Глава 1. Теоретические основы экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения
1.1 Понятие экспертиза образовательного процесса дошкольного учреждения
Экспертная деятельность — это особый тип исследовательской деятельности, направленный на получение от субъекта деятельности информации об изучаемом объекте, которая затем обобщается, анализируется и оценивается.
В общем виде цель экспертной деятельности определяется как изучение и оценка объекта. Однако цель конкретизируется в зависимости от предмета экспертной деятельности.
В своей дипломной работе я уделяю внимание такому виду экспертной деятельности как педагогическая экспертиза и ее предмету — образовательному процессу дошкольного учреждения. Характеристика данного понятия будет проводиться мной в связи с рассмотрением сущности педагогической экспертизы и образовательного процесса ДОУ.
Педагогическая экспертиза на современном этапе активно исследуется и применяется в сфере образования.
В толковом словаре С.И.Ожегова экспертиза определяется как рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения, а оценка — как установление качества, степени, уровня чего-нибудь.¹
Итак, педагогическая экспертиза — это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности.
Несмотря на существование различных подходов к характеристике понятия «экспертиза», неизменным остается то, что в процедуре экспертизы необходимо участие специалиста — эксперта. Эксперт выступает субъектом педагогической экспертизы.
¹ Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов ; Рос. АН, Ин-т рус. яз. ; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Азъ, 1995. — 907 с.
Эксперт — это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку.
Исследование назначения и производства экспертизы в уголовном процессе
... судебных экспертиз по уголовным делам в экспертных учреждениях // Адвокат. - 2006. - № 11. - С. 44-46. 43. Хазиев Ш.Н.. Судебная экспертиза и другие формы применения специальных знаний в международном уголовном процессе // ... Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2291; СЗ РФ. - ...
Эффективность экспертизы во многом зависит от выбора эксперта. По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей: стаж работы, образование, возраст, компетентность, креативность и т.д.
Для проведения экспертизы дошкольного учреждения целесообразно использовать следующий алгоритм.
I этап: Подготовительный
1.1 Проведение экспертизы осуществляется на основании приказа отдела, управления образования
1.1.1. Приказом определяется:
- дошкольное учебное заведение, в котором будет проводиться экспертиза образовательного процесса;
- сроки проведения экспертизы;
- состав экспертной группы;
- формы и сроки подведения итогов экспертного оценивания.
1.2. В состав экспертной группы, как правило, включаются
- начальник отдела, управления образования (руководитель экспертной группы);
- специалисты отдела, управления образования;
- методист районного, городского методического кабинета (центра), отвечающий за функционирование психологической службы;
- практические психологи дошкольных учебных заведений, имеющие квалификационные категории «Специалист I квалификационной категории», «Специалист высшей квалификационной категории».
II этап: Разработка инструментария
При разработке инструментария необходимо:
2.1. Адаптировать базовый протокол экспертизы дошкольного учреждения.
2.2. Разработать алгоритм изучения ведения обязательной документации практическими психологами дошкольных учебных заведений.
III этап: Проведение экспертизы
3.1. Провести экспертизу деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Экспертное оценивание проводится в учебных заведениях, как правило, в сентябре-октябре текущего года.
В дальнейшем экспертизу деятельности ДОУ целесообразно проводить в ходе государственной аттестации дошкольного учебного заведения.
IV этап: Анализ результатов экспертизы
4.1. Обобщить полученную информацию.
4.2. Определить как позитивные, так и негативные факторы влияния на качество образовательного процесса в целом.
4.3. Оценить полученные результаты, подготовить отчеты, рекомендации, корректирующие деятельность дошкольного учреждения, планы мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения экспертного оценивания.
4.4. Обсудить итоги экспертного оценивания деятельности дошкольного учреждения на заседании коллегии отдела, управления образования, совещании руководителей учебных заведений.²
² Усова, Е. С. Психологические основания экспертизы и аттестации в системе образования : дис. . канд. психол. наук / Е. С. Усова. М., 2010. -158 с.
1.2 Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655.
Общественно-профессиональная экспертиза программ высшего образования
... экспертизы программ высшего образования в рамках деятельности некоммерческих аккредитационных организаций и объединений/ агентств. Несмотря на это профессионально-общественные организации, занимающиеся экспертизой программ, ... программе подготовлены к работе по полученной специальности. Bместе с тем, такие ученные как О.Е. Лебедев, А.А. Седельников, А.Н. Поздняков и др. рассматривают экспертизу ...
В указанном документе устанавливаются нормы и положения, обязательные при реализации Общеобразовательной программы, в части определения ее структуры, а также соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Общеобразовательная программа создается, утверждается и реализуется в каждом образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и осуществляющем образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Она определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Документ предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в учреждениях всех типов и видов, осуществляющих образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Содержание Общеобразовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Разработка Общеобразовательной программы связана с проектировочной, аналитической, экспертной деятельностью творческих групп на основе конкретных нормативных документов.
1.3 Подготовка и проведение экспертизы современных программ дошкольного образования
Большинство современных образовательных программ снабжено методическими рекомендациями и практическими материалами по организации диагностической работы по выявлению успешности освоения детьми содержания программы. Изучению подвергаются сформированные у детей знания, практические умения и навыки в разных видах деятельности; предлагается ранжирование детей по разным уровням освоения содержания программы (как правило, низкий, средний, высокий уровни).
Однако это является явно недостаточным для оценивания развивающего потенциала образовательной программы. Необходимо предусмотреть выявление значения программы на развитие индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических возможностей развития детей, на формирование у них функциональной и социальной готовности к обучению в начальной школе.
Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному освоению знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.
Если говорить об оценке информационно-методического обеспечения программы, то анализ современных образовательных программ осуществляется специалистами в области дошкольного образования, психологами, педагогами, руководителями системы образования на субъективной основе (по принципу «нравится — не нравится», «хорошо-плохо»).
Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста
... работе. Цель курсовой работы: выявить закономерности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе становления личности. Объект: процесс развития почерка человека. Предмет: особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При ...
Однако в любой образовательной программе есть свои сильные и слабые стороны, свои положительные и спорные моменты. В связи с этим необходимо разрабатывать и вводить методики объективной оценки образовательных программ, которые предполагают их количественную оценку с помощью методов математической статистики и возможность качественной интерпретации анализа разных аспектов программы.
Одним из возможных инновационных подходов оценки программ образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста является заполнение Карты экспертной оценки программы дошкольного образования, которая содержит следующие разделы:
I. Нормативно-правовые требования
1. Соответствие программы Закону Российской Федерации «Об Образовании» от 10.07.92 N 3266-I (ред. от 18.07.2011)
2. Соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»