Исследования, заключения и списка использованных источников. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА

Дипломная работа

Целью данной работы является анализ и систематизация информации о правовом статусе сотрудника органов внутренних дел, разработка предложений по совершенствованию законодательства. Для этого необходимо решить следующие задачи: − раскрыть понятие и структуру правового статуса, сотрудника органов внутренних дел; − рассмотреть требования, предъявляемые к сотруднику ОВД; − изучить права и обязанности сотрудника органов внутренних дел; − рассмотреть ответственность сотрудника органов внутренних дел; − изучить социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел.

Предметом исследования являются общественные отношения, вытекающие из правового статуса сотрудника органов внутренних дел, а также его прав и обязанностей, социального положения и законодательного закрепления полномочий.

Предметом исследования стали правовые нормы, определяющие статус сотрудника органов внутренних дел в России, а также практика применения таких норм.

Теоретическую основу работы составили труды таких исследователей, как Ю.П. Соловей, А.В. Малько, В.Н. Синюков, В.В. Нырков, Д.Н. Бахрах, Ю.И.Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания. Основным стал диалектический метод исследования. Также использовались методы анализа, синтеза, системно-структурный, формально-правовой, сравнительно-правовой, исторический и другие методы познания.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. 19.12.2016 г.) «О полиции», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 05.10.2015 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Структура данной работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, раздела, содержащего анализ практики правоохранительной деятельности, методической разработки по теме исследования, заключения и списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1.1. Понятие и структура правового статуса сотрудника органов

внутренних дел

Изучая правовой статус сотрудника органов внутренних дел,

представляется необходимым рассмотреть непосредственно понятие «статус», предложенное М.Ю. Тихомировым. Статус (от лат. status – состояние, положение) – правовое положение гражданина, юридического лица, государства, отдельной территории, характеризующееся совокупностью предусмотренных законодательством прав и обязанностей, а также льгот и преимуществ1.

17 стр., 8192 слов

Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел

... с другими ФОИВ; совершенствование работы территориальных органов внутренних дел по взаимодействию с местными и муниципальными органами; принятие соответствующих нормативных правовых актов и их учет ... полиции, МВД России в целом, но и профессиональных качеств любого сотрудника правоохранительного органа. 3.2. Совершенствование системы гарантий и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел ...

Есть и другие точки зрения. Исследование показало, что большинство учёных понимают под правовым статусом юридически закреплённое положение субъекта в обществе, некоторые включают в него объём закреплённых за субъектом прав и обязанностей, а также гарантии их реализации в сфере государственного управления.

Д.Н. Бахрах рассматривает статус как сложное юридическое лицо, состоящее из административных норм и других отраслей права2.

А.Б. Агапов, как и Д.Н. Бахрах, выделяет в структуре правового статуса такие важнейшие элементы, как права (социальные, публичные, на проведение служебных проверок, информационные, естественные) и обязанности (квалификационные, субординационные, дисциплинарные, статутные), а также запреты и ограничения3.

А.Б.Агапов также считает, что ответственность за ненадлежащее исполнение прав и обязанностей — это статусный элемент. Тихомирова Л.В. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия – М., 2012. – С. 765. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. – М., 2011. – С.432. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров. – М., 2012. – С. 309. Л.Л. Попов выделяет аналогичные элементы1. О.В. Смирнов считает, что правосубъектность также следует отнести к перечисленным элементам статуса работника2.

Таким образом, под статусом сотрудника органов внутренних дел необходимо понимать его правовое положение в структуре государственного аппарата Российской Федерации, урегулированное нормами права в сфере охраны и обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека.

Обеспечение и защита прав и свобод человека осуществляется различными субъектами. Важнейшая роль закономерно принадлежит государству, его органам. это главный мощный гарант стабильности демократического правового статуса личности, истинное воплощение конституционных прав, свобод и обязанностей.

Неслучайно Конституция Российской Федерации подчеркивает, что государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Однако правоохранительные органы Российской Федерации — это социальный институт, который конкретно осуществляет правоохранительную и правоохранительную деятельность. Имея большую разветвленную структуру органов, механизм правоохранительных институтов, по мнению И.В. Ростовщикова, представляет собой комплекс общих социальных условий, а также специальных юридических средств, которые придают правам и свободам характер реально воплощаемых на практике, т.е. обеспечивают их правомерное и полноценное использование, а в необходимых случаях – охрану3. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров – М., 2013. – С. 329. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата – М., 2014. – С. 301. Гусев А.В. Правовой статус исполнительных правоохранительных органов: теория и практика конституционно-правового и международно-договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2011. – С 23.

7 стр., 3100 слов

Структура и функции таможенных органов Российской Федерации

... таможенных органов Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей ...

Поэтому мы видим важнейшее предназначение правоохранительной системы на любом этапе развития и существования компании. Природа и сущность правоприменения рассматривается разными учеными. Обращаясь к наиболее распространенным в теоретикоправовой литературе воззрениям, касающимся определения содержания правоохранительных органов, выделим, что большинство исследователей лишь конкретизирует сущность и общее понятие данного института, не выходя за рамки нормативно-правового понимания назначения данных органов в обществе.

Так, по мнению исследователя К.Ф. Гуценко1, под правоохранительными органами следует понимать такие органы, создаваемые государственной властью, функции которых заключаются в охране, обеспечении правопорядка, раскрытии преступлений и т.д.

А исследователь А.В. Эндольцева2, характеризуя функциональное значение правоохранительных органов в обществе, указывает, что их деятельность по поддержанию порядка и законности основана на законе и «строгом соблюдении закона».

Интересна позиция ученого О.А. Галустиан3, который поясняет, что все свои функции полиция выполняет посредством конкретных действий, которые могут быть принудительными и выражаться в «определенной процессуальной форме».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что полицейская служба является особым звеном государственной администрации, созданным с целью обеспечения законности, порядка и законности в государстве и использующим для этого различные средства, в том числе насилие.

Сочетая в себе признаки гражданской и военной государственной Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. Учебник. – М., 2015. – С 208. Ендольцева А.В. Правоохранительные органы: учебное пособие – М., 2012 г. – С. 176. Сыдорук И.И. Правоохранительные органы: учебник – М., 2012 г. – С 208. службы, она все же сохраняет свою самостоятельность, системность, несмотря на тесное взаимодействие по определению своих функций и задач с вышеназванными формами государственной службы. Виды деятельности правоохранительной службы разнообразны, что определяется ее разнообразными формами, предназначением отрасли. Так, рассматривая данную деятельность с точки зрения её функциональной направленности, выделяют следующие направления правоохранительных органов: органы юстиции, прокуратуру, таможенные органы, адвокатуру, нотариат и др1.

Уникальность органов внутренних дел среди других органов государственной власти заключается в том, что именно правоохранительные органы чаще всего напрямую связываются с гражданами. Можно сказать, что полиция — самый «правоохранительный» многофункциональный орган. Соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в ​​домах и квартирах самих граждан зависят от работы сотрудников органов внутренних дел. По количеству выполняемых государством социально значимых функций, по степени проникновения во все слои общества с полицией могут сравниться только больницы и школы. Традиционно большинством населения полиция воспринимается как основная правоохранительная сила государства2.

