1. Основные памятники права средневекового Китая
право китай уголовный законодательство
1.1 «Уголовные установления Тан» и императорское законодательство XIV — XVII вв.
Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов законов, у истоков которых обычно находился основатель династии. Как и в Византийской империи, здесь практиковалось заимствование из предшествующего династийного законодательства. Так, в 1647 г. усилиями маньчжурских Сановников и судей был создан кодекс, во многом воспроизводивший законодательство минской династии. Самыми разработанными кодификациями начального периода средневековья стали законы династии Тан (618-907 гг.) и династии Сун (907-1279 гг.).
Династия монгольских правителей Юань (1280-1368 гг.) предпочла подражание издревле существующим порядкам и превратила в законы специально отобранные судебные прецеденты. Основатель Минской династии Чжу Юань-чжан задолго до вступления на императорский престол уделял большое внимание проблеме создания прочного и долговременного свода законов.
Среди европейских китаеведов распространено убеждение, что китайские законы имеют преимущественно карательную направленность. Это суждение правомерно лишь отчасти. Действительно, сами слова «закон» (фа) и свод законов (люй) обычно обозначают законы уголовные. Исторически сложилось так, что уголовные (карательные) законы и своды законодательства получили в Китае наибольшее развитие и этим сильно удивили в свое время многих европейских историков права. Однако и старые и средневековые кодексы включали довольно широкий круг законов военных, гражданских и административных. Такое соотношение отраслей законодательной деятельности объясняется тем, что в Китае, как и в других районах мира, древнее и средневековое законодательство было воплощением одновременно законных и моральных требований, а также смешением уголовного и гражданского законодательства, При этом весьма важную и своеобразную часть таких законодательств составило законодательство административное, поскольку Китай всегда был страной централизованного и даже сверхцентрализованного управления делами государства.
Особенно явственно комплексный, многоотраслевой характер династийного законодательства проявил себя в минском кодексе XIV в. Все законы, изложенные в 460 статьях, собраны в 30 главах, но параллельно законы также подразделяются соответственно традиционным для Китая шести ведомствам, названия которых указывают одновременно на отраслевой характер законодательного регулирования. Законы подразделяются на законы по ведомству чинов, ведомству финансов, ведомству церемоний, военному ведомству, ведомству наказаний и ведомству работ. «Ведомственным» разделам кодекса предпослано вступление из 47 статей, названное «Меры наказаний и принципы применения законов», что дает основание отнести способ построения кодекса к разновидности, именуемой в европейской традиции пандектной системой изложения законов (вначале излагаются общие принципы и определения, а затем нормы законоположений по отраслям или областям регулирования).
Право и закон общее и особенное
... «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых. Пытаясь провести грань между правом и законом, ... Право и религия (5) Главная > Реферат >Государство и право Федеральное Государственное образовательное учреждение Новосибирский Государственный университет Кафедра теории и истории государства и права, конституционного права Тема: «Право и ...
В фундаментальном исследовании тангутского права и текста «Измененного и заново утвержденного кодекса девиза царствования Небесное процветание» (XII в.), во многом скопировавшего образцы кодексов танской и сунской династий, Е.М. Кычанов распределил объекты тангутского законодательства по следующим отраслям и областям законодательного осмысления и регулирования: учение о преступлении, применение наказаний, процессуальное право, уголовное право, гражданское право, административное право — центральный аппарат управления, административное право — местная администрация, административное право — правовое положение буддийских общин и даосских монахов в тангутском государстве, военное право. Китайское средневековое законодательство сосуществует с обычным правом, для которого характерно использование принципа равновозмездности (талиона) либо откупа от наказания (композиции) и изгнания преступника из рода-племени (атимия).
В танском Китае изгоняли, например, убийцу, поскольку кровная месть внутри рода и племени не применялась. Чужаки для племени не охранялись ни обычаем, ни религиозным запретом. Китайские администраторы, управлявшие тангутскими племенами в X-XI вв., в случае возникновения конфликтов между тангутами «подбирали справедливого человека, умелого оратора» или высылали на место чиновника для того, чтобы выяснить, кто прав, кто виноват, и чтобы убийца уплатил выкуп, либо — в случае более обширного конфликта — поручали примирить конфликтующих «по их собственным законам и обычаям».
Кодифицированное собрание законов имело несколько разновидностей. Так, свод военных законов в тангутском государстве Си Ся (982-1227 гг.) имел название «Яшмовое зерцало». Зеркало из яшмы еще в древнем Китае почиталось как «символ пути чистоты и света, пути порядка и управления, основанного на законе и справедливости».
