Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.
Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 года проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход . Их ходатайство было удовлетворено.
В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу».
Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75%, вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке . Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.
В таможенном тарифе 1724 года на товары, которые производились в достаточном количестве, была назначена 75% пошлина. Новизна тарифа 1724 года заключалась в том , что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них было обложено адвалорными пошлинами остальные пошлинами с меры и массы, исчиленными в рублях и копейках. С принятием тарифа 1724 года резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты.
В 1731 году выходят два важных документа: Морской пошлинный регламент (устав) и Таможенный тариф, в которых отдельно рассматриваются правила таможенного контроля и ставки таможенной пошлины.
1731 году был издан новый таможенный тариф. По оценке К.Н. Лодыженского, система пошлин, установленная в 1731 году была близка к той, что была в Новоторговом уставе. К тому же в этом тарифе сохранялась покровительственная таможенная система установленная еще Петром Великим.
Порядок назначения и проведения отбора проб и образцов товаров ...
... при осуществлении таможенного контроля. Для достижения этой цели необходимо выявить: порядок назначения таможенной экспертизы; общие принципы проведения и назначения отбора проб и образцов товар при осуществлении таможенного контроля; порядок взятия проб и образцов при осуществлении таможенного контроля; порядок проведения исследования проб или образцов при осуществлении таможенного контроля; ...
В 1731 году был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой “великого неотменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли.
С 20-х годов XVIII века один за другим стали появляться проекты перестройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, возникали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. Шестнадцатого марта 1753 года граф П.И. Шувалов, занимавший руководящее положение в правительстве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить «во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня собираются», а суммы этих сборов «расположить на портовые и пограничные таможенные сборы», для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить устаревший тариф 1731 года новым тарифом.
Сенат одобрил проект П.И. Шувалова 18 августа 1753 года. Спустя четыре месяца, 18 декабря, сенатский доклад утвердила императрица Елизавета Петровна, а 20 декабря был опубликован именной манифест «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». В манифесте признавалось, «какие от сборщиков внутрь Государства таможенных пошлин происходят отягощения подверженным к платежу оных», указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможенных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препятствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вследствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить». В манифесте перечислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчиков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мостов и перевозов (кроме Санктпетербурга)»).
Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх пятипроцентной внутренней таможенной пошлины.
Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 года. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможенные пошлины 1724 года. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фабрично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17, 5-25%-й адвалорной ставкой (“ефимочной” пошлиной), а также “внутренней” пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.
Торговые ограничения и их последствия для мировой торговли
... по числу количеству товарных позиций (пошлинами облагаются примерно 2/3 ввозимых товаров). Экспортный таможенный тариф, Транзитный таможенный тариф Пошлины, устанавливаемые в таможенных тарифах, бывают трех видов: ... изучение торговых ограничений и их последствие для мировой торговли. 1. Тарифные методы регулирования мировой торговли Политика государства в области внешней торговли осуществляется с ...
Тариф 1757г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и “ходячими” деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.
Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II (1761-1796 гг.) было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение. Об этом свидетельствуют десятки пространных записок по таможенной проблематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.
Важной побудительной причиной такой необычной активности в обществе стало широкое проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма, физиократизма, фритредерства. Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (Ф.Кенэ, А.Р.Тюрго и др.), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства и выступавших сторонниками свободной торговли. В своем известном Наказе Комиссии по составлению нового уложения она записала: “Предел торговли есть вывоз и привоз товаров в пользу государства, предел таможен есть известный сбор с сего самого вывоза и привоза товаров в пользу также государства; для сего должно государство держать такую середину между таможнею и торговлею и делать такие распоряжения, чтобы сии две вещи одна другую не затрудняли, тогда наслаждаются там всегда вольностью торговли”.
Вместе с тем нельзя сказать, что экономические воззрения Екатерины II отличились последовательностью. Слова императрицы “вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, что они захотят… что стесняет торгующего, то не стесняет торговлю” свидетельствуют, что она допускала в принципе государственное вмешательство в дела торговли, несовместимое со свободой торговли. В своей практической деятельности Екатерина II была “очень далека от того, чтобы открыть границы империи для беспрепятственной свободной торговли.
