В любом государстве можно изобрести различные виды собственности. Но ни одно государство в мире не обойдется без государственной собственности, которая играет колоссальное экономическое значение как один из базовых элементов экономической системы общества. Конечно, изучая гражданское законодательство разных стран мира, можно найти множество наименований этого правого институт:
- помимо «государственной собственности» встречаются «всенародная», «общенародная» и иные аналогичные наименования этой формы собственности;
- часто к этому добавляется понятие «достояние».
Безусловно, несмотря на некоторые детальные отличия в правовом регулировании в разных национальных правовых системах, все упомянутые институты в теоретическом и практическом смыслах являются тождественными и выполняют схожие задачи для каждого общества.
Государственная собственность и ее доля в общем массиве всего имущества, находящегося на территории государства прямо пропорционально показывает уровень вмешательства государства в регулирование экономических отношений. Большой объем государственной собственности — характерная черта командной (плановой) экономики, незначительный объем — черта рыночной экономики, а паритет между государственной и другими видами собственности, прежде всего частной — черта так называемой «смешанной экономики».
Поэтому в рамках настоящей работы будет рассмотрен и проанализирован институт права государственной собственности в исторической ретроспективе и в рамках двух экономических формаций: социалистической (СССР, РСФСР) и капиталистической (Российская Федерация).
В чем же заключается значение государственной собственности? Государственная собственность является материальной базой обеспечения функций государства, удовлетворение потребностей общества, а также отдельных индивидов в той части, в которой нельзя это сделать с помощью частной собственности (например, пользование участками лесного и водных фондов, находящихся в публичной собственности).
Какие же функции государства удовлетворяет государственная форма собственности? С помощью государственной собственности решаются задачи обеспечения деятельности государственного аппарата, вооруженных сил, государственной безопасности, правоохранительной системы, государственного предпринимательства, здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты, охраны окружающей среды и всего прочего.
Какое место занимает институт государственной собственности в массиве норм гражданского права и других аналогичных институтов? Право государственной собственности — институт института права собственности подотрасли вещного права отрасли гражданского права. Помимо него в рамках института права собственности имеются институты права частной собственности и права муниципальной собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
, учение Платона о Праве и государстве
... XVIII в. мы находим у Шлейцера, ученого автора "Всеобщего государственного права" (1793), характерную формулировку рассматриваемого учения. "Государство, говорит он, есть изобретение (der Staat ist eine Erfindung). ... совершенней, чем более оно подобно индивиду. По справедливому замечанию Гирке, учение Платона о государстве заключается ни в чем ином, как в антропоморфическом перенесении психологии ...
В этой же статье есть упоминание об «иных формах собственности», но пока они неизвестны, ни законодательству, ни науке, ни практике. Если в советском гражданском праве государственная собственность была ведущей формой собственности, то в современном российском гражданском праве она является «одной среди равных», исходя из того, что российская Конституция подчеркивает равенство всех форм собственности. Государственная собственность также является видовым понятием, частью структуры публичной собственности наряду с муниципальной собственностью. При этом сама государственная собственность в России имеет собственную внутреннюю структуру, подразделяясь на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Гражданский кодекс РФ (часть первая) имеет специальную статью, посвященную государственной собственности — статья 214, которая имеет наименование «Право государственной собственности».
Актуальность настоящей работы обусловлена многими факторами как экономическими и юридическими, так и философскими, и проблема собственности, в том числе государственной собственности, — предмет изучения нескольких наук, а в рамках юриспруденции проблема не только гражданского права, но и других отраслей нашей национальной правовой системы.
В связи с вышесказанным целью настоящей курсовой работы представляется рассмотрение и анализ юридической сущности права государственной собственности, особенностей его правового регулирования в российском законодательстве, сравнении его с правом государственной собственности советского периода в его эволюционном развитии. При этом будут использованы нормативные правовые акты РФ, РСФСР и СССР.
1. Право государственной собственности в советском гражданском праве
Государственная собственность является ведущей формой собственности странах социализма, в том числе таковой она была и в Советской России, а впоследствии в СССР. Зачастую ее характеризовали как всенародное достояние, принадлежащее всему советскому трудовому народу, организованному в социалистическое государство. В чем же выражалось ее ведущее положение в СССР? Во-первых, в степени обобществления имущества в форме государственной собственности, которая носит не только коллективный характер, но и принадлежит наиболее многочисленному в рамках Советского государства коллективу людей — всему советскому народу. Во-вторых, государственная собственность воплощает в себе единство политического и хозяйственного руководства обществом со стороны государства, которое является как органом политической власти, так и носителем хозяйственной функции, субъектом права государственной собственности. В-третьих, природа других форм собственности (кооперативно-колхозной и личной) определяется характером и содержанием государственной собственности. В-четвертых, государственная собственность используется в интересах всего народа. В-пятых, государственная собственность занимает преобладающее положение в экономике.