В правовом положении сотрудника полиции, закрепленном в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в некоторой части имеются элементы, заимствованные из правового статуса сотрудника милиции. Итак, понятие сотрудника, виды специальных званий, наличие гражданства РФ, право на вступление сотрудников, некоторые гарантии их правовой защиты и некоторые другие вопросы практически идентичны. Тем не менее, все указанные элементы в действующем законодательстве имеют другие названия, учитывающие Братановский С.Н. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М., 2014. – С. 202. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров 3-е изд., перераб. И доп. – М., 2013. – С. 218 современные решения государственной службы.

18 стр., 8758 слов

Органы исполнительной власти Российской Федерации

... в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами; порядок образования, реорганизации и управления. Внутренняя форма показывает: устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, ... в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.); органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительств

Нормы, устанавливающие ключевые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6 федерального закона «О полиции». В ней содержатся современные требования по таким вопросам, как понятие сотрудника полиции и условия прохождения им федеральной государственной службы; права и обязанности сотрудника полиции; ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, гарантии правовой защиты; привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей полиции.

Правда, следует также подчеркнуть, что нормы этой главы не исчерпывают всего объема полномочий сотрудника органов внутренних дел. Ссылки на них содержат и другие статьи Закона, в частности обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти содержат ст. 5, 6, 7, 9 ФЗ «О полиции». Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют и отдельные нормы главы 7 «Служба в полиции» (ст. 37, 39)1.

Термин «сотрудник» по своей природе имеет несколько значений, но применительно к ст. 25 ФЗ «О полиции» он используется в смысле представитель профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников.

В свою очередь, корпоратив сотрудников органов внутренних дел — это личный состав, персонал либо кадры органов внутренних дел.

К сотрудникам органов внутренних дел не относятся частные лица, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел со специальными званиями внутренней службы. Гусев А.В. Правовой статус исполнительных правоохранительных органов: теория и практика конституционно-правового и международно-договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2011. – С. 21

Должность — это базовая структурная единица государственного агентства, которая включает часть его компетенции. Другими словами, это то служебное положение, которое связано с выполнением определенного круга служебных обязанностей. «Состояние в должности» означает пребывание в ней с момента подписания приказа о назначении.

Места в органах внутренних дел, замещаемые сотрудниками органов внутренних дел, подразделяются на пять видов: 1) должности рядового состава; 2) должности младшего начальствующего состава; 3) должности среднего начальствующего состава; 4) должности старшего начальствующего состава; 5) должности высшего начальствующего состава1.

Перечень первых четырех типов должностей утверждается приказом Министра внутренних дел Российской Федерации. Перечень должностей высшего руководящего состава органов внутренних дел, которые могут быть заменены сотрудниками органов внутренних дел, определяется указами Президента Российской Федерации. Это посты министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, их первых заместителей, начальников академий, университетов, институтов, высших школ, начальников департаментов, главных управлений и управлений центрального аппарата МВД России и т.д. Такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253.

4 стр., 1712 слов

Сущность, характерные черты и виды административной деятельности ...

... административной деятельности органов внутренних дел. 1. Подчиненность и подконтрольность соответствующим федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов федерации. Это повышает роль указанных органов в организации борьбы с правонарушениями, усиливает ответственность полиции, ...

Для каждой должности установлены квалификационные требования. К ним относятся степень профессиональной подготовки, стаж и стаж работы по специальности, уровень знания правовых основ выполнения соответствующих служебных функций1. Братановский С.Н. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М., 2014. – С. 361.

Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение органа внутренних дел может осуществляться в ходе орг. штатных мероприятий, при его увольнении по собственному желанию, по болезни, по ограниченному состоянию здоровья, по истечении срока контракта о службе, на период прохождения военно-врачебной комиссии и оформления соответствующих документов и т.д. В принципе, период доступности не может превышать двух месяцев, за исключением отпуска и больничного2.

Ордер не следует путать с отстранением сотрудника от должности. В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел (ст. 16) сотрудник полиции может быть отстранен от должности при привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также при грубом нарушении служебной дисциплины, делающем невозможным дальнейшее исполнение обязанностей. В последнем случае срок отказа от назначения не может превышать одного месяца.

Возможность прикомандирования сотрудников милиции предусмотрена в интересах выполнения работ особого характера, непосредственно связанных с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.

Сотрудники полиции могут быть закреплены за Администрацией Президента Российской Федерации, Администрацией Правительства Российской Федерации, Администрацией Федерального Собрания Российской Федерации, министерствами, ведомствами и организациями.

Перечень этих министерств, ведомств и организаций утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время к числу таких Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров 3-е изд., перераб. И доп. – М., 2013. – С. 220. Гусев А.В. Правовой статус исполнительных правоохранительных органов: теория и практика конституционно-правового и международно-договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2011. – С. 21. организаций отнесены Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации и ряд других.

Ранее существовала и возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее же время она исключена. В соответствии со ст. 41 Закона сотрудники полиции, избранные депутатами органов законодательной власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.

12 стр., 5529 слов

Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел ...

... работы является изучение проблемы участия органов внутренних дел в процессе осуществления лицензионно-разрешительной деятельности. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятие и особенности разрешительной системы Российской Федерации; Изучить разрешительное производство; ...

Практика отправки полицейских к миротворцам под эгидой ООН и Совета Европы — это не отряд, а командировка, пусть и длительная.

Признаками правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются форменная одежда, служебное удостоверение, право ношения и хранения специальной техники и оружия.

Униформа: набор предметов форменной одежды, экипировки и знаков различия 1.

Идентификатор услуги: официальный документ, удостоверяющий личность, но не заменяющий паспорт. Он имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию, дату выдачи и дату окончания его действия.

В удостоверении указывается личный номер сотрудника органов внутренних дел, который представляет собой условный номер, Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров 3-е изд., перераб. И доп. – М., 2013. – С. 222. присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием среднего начальствующего состава. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа, которые нанесены на металлический значок овальной формы, образец установленный МВД России1.

После прохождения специального профессионального обучения работникам органов внутренних дел предоставляется право на ношение и постоянное хранение служебного огнестрельного оружия и специального снаряжения2.

По каждому из них создается личное дело — основной документ для постановки на учет сотрудников органов внутренних дел, в котором содержится послужной список, автобиография, аттестаты, другие личные материалы и личный номер. Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус сотрудника полиции — это его правовое положение в структуре государственного аппарата Российской Федерации, урегулированное нормами права в сфере охраны и обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека. Ядро правового статуса сотрудника полиции составляют его права и обязанности

1.2. Требования, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел

Для сотрудника органов внутренних дел обязательно наличие трех признаков:

1) гражданство РФ. Гражданство — неотъемлемый элемент современной государственной организации общества. Государство со своими гражданами связано общей территории. В таком обществе должно быть установлено, что большинство граждан государства проживает на его территории. Это и есть самый распространенный вид фактической связи человека с государством, которая закрепляется посредством института Братановский С.Н. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М., 2014. – С. 272. Гусев А.В. Правовой статус исполнительных правоохранительных органов: теория и практика конституционно-правового и международно-договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2011. – С. 21. гражданства.

