Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением норм, предусматривающих судопроизводство по делам об административных правонарушениях.
Предметом исследования стали нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующих административное судопроизводство.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе административного процесса.
Задачи исследования:
- ознакомление с понятием и сущностью административного процесса;
- исследование административного судопроизводства как особого вида административного процесса;
- субъектов административной юрисдикции.
В ходе исследования применены такие методы научного познания, как общие методы, включающие общелогические приемы познания и теоретические методы, а также специальные методики для решения конкретных исследовательских задач.
1.1 Понятие и задачи административного процесса
Сравнительно-правовые исследования показывают, что в историческом плане юридическая категория «процесс» первоначально получает концептуальное осмысление применительно к осуществлению юрисдикционной (судебной) функции государства, связанной с разрешением правовых конфликтов. Концепция административного процесса также возникает в связи с появлением и развитием административно-спорной юрисдикции, осуществляемой органами административной юстиции Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития // Административное право и процесс. 2013. № 12. С. 4..
В настоящее время наиболее широкое распространение получили два подхода к определению административного процесса.
Необходимо подчеркнуть, что под административным процессом в узком смысле понимается, прежде всего, юрисдикционная деятельность органов государственного управления. При этом она охватывает не только применение мер административного принуждения, но и включает разбор жалоб и заявлений граждан, применение мер дисциплинарной ответственности в административном порядке. Россинский Б.В. Административное право: учеб. М.: Норма, 2009. С. 8.
Одни ученые-административисты придерживаются широкой трактовки указанного понятия и понимают под ним многообразное явление, охватывающее реализацию норм материального административного права. Другие сводят административный процесс к деятельности государственных органов по рассмотрению и разрешению споров в сфере государственного управления с применением мер административного принуждения. Третьи полагают, что административный процесс представляет собой деятельность суда по реализации норм административного процессуального права Бакурова Н.Н. Административный процесс: содержание и новые подходы к структуре // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 51..
Стороны гражданского процесса: процессуальные права и обязанности
... районных судов по указанной проблематике. Теоретическую и методическую основу исследования, а также информационную базу написания дипломной работы составили научные труды в области гражданского права, гражданско - процессуального права, и ... правопреемства нужно сказать о том, что оно допустимо в любой стадии процесса. Процесс продолжается с того момента, когда возник вопрос о правопреемстве, а ...
Существует подход к определению административного процесса, который состоит в том, что в административный процесс, помимо отношений по осуществлению принуждения, включаются так называемые отношения положительного управленческого характера, возникающие при применении регулятивных норм материального права. Следовательно, при этом подходе административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. Такой процесс иногда называют организационно-процедурным или позитивным административным процессом, т.е. процессом в широком смысле, который охватывает все случаи применения норм материального административного права.
Исходя из широкого понимания административного процесса, под ним понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по реализации материальных норм административного права, которая в зависимости от наличия или отсутствия спора и, соответственно, необходимости его разрешения подразделяется на два вида. Первый из них не связан с наличием спора, необходимостью его разрешения, носит название административной процедурной деятельности, или, согласно теории о том, что процесс — это совокупность производств, административно-процедурного производства. Второй вид связан с наличием спора, с необходимостью его разрешения и традиционно называется административной юрисдикционной деятельностью, или административно-процедурным производством Бакурова Н.Н. Административный процесс: содержание и новые подходы к структуре // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 51..
Таким образом, административный процесс (в широком смысле) — это процесс самой исполнительной деятельности органов государственного управления, т.е. процессуальные формы ее осуществления.
Процессуальная деятельность положительного характера, имеющая своей целью применение норм материального права, регулирующих осуществление исполнительно-распорядительной деятельности, должна осуществляться в соответствии с определенными общими правилами и в определенной последовательности.
Так, по единым правилам должны осуществляться: процесс разработки и принятия административно-правовых актов; реорганизация и ликвидация различных органов управления; реализация запретов, разрешений и прямых предписаний; реализация контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных и прочих полномочий, реализуемых субъектами исполнительной власти, и т.д.
В целом исходя из понимания административного процесса как в узком (правоохранительном), так и в широком (правоприменительном) смысле, следует, что основу для формирования понятия административно-процессуальной деятельности, составляет административно-юрисдикционная и административно-процедурная деятельность.
