победы в СССР развернутой, до конца последовательной демократии.
Это будет документ, свидетельствующий о том, о чем мечтали и продолжают мечтать миллионы честных людей в капиталистических странах, — уже осуществлено в СССР».[1] Именно так высказывался о создаваемой в 1936 году конституции СССР Сталин.
В связи с проводимой в начале XX веке работой по созданию ряда Конституций в нашей стране, определяется актуальность данной темы не только с точки зрения развития исторических аспектов правовой науки, но и с точки зрения учета опыта прошлого в современных подходах к развитию правовой системы. В частности и конституционного права.
Развитие советского права в тридцатые годы проходило в духе статьи И. В. Сталина «Головокружение от успехов». 25 июля 1932 г. ЦИК и СНК СССР издали специальное постановление «О революционной законности». В нем говорилось о необходимости борьбы с нарушениями революционной законности. Органы суда и прокуратуры должны были принимать строгие меры к должностным лицам, допустившим нарушение закона. Параллельно с этим распространялись распоряжения о жесточайшей борьбе с противниками коллективизации, бывшими оппозиционерами, представителями бывших эксплуататорских классов. За «перегиб» можно было отделаться партийным взысканием, а за «буржуазный либерализм» человека ожидало, как минимум, исключение из партии.
После свёртывания нэпа произошло изменение в подходе к правовому регулированию отношений между различными хозяйственными предприятиями. Если во время действия новой экономической политики доминантой деятельности любого предприятия являлась его рентабельность, прибыль, которую оно может получить, то после перехода к жестко плановой экономике, пятилетним планам, во главу угла были поставлены абстрактные интересы государства, а не конкретного предприятия или гражданина. Любые действия против государства, государственных служащих и государственной собственности наказывались гораздо суровее, чем аналогичные акты против частных граждан.
С 1931 г. ЦИК и СНК СССР обязали хозяйственные органы оформлять заказы и поставки договорами. Устанавливались формы договоров — генеральные (между центрами двух систем) и локальные (между конкретными поставщиками и потребителями).
Создавалась жестко централизованная система кредитования. Все кредиты были сосредоточены в Госбанке, который и осуществлял кредитование согласно плану.
С 1932 г. законом запрещалось открытие лавок и магазинов частными лицами. С 1929 по 1934 г. продукты выдавались по карточкам. Коллективизация привела к массовому уничтожению наиболее трудолюбивого крестьянства. Государство полностью взяло на себя функции снабжения населения продовольственными и прочими товарами народного потребления.[2]
Оценка стоимости предприятия (на примере ПАО «Салют»)
... Федерации». 1.2 Подходы к определению рыночной стоимости предприятия Для того чтобы определить рыночную стоимость бизнеса, оценщики используют три подхода: затратный, сравнительный и доходный. Доходный подход к оценке – «совокупность методов оценки объектов гражданского ...
В мировой практике принятие новых конституций вызывалось как глубинными общественными изменениями (обычно это происходит после революций), так и политическими изменениями. Этими же причинами было вызвано появление Конституции 1936 г.
Что касается глубинных изменений, то к середине 30-х гг. они действительно произошли (в сравнении с 1918 г., когда была принята первая большевистская конституция).
Но не меньшее влияние на содержание Конституции оказал И. В. Сталин.
Во-первых, как революционер, И. В. Сталин хотел увидеть то счастливое будущее, ради которого он многие годы перед революцией провел в тюрьмах и ссылках, терпел лишения на фронтах гражданской войны. То, что подхлестнуть исторические процессы нельзя, что их масштабы не соответствуют рамкам человеческой жизни, он не осознавал. Вторая ошибка заключалась в определении этого строя как социалистического, что связано с его теоретической безграмотностью.
Ни К. Маркс с Ф. Энгельсом, ни В. И. Ленин теорию социализма (первой, начальной фазы коммунизма) не разрабатывали. Были определены лишь общие черты коммунизма:
− в экономике на месте рыночного механизма создавался плановый,
− в социальной сфере вместо враждебных классов должно было возникнуть бесклассовое общество,
− в политической сфере государство должно было уступить место самоуправлению народа.
Экономика СССР с начала 20-х гг. развивалась по плану. В начале 30-х гг. был окончательно вытеснен рыночный механизм. После проведения коллективизации сложилось бесклассовое общество, что является вторым признаком социализма. Правда, если социализм – это половина коммунизма, а коммунизм – это система самоуправления трудящихся, то с политической точки зрения построение социализма должно было означать передачу половины государственной власти народу. Этого не было. Но в 1928 г. И. В. Сталин «выступил с теорией о возрастании в ходе строительства социализма классовой борьбы, в 1933 г. он ее подтвердил. Идея отмирания государства стала восприниматься как враждебная. Поэтому сталинское заявление на XVII съезде ВКП (б) 1934 г. о победе социализма в СССР никого не удивило.
