Теория и практика формирования правового государства в России

Курсовая работа

Во все времена проблеме построения идеального (правового) государства уделялось достаточно большое внимание не только со стороны ученых-правоведов, но и философов, а также обычных обывателей. Эта проблема на протяжении веков исследователями эта проблема подвергалась детальной разработке. В основу правового государства заложено равенство, общества, гражданина и права, их правовое равенство перед законом.

В то же время, до настоящего времени дискуссии по этой проблематике не завершены, поскольку есть достаточно спорные моменты, которые, в свою очередь, требуют дополнительного изучения. В настоящее время особенно актуальная сама идея правового государства, ее проблема, поскольку многими странами заявлено о построении на их территории правового государства.

Свои ми корнями идея правового государства уходит в глубокую древность. Она развивалась древнегреческими философами – Платоном, Аристотелем и др.

В 90-е гг. прошлого столетия, после распада СССР, Российская Федерация обрела независимость, а после принятия в 1993 году Конституции РФ провозгласила себя демократическим государством. В ст.1 Конституции РФ получила закрепление норма, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена правовым государством. Вместе с тем, на сегодняшний день тема о том, является ли Россия правовым государством, является дискуссионным. До настоящего времени теоретическая концепция правовой государственности так и не обрела единого общепризнанного стандарта, который бы позволил охарактеризовать ее с различных мировоззренческих, политических, правовых и иных позиций. Постепенно, сама идея правового государства наполняется новым содержанием, которое абстрагируется из аспектов социальной действительности, правовой теории и практики. Исследование формирования правового государства основывается на сложной динамичной системе «государство-право-человек», изучение которой предполагает учет комплекса как внешних, так и внутренних ее условий.

Анализ юридической литературы позволяет выделить позицию авторов, в соответствии с которой сама теория правового государства является уже полностью «исследованной» и сформированной окончательно. Нередко, при этом, допускается его весьма спорное понимание как государства, в котором все «подчинено закону», где «правят законы». Немаловажно и то, что в подавляющем большинстве случаев генезис соответствующего учения связывают с именами западных исследователей, при этом, игнорируя тот колоссальный вклад, который был внесен отечественными авторами в развитие самой концепции правового государства. Такой ситуацией обусловливается потребность анализа процесса развития основных подходов к пониманию сущности «правового государства», его значения для развития не только общества, но и каждого его индивида.

5 стр., 2046 слов

Политико правовые идеи христианства

... иерархии, епископата и единой церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного рода ... его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к ... положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как ... религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при ...

Цель и задачи работы. Целью настоящей работы является рассмотрение вопроса теории и практики формирования правового государства в России.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • в изучении понятия, теоретико-методологических основ и признаков государства;
  • в анализе вопроса построения правового государства в современных условиях в Российской Федерации.

Теоретическая основа. Теоретической основой настоящего исследования стали научные труды российских и зарубежных ученых, которые обращались к проблемам организации и функционирования правового государства вообще, и правового государства в Российской Федерации в частности. В их числе: Б.С. Антимонов, В.В. Гущин, Т.И. Зайцева, И.Л. Корнеева, В.П. Мозолин, Ю.К. Толстой, В.В. Яров и другие.

Методологическая основа. Методологической основой данного исследования является комплекс научных методов и средств, позволивших изучить генезис и развитие, а также способы практической реализации концепции правового государства в Российской Федерации. Прежде всего, это диалектический метод, являющийся исходным методологическим способом стадионного исследования, который включает такой набор принципов познания как всесторонность, объективность и полнота конкретно-исторического подхода, метод конкретного социально-правового исследования, системный, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический методы.

Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в том, что она в историю права и государства вносит определенный вклад, способствуя развитию концепции правового государства, способствует развитию концепции правового государства, содержа соответствующие предложения по практическому воплощению в условиях Российской Федерации. Теоретическое значение настоящего исследования также состоит в формировании на основе изучения на основе изучения процессов генезиса и развития учений о правовом государстве, научных взглядов и рекомендаций, связанных с воплощением на практике соответствующей концепции. Решение ряда теоретико-правовых проблем автором осуществлено посредством анализа законодательства, памятников права, научных трудов. Это позволило, в частности, выявить роль анализируемого учения в развитии отечественного государства и права.