При всех колебаниях Екатерина II все же была противницей непосредственного государственного вмешательства в сферу экономических отношений. Тотчас по вступлении на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба (при условии его относительной дешевизны внутри страны), узкого холста, соломы и других товаров. Закон 1762 г. уравнял в правах порты в Архангельске и Петербурге. В 1763 г. при дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П.Шаховским, приступившая к составлению нового тарифа. В мае 1766 г. результаты ее работы были доложены императрице и получили высочайшее одобрение.
Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 г., а с 1 марта 1767 г. он вступил в силу в большинстве таможен империи. Поддержав предложение Комиссии о коммерции о регулярном пересмотре тарифа, Екатерина II поручила Коммерц-коллегии пересматривать одобренный тариф каждые 5 лет, используя для этого достоверные справки из таможен “и перемещать товары по надобности из одного в другое правило, умеривая прибавку пошлины по распространению или уменьшению торгу каждого товара”.
Нетарифные ограничения внешней торговли
... ограничения внешнеэкономической деятельности. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, ... методы 3.Финансовые Квотирование (контингентирование) экспортная квота Технические барьеры соблюдение нац. ... против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный ...
От тарифа 1757 г. новый отличался тем, что, во-первых, все импортные товары, которые в России не производились “и без которых для общей нужды никак обойтись нельзя”, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной; во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находилось в зачаточном состоянии; в-третьих, ввозные пошлины на “материалы или составы” для отечественных предприятий также отличались умеренностью; в-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной в сравнении с полуфабрикатами; в-пятых, импортные товары, производство аналогов которых в стране уже было освоено, облагались сравнительно высокой 30%-й пошлиной, признававшейся совершенно достаточной для поощрения внутреннего производства, а, “ежели того недовольно окажется, то ясно заключить можно, что такие фабрики держать бесполезно”.
Вывозные пошлины отличались еще большей умеренностью, составляя по общему правилу 5°/о с объявленной цены товара. При этом сырьевой экспорт подлежал повышенному пошлинному обложению в сравнении с экспортом обработанных товаров.
Принятие тарифа 1766 г. означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В то же время не следует преувеличивать его либеральную направленность. Новый тариф скорее отвечал духу умеренного протекционизма. Отдельные же его статьи, например, о запрещении экспорта некоторых жизненно важных товаров или о 200%-й ввозной пошлине на товары, внутреннее производство которых достигло значительных размеров, носили явные следы таможенной политики петровского времени.
С конца 1781 г. началась работа по составлению нового тарифа. Сначала были выработаны общие правила, т.е. намечены категории товаров. Затем товары были распределены по категориям с установлением расценок и размеров пошлинного обложения. При этом Комиссия о коммерции руководствовалась указанием Екатерины II о том, чтобы российские товары (особенно высокой степени обработки), предназначенные на экспорт, а также иностранные товары, “необходимые для русского народа”, и те, внутреннее производство которых было незначительным (при условии, “чтобы не было нанесено подрыва русским фабрикам и рукоделиям”), были обложены умеренными пошлинами. 27 сентября 1782 г. проект тарифа был утвержден императрицей и передан в Сенат для опубликования.
С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья; очень умеренной пошлиной облагались импортируемые полуфабрикаты; на дорогую мебель, ткани высших сортов, которые также выделывались в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20%, на импортируемые предметы роскоши, которые производились в России в достаточном количестве, была установлена пошлина до 30%; вывозные пошлины были понижены до 2-4%; в тарифе фигурировал целый ряд товаров (селитра, ядра и т.п.), ранее запрещенных к вывозу из страны. Размер оклада с этих и других экспортных товаров, ранее обложенных 200%, понижался до 30%. Пошлину было определено взимать с иностранцев наполовину ефимками, наполовину “ходячими” деньгами.
Областной конкурс творческих работ учащихся «вечное слово» «Гражданская ...
... ответственность за войну на внешнее вмешательство. Причины Гражданской войны. Унизительные для России условия ... с наступлением на Дону и Урале были активизированы действия на Украине, ... и установление государственной монополии на распределение товаров и продуктов больно ... на Юге России на фоне неудачной для РСФСР войны с Польшей. 5) Окончательно война завершилась лишь в 1921 – 1922 гг . Пролог войны: ...
Русским и англичанам было дозволено уплачивать пошлину русскою монетой. Таможням, затруднявшимся с определением статьи, по которой следовало взыскивать пошлину, предписывалось направлять образцы соответствующих товаров в Главную над таможенными сборами канцелярию.
Таким образом, тариф 1782 г. вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. За редким исключением в нем отсутствовали запретительные статьи. Большинство импортных товаров было обложено 10%-й пошлиной. Множество товаров (главным образом экспортных) было вообще освобождено от пошлин.
