Одним из самых распространенных, но и самым сложным следственным действием является допрос. Ни одно уголовное дело не может обойтись без допросов.
Совершая преступное посягательство, виновный, кроме материальных, оставляет еще и идеальные следы образы в сознании людей. Потерпевшие, свидетели-очевидцы, соучастники содеянного, сами злоумышленники сохраняют их в памяти, становясь, таким образом, носителями информации, необходимой для установления истины по расследуемому уголовному делу. Получение таких сведений путем допроса очень важная и трудная задача. Поэтому становится очевидна и актуальность темы данной курсовой работы.
Для проведения допроса, позволяющего получить показания, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о событии преступления или связанных с ним лицах, событиях, необходимо умелое, построенное на научных основах, применение тактико-криминалистических приемов и рекомендаций.
В тоже время это очень сложное следственное действие, а допрос несовершеннолетнего
Процесс расследования с участием несовершеннолетнего
Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями.
Дискуссионным вопросом рассматриваемой темы является нижний возрастной порог, начиная с которого можно допрашивать свидетелей и потерпевших. Можно согласиться с мнением
Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего
Вопросы, выносимые при рассмотрении моей курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и общие черты допроса несовершеннолетних.
- Описать тактические приемы допроса несовершеннолетних и установления психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним.
- Охарактеризовать конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних.
Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.
Понятие допроса. Виды допросов. Особенности допроса несовершеннолетних
... защитника по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным. Поэтому в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать вопросы ... оценки и использования доказательств. В работе исследуется криминалистическая сущность и виды допроса, общие тактические положения допроса. 1.Допрос — это процесс получения ...
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста.
Отсюда следует, что несовершеннолетний обвиняемый – лицо, привлеченное в качестве обвиняемого за преступление, которое оно совершило в
По общему правилу, уголовная ответственность за совершение любого преступления наступает, если обвиняемый достиг шестнадцати лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ).
По делам о некоторых тяжких, насильственных и корыстных, а также других преступлениях, круг которых очерчен в уголовном законе, несовершеннолетний подлежит привлечению в качестве обвиняемого по достижении четырнадцати лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).
Сущность допроса – в психологическом воздействии допрашивающего на допрашиваемого с целью получения от последнего сведений о событиях преступления, лицах, его совершивших, характере и размере причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его совершения 4 . При допросе могут быть получены сведения и о других обстоятельствах, подлежащих выяснению по уголовному делу.
Допрос — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это самое распространенное, но и самое сложное следственное действие. В рамках уголовного дела общение следователя с
Допрос несовершеннолетних представляет особую сложность, так как психическая деятельность детей и подростков еще окончательно не сформировалась и подвержена серьезным изменениям при минимальных воздействиях извне. Значимость допроса несовершеннолетних состоит не только в получении показаний от лиц, обладающих сведениями, имеющими значение для расследуемого дела, но и в том, что он используется для воспитательного
Для следователя показания — источник доказательств, а содержащиеся в них фактические данные — доказательства. Для подозреваемого и обвиняемого показания — средства защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного действия. 7
Работа по уголовному процессу “Предъявление обвинения и допрос обвиняемого”
... дополнительное расследование, в связи с чем значительно возрастает важность проведения допроса строго в соответствии с правилами УПК. В данной работе будут рассмотрены основные положения, касающиеся предъявления обвинения и допроса обвиняемого, изучены ...
Допросу несовершеннолетнего обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка. Подготовка включает собирание достаточно полной информации о психических и физических качествах несовершеннолетнего, об условиях его жизни, быта, воспитания. Во главу угла при подготовке к допросу следует поставить изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого. Для достижения указанных целей необходимо использовать методы разработанные криминалистикой, юридической психологией, логикой, и педагогикой в комплексе.
Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего
Знание возможностей распознания следователем особенностей свойств нервной системы
Основная цель допроса несовершеннолетнего
Общая цель допроса — это установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о преступлениях
Допрос обвиняемого, в т.ч. несовершеннолетнего — это следственное действие, характерное только для такой формы расследования, как предварительное следствие (по уголовным делам, подследственным органам дознания, допрос несовершеннолетнего обвиняемого возможен в исключительных случаях).
Учитывая важность этого следственного действия, Тетюев С. В. приходит к выводу о необходимости расследования всех дел о преступлениях
Привлечение в качестве обвиняемого: Вопросы теории, практики ...
... очередь не возможно без дальнейших теоретических разработок в данной сфере. Целью дипломной работы является всестороннее рассмотрение привлечение в качестве обвиняемого, правового статуса обвиняемого как участника уголовного судопроизводства, проведения анализа действующего законодательства и ...
При проведении допроса несовершеннолетнего обвиняемого следователь не должен привлекать должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-
Возможно, при производстве иных следственных действий его присутствие будет весьма полезно, но вряд ли оно будет оправдано при допросе несовершеннолетнего, особенно после того, как оперативный сотрудник «уже «беседовал» с допрашиваемым и сумел внушить ему страх перед своей персоной»11 . Представляется, что в данном случае будет иметь место психологическое давление на допрашиваемого, поскольку подросток лишается возможности самостоятельного выбора линии поведения, что недопустимо в процессе производства следственных действий.
В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16- летнего возраста, по усмотрению следователя либо по ходатайству защитника может участвовать педагог (ст. 397 УПК).
Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше 16 лет, если он признан умственно отсталым. Педагог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему обвиняемому и по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала допроса следователь разъясняет педагогу его права, о чем делает отметку в протоколе допроса. С одной стороны, участие педагога в допросе несовершеннолетнего помогает следователю наладить контакт с несовершеннолетним, что важно для установления обстоятельств совершения преступления и роли в нем обвиняемого. С другой стороны — для несовершеннолетнего
К педагогу, приглашаемому для участия в допросе
Одно и то же знакомое подростку лицо (например, классный руководитель) может выступать в качестве педагога на допросе обвиняемого и отдельно допрашиваться в качестве сведущего свидетеля о личности несовершеннолетнего, его возрастных особенностях, поведении и окружении.
Психолог, педагог может оказать значительную помощь в определении особенностей восприятия, запоминания, воспроизведения информации, состояний нервной системы, акцентуаций характера, интеллектуальных особенностей и т. д. Активное взаимодействие следователя с психологом и педагогом поможет избежать как лжесвидетельства, так и добросовестного заблуждения в ходе получения показаний от несовершеннолетних 13 .
Одной из особенностей допроса несовершеннолетнего
Производство уголовных дел по делам несовершеннолетних
... 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, участие защитника по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным. Поэтому в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать вопросы своему подзащитному, а ...
Участие законного представителя не заменяет участия защитника. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, не достигшего к моменту проведения допроса 16-летнего возраста, кроме обязательного участия защитника, обязательным должно быть участие педагога или психолога (ст. 425 УПК РФ).
Защитник обязан реагировать на любые нарушения закона и прав допрашиваемого, допускаемые следователем — например, если он ставит перед несовершеннолетним наводящий вопрос. Такие вопросы способны путем внушающего воздействия на допрашиваемого лишь извратить ту информацию, которой он располагает, и привести к ошибкам в показаниях. На допросе несовершеннолетнего обвиняемого наводящие вопросы особенно опасны, т.к. дети по сравнению со взрослыми более внушаемы 14 .
Как правило, несовершеннолетние обвиняемые допрашиваются в кабинете следователя или другом служебном помещении либо в помещении следственного изолятора, если несовершеннолетний заключен под стражу в порядке меры пресечения. В то же время не исключены случаи, когда несовершеннолетнего