Понятие «гражданин» (лат. civis) представляет собой социальный и в то же время правовой аспект характеристики человека, и подразумевает под собой принадлежность лица к государству, определенное взаимодействие личности и государства. Закон гласит, что гражданство Российской Федерации является единообразным и равным независимо от способов его приобретения.

2 стр., 976 слов

Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

... полиции», с изменениями и дополнениями от: 6 апреля 2015 г.: http://base.garant.ru/Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ" О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ... в общем объеме денежного довольствия. Конечно, существенное увеличение размеров денежного довольствия сотрудников является положительным результатом реформы органов внутренних дел. Тем не ...

Этот принцип основан на мировой практике федерализма, основанной на невозможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства. Одна из существенных гарантий территориальной целостности Российской Федерации — отказ от конституционного закрепления суверенитета республики в составе России. По мнению некоторых авторов, гражданство является особым государственно-правовым отношением, при этом положения государственного законодательства, составляющие институт гражданства, содержат юридическую основу для указанных отношений, возникающих между государством как целым и его гражданами1.

На наш взгляд, против данного определения можно возразить, учитывая, что институт гражданства участвует в регулировании отношений в сфере чрезвычайного положения, изменения или прекращения гражданства. В нормативных актах подавляющего большинства стран есть положения, устанавливающие наличие гражданства и его принципы и правила, регулирующие отношения.

Как представляется, наиболее верным и целесообразным является определение, подразумевающее под гражданством фактическую принадлежности лица к государству, осуществляющейся через юридическую связь гражданина со своей страной, которая выражается в обладании им соответствующего перечня прав, свобод и обязанностей.

Целью этой связи является распространение всей полноты Алексеев И.А, Виноградов В.А., Егоров С.А. и другие. Конституционное право России. Учебник для бакалавров. – М., 2013. – С 114. государственной власти на человека.

Наличие гражданства предполагает постоянное и полное нахождение человека под влиянием суверенной государственной власти и приобретение его полных прав и обязанностей.

Сотрудник органов внутренних дел должен быть только гражданином Российской Федерации. Для иностранных граждан, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства обслуживание в Управлении полиции невозможно.

2) принадлежности к кадрам органов внутренних дел; Юридические факты состояния в кадрах полиции заключаются в: а) занятии должностей рядового или начальствующего состава органов внутренних дел; б) нахождении в распоряжении органов внутренних дел; в) прикомандировании к государственным органам, а также иным организациям.1

3) наличия специального звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел. Специальные звания от рядового до генерала полиции Российской Федерации присваиваются сотрудникам в персональном порядке в соответствии с их служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет.

Сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в полиции в случаях если:

1) он признан недееспособным или ограниченно дееспособным.

Инвалидность подразумевает утрату гражданином возможности осуществлять свои гражданские права и обязанности в полной автономии в связи с психическими или физиологическими заболеваниями, а также возрастом. Ограниченно недееспособность – при незначительных расстройствах психики у гражданина; человек может с помощью Макарейко Н.В. Административное право. Учебное пособие для прикладного бакалавриата. 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2014. – С. 230. посторонних лиц контролировать свои поступки и действия, однако серьезно ограничен в них (ст. 30 ГК).

4 стр., 1694 слов

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации

... другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно- правовая связь. Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов ...

2) он осужден за совершение преступления, а равно имеет судимость, в том числе снятую или погашенную;

  • В юридической науке, при всех различиях в деталях, есть два основных подхода к пониманию судимости.

Первым и наиболее распространенным является подход, согласно которому судимость — это особый правовой статус лица, совершившего преступление и осужденного за него1. Именно так трактуется судимость и Конституционным Судом2.

Вторая точка зрения встречается реже, но тоже заслуживает внимания. Ее ярким представителем является В.П. Малков. Он пишет: «По своей правовой природе судимость – не официально удостоверенный факт осуждения, не форма (или вид) реализации уголовной ответственности, а мера безопасности, существо которой заключается в установлении и осуществлении социально-правового контроля за поведением осужденного, который обнаружил свою общественную опасность фактом совершения преступления»3.

На мой взгляд, точка зрения, согласно которой судимость определяется как норма уголовно-правового характера, не представляет особых перспектив для понимания и улучшения конструкции рецидивизма. Очевидно, что является неверным в самой своей основе. Приговор не может считаться мерой уголовного преследования.

Судимость является особым правовым состоянием, статусом лица, которое совершило противоправное деяние и признано виновным по Бриллиантов А.В Проблемы применения дефиниции «рецидив преступлений» // Уголовное право. – 2010.– № 2. – С. 29. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 г. № 3-П.// Собрание законодательства РФ – 07.04.2003 – № 14 – ст. 1302. Малков В.П. Множественность преступлений: сущность, виды, правовое значение. Избранные труды. В 3 т. Т. 1. – Казань, 2011. – С. 27. Уголовному кодекса Российской Федерации на основании приговора суда (мирового, районного, областного (краевого) Верховного).

3) в его отношении прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) он отказался проходить процедуру оформления допуска к сведениям, относящимся к государственной или иной охраняемой законом тайне, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в органов внутренних дел связано с использованием таких сведений;

— В соответствии с действующим законодательством, государственная тайна образуется защищаемыми государством сведениями в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству1.

5) его состояние здоровья не соответствует требованиям, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; Специфика службы в правоохранительных органах предусматривает выполнение служебных обязанностей в условиях воздействия разнообразных стрессогенных факторов, с реальной угрозой для их жизни, высокой напряженностью труда, отсутствием полноценного отдыха и пр.

Вышеперечисленные факторы могут привести к нарушению адаптации, развитию заболеваний, травм и, как правило, изменению категории годности служащих к военной службе, в связи с чем их могут отправить на медицинское обследование в комиссия военно-врачебная.

8 стр., 3964 слов

Правоохранительная деятельность сотрудников полиции

... при выполнении своих обязанностей сотрудники полиции будут действовать исключительно в рамках закона, их работа будет открыта для общества. При выполнении своих обязанностей сотрудники полиции будут пользоваться помощью иных правоохранительных органов, а так ...

6) он находится в близком родстве или свойстве с другим сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. К близким Братановский С.Н. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М., 2014. – С. 391. родственникам закон относит родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей и детей супругов).

7) он вышел из гражданства Российской Федерации;

  • Выход из гражданства Российской Федерации в соответствии со ст. 19 Федерального закона о гражданстве осуществляется на основании добровольного волеизъявления российского гражданина в общем порядке при его проживании на территории Российской Федерации, в упрощенном порядке при его проживании за пределами Российской Федерации. В ст. 20 Федерального закона о гражданстве указаны основания, по которым будет отказано в выходе из российского гражданства. К ним относятся: наличие не выполненного перед Российской Федерацией обязательства;
  • привлечение компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу или наличие вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда;
  • отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.