Со времени династии Тан собрания законов разной силы и степени важности подразделялись на четыре группы: люй, лин, кэ и ши. Законы «люй» фиксировали преступления и содержали точные меры наказания. Законы «лин» обеспечивали процесс властного администрирования в обществе и государстве путем установления правил и образцов, а также предписаний для взаимоотношений между «благородными» и «презираемыми», а также между знатными и низкорожденными. Законы «кэ» и «ши» также относились к области административных отношений, но уже не в общегосударственном масштабе, а в пределах административно-властного управления ведомств. Они регулировали правила награждения, субординации, а также правила и инструкции, относящиеся к внутреннему распорядку.
Наряду с кодексами существовало своеобразное «указное право» императоров, которое затем в виде кратких записей решений и постановлений с добавлениями составляло особый жанр законодательствования и специфический источник права — собрание указов («чи»), или китайскую разновидность прецедентного императорского права. Иногда собрания указов — «чи» — выполняли роль новых уголовных законов (во времена династии Сун), и практикующий судья сначала смотрел в сборник указов, а затем в уголовный кодекс. И хотя указы низводили кодекс до вспомогательного средства, его действие никогда не отменялось.
Основные положения и сущность Закона «О техническом регулировании» ...
... исключениями или переходными положениями Закона. Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства: техническими регламентами регулируются не ...
Тайский кодекс («Тан люй шу и»).
Первым крупным сводом законов стал Танский уголовный кодекс с комментариями и разъяснениями. Комментарии и разъяснения не только имеют большую практическую ценность, но и облегчают ориентирование в обилии законодательных установлений за счет достаточно подробного комментирования классифицируемых особым образом разновидностей преступлений и наказаний. В этом состоит еще одна характерная особенность китайского средневекового законодательного искусства. Составление Танского кодекса было завершено в 653 г., обнародование состоялось только в 737 г.
Характерной особенностью династийного законодательства было допущение исходного для конфуцианства представления о том, что эффективность государственной системы контроля и регулирования возможна только на основе сочетания и взаимодействия моральных норм (морально-ритуальных заповедей, обозначаемых термином ли) и жестких предписаний закона (фа).
Традиционны и ссылки в текстах законов на моральные нормы или на произведения Конфуция и его последователей. Пересмотры и переиздания кодексов в последующие века также производились в согласии с конфуцианской традицией, требовавшей «с любовью относиться к древности, но и знать новое».
Поскольку средневековое конфуцианство представляло собой компромисс позиций древнего конфуцианства и легизма, то в законодательстве рассматриваемого периода довольно сильными оказались легистские традиции, требующие ответственности по принципу круговой поруки и поощряющие доносительство или добровольное покаяние. Под влиянием осуждения доноса на родителей и родственников самим Конфуцием Танский кодекс запрещает донос на родственников первой и второй степени родства под страхом смертной казни.
Танский кодекс имеет следующую структуру: 502 статьи были собраны в 30 глав (цзюаней), которые сведены в 12 тематических разделов. Эти разделы имели следующие области регулирования: 1. Меры наказания и принципы применения законов; 2. Охрана запретных мест; 3. Должностные обязанности чиновников и порядок их исполнения; 4. Домохозяйства и бракосочетания; 5. Государственные конюшни и зернохранилища; 6. Самовольные действия администрации; 7. Разбой и хищения; 8. Драки и тяжбы; 9. Мошенничества и подлоги; 10. Разнородные карательные законоустановления; 11. Задержания и побеги; 12. Судопроизводство и тюремное содержание.
Таким образом, средневековое китайское законодательство обладало такими особенностями перехода от обычного права к закону (замена кровной мести откупом, наказания композицией и атимией) и такими своеобразными чертами законодательного регулирования (кодексы, императорские указы), которые могут рассматриваться сразу в двух измерениях — как своеобразные черты эволюции правовых институтов всего дальневосточного региона и как пример вполне узнаваемых общих черт, сходных с признаками эволюции права и законодательства в странах европейского региона.
Освобождение от уголовного наказания: понятие и виды
... значение освобождения от уголовного наказания рассмотреть классификацию видов освобождения от уголовного наказания изучить виды освобождения от уголовного наказания Предметом работы являются правовые нормы, изложенные в главе 12 Уголовного кодекса Российской Федерации. Объектом работы является освобождение от уголовного наказания как ...