Характерными чертами административного процесса являются:
- административный процесс — вид юридического процесса;
- он представляет собой последовательно совершаемые действия по осуществлению управленческой деятельности;
- административный процесс является формой реализации материальных норм административного права, формой властной деятельности субъектов исполнительной власти;
- его целью является достижение определенных юридических результатов, разрешение конкретных юридических дел;
- административный процесс регламентируется многочисленными административно-процессуальными нормами, а содержанием его являются управленческие профессиональные отношения, возникающие между субъектами процесса;
- в ходе всего административного процесса оформляются специальные документы;
- в некоторых случаях он может осуществляться не только во внесудебном, административном, но и в судебном порядке;
— сфера применения административного процесса не исчерпывается реализацией норм административного материального права и защитой административно-правовых отношений. В ходе правоприменительной деятельности органов государственного управления иногда на основании административно-процессуальных норм применяются материальные нормы иных отраслей права: налогового, земельного, финансового, трудового и др.
Административная деятельность полиции
... в административной деятельности полиции; исследовать требования, принципы законности в административной деятельности полиции; раскрыть содержание обеспчения законности в административной деятельности полиции; проанализировать проблемы обеспчения законности при применении сотрудниками полциии административного принуждения; Методология и методика дипломной работы, ...
Административный процесс — это часть управленческой деятельности государства. При этом он представляет собой вполне самостоятельное правовое явление, характеризующееся определенным назначением, обладающее своей спецификой, формами и методами осуществления на основании соответствующих юридических правил. Бахрах Д. Н. Юридический процесс и административное судо-производство // Государство и право. 2000. № 9. С. 6-17.
Некоторые исследователи отождествляют административный процесс с административным судопроизводством Стахов А.И. Интегративный подход к пониманию административного процесса в России // Административное право и процесс. 2015. № 2. С. 52., которое в ст. 118 Конституции РФ выделяется в качестве самостоятельной юридической формы реализации судебной власти наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством. Следуя логике обозначенного подхода, очевидно, что выделение административного судопроизводства в структуре управленческого процесса, ограниченного разрешением управленческих дел в сфере реализации исполнительной власти, представляется несостоятельным. В то же время отождествление административного процесса с судебной деятельностью в отрыве от деятельности органов исполнительной власти также видится неоправданным.
По справедливой оценке П.И. Кононова, в ходе административного судопроизводства рассматриваются дела, возникающие из административных дел, которые либо уже были разрешены административно-публичными органами (их должностными лицами) полностью либо частично, либо были ими возбуждены и переданы в суды для их последующего разрешения в рамках соответствующих судебных дел Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: учебник. М.: Юрайт, 2014. С. 403..
И.В. Панова определяет административное судопроизводство как вид судопроизводства, деятельность суда, регламентируемую в порядке, установленном нормами административного права Панова И.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10. С. 13.. Л.А. Николаева и А.К. Соловьева рассматривают административное судопроизводство как судебно-процессуальный порядок рассмотрения споров в сфере управления Николаева Л.А., Соловьева А.К. Административная юстиция и административное судопроизводство: зарубежный опыт и российские традиции: Сборник. СПб., 2004. С. 211..
Административные наказания
... его должностным лицом, то этот акт является актом государственного управления. Административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя ... ний. В частности, введен новый вид административной санкции: административное приостановление деятельности. В результате несколько изменилась иерархия системы административных санкций. Что касается этих положений, ...
Можно сделать вывод о том, что в систему административного процесса включаются своего рода мини-административные процессы, которые возникают в различных областях функционирования административных органов и обусловлены особенностями разрешаемых в этих сферах конкретных вопросов. Следовательно, административные процессы находятся в системе соответствующих сфер государственного управления, например, в государственной службе, в области осуществления контроля и административного надзора, при исполнении установленных государственных функций, в производстве по делам об административных правонарушениях, в производстве по делам о поощрении государственных служащих, в регистрационных правоотношениях Серков П.П. Административный процесс как зеркало административной науки // Административное право и процесс. 2014. № 9. С. 32..
В действующем российском законодательстве нет единой процедуры рассмотрения дел, вытекающих из административно-правовых отношений. В настоящее время суды общей юрисдикции в основном руководствуются Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее — ГПК РФ).
Однако эти нормативные акты не устраняют многих процессуальных ситуаций.
Административная юстиция (в разных моделях) является неотъемлемой частью многих национальных правовых систем. Более того, ее наличие или отсутствие является характеристикой соответствия международным стандартам Корякин Е.А. Административное судопроизводство в Российской Федерации // Российский судья. 2008. № 4. С. 30..