Гражданско-правовые способы защиты вещных прав
... защиты правомочий обладателей вещных прав; виндикационный и негаторный иски; иные способы защиты правомочий собственников и обладателей иных вещных прав; ответственность за создание препятствий осуществлению права собственности и иных вещных прав. Цели работы состоят в исследовании способов защиты субъективных прав собственности и иных вещных прав ...
Значение данной формы собственности в тот период истории России было сложно переоценить:
- во-первых, она обеспечивала возможность государственного регулирования экономики, а также планирование показателей специализированными государственными органами;
- во-вторых, увеличение объемов государственной собственности путем насильственной экспроприации частной собственности после Октября обеспечила возможность проведения реформирования народного хозяйства, прежде всего путем проведения таких известных мероприятий как индустриализация и коллективизация;
- в-третьих, на ее базе сформировалась кооперативно-колхозная собственность;
- в-четвертых, она выполняла все иные функции присущие и государствам с рыночным хозяйством (напр., оборона, правоохранительная система, социальные задачи).
Итак, теперь рассмотрим особенности правового режима государственной собственности по ГК РСФСР 1922 г., и ГК РСФСР 1964 г.
1.1 Право государственной собственности по ГК РСФСР 1922 год
После Октябрьской революции, с образованием Советского государства и отказом от рыночных отношений, произошла кардинальная перестройка государственного и экономического устройства, что отразилось на экономическом и правовом положении и понимании как самого права собственности, так и субъектов данного права.
Уже с первых годов существования Советской власти происходила национализация земли, банков, основных предприятий промышленности и др.; запрещались сделки с недвижимостью, а также частная собственность на объекты недвижимости.
Конституция РСФСР 1918 г., закрепила указанные положения:
- отменив частную собственность на землю;
- объявив леса, недра и воды общегосударственного значения, а также весь живой и мертвый инвентарь национальным достоянием и подтвердив переход всех банков в собственность, рабоче-крестьянского государства и др.
(п. «а», «б», «д» ст. 3).
В переходный период от капитализма к социализму наметились и два основных пути правового регулирования отношений собственности — административно-правовой и гражданско-правовой во взаимной связанности и обусловленности. В гражданский оборот был внесен максимум императива, так как императивный метод является основным для административного права.
В период Новой экономической политики появляется первый в нашей стране гражданский кодекс — ГК РСФСР 1922 г. Статья 52 Кодекса установила либеральное многообразие форм собственности: государственную (национализированную и муниципализированную), кооперативную и частную. Несмотря на это, несложно понять, что законодатель отдает приоритет государственной собственности. В этом нам предстоит убедиться, проведя анализ статей Главы I «Право собственности» Раздела «Вещное право» и некоторых статей Общей части ГК. Это выражалось в национализации и ограничении объектов права частной собственности (ст. 54-57), а также в отсутствии возможности для частного собственника истребовать имущество, которое было экспроприировано на основании революционного права или вообще перешло во владение трудящимся (прим. 1 к ст. 59).
Статья 52 определяет, что государственная собственность может быть национализированная и муниципализированная. На первый взгляд может показаться, что в статье устанавливаются способы возникновения права государственной собственности. Но в таком случае нет упоминания о таком важном источнике ее возникновения, как расширенное социалистическое воспроизводство, а также о договорах, бесхозяйном имуществе и пр. Скорее всего, здесь закон пытался определить, в чьем непосредственном ведении находится государственная собственность. В различных нормативных актах содержались противоречивые указания по поводу разграничения национализированного и муниципализированного имущества. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 года «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» дал возможность определить что «если имущество переходит в ведение, распоряжение и эксплуатацию к местным Советам, то это называется муниципализацией, если же имущество становится собственностью государства и поступает в непосредственное ведение центральных органов (например, ВСНХ), то это национализация». Что касается строений в городах, то, опираясь на проект постановления СНК, опубликованный в «Правде» 14 августа 1924 г., к национализированным относили строения:
Конституционное (государственное) право России : Гражданство ...
... закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства. Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 01.01.01 года. В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. ...
1) принадлежащие государству до Октябрьской революции и используемые Советским государством в дальнейшем;
2) закрепленные постановлением ВЦИК и СНК за учреждениями и предприятиями, имеющими общенациональный характер;
3) являющиеся принадлежностью национализированных промышленных предприятий и входящие в состав их основного капитала;
4) специально приспособленный для нужд военного ведомства.
В силу особенности юридической природы субъекта права государственной собственности правомочия собственника от имени государства осуществляют его органы, в том числе переведенные на хозяйственный расчет (прим. к ст. 58 ГК).
