Понятие, виды, проблемы и способы социального регулирования
.
Социальное регулирование включает в себя право (в широком смысле), законодательство, сложившиеся традиции (табу, установки поведения по принципу «так принято», технические правила, в том числе вновь создаваемые).
Социальное регулирование в целом и его важнейшие компоненты — правовое и политическое регулирование — предполагают не только приспособление таких систем к изменяющимся условиям, но и создание с помощью своих сознательных компонентов нормальных условий для их функционирования и развития.
Можно выделить нормативные и ненормативные социальные регуляторы.
К нормативным регуляторам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение).
Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых странах).
Совокупность нормативных регуляторов образует социальную нормативно-регулятивную систему, оказывающую воздействие на поведение индивидов в обществе.
К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он проявляется как в культуре различных национальных общностей, среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных групп, так и всего общества в целом.
Главная роль в системе социального
Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в
Общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью ...
... понятие и признаки юридического лица. Описать организационно-правовые формы юридических лиц. Раскрыть сущность понятий «общество с ограниченной ответственностью» и «общество с дополнительной ... иностранные слова), направленное на индивидуализацию данного юридического лица среди других субъектов гражданских правоотношений (например, общество с ограниченной ответственностью «Секрет»). При ...
Достаточно широко трактующееся понятие в науке «социальное регулирование» не ограничивается представлениями о нем, как только о совокупности определенных правил, норм, общественных установок. Правила, нормы, установления служат внешними регуляторами, которым люди обязаны подчиняться как члены определенной социальной общности. Но есть более глубокие, внутренние, регуляторы неформального плана — идеалы, цели, осознанный общественный долг, совесть и тому подобное, а также знания, общие для данной конкретной социальной общности, этноса. Эта информация
______________________________
1 Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994. С. 30, 31, 32, 34, 35.
находится на глубоком уровне
У каждого народа своя этнопедагогика, духовно-практическая система и система социализации, включающая в себя исходные принципы самосознания и отношения человека ко всем сторонам жизни: социальной, производственной, семейно-бытовой, государственной.
Социальное регулирование должно отвечать ряду вопросов: какие ценности должны быть одобрены и какие средства должны это одобрение гарантировать. Человек как явление социальное принадлежит к определенной общественной системе, которая ставит его поведение в известные (этические, правовые, политические) рамки, соответствующие природе общества. В российском обществе формируется система социальных регуляторов, которая во главу угла ставит рыночные механизмы, индивидуальные способности
человека, свободу выбора. Эта система объективно обусловлена состоянием общества. Выявляются тенденции в этой сфере: возрастание значения систем ценностей; возрастание культурной неопределенности сферы деятельности; возрастание сложности социальных процессов. В связи с развитием общества повышается уровень развития производительных сил, соответственно более сложной становится система регулирования.
Нормативно-правовое регулирование системы исполнительной власти
... Ее нормативно-правовое регулирование включает не только законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации [2] . В настоящей работе система органов ... вносилось множество изменений, что говорит не о статичности нормативного регулирования системы органов исполнительной власти, а о ее развитии и модернизации. Правительство Российской Федерации является органом ...
При процессе формирования современных механизмов социального регулирования необходим учет многих факторов, связанных с жизнедеятельностью современного общества, его менталитетом, историческими традициями, особенностями как социальной общности, ее
______________________________
1 Платон. Диалоги. Перевод с древнегречского. М., 1986. С. 67, 301.
духовных оснований, пространственно-временных параметров развития, исторически обусловленной экономической и иной «специализации», детальное изучение складывающейся в процессе преобразований социальной реальности, вплоть до выявления изменений в правосознании граждан, оценки населением происходящего.
Характер социального регулирования
В своем стремлении к порядку общество и государство пытается взять под свой контроль такие феномены, однако, в силу сложности процессов это удается далеко не всегда.
Социальное регулирование должно быть направлено на создание системы ценностей, отвечающей требованиям политической и экономической системы, с учетом преемственного развития. Также социальное регулирование, используя средства формального влияния (система образования, социализации), должно обеспечивать адаптированные ценностей к условиям среды, создаваемой в обществе. Регулирующее воздействие на социальную систему должно быть направлено на изменение позиции групп общества, участвующих в социальных преобразованиях.
При социальном регулировании должны быть задействованы исторически
Актуальными практическими и теоретическими задачами являются проблемы, с которыми сталкивается социальное регулирование. Первая из них определяется выбором целей. Цели, которые реализуются обществом, обусловливаются этапом его развития, политической стратегией, если речь идет о сознательном программировании социальной жизни, при котором обеспечивается предвосхищение, опережающее приспособление внутренней структуры к изменениям среды.
Вторая проблема связана с тем, что социальное регулирование располагает
Право в системе социальных норм общества
... и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Задачи курсовой работы: 1. Продолжить научный поиск действительного места права, традиций и обычаев в системе социальных норм общества, выяснить сущность и особен-ности видов социальных норм, структурное ...
Обозначенные аспекты позволяют говорить о том, что нормативность права в регулировании социальных отношений не только предстает в виде отдельных образцов, шаблонов и правил поведения, требующих императивного следования, но и позволяет праву саморегулироваться, что, в свою очередь, свидетельствует о способности его норм продуцировать правовые ситуации, возникающие из уже имеющихся предписаний при том или ином стечении обстоятельств. Это и обеспечивает силу права при согласовании противоречивых интересов, также зависящих от стихийно меняющихся обстоятельств.
Способы социального регулирования поведения общества можно по характеру свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.
Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, привычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезности, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии.
Понуждение — метод регулирования, основанный главным образом на материальном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение.
Принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается с применением насилия, то есть лицам, отклоняющимся от установленных правил поведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или общественного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы.
В социальном регулировании, как правило, задействованы все эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельности. Они позволяют достаточно гибко регулировать поведение индивидов и социальных групп в обществе.
Важное место в социальном регулировании занимают структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения и процессы. В качестве контролирующих инстанций могут выступать государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспекция, аудиторские организации, институт уполномоченного по правам человека).