Административное право — очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.
Причем административное право — одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно-правовые нормы.
Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. В таких сферах жизни как обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, образовании, связи, энергетике — ее роль является решающей. И хотя сокращается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил — роль исполнительной власти, административного права в этих отраслях очень велика. Для повышения эффективности и законности деятельности государственной администрации в многочисленных сферах общественной жизни необходимо большое количество административно-правовых норм.
Административное право регулирует широкий круг общественных отношений. Для обеспечения единства и одновременно с тем дифференциации административно-правовых норм, необходима их систематизация.
Система любой отрасли права, в том числе и административная, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечивать целостность системы отрасли права.
Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задачи унификации и кодификации административного права.
Глава 1. Административное право – как отрасль права.
1.1 Понятие административного права
Административное право – это отрасль
Нормы административного права в сфере обращения лекарственных ...
... Государственная пошлина» установлен размер государственной пошлины за регистрацию лекарственных средств - 2000 рублей, а также порядок ее уплаты. 2) утверждает размер и порядок осуществления платы за государственную регистрацию лекарственных средств; 3) определяет порядок ввоза и вывоза лекарственных средств, ... право осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, ...
Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией — необходимое условие превращения полицейского права в административное.
В настоящее время разработано большое
1.2.Признаки отрасли административного права:
- Является одной из основополагающих отраслей публичного права;
- Представляет собой совокупность юридических норм;
- Имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
- Имеет свой метод правового регулирования;
- Обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
- Имеет внешнее выражение, то есть закрепляется в определенных формах – источниках.
1.3 Отличие административного права от других отраслей права.
Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е отношения, складывающиеся главным образом в сфере
Глава 2. Функции и принципы административного права.
2.1. Функции административного права (т.е. направление, роль, назначение деятельности).
Рассматривая функции административного
По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование — непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий. А ведь именно это же характеризует и государственное управление. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.
Синенергетический подход к государственному управлению
... о концепции синергетики вообще и ее специфики относительно государственного управления. Глава 1. Синергетический подход 1.1. Основополагающие идеи синергетики Синергетика возникает в 70-е годы XX в. и представляет собой ... развитие систем как в исторической ретроспективе, так и в перспективе нелинейно, имеет альтернативы; 6) мир и научное знание о нем системны, целостны; 7) развитие объектов ...
Выделяют следующие функции административного
1)правоисполнителъная, которая значит, что административное право — это юридическая форма реализации исполнительной власти;
2)правотворческая,
3)организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,
4)координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;
5) правоохранительная,
2.2. Принципы административного права.
Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:
1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. 2 Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту. 3
4.Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным
По административному праву «Административно-правовые нормы»
... норм административного права. Проанализировать классификацию административно-правовых норм. 1. Понятие и структура норм административного права Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, ...
5.Принцип разделения властей — одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
6.Принцип законности
7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.
8. Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.
Глава 3. Предмет административного
3.1.Предмет административного права.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.
Предмет административного права — совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления, урегулированная нормами административного права.
Общественные отношения, которые образуют предмет административного права, имеют сложный, комплексный характер, им свойственны
1. Эти отношения носят публично-правовой