Анализируя положения статей ГК РСФСР 1922 г., мы можем усмотреть, что в нем установлен перечень видов имущества, которые могут находиться лишь в государственной собственности. Статья 53 ГК РСФСР относит к исключительно государственной собственности землю, недра, леса, воды, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты. Более того, земля является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота (ст. 21 ГК РСФСР).
Помимо названного, в ст. 22, 23 ГК указаны виды имущества, изъятые из частного оборота, и которые, соответственно, могут находиться исключительно в собственности государства: национализированные и муниципализированные предприятия, их оборудование, железные дороги и их подвижной состав, национализированные суда, а равно национализированные и муниципализированные строения, оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение, летательные аппараты, телеграфное и радиотелеграфное имущество, аннулированные ценные бумаги, спиртные напитки свыше установленной законом крепости, и сильнодействующие яды.
В ГК РСФСР 1922 г., установлены три специальных основания приобретения права государственной собственности: бесхозяйное имущество (ст. 68), реквизиция (ст. 69), конфискация (ст. 70).
Презумпция государственной собственности на бесхозяйное имущество является новеллой советского гражданского права по сравнению с российским дореволюционным гражданским правом. В понятие «бесхозяйное имущество» включаются невостребованные собственником находки, клады, имущество, брошенное собственником. Интересно, что национализация, которая широко применялась в первые годы советской власти, в этом Кодексе отсутствует. Таким образом, закон сознательно желает показать устойчивость сложившегося порядка. Впредь национализация не предполагается, в случае необходимости изъятия какого-либо имущества из частной или кооперативной собственности государство обязуется возместить стоимость реквизированного имущества. Конфискация предполагается как безвозмездное изъятие имущества у собственника в виде наказания в случаях и в порядке, установленных законом. Нормы о конфискации содержатся в административном и уголовном праве.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
... основы приватизации государственного и муниципального имущества. 2. Определить этапы приватизации государственного и муниципального имущества. 3. Рассмотреть субъекты и объекты приватизации. 4. Дать основные понятия и сущность приватизации государственного и муниципального имущества. 5. Проанализировать проблемы приватизации в России и пути их решения. Гипотеза: вступление в права собственности ...
ГК прямо не указывает о возможности изъятия в доход государства бесхозяйственно содержимого имущества, хотя такое действие было возможно применительно к строениям. В 1923 г., президиум ВЦИК принял постановление, регламентирующее случаи муниципализации таких строений.
В усиленном режиме подлежала защите государственная собственность. Согласно ст. 60 ГК с государства снимались ограничения в предъявлении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. По общему правилу, от лица, которое добросовестно его приобрело не непосредственно у собственника, последний вправе истребовать имущество лишь в том случае, когда оно собственником утеряно или похищено у него. Государственные учреждения и предприятия могут истребовать от всякого приобретателя принадлежащее им имущество, незаконно отчужденное каким бы то ни было способом.
Конституция СССР 1936 г., закрепила социалистическую собственность в качестве экономической основы СССР и установила две ее формы: государственную собственность (всенародное достояние) и кооперативно-колхозную собственность (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений) (ст. 5).
Кроме того, Конституция не предусматривала уже права частной собственности, а устанавливала право личной собственности граждан, предусматривая узкий круг объектов этого права (ст. 10).
Субъектом права государственной собственности, как законодательстве, так и в науке принято было считать абстрактно — «государство»; то есть с учетом федеративной организации государства никаких конкретных субъектов в виде Союза ССР, союзной республики, автономной республики не упоминалось.
Статья 6 Конституции СССР 1936 г., определила объекты права государственной собственности: земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах. Более того, эти объекты были изъяты из гражданского оборота и не подлежали отчуждению. Объектами государственной социалистической собственности могут быть и другие имущества.
Характеризуя объекты права государственной собственности С.И. Вильнянский обратил внимание, что они являются в своей совокупности единым фондом, отдельные объекты которого закрепляются за государственными организациями, которым государство передает осуществление правомочий на владение, пользование и, в известных пределах, на распоряжение имуществом.
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
... ведения Единого государственного реестра прав. В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимости, а также о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, имя ...
1.2 Право государственной собственности по ГК РСФСР 1964 год
Принятию второго российского ГК в нашей истории предваряло принятие на союзному уровне Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в 1961 г.
Основы ГЗ 1961 г., обозначили социалистическую собственность, которая включала в себя: государственную (общенародную) собственность, колхозно-кооперативную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций (ст. 20), а также личную собственность граждан (ст. 25).
Давалось легальное определение государственной собственности как — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности (ч. 1 ст. 21).
По-прежнему, субъектом права государственной собственности являлось государство в том же абстрактном смысле, как и в гражданском законодательстве предыдущего периода (ч. 2 ст. 20).