Комплексное исследование общетеоретических и практических проблем обеспечения примата права, взаимной ответственности государства и индивида, ограничения правом государственной власти, использования потенциала отдельных институтов и структур в условиях формирования правового государства, позволило сформулировать выводы, которые будут способствовать развитию концепции правового государства.

Структура настоящей курсовой работы включает введение; основную часть, разделенную на главы, включающие параграфы; заключение, а также список используемых источников и литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Н.А. Власенко считает, что правовое государство — государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. К числу основных принципов (стандартов) правового государства, автор относит:

25 стр., 12223 слов

Основные теории происхождения государства и права

... работе будут рассмотрены теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы. 1. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права. Среди теоретиков государства и права ... подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. ...

  • Принцип верховенства права;
  • Принцип разделения государственной власти;
  • Взаимная ответственность государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина;
  • Легитимность государственной власти;
  • Принцип демократического независимого правосудия и высокого уровня законности (режим строгой законности);
  • политический и идеологический плюрализм;
  • гласность, открытость в деятельности государства; свобода СМИ, отсутствие цензуры.А.В.

Мелехин правовое государство определяет как демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.По его мнению, современное правовое государством является государством демократическим, где обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей).

Данный аспект предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, а также развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. К числу основных признаков правового государства им отнесены:1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;3) взаимная ответственность личности и государства;4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;6) стабильность законности и правопорядка в обществе.Рассматривая вопрос правового государства Д.А. Шевчук отмечает, что его принципы обусловлены как объективными, так и субъективными факторами:

  • уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы;
  • нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства;
  • наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов;
  • степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.Автор выделяет следующие признаки правового государства:
  • приоритет права;
  • правовая защищенность человека и гражданина;
  • равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
  • особый тип правового регулирования и форма правоотношений;
  • стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления;
  • разграничение деятельности различных ветвей государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

— верховенство закона.По мнению В.Д. Перевалова, правовому государству, наряду с известными принципами присущи также такие принципы как верховенство закона, выступающего в качестве нормативно-правового акта, политического плюрализма, конституционно-правового контроля и др.Им определяются следующие принципы правового государства:

4 стр., 1633 слов

Метод и функции теории государства и права

... обеспечении научности государственного управления и правового регулирования. Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе. Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к ...

  • Принцип приоритета права;
  • Принцип правовой защищенности человека и гражданина;
  • Принцип единства права и закон;
  • Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти .ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВААнализ имеющихся точек зрения относительно конструкции правового государства, позволяет сделать вывод о том, что оно включает ряд следующих элементов:Во-первых, наличие разделение властей на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную;Во-вторых, верховенство в обществе и в государстве закона;В-третьих, присутствие взаимной ответственности государства и личности.

Другими словами, это такое государство, где действует принцип — «разрешено все, что прямо не запрещено законом», а также где установлены реальные гарантии прав и свобод личности.Основой правового государства является:

  • во-первых, основой является правовая, а не командно-казарменная, экономика;

— во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Говоря о гражданском обществе, прежде всего, стоит отметить, что собой оно представляет систему экономических, культурных, нравственных, духовных, религиозных и ряда других отношений индивидов, которые добровольно и свободно объединяются в союзы, ассоциации, корпорации с целью удовлетворения своих материальных и духовных интересов и потребностей. Такое общество строится на принципе самоуправляемости, а от вмешательства государства защищено правом, моральными нормами, традициями и обычаями. При этом, само государство представляет собой ни что иное как форму гражданского общества.Доминирование политической власти устраняется путем развертывания в демократическом обществе всего комплекса государственных институтов, что резко ограничивает или устраняет проявления ее отрицательных сторон.Правовое государство представляет собой такое государственное образование, которое обслуживает потребности гражданского общества и правовой экономики, назначением которого является обеспечение свободы и благосостояния.Таким образом, можно говорить о том, что правовое государство представляет собой демократическое государство, обеспечивающее в гражданском обществе господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом, а также независимость суда.