Таким образом, если административный процесс есть порядок разрешение индивидуальных дел в сфере государственного управления, то административное производство — это уже по рядок рассмотрения и разрешения какой-то определенное категории дел в сфере управления.
Еще раз подчеркнем, что в юридической литературе пока нет однотипного взгляда на вопрос о структуре административного процесса, в следствие различного толкования авторами понятия процесса вообще.
Административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств, система которых может быть сведена к двум обобщенным группам: юрисдикционному производству и процедурному производству. Миронов А.Н. Административно-процессуальное право: учеб. пособие. М.: Форум, 2010. С. 8.
При этом, деятельность по исполнению принятого юрисдикционным органом (должностным лицом) решения может рассматриваться в двух аспектах: а) как одни из этапов производства по делу — обязательный, заключительный (например, в производстве по делу об административном правонарушении Старостин С.А. О необходимости и путях совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. № 3. С. 72-75.); б) в качестве самостоятельного вида административной юрисдикционной деятельности уполномоченного компетентного органа по принудительному исполнению судебных и иных актов Цуканов Н.Н. О соотношении производства по делам об административных правонарушениях и деятельности по исполнению постановлений о назначении административных наказаний // Административное право и процесс. 2013. № 10. С. 15-20..
Правовое регулирование процесса регистрации юридических лиц
... присутствуют в сфере создания юридического лица и правового регулирования данной процедуры. В дипломной работе были применены следующие методы исследования: анализ и синтез, сравнительно-правовой, формально-юридический и статистический методы. Структурно дипломная работа состоит из введения, ...
В свою очередь, по их мнению, процедурное производство включает в себя такие его виды, как: лицензионно-разрешительное; регистрационное; по принятию правовых актов управления.
Наиболее же ярко выраженными вариантами юрисдикционного производства являются: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по жалобам.
В отличие от данного подхода некоторые авторы (например, Д.Н. Бахрах) рассматривают производство, исходя из того, что в зависимости от содержания существуют три части административного процесса: административно-правотворческий процесс; административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс; административно-юрисдикционный процесс.
Таким образом, Д.Н. Бахрах, в отличие от других авторов, выделяет административно-правотворческий процесс. В нем, на наш взгляд, можно разграничить производства: по принятию актов Правительства РФ; по принятию актов республиканских органов государственного управления; по принятию актов местных органов исполнительной власти и т.д. Бахрах Д. Н. Юридический процесс и административное судо-производство // Государство и право. 2000. № 9. С. 6-17.
Оперативно-распорядительный (правонаделительный) процесс, в свою очередь, делится на следующие производства: поощрительное; распределительное; регистрационное и т.д.
Несмотря на некоторые особенности и различия, все названные виды административных производств имеют общие характерные черты, дающие основание говорить о каждом из них как о составной части общего понятия административного процесса. Вот некоторые из них.
Во-первых, административные производства осуществляются в сфере государственного и представляют собой нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.
Во-вторых, каждый вид производств осуществляется преимущественно органами государственного управления и лишь некоторые группы дел в соответствии с действующим законодательством разрешают иные органы, их должностные лица.
В-третьих, общественные отношения, возникающие в ходе осуществления каждого вида производств, регулируются административно-процессуальными нормами.
Таким образом, административно-юрисдикционный процесс включает производства: по предложениям, заявлениям и жалобам граждан; по делам о дисциплинарных проступках; по применению мер административного пресечения; по делам об административных правонарушениях и др.
1.2 Принципы административного процесса
Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки. Попробуем разобраться в основных принципах административного процесса.
Принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции РФ. Его сущность состоит в том, что применение норм материального права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. Нормы реализуются в строгом соответствии с порядком, предписанным административно-процессуальными нормами, т. е. в административном процессе законность выступает в качестве требования строго соблюдать определенный порядок претворения в жизнь правил материальных норм административного и других отраслей права.
Административное производство
... основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных ... военнослужащим, вызываемым в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в качестве потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, ...
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — Ст. 1.6. п. 1. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия, унижающие человеческое достоинство.
Законность предполагает также охрану прав и законных интересов участников административного процесса. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника административного процесса последний может обжаловать незаконные действия должностных лиц органов исполнительной власти в суд.
Кроме судебного существует административный порядок обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, должностных лиц и других субъектов управления.
Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность их показаний. Этот принцип обязывает субъекта управления при рассмотрении дела использовать все имеющиеся в его распоряжении доказательства, относящиеся к делу, учесть и правильно их оценить.