О.С. Иоффе отождествлял государство с народом, что является в корне неверным с научной позиции. Это суждение имело больше идеологической окраски, чем научной. Гораздо более интересной представляется теория С.М. Корнеева, смысл которой в том, что субъектом государственной (общенародной) собственности является народ, а субъектом права государственной собственности — государство. Схожую позицию по вопросу субъекта права государственной собственности представлял В.П. Шкредов: «Когда говорят о собственности: «всенародная по содержанию и государственная по форме».
Традиционным образом закреплялся и объектный состав права государственной собственности: государству могли принадлежать любые материальные объекты в любом количестве. Так, ч. 3 ст. 21 Основ ГЗ называла следующие объекты: земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Перечень является не только открытым, но и неограниченным.
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., имея специальную Главу 8, с точки зрения регламентации института государственной собственности превзошел как предыдущий ГК РСФСР 1922 г., так и ныне действующий ГК РФ 1994 г.
Эта глава имеет пять статей против одной статьи в ныне действующем ГК РФ.
Субъектом государственной собственности, как и прежде, называется государство как единый собственник всего имущества (ч. 1 ст. 94).
Особенности осуществления государственной собственности заключаются в передаче на ограниченном вещном праве оперативного управления имущества государственным организация (ч. 2 ст. 94).
Государственной собственности присущ признак единства фонда, который состоит в том, что государственное имущество, в чьем бы обладании оно не находилось, принадлежит на праве собственности только государству.
Аналогичным образом, как и в Основах ГЗ, определяется и объектный состав государственного имущества: земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, банки, средства связи, организованные государством сельскохозяйственные, торговые, коммунальные и иные предприятия, а также основной жилищный фонд в городах и в поселках городского типа и любое иное имущество (ст. 95).
Аренда государственного и муниципального имущества
... проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленный на определение законодательного механизма приватизации государственных и муниципальных учреждений, который в настоящее время согласован ...
Распоряжение государственным имуществом имеет свои особенности: оно связано с постоянным применением хозяйственных планов (ст. 97), а в рамках отношений между государственными организациями, обладающими имуществом единого собственника, передача предприятий, зданий и сооружений осуществляется на безвозмездной основе. Государственные предприятия рассматривались в качестве внутренних хозяйственных подразделений самого государства, а производственные отношения между ними — в качестве внутригосударственного рынка, функционировавшего по сценариям, составляемым Госпланом.
Есть мнение, что осуществление Советским государством правомочий собственника не является таковым в гражданско-правовом аспекте. Субъектом права является государство в лице строго иерархической системы государственных органов, которые обладают не гражданско-правовыми правомочиями владения пользования и распоряжения, а властной компетенцией, административными правами. Отсюда делался вывод, что государственная собственность является институтом административного права. Нельзя признать это мнение правильным потому, что его автор забывает о том, что право собственности — межотраслевой юридический институт, отдельные аспекты которого регулируются нормами различных отраслей права. В современном гражданском праве в регулировании этого института также достаточный массив норм относятся к нормам административного права. Конечно, законодательство советского периода регулировало право государственной собственности, но оно при этом оно, безусловно, оставалось предметом гражданского права. Интересно, что далее сам автор приходит к тому, что право государственной собственности регулируется многими отраслями права, прежде всего, конституционного, гражданского, административного, бюджетного, земельного.
Имущественная ответственность государства носит ограниченный характер: нельзя взыскать имущество, которое не может быть объектом права иной формы собственности; недвижимое имущество как предприятия, здания и сооружения не могут быть объектами взыскания; подробная регламентация видов государственного имущества на которое может быть наложено взыскание устанавливается гражданским процессуальным законодательством (ст. 98).
К числу специальных способов приобретения права государственной собственности можно отнести национализацию, реквизиция, государственные займы, налоги и сборы, переход к государству невостребованной находки и клада, государственные закупки, а также внешнеторговые сделки, которые в силу монополии внешней торговли может совершать только государство в лице уполномоченных на то органов.
В 1977 г., принимается очередная Конституция СССР. Она по старой традиции закрепила социалистическую собственность, включающую государственную, колхозно-кооперативную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций (ст. 10).
Также закреплялась личная собственность граждан (ст. 13).
Государственная собственность легально определялась как общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности (ч. 1 ст. 11).
Исходя из этого, Конституция признает субъектом государственной собственности народ, а доктрина к этому добавляет, что субъектом права государственной собственности является государство.
Государственная регистрация недвижимого имущества
... в случаях, когда вновь созданное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, право собственности на него возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законодательством. До завершения создания недвижимого имущества, а в соответствующих случаях - до его государственной регистрации, ...
Объекты права государственной собственности определялись аналогичным методом, как и в предыдущих нормативных правовых актах, посвященных этому вопросу. В собственности государства находятся: земля, ее недра, воды и леса, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для задач государства (ч. 2 ст. 11).
2. Право государственной собственности в современном российском гражданском праве
Государственная собственность в России традиционно занимала ведущее место среди иных форм собственности. Кратко это можно объяснить тем, что в нашем государстве и обществе предпочтение отдавалось публичным, коллективным ценностям, нежели частным и индивидуальным. Еще Г.Ф. Шершеневич заметил, что в московском государстве не было места индивидуализму, поэтому и возникла идея о принадлежности всей земли, занимаемой русским народом, единственно государю, то есть приоритет нечто «общего», которое переросло потом в «общенародное», «государственное». Однако, с началом «форсированной» приватизации в 90-е гг. прошлого века ситуация изменилась в том аспекте, что имущество, которое находится в собственности государства, в количественных объемах значительно отстает от имущества, находящегося в частной собственности, в несколько раз. Соответственно это нивелируют ту роль государственной собственности, которую она традиционно должна играть в любом развитом государстве. Это неоднократно подчеркивается критиками приватизации, которые постоянно указывают на то, что в ведущих европейских странах с развитой рыночной экономикой (ФРГ, Франция, Швеция, Норвегия) объемы имущества, находящиеся в государственной и частной собственности, соотносятся как 1:1. С этим сложно не согласиться, так как государственная собственность выполняет исключительные задачи для государства и общества, которые не удовлетворяются с помощью института частной собственности. Вдобавок к этому следует отметить, что роль государства в регулировании экономических отношений в условиях нынешнего Мирового финансово-экономического кризиса должна усиливаться, что обычно сопровождается явлениями точечной (локальной) реприватизации или национализации. Особенностью ломки отношений собственности в начале 90-х гг. XX века является переход от принципа, закрепляющего ведущую роль социалистической собственности, частью которой является государственная собственность, к принципу равенства всех форм собственности, вытекающему из принципа равенства участников гражданских правоотношений. В праве собственности это проявилось в тенденции к ликвидации доминирующей роли социалистической собственности (главенствующий характер которой выражался в неограниченной виндикации государственного, колхозного и кооперативного имущества, ограничении обращения взыскания на это имущество, производном характере и потребительском назначении личной собственности).
В связи с этим можно отчасти считать справедливой идею Н.Р. Сордии о том, что особая природа и содержание права государственной собственности в условиях рыночной экономической системы и приоритет государства среди других собственников утрачивают силу.
Основы государственного права
... Согласно ст. 77 Конституции система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими ... научной и учебной литературе наряду с понятием «государственный аппарат» широко используется понятие «механизм государства» Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. М., 2006. С. 399.. ...
Отправным пунктом эволюции института государственной собственности советского периода в современный российский институт государственной собственности является Закон СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР». Закон последовательно отражает основные направления необходимых социально-экономических преобразований, господствующее тогда в общественном сознании:
- «разгосударствление» отношений собственности (как за счет количественного сокращения объектов собственности государства, так и за счет ограничения его всеобъемлющего вмешательства в эти отношения);
- всемерное развитие коллективных и индивидуальных форм производственного присвоения (позволяющих устранить отчуждение работников от средств и результатов их труда);
- создание многоукладной экономики, основанной на многообразии равноправных форм собственности, соревнующихся друг с другом в сфере хозяйственной деятельности;
- укрепление правовых гарантий коллективного и индивидуального предпринимательства.
Верно отмечается Е.А. Сухановым, что этот закон рассчитан на переходный («перестроечный») период, когда конкретные перспективы развития гораздо менее ясны, чем недостатки многократно опробованных устаревших общественных форм. Его основное назначение — дать простор многообразным способам экономического развития, сняв неоправданные в современных условиях запреты и жесткие унифицированные рамки. Из содержания п. 1 ст. 4 Закона видно, что государственная собственность перечисляется после собственности граждан и коллективной собственности, тем самым устраняется тотальное доминирование и приоритет государственной формы собственности, который имелся в советском гражданском законодательстве более раннего периода.
Нормы, специально регулирующие рассматриваемый нами институт, находятся в Разделе IV Закона о собственности. Согласно п. 1 ст. 19 Закона, государственная собственность, в зависимости от того, кто является ее субъектом, имеет следующие виды: общесоюзная собственность (СССР), собственность союзных республик (РСФСР, УССР, БССР, напр.), собственность автономных республик (Татарская АССР, Карельская АССР, напр.), автономных областей (Карачаево-Черкесская АО, Нагорно-Карабахская АО, напр.), автономных округов, собственность административно — территориальных образований (коммунальная собственность).