В 1796 г. утверждается новый Таможенный тариф — единый для всех портовых таможен России.
Тариф 1796 года устанавливал высокие ввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок отечественная промышленность. Также он запрещал ввоз кожевенных изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др.
Таможенное обложение привозных предметов фабричной промышленности возвышено было тарифом 1796 г., не вступавшим в действие.
В середине XVIII века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записи в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли, и поэтому была проведена крупная таможенная реформа.
Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, были увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом, внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Реформа 1753 года, дополненная протекционистским Уставом 1757 года, принесла казне значительную прибыль. Так, до реформы таможенные сборы составляли 900 тысяч рублей в год, то после реформирования пограничные таможни доставляли казне свыше 2 миллионов рублей. [5, С.119; 10, С.42]
Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Указом 1767 года и Манифестом 1755 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России. [8, С.30]
Охрана российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа. В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде “особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров”. Она состояла из таможенных надзирателей — по одному на каждые 10 верст, которые несли дозоры на своем участке. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей.
История таможенной политики и таможенного дела СССР
... февраля 1922 году был утвержден Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 года – Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 года – Таможенный тариф по отпускной торговле. По ... статус ТТК уточнялся в Таможенном уставе 1924 г. и Таможенном кодексе 1928 г. Он являлся совещательно-координационным органом. Таможенный устав СССР 1924 года включал в себя ...
Проводились мероприятия по укреплению таможенной границы. Так, именным указом Екатерины Сенату от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты «добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным».
В последние годы царствования Екатерины II начали вновь пробиваться протекционистские тенденции в таможенной политике. По Указу Екатерины II от февраля 1793 года запрещался ввоз и вывоз любых товаров из Франции и во Францию. 14 октября 1797 года был опубликован новый тариф, который мало отличался от тарифа 1782 года. Особенностью стало то, что по этому тарифу «положено взимать пошлину сполна ефимками, считая каждый в 1 р .40 к, а не в 1 р 25 к, как было во всех прежних тарифах».
С начала XIX века система таможенного управления упрочилась, а тарифная политика стала более последовательной. При учреждении министерств в 1802 году, таможенное управление было передано Министру коммерции. При последующих административных реформах, с 1810 года главное управление таможнями оказалось в составе Министерства финансов, где позднее сосредоточилось во втором отделении Департамента внешней торговли. В первой четверти XIX века усилилось административное начало в таможенно-тарифном регулировании.
Так, по Манифесту от 24 июня 1811 года «Учреждение Таможенного управления по Европейской торговле» было образовано одиннадцать таможенных округов, в состав которых входили таможни и заставы. Таможенными округами управляли начальники округов, которые «о всяком задержании и конфискации товаров, в его ведомстве учиненных, получая немедленно рапорты от таможен, застав и надзирателей Таможенной стражи, представляет оные с своим мнением Главному таможенному начальству». На этом таможенные преобразования не закончились.
В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров. Тариф 1822 года не однократно пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 годах в него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами — от фискально-запретительной до фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министр финансов был Е.Ф.Канкрин (1823-1844).
Россия придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного госбюджета. В него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами — от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министром финансов был Е.Ф.Канкрин, Россия придерживалась политики направленной на достижение бездефицитного госбюджета.
Законодательно-правовая база таможенного ведомства также претерпела изменения и значительно расширилась в течение XIX в.
Элементы международного таможенного права в России в XIX веке были отражены в положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В положении содержалась роспись товаров.
Таможенная реформа XVII века
... закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину ... таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. В итоге можно сказать о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных ... отношений. Многие товары были запрещены ... отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск ...
Запрещенные товары, задержанные на границе, могли быть конфискованы или уничтожены, а виновники в их привозе переданы суду и отправлены в ссылку. Обвинению подлежал купец, выписавший запрещенный товар, или его приказчик, причастный к этому, или уполномоченный, если указанных лиц нет, то ответственность нес шкипер.
Таможенные правила были направлены против торговли с Францией, т.к. французские товары были среди запрещенных к ввозу.
Таможенный устав 1819 г. повторил нормы таможенного законодательства предшествующих документов.
В 1845 г. вышло уложение о наказаниях, где были собраны все карательные меры, применяемые к нарушителям.
В 1800 г. восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии, которая была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе.
