых законов, охватывающих самые различные сферы деятельности государства, не всегда обеспечивалась их квалифицированным применением. Часто, принятие законопроектов было связано с политическими целями различных групп, ставивших свои конъюнктурные интересы выше общегосударственных.
В зарубежной практике сложились две основные модели конституционного контроля: контроль законов, подлежащих применению в конкретном деле, так называемая американская модель, и европейская модель, когда суд вправе объявить о неконституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела.
Судебная система Российской Федерации. Суд как орган судебной власти
... . Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их. 1. Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Федеральный конституционный закон о судебной ...
В государственной системеРФКонституционный Суд рассматривается: во-первых, как орган судебной власти; во-вторых, как высший орган государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ; в-третьих, как орган, осуществляющий самостоятельный вид государственной власти, так называемую контрольную власть.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе России. Его статус обусловлен спецификой компетенции в рамках судебного конституционного контроля, а также разрешением дел в сфере организации и осуществления публичной власти, взаимоотношений государства и личности. Конституционный Суд РФ является учреждением одного уровня с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ. Деятельность Суда направлена на обеспечение сбалансированного взаимодействия названных органов, гармоничное развитие системы российского права. Вместе с тем Конституционный Суд РФ является судебным органом, который призван решать исключительно вопросы права.
Он вправе давать официальное толкование Конституции РФ. Необходимость Конституционного Судаобусловлена неопределенностью в понимании конституционных норм, как правило, по причине их общего характера, наличию пробелов или противоречий, что на практике приводит к неправильному применению данных норм в процессе правотворчества, судебного и иного правоприменения.
Таким образом, толкование Конституции РФ представляет собой деятельность по уяснению ее текста, разъяснению, конкретизации содержания толкуемых положений. Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ по запросам уполномоченных субъектов на своих пленарных заседаниях, причем в отличие от решений по иным делам за постановление о толковании должно проголосовать большинство не менее 2/3 от общего числа судей.
В Постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» Конституционный Суд РФ решил, что поправки в главах3-8 Конституции РФ принимаются особым правовым актом Закона РФ о поправке к Конституции РФ.
По мнению В.Д. Зорькина «Конституция и ее точное толкованиеКонституционным Судом должно гарантировать права и свободы наших граждан, их конституционную безопасность, не позволить затмить государственный суверенитет, национальные интересы чужими интересами и правовым хаосом»
В соответствии с Конституцией 1993 года Конституционный Суд РФ –федеральный орган судебной власти, у которого нет никаких нижестоящих судебных органов. Как, например, у Верховного и Высшего Арбитражного судов.
Возникает вопрос, а зачем контролировать законодательство, тем более конституции, уставы субъектов РФ? Марат Викторович Баглай на этот счет говорит: «Нет ни одной страны в мире, какой бы демократической она себя не считала, где бы законодатель не ошибался, где бы не принимались правовые акты, которые рано или поздно оказывались несоответствующими конституции, посягали на права граждан. Поэтому необходим тщательный анализ. Вот для чего требуется механизм, который выявлял бы ошибки и противоречия».
Деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению демократического характера Российского государства. Это нелегкая задача. У нас в стране сильны традиции прошлого, когда власть принадлежала самодержавному монарху, а в течение семи десятилетий ХХ века – одной политической партии. Как отмечает Б. Топорнин, «…Демократия в ее современном состоянии, отражающем условия и потребности нового общества, где развиваются особые технологии, создается огромный информационный материал, модернизируется система управления, остается первейшей заботой Конституционного Суда» .
Конституционный принцип разделения государственной власти в РФ
... организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ...
Конституционный Суд активно и непосредственно участвует в развитии конституционного права. Судебные решения все больше признаются источниками права. Судебную практику изучают в исследовательских центрах, преподают в высших учебных заведениях.
Являясь равноправной и самостоятельной ветвью судебной власти, Конституционный Суд РФ решает общую задачу правосудия и обеспечивает полную судебную защиту прав граждан от неправовых (незаконных) ненормативных и нормативных актов подзаконного уровня, Конституционный Суд уполномочен лишать юридической силы нормы закона, не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд не вправе вторгаться в компетенцию других судебных органов. При этом его решения, признавшие норму закона неконституционной, могут свидетельствовать о судебной ошибке, если применение этой нормы судом в конкретном деле имело решающее значение. В этом смысле решения Конституционного Суда являются правовым ориентиром для всех судебных органов, применяющих закон.
