Муниципальная собственность (2)

Содержание скрыть

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

1.1 Категория «собственность» в общественных науках

Рассматривая муниципальную собственность необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие «собственность», его понимание наукой. В науке существуют довольно многочисленные и весьма неоднозначные толкования этого вопроса.

В своем простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определённым лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.

Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определённым образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду.

Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определённых лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этого прав, узаконенных возможностей распоряжаться объектом собственности, использовать их по своему усмотрению.

Отношения, возникающие между людьми, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности, принято называть отношениями собственности Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб.пособие для вузов 2-е изд., перераб. и доп. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой — правовые отношения, так как они регулируются законами, прежде всего — Гражданским Кодексом РФ.

Таким образом, собственность есть одновременно экономическая, правовая, финансовая категория Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб.пособие для вузов 2-е изд., перераб. и доп. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Общеупотребимое понятие собственности включает три простейших составляющие:

  • объект собственности, например, какую-либо вещь;
  • субъект собственности, то есть какое-либо лицо;

— отношения между объектом и субъектом, называемое «принадлежностью», которое подразумевает, что субъект собственности может делать с объектом собственности то, что пожелает, или что объект собственности находится в его полной (абсолютной) власти Ковешников Е.М. Муниципальное право России: Учеб.пособие — М.: ИНФРА-М, 2003 — 176 с.

5 стр., 2297 слов

Государственная собственность как объект управления (2)

... которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций. Государственная собственность разделяется на две части, ... возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также ...

Собственность как принадлежность означает наличие связи между субъектом (человеком, группой или сообществом людей, хозяйствующими субъектами, организациями, учреждениями, органами власти и управления), с одной стороны, и объектом (любой субстанцией материального мира в виде материально-вещественных объектов и духовных ценностей, информации), с другой стороны, эта связь проявляется в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.

Собственность как объект означает все то, что становится предметом, объектом принадлежности определённому субъекту (индивиду, группе, множеству индивидуальных субъектов).

Субъект собственности (собственник) — лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на данный объект, представитель активной стороны отношений собственности. Наличие конкретного субъекта собственности, олицетворяющего, реализующего право собственности, есть обязательное условие возникновения и действия отношений собственности Ковешников Е.М. Муниципальное право России: Учеб.пособие — М.: ИНФРА-М, 2003 — 176 с.

Согласно Конституции РФ (ст.8 п.3) и ГК РФ (ст.212) в России признаются следующие формы собственности (Приложение 1, 2):

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • иные формы Конституция РФ — СПб, 2000.

Из таблицы 1, в которой приведено число предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января), можно увидеть, что на 1 января 2007 года частная форма собственности является наиболее распространенной в РФ. А на долю муниципальной собственности приходится 5,9% всех предприятий и организаций.

Таблица 1. Число предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января Российский статистический ежегодник 2007 г., М, стр.331)

Тысяч

В процентах к итогу

2000 г.

2002 г.

2004 г.

2000 г.

2002 г.

2004 г.

Всего:

в том числе

3106

3594

4150

100

100

100

по формам собственности:

государственная

150

155

161

4,8

4,3

3,9

муниципальная

198

231

246

6,4

6,4

5,9

частная

2312

2726

3,238

74,4

75,8

78,0

Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

213

237

252

6,9

6,6

6,1

Прочие формы собственности

234

245

253

7,5

6,8

6,1

1.2 Общесоциальный характер собственности

Муниципальное образование в лице органов местного самоуправления призвано осуществлять свою деятельность по решению вопросов местного значения, «исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6 окт. 2003 г.// Собрание законодательства РФ. — 2003 — № 131. Очевидно, что защищать интересы местного сообщества органы МСУ могут, не только осуществляя законотворческую деятельность, представляя интересы местного населения на вышестоящем (государственном) уровне или иными действиями, но и во многом за счет использования муниципальной собственности, составляющей экономическую основу местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 28).

Вопросы местного значения, решаемые посредством пользования и распоряжения собственностью, относятся к самым разным сферам. Само понятие «собственность» является, прежде всего, экономической категорией, а юридическое закрепление объектов собственности является значительным фактором в межсубъектных взаимоотношениях. Тем не менее, отношения собственности (на местном уровне это видно лучше) присутствуют и в духовной, и в социально-политической сферах жизни общества. Таким образом, «собственность носит общесоциальный характер» Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 29. как одну из её содержательных черт.