1.2 Уголовно-правовые предписания по «Уголовным установлениям Тан»
Первый раздел «Меры наказания и принципы их применения» — самый большой и составляет примерно пятую часть всего корпуса «Тан люй шу и». Он содержит толкования основных и вспомогательных разновидностей наказания и общих принципов их применения. В остальных разделах разбираются конкретные типы преступной деятельности и соответствующие им наказания. Так, в разделе 1 в статье о пяти видах наказания легкими палками приводится следующее толкование составителей кодекса самой меры наказания и ее происхождения и назначения: «Наказывать легкими палками» — значит «бить» и, кроме того, может толковаться как «стыдить». Объясняется это тем, что, если человек совершил легкий проступок, по закону необходимо вразумить его, поэтому применяют к нему битье, чтобы устыдить его.
Наказание легкими палками является самым легким из наказаний. С течением времени тяжесть его менялась. Но все ждали прихода поры, когда не станет наказаний и следование Моральному долгу и сделается единственным общим уделом. Танское законодательство не знает института необходимой обороны, но освобождает от ответственности ближайших родственников, вступившихся за отца или мать в случае нападения. Наказания смягчались для трех категорий лиц — стариков, детей и инвалидов. Классификация преступных деяний строилась под влиянием конфуцианской философии, осуждавшей общественное зло, и еще с древности получила название «10 зол». Объектом посягательств мог быть не только государственный порядок или человек и его имущество, но прежде всего ритуал межличностного и межгруппового общения (этикет), нарушение которого в виде сыновней непокорности или несогласия могло при желании законодателя обрастать расширительными толкованиями. В число упомянутых зол входили заговор о мятеже против государя, «великое непокорство» (бунт против существующих порядков и морали с умыслом что-то святотатственно разрушить), а также измена (переход на сторону врагов императора, государства, бегство из страны или из осажденного города).
Четвертое зло — «непочтение, непокорность» — имело в виду внутриродственные конфликты (избиение или убийство родных), затем следовало зло в виде «несправедливости, порочности» (преступления, совершенные с особой жестокостью и злостью).
Шестое зло — «выражение великого непочтения» — подразумевало кражу предметов культа, вещей императорского обихода (императорская печать, печать его жены, матери), а также оплошности при приготовлении ему пищи, лекарства либо злословие в его адрес. Виновные в этом подлежали удавлению. Следующие разновидности зла были сгруппированы в связи с их вредом для нравственных семейных устоев: «выражение сыновней непочтительности», «несогласие, разногласие» с близкими родственниками; далее следовала группа преступлений, оцениваемых как «несправедливость, неправедность» во взаимоотношениях из разряда официальных и иерархических (убийство начальника его подчиненным, убийство командира, учителя-наставника; сюда же было отнесено выражение непочтения к мужу со стороны жены, например отказ от ношения траурной одежды в связи с его кончиной).
Десятое зло — кровосмесительные связи, которые уподоблялись взаимоотношениям «птиц и зверей». Совершение одного из таких зол не освобождало от наказания никого вне зависимости от занимаемого положения и лишало возможности откупа от наказания. Наказанию подлежали также члены семьи преступника с конфискацией их скота и имущества. В первую очередь к ответственности привлекались жена и дети преступника, в случае более тяжкого преступления — его родители, самого тяжкого — его деды и внуки, братья, сестры по отцу, племянники. Особую группу преступлений составляли различные виды несправедливого обогащения — получение материальных благ обманом либо с помощью запугивания или получение чрезмерной выгоды. Помимо явного сближения карательных и договорных запретов китайское законодательство не обособляло сферу уголовного наказания от административного наказания.
Исполнение наказания в виде штрафа
... в УК РФ. Таким образом, правила замены штрафа более строгим наказанием представляют собой специфический механизм уголовно-правового обеспечения исполнения наказания. Заключение Рассмотрев комплекс вопросов, связанных с исполнением такого вида уголовного наказания как штраф, ...
Наказание осуществлялось в виде обезглавливания, удавления, каторжных работ в ссылке и без ссылки, а также битья палками. С VI в. битье толстыми палками было дополнено битьем тонкими палками. Палки имели точно зафиксированные размеры и изготовлялись под контролем властей. Толстая палка была длиной около метра, имела утолщенный лопатовидный конец и сужалась к рукояти. Танская палка делалась из шиповника, а не из бамбука, как это обычно утверждается в популярной литературе. Танский кодекс упорядочил эти наказания следующим образом: удары тонкими палками, толстыми палками, каторжные работы на ризные сроки от 1 до 3 лет, ссылка трех степеней — в зависимости от удаленности места отбывания наказания (от 1 тыс. до 1,5 тыс. км).
В период правления династии Тан пять основных видов наказания (ровно столько же основных было и в древности) по мере нарастания их тяжести подразделялись еще на степени, которых насчитывалось уже 20 (пять разновидностей наказаний тонкой палкой от 10 до 50 ударов; пять разновидностей наказаний толстой палкой от 60 до 100 ударов; пять наказаний каторжными работами на срок; три вида наказаний ссылкой на расстояние и две разновидности смертной казни (удавление, обезглавливание).