Конституционный Суд имеет исключительную компетенцию оценивать закон на соответствие Конституции и закрепить эту оценку в своем решении. Все остальные суды вправе только усомниться в конституционности закона и направить соответствующий запрос в Конституционный Суд. В связи с этим прямое применение Конституции РФ при разрешении дел всеми судами (кроме Конституционного) ограничено законами, еще не проверенными Конституционным Судом. Такой подход, сформулированный самим Конституционным Судом, нашел закрепление в процессуальных законах (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).
2. Порядок формирования деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. , Порядок формирования, состав и структура Конституционного Суда.
Модель Конституционного Суда РФ в варианте 1991 года была далека от совершенства, это привело, в конечном итоге, к печально известным событиям, в результате которых, в октябре 1993-го года деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена. Федеральный конституционный закон 1994 года внес существенные изменения в организационные формы конституционного судопроизводства, что имело целью повышение эффективности и оперативности в деятельности Конституционного Суда. Прежде Конституционный Суд действовал в едином составе. В перерывах между заседаниями по конкретному делу он не мог рассматривать другие дела. Это приводило к задержке рассмотрения многих дел и несоблюдению сроков рассмотрения. В связи с этим Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определил следующую форму организации Конституционного Суда: рассмотрение и разрешение им дел осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя девять и десять судейсоответственно. Число судей было увеличено с 15 до 19. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации: состав, структура, полномочия
... нее работников аппарата суда; готовить для Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представления об утверждении судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума данного суда; представлять арбитражный суд субъекта Российской Федерации в отношениях с государственными, общественными и ...
Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший 40 лет и имеющий опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет.
Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в его отношении принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения Судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии признаков преступления и с согласия Конституционного Суда.
В пленарных заседаниях также избирается Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др. В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности, либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос досрочного освобождения от должности указанных лиц решается большинством не менее 2/3 от общего числа судей тайным голосованием.Указанные лица могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, о чем говорится в решении Конституционного Суда.
Если же должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы должны проводится не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.
Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой к пленарным заседаниям, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение вопросы к рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, в соответствии со своими полномочиями, выступает с заявлениями от его имени; Кроме того он осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей его Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; председатель КС издает приказы и распоряжения.
Правовой статус и место Конституционного суда в системе органов ...
... работы – определить правовой статус Конституционного суда, как органа государственной власти. В данной работе поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть состав суда, аппарат и полномочия. 2. Определить место суда в системе органов государственной власти ... своего Конституционного Суда. Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение, ...
Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по требованию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
Важное значение для организации деятельности Конституционного Суда имеет Судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда, обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;
- Основным внутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного Суда, является его Регламент. В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат;
- некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Суде;
- требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда РФ.
2.2 Принципы и порядок работы Конституционного Суда.
Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» предоставляют Конституционному Суду широкие полномочия, позволяющие ему эффективно действовать в качестве «верховного хранителя» Конституции.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. К принципам конституционного судопроизводства Закон «О Конституционном Суде» относит также устность разбирательства (ст. 32), непрерывность судебного заседания (ст. 34).
Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей не должен сменяться одновременно, а суд – прекращать свою деятельность по каким-либо причинам. Решения Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания Суду, если Суд действует в пределах своей компетенции.
Для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд:
1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2. разрешает споры о компетенции:
- а) между федеральными органами государственной власти;
- б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
Если федеральный закон или закон субъекта Федерации, либо отдельные положения этих законов не соответствуют Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан, обратившихся в Конституционный Суд за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:
- Уплаченная государственная пошлина;
- Расходы на оплату услуг представителей;
- Расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
- Почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;
- Компенсация за фактическую потерю времени.
4. дает толкование Конституции Российской Федерации;
— Конституционный Суд в процессе толкования не создает новых правовых норм. Толкование нельзя смешивать ни с толкуемой им нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение – это только правило надлежащего понимания уже существующей нормы права, а не новая норма права. Конституция может быть несовершенной, но с этим Конституционный Суд не вправе ничего сделать. Было бы странно, если бы сложности, с которыми связано внесение поправок в Конституцию РФ или ее пересмотр, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простым решением Конституционного Суда, если бы в процессе толкования Конституции он пользовался бы правом ее дополнения, развития отдельных положений и т.д.
5. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- Инициатором он может быть только в одном случае – внося в Государственную Думу проект федерального закона.
7. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Все это говорит о том, что акты Конституционного Суда, которые создают правовые нормы, не могут рассматриваться в качестве источников конституционного права, хотя они, как и все другие правовые акты обязательны для исполнения.
Если решением Конституционного Суда нормативный акт признан несоответствующим Конституции РФ полностью или частично, либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;
2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации должны отменить нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, и принять новый нормативный акт либо внести изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;
3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;
4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;
5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.
Признание несоответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре, либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
Положения нормативных актов либо договоров, признанных не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться судами, другими органами или должностными лицами.
Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации назначают своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, участвующих в заседаниях Суда, представляя соответствующую позицию по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.
Конституционный Суд может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения , что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.
Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:
1) проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);
2) разрешение споров о компетенции;
3) толкование Конституции РФ;
4) дача заключений о соблюдении порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб.
2.3 Основные стадии конституционного судопроизводства
Для разделения властей очень важна такая форма судебной деятельности, как конституционное судопроизводство. Его специфика, обусловливает особое место Конституционного Суда в судебной системе.
Конституционный Суд является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду это единство обеспечивается установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации, законодательным закреплением единства статуса судей. В отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом.
Конституционное судопроизводство – процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд может признать закон неконституционным.
Конституционное судопроизводство – это регламентированная Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (и законами субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах) деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями.
Цели и задачи конституционного судопроизводства определены Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 3).
К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Только пленарные заседания рассматривают вопросы, связанные с организацией работы Суда в целом: об избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи – секретаря Конституционного Суда; о формировании персонального состава палат Конституционного Суда; о Регламенте Конституционного Суда и внесении в него изменений и дополнений; о порядке рассмотрения дел в пленарных заседаниях и распределении дел между палатами; о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи – секретаря.
Остальные вопросы рассматриваются палатами суда, формируемыми только из числа судей Конституционного Суда. Председатель Суда и его заместитель не могут входить в состав одной палаты. Персональный состав каждой палаты обновляется раз в три года.
Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созывает их и председательствует на них, представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, в соответствии с полномочиями Суда выступает с заявлениями от его имени, осуществляет общее руководство аппаратом Суда и другие полномочия. Заместитель Председателя Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Судом. Судья-секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда, а также выполняет иные возложенные на него полномочия.
Началом конституционного судопроизводства является решение о принятии обращения к рассмотрению. Возбуждение конституционного судопроизводства является исключительной компетенцией пленарного заседания Конституционного Суда, в котором участвуют все 19 судей (ст. 42 Закона).
Следующей самостоятельной стадией конституционного судопроизводства является подготовка дел к слушанию, служащим связующим звеном между принятием обращения к рассмотрению и его слушанием в судебном заседании. Эта стадия призвана обеспечить в наибольшей мереполное, всестороннее рассмотрение обращения (с соблюдением установленных законом правил) и вынесение обоснованного решения.
После завершения подготовительных мер дело назначается Судом к слушанию, которое является центральной стадией конституционного судопроизводства. Именно в этой стадии реализуются такие важнейшие принципы конституционного судопроизводства, как коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон.
Вынесение и оглашение решения является завершающей стадией конституционного судопроизводства. Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ч. 1 ст. 79 Закона).
Заключение
Исследуя вопрос понятия и места Конституционного суда в системе органов государственной власти, воспользовавшись трудами разных исследователей, можно сделать вывод, что в целом взгляды на эту тему схожи.
Конституционный Суд — важный орган конституционного контроля, созданныйдля обеспечения законности в стране. Конституционный Суд утвердил свое положение в государстве и стал важным, эффективным фактором развития права, государства и всего российского общества.
Хотя многие вопросы, по которым обращаются в Конституционный суд имеют политическую подоплеку, Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права.