Скорее всего, И. В. Сталин действительно воспринимал сложившийся в СССР строй как социалистический и потребовал конституционного закрепления этого рубежа.[3] В 30-е гг. существенные изменения происходят и в механизме Советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства.[4]
2 Создание Конституция 1936 г.
«фасад» своей системы. Во многом эту роль должна была играть новая Конституция. 30 января 1935 г. Пленум ЦК ВКП (б) выдвинул предложения об изменении Конституции в следующем направлении:
1) Дальнейшая демократизация избирательной системы.
социалистической собственности и т. д.).[5]
В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам.
Образование СССР. первая конституция СССР
... подготовлен проект Конституции Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии. Литовско-Белорусская республика, не успев конституционно оформиться, погибла в результате наступления белополяков. В 1920 г. Белоруссия обретает статус самостоятельной республики. II ...
Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И. В. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях — от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.
*25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуждение. Редакционная комиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статей. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза).
5 декабря 1936 г. постатейным голосованием, а затем в целом единогласно проект Конституции СССР был утвержден.[6]
Разработка нового Основного закона была связана, в первую очередь, с победой социализма, полной перестройкой социально-экономической, политической и духовной сфер жизни, что и потребовало внесения поправок в Союзную конституцию. По инициативе ЦК ВКП(б) VII Всесоюзным съездом Советов было принято решение об их внесении, что, в конечном счете, привело к разработке Конституционной комиссией нового проекта Основного закона.[7]
3. Поправки и дополнения к проекту конституции 1936 г.
Рассмотрим поправки и дополнения к проекту Конституции, внесенные гражданами при всенародном обсуждении проекта. Их исследование позволит нам сделать выводы о направлениях конституционно-правовой мысли на рубеже принятия Конституции СССР 1936 г.
Обратившись к поправкам к Конституции и прежде всего к тем, которые не вошли в окончательный текст Конституции, проследим варианты её возможной редакции.
Были попытки внести поправки к 17-ой статье проекта Конституции. Поправка состоит в том, что предлагают исключить вовсе из проекта Конституции 17-ую статью, говорящую о сохранении за Союзными республиками права свободного выхода из СССР.
Имело место предложение дополнить вторую главу проекта Конституции новой статьей, содержание которой сводится к тому, что автономные советские социалистические республики при достижении соответствующего уровня хозяйственного и культурного развития могут быть преобразованы в союзные советские социалистические республики.
Сталин отмечал: «Я думаю, что не следует его принимать. Оно неправильно не только со стороны его. содержания, но и со стороны его мотивов. Нельзя мотивировать перевод автономных республик в разряд союзных республик хозяйственной и культурной их зрелостью, также как нельзя мотивировать оставление той или иной республики в списке автономных республик ее хозяйственной или культурной отсталостью. Это был бы не марксистский, не ленинский подход. Татарская Республика, например, остается автономной, а Казахская Республика становится союзной, но это еще не значит, что Казахская Республика с точки зрения культурного и хозяйственного развития стоит выше, чем Татарская Республика. Дело обстоит как раз наоборот. То же самое надо сказать, например, об Автономной Республике Немцев Поволжья и о Киргизской Союзной Республике, из коих первая в культурном и хозяйственном отношении стоит выше, чем вторая, хотя и остается автономной республикой».
Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной, неокруженной со всех сторон территорией СССР. Почему? Потому что если за Союзной республикой сохраняется право выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, ставшая Союзной, имела возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР. А такой вопрос может поставить только такая республика, которая, скажем, граничит с каким-либо иностранным государством и, стало быть, не окружена со всех сторон территорией СССР.
Понятие и сущность Конституции Республики Беларусь
... сущность, функции Конституции Республики Беларусь; Рассмотреть порядок принятия, изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь. В данной работе будет рассмотрен основной источник Конституционного права Республики Беларусь – Конституция. 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ На ...
Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например. Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, — они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.
В-третьих, необходимо, чтобы республика была не очень маленькой в смысле количества ее населения, чтобы она имела населения, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона. Почему? Потому что было бы неправильно предположить, что маленькая советская республика, имеющая минимальное количество населения и незначительную армию, могла рассчитывать на независимое государственное существование. Едва ли можно сомневаться, что империалистические хищники живо приврали бы ее к рукам.
