С целью обеспечения защиты прав и законных интересов задержанных закон предусматривает подпись задержанного, а также возможность дачи им письменного собственноручного объяснения по поводу задержания. На оборотной стороне протокола содержатся также отметки о сообщении прокурору и об уведомлении родственников задержанного.
В случае если подозреваемый отказывается от подписи, то об этом делается отметка в протоколе задержания, а подозреваемому предоставляется возможность занести в протокол письменное объяснение относительно причины отказа от подписи. Иногда в этих случаях выносится поручение. Однако поскольку в целях обеспечения единообразия составления такого рода процессуальных документов для них более предпочтительна форма постановления с указанием в резолютивной части органа, которому поручено его исполнение.
Чаше всего задержание на основании постановления производится дежурным органа внутренних дел. В отдельных регионах широко применяется задержание оперативными дежурными и в других случаях, однако такая практика нежелательна. Задержание, производимое лицом, которому поручено расследование, как правило, более продумано и обосновано. Кальницкий В.В. Следственные действия. — Омск, 2001. С. 112-122.
2.2 Сроки задержания
Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления его в орган дознания или к следователю, а если задержание производится на основании поручения о задержании, вынесенного органом дознания или следователем — то с момента фактического его задержания.
Законом предусмотрено отражение в протоколе задержания времени и места задержания, а также времени составления протокола. В первом случае имеется в виду указание времени и места фактического ограничения свободы лица («поимки», «захвата»), а не момента принятия решения о его задержании. Если задержание лица производятся на основании поручения о задержании, вынесенный органом дознания или следователем, то срок задержания исчисляется с момента фактического задержания данного лица. Соблюдение этого предписания об исчислении срока требует, естественно, чтобы в протоколе было отражено время фактического ограничения свободы задержанного.
По смыслу рассматриваемой нормы Закона аналогично должен исчисляться срок задержания и тогда, когда определенное лицо задерживается по постановлению либо письменному указанию следователя или прокурора. Во всех остальных случаях срок задержания исчисляется с момента доставления лица в орган дознания или к следователю. Обычно это бывает, когда лицо доставляют в милицию в связи с только что совершенным им правонарушением (до возбуждения уголовного дела).
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление ...
... при задержании лица, совершившего преступление; 7) выявить проблемы разграничения причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, со смежными институтами; 8) Предложить пути совершенствования института причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Объектом исследования, Предметом исследования, Методы исследования., Теоретическая значимость работы, Практическая ...
Следует иметь в виду, что срок задержания исчисляется именно с момента доставления лица, хотя возбуждение дела и составление протокола задержания производятся позднее. Отсюда понятно, какое значение имеет фиксация времени доставления задержанного в милицию.
Выше уже отмечалось, что доставление в орган дознания или к следователю, если оно не произведено по предварительному указанию уполномоченного на то лица (в форме постановления или письменного указания), не является актом уголовно-процессуального задержания и осуществляется в общественном порядке (гражданами), либо в административном (работниками милиции и иных государственных органов).
Именно этим и объясняется то, что срок задержания исчисляется с момента доставления лица в орган дознания или к следователю. Только они правомочны придать задержанию процессуальный характер, т. е. решать вопрос о возбуждении уголовного дела и задержании на основании уголовно-процессуального закона. Исчисление срока задержания с момента доставления в орган дознания или к следователю соответствует законным интересам задержанного и содействует обеспечению быстрого решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, тщательной и своевременной проверке вопроса о необходимости и целесообразности дальнейшего ограничения свободы доставленного лица.
При определении начала течения срока задержания следует руководствоваться тем, что в протоколе задержания отмечается время задержания с указанием часа и минуты задержания. По закону не принимается в расчет тот час, которым начинается течение срока.
Изучение практики показало, что около пятидесяти процентов задержаний производится в день возбуждения уголовного дела, когда само возбуждение дела связано с доставлением лица, заподозренного в совершении преступления, в милицию. В таких случаях в протоколе задержания должно быть зафиксировано время доставления лица в милицию. После принятия решения о задержании доставленного срок задержания следует исчислять именно с момента доставления лица, а не со времени составления протокола.
