Курсовая работа тревожность сотрудников правоохранительных органов

Эмоции, чувства и другие психические явления представляют собой различные формы отражения реального мира. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности.

В юридической практике при установлении истины по уголовным делам, разрешении гражданско-правовых споров судебные заседания нередко сопровождаются различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывая у людей нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера.

Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, при назначении наказания, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, совершившего преступление, во многом объясняющей причины его противоправного поведения.

Более того, в некоторых статьях Уголовного кодекса РФ необычные состояния психики признаются квалифицирующим признаком некоторых преступлений, например, внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект), вызванное насилием, издевательством или тяжким оскорблением, либо иными противоправными или аморальными действиями бездействием, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст.107, 113 УК РФ).

Необычное состояние психики виновного в момент совершения им преступления в некоторых случаях может учитываться судом в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, — (ст.61 УК РФ).

При разрешении гражданско-правовых споров в ряде случаев следует также оценивать влияние различных эмоциональных состояний на поведение сторон в некоторых конфликтных ситуациях.

Все это, безусловно, требует понимания данного класса психических явлений, профессионально грамотной их оценки сотрудниками органов внутренних дел, юристами при изучении поведения субъектов различных правоотношений, учета этих психических состояний в коммуникативных процессах с различными участниками гражданского, административного, уголовного и арбитражного процессов.

20 стр., 9764 слов

Оценка качества обувных товаров

... современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение качества обувных товаров. Объект исследования – обувь, предметом исследования выступает качество обувных товаров. Целью данной курсовой работы ... целью в работе предлагается рассмотреть следующие задачи: Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров; Управление качеством как стратегия конкурентной борьбы для увеличения ...

Цель данной работы – рассмотрение психических состояний сотрудников правоохранительных органов. Для этого необходимо:

  1. раскрыть понятие эмоций и чувств как форм психического отражения,
  2. определить содержание психических состояний сотрудников ОВД,
  3. выявить особенности проявления психических состояний в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Эмоции и чувства в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

Эмоции — повседневный спутник человека, оказывающие постоянное влияние на все его мысли и дела. Очевидно, что эмоции выполняют функции отражения, выражения, регуляции, сигнализации, стимуляции в нашем поведении. В то же время они одновременно выступают как импульсивная реакция, процесс и длительное состояние человека. Это субъективное состояние, выражающее отношение человека к объективному миру и возникающее в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.).

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определённом этапе его жизненного пути.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции – это эволюционно-обобщенные способы поведения человека в типичных ситуациях. Чарльз Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение).

Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, они рефлекторно регулируют поведение человека, побуждают или тормозят его действия. Выходя из-под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, влияют на его здоровье, нередко препятствуют осуществлению намерений, выполнению профессиональных обязанностей.

Эмоции регулируют психическую активность человека не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Особенностью эмоций является их интегрированность. Особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека – высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую роль и свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения. Положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.

12 стр., 5983 слов

Уголовная ответственность за совершение убийства в состоянии аффекта

... Уголовный кодекс РФ от 1996 г. в ст. 107 предусматривает ответственность за совершение убийства в состоянии ... психологическая деятельность субъекта концентрируется не на действительно окружающих его людях и ... внимание привлекается к объектам, вызывающим эмоцию, нарастает возбуждение в одних и ... этого человек начинает терять самообладание и, наконец, полностью отдается охватившему его сильному чувству ...

В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические и астенические.

Стенические эмоции и чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, эмоции и чувства радости, вдохновения, побуждают человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции и чувства наоборот расслабляют человека, парализуют его силы (чувство паники).

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Низшие эмоции врожденны и связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основаны на инстинктах и являются их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма т.п.).

Высшие эмоции приобретены, являются подлинно человеческими эмоциями – высшими чувствами.

Чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Это психический механизм непосредственно эмоциональной оценки социально значимых явлений. Они подразделяются по своему содержанию в зависимости от сферы регулируемых социальных функций человека. Различают следующие виды чувств: праксические, моральные, эстетические и интеллектуальные.

Праксические чувства – возникающие в практической деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам ее достижения. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством и с поиском.

Моральные чувства — эмоциональное состояние, связанное с оценкой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.

Эстетические чувства — эмоциональное состояние, связанное с отношением к прекрасному в окружающей социальной и естественной среде.

Интеллектуальные чувства – эмоциональные состояния, связанные с реализацией познавательной потребности.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Они формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности.

Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Воспитание чувств является важной задачей в формировании личности.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на эффективность правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Они являются фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности.

Психические состояния в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Эмоциональные (психические) состояния – целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе жизненного пути. Они формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

9 стр., 4048 слов

Взаимосвязь уровня интеллектуального и эмоционального развития ...

... видах деятельности дошкольников. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей способствовала определению проблем и новых задач, направленных на развитии личностных качеств и способностей детей старшего дошкольного возраста. Практический материал можно использовать в работе воспитателей ...

Эмоциональные (психические) состояния как целостные, динамические, устойчивые личностные образования формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющие направленность субъекта и его отношений к происходящим явлениям, событиям, людям.

Настроение — более или менее длительное и устойчивое психическое состояние человека, выражающее эмоциональное реагирование не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов, ожиданий. Настроения, составляя фон деятельности человека, активно влияют на неё и сопутствующие ей эмоциональные реакции и процессы, меняя направление мыслей, восприятие и поведение человека. Настроение вызывается различными положительными и отрицательными воздействиями. Оно причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.п.).

Настроения имеют определённую интенсивность, выраженность и устойчивость.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений. Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности.

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределённый, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность.

Можно выделить следующие относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний:

  1. интерес – возбуждение;
  2. удовольствие – радость;
  3. удивление – изумление;
  4. горе – страдание;
  5. гнев – ярость;
  6. отвращение – омерзение;
  7. презрение – пренебрежение;
  8. страх – ужас;
  9. стыд – застенчивость;

10) вина – раскаяние.

Из десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоциональных комплексов – триад (горе – гнев – отвращение; страх – стыд – вина и т.д.).

Эти эмоциональные комплексы имеют адаптационную, приспособительную функцию и характерные внешние мимические, нервно-мышечные выразительные проявления

Рассматривая и характеризуя конфликтные эмоциональные состояния такие как: стресс, аффект, фрустрация, следует отметить.

Стресс (от англ. «stress» – напряжение), введено канадским ученым Гансом Селье в 1936г.) – это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта; совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

3 стр., 1333 слов

Убийство совершенное в состоянии аффекта

... совершения убийств в состоянии аффекта и принятия мер по их предупреждению. Объектом данной курсовой работы является общее отношение убийств, совершенных в состоянии аффекта. Отсюда вытекает и предмет данной курсовой работы, состоящий в исследовании виктомологических аспектов убийства, совершенного в состоянии аффекта Цели курсовой работы можно ...

В основе учения о стрессе лежит теория гемеостаза, т.е. относительного равновесия, постоянства внутренней среды организма в качестве важнейшего условия его жизнедеятельности. Это состояние равновесия поддерживается путем противодействия внешним (средовым) и внутренним факторам с последующей к ним адаптацией.