8) он приобрел или имеет гражданство (подданство) иностранного государства;

— Российская Федерация признает двойное гражданство на конституционном уровне. Однако предоставляя российским гражданам возможность приобретения иностранного гражданства, возлагает на них обязанность уведомлять государство о приобретенном гражданстве.

9) им представлены подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в полицию.

Помимо вышеуказанных требований, к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются также высокие личностные и профессиональные требования. Говоря о сущности личностных и профессиональных качествах сотрудников органов внутренних дел, необходимо отметить, что между людьми могут быть настолько значительные психологические различия, что некоторым сотрудникам, несмотря на наличие достаточного здоровья, и активного стремления овладеть определенной деятельностью, фактически очень тяжело освоить необходимый минимум профессионального мастерства. Опыт показывает, что сотрудники, не имеющие достаточных исходных способностей к работе в полиции, не только овладевают данным видом деятельности значительно дольше остальных, но хуже других работают, чаще ошибаются, обладают меньшей надежностью. С учетом личностных особенностей сотрудников полиции, востребованных данной профессией, можно заметить, что по степени важности она находится на одной из лидирующих позиций в общественной моральной иерархии. Ее представители должны отличаться, прежде всего, готовностью прийти на помощь человеку, находящемуся в сложной и опасной жизненной ситуации. Спасение и защита – вот основной смысл их работы1.

Профессиональным (квалификационным) стандартом Министерства внутренних дел Российской Федерации2 предполагается наличие у сотрудников органов внутренних дел следующих личностных качеств:

дисциплинированности, организованности, ответственности, порядочности, пунктуальности, педантичности, требовательности к себе и к людям, способности работать в команде, способности быстро организовывать себя и других на выполнение дела, смелости, решительности, инициативности, энергичности, способности к волевому саморегулированию, способности рационально действовать в экстремальных ситуациях, способности слушать, убеждать людей, чувства долга, умения работать в условиях ненормированного графика, умения хранить тайну.

Личность сотрудника органов внутренних дел обладает индивидуальными, социальными, психофизиологическими и другими Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Юридическая психология. – 2012. – №1. – С. 3–15. Профессиональный (квалификационный) стандарт Министерства внутренних дел Российской Федерации для сотрудника полиции, прошедшего обучение, подготовку (переподготовку) в высшем профессиональном образовательном учреждении МВД России. – М., 2013. – С. 19. качествами, проявляющимися в её ценностных ориентациях и поступках1. Являясь субъектом правоохранительной деятельности, представителем власти, сотрудник органов внутренних дел имеет возможность влиять на многие процессы в обществе, и, прежде всего, на законодательную и правоохранительную власть, что предъявляет к нему повышенные требования.

Таким образом, проведённый анализ нормативной документации позволяет выделить наиболее важные профессиональные качества полицейских:

  • Интеллектуальные (познавательные) способности, состоят в: − оперативности (скорости мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
  • − хорошо развитом логическом мышлении;
  • − умении грамотно выражать свои мысли;
  • − способности к распределению внимания между несколькими объектами и видами деятельности;
  • − устойчивости внимания;
  • − умении быстро переключать внимание с одного объекта на другой;
  • − избирательности внимания;
  • − хорошем развитии образной, словесно-логической памяти;
  • − способности к образному представлению предметов, процессов и явлений;
  • − наблюдательности.

2. Психофизиологические и физические особенности выражаются в: − физической подготовленности к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной среды; − хорошем общем физическом развитии Андрианов А. С. Личностные и профессиональные качества сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации. Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (8).

– С. 99. – выносливости, координированности, силе, быстроте; − способности переносить физическое и психическое напряжение; − способности быстро принимать решения в зависимости от ситуации; − самообладании, эмоциональной уравновешенности, выдержке.

Проведённый анализ даёт право говорить о личностнопрофессиональных качествах как о комплексе взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга способностей личности необходимых для достижения максимально успешного результата в профессиональной деятельности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО СТАТУСА

СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

2.1. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел

Основным элементом административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются его права и обязанности, которые могут быть общими и специальными или должностными1.

Общие полномочия сотрудника органов внутренних дел являются его правами и обязанностями как гражданина РФ и как государственного служащего. Российскому гражданину, как сотруднику органов внутренних дел, принадлежат на территории государства все правами и свободы, а также обязанности, которые предусмотрены Конституцией РФ. Он имеет право выбирать род деятельности и профессии, свободно передвигаться, управлять делами государства и другие основные права и свободы2.

Наряду с этим у сотрудника органов внутренних дел есть обязанности по уплате законно установленных налогов, сохранению природы и окружающей среды и выполнению ряда других конституционных обязанностей.

Как федеральным государственным служащим сотрудником органов внутренних дел несутся права и обязанности, которые установлены ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 27 ФЗ «О полиции».

Сюда относится право:

1) на надлежащие организационно-технические условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей;

2) ознакомиться с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, которые определяют его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2013. – С. 91. Братановский С.Н. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М., 2014. – С. 102. выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел;

3) на отдых, который обеспечивается при помощи установления нормальной продолжительности служебного времени, предоставления выходных и нерабочих праздничных дней, а также наличия ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для выполнения служебных обязанностей, а также вносить предложения о совершенствовании деятельности органов внутренних дел;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, которые являются государственной и иной охраняемой законом тайной, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) знакомиться с отзывами о своей служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела;

9) на защиту своих персональных данных;

10) продвигаться по службе в полиции;

11) на осуществление профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки в установленном порядке;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством РФ;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, в том числе обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Как федеральный государственный служащий сотрудник органов внутренних дел имеет следующие обязанности:

1) знание и соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел, обеспечению их исполнения; прохождение в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнение служебных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

3) выполнение приказов и распоряжений руководителей, отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;

4) обращение по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдение при выполнении служебных обязанностей прав и законных интересов граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдение внутреннего распорядка территориального органа, распорядка организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддержание уровня квалификации, необходимого для того, чтобы надлежащим образом выполнять служебные обязанности;

8) не разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;

9) бережное отношение к государственному имуществу, в том числе предоставленному ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представление в порядке, установленном законодательством РФ, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщение о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства иностранного государства;

12) соблюдение установленных федеральными законами ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, а также соблюдение требований к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел;

13) сообщение непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов при выполнении служебных обязанностей, и принятие мер для того, чтобы предотвратить такой конфликт;

14) уведомление непосредственного начальника, органов прокуратуры РФ или других государственных органов о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц для склонения к совершению коррупционных правонарушений.

При сравнении перечисленных прав и обязанностей с объемом прав и обязанностей, которые установлены ст. 14 и 15 ФЗ «О государственной гражданской службе» для государственных гражданских служащих, то они им во многом схожи. В этом отражается проявление принципа единства и взаимосвязи разных видов государственной службы.

Специальные полномочия являются правами и обязанностями, которые сотрудником органов внутренних дел выполняются по должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации. Они устанавливаются с учетом вида полицейского подразделения и уровня занимаемой должности. Данные полномочия перечисляются в должностном регламенте (должностной инструкции) сотрудника органов внутренних дел, который утверждают соответствующие руководители.

