Право Европейских сообществ — одно из интереснейших и в то же время сложных явлений в современной юридической науке. Оно возникло и продолжает развиваться сегодня в ходе реализации интеграционных усилий ряда западноевропейских государств, являющихся участниками одной из ведущих региональных международных организаций.
Существуют множества различных взглядов на природу права ЕС. В частности, достаточно острая дискуссия возникла по вопросу о том, какое же именно право сложилось и применяется в рамках Европейского сообщества. Или это общее международное право, или же своеобразная его трансформация, а может быть, это даже некая «третья» система так называемого «наднационального» права.
Следует отметить, что изначально право Европейских сообществ возникло именно на основе общего международного права. Точкой отсчета здесь явились три международных многосторонних договора об учреждении Европейского объединения угля и стали в 1951 г., а также Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии в 1957 г. Однако в дальнейшем право ЕС развивалось, главным образом, через так называемое «case law», т. е. в ходе рассмотрения и разрешения Судом ЕС конкретных судебных дел. С течением времени это привело к формированию в рамках Сообщества в значительной степени обособленной, автономной системы права. Достаточно распространенной стала точка зрения о том, что право ЕС, с одной стороны, по-прежнему остается частью общего международного права (главным образом, в силу того, что его возникновение базируется на ряде межгосударственных соглашений).
Вместе с тем оно рассматривается также и в качестве неотъемлемой части внутреннего права каждого из государств — участников ЕС.
Для полного понимания природы
«Источники права — акты уполномоченных органов власти, устанавливающие нормы права и внешние формы
Система права в Европейского Союза
... и природа Европейского права Европейское право представляет собой особую правовую систему, которая, как записал в ряде решений Суд Европейских Сообществ, не может быть идентифицирована ни с национальной системой права, ни с международным правовым порядком. Если ...
Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза, составляют источники первичного права. Подобно конституции государства, они составляют ядро правовой системы Европейского Союза, закрепляют статус Союза как политической организации и его отдельных органов. На основании первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом «производным». Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных Союзом, закреплена именно здесь.
К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.
Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров, учредительного характера. В первую очередь это
Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 года;, Римский договор, учреждающий ЕС 1957 года;, Римский договор, учреждающий Евратом 1957 года;, Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 года;
Данные договоры носят «конституирующий» характер для Европейского Союза. Данные договора являются основными, их определяют как учредительные договоры в узком смысле.
К учредительным договорам так же относятся и международные договоры изменяющие и дополняющие их: Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный договор 1970 г., Бюджетный договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г., Ниццкий Договор об изменении Договора о Европейском Союзе 2001г., Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества». Соглашение подписано на саммите Евросоюза 13 декабря 2007 года в Лиссабоне, ратифицированный и вступивший в силу 1 декабря 2009г.
Договора о присоединении новых государств-членов, так же являются составной первичного права. Это такие договора как: договор 1972 г. о присоединении Великобритании, Дании и Ирландии; договор 1980 г. о присоединении Греции, договор 1985 г. о присоединении Испании и Португалии и договор 2003 г., на основании которого членами Союза стали 10 стран Восточной Европы и Средиземноморья.
Большинство норм упомянутой группы источников первичного права имеют переходный характер и со временем утрачивает силу. Однако среди них есть и такие, которые рассчитаны на постоянное применение.
Договор о ЕС наделяет институты ЕС полномочиями издавать два вида нормативно-правовых актов: регламенты и директивы. Различия между этими источниками
Понятие и классификация источников права Европейского Союза
... «источник права Европейского Союза»; рассмотрение основных подходов и критериев классификации источников права Европейского Союза; характеристика правовых основ формирования источников права Европейского Союза, с последующим установлением их иерархии и значимости в праве Европейского Союза; изучение правовой природы первичных и вторичных источников права Европейского Союза, а ...
унификации
гармонизации
В соответствии с Договором о Сообществе вторичное право Европейского Союза делится на различные категории правотворческих форм – это регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения ЕОУС, рекомендации ЕОУС.
Первый вид — Регламенты
Регламенты применяются на территориях государств-
С этого же момента перестают действовать нормы национального права, которые вступают в противоречие с положениями регламентов, не дожидаясь, когда они будут официально отменены. В решениях по делам Simmenthal I, II Суд ЕС отметил, что в силу принципа верховенства права ЕС его нормы препятствуют образованию противоречащих ему норм национального права, которые в силу этого являются недействительными. Оспорить законность регламента или директивы можно в течение двух месяцев после их вступления в силу.
Директивы