8 сентября 1802 г. был принят высочайший манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции.
25 июня 1811 г. подписан манифест об учреждении Министерства финансов, куда входил Департамент внешней торговли. Его директором был назначен Михаил Алексеевич Обресков. Департамент состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного. На таможенное отделение возлагался широкий круг обязанностей, включавший «сведения о состоянии таможенных округов, таможен и застав по всему государству; срочные ведомости об отходящих и приходящих кораблях; наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов, и т.д.»
Таможенное отделение имело три стола: первый счетный — по производству дел в таможнях по европейской границе и на морях — Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй — по делам таможен на азиатской границе и по Каспийскому морю; третий — по делам об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и их производстве; об определении и увольнении маклеров; о таможенных зданиях.
25 октября 1811 г. в помещении Департамента внешней торговли состоялось совещание, устанавливающее новый порядок организации управления таможнями. В нем участвовали министр финансов В.Г. Гурьев, директор департамента генерал-лейтенант М.А. Обресков и начальники отделений надворный советник Урусов, коллежский советник Доброславский, статский советник Левада. В заключение министр финансов рекомендовал всем поступать при исполнении обязанностей по долгу присяги.
19 декабря 1821 г. директором департамента был назначен Дмитрий Гаврилович Бибиков. На посту он находился до 1835 г. В то время во главе Министерства финансов находился Е.Ф. Канкрин. Правительство России активно проводило политику протекционизма, нацеленную на проведение промышленного переворота.
Это требовало огромных усилий, а у России не было свободных капиталов и опыта таких мероприятий. Но вскоре страна покрылась сетью фабрик и заводов. Рос внешнеторговый оборот страны, ее доходы, вывоз хлеба увеличился в три раза.
Значительный вклад в промышленный переворот внесло таможенное ведомство под руководством Д.Г. Бибикова. Он сумел увеличить таможенные доходы на 250 %, активно сотрудничая с министром финансов Канкрином. Благодаря его стараниям активно работала комиссия по совершенствованию законопроектов, обеспечивающая увеличение торговых оборотов. Предпринимались меры по борьбе с контрабандой. При руководстве Бибикова сложилась система борьбы с незаконным перемещением товаров через границу, таможенно-пограничная стража превратилась в пограничную стражу, формируемую по армейскому образцу.
Административные правонарушения в таможенном деле
... и административными правонарушениями». Согласно п.5.12 вышеуказанного Положения Федеральная таможенная служба «осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях». Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и ...
Создавались таможенные органы на Северном Кавказе. Вышел ряд законов, в соответствие с которыми строилась таможенная политика с сопредельными государствами.
После ухода Канкрина с поста министра финансов в таможенной политике начали преобладать тенденции смягчения протекционизма. Это нашло выражение в проекте советника коммерции Попова «О мерах к распространению внешней торговли России», где трудности сбыта русских товаров объяснялись высокими таможенными пошлинами.
Новый срочно подготовленный тариф от 13 октября 1850 г. значительно смягчил запретительные тенденции. Если в старом тарифе было 336 статей, из которых 11 запретительных, то новый тариф содержал всего 118 статей с 3 запретительными. Резко снизились пошлины по главным товарам ввоза. Тенденции либерализации в таможенном деле особенно усилились в 1857 и 1868 гг. В страну хлынул поток более качественных и дешевых товаров, так что многие фабрики и заводы не выдержали конкуренции.
Одним из последствий Крымской войны стал скачок инфляции. Экономика находилась в кризисном состоянии, несмотря на увеличение ввоза товаров — слишком низкими были таможенные ставки. Если в 1850 г. они составляли 34 % цены товара, то в 1868 г. — не более 16 %.
В этот период в стране преобладали фритредерские тенденции.
Но общественное мнение стало постепенно переходить от свободной торговли к политике протекционизма. В исторической литературе эта политика получила название охранительной.
Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые уже имели выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытанны и доверия достойны». Резкоепонижение дохода в 1864 — 1868 гг. (35,82 млн. руб.) было обусловлено значительным падением курса бумажных денег, снижением народного потребления в связи с крестьянской реформой 1861 г. В период с 1857 -1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного снижения тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5% в 1858 г. и в 1861 г.).
Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо — сырье для развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, кофе.
Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая в целом принципом свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей, Во-первых, понижение ввозимых пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Достаточно сказать что в первое пятилетие после 1868 г. Таможенный доход государства увеличился более чем на 50% в сравнении с предыдущим пятилетием.