Наряду с этим, независимо от занимаемой должности, сотрудниками органов внутренних дел выполняется определенный объем общих полномочий, которые имеют название «уличных» прав и обязанностей. Таковые полицейский приобретает только в тех случаях, когда он становится очевидцем правонарушения, которое совершается в общественном месте, либо когда о нем ему сообщается другими очевидцами. В этих ситуациях сотрудником органов внутренних дел должно быть пресечено совершаемое преступление или административное правонарушение и приняты меры для того, чтобы задержать правонарушителя, а также устранить либо нейтрализовать вредные последствия общественно опасного деяния, либо происходящего несчастного случая1. «Уличные» обязанности полицейского, по сути, те же, что были у милиционера в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о милиции.

Сотрудник органов внутренних дел независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток имеет следующие обязанности:

1) Оказание первой помощи гражданам, которые пострадали от Старилов Ю.Н. Административное право: развитие теоретических основ и модернизация законодательства. – Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. – Вып. 8 – Воронеж, 2013. – С. 28. преступления, административного правонарушения и несчастного случая, а также гражданам, которые находятся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления таковых принятие мер, направленных на спасение гражданина, предотвращение и (или) пресечение противоправного деяния, задержание лиц, которые подозреваются в его совершении, охрану места противозаконного действия и сообщение об этом в подразделение полиции. Для выполнения общеполицейских обязанностей сотрудник органов внутренних дел имеет право использовать весь арсенал правовых средств полиции.

Кроме того, существуют права, к примеру, на проведение оперативнорозыскных мероприятий, производство уголовно-процессуальных действий и т.п., которые может реализовывать лишь ограниченный круг сотрудников. Поэтому позицию законодателя по определению исчерпывающего набора «уличных» прав сотрудника органов внутренних дел следует признать правильной.

К таковым относятся права на:

1)требование от граждан и должностных лиц прекратить противоправные действия;

2)проверку у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих их личность и (или) подтверждающих их полномочия;

3)использование в случаях, не терпящих отлагательства, транспортных средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организация, а в исключительных случаях транспортных средств, принадлежащих гражданам, для того, чтобы пресечь преступления, преследовать лиц, которые совершили преступления или подозреваются в их совершении, доставить в медицинские организации граждан, которые нуждаются в срочной медицинской помощи, отбуксировать с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, проехать к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

4)требование от лиц, которые подозреваются в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей органов внутренних дел либо других правоохранительных органов, а также доставление лиц, которые подозреваются в совершении противоправного действа, в служебное помещение полиции или муниципального органа, в иное служебное помещение;

5)применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом о полиции.

Федеральным Законом «О полиции» устанавливается территориальная юрисдикция деятельности сотрудника полиция. Это означает, что им выполняются его служебные обязанности по должности и реализуются должностные права на территории обслуживаемого органа, где им проходится служба. Но этот запрет не касается общих (уличных) полномочий сотрудника полиции. За пределами юрисдикции территориального органа сотрудником органов внутренних дел выполняются обязанности в порядке, который предусматривает федеральное законодательств и нормативные правовые акты МВД России.

2.2. Ответственность сотрудника органов внутренних дел

Юридическая ответственность – это социально-правовой институт, нормы которого вносят вклад в процесс формирования основных элементов правового демократического государства, существование которого невозможно без соблюдения всеми субъектами возникающих правоотношений, установленных норм и правил.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел в большинстве своем связана с реализацией государственного принуждения в целом и юридической ответственности в частности. Причем в процессе службы им приходится соприкасаться со всеми ее проявлениями.

С одной стороны, правовой статус сотрудника органов внутренних дел позволяет применять в отношении правонарушителей меры государственного принуждения, в том числе привлекать их к административной ответственности. С другой стороны, в отношении сотрудников полиции также могут быть применены меры юридической ответственности. Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел фактически наступает за нарушения законности в их деятельности или в связи с этой деятельностью.

Ответственность сотрудника полиции выражается в применении к нему в установленном порядке мер наказания, предусмотренных законом.

Основанием для привлечения сотрудника органов внутренних дел к юридической ответственности является совершение им деяния, содержащего состав правонарушения, т.е. виновное, противоправное, общественно опасное действие или бездействие, совершенное вменяемым лицом. Следовательно, основанием ответственности для сотрудника полиции, как и для остальных граждан, является совершение правонарушения.

Правонарушение сотрудника органов внутренних дел – это его виновное действие или бездействие, которые не соответствуют требованиям нормативных актов, противоречат им. Напротив, любые действия участкового уполномоченного полиции, соответствующие требованиям закона, являются правомерными и не могут быть квалифицированы как правонарушения.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Все правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две группы: совершенные вне службы и совершенные в связи со служебной деятельностью.

За правонарушения, совершенные вне службы, сотрудники несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами. В качестве основания для привлечения к юридической ответственности, помимо правонарушения, также следует указать на закон, содержащий норму, ее устанавливающую, и правоприменительный акт в виде решения компетентного государственного органа или должностного лица.

Отсутствие процессуального основания (правоприменительного акта) свидетельствует об отсутствии решения о привлечении лица к юридической ответственности, а также об отсутствии и самого правонарушения.

В отдельных случаях деяние, возможно, и может иметь место, но в силу его относительной малозначительности, изменения обстановки или положения правонарушителя не сочтено нужным привлекать лицо к юридической ответственности. В этом случае считается, что и само правонарушение не имело места.

Классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, характеру санкций, функциям и т.д.

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел по общему правилу наступает за совершение (подготовку или покушение) преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности.

Только наличие в действиях лица состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, служит основанием возникновения уголовной ответственности.

Анализ уголовного законодательства позволяет выделить несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых участковые уполномоченные полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей несут уголовную ответственность. Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы.

Такими деяниями признаются злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст. 285-293 УК РФ).

Другую группу образуют преступления против правосудия. Это деяния, предусмотренные ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие. Уголовную ответственность влекут также общественно опасные деяния сотрудника органов внутренних дел, посягающие на конституционные права и свободы граждан (нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища и др.).

Официальное определение административного правонарушения содержится в ст. 10 КоАП РФ. Из статьи следует, что оно является, вопервых, действием или бездействием, во-вторых, противоправным, втретьих, совершенным виновно, в-четвертых, влекущим по закону именно административную ответственность. Противоправное действие и противоправное бездействие — это два возможных варианта противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физических или юридических лиц. Действие выражается в активном невыполнении обязанности, законного требования, нарушении установленного запрета.

Бездействие состоит в пассивном невыполнении обязанности, которая возложена на физическое или юридическое лицо. В отличие от преступления административное правонарушение не охарактеризовано как общественно опасное деяние, хотя его вредность констатирована их посягательством на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления. Трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности административным правонарушениям, посягающим на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, которые связаны с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и других объектов. К ним, несомненно, можно отнести и ряд экономических административных правонарушений. Эта позиция разделяется многими ученымиадминистративистами1.

Между тем по мнению некоторых авторов, отсутствие у административных правонарушений общественной опасности позволяет легко их отграничить от преступлений2.