В случае необходимости следует истребовать нужные документы, провести проверки, экспертизы и принять другие меры для объективного разрешения дела. Законодательство обязывает правоприменителя внимательно разобраться в существе дела, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке фактов. Принцип материальной истины особенно важен потому, что применение права субъектами управления сопряжено не только с установлением и анализом фактов и обстоятельств, но и с воздействием на эти факты и обстоятельства в процессе применения правовых норм. Так, сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения, налагая на правонарушителя штраф на месте, не только применяет соответствующую административно-правовую норму, но и непосредственно воздействует на виновного, т. е. он в одном лице является «следователем», «судьей» и «органом», исполняющим наказание.
Сущность принципа равенства человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, состоит в закреплении определенного административно-правового статуса, согласно которому каждый человек и гражданин независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равен перед законом и органом, который разрешает то или иное управленческое дело. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — Ст. 1.4. п. 1.
Современное состояние административной юрисдикции, процесса, производства
... лиц), заключающийся в рассмотрении административно-правовых споров и принятии по ним решений. 2. Административно-юрисдикционная деятельность тесно связана с понятиями административная юрисдикция административно-юрисдикционный процесс, административно-юрисдикционное производство. 3. Административно-юрисдикционное производство есть форма осуществления административно-юрисдикционной деятельности. ...
Кроме того, этот принцип предполагает необходимость оказания правовой помощи участнику административного процесса, если он в ней нуждается, и вместе с тем обязанность органа, разрешающего дело, следить за тем, чтобы участники административного процесса надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности.
Принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса и его доступности гражданам. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участвующих в деле лиц. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — Ст. 24.3. п. 1. Участникам процесса предоставляется возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами, знакомиться с материалами дела, документами, представлять доказательства. К участию в административном процессе могут привлекаться представители общественности, прессы. Многие решения оглашаются публично.
Принцип ведения дела на национальном языке о значает, что процесс ведется на русском языке или на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства на родном языке через переводчика. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — Ст. 25.10. Соблюдение этого принципа особенно важно для иностранных граждан и лиц без гражданства. административный процесс мера пресечение
Принцип экономичности и эффективности процесса направлен на обеспечение такой организации процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту процесса без излишнего обременения участников процесса. Экономичность и эффективность процесса во многом способствуют установленные законодательством точные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено и разрешено то или иное управленческое дело, исполнено принятое по делу решение. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — Ст. 29.6.
Принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение) . Согласно этому принципу должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или принятии незаконного акта (решения), несут дисциплинарную или иную ответственность. В административном процессе в качестве его субъектов (участников) выступают:
- граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства,
- государственные органы, предприятия и учреждения,
- государственные служащие,
- служащие общественных объединений.
Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. — СПб., 2007. — С. 220-221.
Совершенствование процесса кредитования юридических лиц (на примере ...
... анализ кредитных операций и системы кредитования юридических лиц в ЦОСБ №1806. 7. Предложить необходимые рекомендации по совершенствованию процесса кредитования юридических лиц в ЦОСБ № 1806 Структура. Бакалаврская работа ... или предоставления и мобилизации средств физических лиц и юридических лиц. Кредит воздействует на непрерывность процессов производства и реализации продукции предприятия и ...
Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. Они выступают в административном процессе в качестве:
- лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнения обязанностей,
- стороны административного спора, заявившей в органе требование о защите нарушенного или оспариваемого права, или стороны, к которой предъявлено требование о нарушении или оспаривании ею прав заявителя,
- третьего лица, т.
е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон,
- уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством,
- лица, привлекаемого к административной ответственности,
- потерпевшего, т.е.
лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб,
- лица, защищающего права и интересы других лиц,
- свидетеля, переводчика, эксперта.
В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику, которая обусловлена той ролью, которую выполняет гражданин в процессе. Однако законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.
Государственным органам принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, могут выступать в административном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).
Государственные предприятия, учреждения, объединения и другие юридические лица по тем же основаниям, что и государственные органы, могут быть участниками административного процесса. Общественные объединения и иные негосударственные организации могут выступать в административном процессе в качестве: негосударственного формирования, возбудившего административное дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административного спора; третьего лица; организации, защищающей права и интересы других лиц. Государственные служащие, будучи субъектами административного процесса, могут выступать в качестве: должностного лица, разрешающего управленческое дело; должностного лица, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением возложенных на него функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правого спора; представителя государственного органа или предприятия; третьего лица; лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. — СПб., 2007. — С. 222.