В перечисленных выше сферах складываются отношения присвоение и отчуждение — основы отношений собственности. В социально-политической сфере жизни общества неизбежно распределение власти, привилегий, возможностей и гарантий. Духовная сфера включает в себя присвоение и отчуждение (даже элементарное использование) идей, знаний, информации, художественных произведений и др. Данные явления в этих сферах должны существовать в определённой общественной форме, то есть в виде собственности. В то же время стоит отметить, что, например, одной из функциональных статей расходов местных бюджетов является «организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления» Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 492. (Бюджетный Кодекс РФ, ст. 87).

Этот пункт показывает участие отношений собственности в социально-политической и духовной сферах жизни населения (в данном случае органы МСУ через отношения собственности участвуют в жизни общества).

Общесоциальный характер собственности доказывается также тем обстоятельством, что все участники общественной жизни (всех её сфер) могут быть субъектами каких-либо отношений собственности. К примеру, объектами социальной сферы, такими как кинотеатры, различные развлекательные комплексы, могут владеть частные и юридические лица. Как участники общественной жизни могут стать субъектами отношений собственности, так и любые жизненные блага могут выступать в качестве объекта таких отношений.

Таким образом, видно, что отношения собственности проникают во все сферы жизни человека и общества в целом.

муниципальный собственность экономический

1.3 Сущность категории «муниципальная собственность»

Категория «муниципальная собственность» рассматривается как совокупность общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества по поводу присвоения и отчуждения муниципальных общественных благ.

Объективная природа муниципальной собственности состоит в том, что она возникает, существует и функционирует не столько по усмотрению и воле отдельных индивидов, групп людей, сколько под воздействием естественных, необходимых потребностей (материальных, социальных, духовных) местных сообществ.

Собственность есть первостепенное социальное условие жизнеобеспечения человеческого общества. Муниципальную собственность можно рассматривать как одно из первостепенных социальных условий жизнеобеспечения членов местного общества.

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования).

Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью» Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6 окт. 2003 г.// Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 131. И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

1) глава муниципального образования;

2) представительный орган муниципального образования;

3) структурные органы и подразделения местной администрации;

4) орган управления муниципальным хозяйством;

5) муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

6) другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

Объекты муниципальной собственности — это муниципальные общественные блага (материальные, социальные, духовные), которые присваиваются и отчуждаются.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории, а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты).

Это одна из важнейших особенностей муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия — в соответствии со ст. 113 ГК РФ — являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Муниципальная собственность как основа реализации муниципальных экономических интересов

Эффективность процесса реализации интересов муниципалитета зависит от степени интегрированности экономических, политических, социальных и психологических факторов общественной жизни и во многом определяет уровень благосостояния населения. Весьма актуальной представляется проблема вовлечения всех секторов экономики муниципального образования в процесс реализации муниципальных интересов, а также разработка методики расчета социально-экономической эффективности деятельности учреждений социального обслуживания, что позволит выявить пробелы и недоработки механизма реализации муниципальных интересов.

Базовым правовым актом федерального уровня, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет государственные гарантии его осуществления. Согласно принципу соответствия объема и характера объектов собственности характеру задач, решаемых в рамках административно-территориального образования в интересах его населения, в рамках проводимой в России реформы отношений собственности муниципалитетам было передано 80% всего жилищного фонда, 76% — дошкольных учреждений, 82% — объектов здравоохранения, 84% — спортивных сооружений и т.д. В российских регионах отмечается определенный рост показателей эффективности использования объектов муниципальной собственности и усиление роли местных органов самоуправления в данном процессе. Согласно официальным данным, удельный вес неналоговых денежных доходов от использования муниципальной собственности в общем объеме доходов местных бюджетов в 2007 г. составил 4,8%, а в отдельных регионах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов — 12,5% и 9% соответственно. Прибыль от деятельности муниципальных унитарных предприятий, численность которых превысила 45 тыс., обеспечила в 2007 г. от 0,5% (Уральский федеральный округ) до 66,5% доходной части местных бюджетов (Дальневосточный федеральный округ) и составила 4,7 млрд. рублей Российский статистический ежегодник 2007 г., М, стр.331. Многочисленные организации и предприятия муниципальной формы собственности являются источником дополнительных рабочих мест.

