Право пользования водными ресурсами

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе.

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.

Задача человечества заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. В противном случае неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или, как нередко сейчас говорят, экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека).

Природа не признает шуток с ней, она всегда права, ошибки и заблуждения исходят от людей.

Воды как часть окружающей природной среды — незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечивает естественные условия жизни на планете, существование животного и растительного мира, являются основой жизнедеятельности людей, экономического, социального и экологического благополучия общества.

Воды представляют собой возобновимый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, поэтому экологическое законодательство регулирует их рациональное использование и всестороннюю охрану.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами — первостепенная задача человечества. Вторая задача состоит в том, чтобы внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать. Все — экономика, право, наука и техника, образование и воспитание — должно быть проникнуто экологическим духом, духом разумного использования природных ресурсов, к которым относятся также водные ресурсы.

Предмет исследования — право пользования водными ресурсами. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе возникновения, изменения и прекращения права пользования водными ресурсами.

9 стр., 4342 слов

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина ...

... именно они стали главной целью функционирования власти и существования общества.1 Институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина занимает особое место в системе отрасли конституционного права РФ. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ, что ...

Цель данной курсовой работы состоит во всестороннем изучении права пользования водными ресурсами, выявлении особенностей его изменения и развития. В рамках данного направления предполагается решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие права собственности водными ресурсами;
  • рассмотреть основные виды права пользования водными ресурсами;
  • определить цели права пользования водными ресурсами;
  • изучить применение договоров водопользования;
  • исследовать решение о предоставлении водных объектов в пользование;
  • выявить порядок прекращения права пользования водными объектами.

В качестве теоретической основы данной курсовой работы использованы нормативно-правовые акты, справочно-методическая литература, периодическая литература и труды таких ученых юристов как: Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Крассов О.И., Кузьмин В.Н., Сиваков Д.О., Мазуров А.В., Лапина М.А. и др.

При написании работы применялся метод диалектического познания, частно-научные методы, метод анализа и комплексное исследование текущего законодательства в области водопользования.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых раскрывает тот или иной аспект поставленной темы, заключения и списка использованных источников и литературы. В конце работы, в заключении, подводятся итоги рассмотренной темы, делаются основные выводы.

1. Общая характеристика права пользования водными ресурсами

1.1 Понятие права пользования водными ресурсами

Водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. В более широком смысле — во́ды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии и их распределение на Земле. Водные ресурсы — это все воды гидросферы, то есть воды рек, озёр, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, вода (льды) горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы. Общий объем (единовременный запас) водных ресурсов составляет 1390 млн.куб.км, из них около 1340 млн.куб.км — воды Мирового океана. Менее 3 % составляют пресные воды, из них технически доступны для использования — всего 0,3 %. В основу понятия «право пользования водными ресурсами» заложено понятие «водопользование».

Согласно ст. 1 ВК использование водных объектов (водопользование) представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. В качестве примеров водопользования можно привести разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д.

Водное законодательство признает в качестве водопользования не все случаи использования воды. Законодательство различает понятия «вода» и «воды». «Вода» — химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. «Воды» — вся вода, находящаяся в водных объектах, т.е. в естественном природном состоянии на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах. В отличие от понятия «воды», понятие «вода» представляет собой изъятое из природной среды вещество, не находящееся в водном объекте. Вода может находиться в резервуаре, каких-либо иных емкостях, водопроводных трубах, разлита в бутылки и т.п.

18 стр., 8646 слов

Правовой режим водопользования в Республике Казахстан

... Казахстан, информацию о состоянии водных объектов для осуществления водохозяйственной деятельности; проверять качество и количество предоставляемой воды; защищать свои права на водопользование; на возмещение вреда, причиненного нарушениями прав, в том числе прав на получение воды в ...

Статья 4 ВК прямо предусматривает, что имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным Кодексом. Что же касается отношений по поводу «вод», находящихся в природной среде, в водных объектах, то такие отношения регулируются водным законодательством и рассматриваются в качестве водопользования.

Правовое оформление водопользования нужно для того, чтобы регулировать отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Таким образом, право пользования водными ресурсами — пользование гражданами и юридическими лицами (водопользователями) водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, на основании договоров водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

1.2 Виды права пользования водными ресурсами

Водный кодекс в ст. 38 определяет виды водопользования.

  • Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:
  • совместное водопользование;
  • обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

  • По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:
  • водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;
  • водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;
  • водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Виды водопользования, закрепленные в данной статье, разделяют водопользователей по совершенно иным критериям, нежели виды водопользования, которые были установлены в ст. 86 — 88 ВК РФ 1995 г. Следует отметить, что данные виды водопользования не являются новыми для российского водного законодательства и были закреплены положениями ст. 23 Водного кодекса РСФСР 1972 г., в котором помимо выделения видов целевого использования водных объектов (для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных и общественных надобностей) одновременно осуществлялось деление видов водопользования на общее и специальное (по аналогичным с ВК РФ 1995 г. критериям), на первичное и вторичное, а также на совместное и обособленное водопользование.

3 стр., 1210 слов

Водопользование и охрана окружающей среды

... использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности. Общее водопользование на обособленных водных объектах, ...

Упразднение деления водопользования на общее, специальное и особое можно объяснить упразднением системы лицензирования, которое осуществлялось в отношении специального водопользования. При этом в ст. 86 ВК РФ 1995 г. при разграничении общего и специального водопользования, т.е. случаев, когда требовалось или не требовалось получение лицензии, был использован весьма относительный критерий — применение сооружений, технических средств и устройств. Использование данного критерия не всегда позволяло должным образом определить случаи, в которых водопользователи обязаны были получать лицензию на водопользование.