В этом же пункте статьи указываются государственные органы, которые осуществляют распоряжение и управление собственностью: Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы соответствующего субъекта права государственной собственности. Пункт 3 статьи 19 Закона закрепляет распространенный принцип ответственности (точнее сказать, принцип ее отсутствия) субъектов государственной собственности по обязательствам друг друга. Его суть заключается в том, что СССР не отвечает по обязательствам союзных республик, автономных республик, автономных образований, а союзные республики, автономные республики, автономные образования, административно-территориальные образования не отвечают по обязательствам СССР и обязательствам друг друга. Это лишний раз подчеркивает то, что каждый субъект права государственной собственности самостоятелен, и то, что для федеративного государства не характерен принцип, согласно которому, собственность федерации является совокупностью собственности ее субъектов. Этот же вывод подтверждает и смысл содержания п. 2 ст. 19 Закона, который устанавливает принцип формирования собственности соответствующего субъекта федеративного государства, коим был СССР. Там говорится, что имущество, создаваемое или приобретаемое за счет бюджетных или иных средств соответствующего субъекта государственной собственности, относится к собственности соответствующего субъекта такого права.
Статья 20 Закона о собственности устанавливает исключительное право государственной собственности, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться землей, иными природными ресурсами, в том числе и теми, которые необходимы государству для выполнения его стратегических задач (деятельность органов власти и управления, Вооруженных сил и т. п.).
Однако, не исключается передача этих объектов во владение и пользование в установленном законодательством порядке и иным собственникам (п. 4 ст. 20).
Статьи 21-23 Закона о собственности устанавливают перечни, которые разграничивают имущество различных субъектов государственной собственности. Так, например, к общесоюзной собственности (ст. 21) относится: имущество органов власти и управления СССР, магистральный трубопроводный транспорт, Единая энергетическая система СССР, космические системы и общесоюзные системы связи и информации, имущество Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, оборонные объекты, средства союзного бюджета, Государственный банк СССР и другие банки Союза ССР и общесоюзные резервные, страховые и другие фонды, а также предприятия и народнохозяйственные комплексы в промышленности, энергетике, строительстве, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, высшие учебные заведения общесоюзного значения и другое имущество, приобретенное за счет общесоюзных средств или безвозмездно переданное в собственность Союза ССР союзными республиками, автономными республиками, автономными и административно-территориальными образованиями, гражданами и юридическими лицами. То же характерно и для других субъектов права государственной собственности лишь с той спецификой, в соответствии с которой происходит конституционное разделение предметов их ведения.
Также авторы данного Закона включили в структуру государственной собственности обособленный ее элемент, который не напрямую находится в обладании собственника. Имеется в виду, имущество государственных предприятий (ст. 24) и государственных учреждений (ст. 26), которые обладают ограниченными вещными правами в отношении государственного имущества. Так, государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения, в соответствии с которым предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом и по своему усмотрению, совершает в отношении него любые действия, не противоречащие закону, а государство в лице своих органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, решают вопросы создания предприятия и определения целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного ему государственного имущества и другие правомочия. Стоит обратить внимание на очень широкие возможности предприятий в отношении вверенного им имущества, а потому к праву хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если законодательными актами не предусмотрено иное. Особо подчеркивает независимость предприятия принцип раздельной ответственности с государством по обязательствам друг друга. Государственные учреждения осуществляют свою деятельность на основе права оперативного управления. В соответствии с этим субъективным вещным правом учреждения приобретают право на самостоятельное распоряжение доходами от такой деятельности и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, а также они имеют ограниченную имущественную ответственность, отвечая по обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Государство в случае недостаточности имущества учреждения несет субсидиарную ответственность.
24 декабря 1990 г., принимается Закон РСФСР «О собственности в РСФСР». Каковы же наиболее важные, принципиальные различия в правовом регулировании отношений собственности, закрепляемые законом союзной республики и общесоюзным законом? Российский закон устанавливает иную систему этих отношений, выделяя право частной, государственной и муниципальной собственности (в отличие от использованных в союзном законе понятий «собственность граждан», «коллективная собственность», «государственная собственность»).
Государственная собственность регулируется, главным образом, Разделом IV Закона. С учетом федеративного устройства России закреплены два уровня субъектов права государственной собственности (п. 1 ст. 20): федеральная собственность (РСФСР) и собственность республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей (субъекты РСФСР).
Как и в союзном законе о собственности каждый из субъектов права государственной собственности независим и самостоятелен в отношении принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга (п. 2 ст. 20).
Аналогичным образом решается вопрос и об органах, уполномоченных управлять и распоряжаться государственным имуществом: Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы соответствующего субъекта права собственности (п. 3 ст. 20).
Статья 21 разделяет объекты права собственности соответствующих субъектов (РСФСР и ее субъектов) в соответствии с конституционным разделением предметов ведения в федеративном государстве. Объектами права федеральной государственной собственности является имущество органов власти и управления, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета, государственные банки РСФСР, доли РСФСР в общесоюзных золотом запасе, алмазном и валютном фондах, республиканские пенсионный, страховые, резервные и иные фонды, а также средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимые для осуществления задач РСФСР. В собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно — территориальных образований Федерации.