В то же время следует признать, что в современной России отсутствует четкое правовое регулирование отношений муниципальной собственности; сужена возможность развития услуг на уровне муниципальных образований в силу жесткой привязки вопросов местного значения к пообъектному составу муниципального имущества и императивности требований к процедуре передачи муниципального имущества; не приведен в соответствие с новой структурой местного самоуправления порядок разграничения имущества, находящегося в публичной собственности; не разработаны принципы управления муниципальным имущественным комплексом.

Муниципалитет является социально-экономическим образованием, в рамках которого сосредоточены объекты, чья специфика заключается в том, что их функционирование невозможно или нецелесообразно в рамках частного сектора. Это определяется, кроме экономических особенностей муниципального хозяйства, также технологическими и социальными факторами. В силу этого в условиях высокой динамичности институциональной структуры современной российской экономики процесс трансформации старых и создания новых институтов и экономических организаций, обеспечивающих достаточный уровень производства общественных благ и услуг для населения территории, приобретает особую значимость.

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития муниципального хозяйства в условиях общего экономического кризиса должен основываться на максимальном использовании имеющихся потенциальных возможностей. В связи с этим, финансирование необходимых для реконструкции муниципального хозяйства инвестиций может быть осуществлено на основе эффективного использования имеющегося в муниципальном образовании потенциала — объектов муниципальной собственности Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 608 с..

Анализ объектов муниципальной собственности показывает, что они носят многофункциональный и целевой характер и предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей населения муниципального образования. В то же время сам объект муниципальных отношений связан с теми интересами и противоречиями, которые несут в себе субъекты муниципальной собственности. Общий интерес всех участников этих отношений состоит в обеспечении развития определенного муниципального образования, создания такой системы жизнеобеспечения, которая была бы направлена на удовлетворение общественных потребностей особого рода, ориентированных, в первую очередь, на социальную составляющую территории. Поэтому объекты муниципальной собственности предназначены для производства общественных благ. Эти общественные блага требуют особого присвоения, выражающегося в совместном их потреблении всеми членами данной территориальной общности. В результате формируется особая форма собственности на объекты, обеспечивающие производство общественных благ (прежде всего, услуг,необходимость которых возникает из совместного проживания людей на данной территории — водопровод, связь, канализация, электро-, газо-, теплоснабжение, уборка мусора, освещение улиц и т.д.), основанная на опосредованном соответствующими социальными институтами совместном присвоении значимых для жителей данной территории благ, — муниципальная собственность.

В рамках развития отдельной территории возникает необходимость в производстве таких благ, которые частный сектор не способен или не заинтересован производить, — общественных благ. Их производство становится необходимым вследствие того, что отказы рынка ставят экономических субъектов перед необходимостью замены существующих условий хозяйствования. Поэтому создаются институциональные формы экономической координации и, в первую очередь, институт муниципальной собственности, способный ликвидировать те негативные последствия, которые привносят в общество рыночные провалы. Именно поэтому формирование данного института становится необходимым условием эффективного функционирования не просто рыночной, а именно единой социально-экономической системы в рамках определенной территории — муниципального образования.

2.2 Муниципальные предприятия и муниципальные учреждения, В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления вправе:

1) создавать муниципальное предприятие и учреждение;

2) Участвовать в создании хозяйственных обществ.

В отношении муниципальных организаций органы местного самоуправления наделены дополнительными полномочиями, поскольку осуществляют полномочия собственника. Муниципальные организации создаются исходя из потребности населения муниципального образования в соответствующей продукции, услугах и т.д.

Учреждение — это организация, устав которой в качестве основных целей деятельности не предусматривает получения прибыли Ковешников Е.М. Муниципальное право России: Учеб.пособие — М.: ИНФРА-М, 2003 — 176 с.. Основной целью деятельности учреждения является выполнение какой-либо социальной функции или функций. К учреждениям относятся детские сады, больницы, образовательные учреждения и пр.