Закон не устанавливает общего (единого) срока задержания. Однако из требований закона следует, что продолжительность задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, не может превышать сорока восьми часов. В течение двенадцати часов орган дознания или следователь обязан сделать письменное сообщение прокурору, а он обязан проверить законность задержания лица в качестве подозреваемого.
В сообщении прокурору должно быть указано время задержания подозреваемого в часах и минутах. Оно определяется соответственно моменту, с которого исчисляется срок задержания. Именно с этого момента наступает течение срока (двенадцать часов), предоставленного законом для письменного сообщения прокурору. По смыслу закона в данный срок должно быть обеспечено не только направление, но и фактическое вручение этого сообщения прокурору (поступление его в прокуратуру).
Привлечение лица в качестве обвиняемого
... защитника и т.д. Весьма важным является момент привлечения лица в качестве обвиняемого. Закон не устанавливает по объективным причинам специально срока привлечения лица в качестве обвиняемого. Этот момент определяется органом дознания, следователем, исходя из особенностей конкретного ...
Промедление с подобным извещением, как уже отмечалось выше, является нарушением требований закона. Оно не влечет за собой продление максимально возможного срока задержания.
Поскольку в каждом конкретном случае срок задержания включает в себя, во-первых, время, фактически прошедшее с момента задержания лица до сообщения об этом прокурору, и, во-вторых, время, предоставленное прокурору для проверки законности задержания, то для правильного исчисления общего допустимого срока задержания необходимо точно фиксировать день и час сообщения прокурору о произведенном задержании.
Необходимость проверки личности задержанного не является основанием для промедления с сообщением о его задержании. Такое сообщение не может ставиться в зависимость от последующего выяснения обстоятельств дела и производства неотложных следственных действий.
Надзор за исполнением сроков содержания задержанных по подозрению в совершении преступлений администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу осуществляют органы прокуратуры.
2.3 Порядок задержания обвиняемого, объявленного в розыск
Задержание обвиняемого — это новая мера процессуального принуждения, которая должна иметь свои основания и порядок применения, ибо случаи задержания лица по подозрению в совершении преступления обязаны разниться со случаями задержания подозреваемого, обвиняемого, объявленного в розыск.
Розыск представляет собой подготовительную к предварительному следствию деятельность органов обвинения. Добытые этим путем сведения и указания не имеют значения судебных доказательств. Розыск не связан судебными формами, и потому может быть вверен лицам, не принадлежащим к судебному ведомству. В обвинительном процессе первоначальное собирание доказательств по уголовному делу возлагается на обвинителя. Михайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. — М., 1996. С. 18-20.
Согласно статье 210 УПК РФ, если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.
Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном Главой 12 УПК РФ.
При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 УПК РФ, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М., 2004.
2.4 Условия и порядок содержания подозреваемых, находящихся под стражей
Заключение под стражу (арест) — самая строгая мера пресечения, состоящая в изоляции лица от общества и помещении его в место содержания под стражей. Заключение под стражу относится к мерам государственного принуждения, которые в наибольшей степени ограничивают права и свободы граждан, включая право на свободу и личную неприкосновенность. Мера пресечения может быть избрана по возбужденному уголовному делу, применяется только к обвиняемому, в исключительных случаях может применяться к подозреваемому.
Избрание заключения под стражу в качестве меры пресечения должно соответствовать ряду условий. Необходимо наличие установленных в ст. 97 УПК оснований применения мер пресечения.
«Заключение под стражу как мера пресечения в уголовном процессе» ...
... УПК РФ). Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, состоящая в изоляции обвиняемого (подозреваемого) от общества путем помещения егов место предварительного заключения, то есть временное лишение его свободы8. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по ...
Должны учитываться тяжесть совершенного преступления и иные обстоятельства, предусмотренные ст. 99 УПК.
Заключение под стражу избирается тогда, когда иные меры пресечения не могут обеспечить надлежащее участие обвиняемого (подозреваемого) в расследовании уголовного дела и судопроизводстве, когда невозможно применение иной, более мягкой меры пресечения. Об этом свидетельствуют нарушения ранее избранных мер пресечения, наличие рецидива, отсутствие постоянного места жительства и т.д.
Если лишение свободы в качестве наказания за совершение данного преступления не предусмотрено, то избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу невозможно.
