Место и роль права в системе социального регулирования (2)

Понятие, виды, проблемы и способы социального регулирования

.

Социальное регулирование включает в себя право (в широком смысле), законодательство, сложившиеся традиции (табу, установки поведения по принципу «так принято», технические правила, в том числе вновь создаваемые).

Социальное регулирование в целом и его важнейшие компоненты — правовое и политическое регулирование — предполагают не только приспособление таких систем к изменяющимся условиям, но и создание с помощью своих сознательных компонентов нормальных условий для их функционирования и развития.

Можно выделить нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

К нормативным регуляторам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение).

Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых странах).

Совокупность нормативных регуляторов образует социальную нормативно-регулятивную систему, оказывающую воздействие на поведение индивидов в обществе.

К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он проявляется как в культуре различных национальных общностей, среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных групп, так и всего общества в целом.

Главная роль в системе социального регулирования принадлежит государству. Оно разрабатывает стратегию, направленную на решение многих насущных социальных проблем, и реализует эту стратегию путем проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование разветвленной социальной инфраструктуры.

Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей. Каждое конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной и политической систем — их неорганизованность или, наоборот, их излишняя регламентация. Система социальных регуляторов — своеобразный ответ на потребности общественной системы, экономики общества, политической власти, идеологии на нужды социального развития. Следует отметить, что социальное регулирование затрагивает область правового и политического сознания общества, связывается с существующей системой ценностей. Социальное регулирование в определенных случаях, как правило, в условиях авторитарного или тоталитарного режимов, может стать орудием политической власти. Например, в качестве задач советского права рассматривались такие, как обеспечение национальной безопасности, нормативного регулирования производства на базе принципов социализма, искоренение в общественном сознании эгоистических и антиобщественных устремлений. 1

11 стр., 5061 слов

Общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью ...

... понятие и признаки юридического лица. Описать организационно-правовые формы юридических лиц. Раскрыть сущность понятий «общество с ограниченной ответственностью» и «общество с дополнительной ... иностранные слова), направленное на индивидуализацию данного юридического лица среди других субъектов гражданских правоотношений (например, общество с ограниченной ответственностью «Секрет»). При ...

Достаточно широко трактующееся понятие в науке «социальное регулирование» не ограничивается представлениями о нем, как только о совокупности определенных правил, норм, общественных установок. Правила, нормы, установления служат внешними регуляторами, которым люди обязаны подчиняться как члены определенной социальной общности. Но есть более глубокие, внутренние, регуляторы неформального плана — идеалы, цели, осознанный общественный долг, совесть и тому подобное, а также знания, общие для данной конкретной социальной общности, этноса. Эта информация

______________________________ ______________________________________

1 Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994. С. 30, 31, 32, 34, 35.

находится на глубоком уровне подсознания. Платон уже в своих ранних произведениях, а также используя мифы, пытался объяснить, что человек рождается с определенными представлениями, которые он приносит с собой из предшествующего небесного существования, и знания не что иное, как процесс припоминания или извлечения из глубин подсознания того, что там уже заложено.1

У каждого народа своя этнопедагогика, духовно-практическая система и система социализации, включающая в себя исходные принципы самосознания и отношения человека ко всем сторонам жизни: социальной, производственной, семейно-бытовой, государственной.

Социальное регулирование должно отвечать ряду вопросов: какие ценности должны быть одобрены и какие средства должны это одобрение гарантировать. Человек как явление социальное принадлежит к определенной общественной системе, которая ставит его поведение в известные (этические, правовые, политические) рамки, соответствующие природе общества. В российском обществе формируется система социальных регуляторов, которая во главу угла ставит рыночные механизмы, индивидуальные способности

человека, свободу выбора. Эта система объективно обусловлена состоянием общества. Выявляются тенденции в этой сфере: возрастание значения систем ценностей; возрастание культурной неопределенности сферы деятельности; возрастание сложности социальных процессов. В связи с развитием общества повышается уровень развития производительных сил, соответственно более сложной становится система регулирования.

