Данное исследование является популярным,так как Конституция РФ это основной закон страны, и правовое значение данного закона неумолимо,как для всех его субъектов ,так и для государства.
Так как в процессе правоприменительной практики появляется множество вопросов касающихся прав и свобод граждан ,именно Конституционное право является основополагающей и актуальной темой для современности.
Как и в любой другой отрасли права, предметом регулирования конституционного права выступают общественные отношения. И с одной стороны можно сказать,что они поддаются нормативно-правовому воздействию и с другой,что они требуют такое воздействие в интересах общества.
Глядя на взаимоотношения общества и государства следует отметить ,что государственная власть находится под контролем обществам и тем самым государственные органы могут контролировать общественные отношения , принимая нормативно-правовые акты ,а тем более аппарат государственного принуждения. А грани вмешательства государства в политическую и общественную жизнь определяются Конституцией РФ.
Конституционные нормы устанавливают внутреннее устройство государства. Под термином науки конституционного права следует рассматривать отравсль права, которая со всех сторон может позволить рассмотреть основные конституционные права , а также выявить их недочеты и меняет правовую систему наших дней.
Как цель курсовой работы выступает рассмотрение конституционного права РФ в контекстах науки и отрасли права, а так же рассмотрение и нахождение основных направлений развития в этой области.
Исходя из поставленной цели, можно выявить основные задачи научного исследования:
- Рассмотреть историю возникновению Конституционного права;
- Изучить понятие и предмет конституционного права;
- выделить тенденции развития российского конституционного права как отрасли права;
- рассмотреть содержание и предмет науки конституционного права;
- охарактеризовать конституционное право, как систему права;
- Само конституционное право выступает предметом курсовой работы в рамках изучения его как науки и как отрасли права. Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права.
Нормативно правовые акты являются также частью исследования,в частности Конституция Российской Федерации, а так же федеральные законы.
Административное право как отрасль права РФ
... мнения авторов на определение административного права как отрасли, например, Д.М. Овсянко под административным правом он понимает одну из самостоятельных отраслей права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношения в сфере исполнительной власти ...
Другой стороной теоретического исследования послужили доктринальные исследования в данной области. Методологическую основу исследования составляет совокупность таких методов как научно-прикладного, системно-логического, сравнительно-правового метода и метода системного анализа.
Структурно данная работа содержит в себе введение, две главы , заключение и список литературы .
1 Конституционное право как отрасль права общие положения
1. История возникновения Конституционного права
С зарождением государства и права можно связать возникновение отрасли гоосударственного права . В этом значении историяя государственного (конституционного) права непрерывно связывается с историей человеческой жизни и, в частности, с возникновением первых государственных центров .К подобным местам можно отнести Древний Египет (в районах долины рек Нила), Древний Шумер (в районе рек Тигр и Евфрат), Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, Древнее Греческое государство и Древняя Римская империя . По мере развития человеческого общества стали возникать новые центры в Европе, Азии, Африки и на других материках.
Периодизация истории конституционногo права — один из сложнейших и спорных вопросов,так как нет каких-либо общепризнанных критериев. Вместе с тем, ясно, что отправная точка такой периодизации — формирование, расширение и совершенствование ресурсов и институтов государственного (конституционного) права на переломных этапах в развитии государства, права и общественных отношений .
Учитывая этот критерий можно отметить следующих четыре основные в развитии государственного (конституционного) права:
1) государственное право в древнее время ;
2) государственное право в Средневековье;
3) конституционное (государственное) право в Новое время
4) современное (новейшее) конституционное (государственное) право.
1. Государственное право в древнее время .К возникновению первых государств, как сообщают исторические источники, можно отнести к V— XV тыс. до н.э. Акты первых глав государств были направлены на
2. регулирование государственной организации власти, и, затрагивая отдельные вопросы отношений с личностью, не разделяли, обычно , частные и вопросы рассматриваемые на публике .Уже в III—XI тыс. до н.э. были попытки кодифицировать нормы права. Как примера можно привести Месопотамию, где имеются сведения о такой деятельности еще в XXIV в. до н.э., обнаружены законы Шульги (2093—2046 гг. до н.э.), который создал типичное древневосточное государство с деспотией , ввел жесткий порядок регламентации в храмовых и государственных учреждениях.