Признаки учреждения:

1) Осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2) Финансируется полностью или частично учредителем.

3) Отвечает по обязательствам своими денежными средствами.

4) Имущество формируется за счет переданных им собственником средств. На это имущество учреждения приобретают право оперативного управления с сохранением права собственности за передающим субъектом.

5) Собственник соответствующего имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности денежных средств.

6) Учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с целями деятельности с согласия собственника.

7) Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое имущество.

8) Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

4) Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, имуществом.

5) Собственник вправе изъять лишнее или не по назначению используемое оборудование.

Предприятие — организация, одной из уставных целей которой является получение прибыли. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования Ковешников Е.М. Муниципальное право России: Учеб.пособие — М.: ИНФРА-М, 2003 — 176 с..

Муниципальные предприятия, учреждения, организации имеют, как и прочие организации, собственный устав. Устав муниципального предприятия, учреждения, организации — нормативно-правовой акт, устанавливающий режим данного предприятия, учреждения, организации, права, обязанности, ответственность работников и другое, нормы которого обязательны для всех внутри данной организации.

Муниципальные учреждения, предприятия и организации наделяются собственностью, необходимой для их функционирования. Эта собственность передается им органами местного самоуправления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальные предприятия, учреждения, организации, имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Так, из приложения 3, мы видим, что в 2007 г. в муниципальный бюджет Самарской области от приватизации муниципальной собственности поступило 642 092 тыс.рубФедеральная служба государственной статистики — [Электронный документ] — http://www/gks.ru , что показывает эффективность существования муниципальных предприятий.

ГЛАВА 3. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

3.1 Объекты муниципальной собственности

Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003г., в состав муниципального имущества входит:

1) Имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;

2) Имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Федеральный закон 2003г. конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находится в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. Общий подход состоит в том, что в муниципальной собственности должно находится только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на 2 группы: имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления. Имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (это право подлежит отмене) или оперативного управления. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну муниципального образования Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве..

Природные ресурсы и, в первую очередь земля, являются важнейшей предпосылкой комплексного развития территории. Платежи за землю являются одним из основных источников доходов местных бюджетов. Земля имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость.

В России отношение к земле, как к стоимости, только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов. Федеральный закон 2003г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования планирование застройки территории, территориальное зонирование земель, установление правил землепользования и застройки территории, изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использование земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий. Кроме того, на городские округа и муниципальные районы возложены функции ведения кадастра землеустроительной и градостроительной документации. Однако распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с Федеральном законом 2003г. из прочих природных ресурсов в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктах. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Какой-либо системы оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в муниципальной собственности, законом не установлено.

В соответствии с Федеральным законом «О недрах» порядок предоставления недр в пользование для создания объектов местного значения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

К таким объектам относятся:

1) Линии коммуникаций для водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи и другие объекты, предназначенные для жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий местного значения,

2) Транспортные сооружения местного значения — путепроводы, подземные переходы и т.д.

3) Подземные сооружения глубиной до 5м — погреба, подвалы и другие виды хранилищ, используемые гражданами для своих нужд (хранение продуктов питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства и т.д.), но не предназначенные для использования в производственных и технологических целях.

3.2 Основные способы формирования муниципального имущества

Процесс формирования муниципальной собственности неоднократно оказывался в центре внимания при обсуждении проблем местного самоуправления. Большинство муниципальных образований пошло по пути принятия решений о передаче в муниципальную собственность объектов, соответствующих предметам ведения местного самоуправления. Однако процесс передачи носил спонтанный и затяжной характер, а решение принималось по каждому конкретному объекту. Очевидно, что подобные вопросы должны стать объектом регулирования законодательства субъектов Федерации.

Например, по объектный состав собственности муниципальных образований Санкт-Петербурга предлагается закрепить соответствующими законами. Причем объекты, являющиеся структурными подразделениями предприятий (учреждений), передаваемых в муниципальную собственность, подлежат реорганизации в самостоятельные предприятия (учреждения) — юридические лица. Право собственности муниципальных образований на предприятия и находящиеся в оперативном управлении учреждений объекты недвижимости возникает с момента его государственной регистрации Ковешников Е.М. Муниципальное право России: Учеб.пособие — М.: ИНФРА-М, 2003 — 176 с..