Попытки ускорения хода модернизации посредством возрождения протекционизма появились в то время, о котором писал А. Гершенкрон: после экономического кризиса 1873 г., т.е. в ходе так называемой Великой депрессии 70-90-х гг. XIX века. Исторически развитие протекционизма было, по-видимому, столь же объективно определено, как и вторжение государства в инвестиционный процесс, причем охватило оно не только Россию и Транслейтанию, но также большинство континентальных стран. Слабость национального капитала на фоне недоверия к международному движению капиталов, столь очевидному в условиях перехода от одного военного противостояния к другому, порождала стремление отгородиться таможенными барьерами от иностранных конкурентов. Если протекционизм не переходил за определенную черту, такая стратегия позволяла иметь экономический рост, хотя эффективность отечественного производства, не подстегиваемая международной конкуренцией, оставалась при этом сравнительно низкой.
Правоохранительные органы РФ. Что такое правоохранительные органы? ...
... на качество их функционирования. ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. 5.20.Правоохранительные органы и судебная система в РФ Правоохранительные органы, Правоохранительная деятельность Функции правоохранительных органов: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование правонарушений; обеспечение ...
В Европе протекционизм усиливался практически непрерывно вплоть до окончания Второй мировой войны. Но и после того, как Старый Свет нацелился на либерализацию внешнеэкономических связей, стратегия ограничения международной конкуренции активно использовалась многими модернизирующимися государствами третьего мира в форме так называемой политики импортозамещения. Суть ее состояла в том, чтобы развивать отрасли экономики, обеспечивающие максимально возможное удовлетворение внутренних потребностей, а не в том, чтобы выходить на международный рынок со своей специализированной продукцией, производство которой основано на использовании сравнительных преимуществ
Протекционистский таможенный тариф, принятый в России 11 июня 1891 г. в царствование Александра III взамен тарифа 1868 г. «с целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной».[1] К разработке тарифа министр финансов И. А. Вышнеградский привлек не позднее сентября 1889 г. Д. И. Менделеева. Главное произведение Менделеева по этой проблеме — «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» (1891—1892 гг.).[2] В связи с обострением проблемы контрабандного ввоза в 1892 г. последовало введение таможенного устава.
В тарифе 1891 г. Менделеев предлагал учитывать каждый вид и род товаров в отдельности, не прибегая при этом к теоретическим абстракциям — фритредерству или протекционизму. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось по этому поводу, что такая система «ведет к чрезвычайно сложной тарификации товаров, вызывая разделение статей привоза на множество подразделений, с указанием признаков пропускаемого по этому подразделению товара».
Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. Началась торговая война между Россией и Германией. После нескольких месяцев бессмысленной и изнурительной войны Россия и Германия пришли в 1894 году к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. Приложенные к этому договору «конвенционный тариф» 1894 года частично смягчил систему протекционизма. По 125 статьям тарифа 1891 года понижение пошлин составило 10-33%.
Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия помимо Германии заключила подобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией. По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве. Введенный в действие с февраля 1906 года содержал «целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок» .
Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX — начала XX веков, следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед «по пути рационального построения таможенного протекционизма».
Значимость для государства фискальной деятельности таможенных органов предопределила дальнейшее совершенствование системы таможенных органов. Изменения в системе таможенных органов были оформлены Таможенными уставами 1892, 1904 и 1910 годов. Возглавлял систему таможенных органов Департамент таможенных сборов Министерства финансов. В его подчинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты.
К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров» на главные складочные таможни; таможни первого класса; таможни второго класса; таможни третьего класса; таможенные заставы; переходные пункты.
В начале XX века таможенные платежи в доходной части государственного бюджета составляли 14,5% (более 200 млн. руб.) в год, уступая лишь поступлениям от торговли крепкими спиртными напитками. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об устойчивости фискальной функции таможенных органов в дореволюционной России и ее важном значении для государственной казны. Этот факт важно отметить, поскольку в советские годы государство почти полностью откажется от этой функции таможенных органов, установив монополию на внешнюю торговлю.
События первой мировой войны и 1917 года практически разрушили таможенную систему России. В сентябре 1917 года был сформирован ЦК профсоюзов таможенных работников, и около года он руководил таможенным делом в стране. С зимы года Департамент таможенных сборов возобновил свою деятельность.
