Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что целью государственного регулирования экономики является обеспечение реализации и защита публичных интересов, таких, как оборона и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды, а также прав и законных интересов субъектов корпоративных правоотношений.
Без государственного вмешательства в экономику невозможно обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией РФ.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.
Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 года, представляет собой основной источник, можно сказать — сердцевину, конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело более сложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советское государственное право. Конституционные по своему содержанию и значению нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только самой Конституции Российской Федерации, и в других нормативно-правовых актах.
Конституционно правовой статус правительства рф
... понимании конституционно-правового статуса Правительства РФ первостепенное ... Цель данной дипломной работы – разработка ... конституционно-правовой ответственности Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций. Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. ...
Поэтому целью настоящей работы является правовой анализ системы источников конституционного права, их классификации в зависимости от выбранного критерия и правового значения отдельных видов источников конституционного права. Однако в силу того, что классификация источников конституционного права очень многообразна, в данной курсовой работе будет проделан анализ лишь некоторых ее видов, наиболее часто встречающихся на практике.
Задачами настоящей курсовой работы является следующее:
- рассмотрение общей характеристики источников конституционного права;
— определение конституционных принципов и какое место они занимают в системе права и его источников;
- рассмотреть общую классификацию
источников конституционного права;
— дать краткую характеристику таким источникам конституционного права, как Конституция РФ, Федеральный конституционный закон, федеральный закон, указы и распоряжения Президента, Постановления Правительства и другие.
Предметом данной курсовой работы является совокупность правовых норм, содержащихся в источниках конституционного права и регулирующих различные виды общественных отношений.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Они различаются по юридической силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации.
Примерами федеральных конституционных
Среди федеральных законов источниками конституционного права являются такие, как: ФЗ № 3-ФЗ от 08.05.1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; ФЗ «Об общественных объединениях» (1995 г.); ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996 г.); ФЗ № 124-ФЗ от 19.09.1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другие.
Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 года, которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Конституционное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина
... властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это потребовало дальнейшего развития науки конституционного права. конституция юридический право учебный 1. Конституционное (государственное) право как отрасль Российского права Конституционное право - категория многоплановая. В правоведении ...
Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (от 15.02.1994 года), аналогичный договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» (от 01.07 1994 года) и так далее.
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции РФ. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера. К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательной и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и так далее).
Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов России № 1807-1 от 25 октября 1991 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. и другие.
Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.
К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречит им. Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.
Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения ...
... Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции. С. А. История В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений. Актуальность ...
Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы»1 .
Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции системы конституционного права России объясняет такую особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам.
Таким образом, конституционные положения составляют основу правого регулирование специфика проводимой государством политики в той или иной сферах проявляется в особенностях источников, при помощи которых формируется национальная система права в России. Классификация источников зависит от способа закрепления и среды обитания, в которых должны действовать нормы права.
1.2. Конституционные принципы: форма выражения,
место в системе права и его источников
Первые конституции составлялись из того, что конституция должна представлять собой чисто юридический документ и содержать соответственно лишь оперативные нормы. В последующем же провозглашению принципов, как уже было показано, стало отводиться все больше места в текстах конституций.
Повышенная важность правовых принципов подчеркивается также в правовых и квазиправовых документах международного и наднационального уровней. Так, п. 3 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая сама по себе представляет собой комплекс общепризнанных принципов — прав физических лиц, содержит оговорку о том, что провозглашенные ею права не могут осуществляться в противоречии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.
Представляется, что провозглашение принципов и установление их перечня в нормативной части современных конституций и иных документах конституционной значимости, а также констатация их особой роли имеют ряд причин.
Потребность обращения к конституционным принципам существует и существовала у судов со времени появления в мире самих конституций — например, при сомнении в трактовке той или иной операционной нормы конституции. При отсутствии упоминания о них в тексте конституции соответствующего государства судам приходится их выявлять самостоятельно. Поэтому можно утверждать, что суть различия между двумя подходами к формулированию конституционных принципов (их подразумеваемость в конституции при последующем выявлении судами или их провозглашение в самом ее тексте) проходит по вопросу о том, кому доверяется (полностью или преимущественно) официальное выявление и формулирование конституционных принципов: самим авторам конституции или судам. Мировое конституционное развитие первоначально не признавало (или почти не признавало) такого права ни за теми, ни за другими и тем более — за законодателями: и конституционные, и законодательные нормы носили в подавляющем своем большинстве функциональный характер, суды обязаны были им подчиняться, и лишь в исключительных случаях явных пробелов или двусмысленности правовых предписаний они могли руководствоваться общеправовыми принципами. Тем самым право было достаточно четко отделено от морали. Затем постепенно силу набрала эра судебного активизма, характеризующаяся активной правотворческой ролью судов при признании за ними права ссылаться в решениях не только на оперативные нормы, но и на правовые, в том числе конституционные, принципы. Наконец, позже примеру судов последовали авторы конституций (а также актов международного права), уделяя все больше и больше внимания принципам в текстах данных документов. Их примеру в некоторой степени следуют сегодня и законодатели. В результате в настоящее время к правовым принципам обращаются и авторы правовых норм, и правоприменители, причем подчас по-разному их трактуя2 .
Курсовая работа нормы конституционного права россии
... охраны природы, здоровья и т.п. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области. 1,200 руб. 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря ...