Порядок призыва на военную службу

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.

Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.

Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации ст. 59 п.1 провозглашено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 87. Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

В Российской Федерации установлено правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но не все граждане подлежат призыву в армию в соответствии с законодательством Российской Федерациию

13 стр., 6113 слов

Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

... защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, возникающие при уклонении от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Предметом исследования является преступление - уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Целью работы ...

Далее в своей работе я подробно рассмотрю: 1) порядок призыва граждан на военную службу; 2) освобождение и отсрочки от призыва на военную службу; 3) организация воинского учета; 4) подготовка молодежи к военной службе.

1. Порядок призыва на военную службу

Российское законодательство определяет порядок призыва граждан на военную службу.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках и воинских формированиях. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

Призыв на военную службу осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:

  • граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
  • граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.

12 стр., 5691 слов

Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах ...

... ·федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба); ·государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации). Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по ...

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для призыва граждан на военную службу создаются призывные комиссии. В состав призывной комиссии включаются: по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации — председатель призывной комиссии; военный комиссар либо заместитель военного комиссара — заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель органа внутренних дел; представитель органа управления образованием; представитель органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).

При призыве на военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.

Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

13 стр., 6462 слов

Исследование социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь

... Г. А. Василевич и др. Цель курсовой работы заключается во всестороннем исследовании социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь. Для достижения указанной ... -культурному совершенству представляет универсальную ценность. Содержание социально- экономических прав, их реализация составляют удовлетворение образовательных, культурных, медицинских, туристических и других потребностей. ...

освобождение отсрочка призыв военный

2. Освобождение и отсрочки

Не все граждане подлежат призыву на военную службу по разным причинам, которые предусмотрены на уровне Закона, а также некоторым гражданам РФ предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, а также прошедшие военную службу в другом государстве.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших при прохождении военной службу по призыву, а также граждан, умерших вследствие увечья либо заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

  • отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
  • в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

  • признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года;
  • занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан;
  • являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;
  • имеющим двух и более детей;
  • имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
  • поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях;
  • имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
  • избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий в указанных органах;
  • зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, — на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии — до дня выбытия включительно.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

6 стр., 2583 слов

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

... и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».[4] Основными задачами ФСИН России являются: Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под ...

  • а) обучающиеся по очной форме обучения в: имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;
  • имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;
  • имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
  • имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по: программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
  • программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
  • программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) «бакалавр», — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования;

12 стр., 5962 слов

Регистрационный учёт в Российской Федерации

... Совет Российской Федерации принял Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в котором прописка была заменена на регистрацию по месту жительства; одновременно было введено понятие регистрации по месту ...

  • в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации.

Таким образом, отсрочка и освобождение от призыва на военную службу имеет место только при вышеперечисленных случаях.

3. Организация воинского учета

Воинский учёт в Российской Федерации является составной частью воинской обязанности граждан Российской Федерации и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ).

Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, — по месту их пребывания (в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ, абзацем, введенным Федеральным законом от 09.03.2010 г. №27-ФЗ, Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (в ред. от 09.03.2010 г. №27-ФЗ);
  • проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, — по месту их пребывания.

13 стр., 6140 слов

Избирательское право граждан Российской Федерации

... революции 1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов ... Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. добавляет еще добровольность. Всеобщее избирательное право - каждый гражданин России, независимо от ...

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе:

  • запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;
  • вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов;
  • определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов;
  • определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
  • запрашивать у соответствующих военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;
  • вносить в соответствующие военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны:

  • осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением о воинском учете;
  • поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета.

При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учета, должна направляться в соответствующий военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения;

  • направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  • организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет граждан, обязанных состоять на воинском учете, и снятие с воинского учета граждан при их переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более трех месяцев) на территории муниципального образования, на которой осуществляет свою деятельность другой военный комиссариат, либо выезде из Российской Федерации;
  • осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
  • представлять в соответствующий военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете;
  • организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов;
  • вести прием граждан по вопросам воинского учета.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.

6 стр., 2975 слов

Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на её территории

... его, хранить, а в установленных случаях сдавать. 1. Бланк паспорта гражданина Российской Федерации (далее именуется - бланк паспорта) изготавливается по единому образцу с указанием всех реквизитов на русском ... водяного знака, содержащего при рассмотрении в проходящем свете объемные начертания букв "РФ". В бумагу девятнадцатой и двадцатой страниц введена защитная металлизированная нить, меняющая ...

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.

Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов.

Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

12 стр., 5855 слов

Предоставления жилья военнослужащим и гражданам уволенным с военной службы

... становится очевидно, что практика применения законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей претерпевает серьезные правовые ... системе жилищного обеспечения военнослужащих» и изданными во исполнение этого Закона иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Закон предоставляет возможность приобретения военнослужащим жилья в ...

Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Счетной палатой Российской Федерации, а также специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

Осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа военного комиссариата. В этом случае осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем создания военного комиссариата.

Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Федеральным законом.

Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

  • фамилия, имя и отчество;
  • дата рождения;
  • место жительства и место пребывания;
  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы;
  • годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
  • основные антропометрические данные;
  • прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
  • прохождение военных сборов;
  • владение иностранными языками;
  • наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
  • наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
  • возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
  • наличие судимости;
  • бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с федеральным законом.

Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Положением о воинском учете.

Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в военных комиссариатах на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

  • военный комиссар соответствующей территории (далее — военный комиссар) либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии;
  • представитель местной администрации;
  • специалист по профессиональному психологическому отбору;
  • секретарь комиссии;
  • врачи-специалисты.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

  • состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, — по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;
  • явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, а также по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
  • при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, увольнении с альтернативной гражданской службы, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;
  • сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства или места пребывания в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете;
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более трех месяцев), расположенное за пределами территории, на которой осуществляет свою деятельность военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

— бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете, но все основные положения по организации воинского учета мною отражены в настоящей главе.

4. Подготовка молодежи к военной службе

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:

  • снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30 процентов;
  • отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;
  • отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста;
  • недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;
  • отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;
  • недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;

— отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе.

Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 процента абсолютно здоровы, 21 процент имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания.

Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние 5 лет на 9,3 процента, а юношей и девушек в возрасте 15 — 17 лет включительно — на 11,6 процента.

Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.

В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, превалируют заболевания:

костно-мышечной системы — 20,7 процента,

психические расстройства — 13,5 процента,

заболевания органов пищеварения — 10,8 процента и

нервной системы — 8,9 процента.

В результате общая доля граждан, годных к военной службе без каких-либо ограничений, составила в 2009 году 51 процент, а годных к военной службе с незначительными ограничениями — 49 процентов.

Продолжает оставаться низким качество медицинского освидетельствования граждан в ходе их постановки на воинский учет и призыва на военную службу (недостаточная квалификация врачей призывных комиссий, отсутствие необходимого количества специалистов, устаревшее медицинское оборудование, в том числе нехватка современных передвижных диагностических комплексов).

Особой проблемой является выявление лиц с психическими заболеваниями и психическими расстройствами, а также лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Существующая нормативная правовая база не позволяет создать систему обязательной проверки граждан на употребление наркотических веществ и выявление психических заболеваний и расстройств. За последние 5 лет число впервые выявленных больных алкоголизмом юношей в возрасте 15 — 17 лет включительно увеличилось на 28 процентов, а наркоманией — на 22 процента.

Следствием низких показателей состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются:

  • снижение уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части граждан, призванных на военную службу, справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок первых месяцев военной службы;
  • сложности с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования (Воздушно-десантные войска, Военно-Морской Флот, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, специальные подразделения);
  • морально-психологические травмы и стрессы из-за проблем с адаптацией к военной службе;
  • высокий уровень заболеваемости и травматизма в первые месяцы военной службы.

Анализ уровня физического развития граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей выявляются у 75 — 85 процентов старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10 — 18 процентов) компенсируют дефицит движений. Более 1 млн учащихся и студентов образовательных учреждений, обучающихся по очной форме обучения, по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.

В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы.

Анализ основных причин травматизма и гибели личного состава, аварийности и катастроф техники свидетельствует, что наибольшее их количество приходится именно на начальный период военной службы и во многом связано с неподготовленностью граждан, призванных на военную службу, к действиям в сложных ситуациях.

Основной статистический показатель, характеризующий состояние тренированности и физического развития граждан, — наличие первого спортивного разряда или спортивного звания — в 2009 году составил всего лишь 3 процента.

Учебно-материальная база по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. Имеются государственные образовательные учреждения, в которых отсутствуют спортивные залы, не говоря уже о бассейнах, тренажерных залах и полосах препятствий.

Начиная с первой половины 1990-х годов в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер не осуществляется военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием государственной поддержки. С принятием государственных программ о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться.

На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программ патриотического воспитания занимаются органы по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты.

Анализ объемов финансирования указанных региональных программ свидетельствует о существенных различиях между субъектами Российской Федерации, говорит о большой разнице подходов их руководства к проблеме патриотического воспитания граждан и характеризует соответствующий уровень эффективности деятельности участников военно-патриотического воспитания в регионах.

Отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, распределены по субъектам Российской Федерации неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть граждан.

Учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания — военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах Российской Федерации и в сельской местности.

Подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов осуществляется в общественных объединениях, крупнейшей из которых является Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее — ДОСААФ России), а также в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и других организациях.

Однако на сегодняшний день из всей этой системы только в ДОСААФ России удалось сохранить разветвленную организационную структуру, представленную практически во всех субъектах Российской Федерации, обладающую материально-технической базой и достаточным кадровым ресурсом.

Острой проблемой для приведения уровня допризывной подготовки в соответствие с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время является состояние военной техники, переданной образовательным учреждениям ДОСААФ России для организации подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90 процентов образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело.

Требует коренной модернизации спортивная база ДОССАФ России, где до 47 процентов спортивных объектов нуждаются в реконструкции.

В настоящее время существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в ДОСААФ России. К основным из них относятся:

  • несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ России уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • ориентация образовательных учреждений ДОСААФ России только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;
  • значительное сокращение возможностей ДОСААФ России в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска в период призывной кампании, продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы.

За последнее десятилетие численность граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, уменьшилась.

При условии сокращения численности призывного контингента без принятия кардинальных мер по повышению качества подготовки граждан к военной службе (улучшение состояния здоровья граждан, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий и создание современной системы военно-патриотического воспитания) в ближайшем будущем может возникнуть ситуация, когда потребности Вооруженных Сил Российской Федерации будут удовлетворяться на 60 процентов, а в перспективе — на 50 процентов.

Таким образом, сложившаяся система подготовки граждан к военной службе не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, и требует модернизации, которая нужно сказать, уже началась, но ее результаты пока что не заметны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами России в различных воинских формированиях и войсках РФ. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и по контракту. Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Вооруженные Силы РФ комплектуются как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту).

В последние годы наметилась тенденция к развитию сети профильных образовательных учреждений — военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты.

Основными целями и задачами кадетских школ и кадетских школ-интернатов являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

За последнее десятилетие численность граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, уменьшилась.

Основными причинами уклонения граждан от призыва на военную службу являются:

  • нежелание исполнять конституционные обязанности;
  • неуставные отношения;
  • боязнь физических и моральных нагрузок, которые неизбежно возникают в период исполнения воинской обязанности;
  • наличие высокооплачиваемой работы либо вероятность потерять престижное место.

Необходимо повышать уровень физической подготовленности граждан к военной службе, что можно добиваться следующим путем:

  • пропагандой физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, хотя в настоящее время коммерческие начала плотно укоренились во всех видах спорта, особенно олимпийских;
  • оказание информационной поддержки гражданам в организации занятий физической культурой и спортом;
  • модернизацию физического воспитания в образовательных учреждениях;
  • увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;
  • привлечение молодежи к занятиям военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта, которые надо отметить, в настоящее время чрезвычайно слабо развиты;
  • расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, детско-юношеских спортивно-технических клубов (школ) и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства, и тут надо отметить, что ДЮСШ находятся в большинстве случаев в крайне жалком состоянии, взять к примеру ДЮСШ, расположенную в г.о.

Балашиха, где капитальный ремонт не проводился с прошлого века и здание уже не отвечает требованиям, предъявляемым для ДЮСШ в настоящее время;

  • обеспечение объектов спорта современным оборудованием для развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
  • формирование механизмов привлечения средств для развития и поддержки видов спорта, направленных на обеспечение подготовки граждан к военной службе, из различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства;
  • издание и распространение военно-патриотической литературы (художественная, военно-мемуарная и справочная литература, учебные пособия для военно-патриотических объединений);
  • создание, тиражирование и прокат фильмов (художественных, учебных) по военно-патриотической тематике;
  • создание военно-патриотических медиапрограмм, имеющих целью популяризацию героического образа защитника Отечества.

Механизм комплектования Вооруженных Сил в добровольном порядке в настоящее время разработан и широко применяется. Переход к комплектованию армии исключительно по контракту потребует незначительной корректировки этого механизма. Я считаю, что правовой институт призыва к военной службе не является крайне необходимым для достижений тех целей, для которых создан данный институт, то есть для защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике многие развитые зарубежные страны (США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австралия) отказались от призыва на военную службу и, используя комплектуемые на добровольной основе вооруженные силы, эффективно обеспечивают защиту конституционного строя, оборону страны и безопасность государства.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/organizatsiya-i-poryadok-prizyiva-grajdan-na-voennuyu-slujbu/

1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 256 с.