Проблема административной ответственности юридических лиц
... Ю. М. Административное право РФ. Учебник. М., 1997.. Таким образом, ответственность означает осознание лицом своих обязанностей и способность отвечать за свои поступки. Впрочем в современной юридической литературе, теория ...
2.1 Понятие и виды Административного производства
В научной литературе и в законодательстве отсутствуют общепринятые определения понятий «производство» и «административное производство» в частности, а также классификация их видов. Тем не менее, в гражданском судопроизводстве (процессе) четко выделяются понятия искового производства (ст. 113-230 ГПК), производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений (ст. 231-244 ГПК) и особого производства (ст. 245-281 ГПК).
Кроме того, выделяются процессуальные стадии производства в суде первой инстанции (раздел II ГПК), в кассационной инстанции (раздел III ГПК), в надзорной инстанции (глава 36 ГПК) и исполнительного производства (раздел V ГПК).
В уголовном судопроизводстве (процессе) также проводится дифференциация как по стадиям, так и по специфике процессуальных форм определенных категорий дел: досудебное (часть вторая УПК) и судебное (часть третья УПК) производства, в суде первой инстанции (раздел IX УПК), в суде второй инстанции (раздел XIII УПК), в надзорной инстанции (гл. 47 УПК), производства по уголовным делам подсудным мировому судье (гл. 41 УПК), рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей (гл. 42 УПК), в отношении несовершеннолетних (гл. 50 УПК), производства по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора (гл. 47 УПК) и о применении принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК).
Таким образом, в гражданском и уголовном процессах под производством понимаются как стадии рассмотрения дел, так и порядок рассмотрения их отдельных категорий.
П. И. Кононов, не давая самого определения административного производства, указывает лишь, что в структуре административного процесса в зависимости от существа, способов и результатов разрешения индивидуальных дел могут быть выделены различные административные производства. Он называет следующие их виды:
1. в административно-распорядительном процессе: регистрационное, лицензионно-разрешительное, государственно-экзаменационное, правопредоставительное, экспертно-удостоверительное, государственно-поощрительное и служебно-призывное;
2. в административно-принудительном процессе: административно-надзорное, административно-следственное, административно-исполнительное и производство по привлечению лиц к административной ответственности;
3. в административно-защитном процессе: производство по разрешению административных жалоб и по разрешению споров (разногласий) между административными органами, физическим и (или) юридическими лицами.
Признавая административное производство частью административного процесса, Д. Н. Бахрах определяет его как «особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, на основе общих и специальных процессуальных норм» и предлагает следующую классификацию видов производств:
1. в административно-правотворческом процессе: по принятию актов Правительством Российской Федерации; по принятию актов центральными федеральными органами исполнительной власти; по принятию указов и других актов главами исполнительной власти субъектов Федерации и др.
2. в административно-правонаделительном процессе: по комплектованию личного состава; по распределению ресурсов; по выдаче разрешений; по регистрации; надзорные и др.
3. в административно-юрисдикционном процессе: по жалобам граждан; по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное; исполнительное; по применению мер административного пресечения.
В классификации В.Д. Сорокина выделяются следующие виды административных производств:
1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;
2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;
3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
4. производство по организационным делам в аппарате государственного управления;
5. производство по делам о поощрениях в сфере государственного управления;
6. производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления.
1 Кононов П.И. Указ. соч. С. 23 — 24.
2 Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М., 1968. С. 76.
Производство по применению мер административного пресечения
К сожалению, процедура применения мер административного пресечения большинством административных органов нормативно не урегулирована не только федеральными законами, но даже и ведомственными нормативными правовыми актами и эти меры применяются соответствующими органами произвольно с учетом сложившейся административной практики. Такое положение, с нашей точки зрения недопустимо. Необходимо законодательное установление единой и четкой правовой процедуры применения всеми административными органами типовых мер административного пресечения.
Производство по применению мер административного обеспечения исполнения публичных обязанностей
а) исполнительное производство, в ходе которого органами Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ обеспечивается принудительное исполнение судебных актов и актов административных органов; урегулированное Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
— б) производство по принудительному списанию органами федерального казначейства в бесспорном порядке с нарушителей бюджетного законодательства суммы средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, суммы средств федерального бюджета, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек, суммы процентов за пользование средствами федерального бюджета,срок уплаты колторых наступил, пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета и несвоевременное перечисление процентов, урегулированное статьей 285 Бюджетного кодекса РФ и Инструкцией о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ № 35н от 26.04.2001г.