Мера пресечения — заключение под стражу избирается по судебному решению. Для получения судебного решения необходимо обращение в суд с ходатайством об избрании указанной меры пресечения. С ходатайством в суд об избрании данной меры пресечения вправе обратиться: 1) прокурор (до 8 сентября 2007 г.); 2) дознаватель, следователь. Дознаватель и (следователь до 8 сентября 2007 г.) должны предварительно получить письменное согласие прокурора на обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого).
Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с решением прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения. Вышестоящий прокурор либо отменяет указание нижестоящего, либо поручает дело другому следователю (ст. 38 УПК).
Горобец В. Принятие судебных решений о заключении под стражу // Российская юстиция. 2002. N 6. С. 23. Это положение действует до 8 сентября 2007 г.
Составляется постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (прил. 101 к ст. 476 УПК).
К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства: постановление о возбуждении уголовного дела; протокол задержания; постановление о привлечении в качестве обвиняемого; протоколы следственных действий, подтверждающих совершение преступления данным лицом; материалы, подтверждающие основания применения меры пресечения; сведения о личности подозреваемого или обвиняемого. Материалы должны представляться в суд в копиях, т.к. уголовное дело находится в производстве следователя (дознавателя) и в производство суда не передается. Представленные в суд материалы остаются в суде.
Если ходатайство возбуждается в отношении обвиняемого или в отношении подозреваемого, не находящегося под стражей, то дознаватель, следователь должны обеспечить явку лица в суд.
В заседании участвуют: 1) подозреваемый или обвиняемый; 2) защитник, если он участвует в деле; 3) прокурор; 4) законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого; 5) следователь или дознаватель. Сторонами следует считать: 1) сторону обвинения, на которой выступает прокурор, следователь, дознаватель; 2) сторону защиты, на которой выступает обвиняемый (подозреваемый), защитник, законный представитель. В отсутствие обвиняемого ходатайство не рассматривается. Заседание должно быть отложено до явки обвиняемого. Неявка без уважительных причин прочих участников, включая подозреваемого, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не препятствует рассмотрению ходатайства. Участие потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей в судебном заседании не предусмотрено.
Правовое регулирование заключения под стражу в качестве меры пресечения
... личности подозреваемого, обвиняемого, а также дополнительные данные, позволяющие оценить его поведение и принять законное и обоснованное решение об избрании, отмене или изменении меры пресечения. Поскольку заключение под стражу и содержание под стражей связаны ...
Заседание носит закрытый характер, что обусловлено соблюдением тайны предварительного расследования. Порядок заседания следующий: 1) в начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности; 2) прокурор либо по его поручению следователь или дознаватель, возбудивший ходатайство, обосновывает его; 3) заслушивается обвиняемый (подозреваемый); 4) при необходимости заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. В заседании ведется протокол.
Пределы полномочий судьи ограничены разрешением ходатайства о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу. Судья не проводит непосредственное исследование доказательств и не рассматривает дело по существу. Свидетели не вызываются и не допрашиваются. Судья рассматривает обстоятельства дела, на которых основано ходатайство о заключении под стражу, и выносит одно из постановлений: 1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (прил. 1 к ст. 477 УПК); 2) об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (прил. 2 к ст. 477 УПК); постановление о продлении срока задержания (прил. 1 к ст. 477 УПК).
Постановление выносится в зале заседания немедленно после рассмотрения дела. Отказывая в удовлетворении ходатайства, судья вправе в том же постановлении избрать мерой пресечения залог или домашний арест.
Постановление судьи вручается или направляется следователю (дознавателю), возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому).
Постановление судьи подлежит немедленному исполнению: 1) в случае удовлетворения ходатайства обвиняемый, а также подозреваемый, который не был задержан до рассмотрения дела судом, должен быть взят под стражу в зале суда; 2) в случае отказа в удовлетворении ходатайства подозреваемый, который задерживался до рассмотрения дела судом, освобождается из-под стражи в зале суда. Обжалование не приостанавливает исполнение постановления.
На судебных стадиях производства по делу суд может избрать заключение под стражу в качестве меры пресечения подсудимому по ходатайству стороны обвинения или по собственной инициативе. Основания для избрания этой меры пресечения в суде те же, что и на досудебных стадиях процесса. Дополнительным основанием является обеспечение исполнения приговора. Избирая указанную меру пресечения в суде, судья единолично выносит постановление.
Порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, режим содержания под стражей и иные вопросы регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ. Лица, в отношении которых избрана мера пресечения — заключение под стражу, содержатся в следственных изоляторах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.
Срок содержания под стражей исчисляется с момента объявления лицу постановления о заключении под стражу до направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением в суд. В срок содержания под стражей включается также: 1) время, на которое лицо задерживалось по подозрению в совершении преступления. Не имеет значения, был ли перерыв между задержанием и заключением под стражу или лицо арестовано непосредственно после задержания по подозрению в совершении преступления; 2) время, когда лицо находилось под стражей в качестве подозреваемого; 3) время нахождения под домашним арестом; 4) время принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда в связи с расследованием данного уголовного дела; 5) время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК.
Применение мер пресечения в стадии предварительного расследования
... в качестве меры пресечения заключать обвиняемого под стражу, если преступление, которое ему инкриминируется, наказывается исправительными работами и более мягкими мерами. Неотъемлемой чертой стадии предварительного расследования и принципа презумпции невиновности в российском уголовном процессе ...
Если срок содержания под стражей истек, обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Поскольку сроки содержания под стражей исчисляются месяцами и годами, то срок истекает в соответствующее число последнего месяца срока, независимо от того, рабочий это день или нерабочий. Срок содержания под стражей продлевается индивидуально в отношении обвиняемого, а не по всему уголовному делу в целом. Если продление срока превышает 6 месяцев, необходимо, чтобы именно данное лицо обвинялось в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Продление срока содержания под стражей осуществляется на основании мотивированного постановления следователя, которое должно быть письменно согласовано с прокурором: согласие на продление срока содержания под стражей до 6 месяцев включительно должно быть получено у прокурора, осуществляющего надзор за расследованием данного уголовного дела; до 12 месяцев — у прокурора субъекта Федерации; до 18 месяцев — у Генерального прокурора или его заместителей. Согласие на продление срока свыше установленного для завершения ознакомления с материалами уголовного дела должно быть получено у прокурора субъекта Федерации (Приложение 102 к ст. 476 УПК).
Это положение действует до 8 сентября 2007 г.
Срок содержания под стражей может быть продлен в судебном порядке: до 12 месяцев включительно — судьей районного суда; свыше этого срока — судьей областного и приравненного к нему судов. Продление предельного для данного обвиняемого срока содержания под стражей при необходимости завершения ознакомления с материалами уголовного дела также осуществляется судьей областного и приравненного к нему судов. Территориальная подсудность определяется местом расследования уголовного дела (ч. 4 ст. 108, ч. 2 ст. 165 УПК).
Решение принимается судьей в судебном заседании в порядке, установленном для принятия решения о заключении обвиняемого под стражу (см. комментарий к ст. 108 УПК).
Участие обвиняемого обязательно, кроме случаев, когда доставка его невозможна из-за дальности расстояния до следственного изолятора или по другим причинам, а также случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе. Решение судьи о продлении срока содержания под стражей выносится в форме постановления и подлежит немедленному исполнению (Приложение 3 к ст. 477 УПК).
В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее, и продлевается в вышеуказанном порядке. Если предельный срок содержания под стражей истек, то повторный арест данного обвиняемого по тому же уголовному делу невозможен.
Задержание подозреваемого в уголовном процессе
... задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ); меры пресечения (гл. 13 УПК РФ); иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК РФ). По своему содержанию и назначению меры процессуального принуждения можно разделить на: меры, ...
Домашний арест — мера пресечения, состоящая в ограничении свободы передвижения обвиняемого (подозреваемого) и запрете на общение и переговоры с другими лицами.
Обвиняемый (подозреваемый) находится под домашним арестом по месту постоянного или временного проживания. Избирая данную меру пресечения, следователь должен удостовериться, что обвиняемый (подозреваемый) имеет постоянное место жительства, а также в возможности организации постоянного надзора за лицом, подвергнутым домашнему аресту.
Мера пресечения состоит в запрете покидать жилище без разрешения следователя. Обвиняемый должен постоянно находиться по адресу, который указан в решении суда об избрании меры пресечения. Судебное решение является основанием для временного отключения телефона в жилище обвиняемого.
