Экологические права и обязанности граждан и их объединений

жающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию экологически опасных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, вносить предложения, требовать в судебном порядке отмены решений по размещению, строительству, эксплуатации экологически опасных объектов, ограничению, приостановлению, прекращению, перепрофилированию их деятельности;

  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, здоровью, имуществу граждан и общественных объединений, причиненного нарушением природоохранного законодательства.

Согласно ст. 13 Закона «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», общественные объединения в соответствии со своими уставами или положениями имеют право:

  • принимать участие в осуществлении мероприятий по созданию (объявлению), использованию и охране особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь в области создания, использования и охраны особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • требовать и получать у соответствующих государственных органов полную и достоверную информацию, касающуюся создания (объявления), использования и режима содержания особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • обращаться с исками в суд о возмещении в пользу государства урона, причиненного нарушением законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях и объектах.

В соответствии со ст. 22, 23 Закона «О радиационной безопасности населения», общественные объединения в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять контроль за соблюдением норм, правил и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. Представители общественных объединений имеют право доступа на территорию пользователя источников ионизирующего излучения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона «Об охране и использовании животного мира», общественные объединения имеют права:

  • содействовать реализации соответствующих государственных программ;
  • проводить общественную экологическую экспертизу;
  • осуществлять общественный контроль;
  • проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;
  • получать достоверную информацию в области охраны животного мира;
  • предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного нарушением прав граждан в области охраны и использования животного мира.

Согласно ст.7 Кодекса Республики Беларусь о земле общественные объединения имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

10 стр., 4886 слов

Земли особо охраняемых территорий

... Объект исследования: Земли природоохранного назначения. Предмет исследования: Правовое регулирование земель природоохранного назначения. Для достижения обозначенной цели ставятся задачи исследования: определить понятие и состав земель особоохраняемых территорий; рассмотреть правовое регулирование земель особо охраняемых природных территорий; охарактеризовать правовой режим земель природоохранного ...

Исполнительные и распорядительные органы информируют граждан о предоставлении земельных участков для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы этих граждан.

Решения исполнительных и распорядительных органов, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков и затрагивающие интересы граждан, принимаются с учетом общественного мнения.

В соответствии со ст.11 Водного Кодекса Республики Беларусь общественные объединения в области использования и охраны вод в установленном порядке имеют право:

  • принимать участие в рассмотрении местными Советами депутатов, органами государственного управления вопросов, связанных с использованием и охраной вод;
  • принимать участие в проведении мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов;
  • инициировать проведение в установленном порядке общественной экологической экспертизы, информировать о ее результатах органы, уполномоченные принимать решения о размещении, проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод;
  • осуществлять общественный контроль за использованием и охраной вод;
  • получать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, информацию о состоянии водных объектов, об источниках загрязнения вод и о мерах по охране вод;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушением прав граждан вследствие загрязнения и (или) засорения вод.

Общественные объединения обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области использования и охраны вод, а также выполнять установленные Водным Кодексом требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в этой области.

Общественные объединения имеют право и на осуществление общественного контроля за использованием и охраной вод. Так, согласно ст.88 Водного Кодекса РБ общественный контроль за использованием и охраной вод вправе осуществлять общественные объединения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и общественные инспектора по охране природы.

Порядок осуществления контроля за использованием и охраной вод общественными инспекторами и их полномочия определяются положением об общественных инспекторах по охране природы, утверждаемым республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

3 стр., 1302 слов

Организационный механизм охраны окружающей природной среды

... указанной цели ставятся - рассмотреть понятие экологической безопасности; -рассмотреть понятие природных объектов; - рассмотреть организационный механизм охраны окружающей природной среды. 1. Понятие «Экологическая безопасность» Экологическая безопасность – система норм права, регулирующих данный круг общественных отношений. Эти ...

Реализация права на свободу информации о состоянии окружающей среды невозможна без установления правовых гарантий, к которым могут быть отнесены: свободный доступ к экологической информации; свободное функционирование средств массовой информации; возможность беспрепятственного обращения граждан и общественных объединений в государственные органы. Так, свободный доступ к экологически значимой информации обеспечивается, в частности, тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» на сведения о состоянии окружающей среды, как правило, не должен распространяться режим секретности. Статьи 4-5 Конвенции регулируют условия получения, сбора и распространения экологической информации: государственные органы в ответ на запрос об экологической информации предоставляют общественности названную информацию в рамках национального законодательства, включая копии фактических документов, содержащих или охватывающих эту информацию. В соответствии со ст.9 Конвенции государства, её подписавшие, гарантируют доступ к процедуре рассмотрения решения об отказе в экологической информации в суде или ином независимом органе согласно с законом. Обязанность предоставления экологической информации возлагается на государственные органы.

Специальным органом, осуществляющим сбор, хранение и предоставление информации о состоянии окружающей среды в соответствии со ст.12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но в силу того, что сбор информации о состоянии отдельных природных объектов осуществляют и иные государственные органы (в первую очередь, государственные органы специальной компетенции, такие, как Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, органы санитарно-эпидемического надзора и другие), они также должны выступать субъектами предоставления экологической информации. В административном законодательстве Республики Беларусь закреплены меры ответственности за сокрытие или искажение сведений о состоянии окружающей среды.

Предпринятый в данной курсовой работе краткий анализ экологических прав граждан РБ показывает, как представляется, что институт прав человека формируется в направлении прав коллективных, как фундамента гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав индивида. Очевидным является и то, что проблемы охраны окружающей среды вошли в ряд проблем дальнейшего развития цивилизации. Именно так расставлены акценты Международной конференцией по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992г. в Рио-де-Жанейро. Декларация по окружающей среде и развитию, как гласит текст ее преамбулы, «преследует цель установления справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами и людьми».

Характерно, что содержащиеся в Декларации 27 принципов объединяют в одном документе проблемы прав человека, роли женщин и молодежи, местных общин, интересы угнетенных народов с проблемами международного сотрудничества государств в охране окружающей среды и регулировании природопользования.

11 стр., 5235 слов

Защита окружающей природной среды

... Поскольку человеческая деятельность очень разнообразна, то она может косвенно или прямо влиять на условия окружающей среды. Роль растений в природе и жизни человека Значение растительности в природе ... Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше всего стали объектами охраны. Лес как важнейший растительный ресурс планеты Леса, в том числе посаженные людьми, ...

Такая постановка не только «вписывает» требования поддержания благоприятной для жизни человека окружающей среды в систему прав человека, но и показывает, что дальнейшее развитие человечества возможно лишь при постоянном внимании к проблеме прав человека как индивида и как члена человеческого общества.

.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию

(Рио-де-Жанейро, 1992г.).

НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последни