в) производство по принудительному взысканию налоговыми органами с налогоплательщиков недоимки по налогам и пени за просрочку уплаты налогов, урегулированное статьей 101 Налогового кодекса РФ и Инструкцией о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утвержденной приказом МНС РФ № АП-3-16/ 138 от 10.04.2000 г.
Общие правовые основы осуществления производств по применению мер административного пресечения и мер административного обеспечения исполнения публичных обязанностей действующим федеральным законодательством не установлены.В частности, не определен исчерпывающий перечень мер административного пресечения и обеспечения исполнения публичных обязанностей, общие требования к процедуре применения каждой из таких мер.Установление таких общих правовых основ и процедур применения указанных административно-принудительных мер является одной из важнейших задач федерального законодателя. Эта задача может быть решена путем разработки и принятия специального федерального закона «О правовых основах административного принуждения в Российской Федерации».
Производство по применению мер административной ответственности, предусмотренных отдельными федеральными законами — это властная деятельность компетентных административных органов по применению в отношении индивидуально определенных физических и юридических лиц специальных мер административной ответственности,предусмотренных не Кодексом РФ об административных правонарушениях, а иными федеральными законами, в порядке, определенном специальными нормативными правовыми актами.
Примерами данного производства являются, в частности, производство по взысканию органами федерального казначейства штрафов за нарушение бюджетного законодательства, производство по взысканию Центральным банком РФ штрафов с кредитных организаций за неисполнение выданных им предписаний, производство по взысканию судебными притавами-исполнителями штрафов с должников, не исполняющих исполнительные документы.
Производства по применению мер административной ответственности, предусмотренных отдельными федеральными законами, либо вообще не урегулированы действующим федеральным законодательством, либо урегулированы недостаточно полно. Например, производство по наложению антимонопольными органами штрафов на хозяйствующие субъекты, на государственные органы и органы местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, в нас тоящее время вообще нормативно не урегулировано. Также абсолютно не урегулированы законодательно и производства по наложению штрафов Центральным Банком РФ, судебными приставами-исполнителями. По нашему мнению, в такой ситуации необходимо либо незамедлительно нормативно урегулировать порядок осуществления этих отдельных производств, либо, распространить на эти производства процедуру привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Производство по административным жалобам граждан
Работа с жалобами граждан — особый вид административной деятел
В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.
Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию.
Жалобу, к????ая направляется в подчиненную организацию, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы.
В случае если жалоба будет повторной, то к ней крайне важно приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.
Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации).
Прежде всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.
Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.
На ???й стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:
1. лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;
2. знакомиться с итоговыми материалами проверки;
3. представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;
4. пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика.
В случае если жалоба коллективная, ??????????ующие права реализует представитель подписантов.
Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу.
Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие ??????????ующие выводы и предложения.
Третья стадия — принятие решения по жалобе. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ??? в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) будет центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве.
Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).
Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из ???го правила установлены три исключения.
1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
2. В случае если для разрешения обращения крайне важно проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.
3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — семидневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
В случае если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье — с ее автором.
Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы: со дня ее поступления в организацию, обязанную решить вопрос по существу.
Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При ???м, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день.
В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:
1. о полном удовлетворении жалобы;
2. о частичном удовлетворении жалобы;
3. об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).
По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам не подведомственности.
В случае если жалоба не подведомственна органу, учреждению, то ее еще на стадии первичной обработки следует направить в компетентную организацию. В случае если же факт не подведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть направлен уполномоченному органу, учреждению. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности.
Но если дело подведомственно суду, об ???м сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;
4. о разъяснении по поставленным вопросам (о их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).
Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего крайне важно выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.
Дисциплинарное производство в административном процессе.
Дисциплинарное производство — ??? регулируемая правовыми норм
Это — составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. По???му общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ дисциплинарному производству посвящено около 30 статей. Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, к????ый бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.
В дисциплинарном производстве можно различить четыре стадии:
- служебное разбирательство (расследование);
- рассмотрение дисциплинарного дела;
- пересмотр дела;
- исполнение наложенного взыскания.
На первой стадии выбудет, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии на базе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать, в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и неотмененные взыскания должны быть исполнены. Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода — поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.
Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при ???м составляться какие-либо документы. Вполне понятно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т. д. Во всех случаях у члена коллектива должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности. В случае если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то традиционно его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю. Ему же могут поступить материалы дела об административном правонарушении.