Порядок избрания этой меры пресечения соответствует порядку заключения под стражу.
Об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста следователь (дознаватель) составляет постановление о возбуждении ходатайства перед судом об избрании данной меры пресечения. Ходатайство должно быть письменно согласовано с прокурором. Судья рассматривает ходатайство в судебном заседании с участием обвиняемого (подозреваемого), защитника, прокурора. Целесообразно также участие следователя (дознавателя), возбудившего ходатайство об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста. Судья по результатам рассмотрения ходатайства выносит решение об избрании данной меры пресечения либо об отказе в удовлетворении ходатайства следователя. Мера пресечения может быть избрана также на стадии судебного разбирательства по постановлению судьи или определению суда.
В постановлении (определении) суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается обвиняемый (подозреваемый).
Должно быть указано: 1) запрещено ли обвиняемому покидать место проживания; если разрешено выходить из дома, то в какое время суток; 2) данные о лицах, с которыми обвиняемому (подозреваемому) запрещено общаться; 3) запрещены ли ему телефонные переговоры и общение с помощью иных средств связи; 4) запрещено ли ему получать и отправлять корреспонденцию.
Надзор за соблюдением установленных ограничений лицом, находящимся под домашним арестом, осуществляется участковым инспектором. Следователь (дознаватель) также обязан контролировать соблюдение обвиняемым установленных ограничений. Ковтун Н.Н. 10.3. Задержание подозреваемого // Уголовный процесс России: учебник / под. ред. А.С. Александрова, Н.Н. Ковтуна, М.П. Полякова, С.П. Серебровой. — М., 2003. С. 222-225.
В рамках процедуры, предусмотренной ст. 108 УПК РФ, для того чтобы возбудить перед судом соответствующее ходатайство, следователь и дознаватель должны получить лишь согласие прокурора.
Как известно, прокурор на стадии предварительного расследования уполномочен осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и (органов предварительного следствия до 08 сентября 2007 г.) (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Представляется, что отсутствие у прокурора четко прописанных в законе надзорных обязанностей при заключении лица под стражу однозначно переводит его в положение представителя стороны обвинения, нивелируя тем самым всю процедуру получения его согласия.
Применение меры пресечения в виде заключения под стражу
... меры пресечения в виде заключения под стражу; определить основания и условий избрания меры пресечения; которые я хотел бы решить в своей работе. 1. Особенности и порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, содержание которой состоит в ...
Кроме того, возникает вопрос: вправе ли прокурор при даче согласия, помимо выяснения оснований для избрания меры пресечения, устанавливать и виновность лица? Если встать на точку зрения, что прокурор в данном случае не должен стремиться к установлению виновности, то следует признать, что дача прокурором согласия на возбуждение перед судом ходатайства будет производиться по формальным признакам соблюдения требований, перечисленных в статье 97 УПК РФ.
Следующая проблема состоит в том, что в ч. 1 ст. 108 УПК РФ предусмотрена возможность заключения под стражу лица по уголовным делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Как показывает изучение уголовных дел, при последующей переквалификации деяния на менее тяжкое, нежели то, за которое предусмотрено наказание свыше двух лет, во многих случаях мера пресечения оставалась неизмененной независимо от того, имелись ли дополнительные основания для ее избрания. Эта негативная практика имеет место, поскольку в законе не содержится четкого указания на необходимость немедленного освобождения лица из-под стражи, если обвинение в отношении его было изменено на менее тяжкое, и отсутствуют дополнительные обстоятельства, которые позволяют применить данную меру и при обвинении в менее тяжком преступлении.
3. Основания и порядок освобождения подозреваемых
3.1 Категории лиц, наделенные правом принятия решения об освобождении подозреваемых
Освобождение задержанного производится по мотивированному постановлению следователя или дознавателя.
Постановление об освобождении задержанного вправе вынести прокурор (или его заместитель), осуществляющий контроль над деятельностью органа расследования, либо дать письменное указание об освобождении задержанного лицу, производящему дознание, или следователю. Прокурор может освободить подозреваемого по любому делу, расследуемому органом дознания или следователем, в любой момент, если сочтет задержание незаконным или необоснованным. Это положении действует до 8 сентября 2007 г.