С 1 января 1918 года вводилось в действие Постановление Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». В соответствии с этим Постановлением устанавливались подчиненность и функции таможенных органов Советской республики. Согласно предписаниям Декрета СНК РСФСР от 29 мая 1918 года «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений» таможенное обложение передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Также 29 мая 1918 года образована Пограничная охрана . Организация управления таможенным делом возлагалась на Департамент таможенных сборов Наркомата финансов (НКФ).
Таможни в своей работе объявлялись независимыми от местных властей, которые получали право ограниченного надзора за ними, без вмешательства в административную и распорядительную деятельность. При этом местные Советы наделялись правом назначения при таможнях комиссаров, осуществляющих общий надзор за их работой. Фактически декрет от 29 мая 1918 года стал правовой основой формирования советских таможенных учреждений.
Таким образом, Декретом Совета народных комиссаров 1918 года внешняя торговля была национализирована, однако это еще не означало усиления протекционизма, которое начало развиваться через несколько лет.
Декретом от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 году был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).
Закреплялось новое содержание деятельности советской таможни. Ввиду реализации идеи о государственной монополии внешней торговли таможенный контроль ставился ее вспомогательным инструментом. Товары не продавались а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным и незначительным.
Но и отказ от широкого применения таможенно-тарифного регулирования с переходом к системе лицензий требовал, тем не менее, введения вспомогательных регуляторов, в частности — таможенного обложения. Вызывалось это двумя основными причинами. Во-первых, лицензионная система в начале 20-х годов охватывала не весь внешнеторговый оборот — из нее были изъяты посылочный обмен и отчасти торговля с некоторыми восточными странами. Во-вторых, при калькуляции цен на товары приходилось учитывать наличие таможенных пошлин.
Кроме того, при последовавшем переходе к НЭПу восстанавливались многие утраченные функции таможенных органов. Это обусловливалось как расширением объема внешней торговли, так и представлением ряду государственных и хозяйственных организаций права самостоятельного выхода на мировой рынок. Отмеченные факторы настоятельно требовали восстановления таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, введения соответствующего таможенного тарифа.
Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 году в связи с переходом к новой экономической политике (НЭПу).
СНК РСФСР 14 февраля 1922 году утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 года — Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 года — Таможенный тариф по отпускной торговле.
По причине товарного дефицита и голода в стране тарифы были довольно либеральными, будучи призванными в кратчайшие сроки наполнить внутренний рынок импортной продукцией. Их недостатком считать сложность и запутанность, что затрудняло калькулирование при расчетах. Сколько-нибудь устойчивых цен не существовало ни внутри страны, ни за границей. Сведения о себестоимости товара были недостоверными, а качество товара — низким.
Таможенный устав СССР 1924 года включал в себя 283 статьи в составе шести разделов. Его основой стал декрет Совнаркома от 12 ноября 1920 года «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров».
В феврале 1927 года в интересах развития отечественных промышленности и сельского хозяйства был принят третий советский таможенный тариф, еще более либеральный, чем тариф 1924 года.
В декабре 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР.
21 января 1930 года был принят Свод таможенных тарифов СССР, просуществовавший до 1 октября 1961 года, когда вступил в силу новый Таможенный тариф СССР 1961 года.
В Тарифе 1930 года было проведено резкое сокращение товарной номенклатуры: по сравнению с таможенным тарифом 1927 года число статей уменьшилось вдвое. Кроме того, осуществлялся переход на метод ценовых пошли, при котором пошлина стала взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.
Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 году в связи с переходом к новой экономической политике (НЭПу).
СНК РСФСР 14 февраля 1922 году утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 года — Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 года — Таможенный тариф по отпускной торговле.
По причине товарного дефицита и голода в стране тарифы были довольно либеральными, будучи призванными в кратчайшие сроки наполнить внутренний рынок импортной продукцией. Их недостатком считать сложность и запутанность, что затрудняло калькулирование при расчетах. Сколько-нибудь устойчивых цен не существовало ни внутри страны, ни за границей. Сведения о себестоимости товара были недостоверными, а качество товара — низким.
Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания «первой необходимости» (хлеб в зерне всякий, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа всякая, отруби, крахмал, макароны и некоторые другие).
В годы гражданской войны был значительно ослаблен правовой статус таможенных органов, обсуждался «даже проект о превращении Московской таможни в народные бани». К счастью, такие веяния не нашли реального воплощения.