Конституционный Суд РФ обеспечивает конституционную законность в стране, заботится, чтобы все принимаемые законы полностью соответствовали Основному закону российского государства, чтобы положения Конституциине могли бы толковаться двояко, только лишь одним органом и на основании судебных процедур. Чтобы граждане РФ имели прямой доступ к Конституционному Суду Российской Федерации, который им гарантирован Конституцией Российской Федерации 1993 года. Одним из важных моментов, связанных с деятельностью Конституционного Суда РФ, является то, что решения Конституционного Суда в последнее время являются значимыми для развития конституционного права, причем не только как отрасли права, но и для науки в целом. Несмотря на то, что некоторые ученые-юристы отрицают роль постановлений суда в качестве источника права, заявляя, что судебный прецедент в России источником права не является, отрицать значимость таких судебных решений было бы нецелесообразным: так как данные решения должны вытекать из смысла самой Конституции и являются своеобразным её толкованием.
Целью работы было исследование порядка формирования Конституционного суда и совокупности факторов, влияющих на его деятельность.
Для достижения этой цели было уделено внимание всем аспектам, которые были важными при написании работы на данную тематику, а именно: изучены понятие и место Конституционного суда в системе органов государственной власти; понятие конституционного контроля; место Конституционного суда в судебной системе; порядок формирования, состав и структура Конституционного суда; принципы и порядок работы Конституционного суда; основные стадии конституционного судопроизводства.
Подводя итог проделанной работе, можно проанализировать то, как удалось реализовать поставленные в начале исследования цели и задачи. Изучив Конституцию Российской Федерации и Федеральный конституционный закон, а также специальную литературы по данной теме, я пришел к выводу, что этот вопрос достаточно разработан, однако, как и в любой другой области законодательства, здесь существуют и недоработанные вопросы, и проблемы. Так, достаточно разработанным является вопрос о структуре и организации деятельностиКонституционного Суда, но, в тоже время, вопрос о правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации до сих пор остается открытым и дискуссионным. Понятие, структура, функции Конституционного Суда были рассмотрены достаточно подробно, детально были разобраны основные моменты получения и прекращения статуса судьи конституционного суда, также были проанализированы основные спорные аспекты юридической природы правовых позиций Конституционного Суда. Таким образом, можно сказать, что в целом, мне удалось справиться с реализацией поставленной цели: по мере последовательного изложения материала в этой работе было обозначено место Конституционного Суда в системе органов судебной власти, а также был выявлен правовой статус Конституционного Суда.
Конечно, на современном этапе своего развития Конституционный суд сталкивается с некоторыми проблемами и противоречиями, однако они не являются неразрешимыми и можно надеяться, что такой важный орган судебной власти в Российской Федерации, как Конституционный Суд РФ, будет беспрепятственно осуществлять свою деятельность в качестве гаранта стабильности и конституционности в нашей стране.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П “По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ”
4. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 02.07.2015)
Учебная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/struktura-konstitutsionnogo-suda-rf/
5. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие : в 2 т. / 5 — е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА М, 2014. 911 с.
6. Авакьян С. А. Конституционное право : Энциклопедический словарь
М. : НОРМА : НОРМА-ИНФРА.М , 200
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. 783 с.
8. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для бакалавров, М. Омега-Л, 2014. – 352 с.
9. ЗыковаН. Структура Конституционного Суда: актуальные проблемы. // Конституционное и муниципальное право. 2006. №2.
10. ИвановВ. Конституционный Суд в системе органов государственной власти. // Закон и право. 2006. №2
11. Исаев И.АИстория государства и права России. — М.: Юристъ. 2004, 794 с.
12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.: Проспект, 2014. — 592 с.
13. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. – ОАО «Издательский дом «Городец», «Формула првав». 2003, – Система ГАРАНТ 2005.
14. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. — 332 с
15. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2016.
Научные статьи / монографии
16. Анишина В. Правовые позиции Конституционного Суда России. // Российская юстиция. 2015. №7. 12 с.
17. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России: становление и развитие. // Журнал Российского права. 2007, 40 с.
18. ВитрукН. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: понятие, природа, юридическая сила и значение. // Конституционное право. 1999. №3. 102 с.
19. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1999. №3. 85 с.
20. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосознание. 2005. 40 с.
21. ИвановВ. Конституционный Суд в системе органов государственной власти. // Закон и право. 2016. №2 7 с.
22. Николаев Е.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. // Право и политика. 2016. №3.12 с.
23. Топорнин Б. Конституционный Суд РФ – эффективный фактор развития права. // Российская юстиция. 2017. №10. 101 с.