В последние тысячелетия до нашей эры были построены крупнейшие памятники законотворчества: папирусы Древнего Египта, клинописные законы Хаммурапи — царя Вавилона, законы Ману и веды Индии, Ветхий завет Священного Писания (особенно, «Исход», «Второзаконие» и «Книга судей Израилевых»), памятники древнекитайской политико-правовой культуры. В первом тысячелетии до нашей эры важную роль в формировании отраслей права сыграют такие государства, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту (на Ближнем и Среднем Востоке), Древний Китай и Древняя Индия (в Азии).
Право і закон. Проблеми їх співвідношення
... не стільки теоретичне, скільки прикладне, практичне значення. Важливість проблеми співвідношення права і закону обумовлена ​​постійною необхідністю співвідносити право і закон в процесі правотворчої, правозастосовчої та правоохоронної діяльності, бо не ...
В древнейшей истории нормы различных отраслей права — государственного, гражданского, уголовного, семейного, административного и др. — тесно переплетались в одних и тех же законах. Также , с равномерным увеличением влияния религии как публичного института наблюдалась тесная взаимосвязь правовых предписаний с религиозными нормами.
Так, законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) включали главы, регулирующие главные новости принципы правосудия; охрану собственности царя, храмов и царских людей; нормы, относящиеся к служебному имуществу;операции с недвижимостью, торговые и коммерческие отношения; телесные повреждения; операции с движимым имуществом и личный наем.
Также как яркий пример можно выделить содержание «Исхода» из Ветхого завета. Законы которые были описаны в главах 21-23]»Исхода» определяли взаимоотношения человека с властью во многих сферах жизнедеятельности, также не отделяли публичное и частное право. А нормы поведения были направлены как на поданых так и на правителей.» Судей не злословь и начальника в народе своём не поноси» именно так описывалось одно из публичных правил для подданых. «Если кто украдёт вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу»- именно так защищали уже не публичные, а частные интересы подданых.»Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляися от неправды и не умерщвляи невинного и правого»- такое государственно правовое предписание было обращено к правителю, а не к подданым.
Большое значение в становлении государственного (конституционного) права сыграли Древняя Греция и Древний Рим. В VIII в. до н.э. возникли древнегреческие города-государства (полисы), которые закладывали традиции древнегреческой демократии и участия населения в государственных делах. В Древней Греции, а затем в Древнем Риме «сформировались и действовали первые институты гражданства и покровительства иностранцам». В формировании греческой демократии важную роль играли законы (конституция) Солона (VI в. до н.э.), которыми были учреждены высший орган власти — афинское народное собрание, совет четырехсот — орган племенной демократии, и гелиэя — суд присяжных заседателей.
Государственная реформа Солона, представляла собой правовой образец политического компромисса относительно того времени, внедрение элементов властей их разделения –
То непременным атрибут современной демократии. Дальнейшая демократизация древнего государства Греции связывается с именем Перикла (V век до н.э.) развитиенауки и философии в «Золотой век» Перикла совпало с волной революций о греческих полисах, которые взывали напрямую демократию. Во время его политического влияния замещаются государственные должности, это становится доступным для всех граждан в независимости от их финансового статуса . Перикл сделал демократический политический строй, обобщённые столетия на основании «Государства» Платона и политике Аристотеля. Вершиной нормотворческой деятельности того времени является конечно римское право, которое охватывало огромное количество общественных как имущественных, так и неимущественных отношений (публично и частное право) они становились фундаментом для создания правовых норм в следующие эпохи. Например первая римская кодификация права возрождалась в V столетии до н.э. и получило название «Законы 12 таблиц». В течение многих веков они считались основой источников права – частного и публичного.
Организация верховной государственной власти во Франции
... и законодательных предложений, видно, что законодательная власть во Франции более ограничена, чем исполнительная. И все же права члена ... и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые ... ввести в стране чрезвычайное положение. Указанная норма, закрепленная в Конституции позволяет Президенту ввести ...