В правовом государстве не только признаются и гарантируются права и обязанности человека, но и обеспечиваются государственным принуждением. Принцип разделение властей в таком государстве является основной организации государственной власти в таком государстве.В качестве основных признаков правового государства можно назвать следующие:Во-первых, это осуществление государственной власти в соответствии с принципов разделения властей, то есть на законодательную, исполнительную и судебную. Как и институт права, институт разделения властей стал зарождаться еще с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то можно говорить о том, что уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках. Принцип разделения властей, в полной мере, впервые был реализован в США, после принятия конституции 1787 года. Целью такого разделения властей является недопущение сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках и, тем самым, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем. По мнению Ш. Монтескье это закономерно ведет к «ужасающему деспотизму».Во-вторых, наличие конституционного надзорного органа (Конституционный суд), выступающего гарантом стабильности конституционного строя.

4 стр., 1952 слов

Уголовно-правовая характеристика злоупотребления властью или ...

... Республики Беларусь формулирует злоупотребление властью или служебными полномочиями как умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным ...

Данным органом обеспечивается конституционная законность и верховенство Конституции, соответствие законов и иных правовых актов Конституции.В-третьих, это верховенство права и закона. Данный признак означает, что ни один из органов государства, кроме высшего законодательного (представительного) отменить или изменить принятый закон не вправе. Кроме того, закону не должны противоречить все иные подзаконные (нормативно-правовые) акты. В случае возникновения противоречия между законом и подзаконным актом, приоритет принадлежит закону. Что касается самих законов, используемых в качестве формы легализации произвола, т.е. прямой противоположности права, должны соответствовать как праву, так и принципам конституционного строя. Действие неправового закона юрисдикцией конституционного надзорного органа (Конституционного суда) подлежит приостановлению, с последующим направление для пересмотра в парламент страны.В-четвертых, это связанность законом как государства, его органов и должностных лиц, так и граждан и (или) их объединений в равной мере. Издавшее закон государство само не может его нарушить, что является противостоящим фактором возможного проявления произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

В-пятых, взаимная ответственность государства и личности. Не только личность ответственна перед государством, но и государство не освобождено от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.Говоря о правомерном поведении личности, его определении, прежде всего, стоит отметить, что оно, в самом общем виде определяется как деятельность таких субъектов в сфере социально-правого регулирования, которая основана на сознательном выполнении данными субъектами требований норм права, и выражающееся в их соблюдении и использовании.В-шестых, реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом, в качестве которого выступает судебный порядок.В-седьмых, реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, напр., в газеты, на радио и телевидение.В-восьмых, правовая культура граждан, которая проявляется в знании ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее «правовому нигилизму» (вера в право силы и неверие в силу права).Глава 2.

11 стр., 5261 слов

Развитие естественно-правовой теории

... право, указывал Гай, является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых» . естественная правовая теория концепция 1.2 Оформление естественно-правовых взглядов в правовую теорию ...

ПОСТРОЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИИдеям о правовой государственности в нашей стране предшествовали и большое влияние на их формирование оказали разработки И.Т. Посошкова, С.Е. Десницкого, реформаторские проекты М.М. Сперанского и др. В одних случаях они представлены в виде предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», а в других, как правило, речь шла о республиканской форме правления, а также о праве на участие народа в государственных делах. Более академическое и целенаправленное отражение идеи правового государства получают в работах представителей философии и теории права. Так, П.И. Новгородцев приходит к убеждению о наличии бесспорных элементов и твердых принципов в праве, над которыми не властны ни государство, ни политика. Н.М. Коркунов призывал к правовому ограничению во имя осуществления прав и свобод личности.Не только названные, но и многие другие отечественные исследователи (С.А. Котляровский, Н.И. Палиенко и др.), будущее России связывали с идеями конституционализма. Именно конституционализм в их представлении являлся одним из необходимых условий построения правового государства.