К концу 20-х годов государство все более активно вмешивается в деятельность промышленности, постепенно национализируя почти все предприятия. Уничтожается частная собственность на землю, окончательно монополизируется внешняя торговля. Государство контролирует фактически все сферы деятельности, вводится административный порядок управления, создается административно-бюрократический аппарат.
На фоне монополизации внешней торговли происходит и смена законодательства. Таможенное законодательство подвергается сильному изменению в сторону усиления контроля за перевозкой товаров и выполнением решений о монополии государства на внешнюю торговлю.В соответствии с задачами и функциями таможенных учреждений в условиях перехода к НЭПу началось формирование многоступенчатой системы управления таможенным делом. Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР.
Таможенно-тарифный комитет занимался разработкой вопросов о введении новых и изменением действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Таможенный устав СССР 1924 года включал в себя 283 статьи в составе шести разделов. Его основой стал декрет Совнаркома от 12 ноября 1920года «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров». С введением в действие Таможенного устава законодательно закрепилась сложившаяся к этому времени структура таможенных органов. Ст.1 Устава определяла: «Управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Наркомату внешней торговли, который осуществляет свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет». В союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах. Руководство таможенными учреждениями на местах поручалось районным таможенным инспекторским управлениям во главе с районными таможенными инспекторами. На инспекторов возлагалось общее руководство деятельностью таможенных учреждений района и контроль за исполнением ими требований нормативных документов.
В целом Таможенный устав предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:
- Наркомат внешней торговли (НКВТ), Главное таможенное управление (ГТУ);
- уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республиках;
- районные таможенные инспекторские управления;
- таможни и таможенные посты.
Таможни первого разряда создавались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом. Таможни второго разряда — на шоссейных дорогах и в небольших речных и озерных портах. Таможни третьего разряда — на грунтовых дорогах. В отдаленных от таможен пунктах в качестве их филиалов при необходимости учреждались таможенные посты. При этом таможенные посты осуществляли пропуск через границу пассажиров с ручной кладью, багажа, международных почтовых отправлений. Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в страну и вывозимые из нее грузы, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформления и контроля.
Руководство таможенными учреждениями осуществляли управляющие. При них действовали рабочие органы — технические совещания, в состав которых входили помощники управляющих и инспекторы. Техническое совещание являлось консультативным органом, тогда как всю ответственность за деятельность таможни (отделения ГТУ, инспекторского управления таможенного поста) нес управляющий.
Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 года . Впервые в Кодексе вводилось понятие таможенного режима. Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита.
Таможенный кодекс СССР юридически закреплял сложившуюся практику и подтверждал, что управление таможенным делом относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав ГТУ.
К основным функциям таможенных учреждений относились: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.
Устанавливалась 2-звенная система управления таможенным делом:
- ГТУ;
- таможни и таможенные посты.
Нижестоящим звеном были признаны таможни, основная функция которых сводилась к контролю за соблюдением государственной монополии. «При всей важности и всеобщности этот контроль выражает… принципиальное начало товарооборота с заграницей».
В 1932-1934 годах был детально регламентирован ускоренный пропуск через границу грузов обобществленного сектора и порядок централизованного осуществления расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы. Ликвидировались таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов. Сокращается и число таможенных служащих. Так, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800-1000 человек, сокращается в 6-8 раз . В 30-е годы окончательно закрепляется тенденция снижения роли таможенных органов во внешнеторговых связях.
В 1935-1938 годы были разработаны и введены в действие инструкции по осуществлению контрольно-инспекторских функций в отношении транспортировки экспортно-импортных грузов. Система управления таможенным делом последовательно упрощалась.
Сложившаяся к концу 30-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 80-х годов.
Вторая мировая война не могла не наложить отпечаток на деятельность таможенных органов. Таможни, захваченные фашистами, были разрушены, многие их сотрудники погибли на фронте. Однако и в таких условиях таможенники продолжали свою деятельность, сконцентрировавшись на пресечении незаконного провоза товаров.
В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская) таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались (с 1943 года) беспошлинно.
В период 30-60-х годов XX века СССР практически был изолирован от внешнего мира, что, естественно, сказывалось на торговых и таможенных отношениях. Послевоенные десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможенного дела. Источники этого времени крайне скудны и подчеркивают проведение государством линии жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю.
Однако до 80-х годов таможенная служба входила в состав различных ведомств и только в середине 80-х годов таможенное ведомство приобрело самостоятельность — было создано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.