В Законах XII таблиц были собраны воедино нормы государственного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права. Периодом высшего расцвета римской классической юриспруденции оказались последний век республики и первые два-три века империи. В этот время получили признание принципы «равенства сторон», «справедливости», «доброй совести». Авторитету Законов XII таблиц была противопоставлена идея «общенародного права», под которым понималась совокупность установлений, общих для многих народов. В этот период 15 формировалась целая теория публичного римского права. По известному определению римского юриста Ульпиана (III в. н.э.) публичное римское право — это все те нормы, которые «относились к положению римского государства» как целого.
Под частным правом понимаается такое право, которое касалось «пользы отдельных лиц». Отсюда, например , храмы и дороги были отнесены к объектам регулирования публичного права, в то время как отношения собственности, семейные, наследственные и другие подобные отношения — областью частного права. Такое деление было сделано в Средние века в тех странах, где было заимствовано римское право, и укоренилось в дальнейшем в современном праве.
Таким образом, первоначально государственное право развивалось в тесном смешении с другими отраслями права. И только отдельным государствам в Древние века (например, греческие государства-полисы, Римская республика и Римская империя) удалось обозначить положения публичного права в более или менее стойкую систему актов и соответственно в какой-то мере сформировать зачатки самостоятельной отрасли государственного права. Тем не менее и в этих государствах наблюдалось тесное слияние светских и религиозных правил, что получило свое дальнейшее развитие в период Средневековья и выразилось в доминировании церкви над государством, в преимуществах церковной власти перед светской.
Государственное право в Средние века. Более интенсивное государственного права от других отраслей происходит в Средние века, особенно в период позднего Средневековья (XVI—XVII вв.).
Феодальная раздробленность, порождающая бесконечные войны, заставляла правителей заниматься интенсивным законотворчеством по организации государственной власти, определении ее суверенитета и отношений монарха с подданными для усиления их власти, объединения и укрепления государств. В этот период центр цивилизации постепенно смещался с Востока на Европейский континент, где большое влияние на развитие государственного и других отраслей права оказывало христианство, а также рецепция римского права (начиная с XII в.)1. Значительную роль в закреплении новых отношений между государством, церковью и подчиненными сыграло принятие Великой Хартии вольностей 1215 г., впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, а также создание английского общего права и английского парламента в XIII в. В эпоху Средневековья произошло формирование местного самоуправления как самостоятельного публично-правового института.
В крупных западноевропейских государствах того времени происходил процесс повсеместного воссоздания городских и сельских методов местного самоуправления .Естесвенной и вполне понятной реакцией жителей было создание собственной системы управления , которая не зависима от центральной или королевской власти , во время формирования централизованных государств .Вместе с тем в сельской местности этот процесс уже происходил .
Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
... органами государственной власти существует организационно- правовая связь. Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации ... от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические ...
Заключение
На основании поставленных задач научного поиска, отметим ряд выводов относительно конституционного права:
Конституционное право чуть ли не самая главная часть права, которую можно рассматривать как комплекс правовых норм, регулирующие взаимоотношения людей в области организационной деятельностии, сотрудничество государства и общества на определённой территории, так же закрепляют важные особенности правового статуса человека и гражданина, устройства государства, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Нормы конституционного права регламентируются базовые взаимоотношения государственной территории, регулируется целостность общества, единство его организационно правовой структуры.
Определяя вопрос конституционного права, отметим те отношения социальных групп, регулирующиеся ими:
- Нормы следящие за основополагающими принципами государственного устройства и общества;
- Нормы закрепляющие основные положения правовой статус общества при его столкновении с государством, так и с гражданином.
Если рассматривать этот вопрос в рамках Российской Федерации, то правовые нормы регулируют предмет конституционного права, выступают правоотношения, регулирующие взаимоотношения субъектов федерации, так между центром и субъектами федерации и их органами.
- Нормы регулирующие взаимодействие всех ветвей власти (Законодательная, исполнительная и судебная).
Конституционные нормы имеют все признаки, которые присущи нормам права, и также имеют свои особенности. К данным особенностям можно отнести, это собственный источник формирования, это исключительный механизм реализации, закрепляют эталоны основных общественных отношений, и имеют свою собственную характерную структуру.