Думается, что данная точка зрения не верна. В качестве критерия отграничения административного правонарушения от преступления может выступать лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений. Административная ответственность сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания, Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. – М., 2014. – С. 164. Братановский С.Н. Административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М., 2014. – С. 91. регламентирована ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Так, согласно ч. 1 указанной статьи за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 данной статьи, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Дисциплина – неотъемлемый элемент жизни и деятельности любой организации как объединения людей. Она направлена на обеспечение единства членов организации и достижение поставленных целей и выступает в качестве необходимого условия всякой общей работы.

Служебную дисциплину в органах внутренних дел нужно рассматривать как состояние, характеризующие претерпевать неблагоприятные последствия, возлагаемые на него непосредственным или прямым начальником с целью оказания воспитательного и превентивного воздействия. Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности сотрудника полиции.

Дисциплинарная ответственность имеет место в отношениях, основанных на подчиненности лица, совершившего дисциплинарный проступок, органу, налагающему ответственность, т.е. осуществляется данный вид ответственности через должностных лиц, обладающих властью, и заключается в наложении на него властью прямых начальников дисциплинарных взысканий.

Различают два основных вида дисциплинарной ответственности: – ответственность в соответствии с правилами внутреннего распорядка – данный вид ответственности распространяется на всех рабочих и служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем предприятия или учреждения; – ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями (в этих документах, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства).

Специальная дисциплинарная ответственность обусловлена рядом причин: во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых работниками; во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных трудовых обязанностей.

При этом следует подчеркнуть, что специальная дисциплинарная ответственность устанавливается не для всех работников и служащих, а только для тех из них, которые указаны в соответствующих уставах и положениях о дисциплине, а та же непосредственно в федеральных законах.

Сотрудники органов внутренних дел, обладая статусом государственного служащего правоохранительной службы, являются субъектами специальной дисциплинарной ответственности. Основные аспекты дисциплинарной ответственности всех категорий сотрудников полиции, порядок ее применения регламентированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Материальная ответственность — это вид юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел, под которой понимается установленная государственными органами обязанность полного или частичного погашения в форме причиненного материального ущерба государству1.

Основанием материальной ответственности сотрудников полиции является проступок, который в юридической литературе носит название Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации. Учебник для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2014. – С. 108. имущественного правонарушения, т.е. виновного, противоправного деяния военнослужащих, причинившего реальный ущерб имуществу воинской части, за совершение которого предусматривается материальная ответственность1.

Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел может быть полной и ограниченной. Материальная ответственность выполняет право-восстановительную функцию. Она наступает за служебный проступок, которым участковый уполномоченный полиции причинил вред имуществу органа внутренних дел. Материальная ответственность выражается в возмещении сотрудником причиненного им вреда (в виде денежной суммы либо равноценной вещи).

Сотрудника возможно привлечь к материальной ответственности при наличии следующих условий: имеет место ущерб; между проступком и ущербом (вредными последствиями) существует причинная связь; в действиях (бездействии) сотрудника имеется вина.

Ущерб, причиненный участковым уполномоченным полиции, проявляется в утрате или повреждении имущества, расходах, которые он должен понести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишних денежных выплатах, произведенных органом по вине сотрудника.

К имуществу относятся транспортные средства, компьютерная и иная техника, средства связи, специальная техника, оружие, специальные средства и т.д., выданные сотруднику в пользование.

От дисциплинарной материальная ответственность отличается следующим:

— размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда, Макарейко Н.В. Административное право. Учебное пособие для прикладного бакалавриата. 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2014. – С. 52.

  • виновным может быть добровольно возмещен причиненный вред полностью или частично,
  • санкцию нельзя заменить на меры общественного воздействия,
  • носит имущественный характер. Материальную ответственность участковый уполномоченный полиции несет в соответствии с нормами трудового законодательства (глава 39 «Материальная ответственность работника»).

Специального ведомственного нормативного правового акта, регулирующего вопросы привлечения участковых уполномоченных полиции к материальной ответственности, нет. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Федерального закона «О полиции» вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, ном законодательством РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел выражается в применении к нему в установленном порядке мер наказания, предусмотренных законом.

Основанием для привлечения сотрудника органов внутренних дел к юридической ответственности является совершение им деяния, содержащего состав правонарушения, т.е. виновное, противоправное, общественно опасное действие или бездействие, совершенное вменяемым лицом. Сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

2.3. Социальные гарантии сотрудникам полиции

Гарантии являются объемным социально-политическим и юридическим явлением, которое характеризуется, по меньшей мере, тремя моментами:

1) теоретическим, позволяющим раскрыть область предметных теоретических знаний относительно объекта их воздействия, выяснить практическую информацию о политике государства;

2) идеологическим, который политическая власть использует как средство пропаганды демократических идей внутри государства и за его пределами. При этом истинное состояние нрав человека и гражданина может существенно отличаться от официально декларируемых властями лозунгов и «обслуживать» национальные, возможности личности для осуществления своих прав, свобод и обязанностей1.

Система социальных гарантий сотрудника полиции состоит из: а) ежемесячного денежного вознаграждения, денежных поощрений и иных выплат, предусмотренных Федеральным законом; б) ежегодного оплачиваемого отпуска; в) медицинского, санаторно-курортного обслуживания сотрудника полиции; г) пенсионного обеспечения; д) обязательного государственного страхования; е) обязательного государственного социального страхования; ж) жилищно-бытового обеспечения; з) иных социальных гарантий.

Заработная плата сотрудника МВД состоит из должностного оклада и оклада, положенного по присвоенному званию.

Социальные гарантии полиции выражаются, в том числе, в следующих дополнительных выплатах:

1. Денежной надбавке за выслугу лет – ежемесячно в зависимости от стажа — 10-40% от суммы оклада.

2. Денежной надбавки за квалификационное звание (5-30% от суммы должностного оклада).

3. Денежной надбавки за особые условия в службе – 100% от суммы Алексеев И.А, В.А. Виноградов, С.А. Егоров и другие. Конституционное право России. Учебник для бакалавров. – М., 2013. – С. 71. должностного оклада.

4. Надбавки, начисляемой за работу с данными, отнесенными в ранг государственной тайны. Размер зависит от секретности данных и составляет до 65% от суммы должностного оклада.

5. Премиальных выплат, начисляемых из расчета трех окладов годового денежного содержания.

6. Надбавок, начисляемых за выполнение особо опасных задач, предусматривающих риск для жизни, здоровья, а также за достижения сотрудника во время службы в мирное время (до 100% от суммы должностного оклада).

7. Районных коэффициентов (служба в районах Крайнего Севера, пустынях и высокогорьях и пр.).

Если переложить это на денежное обозначение, то оклад лейтенанта сегодня равен примерно 33 тыс. руб., прибавим к нему дополнительные начисления, получается около 45 тыс. руб. при самых грубых и общих подсчетах.

Социальные гарантии сотрудников полиции включают и улучшение жилищных условий путем: − единовременной выплаты на прямую покупку или строительство собственного жилья; − строительство жилья за счет бюджетных средств (ассигнований).