С X в. смертная казнь была дополнена «резанием на куски» с последующим разрезанием горла и обезглавливанием. Эта казнь была, по комментариям историков, заимствована китайцами в период правления династии Сун и применялась при казнях мятежников и убийц. Она была включена в кодексы династий Юань и Мин. Чиновничество средневековой империи имело в этих случаях ряд привилегий — каторга или ссылка могла быть заменена наказанием в виде лишения должности или ранга и титула. Если рангов и титулов недоставало для прощения вины, то применялся штраф. Льготами пользовались и родственники чиновника — в зависимости от «силы тени», падающей от ранга чиновника, или от степени родственной близости.
В этих случаях действовал принцип восьми суждений (суждений о лицах, имеющих право на смягчение наказания).
Этот принцип восходит еще к временам династии Хань и был включен и кодекс династии Вэй (III в.).
Собственно, речь шла о восьми группах лиц, имеющих право на смягчение наказания. Среди них традиционно первыми были свойственники рода государя, затем шли «ветераны» (личные слуги и охрана государя), «мудрецы» (благородные мужи, лица, искусные во владении оружием или словом, и лица, показавшие высокое мастерство в соблюдении этикета), «талантливые» (опытные чиновники и мастера обучения коней и армии), «заслуженные» (отличившиеся в военной службе), «высокочтимые» (лица, обладавшие высоким чиновным рангом), «усердные» (чиновники государственной службы и послы), «гости» (потомки некогда правивших династий).
Понятие права. Роль права в жизни государства и общества
... бюрократии. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства. Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. ...
Смягчение наказания обеспечивалось определенной и восходящей к временам Ханей процедурой в такой последовательности; обсуждение вопроса о социальном статусе преступника — подача прошения о смягчении ему наказания — смягчение меры наказания или откуп от наказания. Одним из самых типичных и тяжелых преступлений в бюрократическом аппарате средневекового китайского государства было взяточничество, которое вначале Танский, а затем и Минский кондексы сближают с разбоем и воровством в рамках Таблицы наказаний за «шесть видов присвоения» (казенного и частного имущества).
Согласно Танскому кодексу, наказуемые виды присвоения, расположенные по принципу убывающей общественной опасности («злостности»), выглядят следующим образом: грабеж или разбой в двух разновидностях — с применением угроз или силы и с применением оружия; взяточничество с извращением (нарушением) закона в двух разновидностях получающими жалованье и не получающими жалованья. Перечисленные преступления включают в качестве наказания высшую меру — смертную казнь путем удавления (по всем этим видам) и обезглавливание (для разбоя в обоих случаях).
Далее следуют взяточничество без извращения закона получающими жалованье и не получающими жалованья; воровство; присвоение подведомственного имущества и наказуемое присвоение.
2. Правовое положение основных групп населения в средневековом Китае
2.1 Правовое положение населения по «Уголовным установлениям Тан»
Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных социальных слоев, сословий, групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности определялось термином «сэ» (цвет), указывающим на принадлежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями.
Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и прочем.
Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы: «благородных», «добрых» и «подлых» людей.
Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, «благородных» лиц — светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладельцами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствования династии Мин (1368-1644 гг.) общее число «родственников» императора, обладающих высокими титулами, рангами, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений.
В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладельцев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от «благородных», могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика покупки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения наказания за совершенное преступление путем зачета ранга и пр.
, учение Платона о Праве и государстве
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н. э. учениками Платона. Значение его в истории столь ... он, тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. По справедливому замечанию Гирке, учение Платона о государстве заключается ни в чем ином, как в антропоморфическом перенесении психологии и ...
В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии — чиновничеству. Образованная сословная группа — шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных крестьян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слой лиц, непосредственно причастных к власти, — окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический государственный аппарат, вторую — огромная армия кандидатов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной власти Китая.
Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки образование и сдавших экзамены. Фактически получить образование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность «достойных людей».
Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу которых была положена система оплаты службы чиновника зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней), сложилась еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохранялись вместе с делением на высших, средних и низших чиновников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж, и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной величины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. Представители второй непривилегированной сословно-классовой группы относились к простонародью, «мелкому люду». Это в основном мелкие земледельцы и ремесленники, на которых и лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.
К третьей сословно-классовой группе «подлых людей» относились неполноправные свободные и бесправные — государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, нередко прикрепляемых к земле.