Дознаватель или следователь вправе освободить задержанного только по делу, находящемуся в производстве. Причем если задержание произведено органом дознания, а затем дело передано по подследственности следователю, орган дознания не имеет права принять решение об освобождении подозреваемого.
3.2 Основания освобождения подозреваемого
В статье 94 УПК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для освобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Подозреваемый освобождается, если:
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований УПК;
- по истечении 48 часов в отношении задержанного не применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М., 2004. С. 53.
Меры уголовно-процессуального принуждения в российском уголовном процессе
... не допустить совершения преступления в будущем как уже привлеченными к ответственности лицами, так и другими гражданами. Цель моей работы изучить и проанализировать меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, ...
Первое из указанных оснований — неподтверждение подозрения в совершении преступления — появляется в тех случаях, когда до истечения установленного законом срока задержания выясняется, что задержанное лицо не причастно к преступлению или в его действиях нет состава преступления. Установить данные обстоятельства могут следователь или дознаватель. Причем если подозрение в совершении преступления не подтвердилось, то датой основание освобождения как реабилитирующее задержанного должно быть четко отражено в постановлении об освобождении.
В соответствии с указанием МВД РФ следователи обязаны уведомлять администрацию и общественные организации по месту работы, учебы задержанного об освобождении его по реабилитирующим основаниям. Уведомление, направляется немедленно после освобождения.
На основании ст. 53 Конституции РФ «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Указанное требование предопределяет обязанность органа дознания и следователя по просьбе лица, освобожденного по реабилитирующим основаниям, вручать ему копию постановления об освобождении, в получении которой данное лицо расписывается на постановлении. Это является существенной гарантией охраны прав, чести и достоинства личности и диктуется интересами престижа государственного органа, хотя и задержавшего гражданина в соответствии с достаточными основаниями для подозрения, но объективно разобравшегося и восстановившего справедливость.
Освобождение задержанных по указанному основанию осуществляется относительно редко (2% от всего массива изученных уголовных дел, по которым подозреваемые были освобождены).
Наиболее часто применяемое на практике основание освобождения задержанных — отсутствие необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу (63%).
Применение данного основания означает, что даже в том случае, если подозрение подтвердилось, задержанный должен быть освобожден, если появились обстоятельства, позволяющие ограничиться применением меры пресечения, несвязанной с лишением свободы (например, лицо чистосердечно раскаялось в преступлении, установлены смягчающие вину обстоятельства и т.д.).
По данному основанию следует освободить задержанного и тогда, когда отпадают мотивы, которыми руководствовался следователь при принятии решения о задержании. Если опасения, что подозреваемый скроется от расследования или будет препятствовать установлению истины по делу или продолжать заниматься преступной деятельностью отпали, лицо, производящее расследование, обязано освободить задержанного. Кроме указанных обстоятельств, основанием для освобождения может послужить установление в действиях задержанного состава преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы и, следовательно, мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть применена. Однако на первоначальном этапе расследования из-за нехватки доказательственного материала подчас бывает трудно правильно квалифицировать содеянное преступление. Например, квалификация причинения телесного повреждения — определение степени тяжести связано с затратой определенного времени на проведение судебно-медицинской экспертизы. В таких случаях квалифицировать содеянное надлежит по наименее тяжким предполагаемым результатам экспертизы, согласуя их с конкретными обстоятельствами преступления.
В случаях же переквалификации преступления в процессе расследования на менее тяжкое, не предусматривающее наказание в виде лишения свободы, следователь незамедлительно должен освободить подозреваемого на основании отсутствия необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.
В период задержания подозреваемого не всегда устанавливаются достаточные основания для применения меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), но и подозрение не отпадает. Изучение показало, что более 30% решений об освобождении подозреваемых фактически обусловлено именно отсутствием оснований для дальнейшего содержания лица под стражей. И хотя определенные опасения, что задержанный может скрыться или совершить другие действия, остаются, подозреваемого в таких случаях необходимо освободить на основании, предусмотренном Законом, решив вопрос о применении иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы.
В любом случае освобождение задержанного по постановлению следователя или лица, производящего дознание, должно осуществляться либо из-за неподтверждения подозрений, либо в связи с отсутствием необходимости в избрании меры пресечения-заключения под стражу.