Можно выделить следующие основания возникновения права муниципальной собственности:

1) Разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность

2) Передача объектов государственной собственности — федеральной и собственности субъектов Федерации — в муниципальную собственность

3) Взимание налогов и сборов, иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет

4) Приобретение имущества путем совершения гражданско-правовых сделок (договора купли-продажи, дарения, мены и д.р.)

5) Объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

6) Разграничение муниципальной собственности

7) Получение доходов, продукции в результате использования муниципальной собственности

8) Иные основания, предусмотренные законодательством

Понятие «муниципальная собственность» было закреплено в 1991г. в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Одновременно был расширен ее состав. Органы местного самоуправления получили право на преимущественные приобретения находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могли использоваться для местных нужд. Однако законом не был предусмотрен конкретный механизм преобразования объектов государственной собственности в муниципальную, в нем не содержались критерии необходимости и целесообразности передачи объектов местным Советам.

Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов и районов, был разработан только в 1992г. В перечень включались только те объекты, которые по закону могли быть отнесены в муниципальной собственности; перечень разрабатывался комитетом по управлению имуществом города или района и утверждался представительным органом местного самоуправления.

С 1995г. состав муниципальной собственности в целом регулируется Федеральном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законодательстве ряда субъектов Федерации структура муниципальной собственности раскрывается более подробно Ковешников Е.М. Муниципальное право России: Учеб.пособие — М.: ИНФРА-М, 2003 — 176 с..

Очевидно, что в муниципальную собственность будут передаваться лишь объекты, имеющие местное значение, в соответствии с предметами ведения местного самоуправления.

Ряд проблем возникает при обосновании необходимости передачи в муниципальную собственность объектов здравоохранения и образования. В этой сфере уже сложилась своеобразная иерархия: существуют федеральная, региональная и муниципальная системы с соответствующими каналами финансирования. Субъектам Федерации было бы целесообразно законодательно закрепить распределение таких объектов по уровням управления (что уже сделано во многих западных странах, а в России — в Астраханской и Воронежской областях).

Перечень передаваемых объектов может быть расширен за счет объектов федеральной собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и необходимых для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории. Если объекты федеральной собственности содержались и финансировались за счет средств местного бюджета или если федеральные органы приняли решение о передаче в связи с освобождением федеральных государственных органов от не свойственных им функций в хозяйственно-экономической сфере, то одновременно с передачей собственности должны передаваться финансовые средства на их содержание, восстановление, реконструкцию.

Важнейший вопрос, возникающий при передаче собственности, — это вопрос о финансировании передаваемых объектов. Представляется целесообразным передавать безвозмездно государственные объекты, имеющие местное значение либо предназначенные для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Инициаторами передачи могут быть как государственные органы власти, так и население муниципального образования или органы местного самоуправления. В передаче объектов собственности может быть отказано, если это может ущемить интересы Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или привести к разрушению единых технологических циклов и комплексов, если имеется ограничение на отчуждение объекта (имущества) государственной собственности. Вместе с тем органы местного самоуправления в праве отказаться от принятия объектов в следующих случаях: если функциональное значение передаваемых объектов в собственности не соответствует предметам ведения местного самоуправления; если содержание, восстановление объектов требует финансовых средств или может являться экономически убыточным, а передача финансовых средств на эти цели не предусматривается. Отказ можно считать обоснованным, если передаваемые финансовые средства не соответствуют затратам на содержание или восстановление передаваемых объектов а также если объект является экологически опасным, а его дальнейшее перепрофилирование не возможно.

Процедура передачи зависит от того, кто выступает с инициативой, какая цель при этом преследуется. Поэтому возможны четыре схемы передачи государственной собственности в муниципальную:

1) Если передача осуществляется по инициативе федеральных или региональных органов исполнительной власти, соответствующие министерства, комитеты и департаменты, в ведении или оперативном управлении которых находится имущество, вносят предложения в Минимущество РФ или в региональный комитет по управлению имуществом о необходимости передачи объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они расположены.