По их мысли, правовым государством во всех сферах государственной и общественной жизни предполагается господство права, отрицание всякого абсолютизма и произвола власти, отсутствие бесправия подвластных во всех видах возникающих отношений, в т.ч. и с государственной властью. Как идея в истории России, конституционализм прошел достаточно долгий, и, в то же время, противоречивый путь развития. Так, еще в XVIII в. началась подготовка первых конституционных проектов. Она осуществлялась и официальным, и неофициальным путем.Очередной проект конституции был подготовлен и при императоре Александре II, но в законную силу так и не вступил, поскольку император 1 марта 1881 г. был убит. Первой конституцией России, по сути дела, можно считать Манифест от 17 октября 1905 г. об усовершенствовании порядка и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.Принятие названных актов даровало ряд прав и свобод, позволило к выборам привлечь широкие слои населения и т.п. С этого момента идеи правового государства в России получают новый импульс. Отдельными учеными выдвигалась идея, что конституционное государство можно отождествлять с шагом к правовому государству.Идеи правового государства затрагивали умы отечественных ученых и после Октябрьской революции, когда были приняты первые конституции.

Многие из них считали, что принципам правовой государственности не только созвучны социалистические идеи о справедливости и социальном равенстве, но они реальностью могут стать именно в таких условиях. Но, такие прогнозы оказались нежизнеспособными. С конца 20-х гг. XX в. в стране стала складываться, по сути, тоталитарная политическая система. Право превратилось в инструмент карательно-приказного характера. Сама теория правового государства с этого времени объявлялась буржуазно-апологетической, а потому, для социализма вредной.Только в 60-е гг. XX в. в России возвращается процесс идей правового государства. Интенсивное развитие идеи правового государства получают в 90-е гг., чему способствовал целый ряд факторов: ликвидация однопартийной системы, процесс разгосударствления собственности, реформирование судебных органов и т.д. Завершением подготовительного этапа принято считать принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ. В то же время это событие знаменует собой и начало нового этапа развития и реализации идей правовой государственности. Одновременно этот процесс характеризуется как новизной, так и преемственностью.Что касается новизны, то она состоит в том, что:Во-первых, принятая Конституция РФ – это конституция нового суверенного государства, отличная не только от конституционных актов царской России, но и СССР и РСФСР; Во-вторых, конституция была принята на референдуме, что позволяет говорить о ее легитимном и демократическом характере;В-третьих, впервые Конституция РФ Россию провозглашает как правовое и социальное государство.

5 стр., 2239 слов

Жилищное право. «Понятие, предмет, методы. Место жилищного ...

... права, регулирующие жилищные отношения. 2. Жилищное право. Взаимодействие с другими отраслями права В правовой науке вопрос о самостоятельности жилищного права как отрасли права в системе российского права является дискуссионным. С развитием жилищного ... изучении жилищного права традиционно используются следующие методы: 1) всеобщие – они основаны на общеправовых положениях (государство и право ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/teoriya-i-praktika-formirovaniya-pravovogo-gosudarstva/

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Конвенция от 4.1.11. 1950 года «О защите прав человека и основных его свобод». // Информ.-поисковая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2015).

3. Международный пакт от 16.12.1966 года «О гражданских и политических правах». Информ.-поисковая система Консультант Плюс(дата обращения 10.11.2015).

4. Протокол № 7 от 22.11.1984 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Информ.-поисковая система Консультант Плюс(дата обращения 10.11.2015).

5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». // Информ.-поисковая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2015).

6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Информ.-поисковая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2015).

7. Федеральный закон РФ от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ N 8, 1994. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2015).

8. Указ Президента РФ №649 от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». // Информ.-поисковая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2015).

II. Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/teoriya-i-praktika-formirovaniya-pravovogo-gosudarstva/

9. Актуальные проблемы теории государства и права. Учеб.пособие / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 447 с.

10. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное).

— М.: Проспект, 2011. — 416 с.

11. Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Омега-Л, 2014. — 608 с.

4 стр., 1552 слов

Право осужденных на обращения: социальное назначение, сущность и содержание

... интересов и содержатся требования или просьбы о восстановлении нарушенных прав, свобод и интересов осужденных. Обращения осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах,а также ... соответствующие инстанции о допущенном злоупотреблении. Государство, признавая все большую необходимость в развитии и совершенствовании права граждан на обращения, усилило не только нормативно - ...

12. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Улан-Удэ: Изд-во. ВСГТУ. 2005. 345 с.

13. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие — 2-е изд., пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014. – 576 с.

14. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник Гриф МО РФ. Инфра-М, Норма. 2014. – 462 с.

15. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2013. — 656 с.

16. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. – 632 с.

17. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. Гриф МО. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. — 428 с.

18. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: «Проспект», 2011 г. – 135 с.