Вносились поправки и касаемо законодательных органов. Так в дополнение к статье 40-ой, предлагалось предоставить Президиуму Верховного Совета право издавать временные законодательные акты. И как отмечал Сталин, я думаю, что это дополнение неправильно и не должно быть принято Съездом. Надо, наконец, покончить с тем положением, когда законодательствует не один какой-нибудь орган, а целый ряд органов. Такое положение противоречит принципу стабильности законов. А стабильность законов нужна нам теперь больше, чем когда бы то ни было. Законодательная власть в СССР должна осуществляться только одним органом, Верховным Советом СССР.
отклонена. «Не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллегиальный, — это Президиум Верховного Совета, включая и председателя Президиума Верховного Совета, избираемый не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей».[8]
В итоге всех обсуждений Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года была принята новая Конституция СССР, получившая в пропаганде название «сталинской». Важно отметить, что основным ее автором являлся видный политический деятель Николай Иванович Бухарин, также в работе над конституцией принимал участие Карл Бернгардович Радек. Оба были впоследствии репрессированы.[9]
В конечный вариант Конституции 1936г. вошло 13 глав, 146 статей.
Итак, в текст конституции вошло 13 глав. Это:
- Глава I. Общественное устройство;
- Глава II. Государственное устройство;
- Глава III. Высшие органы государственной власти СССР;
- Глава IV. Высшие органы государственной власти союзных республик;
- Глава V. Органы государственного управления СССР;
- Глава VI. Органы государственного управления союзных республик;
- Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;
- Глава VIII. Местные органы государственной власти;
- Глава IX. Суд и прокуратура;
- Глава Х. Основные права и обязанности граждан;
- Глава XI. Избирательная система;
- Глава XII. Герб, флаг, столица;
- Глава XIII. Порядок изменения конституции.[10]
тогда же и исчезли. Закон не запрещал создание и существование других, кроме ВКП(б), политических партий.[11]
Конституция Французской Республики
... властей. Они составляют содержание восьми отделов конституции (I, II, III, V, VI, VII, IX, XI). Конституция 27 октября 1946 года является одновременно конституцией Республики ... образование. Избирательный закон вводил во Франции пропорциональное представительство. Соответственно с тем ... Конституция разделяется на двенадцать глав. Уже одно это перечисление глав показывает, как широки рамки конституции ...
По новой Конституции экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Народнохозяйственная жизнь в стране определялась и направлялась государственным планом. Социальная структура советского общества состояла из двух дружественных трудящихся классов — рабочих и крестьян и социальной прослойки — трудовой интеллигенции. Конституция утвердила полное равенство прав и обязанностей граждан СССР. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов преобразовывались в Советы депутатов трудящихся. Конституция ввела принцип всеобщего, тайного, равного избирательного права. Выборы во все органы власти стали прямыми. Законодательная власть на союзном уровне сосредотачивалась в руках Верховного Совета СССР.[12]
Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд. Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений.
Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности — государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, МТС и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах являются государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Собственность колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, общественные постройки. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. навечно.
участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Конституция допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, исключающее эксплуатацию чужого труда.
*Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народнохозяйственным планом. Конституция закрепила принцип труда и распределения: «от каждого по способности, каждому — по труду». В идеологических дебатах последнего десятилетия основной упор делался на распределении («каждому — по труду»).
Судебная власть Республики Беларусь: строение, функции и проблемы
... на судебную власть приобрело правительство после принятия новой конституции. Для ответа на эти и другие вопросы в рамках данной работы кратко рассматривается структура судебной системы Республики Беларусь, ... ситуация может быть изменена к лучшему. 1.Общий вид судебной системы РБ В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, судебная власть страны разделена на три автономные подсистемы (рис. ...
Между тем первая часть единого принципа имеет более фундаментальный характер. Конституционный принцип «от каждого — по способности» означает обязательство государства организовать хозяйство таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Очевидно, что это несовместимо с принципами рынка рабочей силы. Безработица в СССР официально была ликвидирована в начале 30-х годов, реально — к моменту выработки Конституции.
*В главе II Конституции «Государственное устройство» закреплялись принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Каждая союзная республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила приоритет союзных законов над законами союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.
*В главах III-VIII рассмотрена система органов власти и управления. Утвержден принцип верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления. Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, исключительно он осуществлял законодательную власть. Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Совет Союза избирался по норме — 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей избиралось от каждой союзной республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).
*Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Правительство СССР (Совнарком), образуемое ВС СССР, было высшим исполнительным и распорядительным органом. В нем было 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности, и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения.
*Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся сроком на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами Советов были избираемые ими исполкомы. Они были подотчетны как избравшему их Совету, так и исполнительному органу вышестоящего Совета.
Судебная власть Республики Казахстан
... Республики Казахстан обеспечивается: принципом правосудия, установленные конституцией являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан, обязательное исполнение на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществление судебной власти ...