Неполноправная сословная группа состояла вплоть до XIII в. из лиц, находившихся в зависимости от «сильных домов». Они использовались в качестве вооруженной силы, полукрепостных арендаторов, батраков, домашней прислуги. Арендаторы частных земель и батраки, как и рабы, должны были беспрекословно выполнять приказания хозяина. Их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли на страже интересов землевладельцев, оказывали им содействие в розыске и возвращении беглых арендаторов и батраков, не внесших вовремя арендную плату или не отработавших сроков, указанных в контракте. Лишь в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.
Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран
... избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. Законодательство о выборах в зарубежных странах в ... источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные ...
2.2 Уголовные правонарушения и судебный процесс в императорском законодательстве 14-17 вв.
Широко распространенной практикой в применении наказаний в средневековом Китае стало предоставление возможности избежать или сократить срок вынесенного наказания с помощью откупа денежными ассигнациями, серебром или осуществлением определенной физической работы. Так, наказание битьем палками можно было заменить работой в месяцах или в пересчете на серебро, взносом зерна, перевозкой извести или кирпича, воды и угля и др. Наказание 10 ударами палки было эквивалентно одному месяцу работы или 300 мерам серебра (в ли).
Наказание в 100 ударов палками приравнивалось к работе в течение 6 месяцев или в 1800 ли серебра. Наказание в один год высылки приравнивалось к работе в течение 12 месяцев или к 3600 ли серебра. Однако возможность откупиться от наказания предоставлялась на всем и при наличии определенных условий.
Принимались во внимание возраст, социальное положение, состояние здоровья, род занятий (астролог, музыкант, мастеровой), характер преступления и вид наказания. Откуп дозволялся взамен наказания тонкими батогами для приговоренных к ним гражданских и военных чиновников за совершение лично-бескорыстных преступлений. Откуп взамен всех видов наказаний — для лиц старше 75 и моложе 15 лет. Дозволялся откуп взамен различных наказаний, полагавшихся за убийство или нанесение телесных повреждений вследствие непредвиденных обстоятельств — во время развлечений, по ошибке или в силу других непредвиденных обстоятельств.
Судебный процесс носил инквизиционный характер. Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа. Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным. Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.
Теория правового государства: история и современность
... и правопорядка. Различные аспекты античного влияния на последующую теорию правового государства группируются вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает ... учений о правовом государстве3. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”. Свои ...
Заключение
В заключение следует отметить, что раскрыть общие и особенные закономерности государства и права Средневекового Китая, а также выделить те его аспекты, которые позволили данной цивилизации приобрести мировое значение в области культуры, науки, образования, экономики, стало главной задаче, так как становление китайской традиции, стало главнейшим фундаментом образования правового регулирования.
Таким образом, изучив государство и право Средневекового Китая, можно сделать следующие выводы:
- Основополагающими для формирования права Китая того времени выступали философские учения, как и всегда, основополагающая часть китайского мироздания, где весьма скромны позиции религии. Отсутствие хорошо разработанной системы царско-храмовых хозяйств, послужило хорошей основой для возникновения сильного централизованного государства с глубоко проработанными источниками права, содержащими правовые нормы;
- На виды источников права Средневекового Китая оказали влияние, выявленные предпосылки урегулирования системы права. Философские учения в Китае легли в основу появившихся источников права. Для Китая источниками права выступали законы, правила нравственности, возведенные в ранг общепринятых правил и обычаи;
— Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов.
В династийных сводах законов костяк норм создавался основателем династии (эти нормы со временем приобретали черты божественного установления), а его преемники расширяли, дополняли этот костяк своими законодательными постановлениями, совершенствуя их.
Начиная с Хань, сборники законов неизменно строились на закреплении стабильного ядра традиционно-правовых норм— люй, которые дополнялись новыми — лин. Постепенно между люй и лин произошло разделение по сферам правового регулирования: люй включали уголовные законы, а лин — административные постановления и пр.
Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/skachatpravovyie-pamyatniki-srednevekovogo-kitaya/
1) История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч 1/ Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н. Крашенинникивой — 2-е издание., стер. — М: Издательство НОРМА, 2001.- 624с.
2) Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА; М),2001. — 744с.
3) История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. / Под ред. доктора юрид. Наук, проф. С.А. Чибиряева. — М.: Былина, 2002. — 472с.
4) История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев и др.; под ред. К.И.Батыра. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 496с.
5) Васильев, Л.С. История Востока: в 2 т. / Л.С. Васильев. — М.: Наука, 1993. — 2 Т.
6) К.И. Батыра История государства и права зарубежных стран Учебник / Под ред. проф. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003. — 496с.