Однако на практике имеют место случаи освобождения подозреваемых из-под стражи на основании «отказа прокурора в санкции на арест», «малозначительности преступления», «помещения подозреваемого в больницу для проведения психиатрической экспертизы» и по другим основаниям. Приведенные формулировки оснований освобождения задержанных следует признать не соответствующими требованиям Закона. Нетрудно заметить, что перечисленные основания освобождения в конечном итоге сводятся к одному основанию, а именно, к отсутствию необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.
Обращает на себя внимание большой процент постановлений об освобождении задержанных на основании отказа прокурора в согласии на арест. В связи с этим следует иметь в виду, что отказ в санкции на арест есть не что иное, как выраженное мнение прокурора об отсутствии необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Следовательно, в постановлении причину освобождения задержанного следует формулировать так: отказ прокурора в санкции на арест в связи с отсутствием необходимости дальнейшего содержания подозреваемого под стражей, т.е. основание, предусмотренное Законом.
Третьим основанием освобождения подозреваемого является истечение установленного законом срока задержания. Как уже отмечалось, задержание подозреваемого не может продолжаться свыше 48 часов с момента его фактического задержания. По общему правилу освобождение задержанного должно производиться по постановлению дознавателя, следователя или (прокурора до 8 сентября 2007 г.)
Однако если в течение указанного срока постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об освобождении задержанного либо применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу в место содержания не поступило, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо и направляет уведомление о его освобождении прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, о чем составляется протокол.
Освобождение подозреваемого на основании истечения срока задержания должно применяться только начальником места содержания задержанных (ИВС).
Об освобождении подозреваемого по истечении срока задержания начальник места содержания задержанных обязан направить уведомление не только лицу, в производстве которого находится уголовное дело, но и прокурору. Это необходимо для надлежащего осуществления прокурорского надзора за обоснованностью и законностью действий следователя или органа дознания, применившего задержание. Направление письменного уведомления не исключает возможность устного сообщения об освобождении (непосредственно или по телефону) следователю или лицу, производящему дознание.
Освобождение задержанного в связи с истечением срока задержания не избавляет лицо, производящее расследование, от необходимости принять меры по официальной реабилитации освобожденного, если подозрение не подтвердилось. В этом случае выносится постановление, устанавливающее непричастность освобожденного к преступлению. Постановление, а также копия письменного уведомления приобщаются к уголовному делу, а в случае ходатайства освобожденного постановление о прекращении уголовного преследования выдается освобожденному на руки. Несмотря на то, что с момента освобождения подозреваемого в связи с истечением срока задержания и до выяснения обстоятельств, указывающих на необоснованность подозрения, проходит определенный срок, необходимо, как и в случае освобождения на основании неподтверждения подозрения, письменно уведомить администрацию, общественную организацию по месту работы, учебы лица, подвергавшегося задержанию, о том, что основания для задержания по подозрению в совершении преступления отпали.
Постановление об освобождении задержанного должно отвечать общим требованиям, применяемым к оформлению процессуальных документов.
В вводной части постановления указываются время и место его доставления, должность, звание и фамилия лица, вынесшего постановление, номер уголовного дела и статьи уголовного закона, предусматривающего состав преступления, по подозрению в совершении которого применялась данная мера процессуального принуждения.
В описательной части постановления излагаются основания, мотивы, дата и время задержания лица (с указанием его фамилии, имени, отчества), основание освобождения задержанного, в соответствии с Законом о порядке кратковременного задержания.
В резолютивной части постановления приводится формулировка самого решения об освобождении конкретного лица.
В случае необходимости администрация места содержания задержанных обеспечивает освобожденных лиц бесплатным проездом к месту жительства; по их просьбе выдает справки о времени пребывания в месте содержания задержанных.
Обеспечение освобожденного лица бесплатным проездом к месту жительства, а также выдача документа (справки или копии постановления об освобождении) о времени его пребывания в месте содержания задержанных осуществляется независимо от основания освобождения подозреваемого. Петрухин И.Л. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. И.Л. Петрухина. — М., 2002.
задержание освобождение подозрение совершение преступление
Заключение
Проблемам задержания по подозрению в совершении преступления посвящено немало научных работ. Ряд вопросов процессуального регулирования задержания лиц по подозрению в совершении преступлений являются дискуссионными уже достаточно давно.
Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или (прокурором до 8 сентября 2007 г.) на срок не более 48 часов с момента фактического задержания (п. 11 ст. 5 УПК РФ).
Задержание не является мерой пресечения. По смыслу закона задержание относится к неотложным следственным действиям и в большинстве случаев должно применяться при расследовании «общеуголовных» преступлений «по горячим следам».
В дипломной работе мы рассмотрели основания, условия и порядок задержания и освобождения лиц, подозреваемых в совершении преступления. Выявили сущность некоторых понятий, ознакомились с процессуальными документами.
Тем самым выяснили, что цель задержания — выяснение причастности или непричастности задержанного к совершению преступления; решение вопроса о применении меры пресечения — заключение под стражу.
Мотивы задержания — предотвращение возможности скрыться от следствия; пресечение преступной деятельности; предотвращение возможности воспрепятствовать расследованию.
Основания к задержанию лица наступают:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Лицо считается задержанным с момента фактического задержания, то есть с момента, когда лицо удерживается с применением физического насилия или без такового и лишается свободы распоряжаться собой.
Этот момент может несколько опережать время доставления задержанного к следователю (дознавателю).
Срок задержания не может превышать 48 часов.
По истечении этого срока подозреваемый должен быть арестован либо освобожден из-под стражи. Время задержания исчисляется в часах, и срок истекает через соответствующее количество часов, независимо от времени суток и дня недели.
С момента фактического задержания лицо приобретает статус подозреваемого, если только оно не приобрело этот статус ранее в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Согласно ст. 91 УПК РФ задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, применяется для пресечения преступлений, предотвращения совершения новых преступлений, недопущения возможности этим лицам скрыться от следствия и суда. Как показывает практика, задержание и применение мер пресечения, не связанных с лишением свободы, может оказаться вполне достаточным, чтобы лицо не совершило новых преступлений, не скрылось от органов следствия и суда. Помимо заключения под стражу, существуют и другие меры пресечения, такие как залог, домашний арест, личное поручительство, так что применение задержания вовсе не означает в последующем избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. К лицу, задержанному по подозрению в совершении преступления, могут применяться и иные меры пресечения, не влекущие заключение под стражу.
Несомненно, что проблемы применения задержания и заключения под стражу как мер процессуального принуждения требуют дальнейшего изучения и разработки.
Любое производство по уголовному делу связано с принятием различного рода процессуального решения и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. В свою очередь, эти решения в той или иной степени затрагивают чьи-либо права и интересы, связанные с определенными ограничениями. Необходимость такого рода ограничений связано с самим ходом решаемых по делу задач уголовного судопроизводства (необходимость раскрытия преступления, подвергнуть к ответственности виновного и не допустить необоснованное наказание и т. д.).
В связи с чем органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда наделены широким кругом полномочий по принятию различного рода мер уголовно-процессуального принуждения, являющиеся неотъемлемыми свойствами правового регулирования, с помощью которых государство рассчитывает реализовать требование закона.
Меры уголовно-процессуального принуждения применяются в целях обеспечения функций уголовного преследования и разрешения дела по существу, а также в целях собирания доказательств и обеспечения гражданского иска по уголовному делу. Так, задержание подозреваемого и применение меры пресечения призваны обеспечить функции уголовного преследования и разрешения дела; привод свидетеля или потерпевшего — собирание доказательств в виде показаний названных участников уголовного судопроизводства, а наложение ареста на имущество — гражданский иск, предъявленный по уголовному делу.
На основании изложенного можно констатировать, что меры уголовно-процессуального принуждения — это предусмотренная уголовно-процессуальным законом система процессуальных средств принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства при наличии к тому оснований органами дознания, следователем, прокурором и судом в установленном законом порядке к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного судопроизводства для предупреждения и пресечения противоправных действий этих лиц, в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и обеспечения надлежащей реализации уголовного судопроизводства.
Меры уголовно-процессуального принуждения направлены на: пресечение возможности продолжения подозреваемым (обвиняемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование преступной деятельности; обеспечение доставления лиц в следственные или судебные органы; обнаружение и процессуальное закрепление доказательств; обеспечение исполнения приговора в части имущественных взысканий.