2) Если инициатором передачи муниципальной собственности в муниципальную выступает муниципальное образование, то предусматривается несколько иной порядок.

3) Если объекты государственной собственности передаются в целях комплексного социально-экономического развития муниципального образования, то передача осуществляется Правительством РФ или Правительством субъекта Федерации.

4) Передача федеральных объектов при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусматривает особую процедуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью написания данной работу ставилось раскрытие сущности муниципальной собственности, её места и роли в системе рыночной экономики.

При поэтапном изучении вопроса муниципальная собственность были сделаны следующие выводы. Очевидно, что отношения собственности влияют на взаимоотношения различных субъектов гражданского общества. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной, является социальная. Муниципальная собственность направлена на обеспечение населения теми благами, которые не способен или не хочет производить частный сектор. Деятельность более половины муниципальных предприятий направлена на обеспечение жизнедеятельности населения, так по статистическим данным в среднем по районам России в сфере жилищно-коммунального хозяйства приходиться около 16 муниципальных учреждений и предприятий, в сфере бытового обслуживания 10, в сфере образования 149.

Рыночная ценность муниципальной собственности как экономического комплекса определяется способностью собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства либо экономить их. Ценность её определяется объёмом тех денежных средств, которые появляются либо могут появиться у муниципального образования при эксплуатации муниципальной собственности. В российских регионах отмечается определенный рост показателей эффективности использования объектов муниципальной собственности. Расчеты показывают что за счет использования муниципального имущества в регионах России, в среднем, удельный вес неналоговых денежных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов в 2007 г. составил около 9%. А прибыль получаемая от муниципальных предприятий и учреждений составила, в среднем, 30% доходной части местных бюджетов. Эти показатели свидетельствуют об эффективности использования муниципальной собственности.

Однако, сегодня состояние муниципальной собственности в РФ характеризуется множеством отрицательных явлений: муниципальные предприятия в основном убыточны, учреждения — высокозатратны, а местные бюджеты в большинстве своём дотационные, обеспечение населения отдельными видами социальных услуг, как правило, ниже социальных стандартов. Потому необходимо провести дополнительные меры по повышению эффективного использования муниципальной собственности.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravo-munitsipalnoy-sobstvennosti-2/

1. Конституция РФ — СПб, 2000

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123 — ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».// Собрание законодательств РФ. — 1997 — 30 — ст. 3595

3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 окт. 2003 г.// Собрание законодательства РФ — 2003 — № 131

4. Закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161 от 14 нояб. 2002 г.

5. Федеральная служба государственной статистики — [Электронный документ] — http://www/gks.ru

6. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 608 с.

7. Ковешников Е.М. Муниципальное право России: Учеб.пособие — М.: ИНФРА-М, 2003 — 176 с.

8. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/ Иванов В.В., Коробова А.Н. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 492 с.

9. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб.пособие для вузов 2-е изд., перераб. и доп. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2005

10. Жуков В.Н. Российское местное самоуправление// Муниципальная власть. 2009 — № 1

11. Российский статистический ежегодник 2004 г., М, стр.331, Приложение 1. Экономические виды собственности, Приложение 2. Юридические виды собственности

Приложение 3. Распределение средств, полученных от приватизации муниципального имущества в 2007 г. (тыс. руб.)

Получено средств от покупателей муниципального имущества

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей муниципального имущества — всего

Из них

В федеральный бюджет

В бюджеты субъектов РФ

В муниципальный бюджеты

Приволжский

федеральный округ

16213874

16296209

1102599

5423190

9609374

Республика Марий Эл

672052

672052

165

41126

630119

Республика Мордовия

206290

206290

93822

108558

Республика Татарстан

1026141

1025920

224883

732070

Удмуртская Республика

1272548

1328313

539904

784599

Чувашская Республика

495211

495211

239080

250839

Пермский край

3528070

3551776

30901

1428143

2090980

Кировская область

560076

560146

210

154817

404113

Нижегородская область

3113583

3110551

126422

773228

2205131

Оренбургская область

230126

230126

31489

198001

Пензенская область

212400

212400

3193

208697

Самарская область

1609249

1609249

875902

34246

642092

Саратовская область

414702

421173

34118

24347

362708