Признаки конституционного права имеют два взаимосвязанных аспекта:
— Общеобязательный характер, создаётся в нормах конституционном праве через закрепления норм права.Конституционное право влияет на регулирование различных сфер жизнедеятельности человека , так же не идентично в отношении предмета, которое право регулирует. В основном нормы конституционного права закрепляют основополагающие начала, которые выступают основой для остальных отраслей права, они более локальны, нежели общие нормы конституционного права. Примером может служить сфера экономики, где предмет конституционного права это те правоотношения, которые выступают как основные начала в экономических отношениях, в полной же мере экономические отношения регулируются граждански, предпринимательским, хозяйственным и иными правами.
Отметим, что конституционнное право это лидирующая отрасль права, она является совокупностью правовых норм, регулирующее общественные отношения в государством трудоустройстве на определённой территории, а так же регулируют деятельность государственных органов и органом местного самоуправления.
Конституционно-правовые нормы и их особенности
... государства и общества . На реализацию конституционно-правовых норм оказывает также влияние характер субъектов конституционных правоотношений. Так, правоотношения, субъектами которых выступают многонациональный народ Российской Федерации, непосредственно Российская Федерация, ее субъекты, государственные ...
Факультет государственного управления
Кафедра
Правовых основ управления, Курсовая работа на тему:, Конституционное право ,как отрасль права: история и современные тенденции развития, Работа выполнена, Студенткой 2 курса ФГУ, Жариченко Елизаветой, Научный руководитель
Д.ю.н. проф
Левакин И.В, Москва, 2017, Содержание
Введение……………………………………………………………………………………. 3
1 Конституционное право как отрасль права общие положения…….. 5
1. История возникновения Конституционного права………….. 5
1.2 Понятие и предмет конституционного права…………………………. 10
2.1 Специфика и виды конституционно правовых норм………………. 13
2.2 Система конституционного права и тенденции развития российского конституционного права как отрасли…………………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………………… 26
Список использованных источников………………………………………….. 29
Введение
Данное исследование является популярным,так как Конституция РФ это основной закон страны, и правовое значение данного закона неумолимо,как для всех его субъектов ,так и для государства.
Так как в процессе правоприменительной практики появляется множество вопросов касающихся прав и свобод граждан ,именно Конституционное право является основополагающей и актуальной темой для современности.
Как и в любой другой отрасли права, предметом регулирования конституционного права выступают общественные отношения. И с одной стороны можно сказать,что они поддаются нормативно-правовому воздействию и с другой,что они требуют такое воздействие в интересах общества.
Глядя на взаимоотношения общества и государства следует отметить ,что государственная власть находится под контролем обществам и тем самым государственные органы могут контролировать общественные отношения , принимая нормативно-правовые акты ,а тем более аппарат государственного принуждения. А грани вмешательства государства в политическую и общественную жизнь определяются Конституцией РФ.
Конституционные нормы устанавливают внутреннее устройство государства. Под термином науки конституционного права следует рассматривать отравсль права, которая со всех сторон может позволить рассмотреть основные конституционные права , а также выявить их недочеты и меняет правовую систему наших дней.
Как цель курсовой работы выступает рассмотрение конституционного права РФ в контекстах науки и отрасли права, а так же рассмотрение и нахождение основных направлений развития в этой области.
Исходя из поставленной цели, можно выявить основные задачи научного исследования:
Государство, государственные и муниципальные образования как ...
... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государство и муниципальные образования обладают гражданской правоспособностью, что предполагает обладание имуществом на праве собственности, наследование имущества; осуществление предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; возможность создания юридических лиц как самостоятельно (государственные ...
- Рассмотреть историю возникновению Конституционного права;
- Изучить понятие и предмет конституционного права;
- выделить тенденции развития российского конституционного права как отрасли права;
- рассмотреть содержание и предмет науки конституционного права;
- охарактеризовать конституционное право, как систему права;
- Само конституционное право выступает предметом курсовой работы в рамках изучения его как науки и как отрасли права. Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права.
Нормативно правовые акты являются также частью исследования,в частности Конституция Российской Федерации, а так же федеральные законы.
Другой стороной теоретического исследования послужили доктринальные исследования в данной области. Методологическую основу исследования составляет совокупность таких методов как научно-прикладного, системно-логического, сравнительно-правового метода и метода системного анализа.
Структурно данная работа содержит в себе введение, две главы , заключение и список литературы .