6 стр., 2945 слов

Нормативно-правовое регулирование системы исполнительной власти

... Ее нормативно-правовое регулирование включает не только законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации [2] . В настоящей работе система органов ... вносилось множество изменений, что говорит не о статичности нормативного регулирования системы органов исполнительной власти, а о ее развитии и модернизации. Правительство Российской Федерации является органом ...

При процессе формирования современных механизмов социального регулирования необходим учет многих факторов, связанных с жизнедеятельностью современного общества, его менталитетом, историческими традициями, особенностями как социальной общности, ее

______________________________ ______________________________________

1 Платон. Диалоги. Перевод с древнегречского. М., 1986. С. 67, 301.

духовных оснований, пространственно-временных параметров развития, исторически обусловленной экономической и иной «специализации», детальное изучение складывающейся в процессе преобразований социальной реальности, вплоть до выявления изменений в правосознании граждан, оценки населением происходящего.

Характер социального регулирования обусловливается, прежде всего, уровнем развития политической и правовой культуры общества. Как правило, развитое правосознание сопутствует и активному политическому участию. Например, регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Проявления законов природы носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общего социального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения (демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания).

В своем стремлении к порядку общество и государство пытается взять под свой контроль такие феномены, однако, в силу сложности процессов это удается далеко не всегда.

Социальное регулирование должно быть направлено на создание системы ценностей, отвечающей требованиям политической и экономической системы, с учетом преемственного развития. Также социальное регулирование, используя средства формального влияния (система образования, социализации), должно обеспечивать адаптированные ценностей к условиям среды, создаваемой в обществе. Регулирующее воздействие на социальную систему должно быть направлено на изменение позиции групп общества, участвующих в социальных преобразованиях.

При социальном регулировании должны быть задействованы исторически сложившиеся системы саморегуляции и самоуправления в социуме, в том числе обычное право, религиозный и культурный синкретизм, традиции, этические нормы. Важным моментом при этом является сохранение не только культурно-исторического потенциала, но и традиций.

Актуальными практическими и теоретическими задачами являются проблемы, с которыми сталкивается социальное регулирование. Первая из них определяется выбором целей. Цели, которые реализуются обществом, обусловливаются этапом его развития, политической стратегией, если речь идет о сознательном программировании социальной жизни, при котором обеспечивается предвосхищение, опережающее приспособление внутренней структуры к изменениям среды.

Вторая проблема связана с тем, что социальное регулирование располагает средствами, обеспечивающими лишь опосредованный контакт со сферой реальных действий. Его функции состоят в направлении таких действий.

14 стр., 6524 слов

Право в системе социальных норм общества

... и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Задачи курсовой работы: 1. Продолжить научный поиск действительного места права, традиций и обычаев в системе социальных норм общества, выяснить сущность и особен-ности видов социальных норм, структурное ...

Обозначенные аспекты позволяют говорить о том, что нормативность права в регулировании социальных отношений не только предстает в виде отдельных образцов, шаблонов и правил поведения, требующих императивного следования, но и позволяет праву саморегулироваться, что, в свою очередь, свидетельствует о способности его норм продуцировать правовые ситуации, возникающие из уже имеющихся предписаний при том или ином стечении обстоятельств. Это и обеспечивает силу права при согласовании противоречивых интересов, также зависящих от стихийно меняющихся обстоятельств.

Способы социального регулирования поведения общества можно по характеру свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.

Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, привычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезности, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии.

Понуждение — метод регулирования, основанный главным образом на материальном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение.

Принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается с применением насилия, то есть лицам, отклоняющимся от установленных правил поведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или общественного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы.

В социальном регулировании, как правило, задействованы все эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельности. Они позволяют достаточно гибко регулировать поведение индивидов и социальных групп в обществе.

Важное место в социальном регулировании занимают структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения и процессы. В качестве контролирующих инстанций могут выступать государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспекция, аудиторские организации, институт уполномоченного по правам человека).