Существенные новшества предложены для государственной собственности:
Разграничение государственного имущества, передаваемого для использования государственным предприятиям и учреждениям (на особых вещных правах), и имущество, остающееся в непосредственном владении, пользовании и распоряжении государства. В отличие от Закона СССР от 6 марта 1990 г. данный Закон оперирует понятием государственной казны, которая является объектом права государственной собственности. Что же под ней понимается? Государственная казна — это средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, формирующаяся за счет поступления налогов, пошлин и других государственных доходов, а также иного имущества, приобретенного РСФСР, республикой, входящей в ее состав, автономной областью, автономным округом, краем, областью в соответствии с законом (ст. 22).
Вводится правило о принудительной приватизации государственного имущества, которое появляется в государственной собственности в противоречии с ее назначением, установленным законом (ст. 25).
Тем самым ограничивается участие государства в хозяйственных отношениях, и устанавливаются известные гарантии от сосредоточения в его руках непомерных имущественных богатств, особенно средств производства, влекущих его фактическую монополию во многих сферах хозяйственной деятельности.
Имущество, которое не входит в государственную казну, но являющееся элементом государственной собственности, закреплено за государственными предприятиями и учреждениями по правилам хозяйственного ведения и оперативного управления, соответственно (ст. 24).
В конце мая 1991 г., в СССР принимаются Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Институт государственной собственности, главным образом, регулируется статьей 53 Основ. В отличие от выше рассмотренных двух законов здесь употребляется термин «право собственности государства». Нельзя признать, что «терминологический плюрализм» положительно сказывается на юридической технике законодательства.
Говоря об объектах права государственной собственности, стоит отметить характерное для этого института: государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций (п. 1 ст. 53).
Это существенным образом отличает государственную собственность от собственности частной, ведь ст. 51, которая регулирует институт частной собственности, устанавливает ограниченный перечень объектов, являющихся частной собственностью. Пункт 2 статьи 53 Основ ГЗ уже «по традиции» разделяет объекты государственной собственности на государственную казну и имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами на ограниченном вещном праве.
Также в Основах ГЗ имеется норма об источниках формирования государственной собственности (п. 3 ст. 53): налоги и другие обязательные платежи, части платы за предоставленные в пользование земли и другие природные ресурсы, части прибыли государственных предприятий, доходов от выпуска ценных бумаг и дивидендов на ценные бумаги и за счет других поступлений по основаниям, предусмотренным законодательными актами. Основы ГЗ установили традиционное правило о самостоятельности и независимости всех субъектов права государственной собственности, о том, что они не отвечают по обязательствам друг друга (п. 4 ст. 53).
Но рассмотренным выше законодательным актам не суждено было иметь длительную практику применения в связи с распадом СССР и образованием на его территории новых суверенных государств. 12 декабря 1993 г. на референдуме принимается Конституция Российской Федерации, которая закрепила общие положения о собственности и ее видах. А спустя немногим более года вступает в силу часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует вопросы собственности.
2.1 Общие положения о праве государственной собственности
В рамках настоящего параграфа мы рассмотрим общие вопросы института государственной собственности — его понятие, признаки, значение, юридическая природа, правовая регламентация.
Давая определение рассматриваемому институту, надо имеет в виду, что государственная собственность является не только юридической категорией, но и экономической, и даже философской. В рамках юриспруденции институт государственной собственности является межотраслевым институтом в связи с тем, что значительный массив норм, регулирующих его, содержится в административном, конституционном, земельном и природно-ресурсном законодательстве РФ. Но главным образом государственная собственность должна регулироваться гражданским законодательством, которое должно задавать общую законодательную концепцию этому институту в научной теории и на практике. Верно отмечает Е.Н. Абрамова, что многоотраслевое использование субъективного гражданского права не является редкостью для правовой действительности, но это не превращает регулирующие его нормы в комплексную совокупность норм. Действия по реализации данного института и правомочия собственника, как бы ни были они широки, всегда обязательно выражаются в гражданско-правовых формах и, по большому счету, не отличаются от действий других собственников.
Норма, обладающая высшей юридической силой, которая регулирует право государственной собственности, находится в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, которая гласит «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». По отношении к ней есть специальная норма о праве собственности на землю и другие природные ресурсы в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Кроме того, нормы о федеральной государственной собственности содержатся в статьях 71, 72 Конституции РФ, которые разграничивают предметы ведения РФ и субъектов РФ.
Основной массив норм, регулирующих право государственной собственности, главным образом, находится в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, иных федеральных законах и подзаконных актах.