1 Конституционное право как отрасль права общие положения
1. История возникновения Конституционного права
С зарождением государства и права можно связать возникновение отрасли гоосударственного права . В этом значении историяя государственного (конституционного) права непрерывно связывается с историей человеческой жизни и, в частности, с возникновением первых государственных центров .К подобным местам можно отнести Древний Египет (в районах долины рек Нила), Древний Шумер (в районе рек Тигр и Евфрат), Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, Древнее Греческое государство и Древняя Римская империя . По мере развития человеческого общества стали возникать новые центры в Европе, Азии, Африки и на других материках.
Периодизация истории конституционногo права — один из сложнейших и спорных вопросов,так как нет каких-либо общепризнанных критериев. Вместе с тем, ясно, что отправная точка такой периодизации — формирование, расширение и совершенствование ресурсов и институтов государственного (конституционного) права на переломных этапах в развитии государства, права и общественных отношений .
Учитывая этот критерий можно отметить следующих четыре основные в развитии государственного (конституционного) права:
1) государственное право в древнее время ;
2) государственное право в Средневековье;
3) конституционное (государственное) право в Новое время
4) современное (новейшее) конституционное (государственное) право.
1. Государственное право в древнее время .К возникновению первых государств, как сообщают исторические источники, можно отнести к V— XV тыс. до н.э. Акты первых глав государств были направлены на
2. регулирование государственной организации власти, и, затрагивая отдельные вопросы отношений с личностью, не разделяли, обычно , частные и вопросы рассматриваемые на публике .Уже в III—XI тыс. до н.э. были попытки кодифицировать нормы права. Как примера можно привести Месопотамию, где имеются сведения о такой деятельности еще в XXIV в. до н.э., обнаружены законы Шульги (2093—2046 гг. до н.э.), который создал типичное древневосточное государство с деспотией , ввел жесткий порядок регламентации в храмовых и государственных учреждениях.
Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы
... основы конституционного строя; o основные права и обязанности граждан; o федеративное устройство; o систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования; o основы правосудия; o избирательную систему. Конституция Конституционные законы Обыкновенные законы Кодификационный закон Все ...
В последние тысячелетия до нашей эры были построены крупнейшие памятники законотворчества: папирусы Древнего Египта, клинописные законы Хаммурапи — царя Вавилона, законы Ману и веды Индии, Ветхий завет Священного Писания (особенно, «Исход», «Второзаконие» и «Книга судей Израилевых»), памятники древнекитайской политико-правовой культуры. В первом тысячелетии до нашей эры важную роль в формировании отраслей права сыграют такие государства, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту (на Ближнем и Среднем Востоке), Древний Китай и Древняя Индия (в Азии).
В древнейшей истории нормы различных отраслей права — государственного, гражданского, уголовного, семейного, административного и др. — тесно переплетались в одних и тех же законах. Также , с равномерным увеличением влияния религии как публичного института наблюдалась тесная взаимосвязь правовых предписаний с религиозными нормами.
Так, законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) включали главы, регулирующие главные новости принципы правосудия; охрану собственности царя, храмов и царских людей; нормы, относящиеся к служебному имуществу;операции с недвижимостью, торговые и коммерческие отношения; телесные повреждения; операции с движимым имуществом и личный наем.
Также как яркий пример можно выделить содержание «Исхода» из Ветхого завета. Законы которые были описаны в главах 21-23]»Исхода» определяли взаимоотношения человека с властью во многих сферах жизнедеятельности, также не отделяли публичное и частное право. А нормы поведения были направлены как на поданых так и на правителей.» Судей не злословь и начальника в народе своём не поноси» именно так описывалось одно из публичных правил для подданых. «Если кто украдёт вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу»- именно так защищали уже не публичные, а частные интересы подданых.»Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляися от неправды и не умерщвляи невинного и правого»- такое государственно правовое предписание было обращено к правителю, а не к подданым.
Большое значение в становлении государственного (конституционного) права сыграли Древняя Греция и Древний Рим. В VIII в. до н.э. возникли древнегреческие города-государства (полисы), которые закладывали традиции древнегреческой демократии и участия населения в государственных делах. В Древней Греции, а затем в Древнем Риме «сформировались и действовали первые институты гражданства и покровительства иностранцам». В формировании греческой демократии важную роль играли законы (конституция) Солона (VI в. до н.э.), которыми были учреждены высший орган власти — афинское народное собрание, совет четырехсот — орган племенной демократии, и гелиэя — суд присяжных заседателей.