Законодательством РФ предусматривается комплекс мер на случай смерти сотрудника или получения увечья во время несения службы, повлекшего инвалидность, в том числе. Социальные гарантии сотрудников полиции, суммы компенсаций при получении увечья, инвалидности, а также нормы санаторно-курортного или медицинского обеспечения подробно описаны в Законе.

Таким образом, социальные гарантии деятельности сотрудника полиции выражаются в социальном обеспечении сотрудника полиции, целью которого является разумное и оптимальное удовлетворение его личных интересов, которые не должны ущемляться из-за осуществления им правоохранительной деятельности

2.4 Анализ правоприменительной практики

В последние годы было достаточно много судебных разбирательств, а также судебных дел, определяющих ключевые вопросы применения законодательства, регламентирующего правовой статус сотрудников полиции.

Анализ судебной практики позволил сделать вывод, что судами достаточно часто рассматриваются споры, связанные со службой в органах внутренних дел.

Согласно статистике исковые требования, связанные с признанием увольнения незаконным и восстановлением на службе, рассматривались судами чаще других. З. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, в котором, с учетом уточнений, просил признать недействительным решение аттестационной комиссии ГУ МВД от 26.07.2011 года в отношении З., признать незаконным и отменить приказ ГУ МВД от 19.10.2011 года об увольнении из органов внутренних дел по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов), восстановить его в ранее занимаемой должности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 20.10.2011 года по день вынесения решения суда и компенсацию морального вреда.

Аналогичные решения суды принимали и при рассмотрении некоторых других дел, связанных с признанием увольнения незаконным и восстановлением на службе1.

Нередкими являются споры об оплате труда сотрудников полиции. Так, Д.А. Чащин обратился в суд с исковым заявлением к отделу МВД России по Петровскому району ГУ МВД России по Ставропольскому краю о взыскании Апелляционное определение Хабаровского областного суда от 12.09.2014 по делу № 335797// СПС КонсультантПлюс; Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 10 декабря 2014 г. по делу № 33-1008; Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 22.05.2015 по делу № 33-1663/2015// СПС КонсультантПлюс. задолженности по оплате за работу сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени. При увольнении ему произведен расчет в неполном объёме. В соответствии с установленным графиком работы он осуществлял дежурство как оперативный дежурный дежурной части отдела МВД России по Петровскому району посуточно с двумя выходными днями. Однако в период выходных дней он привлекался к выполнению работы в качестве оперативного дежурного ОМВД по Петровскому району.

Он систематически привлекался к выполнению работы в выходные дни. Указанные обстоятельства могут быть подтверждены табелями учета прохождения службы в должности оперативного дежурного ОМВД по Петровскому району. При увольнении со службы ему не произвели оплату за 1018 часов, за работу сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени1.

Вопросы ответственности сотрудников полиции также зачастую становятся предметом судебных разбирательств. Анализ рассмотренных судом уголовных дел позволяет сделать вывод, что практически большинство сотрудников привлекаются к уголовной ответственности за превышение своих должностных полномочий (по ст. 285 УК РФ – 4 лица, по ст. 286 УК РФ – 20 лиц).

Данную ситуацию хорошо иллюстрируют следующие примеры.

1. Сотрудники полиции А. и Р. осуждены по ст. 285 УК РФ за участие в похищении Х., который был ими задержан, помещен в машину Р. И доставлен к месту, где удерживался незаконно. Таким образом, А. и Р., которые являются представителями власти, использовали служебные полномочия и существенно нарушили права Х., получив за это денежное вознаграждение. Тем самым, как сказано в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ, они причинили существенный Решение Петровского районного суда Ставропольского края от 30.06.2016 по делу № 2482// СПС Консультант Плюс. вред авторитету правоохранительных органов и интересам государства1.

2. М. работал в должности следователя по особо важным делам Следственного комитета при МВД России, т.е. его можно определять, как должностное лицо и представитель власти. Он был признан виновным в совершении действий, которые выходят за пределы его полномочий, имевших следствием существенное нарушение прав и законных интересов граждан и интересов общества и государства, которые охраняются законом.

М., руководствуясь ложно понятыми интересами службы, провел обыски в квартирах нескольких граждан без санкций прокурора, не имея на это оснований2.

Как видно, в обоих случаях сотрудниками совершены действия, которые относятся к их должностным полномочиям, но, не имея предусмотренных законом оснований для их (этих полномочий) реализации.

Эти действия имели следствием указанные как в ст. 285 УК РФ, так и в ст. 286 УК РФ общественно опасные последствия в виде существенного Злоупотребление полномочиями – это одно из самых преобладающих преступлений должностных лиц против интересов как граждан, так и организаций. При этом многие пострадавшие от данного преступления используют своё право на отказ от уголовного преследования обидчика. Но бывает и так, что при обращении пострадавших в правоохранительные органы, последние необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела. Рассмотрим практические и теоретические нюансы данного преступления. Согласно данным официальной статистики в 2016 г. в России зарегистрировано 1 026 преступлений, регламентированных ст. 201–203 УК РФ. Доля преступлений указанного вида представляется незначительной в общем перечне зарегистрированной преступности (0,046 %).

В судебной практике встречаются и гражданские дела с участием Определение Верховного Суда РФ от 18 марта 2014 г. № 78-О03-221 (Дата обращения: 03.05.2018) // СПС «КонсультантПлюс». Определение Верховного Суда РФ от 10 августа 2012 г. № 5-О04-34(Дата обращения: 03.05.2018) // СПС «КонсультантПлюс». сотрудников органов внутренних дел. Примером может служить решение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда, которая установила:

Курманов Н.Ф. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и понуждении к постановке на указанный учет.

По предоставленным данным Курманов Н.Ф. работал на момент с 2001 по 2013 г. в ГУ МВД, где дослужился до звания ***. В 2002 подал заявление на социальную выплату для улучшения жилищных условий, поскольку проживает с женой, матерью и ребенком в комнате в общежитии, площадью 42 кв. м.

Представителем ЖБК был вынесен отказ, поскольку Курманов в 2007 г. продал комнату, чем специально поставил себя в худшие условия для получения выплаты. Истец не соглашается с данными претензиями, объясняя тем, что продал комнату в общежитии, для покупки ¼ доли в 1 к. квартире своей сестры, где сейчас и проживает с матерью, женой и 2 детьми.

Как установлено судом, Курманов Н.Ф. с семьей из 4-х человек по договору найма проживает в квартире, которая принадлежит на праве собственности его сестре Х.Н.Ф. Наличие у сына Курманова Н.Ф. 1/4 доли в праве на квартиру на нуждаемость семьи Курмановых не повлияло, заключение договора дарения доли вместо договора купли-продажи правового значения не имеет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отчуждение Курмановым Н.Ф. комнаты в коммунальной квартире повлекло ухудшение его жилищных условий и как следствие увеличит расходные обязательства государства по единовременной социальной выплате, также для разрешения данного спора значения не имеют.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, решение суда отмене не подлежит.1

Таким образом, говоря о сущности личностных и профессиональных качествах сотрудников органов внутренних дел, необходимо отметить, что между людьми могут быть настолько значительные психологические различия, что некоторым сотрудникам, несмотря на наличие достаточного здоровья, и активного стремления овладеть определенной деятельностью, фактически очень тяжело освоить необходимый минимум профессионального мастерства.