*В главе IX Конституции «Суд и прокуратура» было определено, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды избирались гражданами района сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Конституция закрепила важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Высший надзор за исполнением законов наркоматами и учреждениями, должностными лицами и гражданами Конституция возлагала на Прокуратуру. Органы прокуратуры были независимы от любых местных органов и подчинялись только Прокурору СССР. На практике в тот период из под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД.
равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы. Конституция исходила из равноправия наций и рас, прямое или косвенное ограничение прав или установление преимуществ граждан в зависимости от расовой или национальной принадлежности, всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения карались законом. Были определены социально-экономические условия, которые служили гарантией осуществления главных прав трудящихся.
*Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип «один человек — один голос» (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав).
Изменения Конституции СССР могли быть произведены лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.
*В Конституции СССР 1936 г. закреплялась руководящая роль ВКП(б) («руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»).
Пo Конституции 1936 г. предполагались следующие права граждан:
К обязанностям граждан по Конституции 1936 г. относились: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Левые силы во всем мире горячо приветствовали новый Основной Закон Союза ССР. Данная Конституция действовала почти 41 год. Но практически все ее положения оказались голой декларацией.[14]
Конституция 1936 г. стала основополагающим законодательным актом, но многие из ее положений требовали конкретизации в законодательстве Союза, союзных и автономных республик. К марту 1937 г. были приняты новые основные законы союзных республик. С марта 1937 г. по январь 1938 г. принимаются конституции автономных республик, которые затем были утверждены Верховными Советами союзных республик.
По своему содержанию республиканские конституции полностью соответствовали Конституции Союза ССР, конкретизировали и развивали ее положения. Система высших органов власти каждой из союзных и автономных республик строилась в основном по типу высших органов власти СССР, разграничивались компетенция органов государственной власти и управления, законодательная и исполнительно-распорядительная деятельность. Детально были разработаны в республиканских конституциях вопросы о местных органах государственной власти. При этом более полно, чем в Конституции Союза, отражались основные направления руководства Советами со стороны вышестоящих представительных органов.
Теоретические основы Конституции Республики Казахстан
... практическое значение, несомненно. 1 Конституция Республики Казахстан - основной закон государства. § 1. Понятие Конституции РК, её сущность и содержание. Конституция (от латинского слова “ ... конституция сельскохозяйственных животных).[4] Конституция - основной закон государства. Конституция отражает общественное и государственное устройство, определяет принципы организации и деятельности органов ...
Такая унификация основных законов была проведена впервые. Прежние конституции республик, закрепляя одинаковые принципы и институты, резко отличались друг от друга по форме, а от Основного Закона Союза — и по содержанию.[15]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении развития конституционного права начала XX века видно, что велась активная работа по его кодификации. За период с 17 по 36 год было издано три конституции, постепенно приближаясь к наиболее востребованной и проработанной форме на тот момент времени.
двойственное положение Президиума Верховного Совета практически нарушало законодательную монополию Верховного Совета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда от исполнительной власти.
Конституция 1936 г. существенно изменила структуру и статус органов власти и управления, упростив и сделав их более четкими. Она отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов.
Наиболее крупной и, по существу, единственной кодификационной работой стало создание новых конституций.
В целом конституция 1936 года по сравнению с предыдущей 1924 года была более совершенной. Как отмечают исследователи, для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике — другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936 г. — в рамках именно того типа общества, каким был СССР.
1. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс // Норма – М., 2009 – 336с.
Кара-Мурза С. Г.
3 История отечественного государства и права часть 2: Учебно-методическое пособие // НовГУ – В. Новгород, 2007 – 94с.
Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И.
5 «Вопросы ленинизма», одиннадцатое издание // ОГИЗ – М., — 1947 – 126с.
Чистяков О. И.
Ресурсы сети Интернет
www.yandex.ru
[1] (из Доклада В. И. Сталина на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. О конституции 1936 г. СТАЛИН И. И. «Вопросы ленинизма», одиннадцатое издание. — М.: ОГИЗ. — 1947 г.
Ковалёв Б. Н.
Земцов Б. Н., Чистяков О. И
Ковалёв Б. Н.
Кара-Мурза С. Г.
Антропология права
... состояние антропологии права Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии "Нормы права — это прежде всего правила поведения, получившие чаще всего государственную апробацию и потому обладающие потенциальной… Глава 2. Традиции и современность в антропологии права ...
[7] www.constitution.mvk.ru
[8] www.allpravo.ru
[10] www.allpravo.ru
Чистяков О. И.
Ковалёв Б. Н.
Кара-Мурза С. Г.
Ковалёв Б. Н.