Государственная реформа Солона, представляла собой правовой образец политического компромисса относительно того времени, внедрение элементов властей их разделения –
То непременным атрибут современной демократии. Дальнейшая демократизация древнего государства Греции связывается с именем Перикла (V век до н.э.) развитиенауки и философии в «Золотой век» Перикла совпало с волной революций о греческих полисах, которые взывали напрямую демократию. Во время его политического влияния замещаются государственные должности, это становится доступным для всех граждан в независимости от их финансового статуса . Перикл сделал демократический политический строй, обобщённые столетия на основании «Государства» Платона и политике Аристотеля. Вершиной нормотворческой деятельности того времени является конечно римское право, которое охватывало огромное количество общественных как имущественных, так и неимущественных отношений (публично и частное право) они становились фундаментом для создания правовых норм в следующие эпохи. Например первая римская кодификация права возрождалась в V столетии до н.э. и получило название «Законы 12 таблиц». В течение многих веков они считались основой источников права – частного и публичного.
Місце і роль права і системі соціальних норм, поняття системи ...
... єдності та узгодженості всіх її норм, диференційованих за правовими комплексами, галузями, підгалузями, інститутами й нормами права. Право складається з численних правових норм. Аби правильно вибрати ту чи ... ту правову норму для їх реалізації, треба ...
В Законах XII таблиц были собраны воедино нормы государственного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права. Периодом высшего расцвета римской классической юриспруденции оказались последний век республики и первые два-три века империи. В этот время получили признание принципы «равенства сторон», «справедливости», «доброй совести». Авторитету Законов XII таблиц была противопоставлена идея «общенародного права», под которым понималась совокупность установлений, общих для многих народов. В этот период 15 формировалась целая теория публичного римского права. По известному определению римского юриста Ульпиана (III в. н.э.) публичное римское право — это все те нормы, которые «относились к положению римского государства» как целого.
Под частным правом понимаается такое право, которое касалось «пользы отдельных лиц». Отсюда, например , храмы и дороги были отнесены к объектам регулирования публичного права, в то время как отношения собственности, семейные, наследственные и другие подобные отношения — областью частного права. Такое деление было сделано в Средние века в тех странах, где было заимствовано римское право, и укоренилось в дальнейшем в современном праве.
Таким образом, первоначально государственное право развивалось в тесном смешении с другими отраслями права. И только отдельным государствам в Древние века (например, греческие государства-полисы, Римская республика и Римская империя) удалось обозначить положения публичного права в более или менее стойкую систему актов и соответственно в какой-то мере сформировать зачатки самостоятельной отрасли государственного права. Тем не менее и в этих государствах наблюдалось тесное слияние светских и религиозных правил, что получило свое дальнейшее развитие в период Средневековья и выразилось в доминировании церкви над государством, в преимуществах церковной власти перед светской.
Государственное право в Средние века. Более интенсивное государственного права от других отраслей происходит в Средние века, особенно в период позднего Средневековья (XVI—XVII вв.).
Феодальная раздробленность, порождающая бесконечные войны, заставляла правителей заниматься интенсивным законотворчеством по организации государственной власти, определении ее суверенитета и отношений монарха с подданными для усиления их власти, объединения и укрепления государств. В этот период центр цивилизации постепенно смещался с Востока на Европейский континент, где большое влияние на развитие государственного и других отраслей права оказывало христианство, а также рецепция римского права (начиная с XII в.)1. Значительную роль в закреплении новых отношений между государством, церковью и подчиненными сыграло принятие Великой Хартии вольностей 1215 г., впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, а также создание английского общего права и английского парламента в XIII в. В эпоху Средневековья произошло формирование местного самоуправления как самостоятельного публично-правового института.
В крупных западноевропейских государствах того времени происходил процесс повсеместного воссоздания городских и сельских методов местного самоуправления .Естесвенной и вполне понятной реакцией жителей было создание собственной системы управления , которая не зависима от центральной или королевской власти , во время формирования централизованных государств .Вместе с тем в сельской местности этот процесс уже происходил .