Основным элементом административно-правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности, которые могут быть общими и специальными или должностными. Общие полномочия сотрудника органов внутренних дел являются его правами и обязанностями как гражданина РФ и как государственного служащего. Специальные полномочия являются правами и обязанностями, которые сотрудником органов внутренних дел выполняются по должности.

Социальные гарантии деятельности сотрудника органов внутренних дел выражаются в социальном обеспечении сотрудника полиции, целью которого является разумное и оптимальное удовлетворение его личных интересов, которые не должны ущемляться из-за осуществления им правоохранительной деятельности.

Следует сказать, что социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел, защищаемые российским законодательством выражаются в материальном социальном обеспечении и удовлетворении личных интересов. Апелляционное определение Челябинского областного суда по делу от 07.02.2014 № 111517/2014 // (Дата обращения: 29.05.2018)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Уникальность полиции среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. Можно сказать, что полиция является самым «правоохранительным» полифункциональным органом. Соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в ​​домах и квартирах самих граждан зависят от работы сотрудников органов внутренних дел. По количеству выполняемых государством социально значимых функций, по степени проникновения во все слои общества с полицией могут сравниться только больницы и школы. Традиционно основной массой населения, полиция воспринимается как главная правоохранительная сила государства.

Правовая защита – есть деятельность государства и общественных объединений, должностных лиц органов внутренних дел и самого сотрудника по созданию юридических условий, способствующих недопущению ущемления его прав, а в случае нарушения последних, их восстановления.

Установленная нормативными актами и осуществляемая органами власти и должностными лицами, правовая защита должна обеспечить правовую защищенность сотрудника. Правовая защищенность – это высокий уровень защиты сотрудника законом, который характеризуется предоставлением ему широких общечеловеческих и специальных прав и наличием эффективного механизма (сил, способов, средств) его правовой защиты.

На практике нередко речь идет о правовой и социальной защите сотрудников одновременно. И поэтому в повседневную деловую разговорную и официальную речь вошел термин «социально-правовая защита» как синтез двух равнозначных понятий.

Под социально-правовой защитой обычно понимают властную и управленческую деятельность компетентных органов по созданию условий для реализации сотрудником своих прав как государственного служащего экономическими и организационно-юридическими средствами.

Следствием социально-правовой защиты является социально-правовая защищенность. Она есть состояние обеспеченности сотрудника основными правами и надежным механизмом их реализации, результат действия которых выражается в высоком уровне его благосостояния, в правовой комфортности и личной безопасности.

Какие же факторы общественной жизни и правоохранительной деятельности вызвали к жизни необходимость правовой защиты сотрудников органов внутренних дел и обуславливают ее возрастание в современных условиях?

К числу таких факторов необходимо отнести следующие:

Во-первых. Действующее законодательство не позволяло и не позволяет достаточно эффективно решать вопросы правовой защиты сотрудника. Наблюдается тенденция к необоснованному смягчению государственно-правовой реакции на противоправные действия против сотрудников, и особенно, в отношении сотрудников полиции.

Во-вторых. Система правовой защиты личного состава, существующая сегодня, неадекватна росту и характеру преступности. В такой ситуации ежегодно погибают более тысячи сотрудников, 2500 становятся инвалидами, до 50 человек пропадают без вести. (Для сравнения необходимо отметить такой факт: с 1988 по 1992 годы в Российской Федерации погиб только 891 сотрудник).

В-третьих. Имеет место проблема доказывания сотрудником виновности правонарушителя, существование которой снижает порог защиты. Свидетельская база сотрудников полиции не является определяющей при рассмотрении дел и требуются дополнительные источники информации (свидетели, очевидцы и т.д.), которых в данной обстановке нет. Другое дело в Венгрии. Там показания полицейского, суд приравнивает к показаниям трех граждан.

В-четвертых. Об отсутствии надлежащей правовой защиты сотрудника и необходимости ее усиления говорят огромный объем работы, лежащий на их плечах, ежедневный риск жизнью и здоровьем, отсутствие возможности одеть, накормить, обеспечить жильем свою семью, опасность потерять свою семью или вообще ее не завести.

В-пятых. В настоящее время пока отсутствуют нормы, отражающие процедуру разрешения неправомерных действий вышестоящих ведомственных начальников и их юридическую ответственность.

Эти и некоторые другие факторы обязывают общество и государство постоянно заниматься совершенствованием системы правовой защиты сотрудников органов внутренних дел с тем, чтобы обеспечить их относительно полную правовую защищенность.

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел — это его правовое положение в структуре государственного аппарата Российской Федерации, урегулированное нормами права в сфере охраны и обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека. Ядро правового статуса сотрудника полиции составляют его права и обязанности.

Личность сотрудника органов внутренних дел обладает индивидуальными, социальными, психофизиологическими и другими качествами, проявляющимися в её ценностных ориентациях и поступках 1. Являясь субъектом правоохранительной деятельности, представителем власти, сотрудник органов внутренних дел имеет возможность влиять на многие процессы в обществе, и, прежде всего, на законодательную и правоохранительную власть, что предъявляет к нему повышенные требования. Андрианов А. С. Личностные и профессиональные качества сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации. Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 января. 2016 г.) – Чебоксары., 2016. – № 1 (8).

– С. 99.

Для сотрудника органов внутренних дел обязательно наличие трех признаков:

1) гражданство РФ.

2) принадлежности к кадрам полиции;

3) наличия специального звания рядового или начальствующего состава полиции.

Помимо вышеуказанных требований, к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются также высокие личностные и профессиональные требования.

Говоря о сущности личностных и профессиональных качествах сотрудников органов внутренних дел, необходимо отметить, что между людьми могут быть настолько значительные психологические различия, что некоторым сотрудникам, несмотря на наличие достаточного здоровья, и активного стремления овладеть определенной деятельностью, фактически очень тяжело освоить необходимый минимум профессионального мастерства.

Основным элементом административно-правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности, которые могут быть общими и специальными или должностными. Общие полномочия сотрудника органов внутренних дел являются его правами и обязанностями как гражданина РФ и как государственного служащего. Специальные полномочия являются правами и обязанностями, которые сотрудником органов внутренних дел выполняются по должности.

Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации.

Социальные гарантии деятельности сотрудника органов внутренних дел выражаются в социальном обеспечении сотрудника полиции, целью которого является разумное и оптимальное удовлетворение его личных интересов, которые не должны ущемляться из-за осуществления им правоохранительной деятельности.

Принятый Федеральный закон «О полиции» – значительный шаг по пути унификации деятельности полиции. Необходимо разработать кодифицированный федеральный закон, специально регламентирующий деятельность полиции.

Представляется необходимым сделать это в форме Кодекса Полиции, который объединит нормы Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законодательным решением в значительной мере сократится подзаконное нормативное правовое регулирование и повысит качество правовой основы деятельности полиции. При этом следует минимизировать подзаконное нормативное регулирование (прежде всего, сократить число бланкетных норм).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/administrativno-pravovoy-status-sotrudnika-politsii/