В ГК РФ праву государственной собственности посвящена специальная статья 214. В п. 1 ст. 214 ГК дается легальное определение государственной собственности, которая определяется через суммарный объем имущества, находящийся у всех субъектов права государственной собственности: «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Едва ли такое определение претендует с точки зрения теории гражданского права на удачное раскрытие юридической природы столь сложного института, хотя и дача дефиниций является не главной задачей гражданского законодательства. Данное определение, скорее, интереснее с точки зрения экономической науки, нежели юридической, к тому же «государственная собственность» — категория экономическая, а «право государственной собственности» — категория юридическая. Поэтому обратимся к доктринальным дефинициям «права государственной собственности».
В науке гражданского права общепринято давать определение рассматриваемому нами институту в объективном смысле и субъективном. Петербургские цивилисты дают следующее определение этому институту в объективном смысле: право государственной собственности — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом. В определении, на наш взгляд, необязательно было делать указание на правомочия собственника, так как это не отличает право государственной собственности от других видов права собственности, то есть не является специальным признаком права государственной собственности. Даже давая характеристику общему понятию права собственности, нельзя ограничиться перечислением правомочий, составляющих его содержание. Но в принципе это определение вполне удовлетворительно выглядит. С учетом высказанного замечания право государственной собственности в объективном смысле можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности в отношении имущества, субъективное право на которое принадлежит государству в лице Российской Федерации, и ее субъектов.
Право государственной собственности является институтом института права собственности подотрасли вещного права отрасли гражданского права. При этом государственная собственность вместе с муниципальной собственностью образуют институт публичной собственности, который наряду с институтом частной собственности образуют институт права собственности в целом.
В субъективном смысле представители санкт-петербургской школы цивилистики понимают право государственной собственности как право народа Российской Федерации и населения субъекта Российской Федерации, непосредственно или через уполномоченные ими органы владеть, пользоваться и распоряжаться государственным имуществом в целях удовлетворения публичных интересов. Это определение скорее мимо цели, чем данное тем же автором определение права государственной собственности в объективном смысле. Тут снова в определение включены правомочия, составляющие содержание права собственности. Также здесь неверно указаны субъекты права государственной собственности, которыми являются публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ), а не «народ РФ» и «население субъекта РФ». Кроме того, оно далеко от фактического положения дел, ведь реально правомочия собственника осуществляют должностные лица органов, которые от имени субъектов права государственной собственности управляют и распоряжаются государственным имуществом. Обобщая, можно сказать, что это определение имеет больше политических «оттенков», нежели юридических. Итак, право государственной собственности в субъективном смысле — полное субъективное вещное право государства в лице Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на любое имущество (в том числе изъятое из оборота), управление и распоряжение которым осуществляют уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица в целях удовлетворения интересов общества и государства. Данное нами определение все же наиболее учитывает всю специфику юридической природы данного института. Теперь рассмотрим основные признаки права государственной собственности. Среди таких признаков-критериев необходимо выделить следующие:
- субъектом права государственной собственности является государство в лице своих публично-правовых образований — Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа) (ст. 124 ГК);
- в зависимости от субъекта государственную собственность подразделяют на федеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов РФ;
- собственность РФ — это не совокупная собственность субъектов РФ, каждый субъект РФ и вся РФ — это отдельные и независимые друг от друга собственники своего имущества;
- объектом права государственной собственности может абсолютно любое имущество независимо от его оборотоспособности в гражданском обороте, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (ст. 129 ГК);
- в цивилистической литературе это называется принципом всеобщности;
- принцип исключительной собственности, который заключается в том, что существуют виды имущества, которые могут находиться только в государственной собственности, перечень которых определяется законом;
- такое имущество, как правило, изъято из оборота, не подлежит ни отчуждению в частную собственность, ни передаче иностранным государствам или международным организациям;
- недостатком нашего законодательства можно назвать, что единого закона, который определил бы перечень такого имущества нет;
- в силу «идеальности» субъекта права (нематериальной природы государства) права собственника от имени публично-правовых образований осуществляют органы государственной власти и специально назначаемые представители (ст. 125 ГК);
- субъект права государственной собственности в случае наступления ответственности имеет иммунитет (ст.
127 ГК) и не может быть объявлен банкротом (ст. 1, 3 ФЗ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), отвечает по обязательствам не всем своим имуществом (п. 1 ст. 126 ГК);
- имущество, принадлежащее на праве собственности государству, разделяется на две части: имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и государственную казну (п. 4 ст. 214 ГК);
- при этом под государственной казной следует понимать средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями;
- данное разделение имеет юридическое значение в случаях, когда встает вопрос об ответственности государства как участника гражданского оборота (ст. 126 ГК), о чем нами говорилось выше;
- земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п.
2 ст. 214 ГК), то есть в отношении земли и других природных ресурсов действует презумпция их нахождения в государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к частной или муниципальной собственности;
- наличие особых оснований приобретения права государственной собственности: поступление в государственную собственность клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры (п. 2 ст. 233 ГК);
- отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ст. 238 ГК);
- изъятие недвижимости для государственных нужд (ст. 239 ГК);